Научная статья на тему 'Рынок охранных услуг: особенности конкуренции'

Рынок охранных услуг: особенности конкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
553
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лысова Е. А.

В статье раскрыта сущность понятия конкуренция, услуга, охранные услуги, приведены основные особенности конкуренции на рынке охранных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок охранных услуг: особенности конкуренции»

сти исполнения, а в издательствах не всегда хватает собственных ресурсов и опыта для грамотной работы по этим медиаканалам.

Эффективнее всего для 8ММ в сфере книжного бизнеса работают следующие форматы:

- авторский блог либо страница писателя, поддерживаемые и корректно промоутируемые SMM-специалистами;

- группы «ВКонтакте» вокруг крупной книжной серии, ориентируемой на молодёжную и подростковую аудиторию;

- страницы издательств в Facebook, контент которых чётко выстроен вокруг релевантной темы, отличный пример - страница издательства «Манн, Иванов и Фербер».

Таким образом, современное издательство должно принять на себя функции культурного центра, стать местом общения любителей литературы, книг. В основе любого социально-ориентированного маркетингового подхода должна лежать настоящая идея: интересная, полезная и просто необходимая множеству людей. Именно реальная составляющая обуславливает успех SMM кампаний.

Список литературы:

1. SMM в книжном деле: границы расширяются [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.unkniga.ru/biblioteki/bibdelo/727-smm-.html.

2. SMM на практике: в приоритете - обучение [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.unkniga.ru/vishee/479-smm-na-praktike.html?date= 2013-03-01.

3. SMM: практический инструментарий и вопросы эффективности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unkniga.ru/biblioteki/bibdelo/ 742-smm-.html.

4. Социальные сети и блогосфера как инструменты продвижения книг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pro-books.ru/sitearticles/7097.

РЫНОК ОХРАННЫХ УСЛУГ: ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНЦИИ

© Лысова Е.А.*

Вятская государственная сельскохозяйственная академия, г. Киров

В статье раскрыта сущность понятия конкуренция, услуга, охранные услуги, приведены основные особенности конкуренции на рынке охранных услуг.

* Аспирант кафедры Маркетинга и стратегического планирования.

Важнейшим фактором в рыночной экономике является дух соперничества, который в значительной степени определяет формы хозяйственной деятельности людей и наиболее ярко проявляется в такой экономической категории как конкуренция.

Анализ литературных источников, посвященных проблеме конкуренции, показывает, что присутствуют три подхода к определению конкуренции:

- Конкуренция - некое действие на рынке. Конкуренция понимается как соперничество хозяйствующих субъектов на рынке за достижение лучших результатов: Г.Л. Азоев: «Соперничество на каком-либо поприще между юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели» [2].

- Конкуренция элемент рынка, позволяющий обеспечить строгое согласование спроса и предложения: А.Ю. Юданов: «Борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка» [9].

- Конкуренция - один из основных оценочных критериев. Подход базируется на понимании конкуренции как неотъемлемого свойства рынка: И.М. Кирцнер: «Обнаружение нового - новых возможностей и способов их удовлетворения. Конкуренция - это скорее «ситуация», чем «процесс» [6].

Наличие конкуренции на рынке товаров и услуг, на котором действует предприятие, требует от него обеспечения конкурентоспособности, или в противном случае, грозит вытеснением его с данных рынков.

Услуга - результат взаимодействия исполнителя и потребителя, а также результат собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя. Услуга имеет свою стоимость, цену или ценность, т.е. является товаром, в тоже время отличается от товара.

Для услуги в сфере нематериального производства характерны следующие особенности:

1. неосязаемость или нематериальный характер услуг;

2. неразрывность производства и потребления услуги;

3. неоднородность или изменчивость качеств услуги;

4. неотделимость от источника;

5. неспособность услуг к хранению.

Конкуренция на рынке охранных услуг требует от охранного предприятия способности одерживать победу в борьбе с конкурентами за удовлетворение конкретной потребности в охранной услуге конкретного или потенциального потребителя услуги требуемого качества с минимально возможными затратами, в установленные сроки и в определенном месте.

