В. Т.Габзалилова1
РЫНОК ТРУДА УЗБЕКИСТАНА В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО КРИЗИСА
Проблемы развития рынка труда занимают принципиально важное значение как в связи с особой ролью рынка труда во всей системе рыночной экономики, так и в связи со спецификой современных условий в Узбекистане. В условиях наступившего мирового финансово-экономического кризиса возрастает роль и значение государства в регулировании всех сторон социально-экономического развития страны. [1, 2, 4, 5, 6, 7, 10, 11].
Состояние рынка труда зависит от ситуации в экономике страны в целом. Специфика развития конкретного государства, действующие в нем правовые и нормативные акты, накладывают определенный отпечаток на формирование и функционирование рынка труда. В целом предложение рабочей силы остается в Узбекистане очень высоким, а доля экономически активного населения (занятого и ищущего работу) достигает 74,2% от общей численности трудовых ресурсов.
В результате реформирования экономики прирост занятости обеспечивают главным образом предпринимательские структуры, точнее - малый бизнес, а основная масса работающего населения приходится на негосударственный сектор.
Влияние демографического фактора на рынок труда связано, прежде всего, с изменением численности экономически активного населения, а именно, населения трудоспособного возраста, формирующего около 95,0% всех трудовых ресурсов, и населения старше трудоспособного возраста, которое в условиях снижения уровня жизни стало оказывать значительное давление на рынок труда. Узбекистан располагает большим трудовым потенциалом. Трудовые ресурсы составляют здесь более половины населения, со среднегодовыми темпами прироста 2,2-2,3%, а в последние годы - 2,6-2,7%. Ускоренный рост трудового потенциала в самом начале XXI века является продолженным эффектом высокой рождаемости от середины 80-х годов. Это своеобразное демографическое эхо проявилось ускоренным ростом населения трудоспособного возраста во всех регионах республики. Такая ситуация накладывает серьезные трудности на сферу занятости. Поэтому в реализации собственной модели построения рыночной экономики в республике одним из важнейших приоритетов является обеспечение занятости трудоспособного населения, недопущение массовых форм безработицы и на этой основе - повышения доходов и уровня жизни семей.
Новые тенденции в экономике, обусловленные влиянием мирового финансово-экономического кризиса вызывали сдвиги на рынке трудовых ресурсов. В результате реформирования экономики прирост занятости обеспечивают главным образом предпринимательские структуры, точнее - малый бизнес, а основная масса работающего населения приходится на негосударственный сектор. Если проанализировать количество вновь созданных рабочих мест, в 2009 году в стране было создано более 940 тыс. новых рабочих мест, при этом более 390 тыс. из них создано в сфере малого бизнеса (рис. 1). Происходят отраслевые структурные изменения, в большей мере они коснулись аграрного сектора, в результате чего заметно улучшилась отраслевая структура сельской экономики. Одновременно с этим происходит относительный рост отраслей социальной сферы.
1 Винера Турсуновна Габзалилова - декан Общеэкономического факультета Филиал ГОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова» в г.Ташкенте, e-mail: [email protected]
1000 900 800 700 МО »к. 500 400 500
:оо 100 о
ы
390
:оо8 г.
Ноше рабочие места □б : ч. Малый бизнес
10» г
Рис. 1. Количество вновь созданных рабочих мест
Важным принципом обеспечения занятости населения ловиях мирового финансового кризиса является нахождение компромисса между экономическими и социальными результатами. Это означает, что все варианты мер, направленных на стабилизацию, должны предварительно оцениваться по их влиянию на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом необходимость.
Новый подход к проблеме занятости, позволяющий более точно определить степень использования трудового потенциала общества, предполагает учет всех форм занятости, в том числе альтернативных производственным, способствующих увеличению доходной части семейного бюджета. Он особенно важен для так называемых трудоизбыточных регионов с ограниченным уровнем развития производственного сектора экономики, сложной демографической ситуацией, сильными местными традициями. В связи с этим признается, что труд по реализации семейных обязанностей следует рассматривать как одну из форм занятости.
Процесс формирования рынка труда находится в своей активной фазе, а основной задачей современного этапа его развития является обеспечение сбалансированности спроса и предложения. В связи с этим особое значение приобретают меры по обеспечению занятости населения в условиях мирового кризиса (рис. 2).
Расширение занятости в
Обеспечение сбалансированности спроса-предложения рабочей силы на рынке труда
Ускорение развития несельскохозяйственной сферы
Повышение качества системы профессионального обучения
Создание информационной системы о спросе на рабочую силу и её
Координация объемов и структуры подготовки рабочих и специалистов с потребностями рынка труда
Рис. 2. Меры по обеспечению занятости населения
Эффективное функционирование рынка труда может быть осуществлено по следующим направлениям:
■ повышение качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда на основе реформирования системы профессионального образования всех уровней;
■ совершенствование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда и возможности скорейшего трудоустройства.
