рынок труда: в ловушке низкооплачиваемой занятости, безработицы и бедности
Владимир Акулич
Резюме
Беларусь находится в состоянии демографического перехода, снижается численность занятого населения. Это смягчает проблему безработицы, но ведёт к росту демографической нагрузки на занятое население и усложняет задачу исполнения государством взятых на себя социальных обязательств. До сих пор эта задача решалась за счёт повышения степени централизации финансов.
Рынок труда адаптировался к рецессии в большей степени за счёт снижения уровня оплаты труда и в меньшей степени - за счёт повышения уровня безработицы. Низкооплачиваемая занятость и отсутствие работы явились главными причинами роста бедности.
Тенденции:
• снижение численности населения в трудоспособном возрасте и числа занятых, несмотря на увеличение числа работающих пенсионеров;
• увеличение демографической нагрузки на занятых работников в условиях роста рождаемости и ставки на многодетность в демографической политике;
• снижение реальных доходов населения и рост уровня фактической безработицы в результате рецессии в экономике;
• увеличение спроса на рабочую силу, что может свидетельствовать о постепенном выходе экономики из рецессии.
Демография
Беларусь находится в середине двадцатилетнего демографического перехода. В период 2006—2023 годов из трудоспособного возраста уходят работники, родившиеся с 1945 по 1965 годы, а вступают в него работники, родившиеся с 1990 по 2010 годы. В 1945—1965 годах общий коэффициент рождаемости в среднем составлял 25 на 1000 чел. населения, а в 1990—2010 годах — 10 на 1000 чел. населения, то есть в 2.5 раза меньше (рис. 1).
Рис. 1. Общий коэффициент рождаемости (на 1000 чел. населения)
Вследствие демографического перехода снижается численность населения в трудоспособном возрасте — за 10 лет на 475 тыс. чел., или на 7.0%. В ближайшие 7 лет снижение продолжится примерно такими же темпами, а затем темпы снижения замедлятся (рис. 2).
Рис. 2. Численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, тыс. чел.
тыс. чел.
С 2023 года население в трудоспособном возрасте начнут покидать женщины, родившиеся после 1965 года, когда общий коэффициент рождаемости снизился до 18 на 1000 чел. населения. Этому будет также способствовать начавшееся с 2017 года повышение пенсионного возраста, которое завершится в 2022 году.
Занятость
Несмотря на то что демографический переход и снижение численности населения в трудоспособном возрасте наблюдаются с 2006 года, численность занятого населения в 2006—2010 годах увеличивалась. Она начала уменьшаться лишь с 2011 года (рис. 3).
Рис. 3. Численность занятого населения, тыс. чел.
тыс. чел. тыс. чел.
- - ■ Трудоспособное население в трудоспособном возрасте в среднем за год
Среднегодовая численность занятого населения (правая икала)
Увеличение связано с ростом доли занятых работников в трудоспособном возрасте с 70.0% в 2004 году до 72.0% в 2006 году и до 76.5% в 2011 году (рис. 4). По этой причине даже в условиях снижения численности населения в трудоспособном возрасте число занятых в экономике продолжало увеличиваться с 4470 тыс. чел. в 2006 году до 4703 тыс. чел. в 2010 году (см. рис. 3).
Рис. 4. Доля занятого населения в трудоспособном возрасте, % к итогу
в % к итогу
В 2011—2016 годах доля занятых работников в трудоспособном населении трудоспособного возраста оставалась примерно на одном уровне — около 75.0% (см. рис. 4). Соответственно доля незанятых работников фиксировалась на уровне 25.0%. Поэтому основной причиной снижения занятости в этот период являлось снижение численности населения в трудоспособном возрасте — на 380 тыс. чел., или на 7.0%. Численность занятых в экономике при этом снизилась на 289 тыс. чел. Занятость снизилась бы ещё больше, если бы не работающие пенсионеры, число которых выросло с 270 тыс. в 2006 году до 340 тыс. в 2011 и до 430 тыс. в 2015 году.
