Научная статья на тему 'Рынок инфокомной экономики'

Рынок инфокомной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартынов Л.М.

Информационно-коммуникационный (инфокоммуникационный, или инфокомный) рынок нами рассматривается как экономическая форма инфокомной среды (ИКС) [1]. Под таким рын-ком мы понимаем (по аналогии с тем, как это принято в экономической литературе) сферу взаимодействия спроса и предложения инфокомной продукции, работ, услуг, технологий в условиях современной ИКС. Одной из наиболее важных компонент этого рынка является его информационная составляющая. К ак наиболее изученная информационная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок инфокомной экономики»

за крепость связей!

рынок инфокомной экономики

Мартынов Л.М.

д-р экон. наук, канд.

техн. наук, профессор кафедры «Менеджмент» МГТУ им. НЭ. Баумана

Информационно-коммуникационный (инфокоммуникационный, или инфокомный) рынок нами рассматривается как экономическая форма инфокомной среды (ИКС) [1]. Под такимрын-ком мы понимаем (по аналогии с тем, как это принято в экономической литературе) сферу взаимодействия спроса и предложения инфокомной продукции, работ, услуг, технологий в условиях современной ИКС. Одной из наиболее важных компонент этого рынка является его информационная

составляющая.

Как наиболее изученная информационная компонента сегодня становится «традиционной» (хотя это не ограничивает ее современного значения по отношению к росту приоритета тако-го, как ресурса «знание», среди других связанных с ним нематериальных ресурсов). В связи с их развитием следует пояснить понятие «информационный рынок».

К основным элементам информационного рынка относятся: а) процессы:

• продажа и покупка услуг по использованию разнообразных баз данных, мировой книжный рынок (издание и продажа научно-технической литературы);

• выполнение заказов на изготовление и доставку копий документов;

• составление и продажа обзорно-аналитических и фактографических справок, технико-экономических прогнозов и других справочно-информационных материалов

б) группы производителей и поставщиков этого рынка:

• производители первичной информации (включая текстовые базы данных);

• производители вторичной информации (базы и банки данных, все виды архивов, системы депозитариев государственных информационных ресурсов, включая индексные и библио-графические базы данных);

• организации, торгующие информационными продуктами и услугами, включая различные информационные центры и службы поиска;

• информационные посредники (в том числе, брокерские фирмы).

Подготовкой информационных материалов занимаются научно-исследовательские инс-титу-ты, различные научные организации, а также фирмы типа:

• «думающих корпораций»;

• центры анализа информации и другие информационные организации.

Кроме того, к рынку информации относят использование разнообразных средств электросвязи для автоматизированного поиска в удаленных базах данных и тому подобные новшества на инфокомной основе. Среди многих определений информационного рынка, существующих в научной литературе, выберем наиболее адекватное нашему пониманию и конкретизирующее характеризуемый предмет. Речь идет об одном из наиболее полных определений, что было дано более 10 лет назад И.С. Мелюхиным: «Под рынком электронных информационных продуктов и услуг подразумевается создание различной информации, баз данных (БД) на машиночитаемых носителях (магнитных

под рынком электронных информационных продуктов и услуг подразумевается создание различной информации, баз данных

и их реализация через сети телекоммуникаций

лентах, дискетах, компакт-дисках) и их торго-

_ вая реализация через сети телекоммуникаций,

каналы телевидения, а также предоставление телекоммуникационными и компьютерными сетями услуг по передаче, получению, хранению и обработке электронной информации» [2)

_ Необходимым условием существования

_ инфокомного рынка является не только наличие соответствующих продуктов и услуг, их производителей, продавцов (посредников,

_ вендоров) и потребителей. Также необходима

организация бизнес-процессов на рассматри-

__ваемом рынке - цепочка последовательных

операций, которые начинаются у потребителя (которому что-то требуется от поставщика

_ и/или производителя) и заканчиваются опять

же потребителем после выполнения заказа.

__При этом следует учитывать специфику рынка

_ инфокомных продуктов и услуг. Она такова,

что направление связей в бизнес-процессах часто противоположно - от производителя (вендора, посреднической организации) к потребителю.

