Научная статья на тему 'РЫНОК ЗАКАЗНОЙ ВЕБ-РАЗРАБОТКИ В 2021 ГОДУ: АДАПТАЦИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛИ ВЕБ-СТУДИЙ К ПОТРЕБНОСТЯМ ЗАКАЗЧИКОВ'

РЫНОК ЗАКАЗНОЙ ВЕБ-РАЗРАБОТКИ В 2021 ГОДУ: АДАПТАЦИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛИ ВЕБ-СТУДИЙ К ПОТРЕБНОСТЯМ ЗАКАЗЧИКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2499
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ-РАЗРАБОТКА / ВЕБ-СТУДИЯ / КРИТЕРИИ ВЫБОРА / БИЗНЕС / CMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федоров Денис Андреевич, Покровская Надежда Николаевна, Голохвастов Дмитрий Владимирович

Динамичное развитие современных веб-технологий подразумевает не только расширение возможностей разработки, но и требует от бизнеса комплексного подхода в подборе услуг веб-студий. В данной статье рассматриваются критерии выбора веб-студии с точки зрения заказчика. Авторами представлен перечень рекомендаций для веб-студий в рамках текущей нестабильной ситуации на рынке услуг веб-разработки. Статья будет полезна широкому кругу специалистов и исследователей, интересующихся вопросами заказной веб-разработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федоров Денис Андреевич, Покровская Надежда Николаевна, Голохвастов Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOM WEB DEVELOPMENT MARKET IN 2021 FROM A BUSINESS MODELING PERSPECTIVE

The fast growth of web technologies implies the expansion of development opportunities but also requires an integrated approach from the business in the selection of web studio services. This paper discusses the criteria for choosing a web studio from the point of view of the customer. In addition, the authors present a list of recommendations _ for web studios in the current unstable situation in the market of web development services. The article will be useful to a wide range of specialists and researchers interested in analysis and practice of custom web development.

Текст научной работы на тему «РЫНОК ЗАКАЗНОЙ ВЕБ-РАЗРАБОТКИ В 2021 ГОДУ: АДАПТАЦИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛИ ВЕБ-СТУДИЙ К ПОТРЕБНОСТЯМ ЗАКАЗЧИКОВ»

Федоров Д.А., Покровская Н.Н., Голохвастов Д.В.

РЫНОК ЗАКАЗНОЙ ВЕБ-РАЗРАБОТКИ В 2021 ГОДУ: АДАПТАЦИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛИ ВЕБ-СТУДИЙ К ПОТРЕБНОСТЯМ ЗАКАЗЧИКОВ

Аннотация. Динамичное развитие современных веб-технологий подразумевает не только расширение возможностей разработки, но и требует от бизнеса комплексного подхода в подборе услуг веб-студий. В данной статье рассматриваются критерии выбора веб-студии с точки зрения заказчика. Авторами представлен перечень рекомендаций для веб-студий в рамках текущей нестабильной ситуации на рынке услуг веб-разработки. Статья будет полезна широкому кругу специалистов и исследователей, интересующихся вопросами заказной веб-разработки.

Ключевые слова. Веб-разработка, веб-студия, критерии выбора, бизнес, CMS.

Fedorov D.A., Pokrovskaia N.N., Golokhvastov D.V.

CUSTOM WEB DEVELOPMENT MARKET IN 2021 FROM A BUSINESS MODELING PERSPECTIVE

Abstract. The fast growth of web technologies implies the expansion of development opportunities but also requires an integrated approach ^ from the business in the selection of web studio services. This paper discusses the criteria _ for choosing a web studio _ from the point of view of the customer. In addition, the authors present a list of recommendations _ for web studios in the current unstable situation in the market of web development services. The article will be useful to a wide range of specialists and researchers interested in analysis and practice of custom web development.

Keywords. Web development, web studio, selection criteria, business, CMS.

