Научная статья на тему 'Рыцарь свободы, трубадур человечества'

Рыцарь свободы, трубадур человечества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
253
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / PHILOSOPHY / СВОБОДА / FREEDOM / ЧЕЛОВЕЧЕСТВО / HUMANITY / КУЛЬТУРА / CULTURE / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITIES / ИДЕАЛ / IDEAL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Золотухина-аболина Елена Всеволодовна

Статья посвящена 90-летию со дня рождения русского философа Давидовича Всеволода Евгеньевича. Представлены ценные факты из биографии философа и его творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KNIGHT OF FREEDOM, TROUBADOUR OF HUMANITY

The article is devoted to the 90th anniversary of the Russian philosopher Vsevolod Davidovich. Presents valuable facts from the biography of the philosopher and his creative work.

Текст научной работы на тему «Рыцарь свободы, трубадур человечества»

УДК 171

Золотухина-Аболина Е.В.

Zolotukhina - Abolina Helena Vs.

РЫЦАРЬ СВОБОДЫ, ТРУБАДУР ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

KNIGHT OF FREEDOM, TROUBADOUR OF HUMANITY

Статья посвящена 90-летию со дня рождения русского философа Давидовича Всеволода Евгеньевича. Представлены ценные факты из биографии философа и его творческой деятельности.

Ключевые слова: философия, свобода, человечество, культура, деятельность, идеал._

The article is devoted to the 90th anniversary of the Russian philosopher Vsevolod Davidovich. Presents valuable facts from the biography of the philosopher and his creative work.

Key words: philosophy, freedom, humanity, culture, activities, ideal.

Золотухина-Аболина Елена Всеволодовна,

доктор философских наук, профессор Южного федерального университета, e-mail: [email protected]

Zolotukhina - Abolina Helena Vs.,

Doctor of philosophy, professor of the Southern Federal University, e-mail: [email protected]

© Zolotukhina - Abolina Helena Vs., 2012

© Золотухина-Аболина Е.В., 2012 г.

Эта статья о моем отце - Всеволоде Евгеньевиче Давидовиче. В мае 2012 г. ему исполнилось бы 90 лет.

Отец был философом и не только по роду занятий, но и по судьбе и призванию. Его известность как одного из создателей отечественной теории культуры, как автора книг и статей, как многолетнего заведующего кафедрой философии ИППК при РГУ проистекала из его реальной захва-ченности интеллектуальной жизнью, из его любви к силе мысли - своей и чужой, из жажды понять мир и сделать его лучше.

В свое время, вернувшись с войны офицером, прошедшим фронт и ранения, он выбирал дальнейший жизненный путь и мог пойти разными дорогами: стать юристом, пойти в разведчики, сделаться историком, но он выбрал философию, хотя в конце 40-х гг. ХХ в. это был в Советском Союзе не самый легкий путь. На этом пути встречались не столько розы, сколько шипы идеологических подозрений и политических интриг. И все же философия влекла и манила, она была ему интересна, потому что давала возможность искать ответы на самые острые вопросы: ради чего люди живут, что такое счастье, каковы высшие цели и ценности.

Отец никогда не был только кабинетным ученым, а всегда активно участвовал в общественной жизни: читал много лекций, работал по партийной линии, потому что считал, что это поможет сделать жизнь людей лучше, ярче, перспективней. Он вообще не был «только ученым». Думаю, многие знающие его люди вполне согласятся с тем, что он был необыкновенно яркой личностью, так сказать, с «индивидуальной харизмой». Он был блестящим оратором, что даже отмечалось в одной из книг по ораторскому искусству, любил общение, добрую компанию и прославился как красноречивый тамада. Невозможно забыть его густой красивый баритон, который много раз звучал в академических залах Ростова, Москвы, Ленинграда, а также за банкетным столом в веселых компаниях.

Отец был широк и щедр к людям: он охотно помогал всем, кто вступал на путь философии, поддерживал и вдохновлял каждого, кто брался писать диссертации или книги. Ему это было легко, ему это нравилось, он мог дать теоретическую консультацию практически по любой философской теме, потому что обладал панорамным мышлением, покупал огромное количество профессиональной литературы. Поэтому у нас дома сформировалась большая философская библиотека, где можно было найти подспорье для любого философского сюжета. У него было много учеников и друзей в разных городах страны: за обеденным столом в нашей гостиной сиживали такие выдающиеся авторы прошлых десятилетий, как Э. В. Ильенков, М. С. Каган, Э. С. Маркарян, И. С. Кон.

