Научная статья на тему 'Рынок услуг водоснабжения и водоотведения в Забайкальском крае'

Рынок услуг водоснабжения и водоотведения в Забайкальском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
509
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИЧЕСКИЙ РЫТОК / ОТРАСЛЬ ЖКХ / КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / ИЗДЕРЖКИ / ВОДОСНАБЖЕНИЕ / ВОДООТВЕДЕНИЕ / .ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ / КОММУНАЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / CLASSICAL MARKET / BRANCH OFHOUSING AND COMMUNAL SERVICES / UTILITIES / COMPETITIVENESS / COST PRICE / COSTS / WATER SUPPLY / WATER DISPOSAL / TRANSBAIKAL REGION / COMMUNAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кибирева Елена Анатольевна

Отмечено, что многие исследователи уже на протяжении длительного времени воспринимают отрасль жилищно-коммунальных услуг как динамически изменяющуюся и подверженную реформированию в связи с тем, что данная отрасль не является конкурентоспособной и самодостаточной в России. Вместе с тем зарубежный опыт свидетельствует об обратном. Энергетический рынок США представлен несколькими поставщиками электроэнергии, поэтому в стране не существует единой фиксированной ставки, а следовательно, существует конкуренция, которая является основой рыночных отношений. Необходимо отметить, что в разных государствах Европы стоимость услуг ЖКХ существенно различается, так как жители пользуются правом выбора поставщиков электроэнергии, воды и тепла. Для России такая ситуация невозможна, так как альтернативы не существует. Развитие конкурентоспособности отрасли коммунальных услуг в Европе отличается от рынка коммунальных услуг в России. В Лондоне жители имеют право выбрать сразу двух поставщиков коммунальных услуг. Такая ситуация наблюдается и в других европейских странах, т.к. потребители коммунальных услуг пользуются правом отказаться от услуг поставщика воды, электроэнергии, если появился поставщик, предлагающий более выгодные тарифы. Выявлено, что в России в настоящее время предпринимаются попытки ухода данной отрасли от монополизации и создания классического рынка услуг путем реформирования отрасли ЖКХ и перехода к рыночным отношениям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кибирева Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKET OF WATER SUPPLY AND SANITATION SERVICES I N THE TRANSBAIKAL REGION

Many researchers have been perceiving the industry of housing and communal services, as a dynamically changing and subjected to reforms for a long time, due to the fact that this industry is not competitive and self-sufficient in Russia. However, international experience suggests the opposite. Energy market in the US is represented by several electricity providers, so there is no single fixed rate, and hence there is competition, which is the basis of market relations. It should be noted that in different countries of Europe the cost of housing services differs significantly as residents have the right to select suppliers of electricity, water and heat. For Russia, this situation is impossible as there is no alternative. The development of the utility sector competitiveness in Europe differs from the market of public services in Russia. In London, residents have the right to choose just two providers of utilities. This situation is also observed in other European countries, as consumers of utility services have the right to refuse the services of the supplier of water, electricity, if there appears a supplier that offers more favorable tariffs. In the author's opinion, at present in Russia the attempts are being made to leave this industry from monopolization and create a classical market for services by reforming the housing and communal services industry and moving to market relations

Текст научной работы на тему «Рынок услуг водоснабжения и водоотведения в Забайкальском крае»

УДК 657.1: 338.5

DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-4-91-101

РЫНОК УСЛУГ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ

В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ

MARKET OF WATER SUPPLY AND SANITATION SERVICES I

N THE TRANSBAIKAL REGION

E. Л. Кибирева, Забайкальский государственный университет, г. Чита

[email protected]

E. Kibireva, Transbaikal State University, Chita

Отмечено, что многие исследователи уже на протяжении длительного времени воспринимают отрасль жилищно-коммунальных услуг как динамически изменяющуюся и подверженную реформированию в связи с тем, что данная отрасль не является конкурентоспособной и самодостаточной в России.

Вместе с тем зарубежный опыт свидетельствует об обратном. Энергетический рышок США представлен несколькими поставщиками электроэнергии, поэтому в стране не существует единой фиксированной ставки, а следовательно, существует конкуренция, которая является основой рышочныгх отношений.

