Рынок концессионных облигаций (современное состояние и перспективы развития)
Южакова Олеся Александровна
старший преподаватель кафедры «Финансовые рынки», Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, YUzhakova.OA@rea.ru)
Эффективная работа финансового рынка, в целом, и рынка ценных бумаг как его составной части, способствует экономическому росту страны и повышению качества жизни граждан. Экономический рост невозможен без доступности для предприятий и организаций всех отраслей экономики, а также физических лиц инструментов долгового и долевого финансирования, прежде всего в их традиционных формах, которыми выступают акции и облигации, а также страхования рисков. Закрытие многих внешних источников финансирования и снижение цен на сырье усиливают внимание к внутренним источникам финансирования. В результате задача по стимулированию внутреннего инвестора и созданию благоприятных условий для его деятельности на финансовом рынке выходит на первый план. Приоритетным направлением развития рынка ценных бумаг является развитие и создание новых финансовых инструментов, повышение привлекательности финансового рынка для российских и иностранных инвесторов; приведение правового регулирования в соответствие с международными стандартами. Реализация данных приоритетных направлений развития финансового рынка требует сложившейся устойчивой практики использования инвесторами традиционных инструментов рынка ценных бумаг, одним из которых выступают облигации. Ключевые слова: Облигации, концессионные облигации, финансовый рынок, инвестиции.
Развитие рынка облигаций, предоставление и доступность финансовых услуг для широких слоев населения остается одним из направлений развития финансового рынка на период 2019-2021 в соответствии с проектом развития финансового рынка, разработанным ЦБ РФ.1 Формирование и реализация условий для экономического роста в Российской Федерации за счет организации и осуществления долгосрочных инфраструктурных проектов требует дальнейшего развития рынка долговых ценных бумаг, особенного в части капитальных инвестиций, в том числе за счет средств институциональных инвесторов - негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний. Перед российским финансовым рынком стоят значительные задачи по привлечению инвестиций [10, с.30]. По оценкам международных экспертов, в периоде до 2040 года Россия испытывает потребность в инвестициях в размере 2 трлн. долларов США, Китай - 28, в США - 12. Развитый финансовый рынок, аккумулирующий денежные средства и обеспечивающий эффективное перераспределение финансовых ресурсов призван в рамках рыночной экономики обеспечивать макроэкономическое равновесие. По уровню развития финансового рынка Россия занимает 107 место из 137 стран в соответствии с последним Индексом глобальной конкурентоспособности Всемирного Форума.2 В разрезе вышеуказанных проблем и задач представляется интересным вопрос состояния и развития такого сегмента рынка облигаций, как концессионные облигации.
Российское законодательство не выделяет концессионные облигации в отдельный класс ценных бумаг. Размещение и обращение данных ценных бумаг подчиняется общим правилам правового регулирования рынка облигаций, содержащихся в нормах Гражданского кодекса РФ и Федерального закона «О рынке ценных бумаг», с отдельными особенностями, предусмотренными Федеральным законом «О концессионных соглашениях» и Федеральным законом «О государственно-частном партнерстве, му-ниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Однако практика применения данного финансового инструмента диктует необходимость рассмотрения этих бумаг именно, как специального вида облигаций с характерными особенностями и внесения соответствующих уточнений в действующие нормативно-правовые акты, которые позволят обеспечить дальнейшее развитие капитальных инвестиций в инфраструктуру в целом и рынка концессионных облигаций в частности.3
Будучи с одной стороны традиционной облигацией, а соответственно определенной формой займа, размещенного на рыночной основе, концессионные облигации обладают такими чертами как платность, срочность, возвратность [8, с.380]. Концессионные облигации могут размещаться и как биржевые облигации и как коммерческие облигации по программам облигаций. Для защиты прав владельцев концессионных облигаций так же, как и в случае с корпоративными облигациями, предусмотрен механизм заключения соглашения между эмитентом-концессионером и представителями владельцев облигаций, которые осуществляют представление интересов владельцев во взаимоотношениях с концедентом, осуществляют наблюдение и проверку деятельности эмитента, осуществляют финансовую поддержку эмитента в сложных экономических ситуациях, а также анализ и контроль за выполнением условий концессионного проекта.
С другой стороны, являясь фактически отдельным видом класса облигаций, обладают рядом особенностей главной из которых выступает целевой характер облигационного займа - использование денежных средств в соответствии с заключенным концессионным соглашением.
