Федоров Д.А., Покровская Н.Н., Голохвастов Д.В.
РЫНОК ЗАКАЗНОЙ ВЕБ-РАЗРАБОТКИ В 2021 ГОДУ: АДАПТАЦИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛИ ВЕБ-СТУДИЙ К ПОТРЕБНОСТЯМ ЗАКАЗЧИКОВ
Аннотация. Динамичное развитие современных веб-технологий подразумевает не только расширение возможностей разработки, но и требует от бизнеса комплексного подхода в подборе услуг веб-студий. В данной статье рассматриваются критерии выбора веб-студии с точки зрения заказчика. Авторами представлен перечень рекомендаций для веб-студий в рамках текущей нестабильной ситуации на рынке услуг веб-разработки. Статья будет полезна широкому кругу специалистов и исследователей, интересующихся вопросами заказной веб-разработки.
Ключевые слова. Веб-разработка, веб-студия, критерии выбора, бизнес, CMS.
Fedorov D.A., Pokrovskaia N.N., Golokhvastov D.V.
CUSTOM WEB DEVELOPMENT MARKET IN 2021 FROM A BUSINESS MODELING PERSPECTIVE
Abstract. The fast growth of web technologies implies the expansion of development opportunities but also requires an integrated approach ^ from the business in the selection of web studio services. This paper discusses the criteria _ for choosing a web studio _ from the point of view of the customer. In addition, the authors present a list of recommendations _ for web studios in the current unstable situation in the market of web development services. The article will be useful to a wide range of specialists and researchers interested in analysis and practice of custom web development.
Keywords. Web development, web studio, selection criteria, business, CMS.
Введение
Цифровая экономика и постковидные изменения организации бизнеса [3; 12] определяют значимость интернет-технологий для осуществления всех видов удаленной деятельности [1; 15]. Развитие бизнес-моделей коснулось веб-разработки, особенно для совершенствования маркетингового продвижения товаров, услуг и компаний [8; 16]. В условиях экономики знаний социальная изоляция и цифровая трансформация актуализировали задачу обеспечения инновационного роста с помощью присутствия бизнеса в онлайн-пространстве, куда сместились интересы общества, и где
ГРНТИ 06.73.15
© Федоров Д.А., Покровская Н.Н., Голохвастов Д.В., 2021
Денис Андреевич Федоров - кандидат социологических наук, заведующий кафедрой связей с общественностью и рекламы Института философии человека Российского государственного педагогического университета им.
A.И. Герцена (г. Санкт-Петербург).
Надежда Николаевна Покровская - доктор социологических наук, профессор кафедры связей с общественностью и рекламы Института философии человека Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, профессор Высшей школы медиакоммуникаций и связей с общественностью Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, профессор кафедры инновационного менеджмента Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета им.
B.И. Ульянова (Ленина).
Дмитрий Владимирович Голохвастов - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления социально-экономическими системами Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. Контактные данные для связи с авторами (Покровская Н.Н.): 191186, Санкт-Петербург, наб. Мойки, д. 48 (Russia, St. Petersburg, Moika emb., 48). Тел.: +7 (952) 281-2796. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 05.03.2021.
нарастают, особенно в течение пандемии, объемы профессионального, досугового и покупательского поведения [2; 4; 9].
Присутствие «рядом» с клиентом для бизнеса означает, с одной стороны, доступность компании в социальных сетях, что важно для ежеминутных вопросов, с другой - закрепленность бизнеса на надёжной и независимой площадке, под которой понимают корпоративный сайт. Клиент обращается, как правило, к коммуникационным ресурсам социальных сетей для первых, точечных контактов, но для возникновения доверия, как свидетельство серьезности и долгосрочности, «реальности» компании необходимо наличие собственного онлайн-пространства, аналогично офису в физической реальности. Обладание собственной «территорией» в кибер-пространстве в форме корпоративного сайта позволяет обеспечить компании как репутационные преимущества, так и некоторую независимость от волюнтаристских решений или ошибок цензурирования социальных сетей.
