Научная статья на тему 'Рынок образовательных услуг: от качества к конкурентоспособным бизнес-моделям (часть 1)'

Рынок образовательных услуг: от качества к конкурентоспособным бизнес-моделям (часть 1) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2287
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ВУЗ КАК УЧАСТНИК РЫНКА / БИЗНЕС-МОДЕЛИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОНФИГУРАЦИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / EDUCATION MARKET / BUSINESS MODELS IN EDUCATIONAL SPHERE / EDUCATION MARKET CONFIGURATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рубин Юрий Борисович

Термин «рынок образовательных услуг» вошел в литературный русский язык в первой половине 90-х гг. ХХ века. С тех пор он широко используется в научных исследованиях и в неформальных речевых коммуникациях, однако не применяется в нормативных документах. Возможно, «рынок образовательных услуг» сегодня является одним из наиболее мифологизированных экономических определений, причем неоднозначное отношение ученых к эмпирическому наличию такого рынка сопровождается не менее путаным повседневным мифотворчеством. Либеральные мифы о чудодейственности рыночных начал в сфере высшего образования нередко соседствуют с утопическими (почвенническими) идеями об их изначальной неприемлемости для России, их чужеродности отечественной культуре и ментальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education market: from the quality to the competitive business models

The notion "education market" which is widely used in everyday life and frequently mythologized requires special and comprehensive analyses. The author focuses on the essence of the market mechanisms operating in the educational sphere.

Текст научной работы на тему «Рынок образовательных услуг: от качества к конкурентоспособным бизнес-моделям (часть 1)»

N

НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ

)

Ю.Б. РУБИН, чл.-корр. РАО, профессор, ректор Московская финансовопромышленная академия

Рынок образовательных услуг: от качества к конкурентоспособным бизнес-моделям (часть 1)

Термин «рынок образовательных услуг» вошел в литературный русский язык в первой половине 90-х гг. ХХ века. С тех пор он широко используется в научных исследованиях и в неформальных речевых коммуникациях, однако не применяется в нормативных документах. Возможно, «рынок образовательных услуг» сегодня является одним из наиболее мифологизированных экономических определений, причем неоднозначное отношение ученых к эмпирическому наличию такого рынка сопровождается не менее путаным повседневным мифотворчеством. Либеральные мифы о чудодейственности рыночных начал в сфере высшего образования нередко соседствуют с утопическими (почвенническими) идеями об их изначальной неприемлемости для России, их чужеродности отечественной культуре и ментальности.

Ключевые слова: рынок образовательных услуг, вуз как участник рынка, бизнес-модели в образовательной деятельности, конфигурация рынка образовательных услуг.

Рыночное понимание сферы современно- ке образования стала складываться и про-

го российского высшего образования 1 настолько укоренилось в повседневной жизни, что многие авторы употребляют соответствующие определения как естественные и единственно приемлемые. Вместе с тем недостаточно артикулированное использование категорий “рынок образовательных ресурсов”, “спрос и предложение в сфере образования”, “инвестиции в образование”, “образовательные инновации”, “конкурентоспособность”, “конкуренция”, “предприимчивое поведение” и др. нередко провоцирует людей, плохо знакомых с действительным значением терминов рыночной экономики, на их излишнюю мифологизацию. Это относится прежде всего кцентральному понятию - «рынок образовательных услуг».

1. Рынок образовательных услуг: мифы и рациональные ожидания

Мифологизация данного понятия в отечественной научной литературе и в практи-

являться по мере того, как сфера образования (с некоторым отставанием от других областей социально-экономической деятельности) начала обретать рыночные черты и обрастать рыночными характеристиками. К числу распространенных мифов относится, например, представление о том, что рынок, платность неизбежно делают образование недоступным широким слоям малообеспеченного населения - в противоположность общедоступному и бесплатному для всех советскому высшему образованию. Возникающие на этой почве конфликты - результат трактовки рыночных начал в образовании как асоциальных по своей направленности. Рынокже интерпретируется как царство хаотических и деструктивных сил; с его внедрением ассоциируется некая предопределенность разрушительных последствий 2.

В качестве жертв рынка видятся бедные студенты, повсеместно живущие лишь на

1 Предлагаемая читателю статья посвящена общественным отношениям в сфере высшего образования, хотя отдельные ее положения вполне актуальны и для сферы среднего и начального профессионального образования.

2 Страх такой предопределенности часто явно или неявно парализует значимые общегосудар-

стипендию, педагогические работники, страдающие от произвола частных работодателей, все общество, которому навязываются такие критерии рыночного успеха, как финансовая выручка - в противоположность фундаментальности, исключительно на которую было якобы направлено образование в СССР. При этом даже такие сугубо рыночные феномены, как конкурентоспособность, предприимчивость, финансовые инвестиции, часто трактуются таким образом, что, по сути, оказываются совсем нерыночными.

Нужно сказать, что противники применения рыночных представлений и категорий к сфере высшего образования есть не только в России, но и за рубежом. (Это важно иметь в виду, поскольку в нашем сообществе, как известно, обращение к мнению иностранных коллег как к авторитетному источнику истины имеет весьма широкое распространение.) Тем не менее в государственной образовательной политике большинства стран с рыночно ориентированной экономикой практика использования рыночных механизмов (разнообразие организационно-правовых форм образовательных организаций, поощрение рыночной активности вузов, стимулирование экспорта образования, поддержание конкурентной среды в области аудита гарантий качества образования и др.) является очевидной.

Многие реально существующие в российской действительности экономические явления имеют вполне рыночные основания. Это относится и к одной из ключевых категорий - конкурентоспособности. Как известно, конкурентоспособность представляет собой способность участников рынка к совершению успешных конкурентных действий. Данное явление имеет и количественную определенность, а именно -степень (уровень) конкурентоспособности, которая выявляется путем сравнения различных параметров деятельности конкурентов, прежде всего - результатов их деятельности.

В отрыве от конкуренции в тех или иных секторах рынка товаров и услуг понять смысл явления конкурентоспособности, а также определить степени конкурентоспособности участников рынка и результатов их деятельности не представляется возможным. При этом в основе интегральных определений конкурентоспособности и расчета степеней конкурентоспособности в сфере образования должно находиться признание степеней сравнительной эффективности деятельности конкурентов и результатов этой деятельности. Поэтому признание конкурентоспособности в качестве одной из ключевых задач развития российского образования, включая высшее образование3, актуально не только в декларативном смысле. Сама тема конкурен-

ственные решения. Так, несостоявшаяся приватизация в сфере высшего образования объяснялась, помимо прочего, опасением того, что новые собственники непременно превратят приватизированные вузы в офисные помещения для сдачи в аренду, рестораны и казино. Дискриминация негосударственных вузов при распределении государственных заданий на подготовку специалистов за счет бюджетных средств или при формировании списка национальных исследовательских университетов объясняется тем, что Закон якобы не может достойно защитить государственные интересы в условиях, когда финансовые ресурсы выделяются неизвестно кому, могут быть использованы не по назначению, неэффективно или похищены.