Необходимо отметить, что в разных государствах Европы стоимость услуг ЖКХ существенно различается, так как жители пользуются правом выбора поставщиков электроэнергии, воды и тепла. Для России такая ситуация невозможна, так как альтернативы не существует.

Развитие конкурентоспособности отрасли коммунальных услуг в Европе отличается от рынка коммунальных услуг в России.

В Лондоне жители имеют право выбрать сразу двух поставщиков коммунальных услуг. Такая ситуация наблюдается и в других европейских странах, т.к. потребители коммунальных услуг пользуются правом отказаться от услуг поставщика воды, электроэнергии, если появился поставщик, предлагающий более выгодные тарифы.

Выявлено, что в России в настоящее время предпринимаются попытки ухода данной отрасли от монополизации и создания классического рынка услуг путем реформирования отрасли ЖКХ и перехода к рышочным отношениям

Ключевые слова: классический рыток; отрасль ЖКХ; коммунальные услуги; конкурентоспособность; себестоимость; издержки; водоснабжение; водоотведение; .Забайкальский край; коммунальная отрасль

Many researchers have been perceiving the industry of housing and communal services, as a dynamically changing and subjected to reforms for a long time, due to the fact that this industry is not competitive and self-sufficient in Russia.

However, international experience suggests the opposite. Energy market in the US is represented by several electricity providers, so there is no single fixed rate, and hence there is competition, which is the basis of market relations.

It should be noted that in different countries of Europe the cost of housing services differs significantly as residents have the right to select suppliers of electricity, water and heat. For Russia, this situation is impossible as there is no alternative.

The development of the utility sector competitiveness in Europe differs from the market of public services in Russia.

In London, residents have the right to choose just two providers of utilities. This situation is also observed in other European countries, as consumers of utility services have the right to refuse the services of the supplier of water, electricity, if there appears a supplier that offers more favorable tariffs.

91

© E. Л. Кибирева, 2017

In the author's opinion, at present in Russia the attempts are being made to leave this industry from monopolization and create a classical market for services by reforming the housing and communal services industry and moving to market relations

Key words: classical market; branch ofhousing and communal services; utilities; competitiveness; cost price; costs; water supply; water disposal; Transbaikal region; communal services

Рыночные отношения подразумевают конкурирование товаров за покупателя, товаропроизводителей — за долю рынка, отраслей — за рынки, госзаказы и инвестиции, а производители коммунальных услуг должны конкурировать за потребителя и, соответственно, за свои прибыли.

Конкурентоспособность — это свойство практически любых экономических объектов. И отсутствие конкуренции в какой-либо отрасли негативно влияет на её развитие и влечет, как правило, к значительному удорожанию услуг при небольшом росте себестоимости услуг.

По мнению Т. С. Бронниковой, отрасль ЖКХ находится в процессе реформирования, и одним из основных её направлений является:

«....переход на договорные отношения в отрасли, развитие конкурентной среды в сфере предоставления услуг; внедрение новых ресурсосберегающих технологий, позволяющих снизить себестоимость на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) при соблюдении стандартов их качества .„.»[1. С. 181].

«.....Применение предложенного метода позволяет провести анализ эффективности работы компаний производителей услуг ЖКХ и определить приоритетные направления повышения конкурентоспособности оказываемых услуг...» пишет М. В. Комаров. Им отмечена необходимость выбора направления для развития конкурентоспособности отрасли [3 ].

А. А. Рыбалкина считает, что «... в отрасли отсутствуют экономические стимулы для снижения издержек, конкурентная среда до сих пор слабо развита. На сегодняшний день рыночные преобразования в ЖКХ большей частью проходят на бумаге...». В данном случае А. А. Ры-балкина выделяет конкурентоспособность

отрасли как необходимый стимул снижения себестоимости услуг [7. С. 118—119].

А. В. Ким поясняет, что «____жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), являясь одной из самых социально-значимых отраслей..... будучи отраслью с

самой большой долей убыточных предприятий (около 60 %) выступает как реципиент государственных субсидий. Вместе с тем, комплекс ■^ККХ — э~то потенциально весьма доходный рынок с гарантированным спросом....» Мы согласны с мнением А. В. Ким, что отрасль, которая изначально может приносить прибыль, является убыточной, по причине вмешательства государства в развитие рынка ЖКХ [2].

