Научная статья на тему 'Рынок труда и социальная политика: умеренная компенсация потерь в доходах после валютного кризиса'

Рынок труда и социальная политика: умеренная компенсация потерь в доходах после валютного кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирилл Гайдук

В 2011 году экономические власти оказались перед непростым выбором того, насколько следует проиндексировать доходы населения, включая заработную плату и социальные пособия. Ввиду угрозы раскручивания инфляционной спирали «зарплата цены», власти допустили сокращение реальных доходов, сконцентрировав усилия на предотвращении значительного увеличения малообеспеченности среди уязвимых социальных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок труда и социальная политика: умеренная компенсация потерь в доходах после валютного кризиса»

РЫНОК ТРУДА И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: УМЕРЕННАЯ КОМПЕНСАЦИЯ ПОТЕРЬ В ДОХОДАХ ПОСЛЕ ВАЛЮТНОГО КРИЗИСА

Кирилл Гайдук Резюме

В 2011 году экономические власти оказались перед непростым выбором того, насколько следует проиндексировать доходы населения, включая заработную плату и социальные пособия. Ввиду угрозы раскручивания инфляционной спирали «зарплата - цены», власти допустили сокращение реальных доходов, сконцентрировав усилия на предотвращении значительного увеличения малообеспеченности среди уязвимых социальных групп.

Тенденции:

• ухудшение демографической обстановки;

• угроза оттока рабочей силы в Россию;

• индексация размеров социальных пособий;

• увеличение заработной платы в бюджетном секторе.

Демография

На 1 января 2012 численность населения составила 9 465.4 тыс. чел., что на 15.8 тыс. чел. меньше, чем на 1 января 2011 года. Лишь в г. Минске население увеличилось с 1864.1 до 1885.1 тыс. чел., в то время как во всех остальных регионах количество жителей сократилось. Младенческая смертность снизилась с 4.0 до 3.9 промилле. Коэффициенты рождаемости и смертности составили 11.5 и 14.3 промилле соответственно (в 2010 — 11.4 и 14.4 соответственно). По сравнению с 2010-м естественная убыль населения уменьшилась на 3.3 тыс. чел.. В 2011 году в трудоспособном возрасте умерло 32.4 тыс. чел. (каждый четвёртый из всех умерших).

Что касается возрастной структуры, то ожидается сокращение численности населения в трудоспособном возрасте. В частности, к 2030 году демографическая нагрузка на трудоспособное население может возрасти на 30%. Это связано с тем, что из трудоспособного возраста будут выходить поколения, родившиеся в послевоенные годы роста рождаемости, а

вступать в него те, кто родился в начале 1990-х — периоде спада рождаемости. Согласно данным переписи населения 2009 года, численность трудоспособного населения составила 5.8 млн чел. (61.2% от общей численности). В 2011 году на 1000 чел. в трудоспособном возрасте приходилось 634 чел. в возрасте старше трудоспособного.

Среди других неблагоприятных демографических факторов — ожидаемое снижение числа женщин репродуктивного возраста, начиная уже с 2013 года. В 2011 Министерство труда и социальной защиты озвучило прогноз, согласно которому к 2015 году численность женщин в возрасте 15 — 40 лет уменьшится более чем на 168 тыс. чел.1 В этой связи основным резервом рождаемости становятся семьи, готовые завести более одного ребёнка. В 2011 году 65.8% семей ограничились одним ребёнком, в то время как двоих детей имели 28.9% семей, а троих и более — всего около 5% семей.

В прошедшем году Информационно-аналитический центр при Администрации президента провёл опрос2 о том, какие факторы влияют на решение отложить рождение ребёнка. Почти половина респондентов назвали низкий уровень семейного дохода и его снижение при появлении ребёнка, а более 26% указали на недостаточную поддержку семей с детьми со стороны государства. Отчасти как реакция на озвученные проблемы (впрочем, существовавшие уже давно), в 2011 внесены поправки в закон «О социальном обслуживании». Поправки предусматривают увязку размера ежемесячных пособий на детей до трёх лет со средней заработной платой по стране начиная уже с 2012 года. Размер такого пособия на первого ребёнка составит 35%, на второго и последующих детей — 40% среднемесячной зарплаты.