3 Президент РФ Д. Медведев: «Несмотря на то, что мы привыкли гордиться хорошими основами, которые были заложены много лет назад в систему государственного образования в нашей стране, наша система образования слабо конкурентоспособна. И в этом убеждаешься, не только посещая ведущие иностранные университеты и учреждения среднего профессионального образования, но и просто исходя из того, как котируется значительная часть наших университетов, не говоря уже о средних профессиональных учебных заведениях, в мире» (Выступление на совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31.08.2010).

тоспособности приобретает характер локомотива государственной образовательной политики и реализации стратегических планов в области повышения качества результатов обучения, обеспечения гарантий качества образования и обеспечения гражданам доступа к ресурсам качественного российского образования. Очевидно также, что данную тему не представляется возможным обсуждать на уровне государственной образовательной политики вне рыночного контекста отношений в сфере образования

- той конкурентной среды, без которой не обходится ни один из секторов рынка товаров и услуг.

Встречающиеся порой эмоциональнокатегоричные заявления (выступления) против понимания образовательной деятельности как сферы оказания и получения услуг базируются на обывательских трактовках самого термина «образовательная услуга», в котором чудится нечто низкопробное и недостойное “вершин” образовательного созидания. Во избежание подобных реминисценций порой предпочитают пользоваться понятиями “образовательный продукт” и “образовательное благо” (термин «образовательное благо» содержится в доктринах ЮНЕСКО). Однако образовательные продукты, будучи нематериальными благами, вне зависимости от их содержания и миссии их создателей все же реализуются - доводятся до благополуча-телей - именно посредством оказания услуг (а не купли-продажи товаров).

В наиболее часто применяемой классификации объектов рыночных отношений («рынок товаров и услуг » - рынок материальных и нематериальных благ) образование тяготеет к тем секторам рынка, объектом которых являются услуги. По другой классификации («рынок товаров, услуг и работ») образование может, конечно, трактоваться и как выполнение работ, однако термин «рынок образовательных работ» вряд ли звучит менее рыночно, чем «рынок образовательных услуг». (Кстати, о том, что образование является объектом отно-

шений в сфере услуг, хорошо известно соискателям ученых степеней доктора и кандидата экономических наук, областями исследований которых являются экономика и управление в образовании, поскольку каждому из них приходится соотносить пункты научной новизны с пунктами паспорта научной специальности «Экономика и управление по отраслям: сфера услуг»).

Служение образованию, как и служение Отечеству, вне всякого сомнения, относится к первому элементу дилеммы «служить бы рад, прислуживаться тошно». Производство и оказание образовательных услуг во всем мире является служением образованию в самом высоком смысле слова. Тем более если речь идет о качественных образовательных услугах, составляющих фундамент развития страны, стремящейся к поддержанию высоких конкурентных позиций в мире.

Поощряя такие устремления, общество рассматривает образование как сферу стратегических инвестиций (в человека, в образовательный, интеллектуальный, научный, культурный потенциал общества). Но от этого образование не перестает быть объектом социально значимой услуги. Инвестиции же, особенно финансовые, являются, как известно, стопроцентно рыночным явлением, в том числе в секторах рынка товаров и услуг, имеющих стратегическое значение для инвесторов.

Предметы любой образовательной услуги обычно определяются в договорах на оказание таких услуг. Они имеют типовой либо нетиповой характер. Там, где оказание образовательной услуги производится без заключения специального договора, предмет такой услуги принимается сторонами по умолчанию и/или становится объектом неформальной договоренности между ними. Однако в любом случае предмет образовательной услуги включает образовательные блага определенного качества и ассортимента, а также усилия сторон по их последовательному освоению в фиксированные сроки, в определенном ме-

сте (в том числе и в виртуальной среде). Такие блага состоят из портфелей компетенций (профессиональных, личностных, социальных, др.), совокупности профессионально значимых качеств 4, уровней квалификации, иных видов конечных результатов обучения.

Образовательную услугу не следует путать с образовательными сервисами, сопровождающими процесс оказания услуги (консалтинг, сопровождение, информационное обслуживание, проведение параллельных и внеучебных мероприятий и др.). В некоторых странах они являются одним из объектов экспертиз в процессе независимой оценки гарантий качества образования. Однако содержание образовательной услуги не исчерпывается лишь такими сервисами. Ее целевой функцией является достижение необходимых результатов обучения, востребованных рынком труда, образовательными потребностями благопо-лучателей и государства.

Посредством спроса на результаты обучения и их предложения проявляются законные интересы каждой из договаривающихся сторон в сфере образования. Всегда ли совпадают эти интересы? Совпадают ли они изначально в принципе? Очевидно, что несовпадение интересов заставляет потенциальных благополучателей - абитуриентов выбирать учебное заведение, суверенно руководствуясь собственной шкалой предпочтений, а учебные заведения - вводить процедуры конкурсного отбора, не всегда гостеприимные к абитуриентам.

Вступая в отношения по оказанию образовательных услуг, стороны договариваются о составе и качестве результатов обучения, взаимных гарантиях достижения этих результатов. Они могут также договариваться между собой о финансировании образовательных услуг (платное образование) либо не договариваться о нем, предоставляя одной из сторон - учебным заве-

дениям - возможность сепаратно договариваться об этом сгосударством (бесплатное образование).

Для непосредственных благополучателей (учащихся, студентов) такими гарантиями могут быть: стабильность мотивации на получение образовательной услуги по избранной образовательной программе, устойчивость усилий по достижению заявленных результатов обучения, а также достаточность финансового положения (в платном образовании).

Для противоположной стороны таковыми становятся гарантии качества образования. Данные гарантии должны быть представлены в содержании и логике образовательных программ, в составе и качестве учебно-методических материалов, в актуальности технологий и методик обучения, в уровне квалификации преподавателей, ресурсной обеспеченности программ обучения, адекватном уровне организации обучения и менеджмента процессов подготовки и реализации образовательных программ, в уровне требований к благополуча-телям на стадии поступления в учебные заведения и на стадии обучения; должен быть обеспечен приемлемый доступ студентов к ресурсам качественного образования.