Г. Ф. Ручкина отметила, что «....в секторе ресурсообеспечения, который находится под контролем естественных монополий технологического типа, рынок может быть сегментирован по видам услуг.». В данном случае рынок ЖКХ Г. Ф. Ручкина предлагает разделить на сегменты по видам услуг [5].

Г. Ф. Ручкина, Е. Л. Венгеровский признают необходимость развития рынка услуг ЖКХ «.... развитие конкурентных правоотношений на рынке услуг ЖКХ, несомненно, будет способствовать усилению влияния на качество предоставляемых услуг потребителям, снижению административно-правовых барьеров для новых организаций в ЖКХ, ограничению тарифного роста...» [6].

По мнению авторов, необходимость формирования классического рынка услуг отрасли ЖКХ в России — следующий шаг в процессе реформирования.

В табл. 1 представим основные характеристики, определяющие место ЖКХ на рынке услуг.

Таблица 1/Table 1

Основные характеристики, определяющие место коммунальных услуг на рынке услуг в России / The main characteristics that define the place of communal

services in the service market in Russia

ABTop/Author Место ЖКХ на рынке услуг/ Housing in the service market Основные характеристики, определяющие место ЖКХ на рынке услуг/ Main characteristics, which define housing and communal services place in the service market Проблемы развития рынка ЖКХ услуг, переход к классическому рынку/Problems of housing and communal service market development, transition to the classical market

Т. С. Бронниковой-/T. S. Bronnikova Стадия реформи- рования/Reforming stage Переход на договорные отношения/ Transition to contractual relations Проблемы финансового и экономического характера реформы на «плечах» населения/ Problems of financial and economic nature of the reform on the «shoulders» of population

M. В. Комаров/ M.V. Komarov Стадия развития/ Development stage Управление/Control Отсутствие квалифицированных менеджеров в сфере услуг ЖКХ/Absence of qualified managers in the sphere of housing and communal services

А. А. Рыбалки-на/A.A. Rybalkina Стадия реформи- рования/Reforming stage Переход на договорные отношения/ Transition to contractual relations Рыночные преобразования в ЖКХ формальные/Market transformations in housing and communal services are formal

А. В. Ким/A.V. Kim Стадия развития/ Development stage Управление/Control Регламентация управления, формальное отношение к развитию/ Regulatory management, formal attitude to development

Г. Ф. Ручкина/ G. F. Ruchkina Стадия реформи- рования/Reforming stage Управление/Control Слабое развитие данного рынка/Weak development of the market

Г. Ф. Ручкина, Е. Л. Венгеровский/ G. F. Ruchkina, E. L. Vengerovsky Стадия реформи- рования/Reforming stage Управление/Control Отсутствие конкурентоспособности/ Lack of competitiveness

Таким образом, анализ содержательного аспекта проблемы перехода отрасли ЖКХ на рыночные отношения позволил выделить ряд проблем: формальное отношение к проводимым реформам в части монополизации отечественного рынка коммунальных услуг. Специфичность рынка жилищно-коммунальных услуг в России и его отличие от классического рынка услуг, отсутствие конкурентов по предоставляемым услугам, чрезмерное участие государства в формировании ценовой политики.

Развивая предположение о том, что жилищно-коммунальная отрасль в настоящее время находится в стадии активного развития и должна перейти на полноценные рыночные отношения, можно сделать

следующий вывод: необходимо развивать конкурентоспособность среди поставщиков коммунальных услуг. Развитие конкурентоспособности создаст необходимость в усилении внутреннего контроля, за затратами в отрасли ЖКХ, т.к. это позволит предложить более низкую цену своим потребителям.

Развитие той или иной отрасли прослеживается по ряду показателей: доля в промышленном производстве, среднегодовая численность работников, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата и т.д. в динамике. В эпоху финансовых кризисов актуальным для жилищно-коммунальной отрасли, прежде всего, является формирование рынка коммунальных услуг.

В то же время развитие рынка с действующими экономическими рытагами и механизмами в данной отрасли затруднено из-за уникальности предоставляемых услуг.

Основную долю в коммунальной отрасли занимают организации по виду деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды». На текущий момент в Забайкальском крае отрасль

представлена 399 организациями по производству и распределению газа и воды.

