Научная статья на тему 'Микель Дюфрен: проблема глубины человеческой субъективности (часть первая)'

Микель Дюфрен: проблема глубины человеческой субъективности (часть первая) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
303
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛУБИНА / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ / ЧУВСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ЭКЗИСТЕНЦИЯ / КВАЗИСУБЪЕКТНОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / DEPTH / AESTHETIC OBJECT / FEELING / ARTWORK / EXISTENCE / QUASI-SUBJECTIVITY / REFLECTION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Золотухина-аболина Елена Всеволодовна, Гнатюк Виктор Степанович

В статье рассматривается проблема глубины человеческой субъективности, как она представлена в работе М. Дюфрена «Феноменология эстетического опыта». Авторы показывают, что метафора глубины, присущая гуманитарному знанию, раскрывалась в ХХ веке прежде всего представителями психологии и феноменологии как до, так и после работ М. Дюфрена. Однако заслуга Дюфрена состоит в содержательном анализе этой метафоры, а не просто в ее употреблении. Выбирая свободный, почти художественный стиль, он одновременно анализирует собственный понятийный аппарат. Во втором томе своего произведения Дюфрен выделяет вид эмоционально-художественной рефлексии, которая не сводится к рациональному и говорит о глубине чувства, которое соединяет нас с произведением. Чувство для него это «бытиеглубина». При этом философ полагает, что для раскрытия глубины произведения, куда вложена субъективность автора, само чувство зрителя (слушателя) должно быть тихим и восприимчивым. Дать объекту овладеть собой, лишь тогда могут встретиться «две глубины» с помощью третьей квази-субъектности эстетического объекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mikel Dufrenne: the Problem of the Depth of Human Subjectivity (Part 1)

The article deals with the problem of the human subjectivity depth as it is represented in the work of M. Dufrenne "Phenomenology of aesthetic experience". The authors show that the metaphor of depth, peculiar to humanitarian knowledge, had been revealing in the twentieth century by the representatives of the psychology and phenomenology both before and after the works of M. Dufrenne. However, the merit of Dufrenne is a meaningful analysis of this metaphor and not just its use. Choosing a free, almost artistic style, he simultaneously analyzes his own conceptual apparatus. In the second volume of his work Dufrenne defines the kind of emotional and artistic reflection which is not reduced to rational being and speaks of the depth of feeling that connects us with the work. The feeling means for him "being-depth". At the same time, the philosopher believes that in order to reveal the depth of the work, where the subjectivity of the author is embedded, the very feeling of the viewer (listener) must be quiet and receptive to allow the object to master itself. Only then can "two depths" meet with the help of the third quasi-subjectivity of the aesthetic object.

Текст научной работы на тему «Микель Дюфрен: проблема глубины человеческой субъективности (часть первая)»

НАУКА. ОБЩЕСТВО. МИРОВАЯ ИСТОРИЯ И РЕЛИГИЯ

УДК 1(091)

МИКЕЛЬ ДЮФРЕН: ПРОБЛЕМА ГЛУБИНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУБЪЕКТИВНОСТИ (часть первая)

Е.В. Золотухина-Аболина, В.С. Гнатюк

DOI 10.18522/2072-0181-2019-97-1-11-15

Задача предлагаемой читателю статьи - рассмотреть тему глубины человеческой субъективности в работе философа и эстетика ХХ века М. Дюфрена «Феноменология эстетического опыта» [1]. Эта объемная работа, включающая в себя два тома, до сих пор не переведена на русский язык, и множество присутствующих в ней сюжетов пока не нашло отражения в отечественной критике и аналитике. Проблема глубины как характеристики внутреннего мира и эстетического объекта красной нитью проходит через текст автора. Мы намерены коснуться ряда ее аспектов, опираясь, в первую очередь, на четвертую главу второго тома «Чувство и глубина эстетического объекта». Но прежде чем приступить к анализу текста М. Дюфрена, следует сказать несколько слов о том, насколько вопрос о глубине получил отражение в работах других исследователей.

