УДК 336.74 JEL F37
Шайдуллина Венера Камилевна
канд. юр. наук, ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва e-mail: [email protected]
Shaydullina Venera
Candidate of Law, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow e-mail: [email protected]
DOI 10.26425/1816-4277-2018-4-140-144
РЫНОК КРИПТОВАЛЮТ: ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ
Аннотация. Проведен анализ рынка криптовалют, изучена практика государственного регулирования криптовалют. В ходе исследования рынка криптовалют и опыта его регулирования, выявлено определенное сходство. Каждое государство стремится к созданию благоприятного климата развития новых технологий (блокчейн), учитывая большой потенциал использования технологии в государственном и частном секторе. В связи с тем, что происходит стремительный рост рынка криптовалют, государство, не адаптировав действующее национальное законодательство под существующие вызовы цифровой экономики, сталкивается с недополучением доходов в бюджет, поскольку криптовалюта находится за пределами правовой юрисдикции. Сегодня насчитывается свыше тысячи разных криптовалют, соответственно, поэтому должны быть разработаны стандарты их регулирования.
Ключевые слова: криптовалюта, блокчейн, цифровизация, цифровая экономика, правовое регулирование, институционализация.
THE CRYPTOCURRENCY MARKET: THE DEVELOPMENT FORECAST
Annotation. This article presents the analyze of the cryptocurrency market, the practice of state regulation of the cryptocurrency. During the market research of the cryptocurrency and the experience of its regulation, author identified certain similarities. First, each state strives to create a favorable climate for the development of new technologies (blockchain), seeing a great potential for using technology in the public and private sectors. Secondly, there is a rapid growth of the cryptocurrency market, and the state, not adapting the existing national legislation to the existing challenges of the digital economy, faces a lack of revenue to the budget, since the cryptocurrency is outside the legal jurisdiction. Third, today there are over a thousand different cryptocurrencies, accordingly, unified standards for their regulation should be developed.
Keywords: cryptocurrency, blockchain, digitization, digital economy, legal regulation, institutionalization.
Начало XXI века характеризуется стремительным развитием цифровых технологий, вызванным процессами глобализации экономики и революцией в информационной сфере. Информация превратилась в основной ресурс в процессах хозяйствования и в обществе. В руках человека информация преобразуется в знания, а социальные и экономические отношения все в большей степени переносятся в сетевое пространство. В качестве ключевого фактора цифровой трансформации в деятельности рыночных субъектов выступает развитие цифровой культуры. В настоящее время институциональная структура общества трансформационного типа обладает своими специфическими особенностями, требуя формирования и развития цифровой экономики, что является сегодня одной из наиболее актуальных задач [1].
Особое значение отводится рассмотрению регулирования криптовалют, изучению иностранного опыта и возможностей его применения в российских условиях.
Исследованием сферы инструментов и категорий криптовалют и цифровой экономики занимаются многие отечественные и иностранные теоретики и практики [3, с. 9]. Российские исследователи также занимаются изучением вопросов исследования инструментария цифровой экономики и государственного регулирования сферы криптовалют. Учеными дано научное представление о таком явлении, как «цифровая экономика». По мнению исследователей, эта тема является довольно обширной и пользуется большой популярностью не только в России, но и во многих иностранных государствах. Ажиотаж вокруг данной сферы, как и отсутствие единого понятийного поля, провоцируют возникновение большого числа несовместимых мнений, приводя к отсутствию возможности для конструктивного диалога. Большинство специалистов понимают термин «цифровая экономика» слишком узко, уделяя внимание только отдельным ее сторонам. Внедрение новых технологий, тотальная автоматизация и цифровизация - закономерный, естественный, а потому неизбежный процесс.
Наряду с этим, никто не обладает целостной картиной будущего (ни отдаленного, ни ближайшего). Поэтому результаты предстоящих изменений не предопределены [4].
Многие ученые посвятили свои труды изучению проблематики создания унифицированной цифровой платформы цифровой экономики. Проводятся обсуждения путей создания информационного общества. Обсуждаются и вопросы, касающиеся дальнейшего развития цифровой экономики как цифровой экосистемы будущего общества. Проводится исследование проблем воздействия технологии криптовалют на финансовую сторону цифровой экономики. Обоснована возможность использования блокчейн-технологии как унифицированной цифровой платформы цифровой экономики будущего, изучается вопрос о расширении сферы применения блокчейн-технологии [2, с. 12].