Данные по организациям добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды в Забайкальском крае представлены в табл. 2 (Промышленное производство Забайкальского края: стат. сб. Чита, 2015. С. 10).

Таблица 2/Table 2

Промышленное производство Забайкальского края (на конец года, единиц) / Industrial production of the Transbaikal region (at the end of the year, units)

Организации/ Organizations 2011 r. 2012 r. 2013 r. 2014 r. 2015 r. 2015/2011 rr.

Отклонение (+, -)/Deviation (+,-) Темп изме-нения/Rate of change

Добыча полезных ископаемых/Mining 124 184 139 127 178 54 143,55

Обрабатывающие производства/ Manufacturing processes 768 884 7 CO 725 759 -9 98,83

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды/Production and distribution of electricity, gas and water 600 571 452 411 399 -201 -33,50

Всего число действующих организаций на конец года/Total number of operating organizations at the end of the year 1492 1639 1334 1263 1336 -156 -10,46

В динамике за пять лет произошло значительное снижение организаций, занимающихся производством и распределением электроэнергии, газа и воды на 33,50 %, в то же время по добывающим производствам увеличение составило 43,55 %, количество обрабатывающих производств незначительно сократились. Любая промышленность тесно связана с энергетическим комплексом, водоснабжением и во-доотведением. В данной связи при росте добывающих производств, необязательно увеличение количества организаций, занимающихся электроснабжением, водоснабжением, но рост оказышаемыгх услуг должен быггь.

Более детально рассмотрим структуру коммунальной отрасли Забайкальского края, чтобы выяснить, с чем связано такое резкое сокращение организаций, относящихся к коммунальной отрасли (табл. 3) (Промышленное производство Забайкальского края: стат. сб. Чита, 2015. С. 57).

Коммунальная отрасль представлена двумя группами: первая и более емкая, включающая достаточно широкий спектр услуг — это производство, передача и распределение электроэнергии, пара и горячей воды и вторая — включает сбор, очистку и распределение воды, которая занимает в отрасли коммунальных услуг 69,17 %.

Таблица 3/Table 3

Структура коммунальной отрасли Забайкальского края в динамике 2011-2015 гг., (на конец года, единиц) / The structure of the municipal branch of the Transbaikal Region in the dynamics of 2011 -2015 (at the end of the year, units)

Организации/ Organizations 2011 r. 2012 r. 2013 r. 2014 r. 2015 r. Отклонение (+, -)/ Deviation (+,-) Темп прироста/ Rate of increase

Производство, передача и распределение электроэнергии, пара и горячей воды/Production, transmission and distribution of electricity, steam and hot water 442 432 334 299 276 -166 -37,56

Сбор, очистка и распределение воды/Collection, purification and distribution of water 158 139 118 112 123 -35 -22,15

Всего число действующих организаций на конец года/ Total number of operating organizations at the end of the year 600 571 452 411 399 -201 -59,7085

Если первая группа давно регулируется нормативным законодательством, структура организаций, входящих в эту группу, уже достаточно долго модернизируется под рыночные отношения и имеет более гибкую структуру по отношению к меняющимся внешним факторам. Вторая группа далека от современных рыночных отношений и составляет в структуре 30,83 %. В течение пяти лет произошло незначительное увеличение доли организаций второй группы -+4,49 %.

Увеличение или уменьшение количества организаций, оказывающих услуги, не в полной мере отражают истинную картину развития коммунальной отрасли, в частности водоснабжения и водоотведения. Наиболее точный показатель, характеризующий отрасль — это объем выполненных работ и оказанных услуг, их анализ рассмотрен в табл. 4 (Промышленное производство Забайкальского края: стат. сб. Чита, 2015. С. 58).

По данным табл. 4, наблюдается рост оказания коммунальных услуг в целом на 109,31 %, прирост оказанных услуг по во-

доснабжению и водоотведению составил 10,61 %. Количество организаций, оказывающих данные услуги, сократилось, а выполненный объем работ увеличился. Увеличение объяснимо ростом стоимости оказанных услуг и работ, в данный период 2011—2015 гг. значима инфляция и удорожание всех видов ресурсов, соответственно, роста себестоимости.

