ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2008. № 2
Ю. П. Зинченко
ОЛЕГ КОНСТАНТИНОВИЧ ТИХОМИРОВ -ПРОФЕССОР ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Олег Константинович Тихомиров связал свою жизнь с Московским университетом: поступил на отделение психологии философского факультета и до конца жизни трудился на факультете психологии. Студент и аспирант, а впоследствии младший научный сотрудник, он прошел путь до профессора, заведующего базовой кафедрой (общей психологии) факультета, члена Ученого совета МГУ. Его жизненный путь вместе с кратким обзором его работ отражен в недавно выпущенных справочниках1. Это говорит, в частности, о том, что профессор Тихомиров — подлинная «звезда» отечественной психологии.
Рабочую и научную карьеру О.К. Тихомиров, ученик А.Р. Лу-рии, начал в области возрастной психологии, однако вскоре он занялся проблематикой общей психологии и стал изучать познавательные процессы. При идейной поддержке А.Н. Леонтьева, А.Р Лурии, Б.В. Зейгарник и других коллег по факультету психологии он посвятил свою недюжинную творческую энергию разработке психологической теории мышления. Итогом напряженного и плодотворного труда О.К. Тихомирова и его учеников стали теоретические положения и всестороннее экспериментальное обоснование смысловой теории мышления, изложенной им в ряде монографий, статей и в учебнике по психологии мышления, выдержавшем два издания1 2 * 4.
Начало смысловой теории мышления положило выявление ранее неизвестных в мировой психологии феноменов (среди которых, к примеру, феномен эмоционального предвосхищения реше-
1 См.: Войскунский А.Е. Тихомиров Олег Константинович // Энциклопедия Московского университета. Факультет психологии. Биографический словарь. М.: МГУ, 2006; Корнилова Т.В., Войскунский А.Е. Олег Константинович Тихомиров — создатель школы мышления в Московском университете // Выдающиеся психологи Москвы / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Ярошевского. М.: ПИ РАО, 2007.
2 См.: Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984; 2-е изд.
М.: ACADEMIA, 2002.
4
ния или феномен структурирующей функции мотива и др.). Представление мышления как системы динамических процессов, в которой объединены когнитивные и аффективные компоненты, которая функционирует в коммуникативном пространстве и в результате чего порождаются психологические новообразования (цели, смыслы и т.п.), выступающие индикатором творчества, — такое представление выглядело поистине революционным еще 30—40 лет тому назад, да и сейчас может считаться близким к «мэйнстриму» психологии познания. Думается, что без основ смысловой теории мышления панорама отечественной психологической науки оказалась бы существенно обедненной. Это же самое может быть сказано и относительно ведущей общепсихологической теории, рожденной и развитой на факультете психологии МГУ, — теории деятельности. Эта теория, сторонниками которой являлись очень многие представители психологического сообщества во всей стране, также получила крайне существенные импульсы — как теоретические, так и экспериментальные — из исследований в рамках смысловой теории мышления. Эти импульсы тщательно проанализированы и заслуживают внимания как историков психологии, так и активно работающих исследователей3 * 5. О.К. Тихомиров может быть по праву назван одним из ярчайших представителей психологической теории деятельности.
Как справедливо отмечается в упомянутых выше справочных изданиях, уже во время учебы О.К. Тихомиров получил отменное («из первых рук») представление о теоретических взглядах и эмпирических результатах Л.С. Выготского (до 1956 г. публикации этого выдающегося мыслителя и экспериментатора находились под запретом). Такова была своего рода «привилегия» для всех, кто обучался в то время в Московском университете. И в молодые и в зрелые годы О.К. Тихомиров проявил себя как убежденный последователь Л.С. Выготского. Он не мог пройти мимо принесенных молодой в то время наукой кибернетикой новых перспектив опосредствования и переопосредствования мыслительной деятельности — перспектив, рожденных компьютерами. Ведь компьюте-
3 См.: Тихомиров О.К., Бабаева Ю.Д., Березанская Н.Б. и др. Развитие деятельностного подхода в психологии мышления // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова. М.: Смысл, 1999; Баба-
ева Ю.Д., Березанская Н.Б., Войскунский А.Е. Деятельностный подход в психологии мышления (смысловая теория мышления) // Теория деятельности: фундаментальная наука и социальная практика (к 100-летию А.Н. Леонтьева): Материалы международной конференции (28—30 мая 2003 г.) / Под общ. ред. А.А. Леонтьева. М., 2003.
5
ры, а теперь и опирающиеся на них информационно-коммуникативные технологии — это современный (вернее даже, ультрасовременный) этап знакового опосредствования, т.е. один из ключевых, согласно многократно подтвержденным взглядам Л.С. Выготского, факторов развития психики. Тем самым стойкий интерес О.К. Тихомирова к особенностям применения информационнокоммуникативных технологий, его предложение выделить новый раздел, а именно психологию компьютеризации, имеет под собой здоровую научную основу. Опять-таки его исследования представляют собой существенное развитие культурно-исторической теории развития психики.
