Научная статья на тему 'Трансформация сложившейся модели рынка молока и молочной продукции в условиях глобализации: региональный аспект'

Трансформация сложившейся модели рынка молока и молочной продукции в условиях глобализации: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
255
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
NATIONAL MARKET / DAIRY PRODUCTS / INNOVATIVE TECHNOLOGICAL DIRECTIONS / DEVELOPMENT / MODEL / НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК / КИСЛОМОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ / ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ / РАЗВИТИЕ / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малыгина Валентина Дмитриевна, Оносова Ирина Андреевна, Антошина Ксения Анатольевна, Погосян Кристина Арменовна

В статье сформирована модель национального рынка и приведены результаты маркетингового исследования ассортимента кисломолочных продуктов промышленного региона. Предложены инновационно-технологические направления развития молочной отрасли Украины. Отмечено, что трансформация модели развития национального рынка кисломолочных продуктов возможна за счет разработки новых видов кисломолочных продуктов с повышенной пищевой ценностью через повышение на них спроса среди населения региона и страны в целом. Все разработанные продукты защищены декларационными патентами на полезную модель Украины, относятся к молочной промышленности и могут быть использованы при производстве кисломолочных продуктов с растительными наполнителями на предприятиях регионального уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Малыгина Валентина Дмитриевна, Оносова Ирина Андреевна, Антошина Ксения Анатольевна, Погосян Кристина Арменовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of the existing model of the milk and dairy market under the conditions of globalization: the regional aspect

The article presents the national market model and the results of a marketing study of dairy product range in an industrial region. The authors propose innovative technological directions for the dairy industry development in Ukraine. They note that it is possible to transform the development model of the national dairy market by developing new dairy products with high energy value by means of driving up the demand for them in a region and in the whole country. All the developed products are protected by declared Ukrainian patents for utility models; they are referred to the dairy industry and can be used for producing filled milk products at regional enterprises.

Текст научной работы на тему «Трансформация сложившейся модели рынка молока и молочной продукции в условиях глобализации: региональный аспект»

Малыгина В.Д., Оносова И.А., Антошина К.А., Погосян К.А. Трансформация сложившейся модели рынка молока и молочной продукции в условиях глобализации: региональный аспект // Продовольственная политика и безопасность. — 2015. — Т. 2. — № 4. — С. 209-230. — doi: 10.18334^^.2.4.1935

Язык публикации: русский_

Food Policy and Security, 2015, Volume 2, Issue 4

Transformation of the existing model of the milk and dairy market under the conditions of globalization: the regional aspect

Valentina Malygina1, Irina Onosova1, Kseniya Antoshina1®, Kristina Pogosyan1

1 Donetsk National University of Economics and Trade named after Mykhailo Tugan-Baranovsky, Donetsk, Ukraine

ABSTRACT_

The article presents the national market model and the results of a marketing study of dairy product range in an industrial region. The authors propose innovative technological directions for the dairy industry development in Ukraine. They note that it is possible to transform the development model of the national dairy market by developing new dairy products with high energy value by means of driving up the demand for them in a region and in the whole country. All the developed products are protected by declared Ukrainian patents for utility models; they are referred to the dairy industry and can be used for producing filled milk products at regional enterprises.

KEYWORDS_

national market, dairy products, innovative technological directions, development, model

CITATION_

Malygina, V.D., Onosova, I.A., Antoshina, K.A., Pogosyan, K.A. (2015). Transformation of the existing model of the milk and dairy market under the conditions of globalization: the regional aspect. Food Policy and Security, 2(4), 209-230. doi: 10.18334/ppib.2.4.1935

JEL: F62, L66, R11 Original Research Language: Russian

Received: 6 Oct 2015, Published: 30 Dec 2015

., Onosova I.A., Antoshina K.A., Pogosyan K.A. / Publication: Creative Economy

This work is licensed under a Creative Commons BY-NC-ND 3.0

© Malygina V.D Publishers

H For correspondence: [email protected]

HIGHLIGHTS

► the national fermented dairy food market in Ukraine is an integral part of the global market. Ukraine is the leader of dairy food export

► one of specific features of the country's dairy food market is the wide assortment of products that include different types of whole milk and fermented dairy food, cheese, sour cream, butter, etc.

► it should be pointed out that the operation of the Ukrainian milk and dairy food market has stable trends because it is balanced

► the growth in consumption of dairy food may be explained by the stabilized position of Ukrainian consumers, the increase in the level of the population's awareness in the matter of sensible nutrition, and high marketability of such food

► Ukraine can strengthen its position on the global market by implementing innovation policy in the dairy industry

► new types of fermented dairy food appear in the national market due to foreign transnational producers and only eventually national and then regional and local companies start producing such food

Продовольственная политика и безопасность, 2015, Том 2, Выпуск 4

Трансформация сложившейся модели рынка молока и молочной продукции в условиях глобализации: региональный аспект