Введение

Цифровая экономика и постковидные изменения организации бизнеса [3; 12] определяют значимость интернет-технологий для осуществления всех видов удаленной деятельности [1; 15]. Развитие бизнес-моделей коснулось веб-разработки, особенно для совершенствования маркетингового продвижения товаров, услуг и компаний [8; 16]. В условиях экономики знаний социальная изоляция и цифровая трансформация актуализировали задачу обеспечения инновационного роста с помощью присутствия бизнеса в онлайн-пространстве, куда сместились интересы общества, и где

ГРНТИ 06.73.15

© Федоров Д.А., Покровская Н.Н., Голохвастов Д.В., 2021

Денис Андреевич Федоров - кандидат социологических наук, заведующий кафедрой связей с общественностью и рекламы Института философии человека Российского государственного педагогического университета им.

A.И. Герцена (г. Санкт-Петербург).

Надежда Николаевна Покровская - доктор социологических наук, профессор кафедры связей с общественностью и рекламы Института философии человека Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, профессор Высшей школы медиакоммуникаций и связей с общественностью Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, профессор кафедры инновационного менеджмента Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета им.

B.И. Ульянова (Ленина).

Дмитрий Владимирович Голохвастов - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления социально-экономическими системами Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. Контактные данные для связи с авторами (Покровская Н.Н.): 191186, Санкт-Петербург, наб. Мойки, д. 48 (Russia, St. Petersburg, Moika emb., 48). Тел.: +7 (952) 281-2796. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 05.03.2021.

нарастают, особенно в течение пандемии, объемы профессионального, досугового и покупательского поведения [2; 4; 9].

Присутствие «рядом» с клиентом для бизнеса означает, с одной стороны, доступность компании в социальных сетях, что важно для ежеминутных вопросов, с другой - закрепленность бизнеса на надёжной и независимой площадке, под которой понимают корпоративный сайт. Клиент обращается, как правило, к коммуникационным ресурсам социальных сетей для первых, точечных контактов, но для возникновения доверия, как свидетельство серьезности и долгосрочности, «реальности» компании необходимо наличие собственного онлайн-пространства, аналогично офису в физической реальности. Обладание собственной «территорией» в кибер-пространстве в форме корпоративного сайта позволяет обеспечить компании как репутационные преимущества, так и некоторую независимость от волюнтаристских решений или ошибок цензурирования социальных сетей.

Рыночная динамика и спрос на веб-разработку

Сегодня значение интернет-технологий в жизни людей возросло настолько [5; 21], что создание корпоративного сайта в качестве веб-площадки бизнеса является необходимым условием для развития практически любого вида предприятий и организаций любой сферы деятельности, размера и формы собственности. Например, производители товаров уже с 2017 г. более половины рекламных бюджетов направляют в онлайн-коммуникационные каналы [10; 16]. Интернет-торговля показывала устойчивый рост как в доковидный период, который резко усилился в пандемийный период (см. рис. 1).

4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0

Составлено авторами на основе данных по объемам рынка [6; 17; 18] и прогнозу [19].

Рис. 1. Рост рынка интернет-торговли в России за 2010-2021 гг., млн руб.

Исходя из масштабов онлайн-продаж, компании заинтересованы в расширении и эволюции, актуализации своей представленности в сети Интернет, от проблем перехода клиентов на мобильные устройства в начале-середине 2010-х гг. (задача адаптации к разным устройствам просмотра страниц), и до современных тенденций в дизайне (например, около десятилетия назад происходила смена текстовых «каталогов» на визуальные страницы, затем появились лендинговые страницы и т. д.).

Специфика поведения и предпочтения субъектов рынка веб-разработки

Актуальность проблематики выбора подхода к веб-разработке корпоративного сайта определяет цель исследования, которая имеет двустороннюю природу: изучить критерии потребительского выбора заказчиков на рынке веб-разработки и поведения веб-студий в ответ на динамику поведения и потребностей клиентов. Указанная цель определяет задачи исследования: исследование критериев при выборе веб-студии с точки зрения заказчика; изучение инструментария веб-студий; обзор дополнительных услуг и преимуществ; рекомендации для рынка заказной веб-разработки.