Следует отметить, что охранные услуги подробно освещены в отечественной и зарубежной научной литературе с точки зрения правовых вопросов, отражающих юридический аспект функционирования охранных организа-

ций. В современной литературе не представлено фундаментальных работ, посвященных конкуренции на рынке охранных услуг и конкурентоспособности охранных предприятий. Исследованию данной темы посвящены немногочисленные диссертационные исследования С.В. Кондратюкова, А.Г. Ди-кова, Т.М. Конопляник, О.Л. Морозова.

Рынок охранных услуг основан на специфичном «продукте» - охранной услуге.

Виды охранных услуг определены в статье 3 «Виды охранных и сыскных услуг» Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 (ред. от 07.02.2011) «О частной детективной и охранной деятельности в российской Федерации».

В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

1. защита жизни и здоровья граждан;

2. охрана объектов и (или) имущества;

3. охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны;

4. консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

5. обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

6. обеспечение внутриобъектового и пропускного режима на объектах;

7. охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъ-ектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо о важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения [1].

Мильков А.В. дает следующее определение охранной услуги: «Охранная услуга (охранная деятельность) представляет собой осуществляемую с применением специальных средств и приемов специально уполномоченными на то субъектами (организациями) деятельность по обеспечению состояния сохранности от противоправных посягательств переданных под охрану объектов. Охранной услуге как разновидности гражданско-правовых услуг присущи следующие черты: отсутствие в овеществленной форме ее результата, неотделимость результата услуги от процесса ее оказания, потребляемость услуги в момент ее оказания (синхронность оказания и получения), несохраняемость услуги [7].

Рожкова А.В., анализируя природу охранной услуги, формулирует ее определение, в соответствии с которым услуги охраны представляются как совокупность охранных действий, направленных на постоянное обеспечение состояния, при котором отсутствует или уменьшается риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц от противоправных действий. Эта совокупность охранных действий передается физическому или юридическому лицу в виде услуги [8].

Диков А.Г. дает определение охранной услуге, базирующееся на понятии «проблема»: защита индивида или организации от неожиданных проблем, связанных с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц» [4].

Кондратюков С.В. отмечает: «Охрана - общественно полезная услуга, предусматривающая предоставление на добровольной, платной, а в ряде случаев на обязательной и безвозмездной основах (государственные мероприятия и самоохрана) специфических действий, направленных на обеспечение сохранности жизни (здоровья), имущества, собственности, экономической и других видов безопасности юридических и физических лиц, на основе договора, либо закона [5].

В общем виде конкуренцию на рынке охранных услуг можно определить как процесс взаимодействия и соперничества между предприятиями, оказывающими охранные услуги, где предприятие стремится обеспечить себе прочное положение на рынке, максимально удовлетворить разнообразные потребности клиентов и получить наибольшую прибыль в данных условиях.

Следует отметить, что конкуренция на рынке охранных услуг имеет отличительные черты, которые связаны с особенностями данного рынка:

- усиление роли охранных структур в жизни общества, превращение охранных предприятий из посредников в регуляторы общественной жизни;

- особая социальная значимость, т.к. вопросы безопасности охватывают уровни страны, региона, предприятия, человека;

- «узость поля конкурентной борьбы», которая является следствием правового оформления охранной деятельности. Деятельность предприятий, оказывающих охранные услуги, регулируется законодательными актами, основными из которых являются Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», федеральные законы «Об оружии» и «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

- отнесение участников рынка охранных услуг к нескольким сегментам. Всех субъектов охранной деятельности по собственности можно разделить на две группы: государственные и негосударственные. Среди государственных структур на рынке охранных услуг действуют вневедомственная охрана МВД РФ, ведомственная охрана федеральных министерств и ведомств, государственные унитарные предприятия. К негосударственным субъектам охраны относятся частные охранные предприятия (ЧОПы), службы безопасности юридических лиц (СБ) и штатные сотрудники организаций;

- увеличение емкости рынка охранных услуг. Рентабельность охранных предприятий в зависимости от ассортимента предоставляемых услуг колеблется от 15 до 250 %, рынок охранных услуг является