В структуре незанятого населения в трудоспособном возрасте в период 2011—2015 годы значительные изменения претерпели только две категории лиц. Число студентов уменьшилось на 112 тыс. чел. (или на 8.0%), а число родителей, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком, увеличилось на 87 тыс. чел., или на 6.0% (рис. 5).
С 2012 года Белстат начал проводить обследование домашних хозяйств по изучению занятости населения. Это позволило выяснить, чем занимаются 455 тыс. чел.,
которые в 2011 году «не числились в качестве работающих или учащихся» и которых в августе 2012 года тогдашний премьер-министр впервые предложил привлечь к финансированию социальных расходов. После проведения обследования численность неучтённого незанятого населения сократилась в четыре раза — до 111 тыс. чел. в 2012 году.1 Такое же значение зафиксировано и в 2015 году (см. рис. 5).
Рис. 5. Структура незанятого населения в трудоспособном возрасте
тыс. чел.
1500 т
1000 =_=
1453
1444
1412
500 -
2013
2014
2012
Безработные ■ Не хотят работать
Ведут домашнее хозяйство В местах заключения Студенты 1111 Работают за границей 888888 В отпуске по уходу за ребёнком
Считают, что нет возможности найти работу 1111111 Другие
■ Незанятое население в трудоспособном возрасте
2015
Выявлено, что в 2012—2016 годах в среднем 211 тыс. чел. не имели работы, не были зарегистрированы в службах
1 Трудовые ресурсы и занятость населения Республики Беларусь. Статистический сборник. Минск: Белстат, 2004—2016. Print.
занятости, но активно искали работу и готовы были к ней приступить. По определению МОТ, эти люди относятся к категории безработных. Имеется также категория лиц, которые долго искали работу и утвердились во мнении, что найти её нет возможности, поэтому перестали искать. В 2012—2015 годах таковых в среднем насчитывалось 35 тыс. чел. По определению МОТ, они не относятся к безработным, но и работы не имеют.
По данным обследования домашних хозяйств выявлено, что в 2012—2015 годах за пределами Беларуси работало в среднем 55 тыс. чел. (из них 93% — в России). Это люди, которые легально работали за границей и платили там налоги, что соотносится с данными платёжного баланса. В 2016 году по статье «оплата труда работников из-за границы» в Беларусь поступило USD 417 млн, что составило 58 тыс. среднегодовых российских зарплат.
В 2012—2015 годах в среднем 125 тыс. чел. вели домашнее хозяйство. В результате новых обследований Белстата удалось выяснить, что число тех, кто не имеет необходимости или не хочет работать, в 2012—2015 годах в среднем составляло 30 тыс. чел.
Анализ неучтённого остатка в 111 тыс. чел., отнесённых к категории «другое незанятое население в трудоспособном возрасте», в дезагрегации по регионам позволяет предположить, что в подавляющем большинстве (90%) это граждане, неофициально работающие за пределами Беларуси. Так, в 2015 году в категории «лица, работающие за границей» 84% приходилось на четыре области — Мо-гилёвскую, Гомельскую, Витебскую и Брестскую. В категории «другие незанятые» 90% приходилось на те же четыре приграничные области. По другим годам совпадение в распределении долей в дезагрегации по регионам по двум указанным категориям лиц ещё более заметное: в 2012 году, например, 83 и 85% соответственно. Можно сделать вывод, что за пределами Беларуси неофициально работают примерно 100 тыс. чел.
Утверждение о высокой доле занятого населения в теневой экономике является мифом и не находит подтверждения в данных. Так, в центральных регионах
Беларуси — в Минске и Минской области, где проживает 38% населения в трудоспособном возрасте, — к категории «другие незанятые» отнесены всего 5.8 тыс. чел., или 0.25% от населения в трудоспособном возрасте, включая лиц, неофициально работающих за границей.