Предметом исследования выступают В2В-взаимоотношения, выстраивающиеся на развитом насыщенном рынке услуг веб-разработки, между двумя группами субъектов - заказчиками, с одной стороны, и веб-студиями, с другой. Заказчиками веб-разработки могут выступать индивидуальные и коллективные субъекты, которые обращаются к веб-студии для достижения бизнес-

3745.0

3221 П

2032.2

1 660 0

713 0 9200 50 .0

405 0 537 .4 — 0 244 6 405 0 |-1

"г-1 |-| П 1 1

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

целей: так, в случае индивидов речь может идти о развитии онлайн-продвижения фрилансера, предпринимателя, политического, общественного, культурного деятеля, спортсмена, блогера и т.п. в целях продвижении создаваемых ценностей - идей, услуг или товаров, политических инициатив, общественного движения и т.п.; в случае коллективной субъектности веб-разработка решает организационные задачи частного или государственного предприятия, учреждения, корпорации, общественной организации.

Под веб-студией понимают компанию, которая занимается созданием сайта и комплексом услуг по его продвижению. В качестве примера можно привести сайт одной из крупнейших (по обороту и по числу сотрудников и разработанных проектов) веб-студий на пространстве России и СНГ, компании Megagroup.ru. В услуги данной веб-студии помимо собственно разработки и SEO-оптимизации также входит поддержка сайта и контекстная реклама. Данный пример демонстрирует вариативность услуг, входящих в веб-разработку, хотя строго к этой услуге относят, как правило, только создание сайта, однако почти всем клиентам необходимы также техническая поддержка от веб-мастера, веб-администрирование, и если SEO предполагает подбор оптимальной семантики для поисковых запросов, то логичным продолжением становится и помощь в контекстной рекламе.

Сегодня разработка корпоративного сайта - самый популярный вариант коммерческих интернет-проектов на рынке веб-разработки. Можно условно выделить 3 основных типа сайтов: корпоративный сайт-визитка представляет собой односложную структуру с рядом минимальных требований: целевой страницей, разделами формата «Новости», «Услуги», «Каталог товаров» и пр.; корпоративный сайт-каталог спроектирован на базе разветвленной структуры, содержит активно обновляемые разделы и встроенные инструменты для работы с аудиторией; корпоративный портал (интернет-магазин) включает самую широкую совокупность информационно-функциональных сервисов, в том числе для клиентов и сотрудников компании. Сайт-визитку и сайт-каталог принято считать самыми распространенными, их же возможно объединить для статистической оценки проекта, несмотря на разницу в объеме и стоимости услуг программирования. Данный тип выступает наиболее универсальным на рынке веб-услуг.

На текущий момент времени в России и странах СНГ функционирует не менее 5 000 студий, запускающих около 22 тысяч сайтов в год [11]. Как правило, среднестатистическая российская веб-студия обладает штатом из 5-10 сотрудников, в число которых обязательно входят: программисты, дизайнеры и верстальщики [6; 13], при этом маркетинговые, финансовые, кадровые функции нередко отданы фрилансерам (если, конечно, компании функционируют официально как юридические лица). Чем крупнее веб-студия, тем больше в коллективе узкоспециализированных специалистов: проектировщиков, тестировщиков, специалистов по юзабилити (удобству для клиента) и т.д. [7; 14].

Перечислим основные критерии выбора с точки зрения заказчика: выгодная цена (критерий, устойчиво занимающий первое место, но при выполнении ряда дополнительных требований, таких как надёжность и готовность на долгосрочные отношения с заказчиком, его техподдержку и помощь в решении последующих вопросов); надежность, наличие портфолио; гарантия качества; уровень клиентского сервиса (готовность вносить коррективы, скорость и содержательность ответа на запросы, адаптивность); сроки выполнения заказа; популярность и наличие именитых заказчиков; проактив-ность подрядчика, способность предлагать свои идеи, новое видение продвижения; инновационность, совершенные технологические процессы в производстве.