Отметим, что в качестве новейшей разновидности платежных инструментов, порожденной, в основном, научно-техническим прогрессом, чем эволюцией денежно-финансовых отношений, выступают электронные платежные инструменты. При этом данный термин, как и некоторые другие понятия (например, «электронные расчеты», «электронные деньги» и др.) не имеют однозначного и четкого определения в теории [5]. Материалы посвящены разбору основных свойств криптовалют на примере биткойн (Вйсот), оказывающих существенное влияние на экономику в XXI столетии, а также проблемам лицензирования криптовалют в Российской Федерации и способам решения этой проблемы.
Конкурентоспособность современных банковских структур, функционирующих на рынке, находится в непосредственной зависимости от внедрения новых банковских технологий и продуктов. Ученые приводят характеристику криптовалюты биткойн, рассматривают ее недостатки и достоинства, а также специфику биткойн-технологии.
В соответствии с данными Santander-банка, использование банками распределенного реестра даст возможность добиться существенной экономии на инфраструктуре (вплоть до 20 млрд долл. США ежегодно до 2022 г.). Такие реестры будут более дешевыми в плане эксплуатации, чем те, которые используют сегодня, и позволят предотвратить замораживание активов на несколько часов или дней, за которые проходят операции по переводу сегодня. Проблемы, связанные с контролем над оборотом и эмиссией криптовалют, рассматривают параллельно с понятием криптовалюты и общими свойствами этих валют.
Рассмотрим наиболее актуальные вопросы, связанные с использованием криптовалют в Китае. Основное внимание уделено правовому регулированию обращения биткойн и других криптовалют, а также неоднозначному отношению властей КНР к криптовалютам и возможным путям экспериментального внедрения цифровой валюты в обращение. Нормативно-правовое регулирование операций с цифровой валютой в Китае осуществляется регламентирующими документами НБК и других профильных ведомств. Вместе с тем, действует процедура по обязательной регистрации участников. Предусмотрен контроль сайтов, посредством которых проводят операции с виртуальными валютами, в том числе с биткойн.
На фоне такого активного анализа криптовалют, актуальными продолжают оставаться вопросы, касающиеся их государственного регулирования. В частности, правового регулирования и определения биткойн на мировом рынке; выпуска крипторубля; возможностях и угрозах, связанных с неправомерным использованием таких платежных систем; существующих подходах международного регулирования криптовалют в отдельных зарубежных юрисдикциях [6].
На основании анализа научной литературы по вопросу государственного регулирования криптовалют, появляется возможность дать определение современного состояния исследований, выявить недостаточную изученность использования широким кругом потребителей криптовалюты в связи с отсутствием правовой защищенности. В связи с этим должен быть проведен анализ регулирования криптовалют, его рисков и правового обеспечения.
Регулирование криптовалюты в современных экономических процессах не может быть изучено таким образом, каким проводится исследование процессов в естественных науках. Это объясняется тем, что данные процессы не протекают в «чистом виде», переплетаясь с политическими и социальными процессами. Так, их можно понять лишь путем применения метода научной абстракции, предполагающего очищение исследуемого явления или предмета от переходящего, случайного и частного, а также выделение типичного, постоянного и существенного.
В настоящее время в мире существует свыше 1170 видов криптовалют. Общая капитализация всех криптовалют по состоянию на 15.10.2017 г. составила 169,81 млрд долл. США. Но наибольшей популярностью пользуются такие криптовалюты, как Вйсот и ЕШегшт (табл. 1).
Таблица 1
Капитализация криптовалют, 1 квартал 2018 г.
Наименование Тикер Капитализация, долл. США
Bitcoin BTC 136 026 911 004
Ethereum ETH 35 084 819 663
Bitcoin Cash BCH 21 742 667 409
Dash DASH 4 343 640 613
Litecoin LTC 3 827 160 676
Monero XMR 2 428 870 158
Ethereum Classic ETC 1 742 612 117
Zcash ZEC 827 583 097
Hshare HSR 697 168 445
BitConnect BCC 629 990 946
Komodo KMD 246 357 566
Источник: [7]
Эти криптовалюты принимают все существующие обменные пункты и биржи. Прочие криптовалюты основываются на открытом коде Bitcoin и почти ничем от него не отличаются. Они выступают в качестве производных инструментов Bitcoin, что объясняет их меньшую распространенность. Удельный вес в капитализации криптовалют Bitcoin находится на первом месте (54,22 %), Etherium - на втором (18,43 %). Таким образом, на пятерку наиболее капитализированных и распространенных криптовалют приходится около 84,7 % удельного веса, а на все прочие криптовалюты - всего 16,3 % удельного веса (по состоянию на начало 2018 г.). Отметим, что на рынке капитализации происходит перераспределение удельного веса криптовалют. В частности, удельный вес в капитализации данного рыка Bitcoin составлял 78,52 %, Etherium — 11,77%, а по количеству наименований криптовалют произошло увеличение — с 500 до 1170 штук.
