Научная статья на тему 'Рынок питьевой минеральной воды: тенденции регионализации'

Рынок питьевой минеральной воды: тенденции регионализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1801
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / МАРКЕТИНГ / РЫНОК МИНЕРАЛЬНОЙ И ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильянова Т. И.

Рассмотрены факторы и тенденции регионализации российского рынка минеральной и питьевой воды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок питьевой минеральной воды: тенденции регионализации»

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2

компетенции, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами ТОС.

К полномочиям органов ТОС относится решение местных вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующей территории. Например, защита прав и законных интересов жителей в органах местного самоуправления, участие в распределении гуманитарной и иной помощи, общественный контроль выполнения решений органов местного самоуправления, содействие правоохранительным органам, содействие мерам санитарного, эпидемиологического, экологического и пожарного состояния, решение вопросов жилищного и коммунального хозяйства, благоустройства территории и др.

Органы ТОС могут иметь собственные финансовые ресурсы, образуемые за счет доходов от их предпринимательской деятельности.

Существование и деятельность ТОС является элементом децентрализации муниципальной власти, проявлением самодеятельной активности населения, без которой местное самоуправление немыслимо, поэтому принцип сочетания местного самоуправления с территориальным общественным самоуправлением имеет право на существование..

С учетов мнения авторов учебников по муниципальному праву, а также высказанных предложений, перечень принципов деятельности муниципальных образований может быть представлен следующим образом:

- самостоятельность;

- законность;

- народовластие;

- гласность;

- научность;

- доступность информации о деятельности органов местного самоуправления;

- сочетание местного самоуправления с территориальным общественным самоуправлением.

Предлагаемый перечень принципов не являются исчерпывающим. Он может изменяться и дополняться по мере развития местного самоуправления, а также обоснования новых взглядов на сущность местного самоуправления в нашей стране.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зендриков К. Местное сообщество как предмет социотехнической работы //Решение социальных проблем в местном сообществе. - М., 2000

2. Мерсиянова И.В. Власть и общественность: инновационные формы взаимодействия. Новосибирск, 2005

3. Радченко Я. Классификация видов управления // Проблемы теории и практики управления. 1994. №4.

4. Реформа местного самоуправления в региональном измерении.: Библиотека местного самоуправления. - М.: Московский Общественный научный Фонд. 2000.

ИЛЬЯНОВА Т.И.

Северо-Кавказский НИИ экономических и социальных проблем Южного федерального университета,

соискатель, e-mail: isep@rsu.ru

рынок ПИТЬЕВОЙ МИНЕРАЛЬНОЙ ВОДЫ: ТЕНДЕНЦИИ

РЕГИОНАЛИЗАЦИИ

Рассмотрены факторы и тенденции регионализации российского рынка минеральной и питьевой воды.

Ключевые слова: регионализация; маркетинг; рынок минеральной и питьевой воды Коды классификатора JEL: Q12, R11, M31

Утверждающаяся в России рыночная экономика с присущими ей механизмами конкуренции, инновационности предпринимательской деятельности и соревновательности формирует това-

ры, рынки, самого потребителя с соответствующими запросами и требованиями к производителю. Рынок - это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг [2, с. 61]. Одним из таких совершенно новых рынков, возникших в России в результате изменения и развития конкурентной среды, является рынок минеральной и питьевой воды.

История возникновения рынка минеральной и питьевой воды является достаточно знаковой в условиях становления и развития рыночной инфраструктуры отраслевых или товарных рынков для постиндустриальной экономики. В конце XX в. потребление минеральной воды во всем мире резко возросло. Этому явлению способствовало несколько факторов. С одной стороны, в результате загрязнения окружающей среды в промышленно развитых странах, водоемы неизбежно оказались отравленными отходами. С другой стороны, рост уровня жизни и культуры потребления, сделали людей более "разборчивыми во всем, что касается продуктов питания. Многие люди во всем мире стали придавать особое значение здоровому образу жизни, заботе о своем организме. Недоверие к качеству водопроводной воды также является одним из наиболее мощных стимулов для роста объемов потребления бутилированной воды - как очищенной питьевой, так и минеральной питьевой. Но все же наблюдающиеся темпы роста потребления минеральной и питьевой воды объясняются, главным образом, массовым стремлением к более здоровому образу жизни. Эти тенденции затронули и российского потребителя.

В последние десять-пятнадцать лет потребление минеральной и питьевой воды в России существенно возросло, чему способствовали не только сохраняющаяся в целом неблагоприятная экологической ситуации, но и рост уровня жизни и культуры потребления. Если в первой половине 1990-х гг. россияне в душевом исчислении приобретали не более 3 литров минеральной и питьевой воды в год, то к 2007 году соответствующий показатель возрос до 10 литров и имеются все основания для его дальнейшего роста (в ЕС на одного жителя в настоящее время потребляется 120 литров). Существенный потенциал позитивной динамики рынка, постоянный рост спроса, достаточно низкие входные барьеры и относительная дешевизна производства воды при высокой доле добавленной стоимости способствуют диверсификации предложения (в настоящее время в России - более 700 наименований минеральных и питьевых вод, в том числе более 100 на Северном Кавказе), привлекает к рынку все больше его участников (только по Ростовской области разливом и доставкой воды занимаются более 500 фирм), включая и транснациональные компании (PepsiCo, Nestle Waters, Coca-Cola и др.), в настоящее время занявшие ключевые позиции на российском рынке.