В ходе опроса, проведенного Интернет-агентством RatingRuneta [11], представителям компаний, заказывавшим веб-разработку, было предложено отметить важность различных критериев, которыми они руководствовались при выборе студии (см. рис. 2). Среди 300 участников наибольшее значение получил критерий «Стоимость услуг», его отметили 64,6% опрошенных [11]. Столь большое внимание к стоимости отражает, в первую очередь, желание заказчика вложиться в определённый бюджет. Вторым по значимости критерием является наличие в портфолио проектов, аналогичных тому, который планируется заказать. Так, 58,3% опрошенных считают важным размещать заказ в той студии, которая уже делала подобные проекты [там же]. Интересным оказался результат по критерию «Наличие крупных и именитых заказчиков»: традиционно предполагается, что наличие подобных компаний в портфолио студии помогает ей в продвижении, однако процент популярности параметра (16,7%) свидетельствует об обратном.

Стоимость услуг 646

Наличие в портфолио аналогичных проектов 58,3

Качество коммерческого предложения

I

Уровень клиентского сервиса

к

I

Наличие крупных заказчиков 167

40

%

Составлено авторами на основе данных [7; 11].

Рис. 2. Основные критерии выбора веб-студии, % от числа опрошенных

Также стоит обратить внимание на механику процесса веб-разработки, которая определяет выбор клиентом формы решения задач в зависимости от объема ожидаемых услуг в диапазоне от минимума до «бесконечности»: собственный веб-мастер может эффективно поддерживать сайт или страницу и может выполнить разовую работу по созданию простейшего сайта; выбор веб-студии должен учитывать акценты, которые расставляет заказчик, с учетом процесса разработки.

Как правило, полноценная веб-разработка - это длительный процесс, включающий следующие этапы: знакомство с партнером является первым и обязательным этапом реализации коммерческих проектов для того, чтобы понимать, какая именно онлайн-площадка нужна заказчику; постановка целей и задач, сбор и последующий анализ всех требований, формирование технического задания, составление проекта интерфейсов (на этом этапе необходимо тесное сотрудничество между заказчиком и веб-разработчиком); сбор и создание семантического ядра для адекватного отражения смысла ценностного предложения компании для ее клиентов (семантика как наука о смыслах знаков применяется в информационных технологиях, прежде всего, в рекламном использовании тегов и хэштегов); прото-типирование; разработка дизайнерской концепции, макетов страниц, креатива; верстка шаблонов; работы по созданию функциональных инструментов, интеграция в уже существующую систему управления содержимым (CMS); наполнение сайта контентом; тестирование, при необходимости, внесение корректировок и оптимизация; регистрация в поисковых системах; администрирование, поддержка.

Если небольшие веб-студии способны быстро выполнить отдельные операции (их преимущества включают более низкую цену за конкретную услугу и готовность быстро адаптировать свою работу под пожелания заказчика), то для системной веб-разработки лучше подходят крупные веб-студии, учитывая последовательность и длительность перечисленных фаз. В случае комплексного подхода к онлайн-продвижению выбор в пользу крупных веб-студий с многочисленным штатом экономит время и ресурсы заказчика, позволяя быстро выполнить большой объем работы, не затягивая процесс.

Дополнительными преимуществами для заказчика при обращении к крупным студиям выступают: широкий ассортимент проектов (включая портфолио уже выполненных работ веб-студии, представленное на ее собственном сайте); наличие специализации и релевантного опыта в тематике: команда, неоднократно работавшая с аналогичными проектами, сумеет предложить лучшее решение; высокий рейтинг веб-студии по оценкам различных агентств; наличие собственных дополнительных сервисов.