Выражения «глубокие чувства», «глубина души», «глубокая мысль» присущи и обыденному разговору, и литературно-поэтическому стилю, что, несомненно, свидетельствует о том, что пространственная метафора глубины прижилась в современной речи и выражает в сочетании с противопоставлением «плоскому» некое особое качество внутреннего мира. Качество явно уважаемое и почитаемое. Одним из первых метафору глубины в отношении характеристики эстетических чувств заметил и применил психо-

Золотухина-Аболина Елена Всеволодовна - доктор философских наук, профессор Южного федерального университета, 344065, г. Ростов-на-Дону, пер. Днепровский, 116, e-mail: [email protected];

Гнатюк Виктор Степанович - доктор философских наук, доцент, профессор кафедры общей и прикладной физики Мурманского государственного технического университета (МГТУ), 183010, г. Мурманск, ул. Спортивная, 13, e-mail: [email protected], т. 8(8152)403369.

лог Теодор Липпс. В 1903-1906 гг. он пишет в работе «Эстетика»: «Глубина эстетического чувства ценности может быть названа одним из его измерений» [2]. Впрочем, далее в своей работе Липпс эту идею не развивает, и тема глубины «чувства вообще» и чувств художника, в частности, позже становится достоянием изысканий аналитической психологии. Очевидно, что глубинная психология не может не говорить о глубине, хотя для К.-Г. Юнга глубина человеческой души прежде всего связана с иными глубинами, выходящими за область индивидуального. Так, в работе «Психология и поэтическое творчество» (1930) он пишет, квалифицируя визионерский тип художественных произведений: «...материал, т.е. переживание, подвергающееся художественной обработке, не имеет в себе ничего, что было бы привычным; он наделен чуждой нам сущностью, потаенным естеством и происходит он как бы из бездны дочеловеческих веков. Значимость и весомость состоят здесь в неимоверном характере этого переживания, которое враждебно и холодно или важно и торжественно встает из вневременных глубин; .перед нами откровение, высоты и глубины которого человек не может даже представить себе.» [3].

Метафора «глубины переживания» как важнейшего свойства внутреннего мира фигурирует также в исследованиях феноменолога Мо-рица Гайгера (10-е - 20-е годы ХХ в.), о чем мы

Elena Zolotukhina-Abolina - Southern Federal University, 116 Dneprovsky lane, Rostov-on-Don, 344065, e-mail: [email protected];

Victor Gnatyuk - Murmansk State Technical University (MSTU), 13, Sportivnaya Street, Murmansk, 183010, e-mail: [email protected], tel. +7(8152)403369.

можем прочитать в работе Герберта Шпигель-берга «Феноменологическое движение». Шпи-гельберг пишет: «В своей работе по феноменологии удовольствия Гайгер попытался различить между пятью возможными значениями выражения «глубина переживания». Все пять феноменологически значимы и наглядны. «Глубина переживания» может означать:

а) тот факт, что переживание "прикреплено" вблизи собственного "я";

б) тот факт, что оно имеет своим источником "глубинный" слой этого "я";

в) тот факт, что то, на что оно воздействует, находится глубоко внутри этого "я";

г) тот факт, что оно поглощает это "я";

д) тот факт, что переживание имеет свой собственный "вес"» [4].

Шпигельберг отмечает, что, согласно Гай-геру, особо значим пункт «в», говорящий, что искусство захватывает человеческое «я» в его глубине.

С сюжетом глубины содержательно перекликается сюжет множественных реальностей внутреннего мира, поднятый другим представителем феноменологии - А. Шюцем [5].

Можно сказать, что у темы, развиваемой М. Дюфреном в начале 50-х годов ХХ века, были не только предшественники, но и продолжатели. Тема глубины переживания и вообще сознания коррелируется, на наш взгляд, еще с несколькими темами, содержащими метафоры непространственного характера, описанные у М. Дюфрена как проявления глубины. Так, Ж.-Л. Марьон в своей работе «Перекрестья видимого» говорит о невидимом для других (невиданном), которое дар художника переводит в видимое. Он отмечает: «В картине, в соответствии с точной и тонкой способностью художника чувствовать, сами собой наносятся стигматы невидимого. Мы называем их эктипами. Под эктипами мы не понимаем типы - зрителем или производителем извне накладываемые оттиски, но - запечатление изнутри, восходящее из глубин картины, появляясь из глубины картины, они действительно появляются извне - если иметь в виду позицию зрителя или производителя, - внешние отпечатки, посланники внешнему взгляду...» [6]. Глубина души художника и глубина произведения здесь оказываются едиными при переводе из потенции в актуальность, из невидимого в видимое.