Собственно учебные заведения (образовательные учреждения, образовательные организации) как стороны формальных или неформальных договоренностей с благо-получателями тем самым становятся участниками рынка (акторами) образовательных услуг. На сформированных национальных рынках образовательных услуг их участниками могут стать поставщики образовательных услуг, операторы, провайдеры, иные организации, являющиеся стороной договора с благополучателями. В России такие понятия, как “поставщики”, “операторы”, “провайдеры” образовательныхуслуг, применяются, как правило, метафорически-иносказательно, поскольку функции по

4 Понятие профессионально значимых качеств, впервые сформулированное в начале 80-х годов прошлого века В.Д. Шадриковым, заслуживает достойного места в современных разработках компетентностного подхода в образовании [1].

поставке образовательных услуг, операционной деятельности и провайдингу возложены на одни и те же учебные заведения, обладающие лицензиями на образовательную деятельность.

Благодаря совокупности прав и ответственности, которая определяется законом, подзаконными документами, содержанием лицензий, аккредитаций, писаных или неписаных договоров на оказание образовательных услуг, участники рынка образовательных услуг обладают профессиональной дееспособностью и правоспособностью. В условиях, когда образовательные отношения имеют укорененный рыночный характер, не только участники рынка, но и потребители обладают совокупностью прав и ответственности.

Наряду с участниками рынка и благо-получателями, на рынке образовательных услуг представлены другие заинтересованные стороны, имеющие собственные законные интересы к составу, содержанию, качеству тех или иных образовательных услуг и их результатов. К таковым относятся также работодатели и их ассоциации, фактически являющиеся скрытыми потребителями образовательных услуг - выгодоприобретателями. Заинтересованными сторонами рынка образовательных услуг являются профессиональные ассоциации специалистов и самих учебных заведений -участников рынка. Фактически выгодоприобретателем - заинтересованной стороной рынка образовательных услуг - становится и государство, реализующее государственную образовательную политику.

Интересы различных заинтересованных сторон рынка образовательных услуг могут обусловливать принятие ими на себя функции инвестора. Во всем мире инвесторами на рынке образовательных услуг выступают либо благополучатели-учащиеся и их законные представители, либо работодатели, либо сами учебные заведения, либо государство - в этом случае образовательная услуга трактуется как бесплатная для благополучателей, но не бесплатная для

государства и налогоплательщиков (они сообща выступают ассоциированным инвестором).

Действуя в конкурентной среде, каждая из заинтересованных сторон рынка образовательных услуг отстаивает, помимо прочего, интерес к поддержанию и укреплению собственной конкурентоспособности. Для государства - это формирование и развитие конкурентоспособной национальной системы образования. Для благо-получателей - это рациональный интерес к уровню конкурентоспособности собственной рабочей силы, индикаторами которого являются различные компетенции, профессионально значимые качества, уровни квалификации, с помощью которых выпускники высших учебных заведений могут успешно действовать в профессиональной среде высококонкурентного рынка труда. Важный рациональный смысл имеет для благополучателей и интерес к личностной конкурентоспособности (самореализации), выходящий за рамки достижения карьерных целей. Главный интерес работодателей обусловливается задачами привлечения выпускников, пригодных для решения задач укрепления конкурентоспособности их деятельности. И наконец, естественно стремление к обеспечению и укреплению конкурентоспособности со стороны таких участников рынка, как учебные заведения.

2. Конкурентоспособность -предпосылка конкурентного успеха

Мотивация участников рынка к повышению конкурентоспособности образовательной деятельности и ее результатов является признаком конкурентной среды. Важно обратить внимание не только на наличие конкуренции между участниками рынка образовательных услуг, но и на влияние конкуренции на их профессиональную деятельность.

Термины «конкуренция», «конкурентная среда», «конкурентоспособность» отражают один из базовых признаков пове-

денческого каркаса повседневной профессиональной работы участников рынка. Наличие конкуренции пробуждает интерес к участию в конкуренции и делает его составной частью системы профессиональных интересов участников рынка. Желание добиться успехов в операционной деятельности на рынке образовательных услуг облекается в форму достижения конкурентных успехов, включая опережение конкурентов, обеспечение относительно лучших конкурентных позиций, укрепление конкурентоспособности в сравнении с потенциалом и результатами работы соперников.

Пре следуя эти интересы, участники рынка образовательных услуг стараются развивать собственные компетенции в сфере конкурентных действий. Эти компетенции, несомненно, имеют профессиональный характер, ибо призваны обеспечивать квалифицированное поведение на рынке образовательных услуг в сферах маркетинга, оказания образовательных услуг, их продажи, обеспечения гарантий качества образования, образовательных сервисов, межвузовского взаимодействия. Они входят в ряд ключевых профессиональных компетенций участников рынка образовательных услуг. Это значит, что каждое учреждение в сфере профессионального образования, стремясь к успеху, должно квалифицированно действовать не только как производитель и/ или оператор образовательных услуг и их продавец, но и как полноценный субъект конкуренции.

Подчеркнем, что трактовка образования в рыночном контексте, а образовательной среды - как конкурентной возможна лишь в случаях, когда учебные заведения действительно обладают признаками участников рынка, а отношения между ними и их окружением, в том числе и их взаимные отношения, имеют признаки рыночных отношений.

Всемирная история высшего образования насчитывает почти тысячу лет (первым европейским университетом считается Университет Болоньи, созданный в 1088 г.). В течение столетий образовательные организации - университеты и университетские колледжи - возникали в условиях отсутствия рыночной экономики, во всяком случае, в большинстве европейских стран. Их создатели и владельцы (светские власти и религиозные организации) вовсе не предназначали им судьбу участников рынка образовательных услуг, существование которого они не предполагали ни в настоящем, ни в будущем 5.

Понятие «рынок образовательных услуг » правомерно лишь условиях, когда рыночные отношения становятся системообразующим звеном ведущих национальных экономик. Для перевоплощения высшего образования в «рынок образовательных услуг в сфере высшего образования» потребовалось постепенное складывание следующих системных обстоятельств:

- превращение образовательных благ, результатов обучения, атакже образовательных ресурсов в предметы законных интересов сторон, повседневно и на постоянной основе стремящихся кобеспечению собственной рыночной конкурентоспособности;

- укоренение товарно-денежной формы преодоления конфликта интересов и нахождения согласия между интересантами сферы образования по вопросам результатов обучения и гарантий качества образования;

- выстраивание между указанными интересантами рыночных отношений, в рамках которых взаимные потребительские и профессиональные интересы сторон могут удовлетворяться с помощью рыночных форматов осмысленного взаимодействия и взаимовлияния этих сторон;

5 В этой предыстории иногда отыскивается один из доводов в пользу отвержения современных рыночных отношений в сфере высшего образования. Однако подобные исторические параллели не вполне корректны. Более своевременной представляется другая аналогия: барщинное земледелие также многие столетия не было рыночным явлением в противоположность современному агробизнесу.