В основе современных сайтов лежат специальные системы управления - CMS (content management system). CMS - «стержень сайта», программа для управления контентом, включающая следующие функции: создание и редактирование меню, наполнение страниц информацией, управление текстовыми блоками. Пользователь CMS работает в графическом интерфейсе, ему не требуется знания языков программирования, разметки HTML и серверных настроек. Крупные веб-студии разрабатывают сайты на собственной системе управления, например, CMS.S3. Разработка на качественных CMS отличается широким функционалом, интуитивно-понятным интерфейсом и простотой редактирования страниц,

что делает его поддержку более привлекательной для заказчика, поскольку далее он может самостоятельно с помощью своих специалистов выполнять простейшие задачи, например, обновлять информацию и вносить новые данные.

Заключение

На основе анализа функционала веб-студий и динамично меняющихся предпочтений заказчиков можно предложить ряд рекомендаций для субъектов рынка заказной веб-разработки, с учётом резкого скачка цифровизации, повышения прозрачности и структурной организации онлайн-пространства за счет работы семантических поисковых систем. Дифференциация рынка веб-разработки отражается не только в размерах студий и диапазоне услуг, но и в растущей специализации, которая, в свою очередь, требует всё более высокой квалификации профессионалов в отрасли, создавая специфическое расслоение по возрасту на «джуниоров» (начинающих, «младших») и более опытных специалистов, обладающих высоким уровнем компетентности в силу накопленного опыта, навыком быстрого и глубокого понимания нестандартных задач и запросов.

В результате, несмотря на низкий барьер входа, молодёжь начинает заметно утрачивать свое, ранее определяющее, положение в секторе веб-разработки, что отражается в постепенном старении «населения» веб-студий. Можно предложить веб-студиям в рамках текущей нестабильной ситуации применять следующие подходы в своей деятельности, с учётом пожеланий заказчиков:

• осознанный продуктовый подход к разработке;

• расширение собственной линейки услуг (сервисов), как способ наращивания конкурентных преимуществ: например, разработка адаптированной CRM-системы (например, MegaCRM от Megagroup.ru, в настоящее время занимающей второе место по числу зарегистрированных доменов в российском сегменте Интернета [20]);

• 3Б-дизайн - главный тренд 2021 года, данный инструмент активно выходит в пользовательский интерфейс вместо плоского дизайна;

• фокус на интерактив, анимацию и взаимодействия (Animations & Interactions), опросники (т.н. Quiz) - важнейшая часть дизайна приложения и пользовательского опыта в условиях экономики впечатлений;

• планирование крупных проектов с разбивкой на релизы во избежание задержек реализации и возможных отказов клиентов;

• развитие системы взаимодействия с потребителями, техническая поддержка сайта и оперативная обратная связь выступают условием сохранения лояльности заказчиков на обширном насыщенном рынке;

• повышение чека, низкая стоимость разработки сайта, в любом случае, не позволит веб-студии конкурировать с индивидуальными веб-разработчиками, преимуществом может выступать только качество работы и комфортное для клиента обслуживание;

• выход на новые рынки, поиск бизнес-партнеров и новых клиентов, во время пандемии дополнительные возможности получили такие сферы, как foodtech, edtech, интернет-услуги. Предложенные направления совершенствования деятельности на рынке веб-разработки могут помочь построить оптимальное ценностное предложение как специалистам веб-студий, так и потенциальным заказчикам услуг веб-разработки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абабкова М.Ю., Розова Н.К. К вопросу о месте технологии айтрекинга в российской высшей школе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 3 (146). С. 44-48.

2. Бойко С.В., Гарин А.К., Покровская Н.Н. Игровые валюты как ценностно-регулятивный механизм в условиях цифровизации коммуникаций // Технологии PR и рекламы в современном обществе. Материалы всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Политех-Пресс, 2020. С. 58-64.

3. Виды корпоративных сайтов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://jourdom.ru/news/98409 (дата обращения 30.01.2021).