Помимо стимулирования рождаемости предусматриваются меры по поддержке мигрантов. Очередная Программа национально-демографической безопасности Беларуси на 2011 — 2015 гг.3, принятая в 2011, предусматривает денежные выплаты тем, кто согласен на переезд в Беларусь, на цели адаптации и проживание (до USD 1 тыс. единовременно). В целом, со-

См.: http://www.respublika.info/5317/society/article49211/

См.: http://www.zautra.by/art.php?sn_nid = 9898&sn_cat = 23.

См.: http://news.tut.by/society/245993.html.

гласно Программе, планируется, что в 2015 численность населения должна стабилизироваться на уровне 9 450 тыс. чел. При этом средняя продолжительность жизни при рождении составит 72 — 73 года (теперь — 70,4 года). Кроме того, Программа призывает к введению материнского капитала по аналогии с тем, который действует в Российской Федерации.

В 2011 положительное сальдо миграции составило 9.9 тыс. чел., что на 0.4 тыс. чел. меньше, чем в 2010 году. Около 95% мигрантов — граждане стран СНГ, причём около 15% из них являются пенсионерами. Что касается официально учтённых мигрантов из Беларуси, большинство из них едут в Россию (4.5 тыс. чел. от общего числа). Исследование, опубликованное в 2011,4 оценивает временную трудовую миграцию в 2010 на уровне 150 тыс. чел. (преимущественно в Россию), а чистый объём трансфертов из-за рубежа — около USD 850 млн, или около 1,7% ВВП.

Что касается 2012 года, то, учитывая сокращение доходов населения, а также отмену льгот на жилищное строительство, следует ожидать, что может возрасти поток незарегистрированных мигрантов. Правительство признало существование проблемы миграции — например, в начале 2012 заявлено о планах по наращиванию экспорта строительных услуг.5

Занятость и безработица

В 2011 занятость в экономике составила 4 632 тыс. чел., что на 0.7% меньше, чем в 2010 году. В истекшем году уволено работников больше, чем принято на работу — 901.1 против 836.6 тыс. чел. Основная причина увольнений — по соглашению сторон (в том числе для дальнейшего трудоустройства) и в связи с истечением срока контракта (что не фиксируется официальной статистикой).

Несмотря на валютный кризис, в 2011 не произошло резкого увеличения неполной занятости (которая традиционно является формой приспособления к неблагоприятной экономической конъюнктуре). В целом, за год неполная занятость сократилась на 36.9 % (с 154.5 до 97.5 тыс. чел., или с 4.5 до 2.8%

См.: http://bppf.eu/sites/default/files/bppf22011ru_pp.pdf.

См.: http://news.tut.by/economics/267800.html.

4

от списочной численности работников). Однако в течение года ситуация менялась довольно резко.

В конце апреля, ввиду проблем на финансово-валютном рынке, около 600 тыс. работников реального сектора экономики приостановили свою деятельность.6 Согласно оценкам Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, количество белорусов, в первом полугодии потерявших основной доход вследствие валютного кризиса, составило до 1.5 млн чел.7

Официальная зарегистрированная безработица оставалась низкой. На 1 января 2012 её уровень составил 0.6% к численности экономически активного населения (на 1 января 2011 — 0.7%). Численность зарегистрированных безработных составила 28.2 тыс. чел., что на 14.8 % меньше, чем на конец декабря 2010 года. Среди состоящих на учёте безработных почти 50% имеют общее базовое и общее среднее образование, 10% не имеют профессии или специальности. Доля женщин в общей численности зарегистрированных безработных составила более 58%, что на 10 процентных пунктов выше, чем в 2010 году. Вместе с тем молодые люди в возрасте 20 — 29 лет составляют треть всех безработных.