Рыночная динамика и спрос на веб-разработку
Сегодня значение интернет-технологий в жизни людей возросло настолько [5; 21], что создание корпоративного сайта в качестве веб-площадки бизнеса является необходимым условием для развития практически любого вида предприятий и организаций любой сферы деятельности, размера и формы собственности. Например, производители товаров уже с 2017 г. более половины рекламных бюджетов направляют в онлайн-коммуникационные каналы [10; 16]. Интернет-торговля показывала устойчивый рост как в доковидный период, который резко усилился в пандемийный период (см. рис. 1).
4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0
Составлено авторами на основе данных по объемам рынка [6; 17; 18] и прогнозу [19].
Рис. 1. Рост рынка интернет-торговли в России за 2010-2021 гг., млн руб.
Исходя из масштабов онлайн-продаж, компании заинтересованы в расширении и эволюции, актуализации своей представленности в сети Интернет, от проблем перехода клиентов на мобильные устройства в начале-середине 2010-х гг. (задача адаптации к разным устройствам просмотра страниц), и до современных тенденций в дизайне (например, около десятилетия назад происходила смена текстовых «каталогов» на визуальные страницы, затем появились лендинговые страницы и т. д.).
Специфика поведения и предпочтения субъектов рынка веб-разработки
Актуальность проблематики выбора подхода к веб-разработке корпоративного сайта определяет цель исследования, которая имеет двустороннюю природу: изучить критерии потребительского выбора заказчиков на рынке веб-разработки и поведения веб-студий в ответ на динамику поведения и потребностей клиентов. Указанная цель определяет задачи исследования: исследование критериев при выборе веб-студии с точки зрения заказчика; изучение инструментария веб-студий; обзор дополнительных услуг и преимуществ; рекомендации для рынка заказной веб-разработки.
Предметом исследования выступают В2В-взаимоотношения, выстраивающиеся на развитом насыщенном рынке услуг веб-разработки, между двумя группами субъектов - заказчиками, с одной стороны, и веб-студиями, с другой. Заказчиками веб-разработки могут выступать индивидуальные и коллективные субъекты, которые обращаются к веб-студии для достижения бизнес-
3745.0
3221 П
2032.2
1 660 0
713 0 9200 50 .0
405 0 537 .4 — 0 244 6 405 0 |-1
"г-1 |-| П 1 1
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
целей: так, в случае индивидов речь может идти о развитии онлайн-продвижения фрилансера, предпринимателя, политического, общественного, культурного деятеля, спортсмена, блогера и т.п. в целях продвижении создаваемых ценностей - идей, услуг или товаров, политических инициатив, общественного движения и т.п.; в случае коллективной субъектности веб-разработка решает организационные задачи частного или государственного предприятия, учреждения, корпорации, общественной организации.
Под веб-студией понимают компанию, которая занимается созданием сайта и комплексом услуг по его продвижению. В качестве примера можно привести сайт одной из крупнейших (по обороту и по числу сотрудников и разработанных проектов) веб-студий на пространстве России и СНГ, компании Megagroup.ru. В услуги данной веб-студии помимо собственно разработки и SEO-оптимизации также входит поддержка сайта и контекстная реклама. Данный пример демонстрирует вариативность услуг, входящих в веб-разработку, хотя строго к этой услуге относят, как правило, только создание сайта, однако почти всем клиентам необходимы также техническая поддержка от веб-мастера, веб-администрирование, и если SEO предполагает подбор оптимальной семантики для поисковых запросов, то логичным продолжением становится и помощь в контекстной рекламе.
Сегодня разработка корпоративного сайта - самый популярный вариант коммерческих интернет-проектов на рынке веб-разработки. Можно условно выделить 3 основных типа сайтов: корпоративный сайт-визитка представляет собой односложную структуру с рядом минимальных требований: целевой страницей, разделами формата «Новости», «Услуги», «Каталог товаров» и пр.; корпоративный сайт-каталог спроектирован на базе разветвленной структуры, содержит активно обновляемые разделы и встроенные инструменты для работы с аудиторией; корпоративный портал (интернет-магазин) включает самую широкую совокупность информационно-функциональных сервисов, в том числе для клиентов и сотрудников компании. Сайт-визитку и сайт-каталог принято считать самыми распространенными, их же возможно объединить для статистической оценки проекта, несмотря на разницу в объеме и стоимости услуг программирования. Данный тип выступает наиболее универсальным на рынке веб-услуг.
