Научная статья на тему 'Рынок медуслуг в Нижнем Новгороде: состояние, тенденции, перспективы'

Рынок медуслуг в Нижнем Новгороде: состояние, тенденции, перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
388
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / МЕДУСЛУГИ / СОСТОЯНИЕ / ТЕНДЕНЦИИ / ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Козлова Н. В.

По уровню развития социальной сферы Нижегородская область занимает средние позиции по России. Областное здравоохранение постепенно реформируется в соответствии с общегосударственными тенденциями в этой сфере, но остаются нерешенными многие медико-социальные проблемы. В этих условиях нижегородский сектор коммерческой медицины приобретает все большее значение, его услуги становятся все более популярными среди населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Козлова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок медуслуг в Нижнем Новгороде: состояние, тенденции, перспективы»

38 ^^^^^^^^^

Н РСМСНииМ 2006 декабрь

Н.В.КОЗЛОВА, научно-исследовательский центр «ЭОН», Нижний Новгород

Рынок медуслуг в Нижнем Новгороде:

СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ

По уровню развития социальной сферы Нижегородская область занимает средние позиции по России. Областное здравоохранение постепенно реформируется в соответствии с общегосударственными тенденциями в этой сфере, но остаются нерешенными многие медико-социальные проблемы. В этих условиях нижегородский сектор коммерческой медицины приобретает все большее значение, его услуги становятся все более популярными среди населения.

К настоящему времени структура нижегородского рынка коммерческой медицины окончательно не сформирована. Процесс развития рынка сопровождается появлением новых медицинских центров, инновационных технологий, новых принципов функционирования медицинских учреждений. На сегодня в Нижнем Новгороде активно действуют 82 медицинских центра и 120 стоматологических клиник и кабинетов, оказывающих платные медицинские услуги1. В марте 2006 г. научно-исследовательский центр «ЭОН» провел исследование, посвященное изучению рынка платных медицинских услуг в Нижнем Новгороде. Сбор информации проводился во всех районах города. В опросе приняли участие 614 нижегородцев, пользовавшихся платными медицинскими услугами. Выборка квотная, репрезентативная по основным социально-демографическим характеристикам (пол, возраст, район).

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ | ПОРТРЕТ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПЛАТНЫХ

медицинскихуслуг^^М

По результатам исследования 81% нижегородских домохозяйств являются потребителями платных медицинских услуг. Среди потребителей платных медицинских услуг доминируют женщины в

1 Мир медицины и фармации, здоровья и красоты. Справочник медицинских и оздоровительных учреждений и фирм Н.Новгорода и области. 2005.

возрасте 35—54 лет. Реже к коммерческой медицине обращается молодежь в возрасте 20—24 лет и лица старше 55 лет. Среди клиентов коммерческих медицинских учреждений преобладают люди, имеющие неоконченное высшее и высшее образование (60%). Четверть пользователей платных услуг обладают средним специальным образованием. Наибольшую долю потребителей платных медицинских услуг составляют служащие и рабочие (26 и 25%, соответственно). Далее следуют инженеры и специалисты (19%). Предприниматели составляют 8%. Наименьшим спросом платные медицинские услуги пользуются у студентов, учащихся, домохозяек, безработных, пенсионеров (по 5%, соответственно), а также среди непроизводственной интеллигенции (2%), что обусловлено низкой покупательской способностью этих групп. Подавляющее большинство потребителей имеют средний уровень дохода,

при котором денег хватает на одежду и продукты питания, но на более крупные покупки приходится откладывать (62%). При этом доходами выше среднего обладает каждый пятый клиент коммерческих медицинских учреждений (табл. 1).

Люди с доходом 10—15 тыс. руб. на семью — самая многочисленная потребительская группа на рынке платных медицинских услуг (27%). Чуть меньше доля тех, чей семейный доход варьируется в диапазоне 6—10 тыс. руб. (24%). Реже встречаются люди с доходом 15— 20 тыс. руб. (19%). Самая малочисленная группа — потребители платных услуг с доходом более 30 000 руб. (3%), что связано с малочисленностью представителей данной группы в городе относительно других.