Как и ранее, число предлагаемых вакансий превышает число зарегистрированных безработных примерно в два раза (в г. Минске — в шесть раз). Традиционно, рынок труда ориентирован на рабочие профессии (77.6% всех вакансий). Число вакансий выросло на 5,9% (до 51.7 тыс. ед.). При этом наблюдается территориальный дисбаланс — каждая третья вакансия (21.6 тыс.) предлагается в Минске.

Что касается более реалистичных оценок уровня безработицы, то в ноябре 2011 уже состоялось пробное обследование по методологии МОТ в тринадцати городах, включая Минск, и в шести сельсоветах. С 2012 года такие обследования будут проводиться ежеквартально. Перепись населения 2009 зафиксировала безработицу на уровне 6.1% (при официальном уровне в 1%). Согласно некоторым экспертным оценкам, уровень безработицы в 2011 мог достигать 10%.

6 См.: http://www.naviny.by/rubrics/economic/2011/05/04/ic_articles_ 113_173494/

7 См.: http://www.naviny.by/rubrics/economic/2011/05/04/ic_articles_ 113 173494/

Что касается частного сектора, то, согласно оценкам консалтинговых компаний8, оборот рабочей силы здесь не очень высокий. Компании, пережившие кризис, предпочли сохранить работников, которые в свою очередь отказались от поиска другой работы, несмотря на то что в большинстве компаний заработная плата в долларовом выражении сократилась.

Заработная плата

В 2011 на динамику заработной платы оказали влияние девальвация и последовавшие за ней меры экономической политики, направленные на частичное восстановление докризисного уровня покупательной способности. В конце 2010-го заработная плата в долларовом выражении (до вычета налогов) достигла уровня USD 530 (в бюджетном секторе — USD 470). В 2010 реальная заработная плата выросла на 40%, что явилось фактором, внесшим вклад в развитие валютного кризиса. Так, в 4-м кв. 2010 доля заработной платы в ВВП составила 44.3%., а в 4-м кв. 2011 она сократилась до 37.5%.9

Девальвация белорусского рубля составила 189%, что привело к уменьшению уровня средней заработной платы до USD 280 к ноябрю 2011 года. При этом базовая инфляция за 2011 год составила 108.7% (в то время как за январь-октябрь — 118.1%). В течение 2011 номинальная заработная плата выросла на 55.2% (при запланированном максимальном росте на уровне 21.4%), составив в среднем по экономике Br 1 925.3 тыс. В бюджетном секторе рост зарплаты составил 62.1%, достигнув Br 1 594.5 тыс. В декабре 2011 средняя зарплата достигла Br 2 877.7 тыс. (или около USD 340). Таким образом, можно констатировать, что рост номинальной заработной платы отставал от роста цен. Тем не менее БЕЛСТАТ зафиксировал увеличение на 1.3% реальной заработной платы в январе-декабре 2011 по сравнению с январем-декабрем 2010-го.

К инструментам повышения номинальной зарплаты следует отнести увеличение тарифной ставки первого разряда и минимальной заработной платы. Если в начале 2011 размер минимальной зарплаты устанавливался на уровне минималь-

См.: http://www.zautra.by/art.php?sn_nid = 8931&sn_cat = 4.

Расчёты Исследовательского центра ИПМ; см.: http://research.by.

8

ного потребительского бюджета (МПБ) в Вг 460 тыс., то в конце года он достиг Вг 925.5 тыс., а с 1 января 2012 превысил МПБ на 13% и составил Вг 1 млн. Для «бюджетников» с 1 октября тарифная ставка первого разряда установлена в размере Вг 151 тыс., а с 1 ноября введены ежемесячные дифференцированные доплаты к зарплате.