В современных условиях рынок труда нуждается в государственном регулировании (табл.
1).
Таблица 1
Основные направления регулирования рынка труда
Методы регулирования Содержание методов регулирования
Создание условий для эффективной занятости Совершенствование работы государственных центров содействия занятости Разработка антикризисных программ по занятости Гибкий рынок труда Определение регуляторов: спрос; предложение; оплата Налоговые и инвестиционные льготы Создание новых рабочих мест Предотвращение сокращения кадров Реализация антикризисных программ Общее экономическое развитие Оптимизация структуры управления Рационализация функций управления Упорядочение информации Выбор приоритетных мероприятий по разделам антикризисной программы Рациональное распределение финансовых ресурсов исходя из приоритетов социально-экономического развития республики в условиях мирового финансового кризиса Территориальная, профессиональная, экономическая гибкость труда Стимулирование создания рабочих мест Упорядочение информации Структурные перемещения по отраслям
Государство в условиях кризиса взяло на себя инициативу в управлении кризисными секторами экономики. При этом система бюджетного управления во многом используется как инструмент социальной поддержки, то есть численность работающих в ней будет расти.
Что касается системы государственной социальной поддержки, то она будет стремительно расти, вместе с долей населения, ею обслуживаемой. Государству придется взять на себя компенсации пенсионных и других сбережений, финансировать медицинские и другие учреждения, увеличить свое участие в системе обеспечения лекарствами и так далее.
Формы и инструментарий государственного вмешательства, приоритеты, которые ставятся на рынке труда, зависят от многих факторов, среди которых наибольшее значение имеют следующие:
• сложившаяся институциональная модель рынка труда;
• особенности структурной политики;
• состояние межстрановой конкуренции;
• динамика демографических процессов;
• состояние экономики в целом.
Методы регулирования рынка труда представлены в таблице 1.
Таблица 2.
Дифференциация методов регулирования рынка труда
Направление Типизация и сущность регулирования
1. Социально-демографическое 2. Общеэкономическое 3. Организационно-правовое 1.1. Содействие занятости слабозащищённых слоёв населения 1.2. Социальная помощь незанятым 2.1. Кредитные и налоговые льготы 2.2. Стимулирование малого бизнеса и частного предпринимательства 2.3. Гарантии занятости при банкротстве 2.4. Организация временных и общественных работ 3.1. Квотирование рабочих мест 3.2. Развитие сети профессиональной подготовки и переподготовки
Результирующим итогом управленческих воздействий государства на состояние спроса и предложения на рабочую силу на рынках труда различных уровней должно стать достижение их сбалансированности. Организация взаимодействия рынков труда различных уровней должна находиться в компетенции заинтересованных сторон: республиканские структуры управления занятостью взаимодействуют с региональными, региональные - с местными органами власти.
Основными направлениями политики занятости в условиях углубления реформирования, обновления и модернизации страны выступают:
1. Совершенствование структуры занятости и формирование новых профессиональных навыков. В рамках изменения структуры занятости необходимо осуществить снижение уровня безработицы;
2. Развитие малого бизнеса и сферы услуг предполагает создание большого числа качественно новых видов занятости. Государственная политика направлена на стимулирование развития малого бизнеса и частного предпринимательства путем снижения налоговой нагрузки, кредитных льгот, углубления институциональных реформ;
3. Усиление адаптационной способности касается, во-первых, модернизации, технической оснащенности и диверсификации производства, преобразования структуры производства и появления новых товаров и услуг.
Развитие рынка труда, изменения в структуре занятости будут оказывать большое влияние на человеческое развитие (табл. 3).
Таблица 3
Влияние занятости на человеческое развитие в условиях мирового _финансово-экономического кризиса__
Меры политики занятости Следствия Общий эффект
Создание новых рабочих мест Снижение безработицы, повышение уровня заработной платы Повышение уровня заработной платы, снижение безработицы, повышение уровня жизни населения
Повышение квалификации, переобучение и подготовка кадров Рост производительности труда, повышение уровня заработной платы, снижение безработицы
Развитие инфраструктуры рынка труда Снижение безработицы, повышение уровня заработной платы
Мотивация и охрана труда Рост производительности труда, повышение уровня заработной платы
Эффективная макроэкономическая политика Рост занятости, снижение безработицы, повышение уровня заработной платы, сохранение темпов экономического роста
Эффективная микроэкономическая политика Снижение себестоимости товаров и услуг, снижение безработицы, повышение е уровня заработной платы, политика энерго- и ресурсосбережения
Ускоренный рост индустриальной занятости становится благоприятной тенденцией, обусловленной успешной реализацией стратегии промышленной политики и приоритетным развитием трудоемких производств. Наблюдается рост объемов промышленного, жилищного
и дорожного строительства вследствие чего растет и занятость в этой сфере. Необходимо более детально проработать в краткосрочной и среднесрочной перспективе работу предприятий, т.к. происходит перераспределение рабочей силы. В такой ситуации становится очень актуальной тема переподготовки специалистов. Но проблема заключается в том, что необходимо знать кто будет востребован в ближайшее время. В сельской местности, в соответствии с принятой в 2009 г. программой «Год развития и благоустройства села» сфера строительства развивалась за счёт кредитования индивидуального строительства, ремонта автодорог, строительства (или капитального ремонта) лицеев, колледжей, школ. Это явилось фактором создания дополнительных рабочих мест. В городах и районах были созданы частные специализированные ремонтно-строительные организации, осуществляющие на условиях «под ключ» работы по планировке, дизайну, строительству, реконструкции и ремонту объектов жилищного фонда.