- управление рыночной деятельностью учебныхзаведений какразновидностью их профессиональной деятельности на основе бизнес-моделей, опирающихся на ресурсы правоспособности и дееспособности учебных заведений в сфере самостоятельного ведения собственных дел и их деловой суверенитет;

- использование учебными заведениями делового суверенитета для выгодного развития деловых коммуникаций с заинтересованными сторонами, для управления персоналом, проведения сделок, обеспечения возмещения затрат, поддержания финансово-экономической независимости и устойчивости, а также для проведения внутренней и внешней оценки качества образования;

- формирование у лидеров учебных заведений (владельцев, топ-менеджеров) устойчивой рыночной мотивации и рыночной ментальности, которыми должны обладать участники рынка, стабильно взаимодействующие с носителями образовательных потребностей и с обладателями законных интересов к поставляемым образовательным услугам;

- выделение сферы образования как самостоятельного сектора рынка, развивающегося на основе эволюции внутренних предпосылок, имеющего свой состав рыночных акторов и заинтересованных сторон, которые обладают возможностью действовать и взаимодействовать на рынке;

- взаимопроникновение данного сектора рынка с рынком труда, включая рынок выпускников и рынок труда педагогических, научныхи административно-управленческих работников учебных заведений, с другими секторами рынка товаров и услуг, включая рынок финансовых инвестиций (рынок капиталов),

- применение участниками рынка конкуренции как рационального способа взаимодействия с окружением и между собой, включая рыночный подход к пониманию явлений конкурентоспособности в образовании, восприимчивость к инновациям, ориентацию на потребителей и т.п.;

- формирование государством позиции законного интересанта на рынке образовательных услуг, которая отличается от позиций поставщиков/операторов образовательных услуг, благополучателей и выгодоприобретателей, а также позиций других заинтересованных сторон рынка образовательных услуг; закрепление государством за собой функции ключевого профессионального конфигуратора данного рынка.

3. Парадигмы рыночных преобразований

В разных странах складывание указанных обстоятельств осуществлялось и продолжает осуществляться по-разному. Общим является то, что сфера высшего образования не может оставаться индифферентной к рыночным отношениям и действиям законных интересантов образовательных услуг, ориентированныхна рыночные механизмы обеспечения и укрепления конкурентоспособности.

Мировая практика дает примеры различных парадигм рыночной трансформации отношений в сфере высшего образования, осуществление которых приводило и продолжает приводить к становлению рынка образовательных услуг. Прежде всего выделим парадигму производных трансформаций, которая определяет развитие университетского образования в большинстве европейскихстран.

Изначально формирование высшего образования в Западной Европе не было обусловлено идеологией рыночной конкурентоспособности образовательных услуг. Большинство европейских университетов и университетских колледжей создавались постольку, поскольку просвещенным монархам либо религиозным иерархам оказывалась близка тема образования. Поэтому они позитивно воспринимали инициативы подвижников народного или элитарного обучения и откликались на потребности интеллектуального и/ или профессионального развития общества.

Однако по мере укоренения рыночной

ориентации сопредельных секторов национальных экономик, превращения их в объекты системной эволюции, в том числе их выхода на трансграничные просторы общемирового рыночного пространства, сфера высшего образования оказывалась вынужденной применять (более или менее тщательно) наработанные механизмы рыночного функционирования. Складывающиеся практики перенесения образцов постепенно захватывали все элементы образовательных услуг: идеологию обучения и миссию учебного заведения, содержание образовательных программ, понимание результатов обучения и критериев качества образования, содержание учебно-методических материалов, технологий и методик обучения.

Идеология обучения эволюционировала - от подготовки всесторонне развитых личностей, для которых профессиональная конкурентоспособность не являлась определяющим мотивом («мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь »), к подходам, где профессиональные, карьерные намерения становятся решающим стимулом к получению образовательной услуги. Модели ориентации на клиентов различаются между собой в разных странах, но общим для всех участников Болонского процесса оказываются компетентностный подход в образовании и приверженность к определению результатов обучения под углом зрения квалификационных рамок, применяемых на рынке труда.

Современные европейские университеты, тем более действующие на трансграничном пространстве, все чаще имеют дело отнюдь не с избранными - сливками общества, для которых высшее образование яв-

ляется объектом престижа, знаком принадлежности к сословию или - назло завистникам - к интеллектуальной и культурной элите. Вузы ежедневно сталкиваются с разношерстной массой эмансипированных благополучателей, рвущихся к формированию конкурентоспособной рабочей силы, а с ее помощью - к социально-экономической самореализации и приобретению конкурентных преимуществ. Студенты университетов являются представителями разных социальных групп, они обладают разным цветом кожи, гражданством, возрастом, полом и гендером. Но их подавляющее большинство объединено типовым интересом к профессиональному развитию и карьерному росту в конкурентной среде рыночной экономики.

Такой интерес делает их активной заинтересованной стороной рынка образовательных услуг. Студенческие объединения и союзы все чаще обращаются не к системным политическим или анархическим требованиям, как было еще в 60-е гг. ХХ в., а к проблемам университетской автономии, гарантий качества образования, равноправия в учебном процессе, в частности, права на участие в формировании содержания образовательных программ и в экспертизе качества результатов обучения. Именно таковыми являются ключевые приоритеты деятельности, например, Европейского студенческого союза (ESU).

Отсутствие во многих европейских странах внятной государственной позиции по поводу платности и бесплатности образовательных услуг вводит в число приоритетов активности студентов также тему платы за обучение и ее размеров 6. (Впрочем, проблема бесплатного образования впря-

6 Эта тема в последние годы стала центром консолидации недовольства образовательными реформами в странах ЕС. В 2006 г. волнения охватили Грецию. В 2008 г. реформа итальянского образования привела к многотысячным забастовкам студентов и преподавателей. Наибольшее недовольство вызывало сокращение бюджетных ассигнований вузам («Коммерсантъ». № 199 (4016) от 31.10.2008). Общенациональная забастовка работников системы образования прошла в том же году во Франции (Вести.Ии. 20 ноября 2008). В Великобритании период конца 2010 - начала 2011 гг. ознаменовался массовыми акциями протеста против повышения платы за обучение, в которых приняли участие десятки тысяч студентов. Митинги протеста и сту-

мую не входит в зону ответственности учебных заведений.)

Решающее значение имеет ответственность вузов перед новым типом благополу-чателей за результаты обучения. Новая ответственность возникает и перед другими заинтересованными сторонами рынка образовательных услуг. Учебные заведения сталкиваются с необходимостью постоянно учитывать законные интересы работодателей в результатах своей образовательной деятельности и тем самым нести социальную ответственность перед ними. В условиях, когда на рынке труда нет гарантированного распределения выпускников, вузы обязаны изыскивать пути взаимодействия с работодателями, привлекая их как партнеров, участников отдельных стадий образовательного процесса, доноров популярных брендов, в идеале - как заинтересованных инвесторов.