В статье 3 Федерального закона «О концессионных соглашениях» содержится определение концессионного соглашения под ним понимается соглашение, по которому одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконстру-
© £
Я
3
г
со
2 е
8
сч
СП £
Б
а
2 о
ировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. Таким образом:
- сторонами концессионного соглашения выступают - концедент (РФ, субъект РФ, муниципальное образование) в лице административного органа публичной власти, и концессионер (юридические лица, индивидуальные предприниматели, объединения предпринимателей без образования юридических лиц);
- публичное образование вступая в концессионный проект преследует цели привлечения инвестиций в экономику, обеспечения эффективного использования государственного имущества, повышения качества товаров, работ, услуг;
- право собственности на объект концессии принадлежит (существующее имущество) или будет принадлежать (вновь создаваемое имущество) государству;
- концессионное соглашение заключается по итогам проведения конкурса, на основании решения органа государственной власти соответствующего уровня.
Представители, уполномоченных концедентом органов осуществляют контроль за выполнением условий концессионного соглашения. Примерные условия концессионных соглашений утверждаются Правительством РФ и обязательны к применению. Контроль со стороны государства за концессионными соглашениями проявляется также в:
- необходимости получать согласие антимонопольного органа в том случае, когда стороны хотят изменить условия концессионного соглашения и при этом объектом концессионного соглашения выступают объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, отдельные объекты таких систем;
Рисунок 1. Схема финансирования концессионного проекта
- необходимости получать согласие органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов) на изменение условий концессионного соглашения, связанных с изменением значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера;
- предоставлении права концеденту на досрочное расторжение концессионного соглашения в одностороннем порядке без обращения в суд, если неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером обязательств по концессионному соглашению повлекло за собой причинение вреда жизни или здоровью людей либо имеется угроза причинения такого вреда.
Используя институт концессионного соглашения, государство, исходя из публичных интересов определяет цели проекта, качественные и стоимостные параметры и осуществляет контроль над его реализацией, а предприниматели берут на себя оперативную деятельность на разных стадиях осуществления проекта (разработка, финансирование, создание, использование, управление, реализация услуг потребителям). Рисунок 1.
Используя механизм концессионного соглашения, инвестор создает, совершенствует и развивает в течение срока, предусмотренного соглашением имущество, составляющее государственную собственность. Возврат инвестированных денежных средств происходит в процессе эксплуатации имущества. Для концессионера важно, чтобы размер платы за пользование имуществом, выступающим объектом концессии или уровень тарифа в течение срока эксплуатации были такими, чтобы выполнялась финансовая модель проекта, нацеленная на обеспечение возвратности инвестиций и являющаяся приложением к концессионному соглашению [6, с.193].
Публично-правовые образования (РФ, субъект РФ, муниципальное обра-
зование) заинтересованы во вхождении в концессионные проекты в силу ряда причин:
1) финансирование концессионного проекта может осуществляться в основной части только за счет средств, которыми обладает и привлекает на рыночной основе концессионер-предприниматель и в остаточной части за счет бюджетных инвестиций и субсидий, при этом объект концессии является государственной собственностью;
2) за счет налоговых и концессионных платежей происходит пополнение бюджетов федерального и муниципального уровней;
3) создание и модернизация в ходе реализации концессионного соглашения социально значимых объектов (стадионы, дороги, больницы) позволяют снижать социальную напряженность.
Предприниматели - концессионеры, вступая в проекты, реализуемые на условиях концессионных соглашений, получают возможность управлять объектом концессии в долгосрочном периоде. До завершения договора концессии все доходы, получаемые от использования объекта концессии, принадлежат концессионеру, а концедент выступает гарантом возврата инвестированных средств. Для этого концедент создает условия, обеспечивает минимальный уровень рентабельности использования средств, то есть обеспечивает безубыточность проекта. Однако в течение срока действия концессионного соглашения за счет использования в проекте инновационных разработок концессионеры могут увеличить уровень его рентабельности, получая при этом дополнительную прибыль от реализации проекта.
Привлечение квалифицированных специалистов в области риск-менеджмента в ходе разработки и реализации системы управления проектом в рамках концессионного соглашения, способных разработать эффективную систему уп-
Рисунок 2. Рынок концессионных облигаций Таблица 1.