Основная составляющая себестоимости услуг по водоснабжению и водоотведе-нию — это материальные затраты и расходы на оплату труда. На величину затрат по оплате труда оказывает влияние численность работников. В условиях экономического кризиса многие коммерческие организации в целях снижения себестоимости и возможности конкурировать с другими однопрофильными организациями стараются экономить на основных расходах. Закупка более дешевых материалов, увеличение нормативов затрат материальных ценностей, уменьшение численности персонала является весьма действенным способом сокращения затрат.

Таблица 4/Table 4

Выполненные работы и оказанные услуги, млн р. / Performed works and rendered

services, mln rubles

Организации/ Organizations 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Отклоне-ние/Devia-tion Темп прироста/ Rate of increase

Производство, передача и распределение электроэнергии, пара и горячей воды/Production, transmission and distribution of electricity, steam and hot water 13330,2 17348,8 16753,7 25079,1 26486,7 13156,50 98,70

Сбор, очистка и распределение воды/Collection, purification and distribution of water 1028,9 962,2 1065,6 1030,3 1138,1 109,20 10,61

Всего число действующих организаций на конец года/Total number of operating organizations at the end of the year 14359,1 18311 17819,3 26109,4 27624,8 13265,70 109,31

Современный рынок вынуждает принимать решения по сокращению затрат на оплату труда, экономии материалов с целью сохранения финансовой устойчивости и снижения риска банкротства. Далее рассмотрим данные по численности и за-

работной платы работников водоснабжения и водоотведения в Забайкальском крае (табл. 5) (Промышленное производство Забайкальского края: стат. сб. Чита, 2015. С. 59).

Таблица 5/Table 5

Динамика показателей среднегодовой численности работников и номинальной заработной платы/Dynamics of average annual number of employees and nominal wages

Показатель/Index 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Отклонение/ Deviation Темп приро-ста/Rate of increase

Среднегодовая численность работников организаций, чел / Average number of employees of organizations, persons 2293,0 2079,0 2037,0 1369,0 1684,0 -609,0 -26,56

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, р / Average monthly nominal accrued wages of employees of organizations, p. 11931,6 13957,0 14178,3 14903,6 16335,8 4404,2 36,91

В результате анализа очевидно, численность работников уменьшилась на 609 человек, а заработная плата увеличилась на 4404,2 р., обоснованно предположим, что данная ситуация негативно влияет на себестоимость, т.к. в периоды

экономических кризисов высвобождение работников происходит с целью снижения себестоимости оказанных услуг. В данной отрасли наблюдаем противоположную ситуацию, это ещё раз подтверждает предположение о том, что коммунальная

отрасль развивается не по рыночным законам.

Очевидно, что снижение численности работников приводит к росту заработной платы, это противоречит принципам необходимости экономии в период финансовой нестабильности. Следующий вид затрат, оказывающий влияние на величину себестоимости, — материальные затраты.

Материальные затраты составляют 43,1 % из общей суммы всех затрат на единицу выполненных работ и оказанных услуг. Для осуществления своей деятельности организациям водоснабжения и водоотве-дения необходимо постоянное пополнение материальных запасов для бесперебойной деятельности.

Однако так как данная отрасль из-за специфики своей деятельности может иметь значительную дебиторскую задолженность, которая неуклонно растет и приводит к росту кредиторской задолженности, к примеру, перед поставщиками материалов и т.д., это негативно влияет на финансовую устойчивость организаций коммунальной отрасли.

Очевидны незначительные колебания в стоимости оказанных услуг. К примеру, 2011 г. и 2014 г. расхождения минимальны, но за этот же период (табл. 2) число организаций сократилось на 45 единиц. Данная ситуация говорит о развитии рынка и поглощении более слабых организаций финансово-устойчивыми организациями, которые адаптировались к условиям рыночных отношений.

Организации, не способные к адаптации, постепенно должны потерять финансовую устойчивость, которая, как правило, является следствием неспособности организации к приобретению оборотных средств за счет собственных источником, основной фактор снижения финансовой устойчивости — увеличение зависимости от заемных средств.

На самом деле организации коммунальной отрасли не испытывают на себе полное воздействие рычагов рыночных отношений, так как в настоящее время получают поддержку государства в виде

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

целевого финансирования. Безусловно, такая ситуация делает невозможным переход коммунальной отрасли к современному рынку и требованию качества к оказанию услуг.