В зрелые годы О.К. Тихомиров проявил себя как методолог психологической науки. Он был подготовлен к этой деятельности не только как психолог-экспериментатор, не только как прямой ученик А.Р. Лурии и А.Н. Леонтьева, но и как многолетний лектор на факультете повышения квалификации преподавателей психологии. Как лектор он был широко известен многим поколениям преподавателей психологии, командированным в Московский университет для повышения квалификации. Многим из них (бывшим студентам МГУ) он был уже знаком по 6-семестровому курсу общей психологии, который он читал в течение многих десятилетий. Этот курс был после его безвременной кончины восстановлен на основе сохранившихся машинописных и магнитофонных записей, студенческих конспектов и издан в качестве учебника4, получившего высокую оценку специалистов. Тем самым даже после ухода из жизни О.К. Тихомиров закрепил за собой репутацию тонкого и оригинального методолога. Эта репутация была составлена на основе многочисленных статей О.К. Тихомирова, а также вышедшей в издательстве МГУ книжки5. Надо отметить, что как методолог О.К. Тихомиров оказался чуток к новым тенденциям не только в теле психологической науки, но и в собственно методологических трудах (Н.А. Бердяева, К. Поппера и др.).
Выдающийся теоретик, методолог и экспериментатор, создатель новых методов психологического исследования, О.К. Тихомиров был окружен последователями и учениками. Его талант, его яркая заинтересованность в решении сложнейших вопросов психологии мышления привлекали к нему единомышленников. Буду- 4 5 6
4 См.: Тихомиров О.К. Психология: Учебник / Науч. ред. О.В. Гордеева. М.: Высшее образование, 2006; Тихомиров О.К. Лекции по психологии. М.: Юрайт, 2008.
5 Тихомиров О.К. Понятия и принципы общей психологии: Учебное пособие для слушателей ФПК факультета психологии. М.: Изд-во МГУ, 1992.
6
чи отменным учеником, О.К. Тихомиров стал отменным учителем, и уже в самом начале его научной и преподавательской карьеры к нему охотно потянулась молодежь. Количество дипломников О.К. Тихомирова пока не подсчитано, можно лишь выразить уверенность, что оно чрезвычайно велико. А вот количество защитивших диссертации аспирантов и соискателей известно — 35 человек, 11 из них стали докторами наук. Если учесть, что отрезок времени, в течение которого О.К. Тихомиров руководил диссертационными работами, никак не превышал 35 лет, то получается, что в среднем аспиранты и соискатели защищали диссертации под его руководством чаще, чем раз в год. Разумеется, такая равномерность не имела места, случались и «сгущения» и «разрежения», но общая продуктивность производит сильное впечатление.
О.К. Тихомиров стал первым избранным (а не назначенным) коллективом кафедры общей психологии заведующим (в 1990 г.). Причем избрание было поистине высококонкурентным. Еще до этого он был председателем и членом ряда диссертационных советов, а также имел обширные контакты с Академией наук: в течение 5 лет (1972—1976 гг.) руководил лабораторией в Институте психологии, сотрудничал с сектором проблем научного творчества Института истории естествознания и техники, входил в Научный совет по проблеме искусственного интеллекта Комитета по системному анализу при президиуме АН СССР, участвовал в других академических мероприятиях. Однако О.К. Тихомиров никогда не порывал с Московским университетом, поскольку и он сам, и развиваемая им теория нуждались в притоке молодых талантов.
Молодые таланты также нуждались в творческой, животрепещущей научной работе и во внимательном, чутком и квалифицированном руководстве. Как в средневековых цехах, как в каждой разновидности «штучного» производства мастеров, в школе О.К. Тихомирова было принято, чтобы старшие подмастерья помогали младшим, курировали новичков и вместе с ними отвечали за достижение качественных результатов. Так создавалась школа О.К. Тихомирова — одна из немногих на факультете психологии МГУ научных школ, возглавляемых учениками А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Б.В. Зейгарник, П.Я. Гальперина. Эта школа — поистине ядро сложившейся на кафедре общей психологии группы исследователей познавательных процессов, это гордость и своего рода «визитная карточка» факультета психологии МГУ. О том, что эта научная школа — одна из наиболее известных за рубежами нашей страны, говорит множество опубликованных на разных языках (английском, немецком, польском и др.) статей О.К. Тихомирова и его учеников, переведенная на английский язык книга «Психоло-
7
гия мышления»6, работа О.К. Тихомирова в качестве ученого секретаря на XVIII Международном психологическом конгрессе в Москве (1966 г.), множество докладов на конгрессах и конференциях, годичная стажировка в США в 1970—1971 гг., его участие в редактировании переводов на русский язык трудов зарубежных специалистов, в том числе наиболее известных и знаменитых (напр., Ж. Пиаже и Б. Инельдер, Дж. Брунера, Г. Саймона и др.).
Пять лет назад была с успехом проведена научная конференция, посвященная творческому наследию А.В. Брушлинского и О.К. Тихомирова7 8. Это объединение отнюдь не случайно: Андрей Владимирович и Олег Константинович родились в один день, учились в одной студенческой группе, занимались близкими проблемами и если и не были близкими друзьями, то симпатизировали друг другу. В этом году пройдут уже две отдельные конференции, посвященные творческому наследию этих двух выдающихся отечественных ученых. Одна из них пройдет в стенах факультета психологии Московского университета, с которым была связана вся творческая жизнь О.К. Тихомирова. Трудно сомневаться в успехе конференции, которая будет посвящена 75-летию со дня рождения Олега Константиновича Тихомирова — выдающегося питомца Московского университета.
6 Tikhomirov O.K. Psychology of thinking. M.: Progress, 1988.
7 Творческое наследие А.В. Брушлинского и О.К. Тихомирова и современная психология мышления (к 70-летию со дня рождения): Тезисы докладов научной конференции (Институт психологии РАН, 22—23 мая 2003 г.) / Отв. ред. В.В. Знаков, Т.В. Корнилова. М.: ИП РАН, 2003.
8