На текущий момент времени в России и странах СНГ функционирует не менее 5 000 студий, запускающих около 22 тысяч сайтов в год [11]. Как правило, среднестатистическая российская веб-студия обладает штатом из 5-10 сотрудников, в число которых обязательно входят: программисты, дизайнеры и верстальщики [6; 13], при этом маркетинговые, финансовые, кадровые функции нередко отданы фрилансерам (если, конечно, компании функционируют официально как юридические лица). Чем крупнее веб-студия, тем больше в коллективе узкоспециализированных специалистов: проектировщиков, тестировщиков, специалистов по юзабилити (удобству для клиента) и т.д. [7; 14].
Перечислим основные критерии выбора с точки зрения заказчика: выгодная цена (критерий, устойчиво занимающий первое место, но при выполнении ряда дополнительных требований, таких как надёжность и готовность на долгосрочные отношения с заказчиком, его техподдержку и помощь в решении последующих вопросов); надежность, наличие портфолио; гарантия качества; уровень клиентского сервиса (готовность вносить коррективы, скорость и содержательность ответа на запросы, адаптивность); сроки выполнения заказа; популярность и наличие именитых заказчиков; проактив-ность подрядчика, способность предлагать свои идеи, новое видение продвижения; инновационность, совершенные технологические процессы в производстве.
В ходе опроса, проведенного Интернет-агентством RatingRuneta [11], представителям компаний, заказывавшим веб-разработку, было предложено отметить важность различных критериев, которыми они руководствовались при выборе студии (см. рис. 2). Среди 300 участников наибольшее значение получил критерий «Стоимость услуг», его отметили 64,6% опрошенных [11]. Столь большое внимание к стоимости отражает, в первую очередь, желание заказчика вложиться в определённый бюджет. Вторым по значимости критерием является наличие в портфолио проектов, аналогичных тому, который планируется заказать. Так, 58,3% опрошенных считают важным размещать заказ в той студии, которая уже делала подобные проекты [там же]. Интересным оказался результат по критерию «Наличие крупных и именитых заказчиков»: традиционно предполагается, что наличие подобных компаний в портфолио студии помогает ей в продвижении, однако процент популярности параметра (16,7%) свидетельствует об обратном.
Стоимость услуг 646
Наличие в портфолио аналогичных проектов 58,3
Качество коммерческого предложения
I
Уровень клиентского сервиса
к
I
Наличие крупных заказчиков 167
40
%
Составлено авторами на основе данных [7; 11].
Рис. 2. Основные критерии выбора веб-студии, % от числа опрошенных
Также стоит обратить внимание на механику процесса веб-разработки, которая определяет выбор клиентом формы решения задач в зависимости от объема ожидаемых услуг в диапазоне от минимума до «бесконечности»: собственный веб-мастер может эффективно поддерживать сайт или страницу и может выполнить разовую работу по созданию простейшего сайта; выбор веб-студии должен учитывать акценты, которые расставляет заказчик, с учетом процесса разработки.
Как правило, полноценная веб-разработка - это длительный процесс, включающий следующие этапы: знакомство с партнером является первым и обязательным этапом реализации коммерческих проектов для того, чтобы понимать, какая именно онлайн-площадка нужна заказчику; постановка целей и задач, сбор и последующий анализ всех требований, формирование технического задания, составление проекта интерфейсов (на этом этапе необходимо тесное сотрудничество между заказчиком и веб-разработчиком); сбор и создание семантического ядра для адекватного отражения смысла ценностного предложения компании для ее клиентов (семантика как наука о смыслах знаков применяется в информационных технологиях, прежде всего, в рекламном использовании тегов и хэштегов); прото-типирование; разработка дизайнерской концепции, макетов страниц, креатива; верстка шаблонов; работы по созданию функциональных инструментов, интеграция в уже существующую систему управления содержимым (CMS); наполнение сайта контентом; тестирование, при необходимости, внесение корректировок и оптимизация; регистрация в поисковых системах; администрирование, поддержка.
Если небольшие веб-студии способны быстро выполнить отдельные операции (их преимущества включают более низкую цену за конкретную услугу и готовность быстро адаптировать свою работу под пожелания заказчика), то для системной веб-разработки лучше подходят крупные веб-студии, учитывая последовательность и длительность перечисленных фаз. В случае комплексного подхода к онлайн-продвижению выбор в пользу крупных веб-студий с многочисленным штатом экономит время и ресурсы заказчика, позволяя быстро выполнить большой объем работы, не затягивая процесс.