На качество оказываемых услуг влияет специфичность рынка водоснабжения и во-доотведения. Особенностью является постоянный спрос физических и юридических лиц на эти виды услуг, соответственно, роль организаций, оказывающих эти услуги, достаточно велика в социальном и экономическом развитии Забайкальского края.

В данной связи закономерно возникает вопрос, что же тогда мешает организациям коммунальной отрасли развиваться по траектории рыночных отношений, получать прибыль и становиться локальными точками роста для региона. Очевидно, что спрос на услуги достаточно велик и в динамике особо не снижается, так как группы потребителей: население, бюджетные организации, прочие потребители не уменьшаются, но при этом организации этой отрасли функционируют неэффективно. Как показало исследование, всё достаточно сложно с ценообразованием на услуги водоснабжения и водоотведения и регулируется многими нормативными актами.

Анализируя порядок формирования тарифов на водоснабжение и водоотведе-ние, можно выделить ряд особенностей:

1. Ценообразование тарифов субъектов жилищно-коммунального хозяйства, оказывающих услуги водоснабжения и водоотведения, базируется на прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации и Забайкальского края в частности, что не учитывает издержки оказания услуг и не позволяет данным субъектам получать прибыль за счет монопольного положения на рынке.

2. Система расчетов регулирующими органами предельных величин тарифов и неучастие в данном процессе общественности характеризует данную систему как непрозрачную.

3. Сложная трехуровневая система регулирования тарифов дает возможность реализовывать интересы ресурсоснабжа-

ющих субъектов жилищно-коммунального хозяйства, что делает процедуру утверждения тарифов политизированной, так как органы местного самоуправления являются одновременно и собственниками данных организаций.

4. Действующая система оплаты услуг по водоснабжению и водоотведению в соответствии с утвержденными нормами не позволяет реально учитывать понесенные производителем затраты и потери, что приводит к существенному расхождению между объемами подачи и потребления воды.

В целом, эти обстоятельства препятствуют согласованному управлению на всех уровнях системы жилищно-коммунального хозяйства, особенно в части установления норм потребления для конечных потребителей, и требуют изменения существующей методики внутреннего контроля затрат.

Данная система отражается на занижении тарифов, которые в совокупности не окупают затраты организаций, изначаль-

В настоящее время организации не занимаются инвестиционной деятельностью, за счет этого в динамике снижаются прочие расходы и, как следствие, рост чистой прибыли опережает рост общей выручки.

При анализе необходимо учитывать, что выручка отражается у организаций, оказывающих услуги по водоснабжению и водоотведению по моменту оказания услуг, а не по моменту оплаты, а себестоимость складывается из расходов наличными деньгами. Такая ситуация отрицательно сказывается на реальной финансовой устойчивости в отрасли.

но запланировано занижение возможной прибыли, при этом нарушается ещё один базовый принцип рынка — увеличение прибыли.

Данная ситуация отражается и на конкурентоспособности организации, точнее все организации данной отрасли не могут пользоваться механизмом «цены» для привлечения потребителей, так как цены едины.

В табл. 6 произведем сравнения двух показателей — чистой прибыли и выручки, в динамике за три года, так как за период 2013—2015 гг. Забайкальский край находится в стадии экономического спада, который охватывает все отрасли, в том числе и коммунальную отрасль. Поэтому нецелесообразно делать сравнение за пять лет, т.к. в 2011—2012 гг. организации работали в другой экономической среде и к тому же в основном являлись муниципальными и получали достаточно большое финансирование из бюджета.

Рассмотрим в табл. 6 фактически полученную выручку «живыми деньгами» и выручку, отраженную в документах, но неполученную фактически.

Общая выручка выросла на 72,5 млн р., значительно увеличился неполученный доход — 38,99 %, то есть темп прироста неоплаченного дохода опережает фактически полученные денежные средства на 36,3 %. Данная ситуация негативно сказывается на фактическом финансовом результате деятельности организации.