4. Вылкова Е.С., Буров В.Ю., Гришин С.Е. и др. Россия и мир во время и после пандемии Covid-19: вызовы и возможности: коллективная монография. СПб., 2020. 274 с.

5. Гарин А.К., Покровская Н.Н. Партиципативное конструирование коммуникационного пространства: инди-игра Minecraft как реализация концепции распределенных сетей // Технологии PR и рекламы в современном обществе. Материалы XIII всероссийской научно-практ. конференции. СПб.: СПбПУ, 2018. С. 104-108.

6. Давий А.О., Ребязина В.А., Смирнова М.М. Барьеры и драйверы при совершении интернет-покупок в России: результаты эмпирического исследования // Вестник СПбГУ. Менеджмент. 2018. Т. 17. Вып. 1. С. 69-95.

7. Исследование рынка заказной веб-разработки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cmsma-gazine.ru/journal/research-market-research-for-custom-web-development (дата обращения 29.01.2021).

8. Как выбрать веб-студию для разработки сайта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://va-promo-tion.ru/choose-web-agency (дата обращения 30.01.2021).

9. Кривоносов И.А., Федоров Д.А. Стратегия и тактика деятельности PR-специалиста в кризисный период // Петербургская школа PR: от теории к практике. Сборник статей. СПб.: СПбГЭУ, 2015. С. 77-83.

10. Покровская Н.Н. Искусственный интеллект и «умный контракт» как коммуникативная среда цифровой экономики // Коммуникативные среды информационного общества: тренды и традиции: труды межд. науч.-те-ор. конф. 28-29 октября 2016 г. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. С. 142-143.

11. Покровская Н.Н. Эволюция коммуникативной среды с учетом динамики развития цифровой экономики и промышленности 4.0 // Технологии PR и рекламы в современном обществе: материалы научно-практической конференции с международным участием, 18 апреля 2017 г. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. С. 124-127.

12. Рейтинг веб-студий - лучшие разработчики сайтов 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ratingruneta.ru/web/; https://ratingruneta.ru/research (дата обращения 30.01.2021).

13. Слободской А.Л., Теребкова Т.А., Гарин А.К. Цифровое образование и новое технологическое поколение: спрос на новый контент в обучении // Наука о данных. Материалы международной научно-практической конференции. СПб.: СПбГЭУ, 2020. С. 287-289.

14. Чигарев И. 60 трендов веб-дизайна в 2021 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ichi-garev.ru/web-design/trends-web-design-2.html (дата обращения 29.01.2021).

15. Этапы разработки сайта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vc.ru/marketing/58605-11-osnovnyh-etapov-razrabotki-veb-sayta (дата обращения 30.01.2021).

16. Asanov I.A., Pokrovskaia N.N. Digital regulatory tools for entrepreneurial and creative behavior in the knowledge economy // Proceedings of the 2017 International Conference "Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies", IT and QM and IS 2017. IEEE Explore, 2017. P. 43-46.

17. D'Ascenzo F., Pokrovskaia N.N. Digitizing responsibility: the regulation approach for aggregating business // Вестник факультета управления СПбГЭУ. 2018. № 3. С. 441-445.

18. E-commerce 2020: основные цифры. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://e-pepper.ru/news/ ecommerce-2020-osnovnye-tsifry.html (дата обращения 29.01.2021).

19. TAdviser. Интернет-торговля в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tadviser.ru/a7 61070 (дата обращения 21.02.2021).

20. TASS. Россияне в 2020 году потратили 3,221 трлн рублей на онлайн-покупки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/10730671 (дата обращения 29.01.2021).

21. WebDataStats. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://webdatastats.com/#rating-table (дата обращения 28.02.2021).

22. Wei F., Pokrovskaia N.N. Digitizing of regulative mechanisms on the masterchain platform for the individualized competence portfolio // 2017 IEEE VI Forum Strategic Partnership of Universities and Enterprises of Hi-Tech Branches (Science. Education. Innovations) (SPUE) 2017. IEEE Explore, 2017. P. 73-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.