Другая тема, присутствующая у М. Дюфре-на, - тема глубокого как тайного. Этот сюжет развит у Р. Кайуа в книге, которая так и назы-

вается «В глубь фантастического». Он начинает свой текст таким пассажем: «Меня влечет тайна. Не то, чтобы я всей душой отдавался чарам волшебных сказок или поэзии чудесного. По правде говоря, дело совсем в другом: мне не нравится чего-либо не понимать, а это далеко не то же самое, что любить непонятное. Все же в определенном отношении сходство есть: неразгаданное притягивает тебя словно магнит» [7]. Дюфрен же, как будет ясно далее, стремится не просто к раскрытию тайны, но к особому ее восприятию.

Отметив, что Микель Дюфрен не одинок в своем интересе к метафоре глубины, перейдем непосредственно к одной из глав его объемного произведения.

По известным словам П. Рикера, феноменология - это в лучшем случае история гуссер-левских ересей, ортодоксия в ней невозможна. «Феноменология Гуссерля, - отмечает И.С. Вдо-вина, - толковалась его французскими последователями по-разному, и даже в понимании того, что такое феноменология, среди них не было единства» [8]. Феноменологическая эстетика М. Дюфрена в этом случае - не исключение, а, скорее, яркое проявление достаточно свободной интерпретации исходных феноменологических посылок. Предмет ее рассмотрения - не сознание само по себе, как, возможно, желал бы того отец-основатель Э. Гуссерль, а произведение искусства, эстетический объект, который, конечно, может существовать и обладать собственным лицом и особым эстетическим качеством только благодаря сознанию, но в то же время наделен полновесностью реального бытия. Впрочем, о легитимности феноменологической эстетики еще в 1924 г. говорил М. Гайгер, который отмечал: «Эстетическая наука - одна из немногих дисциплин, которая не стремится к исследованию реальной действительности своих предметов. Но для которой решающими являются феноменальные особенности. Если феноменологический метод где-нибудь и может продемонстрировать, на что он способен, то именно здесь» [9]. Следуя феноменологическим путем, М. Дюфрен обращается к области эстетического как к сфере сложного переплетения сознания и предметности, рационального и экспрессивного, реалистического и фантазийного. Соответственно, он ищет выразительные слова.

Избранный для феноменологического анализа срез действительности всегда выступает определяющим для языка, на котором ведется разговор, а разговор этот, как известно, не должен идти в терминах законов, причин и следст-

вий, жестких устойчивых связей, строгих, верифицируемых в научном эксперименте понятий. Это, скорее, язык усмотрений и впечатлений, отчасти обыденный, отчасти искусственный, язык интуитивный и в силу устремления к смысловой полноте - неизбежно метафорический. Проблема языка описания всегда остро стоит для феноменологии, хотя большинство последователей и соратников Гуссерля решали ее достаточно вольно: М. Шелер говорит о «законе сердца», М. Мерло-Понти - о «феноменальном теле», Рикер - о «знаках Священного», а Э. Левинас -об «эгоизме Тождественного». Оригинальные авторы, в отличие от академических историков философии, изучающих феноменологию, пишут свободно, используя все богатство родного языка, рассказывая и показывая свою тему. Так поступает и М. Дюфрен, ярко, почти художественно, повествуя об эстетических впечатлениях, авторе и зрителе, о мощном воздействии произведения искусства на всех участников эстетического процесса. По ходу он вводит богатый понятийный ряд, используя хайдеггеровский термин «присутствие», переосмысливая понятие «априори», говоря об «аффективных качествах» и - что примечательно - постоянно обращаясь к теме глубины. Он размышляет о глубине чувства, глубине рефлексивного сознания, глубине внутреннего мира художника, исполнителя и зрителя, глубине эстетического объекта и художественного произведения, глубине духовного и витального, глубине как характеристике возможности. Слово «глубина» несет для него высокий смысл и пафос, это «интенсивностная» характеристика. «Глубоко» - значит для него прекрасно, замечательно, истинно и подлинно. Это похвала. Говоря о «глубоком», он сознает, что касается самого существенного. И он не оставляет свое излюбленное определение необъясненным.