Но обратимся к теории. В.Е. Давидовича волновали социально значимые вопросы, философско-антропологические темы. В 1962 г. он издал свою первую, тогда еще небольшую книжечку «Общество и личность».

Позже, в 1967 г., во Львове, где мы тогда жили, вышла книга «Проблемы человеческой свободы», которая затем была переиздана в Москве под названием «Грани свободы» (1969). Хочу обратить внимание на то, что отец был одним из первых авторов, обратившихся после хрущевской «оттепели» к теме свободы, которая по-прежнему была не в чести у тогдашнего партийного руководства. Антропологическая проблематика с трудом находила свое место в советском марксизме. В своей работе В.Е. Давидович стремится увидеть феномен свободы с разных сторон: в ее пересечениях с трудом, наукой, экономикой, досугом. Он рассматривает такие соотношения, как свобода и интеллект, свобода и религиозная вера, затрагивает темы морали, творчества, права и демократии. «Человек как деятельное существо, - пишет он, - не может не обладать атрибутом свободы. Он формирует мир, выступая и как творец, и как творимый. Социальная деятельность человека есть глубинное выражение его действительной сущности. Свобода в этом случае и выступает как необходимость, ставшая внутренне присущей субъекту» [1, с. 7]. Думаю, тема свободы помимо ее философ-ско-социальной значимости была близка отцу потому, что он был на удивление внутренне свободен. Он был весьма далек от любого рода за-жатостей и комплексов, которые требуют участия психотерапевта: личность цельная, наделенная огромной энергией и, как он сам говорил, «обезьяньим любопытством» к жизни.

Другая примечательная книга, написанная отцом вместе с моей мамой - Ритой Яновной Аболиной, это книга «Кто ты, человечество?» (1975). Отец и мать были прекрасной гармоничной парой. Когда они познакомились, он сделал ей предложение на первом же свидание и не ошибся. Они прожили в душевном и творческом содружестве почти 60 лет. Книга «Кто ты человечество?» - результат их совместных размышлений. Главная тема книги - единство человеческого рода, его целостность. Книга начинается словами: «Эта книга о Человечестве. О людях. Обо всех нас. Она задумана как своеобразный теоретический портрет человечества» [2, с. 3]. В ту пору, когда книга писалась и выходила в свет (впоследствии она тоже была переиздана), тема глобализации еще не вышла на широкую арену. Отец опять как бы несколько опередил события, написал о том, что стало «мейнстримом» только через некоторое время. У него был чутьё на только что рождающиеся актуальные вопросы. В книге дается рассмотрение человечества во многих «зеркалах»: в представлениях естествознания, в глазах обществоведов, через призму духовно-практического освоения мира, в писаниях философов. В работе он ссылается на многих современных ему авторов, как зарубежных, так и отечественных, опирается на идеи коллег и товарищей по философскому цеху.

В 1979 г. вышла совместная книга отца и Юрия Андреевича Жданова «Сущность культуры». С Юрием Андреевичем у отца были не близкие,

но очень уважительные и творческие взаимоотношения соавторов и коллег. Они встречались, чтобы говорить о философии и обсуждать злободневные общественные проблемы. Книга «Сущность культуры» во многом заложила основы для развертывания ростовской культурологической школы, которая исходит из идеи о культуре как способе деятельности. Рассматривая разные способы соотнесения понятий «деятельности» и «культуры», В.Е. Давидович пишет: «Видимо, более продуктивно соотнести деятельность и культуру через понятие «способ». Культура в этом плане может полагаться как способ деятельности. Это ставит нас перед тем, что сама деятельность, как уже отмечалось, есть способ бытия общественного человека. В таком случае культура предстает как способ способа. Бояться такого удвоения термина не стоит. При всей его громоздкости оно вполне рационально» [3, с. 266]. И далее: «На уровне системного описания способ деятельности выступает как набор специфических механизмов, обеспечивающих действие системы и соответствующую технологию их актуализации. Указание на способ деятельности предопределяет угол зрения рассмотрения системы, выраженный в вопросе: как именно, каким образом система действует?» [4, с. 267]. Авторы не скрывают, что, развивая свои идеи, они опираются на наработки Э.С. Маркаряна, но именно книга «Сущность культуры» стала важным методологическим источником для многих исследований, написанных в русле деятельностной теории культуры.