В целом, за три года наметилась тенденция увеличения начисленной выручки,

Таблица 6/Table 6

Динамика чистой прибыли и общей выручки / Dynamics of net profits and total revenues

Показатель/Index 2013 r. 2014 r. 2015 r. Отклонение/ Deviation Темп прироста/ Rate of increase

Выручка, тыс. р./ Revenue, thousand rubl. 1065600,00 1030300,00 1138100,00 72500,00 6,80

Чистая прибыль, тыс. р. / Net profit, thousand rubl. 13853,00 1732,00 18711,00 4858,00 35,07

но не оплаченной +3,42 %. При этом не- ответственно, начисленная выручка так и обходимо не забывать, что есть риск непо- останется на бумаге. лучения реальных денежных средств, а со-

Таблица 7/Table 7

Структура общей выручки/Total revenue structure

Показатель/ Index 2013 r. 2014 r. 2015 r. Отклонения/Deviation

млн р./ mln rubl. % млн р./ mln rubl. % млн р./mln rubl. % млн р./ mln rubl. темп прироста, %/rate of increase,% в структуре, %/in the structure,%

Выручка всего, в том числе тыс. р./ Revenues total, including thousand rubl. 1065,6 100 1030,3 100 1138,1 100 72,5 6,80 X

Фактически полученный доход/ Actual received income 944,8 88,66 867,7 84,22 970,2 85,25 25,4 2,69 -3,42

Неполученный доход/Unearned income 120,8 11,34 162,6 15,78 167,9 14,75 47,1 38,99 3,42

В данной отрасли целесообразно составление отчетности по принципам МСФО, т.к. будет отражаться реальная картина финансового положения организации, и, следовательно, прогноз будущего развития организаций коммунальной отрасли будет более реалистичен.

Отсюда значительное искажение данных по прибыльным и убыточным экономическим субъектам данной отрасли. В табл. 6 представлены экономические субъекты, в количественном и процентном отношении, сформированные в две группы — прибыльные и убыточные за три года.

Показатель/Index 2013 r. 2014 r. 2015 r. Отклонение/ deviation Темп прироста/rate of increase Отклонения в структуре/ deviations in structure

ед./ units % ед./ units % ед./ units % ед./ units % %

Всего организаций, оказывающих услуги по водоснабжению и водоотведению/Total organizations providing water supply and drainage 118 100 112 100 123 100 5,00 4,24 X

Убыточные организации/ Unprofitable organizations 40,0 33,9 66,0 58,9 41,0 33,3 1,00 2,50 -0,56

Прибыльные организации/ Profitable organizations 78,0 66,1 46,0 41,1 82,0 66,6 4,00 5,13 0,56

Таблица 8/Table 8

Структура организаций по прибыльности и убыточности / The structure of organizations

due to profitability and unprovability

Всего за исследуемый период с 2013—2015 гг. увеличилось число организаций на 5 ед., из них 4 ед. прибыльные и 1 убыточная. В структуре произошли незначительные изменения снижения убыточных экономических субъектов на 0,56 % и увеличения прибыльных — +0,56.

В 2014 г. отмечалось резкое уменьшение прибыльных организаций — 32 ед. Данная ситуация объяснима последствиями повышения цен на все виды ресурсов в связи с обострением финансового кризиса и предъявлением России санкций.

Коммунальная отрасль в Забайкальском крае находится на переходной стадии. Основная организация, оказывающая услуги по водоснабжению и водоотведению — АО «Водоканал-Чита».

Прибыль данной отрасли составила 18711 тыс. р.

Единственным учредителем АО «Водоканал-Чита» является муниципальное образование городской округ «Город Чита» (100 % акций). Данная организация является монополистом по предоставлению услуг, так как конкурировать частным компаниям невозможно и экономически невыгодно. На долю компаний, предоставляющих аналогичные услуги, приходится всего лишь 10,52 %, и эта доля ежегодно уменьшается.

Список литературы_

Таким образом, изложенное иллюстрирует возрастание роли конкурентоспособности коммунальной отрасли в части оказания услуг по водоснабжению и водоотведению.