чрезвычайно привлекательным рынком для иностранных инвесторов, особенно это актуально в настоящее время после вступления России в ВТО [3];

- незрелость современного рынка охранных услуг: малое количество брендов, нечеткое определение тарифов на охранные услуги, конкуренция проявляет себя в основном на ценовом поле услуги;

- тенденция развития охранных услуг: ценовая конкуренция начинает уступать место качеству услуг;

- рост профессионализации отрасли охранных услуг;

- неопределенность, двойственность рынка охранных услуг: в стране в настоящее время нет государственной стратегии развития этой сферы, не определены место и роль частных структур в системе общественной безопасности государства; с одной стороны, частные охранные предприятия являются структурами обеспечения безопасности общества и должны рассматриваться именно в этом ключе. С другой стороны, охранная деятельность - это бизнес, имеющий свою экономическую составляющую;

- непрозрачность рынка охранных услуг: участники не стремятся распространять информацию об особенностях работы и о своих финансовых результатах. Для получения объективных данных необходимо привлечение информации от официальных структур - МВД, прокуратуры, разрешительной системы, налоговой инспекции, органов статистики;

- с точки зрения географии развития, охранный рынок в большей степени представлен в развитых регионах, развитие охранных структур имеет место не только в крупных мегаполисах, но и провинции;

- наличие внутреннего конфликта. Суть его в том, что Министерство внутренних дел является одновременно регулятором рынка и его активным участником. Оно определяет регламенты работы охранных предприятий и может воздействовать на их экономическое состояние -через стоимость лицензий, оружия, обучения, сдачу зачетов, таким образом, конкурентные позиции двух сторон изначально неравны;

- неготовность охранных предприятий страны к конкуренции с зарубежными компаниями: отсутствие грамотного маркетингового подхода на рынке охранных услуг.

Таким образом, конкуренция на каждом рынке, в том числе и рынке охранных услуг, имеет свои специфические особенности, что предполагает изучение содержания и особенностей каждого вида хозяйственной деятельности, дифференцированного подхода к изучению процесса конкуренции.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 26.07.2006 г. (ред. от 18.07.2011) № 135-Ф3 «О защите конкуренции».

2. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. - 270 с.

3. Благова И.Ю. Формирование рынка услуг экономической безопасности хозяйствующих субъектов: автореф. дисс. ... канд.экон.наук. - СПб., 2007. - 15 с.

4. Диков А.Г. Инструментарий маркетинга для некоммерческих организаций, оказывающих охранные услуги: На примере вневедомственной охраны: дисс. ... канд. экон. наук. - Уфа, 2005. - 160 с.

5. Кондратюков С.В. Управление конкурентоспособностью организаций, оказывающих охранные услуги: дисс. . канд. экон. наук. - М., 2004. -185 с.

6. Кирцнер И.М. Конкуренция и предпринимательство. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 238 с.

7. Мильков А.В. Договор охраны по российскому законодательству: дисс. ... канд. юр. наук. - М., 2008. - 203 с.

8. Рожкова А.В. Маркетинг охранных услуг [Электронный ресурс]. -Режим доступа: do.gendocs.ru.

9. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учеб.-практ. пособие. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Тандем: Гном-Пресс, 1998. - 384 с.

РАЗРАБОТКА МАРКЕТИНГОВОЙ КОНЦЕПЦИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ

© Поспеловский Д.В.*

Северный (Арктический) федеральный университет, г. Архангельск

В статье предложена модель формирования маркетинговой стратегии туристской фирмы с использованием семи элементов комплекса маркетинга (7Р). Показано, что данная модель в наибольшей степени отражает специфику рынка туристских услуг и может служить основой при формировании комплексной маркетинговой политики фирмы.

В современных условиях туризм является одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономики. Возможность достижения коммерческого успеха объясняет тот повышенный интерес, который проявляют профессионалы туристского бизнеса к инструментам маркетинга. Таким образом, для развития туристского бизнеса особую роль приобретает маркетинг. Маркетинговые процессы оказывают многостороннее влияние на экономику туристской фирмы и, в конечном счете, формируют ее успешность, а также существенно воз-

* Аспирант кафедры Экономической теории и экономики приарктических регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.