Такие отношения с заинтересованными сторонами порождают для учебных заведений, с одной стороны, необходимость обеспечивать и поддерживать динамический консенсус интересов с ними, а с другой стороны - обязательность достижения конкурентных успехов в соперничестве с другими учебными заведениями. При наличии свободы выбора (благополучателями -образовательных учреждений, а работодателями - партнеров, получателей запоминающихся позитивных брендов и инвестиций) учебные заведения не могут не входить в отношения конкуренции между собой.

Эта конкуренция отчасти камуфлируется бесплатностью образовательных услуг во многих европейских странах, поскольку большинству университетов фактически гарантировано государственное финансирование вне зависимости от формирования конкурентных преимуществ, прежде всего - в области обеспечения гарантий ка-

чества образования. Тем не менее учебные заведения сталкиваются с необходимостью обеспечения конкурентоспособности образовательных программ, учебно-методических материалов, технологий и методик обучения, преподавателей, информационных и библиотечных ресурсов и др. Иначе они могут столкнуться с перспективой низкой оценки своего труда со стороны благопо-лучателей и работодателей.

Именно эти обстоятельства оказали определяющее воздействие на такие позитивные новации недавнего европейского прошлого, как различные модели обучения, обучение на рабочем месте, электронное и интегрированное обучение, тренинги, имитационные игры и учебные театры, электронные учебники и электронные библиотеки, непрерывное образование, мобильное и включенное обучение, в том числе на трансграничном пространстве. Стремясь к позиционированию себя конкурентоспособными участниками рынка, современные европейские университеты добровольно подвергают себя процедурам внешней оценки качества образования, образовательного консалтинга и аудита, аккредитации, рейтингования. Большой интерес для них приобретают, например, процедуры получения внешних оценок деятельности по разработке и внедрению различных образовательных инноваций, например систем электронного обучения или систем обучения «в течение всей жизни ».

Пробуя себя в амплуа участников рынка, европейские учебные заведения последовательно сталкивались с необходимостью преобразования организационно-правовых форм деятельности. На первых порах такие преобразования могли ограничиваться рамками гарантированной университетской автономии, которая является сегодня одним из ключевых положе-

денческие шествия прошли в крупнейших городах страны (http:// www.guardian.co.uk/ education). В это же время в Италии вновь состоялись крупные акции протеста против реформ, в которых, наряду со студентами, приняли участие преподаватели (Газета.ru. 01.12.10. http:// www.gazeta.ru/ social/2010/12/01/ 3451745.shtml; Lenta.ru. 23.12.2010. http://lenta.ru/ news/ 2010/ 12/23/law).

ний Болонской декларации, а также документов Великой хартии университетов (Magna Charta Universitatum), возрожденной в 1988 г. к юбилею Болонского университета. В близкой перспективе упомянутый преобразовательский тренд, усиливаемый неизбежностью адекватного стратегического отношения в европейских странах к темам бесплатного образования и долгосрочных образовательных инвестиций, несомненно, сделает актуальной и более радикальную постановку вопроса о разнообразии форм собственности учебных заведений.

Амплуа участников рынка способствует перестройке производственных отношений внутри вуза, приводит к изменениям в организационных принципах ведения образовательной деятельности, развитию форм обучения на расстоянии (например, за рубежом), к расширению внутривузовских коммуникаций и формированию множественности моделей внутривузовских подразделений, участвующих в учебном процессе, а также в сопутствующей деятельности на рынке образовательныхуслуг (образовательные сервисы, маркетинг, PR, планирование стратегического развития и развития персонала, научные разработки, исследования и консалтинг и др.).

Изменения университетского менеджмента в современных европейских университетах затрагивают различные стороны управления. К их числу следует отнести формирование и воспроизведение схем профессионального менеджмента, в рамках которых в университетском управлении формируются два взаимосвязанных направления - академическое и функциональное, появление особой категории профессиональных корпоративных менеджеров - менеджеров вузов, приведение внутреннего устройства университетов в соответствие с выполняемыми функциями на рынке образовательных услуг.

В университетах Германии, к примеру, академическое и функциональное управление уже много лет представляет собой два

взаимосвязанных, но выполняемых раздельно направления менеджмента. Они различаются между собой в кадровом отношении (два высших должностных лица и подчиненные им подразделения), процедурно (принципы выборности высшего должностного лица или его назначения), по объемам и характеру профессиональных полномочий соответствующих должностных лиц и сотрудников соответствующих подразделений, по составу профессиональных компетенций лиц, востребованных при занятии должностей, и др.

Современные европейские университеты постепенно осваивают разнообразные способы взаимоотношений с другими участниками рынка, описанные в современной теории конкуренции. Они включают (по Г.Б. Клейнеру) копродукцию, кооперацию, координацию, консолидацию, коэволюцию [2, с. 9]. В соответствии с другой классификацией [3] в европейских странах и на складывающемся общеевропейском образовательном пространстве можно выделить университеты-коммутанты, призванные оказывать образовательные услуги массовому благополучателю, инновационные университеты-эксплеренты, специализированные университеты-патиенты и претендующие на роль головных вузов -лидеров образования многоотраслевые университеты-виоленты.

В подтверждение нашей классификации [4, с. 226] университеты прибегают к стратегиям, направленным на избавление от конкурентов, обособление от конкурентов, сближение с конкурентами, а также к тактическим моделям конкурентных действий, направленным на получение конкурентных преимуществ в процессе зарабатывания средств, в том числе - для бесплатного обучения благополучателей. Названные элементы конкурентного поведения недостаточно исследованы по сравнению с действиями участников реального или финансового секторов рынка товаров и услуг, но это не отменяет самой приверженности учебных заведений конкуренции и их за-

конного интереса к укреплению своей конкурентоспособности, прежде всего - конкурентоспособности результатов обучения.

В соответствии с современной теорией конкуренции [5] участники европейского рынка образовательных услуг взаимодействуют друг с другом, сочетая конкурентные действия с взаимным партнерством, как только возникает такая необходимость. Образовательные альянсы, образовательные консорциумы, кооперация по применению образовательных ресурсов, совместная реализация претензий на адресное, в том числе государственное, финансирование, обмен учебно-методическими материалами и опытом - все это давно вошло в арсенал подручных средств высших учебных заведений под влиянием их мотивации на обеспечение собственной конкурентоспособности.

Наконец, макроэкономическими и институциональными последствиями перевоплощения европейских вузов в участников рынка образовательных услуг становятся последовательный переход государства от функции непосредственного управления образованием к функции конфигурации рынка образовательных услуг и координации деятельности на нем учреждений высшего образования, развитие других институциональных конфигураторов названного рынка (прежде всего - организаций, действующих в сферах стандартизации образования, аккредитации, оценки качества и гарантий качества образования, образовательного аудита).