По проведенному исследованию автор пришел к следующему выводу:

— любая отрасль, неспособная к стабильности и финансовой устойчивости, понижает конкурентоспособность всей экономики страны. Для решения проблем по развитию рынка услуг водоснабжения и водоотведения в Забайкальском крае необходимо, прежде всего, участие государства в эффективном регулировании тарифов. Так как услуги по водоснабжению и водо-отведению уникальны и достаточно долгое время оставались в ведении государства, организации получали субсидии и целевое финансирование, которые покрывали убыточность данной отрасли;

— в условиях рыночных отношений необходимо перестраивать структуру данных организаций, развивать судебную практику по взысканию дебиторской задолженности и не допускать роста кредиторской задолженности;

— отсутствие конкуренции. Оказываемая государственная поддержка и контроль тарифов имеют негативное влияние на переход к рыночным отношениям отрасли коммунальных услуг.

1. Бронникова Т. С. Совершенствование управления ЖКХ в условиях инновационного развития отрасли // Научный журнал Сервис PLUS. 2013. № 3. С. 180—187.

2. Ким А. В. Исследование инструментов управления и реформирования в комплексе ЖКХ // Юсти-циформ. 2015. № 5. С. 18.

3. Комаров Н. М, Мохова Л. А. К оценке конкурентоспособности управляющих компаний и услуг ЖКХ // Сервис в России и за рубежом. 2013. № 6 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. cyberleninka.ru/article/n/k-otsenke-konkurentosposobnosti-upravlyayuschih-kompaniy-i-uslug-zhkh (дата обращения: 29.01.2017).

4. Официальный сайт независимой статистики и анализа энергетики США [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.eia.gov/electricity/monthly/epm_table_grapher.cfm?t=epmt_5_6_a (дата обращения: 29.01.2017).

5. Ручкина Г. Ф. Некоторые особенности осуществления антимонопольного государственного контроля за соблюдением законодательства в сфере управления многоквартирными домами / / Финансовое право и управление. 2015. № 2.

6. Ручкина Г. Ф., Венгеровский Е. Л. Рышок жилищно-коммунальных услуг: некоторые правовые проблемы создания конкурентной среды / / Имущественные отношения в Российской Федерации. 2016. № 4. С. 53-59.

7. Рыбалкина А. А. Причины длительного и проблемного пути реформы ЖКХ и необходимые меры для их устранения // Вестник научных конференций. 2015. № 2-2 (2).

References

1. Bronnikova T. S. Nauchny zhurnal Servis PLUS (Scientific Journal Service PLUS), 2013, no. 3, pp. 180-187.

2. Kim A. V. Yustitsiform (Justiciform), 2015, no. 5, p. 18.

3. Komarov N. M., Mokhova L. A. Servis v Rossii i za rubezhom (Service in Russia and abroad), 2013, no. 6 Available at: http://www.cyberleninka.m/article/n/k-otsenke-konkurentosposobnosti-upravlyayuschih-kompaniy-i-uslug-zhkh (Date of access: 29.01.2017).

4. Ofitsialny sait nezavisimoy statistiki i analiza energetiki SShA (Official site of independent statistics and analysis of US energy) Available at: https://www.eia.gov/electricity/monthly/epm_table_grapher. cfm?t=epmt_5_6_a (Date of access: 29.01.2017).

5. Ruchkina G. F. Finansovoe pravo i upravlenie (Financial law and management), 2015, no. 2.

6. Ruchkina G. F, Vengerovsky E. L. Imushhestvennye otnosheniya v Rossiyskoy Federatsii (Property relations in the Russian Federation), 2016, no. 4, pp. 53-59.

7. Rybalkina A. A. Vestnik nauchnyh konferentsiy (Bulletin of scientific conferences), 2015, no. 2-2 (2).

Коротко об авторе _ Briefly about the author

Кибирева Елена Анатольевна, доцент кафедры «Экономика и бухгалтерский учет», Забайкальский государственный

университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: экономика Забайкальского края

[email protected]

Elena Kibireva, assistant professor, Economy and Accounting department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: economy of the Transbaikal Region

Образец цитирования_

Кибирева E. А. Рынок услуг водоснабжения и водоотведения в Забайкальском крае // Вестн. Забай-кал. гос. ун-та. 2017. Т. 23. № 4. С. 91-101. DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-4-91-101.

Kibireva E. Market of water supply and sanitation services in the Transbaikal Region // Transbaikal State University Journal, 2017, vol. 23, no. 4, pp. 91-101. DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-4-91-101.

Дата поступления статьи: 15.03.2017 г. Дата опубликования статьи: 28.04.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.