Распространены явления, когда часть выручки проводится мимо расчётного счёта, кассы, в случае если официально оформленные работники часть зарплаты получают «в конвертах». Такие работники избегают полной уплаты налогов, но входят в категорию занятого населения и не попадают под действие декрета № 3. Численность населения, которое работает и официально нигде не оформлено, составляет порядка 10—20 тыс. чел., или 0.25% от населения в трудоспособном возрасте.
Проводимые Белстатом обследования домашних хозяйств по изучению занятости населения позволили выяснить, что скрывает 455 тыс. чел. неучтённого незанятого населения в 2011 году. Как впоследствии оказалось, 2/4 — это незарегистрированные безработные (210 тыс.), 1/4 — лица, которые ведут домашнее хозяйство (130 тыс.). Ещё предположительно 1/4 — лица, неофициально работающие за границей (100 тыс.). И только 1/15 — это лица, не имеющие необходимости или желания работать (30 тыс. чел.).
В Беларуси доля занятого населения уменьшается в сфере производства и увеличивается в сфере услуг. В сфере производства число занятых в 2011—2015 годах уменьшилось на 240 тыс. чел., а в сфере услуг выросло на 80 тыс. чел. В экономике в целом число занятых сократилось на 160 тыс. чел. Трудоспособный возраст покинули 250 тыс. чел., при этом 90 тыс. пенсионеров продолжили работать. В указанный период численность трудовых мигрантов существенно не изменилась.
С одной стороны, демографический переход уменьшает остроту проблемы безработицы, с другой — растёт демографическая нагрузка на занятое население в трудоспособном возрасте. На начало 2016 года, по данным Белстата, на 1000 чел. в трудоспособном возрасте приходилось 727 чел. в нетрудоспособных возрастах. Учитывая, что 25% населения в трудоспособном возрасте незанято и, наоборот,
16% населения старше трудоспособного возраста занято в экономике, реальную нагрузку на занятых работников показывает модифицированный коэффициент демографической нагрузки. Согласно этому коэффициенту, в 2016 году на 1000 занятых работников (занятое население в трудоспособном возрасте и работающие пенсионеры) приходилось 1152 незанятых человека в трудоспособном и нетрудоспособном возрасте (рис. 6).
Рис. 6. Коэффициенты демографической нагрузки
1315
^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ о> ^ ^ ^ ^ о*
1152
727
N NN NN N
Модифицированный коэффициент демографической нагрузки - - ' Коэффициент демографической нагрузки (на начало года)
Увеличению демографической нагрузки способствует и рост продолжительности жизни, в том числе людей старше трудоспособного возраста. По данным Белстата, в 2015 году ожидаемая продолжительность жизни мужчин и женщин в возрасте 65 лет составила соответственно 78 и 83 года. Эти данные опровергают аргумент противников повышения пенсионного возраста, что большинство мужчин если и доживут до пенсии, то не успеют на неё пожить.
Вместо того чтобы стимулировать деловую активность в условиях рецессионного спада, в 2015—2016 годах правительство пошло на увеличение налоговой нагрузки. В 2016 году сокращение ВВП не привело к снижению
поступлений в бюджет расширенного правительства. Степень централизации финансов (государственной квоты ВВП) растёт второй год подряд и в 2016 году достигла рекордной величины — 42.7% от ВВП. Для сравнения: в 2015 году она составила 41.3%, в 2014 году - 40.3%, в 2010-2013 годах в среднем составляла 40.8% от ВВП, а в кризисном 2011 году достигла минимума — 39.2% от ВВП.
В 2016 году начал увеличиваться спрос на рабочую силу, что может служить признаком постепенного оживления рынка труда. Количество вакансий на бирже труда выросло с 31 тыс. в 2015 году до 32 тыс. в 2016 году, или на 4.0%. За содействием в трудоустройстве в минувшем году обратились 239 тыс. чел., или 5.4% от экономически активного населения (в 2015 году — 250 тыс., или 5.7%). Исследовательский центр РАБОТА.TUT.BY, на основе анализа собственной базы вакансий и резюме, также отмечает, что в 2016 году происходил рост вакансий (на 33%) при одновременном сокращении количества поданных резюме (на 4%)2.