Облигация ПЫПУСК Состояние пыиуска Номер рстистрлшш Начало размещения Дата погашения Номина.1 Объем шнссин (Мтрд.р уе> Рейтинг Размер купона % гслолых
Натта-Спорт-01-об В обращении 4-0] -20468-Р 04.04.2011 04.04.2022 1000 ЯШ 1,4 Есть 5,16
Во, н а-Сиорт-02-об [5 обращении 4-02-20468-Р .30.10.2012 29.02.2024 1000 кив и Есть 9
СЗКК-1-об Готовится 1000 ЯШ 5 Нет Е$щет определен ренкпнем о выпуске
ПКК-г-об Готовится 1 ооо кие 5 Нет Буяет определен рещеннем о выпуске
СЗКК-З-об В обращении 4-01-36388-11 21.10.201! 2o.09.2031 1 ооо Кив Нет 5,18
СЗКК-4-об В «вращении 4-02-36388-К 21.10.201! 2o.09.2031 1000 кив Нет 5,18
ТКК-1-об Дефолт 4-01-36510-Е.-001Р 23.08.2016 11.08.2065 10000 шв 8,5 Нет 11,5
Транспорт на яК Еч'Л1 1-о6 В обращении «и-збяз-к 27.09.2016 23.09.2033 1000 ЯШ 1,241 Есть 7,35
Транспортах^ К-А 2-3-об В обращении 4-03-36523-К. 09.11.2017 31.12.2033 1 ооо Кив 3,533 Есть 12,5
Транспорт на яК К-АЗ-4-об В «вращении 4-01-36523-Г1. 20.08.2018 31.12.2033 1000 ЯШ 1,374 Есть нет зщформащщ
ТранспортнаяК К*-Л4-5-о6 Размещается 4-05-36523-11 20.08.2018 31.12.2033 1000 шв 3,752 Есть нет зщформащщ
ТранспортнаяК К-Б-2-об В обращении 4-02-36523-Я 27.09.2016 20.09.2046 1000 ешв 2,013083 Есть 7,85
равления рисками проекта, невзирая на довольно высокую стоимость услуг специалистов в данной области, способно в конечном итоге благоприятно отразиться на результативности и действенности проекта [5, с.67].
В России рынок долгосрочных инвестиций в инфраструктуру с привлечением средств институциональных инвесторов развивается довольно сложно. Законодательное регулирование пенсионных накоплений и резервов в целях обеспечения сохранности носит запретительный характер, пенсионные активы не используются как инструмент развития, инвестиции в инфраструктуру со стороны НПФ - это скорее исключение, чем правило.
Срок концессионных соглашений составляет, как правило, от 10 до 40 лет.
Концессионные облигации относятся Банком России к категории рискованных ценных бумаг, по которым действуют жесткие ограничения [9, с.20]. Для включения концессионных облигаций в портфель НПФов бумаги должны соответствовать одному из следующих усло-
вий: обладать кредитным рейтингом; быть включенные в котировальный список первого (высшего) уровня хотя бы одной из российских бирж; концедент -Российская Федерация, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование с численностью населения более 1 миллиона человек по последним данным, опубликованным на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на момент приобретения таких облигаций, и сумма номинальных стоимостей всех находящихся в обращении облигаций этого эмитента на каждый день не превышает 110 процентов объема инвестиций, предусмотренных всеми заключенными этим эмитентом концессионными соглашениями.4
Правила Листинга ПАО «Московская биржа» предусматривают, что эмитент концессионных облигаций, для включения облигаций в котировальный список I Уровня, в решении о выпуске данных ценных бумаг, должен указать на целевой характер эмиссии облигаций - реализа-
ция действующего соглашения о партнерстве [7, с.244]. Также эмитент - концессионер обязан принять на себя обязательства ежеквартально раскрывать информацию в отношении концессионного соглашения и деятельности по его реализации.5
Рынок концессионных облигации на Московской бирже небольшой рынок с большим потенциалом. На фоне сильного рынка корпоративных облигаций в целом, объем рынка концессионных облигаций - небольшой. Данный рынок имеет перспективы увеличения объемов, в связи с тем, что в настоящее время огромное количество объектов инфраструктуры в сферах ЖКХ, дорожного строительства, транспорта и т.д. нуждаются в реконструкции и модернизации (Рис. 2).
В 2017 году практически в два раза возрос спрос на привлечение инвестиций в объекты инфраструктуры, при этом число заключенных концессионных соглашений в 2017 году осталось на том же уровне, что и год назад. Кроме того, в 2017 году наблюдалось снижение объемов размещенных концессионных облигаций (Таблица 1).
Банк России в целях выработки рекомендаций для определения стратегии и политики в сфере развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации создал Экспертный совет по рынку долгосрочных инвестиций.
Основными задачами и функциями Экспертного совета являются сбор, анализ и обобщение мнений участников российского финансового рынка по наиболее актуальным проблемам рынка долгосрочных инвестиций, экспертная оценка действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих рынок долгосрочных инвестиций, в том числе подготовка аналитических материалов и иной справочной информации относительно вопросов, касающихся ситуации на рынке долгосрочных инвестиций.