Дополнительными преимуществами для заказчика при обращении к крупным студиям выступают: широкий ассортимент проектов (включая портфолио уже выполненных работ веб-студии, представленное на ее собственном сайте); наличие специализации и релевантного опыта в тематике: команда, неоднократно работавшая с аналогичными проектами, сумеет предложить лучшее решение; высокий рейтинг веб-студии по оценкам различных агентств; наличие собственных дополнительных сервисов.
В основе современных сайтов лежат специальные системы управления - CMS (content management system). CMS - «стержень сайта», программа для управления контентом, включающая следующие функции: создание и редактирование меню, наполнение страниц информацией, управление текстовыми блоками. Пользователь CMS работает в графическом интерфейсе, ему не требуется знания языков программирования, разметки HTML и серверных настроек. Крупные веб-студии разрабатывают сайты на собственной системе управления, например, CMS.S3. Разработка на качественных CMS отличается широким функционалом, интуитивно-понятным интерфейсом и простотой редактирования страниц,
что делает его поддержку более привлекательной для заказчика, поскольку далее он может самостоятельно с помощью своих специалистов выполнять простейшие задачи, например, обновлять информацию и вносить новые данные.
Заключение
На основе анализа функционала веб-студий и динамично меняющихся предпочтений заказчиков можно предложить ряд рекомендаций для субъектов рынка заказной веб-разработки, с учётом резкого скачка цифровизации, повышения прозрачности и структурной организации онлайн-пространства за счет работы семантических поисковых систем. Дифференциация рынка веб-разработки отражается не только в размерах студий и диапазоне услуг, но и в растущей специализации, которая, в свою очередь, требует всё более высокой квалификации профессионалов в отрасли, создавая специфическое расслоение по возрасту на «джуниоров» (начинающих, «младших») и более опытных специалистов, обладающих высоким уровнем компетентности в силу накопленного опыта, навыком быстрого и глубокого понимания нестандартных задач и запросов.
В результате, несмотря на низкий барьер входа, молодёжь начинает заметно утрачивать свое, ранее определяющее, положение в секторе веб-разработки, что отражается в постепенном старении «населения» веб-студий. Можно предложить веб-студиям в рамках текущей нестабильной ситуации применять следующие подходы в своей деятельности, с учётом пожеланий заказчиков:
• осознанный продуктовый подход к разработке;
• расширение собственной линейки услуг (сервисов), как способ наращивания конкурентных преимуществ: например, разработка адаптированной CRM-системы (например, MegaCRM от Megagroup.ru, в настоящее время занимающей второе место по числу зарегистрированных доменов в российском сегменте Интернета [20]);
• 3Б-дизайн - главный тренд 2021 года, данный инструмент активно выходит в пользовательский интерфейс вместо плоского дизайна;
• фокус на интерактив, анимацию и взаимодействия (Animations & Interactions), опросники (т.н. Quiz) - важнейшая часть дизайна приложения и пользовательского опыта в условиях экономики впечатлений;
• планирование крупных проектов с разбивкой на релизы во избежание задержек реализации и возможных отказов клиентов;
• развитие системы взаимодействия с потребителями, техническая поддержка сайта и оперативная обратная связь выступают условием сохранения лояльности заказчиков на обширном насыщенном рынке;
• повышение чека, низкая стоимость разработки сайта, в любом случае, не позволит веб-студии конкурировать с индивидуальными веб-разработчиками, преимуществом может выступать только качество работы и комфортное для клиента обслуживание;
• выход на новые рынки, поиск бизнес-партнеров и новых клиентов, во время пандемии дополнительные возможности получили такие сферы, как foodtech, edtech, интернет-услуги. Предложенные направления совершенствования деятельности на рынке веб-разработки могут помочь построить оптимальное ценностное предложение как специалистам веб-студий, так и потенциальным заказчикам услуг веб-разработки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абабкова М.Ю., Розова Н.К. К вопросу о месте технологии айтрекинга в российской высшей школе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 3 (146). С. 44-48.
2. Бойко С.В., Гарин А.К., Покровская Н.Н. Игровые валюты как ценностно-регулятивный механизм в условиях цифровизации коммуникаций // Технологии PR и рекламы в современном обществе. Материалы всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Политех-Пресс, 2020. С. 58-64.
