Научная статья на тему 'Рынок сыра в товарной сегментации целостного аграрного рынка'

Рынок сыра в товарной сегментации целостного аграрного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК СЫРА / CHEESE MARKET / МОЛОКО И МОЛОКОПРОДУКТЫ / MILK AND DAIRY PRODUCTS / СТРУКТУРА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА / FOOD MARKET STRUCTURE / АГРАРНЫЙ РЫНОК / AGRARIAN MARKET / ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА / MARKET FUNCTIONING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамчур Владимир Анатолиевич, Мамчур Людмила Васильевна

Бесспорным является тот факт, что на сегодня рынок сыра занимает важное место в общей структуре продовольственного рынка страны и играет большую роль в обеспечении национальной продовольственной безопасности и повышении экспортного потенциала страны. Обеспечение населения сыром тесно связано с развитием молочного рынка, функционирование которого непосредственно связано с развитием молочной отрасли. Поэтому состояние развития данного сегмента продовольственного рынка является актуальным на данное время и относится к приоритетным заданиям аграрной политики государства. В статье охарактеризовано современное состояние функционирования рынка сыра, исследованы основные его проблемы и приведены количественные и качественные показатели его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок сыра в товарной сегментации целостного аграрного рынка»

MARKET OF CHEESE IN THE COMMERCIAL SEGMENTATION

OF THE HOLISTIC AGRICULTURAL MARKET 1 2 Mamchur V.A. , Mamchur L.V. (Ukraine)

Email: Mamchur231scientifictext.ru

1Mamchur Vladimir Anatolievich - PhD in Economics, Deputy Head of Department, DEPARTMENT OF ENTREPRENEURSHIP, COOPERATION AND AGRO-INDUSTRIAL INTEGRATION;

2Mamchur Lyudmila Vasilievna - Junior Researcher, DEPARTMENT OF ECONOMICS OF AGRICULTURAL PRODUCTION AND INTERNATIONAL INTEGRATION,

NATIONAL RESEARCH CENTER "INSTITUTE OF AGRARIAN ECONOMICS ", KIEV, UKRAINE

Abstract: it's unconditional, that at present time the cheese market occupies an important place in the overall structure of the country's food market and plays an important role in ensuring of national food security and increase of the country's export potential. Providing the population with cheese, closely associated with development of the dairy market, the functioning of which is directly related to development of the dairy industry. Therefore, the state of development of this segment of the food market is currently relevant and belongs to the priorities of the state agrarian policy. In the article the current state of the cheese market functioning and its main problems were described and quantitative and qualitative indicators of its development were provided.

Keywords: cheese market, milk and dairy products, food market structure, agrarian market, market functioning.

РЫНОК СЫРА В ТОВАРНОЙ СЕГМЕНТАЦИИ ЦЕЛОСТНОГО

АГРАРНОГО РЫНКА 12 Мамчур В.А. , Мамчур Л.В. (Украина)

1Мамчур Владимир Анатолиевич - кандидат экономических наук, заместитель заведующего отделом, отдел предпринимательства, кооперации и агропромышленной интеграции;

2Мамчур Людмила Васильевна - младший научный сотрудник, отдел экономики аграрного производства и международной интеграции, Национальный научный центр «Институт аграрной экономики», г. Киев, Украина

Аннотация: бесспорным является тот факт, что на сегодня рынок сыра занимает важное место в общей структуре продовольственного рынка страны и играет большую роль в обеспечении национальной продовольственной безопасности и повышении экспортного потенциала страны. Обеспечение населения сыром тесно связано с развитием молочного рынка, функционирование которого непосредственно связано с развитием молочной отрасли. Поэтому состояние развития данного сегмента продовольственного рынка является актуальным на данное время и относится к приоритетным заданиям аграрной политики государства. В статье охарактеризовано современное состояние функционирования рынка сыра, исследованы основные его проблемы и приведены количественные и качественные показатели его развития.

Ключевые слова: рынок сыра, молоко и молокопродукты, структура продовольственного рынка, аграрный рынок, функционирования рынка.

УДК 338. 439. 5: 637.3

В последнее время в продовольственной безопасности государства и важной роли в формировании полноценного рациона потребления продукции населением, растет значение рынка сыра, который с годами становится все более актуальным и приоритетным стратегическим направлением развития как аграрного сектора экономики в целом, так и молочной отрасли в частности. Однако, невзирая на то, что сыроварение в Украине считается самым прибыльным направлением отмеченной отрасли, за последние годы ситуация на рынке сыра кардинально меняется. Многократная девальвация гривны, кризис банковской системы, существенное сокращение платежеспособности населения, и возможно больше - запрещение импорта молокопродуктов Российской Федерацией и общий обвал мирового рынка молочных продуктов, негативно влияют на развитие и функционирование отечественного рынка сыра. Все это обычно наслаивается и на самих сыроделов, ведь много компаний свой бизнес строили именно с учетом экспортного потенциала отмеченного продукта. Отмеченные факторы, а также политическая и экономическая ситуация, связанная с ситуацией на востоке Украины и аннексией части ее территории, нуждается в первоочередном ускоренном развитии молочной отрасли, рынка молока и молокопродуктов, и соответствующего его продовольственного сегмента, которым в нашем исследовании выступает рынок сыра.