На Московской бирже ежегодно проходит отчетная сессия концессионеров обсуждаются вопросы регулирования и финансирования крупных инфраструктурных проектов на основе механизмов концессий и государственно-частного партнерства с привлечением средств на рынке капитала.6
Концессионные соглашения, базируясь на привлечении ресурсов частных инвесторов, выступают как инструмент обновления и модернизации инфраструктуры этих отраслей. Это обусловлено
© £
Я
3
г
со
2 е
8
необходимостью решения задачи импор-тозамещения, противодействия экономическим санкциям, введенным в отношении России.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ
2. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг»
3. Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»
4. Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально - частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
5. Хоминич И.П., Пещанская И.В., Финогенова Ю.Ю, Южакова О.А., // Управление финансовыми рисками. Учебник практикум. Москва, 2018.
6. Русанов Ю.Ю., Бектенова Г.С., Эюбов З.В. Особенности реализации проектов на рынке проектного финансирования. // Евразийский юридический журнал. 2017 №3 (106).
7. Галанов В.А., Рынок ценных бумаг // Учебник. Москва, 2016.
8. Семенкова Е.В., Томашенко А.А., Риски финансового рынка и проблемы финансовой индустрии. // Финансовые стратегии и модели экономического роста России: проблемы и решения. Москва, 2017.
9. Ващекина И.В., Хисямова Х.Х, Эволюция стратегии коммерческих банков России на фоне мирового кризиса: размещение облигаций как альтернатива
привлечению вкладов населения // IX Васильевские чтения. Ценности и интересы современного общества Материалы международной научно-практической конференции. 2010.
10. Шибаев С.Р., Шадрина Ю.А. Зарубежный опыт повышения финансовой грамотности населения. // Финансы и кредит. 2015 №24(648).
Ссылки:
1 http://www.cbr.ru/Content/ Document/File/44185/onfr_2019-21(project).pdf
2 http://www3.weforum.org/docs/ GCR201 7-201 8/05FullReport/ TheGlobalCompetitivenessReport2017-2018.pdf
3 https://investinfra.ru
4 Положение об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда утв. Банком России 01.03.2017 N 580-П
5 https://www.moex.com/a2610
6 https://investinfra.ru
Concession bonds market (modern status
and prospects of development) Yuzhakova O.A.
Plekhanov Russian University of Economics Effective operation of the financial market, in general, and the securities market as its component, contributes to the economic growth of the country and to the improvement of the quality of life of citizens. Economic growth is impossible without access to the tools of debt and equity financing for enterprises and organizations of all sectors of the economy, as well as individuals, primarily in their traditional forms, which are shares and bonds, and also risk insurance. Closure of many external sources of financing and lower prices for raw materials increase attention to domestic sources of financing. As a result, the task of stimulating the internal investor
and creating favorable conditions for its activities in the financial market comes to the fore. The priority direction of development of the securities market is the development and creation of new financial instruments, increasing the attractiveness of the financial market for Russian and foreign investors; bringing legal regulation in line with international standards. The implementation of these priority areas for the development of the financial market requires the established stable practice of using traditional securities market instruments by investors, one of which is bonds.
Keywords: Bonds, concession bonds, financial
market, investments. References
1. Civil code of the Russian Federation from 11/
30/1994 N 51-FZ
2. The federal law from 4/22/1996 N 39-FZ «About
securities market»
3. The federal law from 7/21/2005 N 115-FZ «About
concession agreements»
4. The federal law from 7/13/2015 N 224-FZ «About
public-private partnership, munitsipalno -private partnership in the Russian Federation and introduction of amendments to separate acts of the Russian Federation»
5. Hominich I. P., Peshchanskaya I.V., Finogenova
Yu. 10, Yuzhakova O.A.,//Management of financial risks. Textbook practical work. Moscow, 2018.
6. Rusanov Yu.Yu., Bektenova G.S., Eyubov Z.V.
Features of implementation of projects in the market of project financing.//Euroasian legal magazine. 2017 No. 3 (106).
7. Galanov V. A., Securities market//Textbook.
Moscow, 2016.
8. Semenkova E.V., Tomashenko A.A., Risks of the
financial market and problem of the financial industry.//Financial strategy and models of economic growth of Russia: problems and decisions. Moscow, 2017.
9. Vashchekina I.V., Hisyamova H.H, Evolution of
strategy of commercial banks of Russia against the background of world crisis: placement of bonds as alternative to attraction of deposits of the population//IX Vasilyevsky readings. Values and interests of modern society Materials of the international scientific and practical conference. 2010.
10. Shibayev S. R., Shadrina Yu.A. Foreign experience of increase in financial literacy of the population.//Finance and credit. 2015 No. 24(648).