В сравнении с типовой европейской парадигмой развитие университетского образования в США опиралось на парадигму симметричной трансформации сфер профессиональной деятельности. Развитие отношений в сфере высшего профессионального образования, как правило, оказывалось симметричным развитию сопредельных секторов национального рынка. Отсутствие значительной дорыночной предыстории способствовало становлению национальной системы высшего образова-

ния как рыночно ориентированной сферы отношений, формированию полноценного сектора рынка товаров и услуг, отрасли экономики и территории конкурентных сил практически одновременно со становлением производственного, коммерческого, финансового секторов рынка, а также рынка труда.

Образовательные организации США, особенно в сфере профессионального образования, всегда трактовались как естественные субъекты рыночных отношений, полноправные участники национального рынка образовательных услуг. Типичными признаками такого развития являются частная, акционерная и иная негосударственная собственность на университеты и колледжи, платный базис инвестирования ресурсов и финансирования процесса оказания/ приобретения образовательных услуг, тесная корреляция между рынком образовательных услуг и рынком труда, предполагающая оперативный учет университетами и колледжами запросов работодателей, отзывчивость рынка образовательных услуг к инновациям.

Современные американские университеты отличаются разнообразием организационно-правовых форм, включающим частные университеты и университеты-холдинги (частными университетами, например, являются Harvard University, Stanford University). Экономической стороной отношений университетов с заинтересованными сторонами рынка образовательных услуг являются бизнес-модели, основанные на трактовке образовательной деятельности как производства и обеспечения образова-тельныхуслуг гарантируемого качества, на принципе взаимной выгоды сторон, бизнес-моделировании, актуальном инжиниринге и реинжиниринге бизнес-процессов. Применяемые бизнес-модели опираются на различные инструменты, включая «платную » основу отношений с благополучате-лями (наличие грантов и стипендий на обучение, в том числе от государстваи отдельных штатов, не отменяет общей идеологии

платности высшего образования), а также на практико-ориентированные подходы в обучении, стремящиеся учитывать в планируемых результатах обучения практические интересы благополучателей и работодателей.

Основой деятельности по обеспечению гарантий качества образовательных услуг становятся такие свойства этих услуг, как их содержание, технологии оказания (методики обучения), квалификация исполнителей, эффективность менеджмента, техника продвижения и продаж, уровни РИ и GR. Названные и другие объекты гарантирования и элементы применяемых бизнес-моделей становятся звеньями в потенциале конкурентоспособности образовательных организаций и трактуются как их конкурентные преимущества.

Такие элементы применяемых бизнес-моделей, как маркетинг и продажа образовательных услуг, включая сегментирование рынка, формирование портфелей предложений, рекламу, продвижение, экспорт образования, предпродажные, продажные и сопроводительные образовательные сервисы, давно сделались рутиной, сопровождающей производство и оказание образовательных услуг, впрочем, как и межвузовская конкуренция и сотрудничество. В условиях конкуренции отдельные элементы американского высшего образования фактически превращаются в элементы индустрии. Это, например, происходит в области е^еагшгщ, корпоративного обучения в университетах, школах бизнеса, тренинговых центрах. Университетский менеджмент, опирающийся на бизнес-моделирование, инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов, как правило, открыт для инновационных бизнес-моделей, ориентированных на конкурентоспособность, в том числе для моделей “обучения в течение всей жизни”, электронного обучения.

В США, пожалуй, наибольшее развитие среди стран с рыночно ориентированной экономикой получило сотрудничество университетов с другими заинтересованными

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сторонами рынка образовательных услуг в процессе формирования содержания услуг, технологий их оказания, укрепления информационной базы образования, а также деятельность институтов независимой внешней оценки качества образования, сертификационных и аккредитационных агентств. Государство традиционно не выступает в качестве управляющего рынком образовательных услуг, но выполняет функцию его ключевого конфигуратора, например, возглавляя определяющий узел сложной системы аккредитации образовательных программ и университетов - процедуры сертификации аккредитационных агентств на право оперативной деятельности.

4. Конфигурация рынка как путь к рыночному порядку

В процессе становления рынка образовательных услуг складывается определенная конфигурация данного рынка, которая определяет характер взаимодействия его фигур (заинтересованных сторон), обладающих совокупностью прав и ответственности, объемами правоспособности и конкурентоспособности, местом и ролью в системе взаимных гарантий. Реализуемые парадигмы сказываются на особенностях конфигурации рынка. Так, американский рынок образовательных услуг отличается от типовой модели рынка в европейских странах, но и современные национальные рынки образовательных услуг европейских стран также различаются между собой. Однако общим является наличие действенной конфигурации рынка.

Конфигурация рынка образовательных услуг состоит из совокупности действий, которые предпринимаются участниками рынка, другими его заинтересованными сторонами, а также его институциональными конфигураторами - государством и специализированными институтами. Конфигурация рынка должна обеспечивать его определенное упорядочение, т.е. достижение рыночного порядка в сфере высшего образования.

Рынок нередко воспринимается как неупорядоченное социальное явление - как экономический беспорядок, хаос, царство стихийности, анархии, а то и беспредела. Однако наивное представление о рынке как о перманентном хаосе, месте анархического столкновения сил и интересов, царстве стихийных отношений между акторами, в совокупности составляющими броуновское движение, является пережитком социалистической доктрины 7, не выдерживает испытания эмпирическими данными и конкурирующими теоретическими положениями.

Неупорядоченный рынок не может быть системно устойчивым и поэтому иметь долговременную жизненную перспективу. Поэтому тенденция упорядочения является объективной закономерностью любого рынка, как и вообще любого системного социального объекта.

Как и другие сектора рынка, рынок образовательных услуг может быть упорядоченным и неупорядоченным [6, с. 26]. Любой рынок можно считать упорядоченным, если его конфигурация базируется на согласии интересов его сторон 8. Рыночный порядок - это следствие осмысленных действий по конфигурации рынка, которые предпринимаются для придания отношениям заинтересованных сторон устойчивого характера, достижения согласия и компромисса интересов сторон в сфере образования.

Основой рыночного порядка является объективная потребность рынка как системы отношений в обретении целостного характера, обеспечении необходимого уровня целостности. Поэтому неупорядоченными отношения на рынке образовательных услуг могут быть лишь незначительное вре-

мя, между тем как становление любого рынка - это всегда движение в сторону порядка.