Валентина Малыгина1, Ирина Оносова1, Ксения Антошина1®, Кристина Погосян1

1 Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского, Украина

АННОТАЦИЯ_

В статье сформирована модель национального рынка и приведены результаты маркетингового исследования ассортимента кисломолочных продуктов промышленного региона. Предложены инновационно-технологические направления развития молочной отрасли Украины. Отмечено, что трансформация модели развития национального рынка кисломолочных продуктов возможна за счет разработки новых видов кисломолочных продуктов с повышенной пищевой ценностью через повышение на них спроса среди населения региона и страны в целом. Все разработанные продукты защищены декларационными патентами на полезную модель Украины, относятся к молочной промышленности и могут быть использованы при производстве кисломолочных продуктов с растительными наполнителями на предприятиях регионального уровня.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА_

национальный рынок, кисломолочные продукты, инновационно-технологические направления, развитие, модель

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:_

Малыгина В.Д., Оносова И.А., Антошина К.А., Погосян К.А. Трансформация сложившейся модели рынка молока и молочной продукции в условиях глобализации: региональный аспект // Продовольственная политика и безопасность. — 2015. — Т. 2. — № 4. — С. 209-230. — Сок 10.18334/рр1Ь.2.4.1935

JEL: F62, L66, R11

Язык публикации: русский

© Малыгина В.Д., Оносова И.А., Антошина К.А., Погосян К.А. / Публикация: Издательство «Креативная экономика»

Статья распространяется по лицензии Creative Commons BY-NC-ND 3.0

н Для связи: [email protected]

ТЕЗИСЫ

► национальный рынок кисломолочных продуктов на Украине является интегрированной частью мирового рынка. Украина занимает лидирующие позиции в экспорте молочных продуктов

► одной из особенностей рынка молочных продуктов страны является широкий ассортимент продукции, которая включает разные виды цельной и кисломолочной продукции, сыры, сметану, масло и другое

► рынок молока и молокопродуктов на Украине: его функционирование имеет стабильные тенденции, поскольку он находится в равновесном состоянии

► рост потребления молочных продуктов можно объяснить стабилизацией финансового состояния украинских потребителей, повышением уровня осведомленности населения по вопросам рационального питания и высокими потребительскими свойствами этих продуктов

► осуществляя инновационную политику в молочной отрасли, Украина укрепит свои позиции на мировом рынке

► новые виды кисломолочной продукции появляются на национальном рынке благодаря транснациональным производителям из-за границы,

и только со временем к производству таких продуктов приступают национальные, а затем уже региональные и местные предприятия

Об авторах:

Малыгина Валентина Дмитриевна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой товароведения и экспертизы продовольственных товаров, Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского, Украина

Оносова Ирина Андреевна, кандидат экономических наук, профессор кафедры товароведения и экспертизы продовольственных товаров, Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского, Украина

Антошина Ксения Анатольевна, соискатель, ассистент кафедры товароведения и экспертизы продовольственных товаров, Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского, Украина ([email protected])

Погосян Кристина Арменовна, аспирант кафедры товароведения и экспертизы продовольственных товаров, Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского, Украина

Малыгина В.Д., Оносова И.А., Антошина К.А., Погосян К.А. Трансформация сложившейся модели 213

рынка молока и молочной продукции в условиях глобализации: региональный аспект // Продовольственная политика и безопасность. — 2015. — Т. 2. — № 4. — С. 209-230. — doi: 10.18334^^.2.4.1935

Введение

Глобализация экономики, социально-экономические изменения в постсоциалистических странах, ускоренное развитие стран-лидеров мировой цивилизации порождают серьезные трансформационные процессы в новом тысячелетии в мировом экономическом пространстве в целом и каждой страны в частности.

Например, на Украине происходит трансформация нормативных документов в направлении согласования и гармонизации требований к основным молочным и кисломолочным продуктам. Степень гармонизации национальных стандартов в молочной отрасли на сегодня составляет около 60 %, что является наивысшим показателем среди других пищевых отраслей. Национальные предприятия-производители молочной продукции внедряют в свою деятельность требования Директив ЕС относительно гигиены пищевых продуктов (Директива ЕС 2004/41/EC), обеспечения безопасности таких продуктов (Директива ЕС ЕС 854/2004, Codex Alimentarius), обращения молочных продуктов на рынке (Директива ЕС 2001/95/ЕС). Такое взаимодействие и усиление интеграционных процессов предопределяет трансформацию национального молочного рынка и требует освещения основных направлений деятельности отечественных предприятий на этом рынке.

Национальный рынок кисломолочных продуктов на Украине является интегрированной частью мирового рынка. Украина является не только ведущим производителем молока и молочных продуктов, но и занимает лидирующие позиции в экспорте молочных продуктов. Кроме того, она активный партнер стран-экспортеров молочных продуктов. Поэтому освещение вопросов регуляции развития национального молочного рынка является актуальным.

Стратегия развития молочного рынка на Украине находится под контролем со стороны государства, а также регулируется соответствующими программами и соглашениями на уровне мировых торговых организаций.

Научной новизной работы является совершенствование инновационно-технологических направлений развития молочной отрасли Украины путем формирования инновационной ассортиментной группировки и разработки ассортиментной линии особенных кисломолочных продуктов с учетом требований потребителей.

214 Малыгина В.Д., Оносова И.А., Антошина К.А., Погосян К.А Трансформация сложившейся модели

рынка молока и молочной продукции в условиях глобализации: региональный аспект // Продовольственная политика и безопасность. — 2015. — Т. 2. — № 4. — С. 209-230. — Ьок 10.18334/рр1Ь.2.4.1935

Модель рынка молока на Украине

Молоко и кисломолочные продукты являются стратегическими продуктами, которые формируют продовольственную безопасность государства. Рынок молока и молокопродуктов имеет специфические особенности, связанные со свойством продукции (рисунок 1) и благодаря своим особенностям способствует формированию специфической модели рынка молока на Украине.

