Научная статья на тему 'Рыцари науки'

Рыцари науки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
111
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рыцари науки»

Рыцари науки

; мена двух выдающихся отечественных психологов - О.К. Тихо-^ ii мирова и А.В. Брушлинского неразрывно связаны между собой. И дело не только в том, что их объединяет схожесть судеб: им суждено было родиться в один день, учиться в одной студенческой группе на отделении психологии философского факультета МГУ, а затем заняться одной из важнейших научных проблем - психологией мышления. Главное, что объединяет эти ученых, - их поистине рыцарское служение психологии и несомненная близость методологических принципов анализа мышления человека. Подтверждением является публикуемая нами совместная программная статья, которая отражает их общие взгляды на состояние и судьбу психологии мышления. Статья была написана в 1994 году в переломный момент развития отечественной психологии, когда резко пересматривались методологические позиции и приоритеты, происходил отказ от достижений отечественной психологии и тотальное некритическое заимствование зарубежных теорий, экспансия «информационных теорий психики», создаваемых специалистами по искусственному интеллекту. Эта ситуация и побудила двух выдающихся специалистов объединить свои голоса, в защиту исследований мышления именно с позиций психологической науки, чтобы быть услышанными современниками и потомками. В этой статье критически отрефлексированы «тупиковые пути» и определена перспектива развития психологии мышления с позиций методологии теории деятельности.

О.К. Тихомирову и А.В. Брушлинско-му в области психологии мышления удалось, с точки зрения А.Г. Асмолова, реализовать уникальный - междисциплинарный - синтез психологии мышления и логики, что породило новые области исследований, раскрывающих специфические особенности процессов мышления человека, дало импульс к развитию психологии субъекта (в том направлении, которое было задано С.Л. Рубинштейном) и смысловой концепции мышления, развивающей теорию деятельности А.Н. Леонтьева.

Профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова О.К. Тихомиров (1933-2001) - один из наиболее ярких и заметных представителей московской психологической школы. Вся его профессиональная жизнь была неразрывно связана с Московским университетом. В 1968 г. он уже стал доктором наук, затем профессором, а с 1989

по 1999 гг. заведующим кафедрой общей психологии, избранным (а потом повторно переизбранным) коллективом сотрудников кафедры. Это свидетельствовало о высоком авторитете Олега Константиновича, признании не только его верности традициям культурно-дея-тельностного подхода в отечественной психологии, но и готовности развивать и обогащать научное наследие своих Учителей. В воспоминаниях одного из основателей когнитивной психологии Джерома Брунера дана очень точная характеристика стиля его научной деятельности: «Олег Тихомиров был человеком, достойным восхищения. Он был безусловным человеком науки, и вместе с тем в его работе всегда присутствовало истинно творческое воображение».

Избрав темой своих исследований психологию мышления, О.К. Тихомиров проявил себя глубоким и эрудированным теоретиком, страстным поле-

О.К. Тихомиров в окружении коллег и учеников

Национальный психологический журнал National psychological journal

http://www.psy.msu.ru/science/npj/

¥

ISSN 2079-6617

© Lomonosov Moscow State University, 2013

№ 2 [10] 2013

мистом, тонким методистом-новатором и неутомимым экспериментатором. Он создал собственную научную школу, которая по оценке Ю.П. Зинченко является одной «из немногих... научных школ, возглавляемых учениками А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник, П.Я. Гальперина. Эта школа - ... «гордость и своего рода «визитная карточка» факультета психологии МГУ».

А.В. Брушлинский за рабочим столом

В первой монографии О.К. Тихомирова «Структура мыслительной деятельности человека» (1969) сформулированы теоретические, методические и экспериментальные основы нового подхода к изучению мышления как деятельности, структура и продуктивность которой определяются динамикой мо-тивационно-эмоциональной и смысловой регуляции, процессами целеобразо-вания и смыслообразования.