Действия по конфигурации предпринимаются конфигураторами рынка, к числу которых следует отнести любых экономических субъектов, обладающих фактической возможностью воздействовать на рынок и участвовать в формировании рыночного порядка. Таковыми являются сами участники рынка, оказывающие образовательные услуги, другие заинтересованные стороны рынка, государство в лице органов государственной власти и управления, а также специализированные институты, действующие на рынке образовательных услуг. Как отмечалось, государство в силу институциональных особенностей своего присутствия на рынке (представляя на нем общество как целое и обладая ключевыми функциональными полномочиями на совершение действий от имени общества) выступает как ключевой конфигуратор рынка образовательных услуг. Каждый из конфигураторов стремится воздействовать на рынокобразовательных услуг, причем успешность его действий зависит от собственной дееспособности и конкурентоспособности, а также от того, какие воздействия позволяет им совершать их окружение, каковы сила и последствия данных воздействий для него и других сторон рынка.

Направления активности названных конфигураторов определяются общей схемой наведения порядка, задаваемой государством как ключевым конфигуратором. Порядокна рынке образовательных услуг обеспечивается с помощью законодательных и иных норм, включая международные, правил, стандартов, критериев каче-

7 Социалистическая доктрина конструировалась в советские времена, особенно в период «торжества» идеи развитого социализма в СССР, с помощью метода противопоставлений. Поскольку социалистический строй полагалось трактовать с позиций теории планомерного развития, то капитализму, основанному на рыночной экономике, оставалось лишь соответствовать теоретическому образу территории анархии и стихийности.

8 В традициях современного русского языка термин «конфигурация» применяется для обозначения не только совокупности действий, предпринимаемых конфигураторами, но и их последствий. В этом значении «конфигурация» выступает, по сути, как синоним «порядка».

ства, процедур оценки результатов обучения, гарантий качества и показателей деятельности, механизмов сравнения и бенчмаркинга, способов обеспечения публичности и прозрачности деятельности участников рынка.

Бесспорным признаком порядка на рынке образовательных услуг является нормативное регулирование отношений сторон в сфере образования, опирающееся на нормы, содержащие объемы прав сторон и их ответственности друг перед другом и перед обществом. Нормы, которым необходимо следовать непосредственно участникам рынка и которые устанавливают объемы их прав и ответственности, могут содержаться в общем и специальном законодательстве, международных соглашениях, подзаконных и иных нормативных документах. Таковыми являются, например, перечни приемлемых организационно-правовых форм учебных заведений, правила поступления в вузы и отчисления из них, правила добросовестного поведения на рынке образовательных услуг, контрактные обязательства сторон, страхование ответственности, в отдельных странах - лицензионные и/ или аккредитационные требования.

Менее очевидным признаком порядка является система стандартов и/ или бенчмарок, которые ориентированы на деятельность учебных заведений - субъектов рыночных отношений и выразителей рыночных интересов. В отличие от России, где с советских времен наблюдается приверженность к государственной стандартизации, при которой установление стандартов является исключительной прерогативой государства и которая фактически выступает как часть государственного нормотворчества, в большинстве стран с рыночно ориентированной экономикой стандарты, применяемые для конфигурации рынка образовательных услуг, как правило, не устанавливаются государством. Они не обладают значением правовых норм и являются следствием достижения консенсуса между разными интересантами, в том числе внут-

ри самого профессионального образовательного сообщества.

Необходимость такой институциональной стандартизации на рынке образовательных услуг состоит в корреспондировании сферы образования как сектора рынка с другими секторами рынка товаров и услуг, а также с рынком труда по принципу взаимодействия сообщающихся сосудов; при этом достигается унификация платформы развития высших учебных заведений как участников рынка. Объектами стандартизации могут становиться:

• элементы образовательных услуг, а именно содержание и технологии оказания образовательных услуг, технологии и методики обучения, содержание и формы учебно-методических материалов, требования к академическому и функциональному персоналу, составу фондов университетских библиотек, а также к образовательному менеджменту;

• элементы системы сопровождения образовательных услуг, например, образовательные и околообразовательные сервисы (информационные, профориентационные, консультационные, рекрутинговые, факультативные, развлекательные), предлагаемые учебными заведениями;

• критерии оценки качества образовательных услуг на основе экспертиз результатов обучения, а также гарантии качества образования на основе экспертиз образовательных программ и условий их реализации, включая оценку влияния научных исследований, экономики вузов и структуры управления вузами на обеспечение качества образования;

• регламенты проведения процедур оценки результатов обучения, гарантий качества образования и показателей деятельности учебных заведений, механизмов сопоставления и сравнения ихмеждусобой, а также способов обеспечения прозрачности в деятельности участников рынка;

• регламенты обеспечения публичности оценок и сопоставлений, например, посредством ранжирования и рейтингования

учебных заведений и реализуемых ими образовательных программ, в целях привлечения к ним внимания потенциальных инвесторов - государства с его возможностями финансирования бесплатного образования, учащихся и работодателей, склонных к самостоятельному финансированию обучения.

Стандарты, применяемые для упорядочения деятельности участников рынка в качестве критериев качества, обычно отличаются от административных стандартов и регламентов тем, что содержат типовые и примерные модели поведения и выстраивания бизнес-процессов. Такие стандарты могут иметь письменную и устную формы (писаные и неписаные правила).

Применение перечисленных инструментов конфигурации рынка образовательных услуг как звеньев одной системы с соблюдением единства и непротиворечивости их содержания свидетельствует о приверженности идее целостного порядка. Несистемное применение указанных инструментов дает основания оценивать порядок на рынке как частичный, не соответствующий задачам упорядочения. Мировой тенденцией является, однако, стремление к целостному упорядочению рынка образовательных услуг.

Одним из наиболее характерных проявлений названной тенденции в последние десятилетия ХХ в. и в начале XXI в. стало проникновение идеологии упорядоченного рынка образовательных услуг в область трансграничных отношений. Формирование мирового образовательного пространства открывает возможности международной академической мобильности, трансграничных и интегрированных подходов к производству и оказанию образовательных услуг, ориентации результатов обучения на запросы международного рынка труда и постепенно глобализуемыхрынков товаров и услуг.

Мировой рынокобразовательных услуг имеет перспективы сделаться со временем территорией наиболее последовательного

распространения идеологии целостного упорядочения, явить мировой образовательный порядок. Не случайно современные конфигурации рынков образовательных услуг постепенно раздвигают государственные границы; подтверждение тому мы находим, например, в содержании Болонской декларации и Лиссабонской конвенции.

Полюсами являются, однако, не только порядок и беспорядок, целостное и частичное упорядочение рынка, но также рациональный и иррациональный характер порядка на рынке образовательных услуг. Упорядочение рынка вовсе не означает, что установленный порядок обязательно является рациональным.