Учёт параметров спроса и предложения, уровня и форм конкуренции свидетельствует об эволюции рынка, позволяя вычленить четыре её специфических этапа: начало 1990-х, вторая половина 1990-х, 1999-2003 гг. и современный. Рынок питьевой и минеральной воды характеризуется следующими основными особенностями:

- вытеснение с рынка импортной продукции;

- активность региональных производителей минеральной и питьевой воды;

- интенсивный рост рынка на 10-15% ежегодно.

В настоящее время рынок минеральной и питьевой воды в значительной степени можно считать сформированным: появились лидеры - несколько марок, хорошо известных по всей России и имеющих развитую сеть дистрибуции. Произошло сегментирование рынка, наметилась диверсификация соответствующего бизнеса (собственно производство бутилированной воды широкого ассортимента, сеть розничной и оптовой продажи, услуги по доставке воды в дома и офисы с одновременным оснащением специальным оборудованием для потребления воды из больших емкостей). Рынок приобрёл и выраженную региональную специфику, предопределяемую социально-демографическими, экономико-институциональными и иными особенностями субъектов Российской Федерации. В этой связи уместна постановка вопроса о регионализации, как доминантной тенденции развития российского рынка минеральной и питьевой воды. Регионализация рынка питьевой и минеральной воды является составляющей общей региональной организации российской экономики. Она предопределяется социально-демографическими, экономико-институциональными и иными особенностями субъектов Российской Федерации, корреспондирует с общей логикой российского экономического регионализма [1] и напрямую проецирующаяся на маркетинг специализированных на производстве и обращении минеральной и питьевой воды хозяйствующих субъектов), а также всё более ощутимое присутствие на нём транснациональных производителей и соответствующих брендов.

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2

Как свидетельствует анализ ситуации в Ростовской области доминантой регионализации российского рынка минеральной и питьевой воды является формирование региональных производителей и брендов, а также последовательное «проникновение» в регион ведущих российских и зарубежных производителей, что ведёт к существенному обострению рыночной конкуренции и сегментированию рынка преимущественно по ценовым параметрам:

- низкие цены - продукция местных (региональных) предприятий;

- средние цены - "раскрученные марки" - "Святой Источник", "Боржоми" "Новотерская целебная", "Нарзан", " БонАква", "АкваМинерале" и др.;

- высокие цены - импортная продукция премиум класса (Evian, Volvic и др.)

Установлено, что только 10% предприятий (субъектов исследуемого рынка), занимаются

полным циклом добычи, розлива и реализации через оптовую и розничную сеть. Остальные специализированы на дистрибуции известных торговых марок, а также очистке водопроводной воды и её доставке в возвратной таре клиентам. Структура предложения на региональном рынке при этом имеет следующую конфигурацию

- воды из месторождений Кавказского региона - 40%;

- воды местного (регионального) производства - 50%;

- импортные воды - 10%.

Бесспорными и постоянными лидерами ростовского рынка минеральной и питьевой воды являются «Аква-Дон» (г. Ростов-на-Дону), «Меркурий» (г. Черкесск), «Аксу» (г. Аксай), «Архыз» (ЗАО Висма, г.Черкесск). В процентном соотношении доля продукции этих компаний выглядит следующим образом: «Аква-Дон» - 26%, «Меркурий» - 24%, «Архыз» - 20%, «Аксу» - 19%. Если рассматривать ценовой фактор, то полуторалитровая бутылка «Меркурия» на рубль-два дороже «Аксиньи» («Аква-Дон»), и на три рубля - «Аксу». Несмотря на то, что «Меркурий» более дорогая вода из среднеценового сегмента, все-таки доля рынка этой воды на Ростовском рынке доминирующая после «Аква-Дон». Это достигается благодаря тому, что качество воды «Меркурий» выгодно отличается от других марок. Также можно отметить то, что производитель ведет грамотную ценовую и ассортиментную политику, имеет профессионально организованную дистрибьютерскую сеть. В дефицитный сезон «Меркурий» перетянул на себя часть потребителей воды «Смирновская» (Ставропольский край).

