развитие, учесть все преимущества положения региона, связанные с этим риски и т.д. и только тогда приступать к разработке стиля визуального образа логотипа, ориентированного на благоприятное восприятие всех целевых аудиторий. Таким образом, это то к чему наш край должен стремиться для того, чтобы прочно занять лидирующие позиции не только в стране, но и в мире. При соблюдении этих условий осуществление регионального брендинга увенчается успехом, способным покрыть издержки на его реализацию и значительно повысить привлекательность и конкурентоспособность края.
Список литературы:
1. Костецкий А.Н., Старкова Н.О. Управление интеллектуальными активами: Учеб. пособие. - Краснодар: М-во образования и науки Российской Федерации, Кубан. гос. ун-т., 2006. - 317 с.
2. Небылова Я.Г. Особенности и основные направления промышленной политики Краснодарского края // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2010. - № 4-1. - С. 192-199.
3. О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года [Электронный ресурс]: Закон Краснодарского края от 29 апр. 2008 г. № 1465-КЗ / Портал исполнительных органов государственной власти Краснодарского края - Режим доступа: http://www.krasnodar.ru/con-tent/592/show/49081.
4. Старкова Н.О. Формирование внутрифирменной системы управления интеллектуальными активами: дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Краснодар, 2001. - 202 с.
РЫНОК ТУРИЗМА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
© Молчаненко С.А.*
Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь
В статье исследованы аспекты устойчивого развития туристического рынка в регионе, определены особенности, основные принципы и направления дальнейшего совершенствования туристической отрасли.
Ключевые слова рынок туризма, устойчивое развитие туристического рынка, туристический кластер
По нашему мнению, рынок туризма представляет собой сложное структурированное образование, включающее следующие функциональные компоненты: экономический, экологический, социальный, правовой. Они бази-
* Ассистент кафедры Туризма и сервиса.
руются на таких системообразующих элементах развития, как труд, земля и природные условия в целом, а также капитал и предпринимательская деятельность. Практическим воплощением перечисленных элементов являются: занятость населения как основа существования муниципальных территорий и развитие рекреационной и природоохранной сферы.
Что касается устойчивого развития туристического рынка, то следует отметить, что следует обратить на него внимание с точки зрения обоснования его структурно-функциональных компонентов, эволюционирующих под влиянием системы факторов, обеспечивающих самоподдерживающийся характер локальных рынков туризма в регионе на основе повышения занятости на селения и эффективного функционирования социально-экономической сферы муниципальной экономики.
Следует поддержать мнение большинства ученых, что туризм - это межотраслевое и межведомственное многоукладное хозяйство и одновременно уникальное социальное явление, доступное населению любого возраста как средство оздоровления, общения с природой и обретения душевного комфорта, как среда гармоничного развития и совершенствования общества [1, с. 34-41; 2, с. 55-57].
В одном из регионов России - Ставропольском крае - отрасль туризма является молодым развивающимся сектором региональной экономики. В настоящее время услуги в области туризма и путешествий (в основном это услуги гостиниц и ресторанов) составляют менее 700 тыс. долл. в среднем за год, это составляет около 3 % объема валового регионального продукта. Наибольшее значение на рынке туристического сектора имеют следующие объекты: Кавказские Минеральные воды, долины рек Кума и Подкумок, район озера Маныч-Гудило, Чограйское водохранилище, плато Стрижамент, Соленые озера, туристические объекты городов Ставрополь, Пятигорск, Кисловодск, Железноводск и Невинномысск [3, с. 35].
Поэтому в целевой программе «Развитие курортов и туризма в Ставропольском крае на 2012-2016 годы» обоснована необходимость разработки маркетинговой стратегии продвижения Ставропольского края, как региона, благоприятного для туризма. В качестве одного из центральных инструментов продвижения предусматривается формирование и развитие регионального бренда «Туристское Ставрополье».
Как показал анализ, в настоящее время в регионе зарегистрировано около 195 фирм, занимающихся только туризмом. Лицензии на право осуществления международной туристской деятельности имеют 97 туристских фирм.