Смысл выделения категории рационального порядка состоит в определении такого типа рыночного порядка, который стимулирует его развитие и поощряет инновации в образовании. Такой порядок подчиняет развитие и инновации необходимости обеспечения качества образования, превращает качество образования в центр согласия интересов сторон рынка, делает конкуренцию участников рынка «за высокое качество образования» основой достижения такого согласия и способствует повышению устойчивости рынка образовательных услуг на платформе укоренения интереса его участников к производству качественных услуг и обеспечению благополу-чателям эффективного доступа к ним.

Рациональная стандартизация на рынке образовательных услуг не исключает возможности для вузов вести себя нестандартно, например, использовать авторские методики обучения и структурирования учебного процесса, оригинальные учебники. Однако любые нестандартные подходы раздвигают складывающиеся на рынке образовательных услуг представления о возможностях и границах стандартов и сами становятся стандартными, как только признаются другими сторонами рынка как соответствующие их законным интересам. Поэтому стандарты в образовании должны поощрять инициативу и творчество как

конкурентные преимущества, работающие на конкурентоспособность вузов.

Порядок на современном рынке образовательных услуг становится рациональным при соблюдении ряда условий. Среди них:

• приверженность целостному характеру упорядочения рынка образовательных услуг на платформе согласия интересов сторон рынка, вытекающего из задач обеспечения конкурентоспособности каждой стороны в отдельности и необходимости взаимного влияния сторон для обеспечения и укрепления конкурентоспособности каждой стороны;

• ориентация результатов обучения на квалификационные рамки, согласованные представления об объемах профессиональных и личностных компетенций выпускников, на государственные требования в сфере высшего образования; рассмотрение государственных требований как выражения позиций одновременно одной из сторон рынка образовательных услуг и его ключевого конфигуратора;

• рациональный выбор участниками рынка организационно-правовых форм деятельности, содержания и структуры образовательных программ, содержания, технологий и методик обучения, а также других условий реализации образовательных программ, наиболее точно подходящих под миссии, цели и профили их деятельности;

• институционализация отношений на рынке образовательных услуг, закрепление за государством специфических функций проводника государственной образовательной политики и ключевого конфигуратора рынка в сочетании с созданием условий добросовестной деятельности на рынке его участников, заинтересованных сторон и специализированных институтов по стандартизации, аккредитации, внешней оценке качества образования, образовательного аудита, аудита применяемых бизнес-моделей и др.;

• поощрение принципов добросовестного поведения и взаимодействия, в том

числе добросовестного партнерства и добросовестной конкуренции; поддержание устойчивости рынка с помощью мер, направленных на защиту и развитие добросовестной конкуренции и добросовестного партнерства, а также с помощью самих добросовестных участников рынка;

• защита и развитие права участников рынка на обеспечение и укрепление конкурентоспособности; формирование и воспроизведение ориентации участников рынка, придерживающихся принципов добросовестного поведения, на конкурентоспособность; укоренение добросовестной конкуренции как эффективной формы взаимодействия участников рынка образовательных услуг в сочетании с сотрудничеством и партнерством;

• сочетание прав акторов и заинтересованных сторон на действия внутри рынка образовательных услуг (включая участие в конкуренции и развитие собственной конкурентоспособности) с их взаимной ответственностью; формирование и воспроизведение системы многосторонней ответственности заинтересованных сторон (включая систему их взаимных гарантий в сфере высшего образования);

• обеспечение рациональных начал процессов инвестирования ресурсов в развитие образовательных услуг и их компонентов любой заинтересованной стороной, включая государство, инвестирующее средства в развитие бесплатного образования;

• формирование государственной образовательной политики, учитывающей реалии и тенденции эволюции рынка образовательных услуг, включая необходимость сочетания интересов участников рынка, его заинтересованных сторон, участников смежных рынков; согласование политики на рынке образовательных услуг с политикой на рынке труда, в том числе на рынке труда педагогических работников, в других секторах рынка товаров и услуг; опора на локомотивы конкурентоспособности, наиболее восприимчивые к инновациям; ориентация на потребителей, определение «об-

разовательного сегмента» в конкурентной политике, антимонопольном регулировании и др.;

• поощрение международной открытости национальных рынков образовательных услуг, включая стимулирование участников рынка к международному сотрудничеству, направленному на укрепление конкурентоспособности их деятельности и результатов деятельности, а также поощрение специализированных институтов рынка образовательных услуг к международной деятельности по стандартизации, оценке качества образования и тем самым

- к участию в выстраивании мирового образовательного порядка.

Перечисленные условия так или иначе определяют концентрацию законных интересов сторон рынка на таких системных свойствах, как добросовестное поведение на рынке, конкурентоспособность и качество образования. Поэтому отличие рационально упорядоченного рынка от иррационально упорядоченного состоит в том, что в первом конфигурация рынка способствует поддержанию и укреплению конкурен-

тоспособности образовательных услуг, обеспечению качества результатов обучения, гарантий качества образования и добросовестной практике поведения на рынке. Рациональный порядок на рынке обра-зовательныхуслуг становится платформой рационального поведения и рациональной мотивации участников данного рынка.

Литература

1. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза

профессиональной деятельности. М., 1982.

2. См.: Круглый стол «Вопросы теории кон-

куренции» // Современная конкуренция. 2010. № 3.

3. См.: Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и

практика. М.: ГНОМ и Д, 2001.

4. См.: РубинЮ.Б. Конкуренция: упорядочен-

ное взаимодействие в профессиональном бизнесе. - М.: Маркет ДС, 2006.

5. См.: Рубин Ю.Б. Дискуссионные вопросы со-

временной теории конкуренции // Современная конкуренция. 2010. № 3. С. 58-62.

6. См.: Рубин Ю.Б. Бесплатное ВПО в России:

взаимные интересы и взаимные гарантии // Высшее образование в России. 2010. №3. С. 24-37.

RUBIN YU. EDUCATION MARKET: FROM THE QUALITY TO THE COMPETITIVE BUSINESS MODELS

The notion “education market” which is widely used in everyday life and frequently mythologized requires special and comprehensive analyses. The author focuses on the essence of the market mechanisms operating in the educational sphere.

Keywords: education market, business models in educational sphere, education market configuration.

А.С. РОБОТОВА, профессор РГПУ им. А.И. Герцена

Авторское «я» настойчиво останавливает этот порыв - писать о языке, дискурсе, о языковой образованности людей науки, о языковой личности. «Зачем? » - вопрошает моё «я ». Писать надо о педагогике, образовании и его модернизации, раз-

Языковая образованность в эпоху постмодерна

1 Мысль движется смыслом!

Г.Г. Шпет

бираться в непрекращающихся образовательных новациях, технологиях, создавать новые концепции и пр., и пр. Ну, может быть, анализировать всё расширяющийся и становящийся диффузным педагогический тезаурус, многозначность педагогичес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.