Что же касается локализации ведущих субъектов рынка минеральной и питьевой воды по территории Ростовской области, то подавляющая часть из них приходится на областной центр и это полностью корреспондирует с географией спроса. Всего же в Ростовской области по неофициальным данным более 300 фирм занимаются на рынке производства, доставки и продажи минеральной и питьевой воды. Они являются не юридическими лицами, а, как правило, индивидуальными предпринимателями. Ежегодно регистрируется примерно 35-40 фирм в этой сфере деятельности, которые в дальнейшем закрываются или перепрофилируются. Иногда это малые предприятия в составе агрофирм, городских (районных) пищекомбинатов, пивные и молочные заводы и т.п, которые для своей основной производственной деятельности используют посредством фильтров промышленной очистки водопроводную воду. Данный бизнес имеет низкие барьеры для вхождения в него (административные издержки для регистрации направления бизнеса составляют примерно 20-25 тыс. руб.), а рентабельность и доля добавочной стоимости достаточно высока, что делает бизнес достаточно привлекательным для мелких предпринимателей. Как правило, в фирмах по производству, доставке и продаже минеральной и питьевой воды работает от 15 до 80 человек, т.е. это мелкий и средний бизнес.

В последние четыре-пять лет наблюдается ускоренное вытеснение региональных производителей в периферийные рыночные сегменты, характеризующиеся высокой степенью стандартизации продукции и низкой доходностью. В данном контексте активность малых и средних бизнес-структур (возможная благодаря относительно низким входным барьерам, а также территориальной диверсификации спроса и, отчасти, предложения) в основном концентрируется на производстве в нижних ценовых группах, а также на доставке воды от крупнейших производителей. Доставка, при этом, превратилась в самостоятельный вид бизнеса, и в специфический локальный сегмент рынка, на котором доминируют несколько фирм.

Высокая активность как региональных, так и инорегиональных производителей минеральной и питьевой воды и обостряющаяся конкуренция вынуждает производителей обращаться к маркетингу, разрабатывая стратегические и тактические решения в области ценовой политики, качества товара, его упаковки, распределения и продвижения товара. Обобщения рыночного опыта ведущих субъектов регионального рынка, позволяют полагать, что основу адаптивной (учитывающий конъюнктурные изменения последнего десятилетия) маркетинговой стратегии составила последовательная переориентация с производственных (осуществление полного цикла: от добычи воды из скважины или очистки водопроводной воды до доставки ее клиентам) на сервисные (доставка воды от известных производителей) функции. Как свидетельствует аналитика для фирмы «Нептун Ватерс» (действует на рынке питьевой и минеральной воды с 1998 г., а с 2001 специализирована исключительно на доставке) реализация подобной стратегии оказалась сопряжена с существенным расширением бизнеса.

Эволюция развития фирмы ООО «Нептун Ватерс» привела к использованию принципов проектирования организации, которые диктуют необходимость постоянных изменений методов и способов её деятельности, адекватного реагирования на изменения окружающей среды и внутренних факторов. В данном случае наиболее значимыми факторами для фирмы были:

- минимизация издержек за счет поиска наиболее экономически целесообразного бизнес-проекта;

- учет специфики в формировании потребительского сегмента;

- выбор направления проектирования, основанного на специализации - доставка воды клиентам;

- формирование клиентской базы, ориентированной на обслуживание корпоративных клиентов и доставку «домашней» воды.

За пятилетие объем производственно-хозяйственной деятельности ООО «Нептун Ватерс» увеличился в 4,6 раза, причём динамика реализации мо многом корреспондирует с расширением клиентской базы, прежде всего «выходом» на крупных корпоративных заказчиков (ОАО «Роствертол» и др.).

На основе учета специфики рынка, а также сильных (локальная известность, наличие собственного бренда, долговременность присутствия на рынке, профессиональный менеджмент, высокая доля постоянных клиентов, продажа воды из высококачественных источников и др.) и слабых сторон фирмы (дефицит инвестиций, слабая кооперация с федеральными торговыми марками) обоснован действенный алгоритм вхождения на региональный рынок питьевой и минеральной воды.

Сделан вывод, что приоритетным фактором обеспечения конкурентоспособности выступает ориентация на долговременное закрепление на осваиваемых рыночных сегментах за счёт поддержания жестких стандартов качества обслуживания потребителей, основным параметром которого являются четкость соблюдения графиков и сроков доставки воды в наиболее удобное для клиента время. Выполнение данной задачи требует выстраивания адекватной организационной структуры, включая её приоритетный элемент - службу доставки. Столь же существенно выделение ресурсов на подготовку персонала, осуществление внутреннего контроля (аудита доставок), обратной связи с клиентом, надежной системы информационного обеспечения. Не менее важно расширение ассортимента по потребительским сегментам, достижение устойчивости за счет крупных корпоративных клиентов, внедрение практики "free trial".

ЛИТЕРАТУРА

1. Дружинин А.Г., Ионов А.Ч., Кетова Н.П. АПК России: факторы, особенности и механизмы

регионализации. Ростов-на-Дону: из-во СКНЦВШ. 2004. 318 с.

2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: пер. с англ.

11-го изд. Т.1. - М.: Республика, 1992.

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.