М. Дюфрен интересен тем, что он стремится выявить и описать содержательные характеристики глубины человеческой души, не забывая при этом о своей главной теме - специфике эстетического. Он постоянно перемещает внимание читателя от темы эстетического чувства к обычному житейскому чувству и обратно, поскольку для него эстетические и экзистенциальные моменты теснейшим образом связаны. Его текст насыщен различными примерами, в нем много ссылок на философов-современников, писателей, на художественные произведения.

Автор, прежде всего, постулирует два вида рефлексии. Рефлексировать, - подчеркивает он, - это всегда углубляться, но сама рефлексия

может быть направлена на разные моменты в эстетическом объекте. Так, рефлексия на структуру произведения следует строгости и ясности, которая направляет понимание, она близка конституирующей деятельности и рассматривает объект как оторванный от меня, подчиненный критическому исследованию. Рефлексия ищет план, который руководят созданием эстетического объекта, занимается его формой и заставляет нас забегать вперед в понимании смысла, она хочет выяснить, как и почему он создан. Цель такой рефлексии - не понимание, а объяснение. Но существует и другая рефлексия, которая ведет нас к контакту с эстетическим объектом, и тогда человек не объективно исследует произведение, а подчиняется этому произведению, вместо того, чтобы подчинить его себе. Именно идентифицируя себя с объектом, он становится единосущен ему, чувствителен к близости с ним. Эстетический объект проясняется для зрителя, потому что он инкорпорирован им, знание о нем проникло в субъекта глубоко.

В этом случае в человеке проявляется экзистенциальная необходимость эстетического объекта, который подчинен своему собственному закону, ни с чем несравним и неисчерпаем. Эта неисчерпаемость может быть понята как внешняя, как связь с другими предметами мира, что ведет к игнорированию квазисубъектности эстетического объекта. Он «в себе», но не «для себя», и в этом недостаточен. «Но существует, - пишет Дюфрен, - другое неисчерпаемое, благодаря избытку, а не недостатку, и мы приближаемся к нему, когда мы мыслим множественность возможных интерпретаций одного и того же объекта; поскольку эта множественность имеет позитивный смысл, она свидетельствует о богатстве объекта; если существует недостаток, то он присутствует только в нашем познании, которое не может выражаться рационально»* [1, с. 493]. Само усилие понять природу объекта характеризует его глубину, которая не только непрозрачность «в-себе», но и полнота смысла. «Эстетический объект глубок, потому что он пребывает по ту сторону меры и обязывает нас измениться, чтобы его постичь, он призывает нас в глубину экзистенции, его глубина соотносится с нашей» [1, с. 493-494].

Эстетическое переживание это, конечно, не мысль, но чувство, а человеческое чувство для М. Дюфрена - это «бытие-глубина». В обра-

* Здесь и далее перевод Е.В. Золотухиной-Аболи-

зе человеческой глубины, полагает он, мы ощущаем глубину вещей. Глубокий лес, глубокая вода - это вечный соблазн скрытого. Глубина связана с сокрытым, которое является не неожиданным, но, скорее, страстно желаемым - как награда героя приключения. Скрытое бросает нам вызов, и мужество, которое его принимает, - выражение глубины в человеке. Глубина как местопребывание скрытого обращается к глубине субъективности, потому она не только «более далека», но более трудна.