Рисунок 1. Специфические особенности рынка молока и молокопродуктов Украины

Источник: составлено авторами

Уместно отметить: одной из особенностей рынка молочных продуктов страны является широкий ассортимент продукции, которая включает разные виды цельной и кисломолочной продукции, сыры, сметану, масло и другое. Кроме того, молочная продукция имеет универсальный характер использования, например, из нее производят молочное сырье, молочные продукты первичной переработки и молочные продукты глубокой переработки. Проблема функционирования рынка молока и молочной продукции заключается в низкой транспортабельности и непригодности для длительного хранения многих видов молочной продукции. Сезонность колебания поступления сырья влияет на неравномерность загрузки производственных мощностей молокоперерабатывающих заводов, снижение производительности труда, дополнительные расходы на хранение запасов сырья и готовой продукции. К тому же специфика рынка молока и молокопродуктов связана с большой долей рыночных агентов на первичном рынке (сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства, личные хозяйства населения), отходы от переработки молока нуждаются в комплексном приложении.

Малыгина В.Д., Оносова И.А., Антошина К.А., Погосян К.А. Трансформация сложившейся модели 215

рынка молока и молочной продукции в условиях глобализации: региональный аспект // Продовольственная политика и безопасность. — 2015. — Т. 2. — № 4. — С. 209-230. — doi: 10.18334^^.2.4.1935

В связи с этим возникает необходимость обеспечения стабильного рынка сбыта для товаропроизводителей в течение всего года и гарантированного поступления сырья на перерабатывающие предприятия, а также бесперебойного обеспечения населения молочными продуктами ежедневного спроса [1].

Оценивая рынок молока и молокопродуктов в Украине, следует отметить, что его функционирование имеет стабильные тенденции, поскольку он находится в равновесном состоянии. По данным таможенной статистики, доход от экспорта молочной продукции за восемь месяцев 2015 года составил 112 млн долларов США, более чем в два раза меньше аналогичных показателей предыдущего года.

Более половины дохода в 2014 году было получено от реализации на внешнем рынке молока и сливок сгущенных, в том числе сухого молока. Экспорт сливочного масла занял 18 % в структуре дохода, а сыра - 14 %. Основными рынками для украинского сыра стали Казахстан, Молдова и Азербайджан [2].

Поскольку население страны ежедневно потребляет тот или другой вид молочной продукции, структура потребления продовольствия населением Украины имеет традиционную структуру потребления кисломолочных продуктов. Емкость внутреннего рынка за восемь месяцев 2015 года молока и молокопродуктов составляла 1077,7 тыс. тонн, что значительно меньше аналогичного периода 2013 года [3].

По данным Государственной службы статистики Украины, молоко и молокопродукты остаются на втором месте после яиц и яичных продуктов по количеству потребления среди населения страны (рисунок 2).

По сравнению с 2013-ым годом в 2014 году количественное потребление молока и кисломолочных продуктов увеличилось с 204,9 кг до 214,9 кг на одного потребителя за год, этот прирост в процентном выражении составляет 4,7 %.

Рост потребления молочных продуктов можно объяснить несколькими факторами: стабилизацией финансового состояния украинских потребителей, повышением уровня осведомленности населения по вопросам рационального питания и высокими потребительскими свойствами этих продуктов (рисунок 3).

Органолептические свойства, предопределенные химическим составом молочного сырья и процессами изготовления кисломолочных продуктов, являются определяющими в функциональном влиянии на организм человека и обусловливают их место в структуре питания

216 Малыгина В.Д., Оносова И.А., Антошина К.А., Погосян К.А Трансформация сложившейся модели

рынка молока и молочной продукции в условиях глобализации: региональный аспект // Продовольственная политика и безопасность. — 2015. — Т. 2. — № 4. — С. 209-230. — Ьок 10.18334/рр1Ь.2.4.1935

(рисунок 2). Кисломолочные продукты занимают особенное место среди всех молочных товаров, потому что благодаря высокой усвояемости (все органические компоненты находятся почти в гидролизованном состоянии), присутствию молочной кислоты имеют ярко выраженное позитивное влияние на систему пищеварения человека в целом. Они наделены лечебными свойствами, которые выражены созданием в кишечнике кислой среды, которая препятствует развитию патогенной и гнилостной микрофлоры.

Кроме этого их повышенная пищевая ценность, по сравнению с другими продуктами питания, позволяет потреблять не только вкусный, но и полезный продукт. Потребительские свойства кисломолочных продуктов могут удовлетворить любые предпочтения потребителей, потому что их качество прогнозируется и может быть сформировано в том виде, в котором нужно конкретному потребителю в конкретное время.

Очевидно, что потребительские свойства кисломолочных продуктов могут быть прогнозируемые, как и их качество. Качество основного и дополнительного сырья, новизна технологического оборудования, наличие внедренных систем управления качеством и безопасностью продукции, брендированность и прочие аспекты, влияющие на формирование потребительских свойств соответственно и на уровень себестоимости продуктов.