Следующая книга моего отца, увидевшая свет в 1983 г., называлась «Теория идеала». Ему нравилось писать о высоком, красивом, вдохновляющем, это вполне соответствовало его свободолюбивой и энергичной натуре. О понятии идеала написано не так уж много, книга В.Е. Давидовича внесла свой вклад в эту довольно-таки сложную и многозначную тему. Идеалы рассматриваются в книге как формы духовности и регулятивы деятельности, дается обзор видов идеалов, исследуется диалектика идеала и действительности. В. Е. Давидович был сыном своего времени, и, разумеется, в его работах было много ссылок на марксистские источники, а также противопоставление идеалов рыночного общества и идеалов коммунизма. Надо заметить, что коммунистическим идеалам он оставался верен до конца жизни. И хотя, будучи человеком благорасположенным к миру и достаточно гибким, он сумел в 90-е гг. принять происходящие в стране перемены, его симпатии неизменно оставались на стороне «разумного, доброго, вечного», которое он видел в марксистских образах коммунистического будущего, в прекрасных идеалах, так и не реализованных отечественной действительностью. Обращаясь к идеалам как предмету философской рефлексии, отец писал: «...первым самым общим определением идеала, видимо, могло бы быть указание на то, что идеал есть идея, представленная как цель и ценность. В идеале выражена позиция социального субъекта в отношении реальной действительности. Та позиция,

которая оценивает сущее с высоты должного, усматривает тенденции будущего в настоящем, осуществляет выбор и предпочтение. Идеал несомненно отражает действительность. И в этом отношении он может быть рассмотрен как форма познавательного охвата жизни. Однако не в этом его специфика. Она скорее в том, что идеал призван быть своеобразным духовным критерием реального процесса познания и освоения мира. Идеал, конечно, цель, та точка в будущем, к которой устремлено внимание субъекта деятельности. Это та цель, которая властно детерминирует направленность деятельности, задает ей вектор. Однако это цель оцененная, выступающая как ценность, даже высшая, предельная ценность, как «цель целей» и вместе с тем «ценность ценностей»» [5, с. 34 - 35]. Мне очень нравится это определение, оно представляется мне весьма метким и точным, оно реально «работает» при обращении к общественному сознанию.

В 1989 г. накануне больших перемен в нашем обществе вышла книга Всеволода Евгеньевича «Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности». Она была издана в Москве издательством политической литературы тиражом 150 тысяч экземпляров. Книга, написанная в обстановке ожидания перемен, была достаточно острой, проблемной, поднимающей тему сложных взаимоотношений справедливости и равенства. Стоит подчеркнуть, что хотя на сегодняшний день эта книга не является актуальной в политическом смысле, она тем не менее ставит в центр внимания вопросы, которые и сейчас мало кем обсуждаются на теоретическим уровне. Когда уже в конце 90-х - начале 2000-х гг. мне случилось писать о справедливости, книга отца стала для меня одним из важных источников, на которые можно было опереться.

Нельзя не вспомнить еще одну известную работу отца, которая стала достаточно популярной, несмотря на то, что не переиздавалась. Это его «Методика преподавания философии» (1971). Отец был замечательным лектором и методистом, его методические размышления вполне работают и в XXI в. Уже будучи тяжело больным, он начитал для электронного диска курс видеолекций по методике, где внес современные коррективы в свои старые методические разработки. В своем видеокурсе он популярно рассказывает о том, как интересно и эффективно преподавать философию.

Завершая свое воспоминание, посвященное 90-летию отца, я хочу сказать, что жить с ним рядом всегда было интересно и весело. Он любил свою свободу и ценил чужую. Кроме того, он всегда был сердцем и мотором нашей философской семьи, где люди не только родственники, но и коллеги. Он фонтанировал идеями, инициировал общение, в полном смысле слова зажигал сердца. Папа был материалистом и хотел жить долго, чтобы побольше увидеть, что же на белом свете происходит. Но, не следуя его материалистическому взгляду, я считаю, что он и сейчас с нами.

Примечания

1. Давидович В.Е. Грани свободы. М., 1969. С. 7.

2. Давидович В.Е., АболинаР.Я. Кто ты, человечество? М., 1975. С. 3.

3. Жданов Ю.А., Давидович В.Е. Сущность культуры. Изд. 2-е, пе-рераб. Ростов н/Д, 2005. С. 266.

4. Там же. С. 267.

5. Давидович В.Е. Теория идеала. Ростов н/Д, 1983. С. 34-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.