Разумеется, автору, пишущему в 50-е годы ХХ в., невозможно, говоря о глубине чувства и души, проигнорировать психоанализ, и Дюфрен отдает ему дань, соотнося глубину с прошлым и бессознательным. Прошлое, - пишет он, - конечно, залог глубины, но это не само прошлое, а опыт его переживания, где мы устанавливаем свою самоидентичность. Наше экспериментирование с прошлым, с внутренним измерением, благодаря которому у нас есть глубины, позволяет избежать времени, основывая новое время на верности воспоминанию и обещанию. «Глубинное... заключено в том, как я использую прошлое. .Глубина в человеке главенствует над временем, вместо того, чтобы быть подчиненным ему» [1, с. 496].

Проходящий момент не пройдет, если сам индивид глубок, если он существует здесь полностью присутствующим, - утверждает автор, - прошлое в нем становится истоком преимущества, благодаря которому он будет существовать впредь. Дюфрен пишет, что речь идет по существу о поиске начала как первого и абсолютного, которое мы находим в мифах, о совершенном моменте, какой можно найти в размышлениях английских романистов и у Ж.-П. Сартра в «Тошноте». Эта глубина, освещенная вечностью, может быть сообщена моменту «лишь в той мере, в какой он полон мной, изъят из времени, которым являюсь я, а не из времени, в котором я существую» [1, с. 498]. Глубина соотнесена с аутентичностью бытия человека, и она во времени существует ровно настолько, насколько он пребывает в нем сам.

С почтением отзываясь о безднах генетики, бессознательного, наследственности, расы, Дюфрен все же отдает приоритет тому, что человек делает. Глубина связана для него с внутренней жизнью, с интимностью, и он усматривает в ней также главную часть будущего. «Быть глубоким, - пишет он, - значит находиться на некотором плане, где мы становимся чувствительными всем своим существом, где личность

собирает себя и берет на себя обязательства» [1, с. 500].

Эта глубина, утверждает Дюфрен, принадлежит чувству и своеобразию эстетического. Это благодаря ей чувство отличается от простого впечатления, это ей (глубине) отвечает экспрессия объекта, а не она отвечает на его экспрессию. Эстетическое чувство включает тотальное присутствие субъекта, для которого объект присутствует в силу того, что он присутствует сам. Эстетический объект, - говорит автор, - «подлинно есть для меня только в том случае, если я есть для него». При этом прошлое оказывается имманентно моменту созерцания, оно здесь в силу того, что существует личность, причем не как результат причинного следования, но как центр длительности, где личность действует сама: «все события моего прошлого стали мной». Связь между зрителем и произведением, - полагает автор, - не прямая, зритель (читатель, слушатель) не сличает произведения со своим опытом, но его чувство открыто и внимательно, соучастие в событиях произведения предполагают в нем нечто уязвимое, жизненность и нематериальность его глубины. Это позволяет произведению обучать воспринимающего, давая ему больше глубины и больше соединяясь с ним. «Быть глубоким - значит, быть способным воспринимать - тем же движением, которым я открываюсь объекту. Уже трансцендентально мы можем открыть мир и себя миру только одним и тем же движением: существует взаимная связь между интенциональностью и бытием собой» [1, с. 502].

Дюфрен уверен, что переживание эстетического объекта не рационально, оно не теряет субъекта в туманных извилинах размышлений; чувство - это общность, куда приносится само бытие. Речь идет о внутренней близости с тем, что выражает объект, это по существу встреча двух глубин. Зрителю не надо притворяться при этом, думая, что Гамлет реален, но он, тем не менее, присутствует в мире Гамлета. Дюфрен пишет: «Значит, чувство глубоко благодаря той щедрости и доверию, которое оно оказывает объекту и которое не возникает без горячности (потому что глубокий человек - это тот, кто способен чем-то наделить другого и кто открывает в его действиях скрытое измерение: благородство в том, кто кажется низким, величие в том, кто кажется малым и во всяком случае личность в том, кто представляется безликим, а также свободу в том, чьи действия кажутся предопределенными)» [1, 503].

Эстетические чувства измеряются тем, что открывается в эстетическом объекте.