Запланированные потребительские преимущества кисломолочных продуктов существенно не повышают их себестоимости, которая является достаточно низкой. Причинами этого является доступность сырьевой базы, отсутствие необходимости существенного переоснащения технологических линий для производства традиционных кисломолочных продуктов, проведения маркетинговых исследований, наличие массы новаторских идей производителей кисломолочной продукции.

Нужно заметить, что кисломолочные продукты интересны как потребителю, так и производителю.

Анализируя структуру расходов среднестатистического украинца (рисунок 4), можно сделать вывод, что молоко и молочные продукты занимают второе место по объему всех расходов.

Мясо и мясные продукты, стоящие на шестом месте в рационе населения страны, занимают 25 % всех расходов потребителей, что свидетельствует о высоком уровне потребления кисломолочной

Малыгина В.Д., Оносова И.А., Антошина К.А., Погосян К.А. Трансформация сложившейся модели рынка молока и молочной продукции в условиях глобализации: региональный аспект // Продовольственная политика и безопасность. — 2015. — Т. 2. — № 4. — С. 209-230. — doi: 10.18334^^.2.4.1935

продукции при достаточно приемлемых расходах среднестатистического потребителя.

Рисунок 2. Структура потребления основных продуктов питания населением Украины, кг/потребитель за год Источник: [4]

Рисунок 3. Взаимосвязь свойств кисломолочных продуктов и состояния организма человека Источник: составлено авторами

Однако такая популярность кисломолочной продукции обусловливает и соответствующий уровень ее фальсификации. Согласно

218 Малыгина В.Д., Оносова И.А., Антошина К.А., Погосян К.А Трансформация сложившейся модели

рынка молока и молочной продукции в условиях глобализации: региональный аспект // Продовольственная политика и безопасность. — 2015. — Т. 2. — № 4. — С. 209-230. — Ьок 10.18334/рр1Ь.2.4.1935

результатам проверки Госпотребинспекции Украины, проведенной в 2013 году (рисунок 5), забраковано и снято с реализации 40 % проверенных продовольственных товаров [5].

Из приведенных данных (рисунок 5) видно, что наибольшая часть забракованной продукции приходится на плодоовощную, мясную и молочную продукцию.

Рисунок 4. Структура расходов домохозяйств на питание, %

Источник: [4]

Рисунок 5. Результаты проверки Госпотребинспекции Украины, проведенной в 2013 году Источник: [10]

Что предлагают производители

Проблематика рынка кисломолочных продуктов страны обусловила необходимость проведения маркетингового исследования ассортимента кисломолочных продуктов в розничной сети населенных пунктов на территории Донецкой области в весенне-летний период.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Малыгина В.Д., Оносова И.А., Антошина К.А., Погосян К.А. Трансформация сложившейся модели 219

рынка молока и молочной продукции в условиях глобализации: региональный аспект // Продовольственная политика и безопасность. — 2015. — Т. 2. — № 4. — С. 209-230. — doi: 10.18334^^.2.4.1935

Исследования охватывали такие объекты торговли разных типов, в ассортимент которых входят кисломолочные продукты: 10,5 % магазинов самообслуживания и 89,5 % - магазины индивидуальной формы обслуживания «Proximity».

Ассортимент кисломолочной продукции был представлен заквасками (ТМ «Простоквашино», ТМ «Лактония»), кисломолочными напитками (простокваша, кефир, ряженка, йогурт, биопродукт), творогом (ТМ «Добрыня», ТМ «Простоквашино»), сырковыми массами (ТМ «Тема», ТМ «Гармония»), сырками, в т. ч. глазированными (ТМ «President», ТМ «Фанни», ТМ «Геркулес», и др.)

Разные ассортиментные виды кисломолочных продуктов были представлены в разных видах упаковки. В основу ассортиментной структуры и положены современные требования к упаковке кисломолочных продуктов. Упаковка кисломолочных продуктов была представлена сгруппированной по принципам сохранения качества -полимерная однослойная, комбинированная многослойная, стеклянная; и по удобству потребления (по форме) - стаканы, бутылки, стаканы, пакеты; по объему порции - от 125 грамм до 1000 грамм. Необходимо отметить, что все перечисленные виды упаковки имелись в наличии в том или другом объекте торговли, но стеклянную упаковку имели только ТМ «Premialle» и ТМ «MilkLife».

Проведенное исследование позволило отследить крайне разнообразный ассортимент кисломолочных продуктов, появление новых видов продукции (запеканки, десерты и др.). До недавнего времени ассортимент был представлен кисломолочными продуктами, которые производят по традиционной технологии.

Результаты исследования свидетельствуют, что структура современного ассортимента продуктов молочной отрасли видоизменена. Количественное накопление кисломолочных продуктов переходит в качественные изменения ассортиментной структуры, что позволяет сформулировать гипотезу взаимодействия факторов трансформации рынка кисломолочных продуктов Украины (рисунок 6).

Касаясь вопроса производителей продукции, следует отметить, что на отечественном рынке кисломолочных продуктов функционируют производственные предприятия разного уровня: местные, региональные, национальные и транснациональные производители.