Что касается межотраслевой дифференциации, то она сократилась на 3.0% — до 3.2 раза по сравнению с 2010 годом. Один из самых высокооплачиваемых секторов — нефтепереработка, а низкооплачиваемых — сельское хозяйство. При этом межрегиональная разница составила 1.5 раза (между г. Минском и Брестской областью). В течение 2011 года пересмотрен ряд нормативных правовых актов, регулирующих оплату труда, с тем, чтобы снизить административный контроль над заработной платой работников коммерческих организаций.

Пенсионная система

В 2011 численность пенсионеров увеличилась на 18 тыс. чел. и составила 2486.9 тыс. чел., из которых получателями трудовых пенсий являлись 2 424.4 тыс. чел. Из них 548.1 тыс. чел. продолжали работать (22%), причём среди работающих пенсионеров 65.2% составили женщины. Доля работающих пенсионеров в общей численности занятых в экономике составила 13% (не считая пенсионеров по линии силовых ведомств и министерств). На выплаты работающим пенсионерам расходовалось около 20% пенсионного бюджета.

В 2011 пенсия назначена 134.2 тыс. граждан. Из них почти 17.8 тыс. чел. — практически каждый восьмой — вышли на пенсию досрочно, на льготных основаниях.

В течение года трижды проводился перерасчёт трудовых пенсий на основе роста средней заработной платы работников (с июня, августа и ноября). Минимальные и социальные пенсии повышались четыре раза (с февраля, мая, августа и ноября) в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума. Что касается размера пенсий, то в номинальном выражении среднемесячный размер пенсии по возрасту (с учётом единовременной материальной помощи) увеличился на 46% (при планируемом увеличении на 16.9—19.4%), составив Вг

770.1 тыс. (в том числе в декабре — Вг 973.7 тыс.). Минимальная пенсия по возрасту повышена на 63.8% (до Вг 465.5 тыс.). БЕЛСТАТ зафиксировал сокращение реального размера назначенных пенсий — в декабре 2011, по сравнению с декабрем 2010, он уменьшился на 22.9%.

Пенсионеры являются одной из социально уязвимых групп, поэтому в 2011 году власти стремились предотвратить рост бедности среди пенсионеров, вызванной ростом цен. В частности, с июня повышен размер доплаты к минимальным трудовым пенсиям с 15 до 20% средней зарплаты работников. Кроме того, тем неработающим пенсионерам, у кого пенсии не достигали двух бюджетов прожиточного минимума (БПМ) (Вг 686.5 тыс.), выплачена единовременная материальная помощь в размере разницы между этой величиной и размером пенсии. Повышение коснулось 870 тыс. жителей Беларуси, включая получателей социальных выплат.

Далее, с августа повышены размеры социальных пенсий (основными получателями которых являются дети-инвалиды и инвалиды с детства) относительно БПМ. Наконец, мерой социальной поддержки всех неработающих пенсионеров явилось предоставление единовременной материальной помощи для закупки сельхозпродукции в размере Вг 500 тыс., при этом расходы по выплате помощи для закупки сельхозпродукции составили около Вг 1.7 трлн.

Бедность и система социальной защиты

В 2011 доля лиц с уровнем среднедушевого дохода ниже БПМ возросла с 4.7% в 1-м кв. до 10.1% в 4-м кв. В целом, в рассматриваемый год уровень бедности вырос с 5.2% в 2010 до 7.3% в 2011 году.10 Причиной роста бедности явился рост цен на товары и услуги, включённые в бюджет прожиточного минимума.

В 2011 году проиндексированы размеры социальных пособий. Так, среднемесячный размер пособий на детей в возрасте до трёх лет увеличился на 46.1% и составил Вг 390 тыс., в том числе в декабре Вг 574.8 тыс. Среднемесячный размер пособия на детей старше трёх лет также возрос на 46.1% и со-

См.: http://news.tut.by/economics/277871.html.