Также наблюдается тенденция постепенного снижения удельного веса Bitcoin, что свидетельствует о перспективности инвестирования в другие криптовалюты. Прежде всего, это вызвано возникновением новой модели краундфандингового инвестирования при помощи криптовалют, получившей название «первичное размещение монет» (initial coin offering, далее - ICO).
Проведя изучение динамики капитализации криптовалют, видим постепенно восходящий тренд. В частности, по состоянию на 27.08.2013 г. капитализация рынка криптовалют составила 1,54 млрд долл. США; 01.09.2015 г. — 3,96 млрд долл. США, т. е. за период с 2013 г. по 2015 г., рост капитализации составил, в среднем, около 2,5 млрд долл. США. При этом отметим, что «золотой период» рынка криптовалют произошел в 2017 г. Так, по состоянию на начало 2017 г., капитализация рынка составила около 18 млрд. долл. США, а в начале 2018 г. произошел практически десятикратный рост (175 млрд долл. США). В первую очередь, это было вызвано популярностью финансирования проектов через ICO, непризнания либо признания регуляторами новой эпохи функционирования рыночных отношений. Стремительный темп роста криптовалют не остался без внимания регуляторов многих государств, в том числе России. Ими создавались риски неурегулированности отношений между субъектами правовых отношений, образуя юридический вакуум.
В случае с некоторыми отдельными государствами, историческим срезом четко демонстрируется полная неспособность многих стран к компетентному и адекватному реагированию на цифровизацию, технологический прогресс и инновации. С этой точки зрения документы могут рассматриваться в качестве своеобразных хроников регуляторной энтропии и, что более важно, ситуация с криптовалютами неплохо коррелирует с несистемными попытками регулирования большинства других инновационных феноменов.
В мировой практике сущность криптовалюты как валютной единицы не идентифицирована юридически. Некоторые государства (Япония, Соединенные Штаты) идентифицируют криптовалюту в качестве цифрового товара, облагая ее налогом в соответствии с действующим законодательством [8]. Но за криптовалюту можно приобрести реальные услуги и товары. Тогда выходит, что в настоящее время начинается прогресс бартерной системы обмена «криптовалюта-услуга/товар». Но государства готовят нормативные документы и законодательные акты, при помощи которых криптовалюта может быть идентифицирована и урегулирована.
Россия пошла по двум путям. С одной стороны, должно быть урегулировано обращение ранее эмитированных криптовалют. Они должны быть идентифицированы в правовом поле в качестве «цифрового актива». С другой стороны, должны быть раскрыты и исследованы преимущества имитирования крипторубля (национальный криптовалюты).
С позиции ФАТФ (FATF, англ. Financial Action Task Force) криптовалюты несут значительную угрозу деятельности, связанной с противодействием легализации доходов, полученных преступным путем [9].
Конвертируемые криптовалюты потенциально уязвимы с позиции их незаконного использования с целью финансирования терроризма и отмывания денег. Этому есть много причин, большинство из которых перечислены в Руководстве по НПМУ от 2013 г. В первую очередь, ими может быть обеспечена более высокая степень анонимности в сравнении с традиционными способами безналичных платежей. Системы виртуальных валют, которые могут использоваться в торговле через Интернет, характеризуются отсутствием прямого взаимодействия с клиентами, позволяя осуществлять анонимное финансирование (финансирование третьими лицами или наличными деньгами через виртуальные обменные пункты, в которых не проводится надлежащая идентификация источника финансирования). Кроме того, ими может быть обеспечена возможность осуществления анонимных переводов, если не установлена личность получателя и отправителя средств. С позиции риска анонимности децентрализованные системы являются наиболее уязвимыми.
Итак, в настоящее время существует свыше тысячи разных криптовалют, требующих разработки единого стандарта их регулирования, адаптации законодательства в налоговой сфере, а также идентификации криптовалют для получения дохода.
Иностранные государства в ходе регулирования криптовалют стремятся к созданию благоприятного климата развития новых технологий (блокчейн), видя огромный потенциал использования технологии в разных секторах экономической и социальной деятельности, а также потенциал использования криптовалют в целях инвестирования среднего и малого бизнеса в регионах.