Транснациональные компании обычно имеют несколько торговых марок, например, корпорация «Вимм-билль-Данн»

220 Малыгина В.Д., Оносова И.А., Антошина К.А., Погосян К.А Трансформация сложившейся модели

рынка молока и молочной продукции в условиях глобализации: региональный аспект // Продовольственная политика и безопасность. — 2015. — Т. 2. — № 4. — С. 209-230. — Ьок 10.18334/рр1Ь.2.4.1935

представляет свою продукцию под ТМ «Любимый», «Чудо», «Агуша», «Домик в деревне», «Веселый молочник», «Фругурт». Компания «Данон-юнимилк» представляет на рынке молочных продуктов бренды «Активиа», «Био Баланс», «Веселый пастушок», «Живинка», «Простоквашино» и другие. Международная компания «Лакталис» является владельцем торговых марок «President», «President Дольче», «Lactel», «Lactis» и др. Торговые марки «Савушкин продукт», «Брест-Литовск», «Ласковое лето» представлены компанией «Савушкин продукт». Торговые марки «Premialle», «Белая линия», «Тульчинка» на молочном рынке страны представляет группа «Терра Фуд». А компанию «Милкиленд» на украинском молочном рынке представляет ТМ «Добряна».

Рисунок 6. Гипотеза взаимодействия факторов трансформации рынка кисломолочных продуктов Украины Источник: авторская разработка

На национальном уровне молочного рынка Украины представлены компании ПАТ «Житомирский маслозавод» компании «Рудь» и молочная компания «Галичина».

Региональные производители обычно имеют по 2-3 торговых марки, которые хорошо узнаются потребителями. Например,

Малыгина В.Д., Оносова И.А., Антошина К.А., Погосян К.А. Трансформация сложившейся модели 221

рынка молока и молочной продукции в условиях глобализации: региональный аспект // Продовольственная политика и безопасность. — 2015. — Т. 2. — № 4. — С. 209-230. — doi: 10.18334^^.2.4.1935

ЧАО «Геркулес» является производителем продукции под ТМ «Добрыня» и «Снежок». Также к региональным производителям кисломолочной продукции относится ТМ «Маричка».

Среди перечисленных производителей кисломолочной продукции лидерами по наличию в ассортименте розничной торговли являются ТМ «Добрыня», ТМ «Лакталис/President» и ТМ «Danone-Unimilk».

Долевое участи торговых марок в ассортименте розничной торговли представлено на рисунке 7.

Рисунок 7. Наличие торговых марок в ассортименте розничной торговли Источник: составлено авторами

Производители категории «Другие» занимают 42 % исследованного ассортимента кисломолочных продуктов. Причем к этой категории отнесено большинство транснациональных производителей, поскольку их продукция представлена в ассортименте, но в незначительном количестве. В 11 % магазинов продукция категории «Другие» вообще не была представлена и только 9 % магазинов имели 100 % в ассортименте кисломолочной продукции. ТМ «Добрыня» на 100 % была представлена в 4 % магазинов, ТМ «Белая Линия» и ТМ «President» - по 0,4 %. Таким образом, наибольшее распространение по наличию в торговых точках нашла продукция таких производителей: ТМ «Добрыня» и ТМ «President» (таблица).

222 Малыгина В.Д., Оносова И.А., Антошина К.А., Погосян К.А Трансформация сложившейся модели

рынка молока и молочной продукции в условиях глобализации: региональный аспект // Продовольственная политика и безопасность. — 2015. — Т. 2. — № 4. — С. 209-230. — Ьок 10.18334/рр1Ь.2.4.1935

Таблица

Наличие сегментов в фактическом ассортименте кисломолочной продукции

Сегмент Наличие в торговых объектах %

Данон-юнимилк 48 %

Вимм БилльДанн 38 %

Лакталис/President 51 %

Галичина 27 %

Белая Линия 39 %

Добрыня 75 %

Другие 89 %

Согласно полученным данным, самыми распространенными торговыми марками производителей кисломолочной продукции являются ТМ «Добрыня», ТМ «President» и ТМ «Данон-Юнимилк».

В процессе маркетингового исследования было проанализировано распределение производителей кисломолочной продукции в магазинах разных типов. Были исследованы «магазины около дома», «гастрономы» и «супермаркеты» (рисунок 8).

43%

"Возле дома" "Гастроном" "Супермаркет"

■ Юнимилк I Вимм Билль Дани ■ Президент иГаличина ■ Белая Линия Добрыня

Рисунок 8. Распределение наличия ТМ в магазинах разных типов

ТМ «Добрыня» наиболее часто представлена в магазинах типа «около дома», в «гастрономах», а в «супермаркетах» - ТМ «Юнимилк», что удостоверяет более равномерную представленность производителей

Малыгина В.Д., Оносова И.А., Антошина К.А., Погосян К.А. Трансформация сложившейся модели 223

рынка молока и молочной продукции в условиях глобализации: региональный аспект // Продовольственная политика и безопасность. — 2015. — Т. 2. — № 4. — С. 209-230. — doi: 10.18334/рр№.2.4.1935

кисломолочной продукции по структуре продукции в «супермаркетах», чем в магазинах «около дома».

Исследование рынка кисломолочных продуктов страны на примере Донецкой области показало высокую распространенность ТМ «Добрыня», что связано с расположением ее производственных мощностей именно в Донецкой области.