3. Виды корпоративных сайтов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://jourdom.ru/news/98409 (дата обращения 30.01.2021).
4. Вылкова Е.С., Буров В.Ю., Гришин С.Е. и др. Россия и мир во время и после пандемии Covid-19: вызовы и возможности: коллективная монография. СПб., 2020. 274 с.
5. Гарин А.К., Покровская Н.Н. Партиципативное конструирование коммуникационного пространства: инди-игра Minecraft как реализация концепции распределенных сетей // Технологии PR и рекламы в современном обществе. Материалы XIII всероссийской научно-практ. конференции. СПб.: СПбПУ, 2018. С. 104-108.
6. Давий А.О., Ребязина В.А., Смирнова М.М. Барьеры и драйверы при совершении интернет-покупок в России: результаты эмпирического исследования // Вестник СПбГУ. Менеджмент. 2018. Т. 17. Вып. 1. С. 69-95.
7. Исследование рынка заказной веб-разработки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cmsma-gazine.ru/journal/research-market-research-for-custom-web-development (дата обращения 29.01.2021).
8. Как выбрать веб-студию для разработки сайта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://va-promo-tion.ru/choose-web-agency (дата обращения 30.01.2021).
9. Кривоносов И.А., Федоров Д.А. Стратегия и тактика деятельности PR-специалиста в кризисный период // Петербургская школа PR: от теории к практике. Сборник статей. СПб.: СПбГЭУ, 2015. С. 77-83.
10. Покровская Н.Н. Искусственный интеллект и «умный контракт» как коммуникативная среда цифровой экономики // Коммуникативные среды информационного общества: тренды и традиции: труды межд. науч.-те-ор. конф. 28-29 октября 2016 г. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. С. 142-143.
11. Покровская Н.Н. Эволюция коммуникативной среды с учетом динамики развития цифровой экономики и промышленности 4.0 // Технологии PR и рекламы в современном обществе: материалы научно-практической конференции с международным участием, 18 апреля 2017 г. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. С. 124-127.
12. Рейтинг веб-студий - лучшие разработчики сайтов 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ratingruneta.ru/web/; https://ratingruneta.ru/research (дата обращения 30.01.2021).
13. Слободской А.Л., Теребкова Т.А., Гарин А.К. Цифровое образование и новое технологическое поколение: спрос на новый контент в обучении // Наука о данных. Материалы международной научно-практической конференции. СПб.: СПбГЭУ, 2020. С. 287-289.
14. Чигарев И. 60 трендов веб-дизайна в 2021 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ichi-garev.ru/web-design/trends-web-design-2.html (дата обращения 29.01.2021).
15. Этапы разработки сайта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vc.ru/marketing/58605-11-osnovnyh-etapov-razrabotki-veb-sayta (дата обращения 30.01.2021).
16. Asanov I.A., Pokrovskaia N.N. Digital regulatory tools for entrepreneurial and creative behavior in the knowledge economy // Proceedings of the 2017 International Conference "Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies", IT and QM and IS 2017. IEEE Explore, 2017. P. 43-46.
17. D'Ascenzo F., Pokrovskaia N.N. Digitizing responsibility: the regulation approach for aggregating business // Вестник факультета управления СПбГЭУ. 2018. № 3. С. 441-445.
18. E-commerce 2020: основные цифры. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://e-pepper.ru/news/ ecommerce-2020-osnovnye-tsifry.html (дата обращения 29.01.2021).
19. TAdviser. Интернет-торговля в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tadviser.ru/a7 61070 (дата обращения 21.02.2021).
20. TASS. Россияне в 2020 году потратили 3,221 трлн рублей на онлайн-покупки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/10730671 (дата обращения 29.01.2021).
21. WebDataStats. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://webdatastats.com/#rating-table (дата обращения 28.02.2021).
22. Wei F., Pokrovskaia N.N. Digitizing of regulative mechanisms on the masterchain platform for the individualized competence portfolio // 2017 IEEE VI Forum Strategic Partnership of Universities and Enterprises of Hi-Tech Branches (Science. Education. Innovations) (SPUE) 2017. IEEE Explore, 2017. P. 73-76.