Чаще всего к платным услугам обращаются супружеские пары с детьми (52%). Среди клиентов коммерческих медицинских услуг реже встречаются бездетные супружеские пары, неполные семьи (по 15%, соответственно) и одинокие (10%). Доля расширенных семей, включающих три поколения, в структуре пользователей платных медицинских услуг незначительна и не превышает 7%.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ НА РЫНКЕ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ1

Наиболее прибыльные направления коммерческой медицины сегодня — стоматология и диагностика. Именно им принадлежит наибольшая доля рынка. Так, к стоматологу обращается 68,4% нижегородцев, доля потребителей этой услуги в общем объеме

таблица 1| Уровень доходов среди потребителей платных

медицинских услуг, %

Уровень доходов %

Денег вполне достаточно, чтобы ни в чем себе не отказывать 7

Покупка большинства товаров длительного пользования (холодильник, телевизор) не вызывает у нас трудностей 21

Денег достаточно для приобретения продуктов питания и одежды, на более крупные покупки приходится откладывать 62

Денег хватает только на приобретение продуктов питания 8

Денег не хватает даже на приобретение продуктов питания 0

МЕНЕДЖМЕНТ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

декабрь 2006 РШШ1ШМ

рисунок 1

| Причины обращения в медицинский центр, %

При острой необходимости Нужна консультация специалиста Диагностика состояния здоровья Когда не помогает самолечение Профилактика заболеваний Легкое недомогание, дискомфорт

58

10 20 30 40 50 %

рисунок 2

Объем приемлемых затрат на медицинские услуги в месяц, %

6 2_

1 — До 3000 рублей, 47%

2 — 3000—6000 руб., 21%

3 — 6000—10 000 руб., 11%

4 — 10 000—15 000 руб., 7%

5 — 15 000—30 000 руб., 2%

6 — Более 30 000 руб., 0%

7 — Затрудняюсь ответить, 12%

рисунок 3

потребления составляет 54,8%. Практически каждый пятый потребитель платных медицинских услуг пользуется различными методами диагностики (22%); эта услуга в общем объеме потребления составляет 5%. По размерам средств, затрачиваемых нижегородцами на поддержание здоровья, второе место занимают услуги массажиста: 6,2% — доля в общем стоимостном объеме. Несколько реже пациенты обращаются к гинекологу (11%). Не столь популярны услуги хирурга, кардиолога и офтальмолога. Реже всего горожане обращались к онкологу, урологу (по 3%) и эндокринологу (2%). При этом необходимо учитывать, что люди, участвующие в опросе, не склонны говорить о проблемах в области гинекологии и урологии.

Востребованность того или иного вида медицинских услуг непосредственно связана с самооценкой здоровья населением. В целом среди потребителей платных медицинских услуг преобладают умеренно-позитивные оценки своего здоровья. Нижегородцы не склонны давать крайних оценок: никто не считает состояние своего здоровья очень плохим, и лишь 6% горожан отмечают, что не имеют проблем со здоровьем. Большая часть потребителей оценивают состояние своего здоровья как удовлетворительное, а 38% считают его хорошим. Немногие потребители платных медицинских услуг выражают недовольство своим здоровьем. Сопоставляя эти показатели с общегородскими

| Способы оплаты медицинских услуг, %

1 — Через кассу, 72%

2 — Лично врачу, 20%

3 — По безналичному

расчету, 1%

4 — Через страховую

компанию ДМС, 2%

5 — Затрудняюсь ответить , 5%

(с результатами других исследований в аналогичной сфере среди всего населения города), выясняется, что потребители платных медицинских услуг более позитивно оценивают свое здоровье, нежели жители Нижнего Новгорода в целом2. По всей вероятности, это обусловлено психологическим фактором: потребителям коммерческой медицины в большей степени свойственны позитивные установки. Несмотря на динамичный рост сектора коммерческой медицины, ее доступность всегда будет ограничена. Большая часть нижегородцев пользуется платными услугами нерегулярно. При этом чаще всего горожане обращаются за платной медицинской помощью 1— 2 раза в год и реже (39%), около трети потребителей — 1 раз в полгода. Реже встречаются те, кто прибегает к плат-

2 Оценка уровня бедности в трех пилотных районах Нижегородской области. Первый мониторинговый отчет (февраль 2005 г.). Представлен Харт Групп. 2005 г. /

http://www.government.nnov.ru/_data/objects/12 122Z1.doc

3 Оценка уровня бедности в трех пилотных районах Нижегородской области. Первый мониторинговый отчет (февраль 2005 г.). Представлен Харт Групп, 2005 г. /

http://www.government.nnov.ru/_data/objects/12 122Z1.doc.