ставил Вг 117 тыс., в том числе в декабре — Вг 172.4 тыс. Кроме того, с 1 октября увеличен в 2 раза размер единовременного пособия в связи с рождением ребёнка: при рождении первого ребёнка — с 5 до 10 БПМ (на 1 декабря сумма этого пособия составила Вг 5 747.9 тыс.); при рождении второго и последующих детей — с 7 до 14 БПМ (соответственно Вг 8 047.6 тыс.).

Введены дополнительные льготы для учащихся. Учащимся общеобразовательных учреждений предоставлен бесплатный проезд в общественном транспорте от места жительства к месту учёбы и обратно в период с 1 сентября по 30 июня. С 1 ноября 2011 для ряда категорий учащихся введены ежемесячные доплаты к стипендиям в размере 65% от стипендии. Для аспирантов и докторантов ежемесячная доплата установлена в размере 30% от стипендии.

Кроме того, иногородние учащиеся и студенты, которые получают образование на дневной форме обучения за счёт республиканского и/или местных бюджетов, смогли претендовать на ежемесячное возмещение расходов по найму жилья (с 1 сентября по 30 июня) при отсутствии мест в общежитии. В Минске размер ежемесячной компенсации составляет три базовые величины (Вг 105 тыс.), в других населённых пунктах — две базовые величины (Вг 70 тыс.). Для получения компенсации среднедушевой доход семьи не должен превышать 200% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утверждённого правительством за два последних квартала.

В 2011 году на треть увеличилось количество социальных пунктов, функционирующих при центрах социального обслуживания населения (ТЦСОН), — с 603 на 1 января 2011 до 919 на 1 января 2012 года. Число обращений в центры за различной помощью также растёт. В 2011 численность пожилых людей, инвалидов I и II групп, обслуживаемых отделениями соц-помощи на дому, увеличилась на 3.3 тыс. чел. Растёт число нетрудоспособных граждан, которым социально-бытовые услуги предоставляются на дому (на 1 января 2012 на дому обслуживались 87.8 тыс. чел.).

В целом, в 2011 на учёте в территориальных центрах (в каждом административном районе) состояло 1.6 млн жителей, в том числе около 129.9 тыс. одиноких и 564.8 тыс. одиноко про-

живающих пожилых людей; 9.5 тыс. лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 60.4 тыс. многодетных семей; более 130.7 тыс. неполных семей и 22.5 тыс. семей с детьми-инвалидами; свыше 8.9 тыс. граждан, освободившихся из мест лишения свободы.

В 2011 численность инвалидов увеличилась на 4 тыс. чел., или 0.8 %. При этом удельный вес инвалидов в общей численности населения страны увеличился с 5.3% в 2010 до 5.4% в 2011 году. Таким образом, численность инвалидов достигла 508.4 тыс. чел. Основной прирост численности инвалидов сформировался за счёт людей, получающих пенсию по возрасту. Среди инвалидов — 73.5 тыс. инвалидов I группы, свыше 271.2 тыс. — II группы, почти 138 тыс. — III группы, а также 25.7 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет (численность которых сократилась на 1.6%).

В 2011 заявлено о планируемом пересмотре принципов назначения инвалидности. Предполагается, что будет учитываться и измеряться не только утрата профессиональной, но и общей трудоспособности. Кроме того, заявлено о готовности присоединиться к Конвенции ООН о правах инвалидов. Если новая система будет внедрена, то это приведёт к увеличению числа людей, которых можно будет считать инвалидами. Однако это не означает расширения круга получателей социальной пенсии.

Заключение

В 2011 году одной из приоритетных задач для власти явилась поддержка пенсионеров и других социально уязвимых групп. Тем не менее уровень бедности вырос. Экономические власти пошли на достаточно умеренную компенсацию потерь реальных доходов населения, что привело к их снижению, включая и заработную плату. Полная компенсация, по всей видимости, привела бы к раскручиванию инфляционной спирали и макроэкономической нестабильности.

В 2012 году запланировано умеренное повышение доходов, при этом власти сконцентрируют свои усилия на увеличении доходов бюджетников (в среднем приблизительно на 70%).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.