Следует обратить внимание на перспективную ТМ «Danone-Unimilk», которая интенсивными темпами распространяется на рынке продуктов питания Украины. Лидер по присутствию ТМ «Danone-Unimilk» в торговом ассортименте - сеть гипермаркетов «Ашан» (количество ассортиментных названий составили 117 единиц). Высота ассортимента кисломолочных продуктов, которая выражается в денежных единицах - гривнах, в среднем составила 9 грн. Средняя глубина ассортимента (выражается в единицах) в исследованных торговых точках равнялась 11 единицам.

Как отмечалось выше, рынок кисломолочных продуктов Украины находится в равновесном состоянии. Это значит, что население страны потребляет столько кисломолочных продуктов, сколько производят в стране и импортируют из-за границы. Причем при изменении объемов производства или потребления одновременно будет изменяться уровень потребления или производства соответственно.

По результатам проведенного исследования можно констатировать: ассортимент кисломолочных продуктов Украины на 80 % представлен традиционными кисломолочными продуктами, которые стабильно популярны среди украинских потребителей уже много лет. Однако появляются новые ассортиментные группы (молочные напитки, национальные продукты и др.), которые занимают в среднем 20 % национального рынка кисломолочных продуктов.

Происходит обновление и перераспределение отдельных видов кисломолочной продукции. Причем новые ассортиментные позиции появляются на отечественном рынке за счет зарубежных производителей. А обновление ассортиментных групп происходит за счет инноваций в сфере технологической обработки ингредиентов молочных продуктов и расширения сырьевой базы для производства.

Увеличение доли новых кисломолочных продуктов объясняется увеличением процента импортозависимости, который по сравнению с 2013 годом заметно увеличился [4]. Поэтому, по мнению некоторых

224 Малыгина В.Д., Оносова И.А., Антошина К.А., Погосян К.А Трансформация сложившейся модели

рынка молока и молочной продукции в условиях глобализации: региональный аспект // Продовольственная политика и безопасность. — 2015. — Т. 2. — № 4. — С. 209-230. — doi: 10.18334/рр^.2.4.1935

авторов [10], есть все основания говорить о проблеме импортозависимости рынка продовольственных товаров в целом.

Согласно Указу «О мероприятиях по развитию продовольственного рынка и содействию экспорту сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров», поставлены следующие задачи: создание условий выпуска качественной и конкурентоспособной продукции, которая соответствует международным стандартам; выход на мировой рынок продовольственных товаров отечественного производства при полном обеспечении оными собственных потребителей [6]. Перед страной остро встает задача увеличения экспорта продуктов отечественного производства, в том числе и кисломолочных.

По мнению исследователей национального продовольственного рынка [10], при сложившейся ситуации в стране необходима разработка мероприятий в поддержку украинских товаропроизводителей. Основное внимание при этом должно уделяться стимулированию потребительского спроса на отечественные товары. Рядом с прямыми мероприятиями стимулирования потребительского спроса (ростом реальных доходов населения) следует разработать инструменты непрямого влияния, в частности, через влияние на предпочтения потребителей путем пропаганды отечественных товаров. С целью создания условий, при которых продукция украинских товаропроизводителей будет должным образом представлена на потребительском рынке и доступна по цене, необходимо на законодательном уровне закрепить обязательное требование к наличию в ассортиментном перечне торговых объектов определенной части социально значимых товаров отечественного производства и сфокусировать усилие на поддержке производителей регионального уровня.

Осуществляя инновационную политику в молочной отрасли, Украина укрепит свои позиции на мировом рынке. Ведь избрав приоритетными именно направления в сфере инновационной деятельности, государство сможет приспособиться к реальным мировым тенденциям развития и достичь нового уровня показателей как в экономике, так и в социальной сфере.

Малыгина В.Д., Оносова И.А., Антошина К.А., Погосян К.А. Трансформация сложившейся модели 225

рынка молока и молочной продукции в условиях глобализации: региональный аспект // Продовольственная политика и безопасность. — 2015. — Т. 2. — № 4. — С. 209-230. — Ьсн: 10.18334/рр1Ь.2.4.1935

Инновационная ассортиментная перегруппировка: стратегия и практика

Трансформационные институциональные процессы в научно-технологической и инновационной сфере начались на Украине еще во времена СССР. Однако современные темпы перестройки в инновационной сфере слишком низки.

Усиление конкуренции на молочном рынке и замедление темпов роста национального рынка вынуждают предприятия искать пути последующего развития (рисунок 9), прежде всего, в инновационно-технологическом направлении развития молочной отрасли.

Инновационно-технологические направления развития молочной отрасли включают три пути:

— гармонизация нормативно-технологической базы возможна за счет унификации и адаптации нормативных документов, связанных с проектированием, планированием, производством и утилизацией молочных продуктов;

—реализация развития молочной промышленности путем технологических инноваций должна включать совершенствование сырьевой базы и внедрение новых способов обработки или использования молочного сырья;

— без инновационной ассортиментной перегруппировки невозможным становится увеличение производства отечественных молочных продуктов и повышения их конкурентоспособности на рынке пищевых продуктов Украины.