ным медицинским услугам 1 раз в 2—3 месяца. Доля лиц, активно пользующихся платными медицинскими услугами, невелика: 3% потребителей посещают врача 2—3 раза в месяц и 2% — 1 раз в неделю и чаще.

Особенно показателен тот факт, что чаще жители Нижнего Новгорода прибегают к услугам коммерческой медицины в случае острой необходимости и значительно реже обращаются в медицинский центр с целью диагностики состояния здоровья или за консультацией специалиста (рис. 1).

Таким образом, практика пользования медицинскими услугами ориентирована главным образом на лечение, а не на профилактику. Это подтверждает и тот факт, что покупка лекарств нижегородцами не связана напрямую с назначением их врачами. Все большее число семей предпочитают лечиться и поддерживать свое здоровье, самостоятельно покупая лекарства в аптеках3.

СТРУКТУРА РАСХОДОВ НА ПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ

Объем расходов на платные медицинские услуги среди нижегородцев растет с каждым годом. Это непосредственно связано с ростом общего благосостояния населения. Субъективное восприятие цен на медицинские услуги оказывает определенное влияние на востребованность коммерческой медицины. По мнению большинства нижегородцев, стоимость услуг в тех центрах, куда они обращаются, соответствует средне-

39

1

5

40

РШЕШШМ 2006 декабрь

РЫНОК МЕДУСЛУГ В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ: СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ

му уровню; однако часть горожан считает, что уровень цен этих медицинских учреждений довольно высок. В целом уровень цен медицинских центров, по оценкам нижегородских потребителей, вполне приемлем. Большая часть из них отметили, что могут себе позволить пользоваться услугами коммерческой медицины, если сэкономят, а у каждого пятого пациента оплата медицинских услуг не вызывает затруднения. Десятая часть нижегородцев призналась, что оплата медицинских услуг вызывает большое затруднение, и лишь незначительная доля пациентов отмечает, что платное лечение слишком дорого для них.

Фактор цены по-прежнему является одним из основных критериев выбора медицинского учреждения (рис. 2). Наиболее приемлемый ежемесячный размер затрат на медицинские услуги на семью составляет не более 3000 руб. (48%). При этом каждый пятый клиент платных медицинских учреждений готов потратить от 3000 до 6000 руб. в месяц. Реже встречаются потребители, которые могут себе позволить затраты

в размере от 6000 до 10 000 руб. на всю семью (11%). Затраты на лечение, превышающие 10 000 руб., доступны немногим (10 000—15 000 руб. могут потратить 7%, свыше 15 000 руб. — 2%). Следует также учесть, что размер затрат на медицинские услуги зависит главным образом от обстоятельств — тяжести заболевания, необходимости использования дорогостоящих методов и прочего, в связи с этим примерно каждый десятый нижегородец затруднился указать приемлемый для его семьи размер месячных трат на медицину.

В процессе формирования сектора коммерческой медицины сложилась определенная структура оплаты услуг (рис. 3). Для абсолютного большинства пользователей платных медицинских услуг предпочтительной формой оплаты является наличный расчет: около двух третей населения оплачивают медицинские услуги через кассу, пятая часть пациентов — непосредственно врачу. Доля тех, кто пользуется услугами страховых компаний, пока мала и составляет всего 2%. По безналичному

расчету оплата медицинских услуг практически не осуществляется. Таким образом, завершая анализ ситуации на рынке медицинских услуг, можно сделать следующие основные выводы.

Нижегородский рынок медицинских услуг по широте ассортимента и уровню конкуренции отстает от московского и санкт-петербургского, но основные тенденции развития совпадают со столичными. Наблюдаются две уравновешивающие друг друга тенденции: на фоне ухудшения состояния социальной медицины и роста медико-социальных проблем наблюдается быстрое развитие сектора коммерческой медицины. Лидирующие позиции на рынке занимают стоматология, диагностика и массаж. Растет интерес к альтернативной нетрадиционной медицине. Основным ограничителем роста рынка выступает уровень доходов населения и объем платежеспособного спроса. В качестве хозяйствующих субъектов, воздействующих на рынок, значительную роль начинают играть страховые компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.