Безработица
В 2016 году экономика Беларуси продолжала находиться в рецессии. Падение ВВП составило 2.6% (в 2015 году — минус 3.8%). В этих условиях уровень безработицы вырос с 4.9% в 2014 году до 5.1% в 2015 году и до 5.8% в 2016 году. Уровень зарегистрированной безработицы также вырос с 0.5% в 2014 году до 1.0% в 2016 году. Число безработных увеличилось с 243 тыс. в 2015 году до 272 тыс. чел. в 2016 году, или на 12.0% (рис. 7). При этом число зарегистрированных безработных уменьшилось с 41 тыс. в 2015 году до 39 тыс. чел. в 2016 году (уменьшение составило 5.0%).
В Беларуси отсутствует полноценная система социальной защиты безработных. Размер пособия по безработице в 2014—2016 годах в среднем составлял 3% от средней заработной платы, или 13% от бюджета прожиточного
«Рынок труда Беларуси. Итоги 2016.» JOBS.TUT.by. 09 Jan. 2017. Web. 21 Apr. 2017. <https://jobs.tut.by/article/19797>.
минимума (БПМ). Для сравнения, в странах Евросоюза размер пособия по безработице составляет порядка 50—70% от средней заработной платы. Доля безработных в Беларуси, которые получали пособие по безработице, в 2016 году составила 14% (в 2015 году — 17%). Остальные не регистрируются в службах занятости по причине мизерного размера пособия.
Рис. 7. Уровень безработицы в Беларуси
% тыс. чел.
1999 2009 2012 2013 2014 2015 2016 И Уровень фактической безработицы [Щ] Уровень зарегистрированной безработицы ф Фактическая численность безработных (правая шкала)
В 2016 году из средств ФСЗН на поддержку безработных и содействие занятости направлено BYN 26.8 млн, или 0.03% от ВВП (в 2017 году запланировано направить BYN 38 млн, или 0.04% от ВВП). В странах ОЭСР (2013 год) в среднем расходы на выплату пособий по безработице составляли 0.9% от ВВП.
Средняя продолжительность безработицы выросла с 4.1 мес. в 2015 году до 4.2 мес. в 2016 году. Средний период трудоустройства также вырос с 1.9 мес. в 2015 году до 2.3 мес. в 2016 году. Утверждённый в декрете № 3 срок в шесть месяцев отсутствия работы, за который необходимо уплачивать сбор, неоправданно занижен. Согласно дан-
ным Белстата, в 2015 году каждый четвёртый (24%) из зарегистрированных на бирже труда безработных не был трудоустроен в течение шести месяцев. У лиц, которые ищут работу самостоятельно, средняя продолжительность безработицы составляет семь месяцев. У лиц, которые ищут работу через службу занятости, она составила в январе-сентябре 2016 году пять месяцев, но, напр., в 2000 году — 6.4, в 2005 году — 5.8 месяца. Средняя продолжительность безработицы в странах СНГ (2013 год) составляла 10 мес., в странах ОЭСР (2015 год) — 8 мес., в странах Евросоюза (2015 год) — 18 мес., в странах G7 (2015 год) — 6.5 месяца.
Реальные доходы населения
Рынок труда адаптировался к рецессии главным образом не через рост уровня безработицы, а за счёт снижения уровня заработной платы. В 2016 году снижение реальных доходов населения в Беларуси составило 7.3% (в 2015 году — 5.6%). Медианный уровень среднедушевых реальных располагаемых доходов населения снизился на 4.4% (в 2015 году — на 4.5%). По данным обследования Белстата, 38.0% домашних хозяйств в минувшем году заявили об ухудшении своего материального положения и только 9.0% — о его улучшении (в 2015 году — 33.0 и 11.0% соотв.). При этом 31.0% домашних хозяйств оценивают уровень своего материального положения ниже среднего и только 3.0% — выше среднего (в 2015 году — 30.0 и 4.0% соотв.).