Рисунок 9. Инновационно-технологические направления развития молочной отрасли Украины Источник: авторская разработка

226 Малыгина В.Д., Оносова И.А., Антошина К.А., Погосян К.А Трансформация сложившейся модели

рынка молока и молочной продукции в условиях глобализации: региональный аспект // Продовольственная политика и безопасность. — 2015. — Т. 2. — № 4. — С. 209-230. — doi: 10.18334/рр^.2.4.1935

Как отмечалось выше, новые виды кисломолочной продукции появляются на национальном рынке благодаря транснациональным производителям из-за границы, и только со временем к производству таких продуктов приступают национальные, а затем уже региональные и местные предприятия. Принимая во внимание путь инновационной ассортиментной перегруппировки кисломолочной продукции и требования современных потребителей, местные производители нуждаются в разработке стратегии приоритетного выведения новых кисломолочных продуктов на региональный рынок. Их производство и реализация почти сразу найдут позитивную реакцию потребителей и помогут местным производителям находиться в сегменте инновационных кисломолочных продуктов, который интенсивно развивается. Это возможно реализовать с учетом современных тенденций инновационной ассортиментной политики известных

транснациональных компаний и научно обоснованных разработок в товароведении и пищевой промышленности вообще.

И потребители, и потребительский рынок нуждаются в товарах обновленного ассортимента не просто высокого качества и безопасности, а с конкретными свойствами, способными удовлетворять потребности людей разных социальных групп, разного возраста и состояния здоровья без риска для жизни.

На фоне ухудшения состояния здоровья населения Украины, снижения качества жизни, при резком снижении потребления биологически ценных продуктов, низком уровне культуры питания в настоящий момент на рынок страны все же начинают поставлять достаточно большое количество специальных продуктов питания. Внедрение этих продуктов на рынок, к сожалению, не всегда сопровождается объективной информацией о них. Такая ситуация вызывает необходимость просветительской деятельности среди потребителей и специалистов.

Учитывая вышесказанное, при изучении процессов трансформации национального рынка продовольствия, в частности, рынка кисломолочных продуктов, мы обратились к стратегии диверсификации, а именно модели диверсификации ассортиментной линии продукции.

В рамках данной работы была сформирована ассортиментная линия инновационных кисломолочных продуктов с учетом потребностей и требований потребителей. Все разработанные продукты

Малыгина В.Д., Оносова И.А., Антошина К.А., Погосян К.А. Трансформация сложившейся модели 227

рынка молока и молочной продукции в условиях глобализации: региональный аспект // Продовольственная политика и безопасность. — 2015. — Т. 2. — № 4. — С. 209-230. — Ьсн: 10.18334/рр1Ь.2.4.1935

защищены декларационными патентами на полезную модель Украины относятся к молочной промышленности и могут быть использованы при производстве кисломолочных продуктов с растительными наполнителями на молочных заводах и предприятиях гостинично-ресторанного бизнеса.

При разработке полезной модели (МПК А23С9/13) «Кисломолочный напиток с овощным наполнителем «Осенний» стояла задача создания диетического кисломолочного напитка на основе кефира с повышенной биологической ценностью и с улучшенными органолептическими свойствами путем замены плодово-ягодного сиропа с массовой частью сахарозы 62 % натуральным пюре из мякоти тыквы без сахара, что обеспечило продукту оригинальные гармоничные вкус и аромат, обогатило его биологически активными веществами.

При производстве кисломолочного напитка «Осенний» было использовано пюре из мякоти тыквы сорта Витаминный (мускатный), которая прошла традиционную обработку: очистка тыквы, измельчения очищенной мякоти, термическая обработка (допуск и уваривание при температуре 90-100оС в течение 10-15 минут). Пюре содержит 7,8 % сухих веществ, из них сахаров - 6,3 %.

Разработанный продукт - кефирный напиток «Осенний» на основе кефира благодаря спланированному составу по органолептическим свойствами положительно отличался от основы (кефира), имел лучшие свойства и оттенки внесенного наполнителя -тыквы.

Потребительские преимущества данного продукта удостоверяются полученными научно-техническими результатами, т. е. был получен кисломолочный продукт с повышенной биологической ценностью и улучшенными органолептическими свойствами [7].

Задача создания кисломолочного продукта на основе простокваши профилактического действия с повышенной биологической и диетической ценностью, с улучшенными органолептическими свойствами, была решена путем разработки полезной модели (МПК А23С9/13, 9/133) «Кисломолочный продукт «Молочный ажур» для диабетического питания».

Кисломолочный продукт был получен в результате добавления композиции для продуктов диабетического питания, состоящей из рисовой муки, соевой муки, фруктозы и порошковой корицы.

228 Малыгина В.Д., Оносова И.А., Антошина К.А., Погосян К.А Трансформация сложившейся модели

рынка молока и молочной продукции в условиях глобализации: региональный аспект // Продовольственная политика и безопасность. — 2015. — Т. 2. — № 4. — С. 209-230. — doi: 10.18334/рр^.2.4.1935

Разработанный кисломолочный продукт «Молочный ажур» для диабетического питания на основе простокваши благодаря заданному составу имел лучшие органолептические свойства, чем его кисломолочная основа.

Потребительские преимущества данного продукта заключаются в получении кисломолочного продукта с повышенной биологической и диетической ценностью и улучшенными органолептическими свойствами, что удостоверяются полученными научно-техническими результатами [8].