Создание новых рабочих мест предполагается осуществлять по следующим основным направлениям:
• создание новых объектов оснащенных современным высокопроизводительным оборудованием и технологиями, обеспечивающими полный цикл производства продукции конечного потребления с высоким экспортным потенциалом;
• ориентация на небольшие по размеру предприятия, способные максимально быстро адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям, использовать гибкие технологии для выпуска продукции учитывающей быстро меняющуюся конъюнктуру рынка;
• ввод в действие новых объектов, работающих преимущественно на местных природно-сырьевых и материальных ресурсах, в том числе, специализирующихся на переработке сельскохозяйственной продукции, а так же предприятий легкой и пищевой промышленности, обеспечивающих преимущественную занятость женщин.
Превентивными мерами содействия занятости населения могут стать:
• внедрение эффективных механизмов профилирования безработных граждан, деление их на половозрастные, социально-профессиональные группы, группы, различающиеся по степени активности и методам поиска работы; ориентировать меры политики занятости на каждую такую группу, закрепляя специально подготовленных сотрудников службы занятости;
• реализация принципа адресности в работе центров содействия занятости, которая означает ориентацию государственной политики содействия занятости на слабо защищенные категории населения;
• развитие различных форм семейного бизнеса, увеличение числа лиц, занимающихся выращиванием крупного рогатого скота в личных подсобных и дехканских хозяйствах.
В ряду важнейших проблем, которые требует своего постоянного внимания, проблемы предотвращения и сокращения уровня безработицы занимают особое место. Одним из широко применяемых в мировой практике средств, способствующих снижению социальной напряженности, является организация оплачиваемых общественных работ для категорий населения, нуждающихся в трудоустройстве. В Узбекистане общественные работы могут стать одним из действенных методов трудоустройства лишившихся работы граждан, и, следовательно, важным инструментом смягчения социальной напряженности, неизбежной при увеличении уровня безработицы. В последние годы масштабы общественных работ расширяются, становятся все более значимым направлением временной занятости населения. Программы общественных работ включают два типа работ. Первый тип - трудоемкие общественные работы. К ним относятся: в сельской местности - дорожное строительство, мелкие ирригационные работы, строительство дешевого жилья, школ; в городах - прокладка тротуаров, ремонт школ и больниц, работа в дневных детских садиках. Второй тип - общественные работы, носящие социальный характер. К ним относятся оплачиваемые муниципальными властями услуги, оказываемые престарелым и инвалидам, уход за детьми, помощь в обслуживании больных и т. д. Необходимы специально разработанные программы общественных работ, которые могли бы создать разнообразный спрос на временные и сезонные виды трудовой деятельности. В них целесообразно предусмотреть расширение профильности предлагаемых работ, включить виды работ, требующие определенной специальности и квалификации. Тогда они смогут привлечь не только неквалифицированную рабочую силу, но и другие категории населения, временно
оказавшиеся без работы. В современных условиях организацию общественных работ следует считать одним из приоритетов деятельности центров содействия занятости.
В настоящее время самозанятость населения имеет достаточно большое распространение и в городах, и в сельской местности, достаточное правовое обеспечение и государственную поддержку, но современное состояние экономики требует усиления механизмов содействия самозанятости населения.
Руководителям местных органов власти, высших, средних специальных и средних школ необходима координация и согласование объемов и профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих и специалистов с потребностью территориальных рынков труда, а также с учетом мирового кризиса. Кроме того, в профессиональных колледжах необходимо обеспечить более тесную увязку их специализации и размещения с направлениями и параметрами преобразований, предусматривающих модернизацию приоритетных отраслей, социальной и производственной инфраструктуры, развитие малого бизнеса и предпринимательства.
Необходимо внедрить в практику распределение студентов вузов, обучающихся на бюджетной основе, создав при вузах отделы маркетинга.