Делая краткие выводы, отметим, что метафора глубины имеет достаточно богатую историю в ХХ в., поскольку касается фундаментальных характеристик человеческой субъективности. М. Дюфрен приходит к теме глубины в связи с рассмотрением взаимодействия художественного произведения, которое он понимает как квазисубъектность, а также творца и зрителя. Внутренней глубиной обладает каждый из них, глубина эта не сводима к логике и рациональной рефлексии, чувство для него - «бытие-глубина». Поэтому с глубиной субъективности связана аутентичность самого субъекта, его пассивность и воспринимающая отзывчивость по отношению к художественному объекту (он полагает необходимым «дать говорить» произведению, как Г.-Г. Гадамер хочет дать слово историческому тексту). Глубина человеческой души для М. Дюфрена - это прикосновение к абсолютному, к мифу, к вечности, а при восприятии эстетического объекта глубина внутреннего мира выражается в соучастии зрителя миру художественного произведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Dufrenne M. Phénoménologie de l'expérience esthétique. In 2 vol. Vol. 2. Paris, 1953. 682 p.

2. Липпс Т. Эстетика М.: Изд. дом «Территория будущего», 2006. 29 с.

3. Юнг К.Г. «Психология и поэтическое творчество» // Омилия. Международный литературный клуб [Электронный ресурс]. URL: https:// omiliya.org/article/psikhologiya-i-poeticheskoe-tvorchestvo-karl-gustav-yung.htmlvbkbz/ https:// omiliya.org/article/psikhologiya-i-poeticheskoe-tvorchestvo-karl-gustav-yung.html (дата обращения: 19.12.2018).

4. Шпигельберг Г. Феноменологическое движение М.: Логос 2002. 680 с. С. 233.

5. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом: пер. с нем. и англ. М.: РОССПЭН), 2004. 1056 с.

6. Марион Ж.-Л. Перекрестья видимого M.: Прогресс-Традиция, 2010. 176 с. С. 76-77.

7. Кайуа Р. В глубь фантастического. Отраженные камни / Пер. с фр. Н.В. Кимелева. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2006. 280 с. С. 11.

8. Вдовина И.С. Феноменология во Франции М.: Ка-нон+, 2009. 400 с. С. 6.

9. Гайгер М. Феноменологическая эстетика // Ежегодник по феноменологической философии М.: РГГУ, 2015. С. 350.

REFERENCES

1. Dufrenne M. Phénoménologie de l'expérience esthétique [Phenomenology of aesthetic experience]. In 2 vol. Vol. 2. Paris, 1953. 682 p.

2. Lipps T. Estetika [Aesthetics]. Moscow, «Territoriya budushchego» Publ. House, 2006, 29 p.

3. Yung K.G. Psikhologiya i poeticheskoe tvorchestvo [Psychology and poetic creativity], available at: https://omiliya.org/article/psikhologiya-i-poetiches-koe-tvorchestvo-karl-gustav-yung.html (accessed December 19, 2018).

4. Shpigel'berg G. Fenomenologicheskoe dvizhenie [The Phenomenological Movement ]. Moscow, Logos, 2002, 680 p., p. 233.

5. Shyuts A. Izbrannoe: Mir, svetyashchiysya smyslom [Favorites: The world, glowing with meaning]. Moscow, ROSSPEN, 2004, 1056 p.

6. Marion Zh.-L. Perekrest'ya vidimogo [The cross of the visible]. Moscow, Progress Tradition, 2010, 176 p., pp. 76-77.

7. Kayua R. V glub ' fantasticheskogo. Otrazhennye kamn [Deep into the fantastic. Reflected stones]. St.-Petersburg, Ivan Limbach Publ. House, 2006, 280 p., p. 11.

8. Vdovina I.S. Fenomenologiya vo Frantsii [Phenomenology in France]. Moscow, Kanon+, 2009, 400 p., p. 6.

9. Gayger M. Fenomenologicheskaya estetika [Phe-nomenological aesthetics. In: Ezhegodnik po fenom-enologicheskoy filosofii [Phenomenological Philosophy Yearbook]. Moscow, Russian State University for the Humanities, 2015, p. 350.

26 декабря 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.