Разработка полезной модели (МПК А23С9/13, А23С23/00) «Кисломолочный продукт «Надежда» заключалась в создании кисломолочного продукта с улучшенными органолептическими свойствами, повышенной биологической и диетической ценностью.

Продукт был получен в результате добавления к основе (кисломолочный сыр, 9 % жира) зернового, зернобобового и фруктового компонентов. При добавлении нута кисломолочный продукт обогащается растительным белком, по составу приближенным к животному; гречневой крупы - незаменимыми аминокислотами, которые лимитированы в твороге; груши - пищевыми волокнами и натуральными сахарами.

Разработанный продукт отличался усовершенствованными и более приятными органолептическими свойствами, чем творог.

Технический результат разработки заключался в получении кисломолочного продукта для рационального питания с повышенной биологической ценностью и улучшенными органолептическими свойствами.

При разработке полезной модели (МПК А23 С23/00) «Композиция для продуктов диабетического питания» была поставлена задача создания композиции для продуктов диабетического питания, которая имеет корректирующие действие на содержание сахара в крови людей, которые болеют сахарным диабетом. Решение поставленной задачи стало возможным за счет введения в кисломолочную основу сложного углеводного компонента, растительного белка, который по аминокислотному составу приближен к животному, фруктозе и ароматическим компонентам корицы.

Преимущества данного продукта удостоверяются полученными научно-техническими результатами, которые заключаются в получении композиции для продуктов диабетического питания с повышенной

Малыгина В.Д., Оносова И.А., Антошина К.А., Погосян К.А. Трансформация сложившейся модели 229

рынка молока и молочной продукции в условиях глобализации: региональный аспект // Продовольственная политика и безопасность. — 2015. — Т. 2. — № 4. — С. 209-230. — doi: 10.18334/рр^.2.4.1935

пищевой и биологической ценностью, улучшенными органолептическими и профилактическими свойствами [9]. Композиция для продуктов диабетического питания может быть использована в качестве наполнителя для любого вида традиционных кисломолочных напитков и продуктов.

Выводы

Из вышеприведенного следует, что существующая модель функционирования рынка молока и молочных продуктов Украины имеет специфические особенности. Современное состояние национального молочного рынка равновесно, однако его импортозависимость увеличивается. Поскольку значительную долю импортных кисломолочных продуктов составляют новые ассортиментные виды, одним из путей инновационно-технологического развития молочной отрасли является формирование инновационной ассортиментной группировки продукции для региональных производителей. Это позволит им успешно развиваться на региональном молочном рынке. Трансформация модели развития национального рынка кисломолочных продуктов возможна за счет разработки новых видов особенных кисломолочных продуктов с повышенной пищевой ценностью через повышение на них спроса среди населения региона и страны в целом.

Среди последующих перспектив считаем необходимым поддержку инновационных разработок в сфере пищевой промышленности со стороны государства и местного самоуправления.

ИСТОЧНИКИ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Федай, А. (2011). Рынок кисломолочной продукции. Мир Продуктов, 7, 5-7.

2. Сайт Украинского клуба аграрного бизнеса.

3. Производство основных видов промышленной продукции за 2003-2012 годы (2013).

Режим доступа: http://ukrstat.org/uk/operativ/operativ2006/pr/prm_ric/_u.html

4. Отчет о состоянии продовольственной безопасности Украины в 2012 году (2013). Режим

доступа: www.me.gov.ua/file/link/218867/file/zvit.doc

5. Государственная инспекция Украины по вопросам защиты прав потребителей в

г. Донецк (2013). Режим доступа: http://donoda.gov.ua/?lang=ru&sec=02&iface-id:225

6. Указ Президента Украины от 07.08.2001 № 601 «О мероприятиях по развитию

продовольственного рынка и содействию экспорту сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров».

230 Малыгина В.Д., Оносова И.А., Антошина К.А., Погосян К.А Трансформация сложившейся модели

рынка молока и молочной продукции в условиях глобализации: региональный аспект // Продовольственная политика и безопасность. — 2015. — Т. 2. — № 4. — С. 209-230. — doi: 10.18334/рр№.2.4.1935

7. Малыгина, В.Д., Булгакова, Е.В., Кротынова, К.А. (2011, 25 февраля). Декларационный

патент на полезную модель № 57285 Кисломолочный напиток с овощным наполнителем «Осенний» (№ и201005525; бюл. №4). Донецк: Донецкий национальный университет экономики и торговли имени М. Туган-Барановского.

8. Малыгина, В.Д., Булгакова, Е.В., Кротынова, К.А. (2011, 26 декабря). Декларационный

патент на полезную модель № 66080 Кисломолочный продукт «Молочный ажур» для диабетического питания (№ и201106168; бюл. № 24). Донецк: Донецкий национальный университет экономики и торговли имени М. Туган-Барановского.

9. Малыгина, В.Д., Булгакова, Е.В., Кротынова, К.А. (2012, 12 марта). Декларационный

патент на полезную модель № 67721 Композиция для продуктов диабетического питания (№ и201106157; бюл. № 5/2012). Донецк: Донецкий национальный университет экономики и торговли имени М. Туган-Барановского.

10. Шульгина, А. (2013, 23 октября). Это есть нельзя. Остров, 39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.