Низкий уровень зарплаты и её снижение толкают работников на поиск новой более высокооплачиваемой работы. По данным Белстата (2012 год), 28.0% домашних хозяйств используют в качестве способа повышения доходов смену места работы (второе место после поиска работы по совместительству). В малообеспеченных домашних хозяйствах смена места работы как способ повышения доходов является главным и составляет 39.0%.
Приведённые цифры коррелируют с результатами других исследований. По данным исследовательского центра РАБОТА.TUT.BY (2016), чаще всего увольнения проис-
ходят по причине низкой зарплаты (48% опрошенных).3 Большинство работников (73%) на вопрос: «Что вы ждёте от руководства в 2016 году?» — ответило, что ждёт повышения зарплаты.4 Реализация декрета № 3 и установка на достижение к концу 2017 года средней зарплаты в USD 500 могут снизить мотивацию работников к поиску новой более высокооплачиваемой работы и понизить мобильность рынка труда.
Возможность снижать уровень зарплат позволяет госпредприятиям сохранять избыточную занятость. Если административными методами повышать зарплату, то предприятия могут начать активнее освобождаться от избыточных работников. Это приведёт к снижению занятости и росту безработицы. По расчётам Исследовательского центра ИПМ, чтобы «добиться повышения средней зарплаты с USD 400 в декабре 2016 года до USD 500 в декабре 2017 года, при неизменном обменном курсе и запланированных темпах инфляции и ВВП, придётся сократить занятость на 12.9%»5.
Заключение
В ближайшем будущем Беларусь может столкнуться с рядом вызовов, и прежде всего с нехваткой трудовых ресурсов для возобновления высоких темпов экономического роста. В условиях продолжающегося старения населения демографическая нагрузка на занятых работников и бизнес может оказаться непосильно высокой. При этом рост рождаемости и ставка на многодетность в демографической политике лишь повышают эту нагрузку.
«Опрос: чаще всего белорусы ищут новую работу из-за низкой зарплаты.» TUT.by. 20 Mar. 2017. Web. 21 Apr. 2017. <https://finance.tut. by/news535989.html>.
«В новом году работники ничего хорошего не ждут. И правильно
делают.» Naviny.by. 29 Dec. 2015 Web. 21 Apr. 2017. <http://naviny.by/
rubrics/society/2015/12/29/ic_articles_116_190584>.
«Суровая арифметика президентских "попиццот": 13% безработицы
или 23% инфляции.» TUT.by. 22 Jan. 2016. Web. 21 Apr. 2017. <https://
news.tut.by/economics/524760.html>.
Высокий уровень налогов демотивирует работников, снижает инвестиционную активность и конкурентоспособность продукции. Уже сейчас требуется смягчение политики в отношении трудовых мигрантов и выстраивание системы их избирательного привлечения в экономику.
Повышение пенсионного возраста замедлит, но не остановит темпы сокращения занятого населения. Ситуацию не исправят и попытки принудить отдельные категории незанятого населения в трудоспособном возрасте работать или уплачивать сбор на финансирование государственных расходов. Число по-настоящему незанятого населения измеряется несколькими десятками, а не сотнями тысяч человек. Поэтому после 2022 года целесообразно, как предлагает МВФ, продолжить повышение пенсионного возраста до 65 лет у мужчин и женщин.
Для того чтобы не допустить роста бедности, целесообразно прислушаться к рекомендациям Всемирного банка и повысить размер пособия по безработице до уровня бюджета прожиточного минимума.
В политике доходов целесообразно отказаться от волюнтаристского решения скачкообразно повысить уровень заработной платы. Этот шаг либо приведёт к снижению занятости и росту безработицы, либо подорвёт конкурентоспособность производителей.