Закономерности детерминации творческой мыслительной деятельности, преобразования разных видов интеллектуальной деятельности в условиях использования новых информационных технологий стали в дальнейшем предметом отдельных циклов исследований и оперативно публиковались в коллективных монографиях и сборниках статей под редакцией О.К. Тихомирова. Полученные результаты позволили создать новую психологическую теорию, названную впоследствии смысловой теорией мышления, Изданная О.К. Тихомировым в 1984 г. «Психология

мышления» (в 1988 году книга вышла в свет и на английском языке) не только отражает научные представления о мышлении, раскрываемые с позиций методологии культурно-исторического и деятельностного подхода, но и, обосновывая перспективные «точки роста» концепций мышления, является одним из основных учебников по курсу общей психологии.

Глубокое видение О.К. Тихомировым перспектив развития мировой психологической науки, фундаментальность теоретических положений, оригинальность замыслов и совершенство методических основ исследований, выполненных под его руководством начиная с 1960-х гг., привели к тому, что и сегодня они продолжают оставаться актуальными, информативными и современными.

Жизнь А.В. Брушлинского (1933— 2002) в науке так же была яркой, насыщенной и продуктивной: блестящая учеба в университете, встреча с С.Л. Рубинштейном, преданное служение его идеям и при жизни и после смерти учителя, открытие новых закономерностей психической жизни человека, трудная, но блестящая карьера организатора науки. После окончания Московского университета, с 1956 до 1972 гг. Андрей Владимирович работал в секторе психологии Института философии АН СССР, затем - в Институте психологии АН СССР. В 1989 году он был избран, в 1995 и в 2000 переизбран директором Института психологии РАН.

В качестве директора ИП РАН и главного редактора Психологического журнала он осуществлял огромную научно-организационную работу, объединяя ученых-психологов из различных регионов России, успешно сочетая ее с преподавательской деятельностью на факультете психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, в которой он ценил возможность растить будущие поколения преданных психологии ученых.

Разработанная А.В. Брушлинским концепция мышления как процесса была определена им самим как «континуально-генетическая». В ней утверждалась непрерывная, «недизъюнктивная» природа психического, неразрывное единство мышления и личности. Эти положения оказались исключительно продуктивными в научном плане и нашли свое отражение в большом числе работ,

выполненных в конце 1960-х - начале 1980-х гг. совместно или под руководством А.В. Брушлинского.

Ученики и последователи профессора О.К. Тихомирова продолжают активно развивать перспективное направление исследований различных форм сложной интеллектуальной деятельности человека - смысловую теорию мышления. А концепция А.В. Брушлинского -психология субъекта успешно разрабатывается его сотрудниками и учениками, становясь методологической основой многих интересных теоретических и прикладных работ.

Работы О.К. Тихомирова и А.В. Бруш-линского в области методологии, а так же созданные ими концепции мышления, актуальны сегодня, когда в связи со стремительным развитием информационных технологий сохраняется опасность утраты предмета собственно психологического исследования. Они искали и изучали в мышлении человека неформализуемые процессы, компоненты, уровни регуляции, то есть ту психологическую реальность, которая не поддается моделированию с помощью компьютерных средств, даже в суперсовременных системах искусственного интеллекта. А.В. Брушлинский при этом обращался к анализу процессуального аспекта субъектной детерминации мышления, определяющей его недизъ-юнктивность, а О.К. Тихомиров - к закономерностям личностно-смысловой и мотивационно-эмоциональной регуляции, процессам целеобразования, динамике смысловых систем и познавательных потребностей, сложному взаимодействию осознаваемых и неосознаваемых компонентов, взаимосвязи когнитивных и аффективных процессов в мыслительной деятельности.

Научное наследие О.К. Тихомирова и А.В. Брушлинского содержит в себе огромный, но, к сожалению еще не до конца использованный потенциал, их научный прогноз оказывается верным, а идеи, которые они отстаивали - пророческими.

Предлагаем вниманию читателей единственную совместную статью двух выдающихся ученых «О тенденциях развития современной психологии мышления». Статья из научного архива О.К. Тихомирова представлена в ее первоначальной редакции.

№ 2 [10] 2013

ISSN 2079-6617

© Lomonosov Moscow State University, 2013

Национальный психологический журнал National psychological journal

http://www.psy.msu.ru/science/npj/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.