Основываясь на проведенных исследованиях, многие авторы видят направления дальнейших разработок в изучении возможностей правового урегулирования, эмиссии крипторубля (национальный криптовалюты), а также использования его для финансирования федеральных целевых программ, с учетом его преимуществ.
Крипторубль, который может быть введен в обращение, означает формирование новых институциональных условий для развития и функционирования российского национального финансового рынка. При этом важно понимать, что криптовалюта не может полностью заместить традиционные платежные средства и способы осуществления платежей ни в средне-, ни в краткосрочной перспективе.
В связи с этим, для обеспечения национальной экономической безопасности, особой актуальностью обладает унификация действующего российского налогового и финансового законодательства с актами международного права, в части экономических и организационных подходов к обращению и эмиссии мировых и национальной криптовалюты. Это даст возможность создать ряд новых финансовых инструментов, которые могут быть использованы в целях стимулирования роста национальной экономики, которая сегодня постепенно выходит из зоны кризиса, демонстрируя тенденцию к дальнейшему росту.
Библиографический список
1. Бабкин, А. В. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития / А. В. Бабкин, Д. Д. Буркальцева // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. - 2017. - Т. 10, № 3. - С. 9-25.
2. Бауэр, В. П. Проблемы на пути создания унифицированной цифровой платформы цифровой экономики. М.: РАЕН, 2017. - 39 с.
3. Кешелава, А. В. Введение в «цифровую» экономику. М.: ВНИИГеосистем, 2017. - 28 с.
4. Коробейникова, О. М. Инновационные платежные инструменты в платежных системах / О. М. Коробейникова, Д. А. Коробейников, О. Назарбаев // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. -Т. 5, № 11 (11). - С. 102-104.
5. Куприяновский, В. П. и др. Экономика инноваций цифровой железной дороги. Опыт Великобритании // International Journal of Open Information Technologies. - 2017. - Т. 5, № 3. - С. 79-99.
6. Савинский, С. П. Криптовалюты и их нормативно-правовое регулирование в КНР // Деньги и кредит. - 2017. - № 7. -С. 65-67.
7. Топ-100 криптовалют [Электронный ресурс] // URL: https://bitcoinnews.blog/cryptocurrencies (дата обращения: 12.03.2018).
8. Quek L. How Initial Coin Offerings («ICOs») are regarded or regulated in various countries. Available at: http://www.singapore-lawwatch.com/slw/attachments/113135/1712-01%20Initial%20Coin%200fferings.pdf (accessed: 28.12.2018).
9. Scheele M. Initial coin offerings - asking the right regulatory questions. Available at: https://talkingtech.cliffordchance.com/ content/micro-cctech/en/fintech/initial-coin-offerings/_jcr_content/text/parsysthumb.pdf (accessed: 28.12.2018).
References
1. Babkin A. V., Burkal'tseva D. D. Formation of the digital economy in Russia: essence, features, technical normalization, development problems // Scientific and technical statements of SPbSPU. Economic sciences, 2017, T. 10, I. 3, pp. 9-25.
2. Bauer V.P. Problems in the way of creating a unified digital platform for the digital economy. M.: RANS, 2017. 39 с.
3. Keshelava A. V. Introduction to the «digital» economy. Moscow: VNIIgeosystem, 2017. 28 с.
4. Korobeinikova 0. M, Korobeinikov D. A, Nazarbayev 0. Innovative payment instruments in payment systems // Actual problems of humanitarian and socio-economic sciences. 2017, V. 5, I. 11 (11). Pp. 102-104.
5. Kupriyanovsky V. P. Economics of Digital Railroad Innovations. Experience of Great Britain // International Journal of Open Information Technologies, 2017, V. 5, I. 3, pp. 79-99.
6. Savinsky S. P. Crypto-currencies and their regulatory and legal regulation in the PRC // Money and credit, 2017, № 7, pp. 65-67.
7. Top-100 cryptocurrency. Available at: https://bitcoinnews.blog/cryptocurrencies (accessed 12.03.2018).
8. Quek L. How Initial Coin Offerings («ICOs») are regarded or regulated in various countries. Available at: http://www. singaporelawwatch.com/slw/attachments/113135/1712-01%20Initial%20Coin%20Offerings.pdf (accessed 28.12.2018).
9. Scheele M. Initial coin offerings - asking the right regulatory questions. Available at: https://talkingtech.cliffordchance.com/ content/micro-cctech/en/fintech/initial-coin-offerings/_jcr_content/text/parsysthumb.pdf (accessed 28.12.2018).