На наш взгляд, необходимое повышение качества рабочей силы как составной части развития человеческих ресурсов Узбекистана предполагает дальнейшее развитие системы профессионального образования, предусмотренное Национальной программой подготовки кадров. Решение этой задачи можно достигнуть посредством осуществления следующих мер:
• в профессиональных колледжах обеспечить более тесную увязку их специализации и размещения с направлениями и параметрами преобразований, предусматривающих ускоренное развитие новых отраслей экономики, перерабатывающих производств, социальной и рыночной инфраструктуры, малого бизнеса и предпринимательства;
• создать во всех областях специализированных профессиональных колледжей по подготовке менеджеров - организаторов производства в сфере малого и среднего бизнеса и др.;
• внедрить в практику кадровой деятельности предприятий заблаговременное формирование заказов на подготовку специалистов соответствующих профессий в профессиональных колледжах.
Реализация высказанных рекомендаций позволит успешно решать задачи развития рынка труда Узбекистана в условиях мирового финансово- экономического кризиса.
Список литературы
1. Азаренко, Б. Н. Новое в антикризисной политике государства / Б. Н. Азаренко // Экономическое возрождение России. - 2010. - №1(23). - С. 13-18.
2. Азаренко, Б. Н. Структурные преобразования в инвестиционно-строительной сфере: время выбора/ Б. Н. Азаренко // Экономическое возрождение России. - 2009. - №3(21). - С. 23-31.
3. Алиев, И. М. Эффективность региональной социальной политики/ И. М. Алиев // Экономическое возрождение России. - 2008. - №4(14). - С. 41-48.
4. Асаул, А. Н. Финансовый кризис в России: причины и последствия/ А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2009. - №2(20) - С. 3-7.
5. Боярский С. В. Нерешенные проблемы посткризисного развития инвестиционно-строительной сферы/ С. В. Боярский // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 1(23). - С. 9-13.
6. Генералов, Б. В. О преодолении последствий кризиса в России/ Б. В. Генералов // Экономическое возрождение России. - 2009. - №3(21). - С. 15-22.
7. Дубенецкий, Я. Н. Финансовый кризис - некоторые истоки и уроки/ Я. Н. Дубенецкий // Экономическое возрождение России. - 2009. - №2(20). - С. 42-49.
8. Лаврешкина, С. А. Демографическая ситуация: проблемы и решения/ С. А. Лаврешкина // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 1(15). - С. 62-65.
9. Леонтьев, Б. Б. Факторы непрозрачности кризиса/ Б. Б. Леонтьев // Экономическое возрождение России. - 2009. - №2(20). - С. 22-41.
10. Мартиросов, В. ГО кризисе/ В. Г. Мартиросов // Экономическое возрождение России. - 2009. - №2(20).-С. 17-22.
11. Яськова, Н. Ю. Кризис - замещение управленческого вакуума/ Н. Ю. Яськова // Экономическое возрождение России. - 2009. - №4(22). - С. 7-16.
The list of the literature
1. Azarenko, B. N. New anti-crisis policy in the state / B. N. Azarenko // Economic revival of Russia. -2010.- 1(23).-P. 13-18.
2. Azarenko, B. N. Structural transformations to investment-building sphere: time of a choice/ B. N. Azarenko // Economic revival of Russia. - 2009. - №3(21). - P. 23-31.
3. Aliev, I. M. Efficiency of regional social policy/ I. M. Aliev // Economic revival of Russia. - 2008. -№4(14).-P. 41-48.
4. Asaul, A. N The financial crisis in Russia: the reasons and consequences/ A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2009. - №2(20) - P. 3-7.
5. Boyarsky, S. V Unresolved issues in post-crisis development of regional investment and construction areas/ S. V. Boyarsky // Economic revival of Russia. - 2010. - № 1(23). - P. 9-13.
6. Generalov, B. V Overcoming consequences of crisis in Russia / B. V. Generalov // Economic revival of Russia. - 2009. - №3 (21). - P. 15-22.
7. Dubenetsky, J. N Financial crisis - some sources and lessons/J. N. Dubenetsky // Economic revival of Russia. - 2009. - №2(20). - P. 42-49.
8. Lavreshkina, S. A. Demography: Problems and solutions/ S. A. Lavreshkina // Economic revival of Russia. - 2008. - P. 62-65.
9. Leontiev, B. B. Crisis opacity factors/ B. B. Leontiev // Economic revival of Russia. - 2009. - №2 (20). -P. 22-41.
10. Martirosov, V G. About crisis/ V. G. Martirosov // Economic revival of Russia. - 2009. - №2 (20). -P. 17-22.
11. Yaskova, N Ju. Crisis - replacement of administrative vacuum/ N. Ju. Yaskova // Economic revival of Russia. - 2009. - №4 (22). - P. 7-16.