Рынок сыра нами определяется особой товарной сегментацией, развитие которого напрямую зависит от эффективности развития и функционирования рынка молока и молокопродуктов, который в свою очередь занимает видное место в товарной сегментации рынков аграрного направления, целостности аграрного рынка, обеспечивая функционирование его продовольственной составляющей.

Сформулированный научный подход подтверждается множественным характером, но все сводится к «институционализированому благоустройству», зарегулированному как государством, так и самим рынком.

Следуя мысли, относительно которой рынок рассматривается как институциональная система отношений экономических агентов в механизме разностороннего удовлетворения потребностей - «производство-распределение-обмен-потребление», объектом которых является сельскохозяйственная продукция -сырье и продовольствие, а также в значительной степени товары смежных рынков (материально-технического обеспечения, услуг аграрного направления, аграрных инноваций) [1], позволяет говорить о том, что рынок сыра выступает рынком аграрного направления, характеризующим его продовольственную составляющую, с соответствующими рыночными институтами и особыми правилами игры.

Как результат, рынок сыра создает организационно-экономические, социальные и институциональные условия для эффективного функционирования, как совокупности различных субъектов хозяйствования, так и целостности аграрного рынка.

Относительно данного утверждения, аграрный рынок выступает институциональной структурированной системой, который позиционируется сегментацией его товарных конструкций и институционализированной упорядоченностью, в котором как рынок молока и молокопродуктов, так и другие товарные рынки аграрного направления обеспечивают функционирование собственных сегментированных составляющих (рис. 1).

аграрный рынок

Институциональные образования

-— =— РЫНОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙС ТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ -СЫРЬЯ РЫНОК ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЫНОК ТОВАРОВ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ; ИНФРАСТРУКТУРЫ -=—*•- РЫНОК ИННОВАЦИЙ И НАУЧНЫХ ПРОДУКТОВ

ТОВАРНАЯ СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКОВ АГРАРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

РЫНОК: ЗЕРНА.

СЕМЕН ПОДСОЛНЕЧНИК А. САХАРНОЙ СВЕКЛЫ. КОРМОВ. МЯСА. МОЛОКА

РЫНОК: ХЛЕБА И ХЛЕБОПРОДУКТОВ, САХАРА. КРУП. МОЛОКА И МОЛОКОПРОДУКТОВ:

РЫБЫ И МОРЕПРОДУКТОВ. МЯСА И МЯСОПРОДУКТОВ

РЫНОК:

СЕЛЬСКОХОЗЯИСТВ

ЕННОЙ ТЕХНИКИ. РЫНОК: ТОВАРОВ

ГОРЮЧЕ- И УСЛУГ

СМАЗОЧНЫХ ИННОВАЦИОННОГ

МАТЕРИАЛОВ. О НАПРАВЛЕНИЯ

СЕМЯН. СРЕДСТВ

РЫНОК ПШЕНИЦЫ РЫНОК СЫРА РЫНОК БЕНЗИНА РЫНОК...

РЫНОК ... РЫНОК ... РЫНОК ... РЫНОК...

Рис. 1. Институционализированное благоустройство и товарная сегментация аграрного

рынка

Источник: Усовершенствована автором согласно источникам [1, с. 42; 2, с. 91; 3, с. 97].

Определив место рынка сыра в институционализированом благоустройстве аграрного рынка, логическим продолжением дальнейшего исследования является оценка современного состояния развития данного сегмента продовольственного рынка, а также количественных и качественных показателей его развития.

Также следует отметить и другие проблемы, в частности, связанные с низким качеством молочного сырья, что существенно снижает и качество готовой продукции. По нашему мнению, дальнейшее развитие рынка молока в Украине в большей степени зависит от проведения реформ в аграрной отрасли, в частности создание вертикальной связи между производителями молока и перерабатывающими предприятиями.

Следовательно, в современных рыночных условиях, несмотря на значительную конкуренцию на сырьевом рынке, для производителей сыра возникла необходимость в создании объединений, обеспечивающих производителей качественной и экологически чистой продукцией, обеспечивая конкурентоспособность отечественного сьгра, как на внутреннем, так и на внешних рынках. На сегодня таким объединениями могут выступить молочные кооперативы.

Список литературы /References

1. Шпикуляк О.Г. Институциональный капитал регуляции и социальный -саморегулирование аграрного рынка: концептуально методологические аспекты анализа / О.Г. Шпикуляк, В.А. Мамчур, В. А. Пехов // Экономика. Финансы. Менеджмент: актуальные вопросы науки и практики, 2015. № 4. С. 88-101.

2. Мамчур В.А. Институционно-экономический механизм развития рынка молока и молокопродуктов / В.А. Мамчур // Экономика АПК, 2017. № 4. С. 41-49.

3. Мамчур В.А. Институциональный капитал как конструкт развитию аграрного рынка / В.А. Мамчур // Экономика АПК, 2016. № 5. С. 93-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.