Несмотря на это, существуют некоторые организационные проблемы развития туристической отрасли в регионе:
- отсутствует учебно-методический центр по подготовке и переподготовке специалистов в сфере туризма, не развиты международные туристические связи;
- недостаточно развита туристская инфраструктура и туристско-экс-курсионная деятельность. Зафиксирован малый объем отечественного и зарубежного инвестирования в развитие туристской отрасли;
- отсутствует эффективная координирующая деятельность государственных органов управления на туристскую отрасль. Недостаточно разработана правовая база и экономический механизм взаимоотношений административных органов и хозяйственных субъектов с туристскими организациями.
Для возрождения туризма необходим эффективный механизм, благодаря которому произойдет активное развитие туристической отрасли, будет повышаться роль и стимулироваться заинтересованность местных органов власти в повышении качества туристских услуг, развитии социальной инфраструктуры, транспорта и связи, систем телекоммуникации, культуры, спорта, народного творчества и промыслов [4, с. 236].
Основными направлениями устойчивого развития рынка туризма локальных территорий в регионе следует признать: формирование оптимальной социо-эколого-экономической политики муниципальных районов с учетом типа и уровня их развития; создание муниципальных баз данных по проблемам устойчивого развития туристической сферы и занятости населения; приоритетное развитие перерабатывающих отраслей региональной экономики, строительства и торговли; формирование устойчивой системы малого и индивидуального предпринимательства; формирование стабильной системы занятости в сфере агротуризма, рекреационной и природоохранной деятельности.
Позитивную роль может сыграть создание районных муниципальных сельских центров по проблемам устойчивого развития и занятости населения; разработка и использование социально-экономических карт устойчивости туристических кластеров и занятости. В целом управление устойчивым развитием туристических локальных рынков и занятостью населения предполагает реализацию комплекса мероприятий организационно-экономического, социально-трудового, эколого-правового и социально-психологического характера.
Принципами стратегического подхода к формированию системы устойчивого развития регионального рынка туризма на перспективу должны быть следующие: приоритет его организационно-экономического и социально-трудового развития, включая совершенствование системы занятости на селе, модернизацию социально-трудовой сферы сельской местности, создание условий для товарно-продуктового самообеспечения территории и развития сельского самоуправления, сглаживание социально-экономической дифференциации сельских территориальных образований с учетом рисков их устойчивого развития и трудообеспечения.
Кроме того, к указанным мероприятиям также можно отнести: оптимальное сочетание форм хозяйствования в аграрной сфере, экологичность и орга-
ничность развития сельского хозяйства, учет полифункциональности и многопрофильное™ аграрного сектора, приоритет развития системы занятости в рекреационной и природоохранной сфере, сбалансированную диверсификацию отраслей и развитие несельскохозяйственной занятости, совершенствование человеческого потенциала, а также устойчивой системы занятости и материального стимулирования работников туристического кластера.
Список литературы:
1. Азар В.И, Туманов С.Ю. Экономика туристского рынка. - М.: Экономика, 2010. - 256 с.
2. Актуальные задачи развития туризма в России на современном этапе и задачи Национальной академии туризма / Под ред. Ю.В. Кузнецова и др. -СПб.: Ось, 2011. - 456 с.
3. Шуваев А.В. Региональные аспекты использования информационных и коммуникационных технологий // Вестник Института дружбы народов Кавказа «Теория экономики и управления народным хозяйством». - 2010. -Т. 4. - № 16. - С. 33-38.
4. Шуваев А.В. Управление экономическими системами с учетом экологических факторов // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. - № 23. - С. 235-237.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
© Шуваев А.В.*
Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь
В статье представлен материал, посвященный научным подходам к моделированию устойчивой социально-экономической системы в контексте общей теории пространственной цикломатики.
Ключевые слова: социально-экономическая система, устойчивость системы, устойчивое развитие.
Основные направления формирования и развитие устойчивой социально-экономической системы обусловлены объективными организационными, экономическими, социальными и правовыми трансформациями происходящих в ней производственных процессов, которые постоянно подвергаются преобразованиям и изменениям в рамках повышательной и понижательной фаз воспроизводственного экономического цикла, о котором в свое время еще говорил Н.Д. Кондратьев [1, с. 127].
* Профессор кафедры Прикладной информатики, доктор экономических наук.