Поэтому необходимы соответствующие принципы и процедуры, обеспечивающие сис-тем-ность представления бизнес-коммуникаций, параметров бизнес-процессов (в общем случае - и некоммерческих процессов) и тем

_ самым согласование интересов субъектов

инфокомного рынка. Разработка таких при_ нципов и процедур нам необходима для научного обоснования нового необходимы вида менеджмента применительно к специфике соответствующие формирующейся и развивающейся в настоящее

принципы и процедуры, время ИКС. Принципы и

процедуры служат основой

обеспечивающие обобщения и систематизации в виде единой кон-системность цепции управления организациями в этой среде (то представления есть именно то, что легло в основу инфоком-менедж-

бизнес-коммуникаций мента [3])

Вместе с тем следует инфокомныйрынок учесть и то, что на анали-

зируемом современном характеризуется рынке отсутствует четкое

разделение между разра- существенной ролью ботчиками инфокомных

продуктов, генераторами неэкономических факторов

не только новой информации, но и нового знания (включая и другие виды нематериальных ресурсов, ценность

которых определяется содержащимися в них _

знаниями), поставщиками их на рынок, вендорами, посредническими организациями.

Такие организации, создавая и поддерживая, в _

частности, онлайновые системы, решая задачи «сопровождения» программных продуктов и инфокомных услуг, по нашему мнению, реализуют фактически функции интеграции между пользователями и производителями информации, знаний и других видов продукции инфокомного рынка. Следовательно, при _

общей характеристике структуры современного рынка производителей и поставщиков

инфокомных продуктов и услуг можно объ- _

единить в группу - «интегрированный инфо- _

комный производитель».

Таким образом, инфокомный рынок характеризуется спецификой механизмов функционирования, существенной ролью неэкономических факторов и, как следствие, ограниченностью самой возможности его регулированиия на основе закона стоимости и свободной кокуренции.

Поэтому дадим следующее определение: _

инфокомный рынок есть совокупность организационно-экономических отношений, опосредующих функционирование информационно-коммуникационной среды для обеспечения обмена инфокомными продуктами, работами, услугами, системами, технологиями на основе формирования спроса и предложения, а также механизмов предоставления

таких продуктов, работ, услуг, систем и техно- _

логий поставщиками (разработчиками и посредниками) потребителям (конечным поль- _

зователям).

Подчеркнем, что в состав инфокомного рынка включаются также инфо-комные технологии, информационные услуги, производство компьютерных и телекоммуникационных услуг и оборудования, создание программных продуктов, коммуникационных решений, необходимого их обеспечения, осуществление услуг инфокомного консалтинга,

___в том числе по вопросам оформления и купли-

продажи интеллектуальной собственности, по выбору должной коммуникационной схемы

_ и среды, ее наполнения, путей повышения

активности в ней за счет компетентного при_ менения инфокоммуникаций (ИК), инфоком-

ных технологий (ИКТ) и т.п. При характеристике эволюции и тенденций развития инфокомного рынка особо отметим взаимосвязь его информационной и коммуникационной составляющих. Дело в том, что в структуре индустрии информационных услуг выделяются группы производителей и поставщиков.

Инфокомный же рынок, как и рынки классических производственных факторов, в силу его многоаспектности можно рассматривать в нескольких разрезах:

_ • в пространственном разрезе (локальный

рынок, национальный, региональный, всемирный);

_ • по механизму функционирования (рынок

независимых товаропроизводителей), монополи-зированный, государственно-регулируемый и т.д.);

_ • по уровню насыщенности (равновесный

рынок, неравновесный). И везде важную роль играют коммуникации, их оптимальные схемы, включая любые масштабы ИКС и адекватные схемы «Интранет-

_ Интернет», «Интернет-Экстранет», «Интранет-

Интернет-Экстранет».

_ большую и все

возрастающую роль в предоставлении информационных услуг играют некоммерческие

организации

Современное состояние инфокомного рынка

характеризуется рядом особенностей.

Основные шесть из них:

1. Наряду с тем, что значительная часть инфо-комных услуг предоставляется бесплатно, постоянно возрастает число соответствующих органов, которые ведут свою работу на коммерческой основе.

2. Произошло размывание границы, разделяющей такие органы на службы, производящие инфокомную продукцию, и системы, поставляющие эту продукцию на рынок.

3. Уходит в прошлое четкая тематическая специализация традиционных информационных органов. Как правило, начиная работать по какой-то одной тематике, они постепенно расширяют диапазон своих услуг до инфокомного спектра и масштаба, что позволяет им выходить на новые сегменты рынка.

4. Развитие инфокомных услуг происходит сразу по многим направлениям, затрагивающим все отрасли экономики и управления, и не ограничивается, как было прежде, только услугами в области научно-технической информации, экономической информации, информационными услугами населению. Так, например, к новым услугам можно отнести такие, которые предоставляются с помощью следующих технологий: телеадминистрации, телеработы, теле-образования, телемедицины, телеобучения, телетруда, телебанкинга, телеконференций, теле-консалтинга и др. Большую и все возрастающую роль в предоставлении подобных услуг играют некоммерческие организации. Новые составляющие инфокомного рынка, связанные с услугами в области знаний, интеллектуальной собственности, коммуникационных схем, решений, адекватного их обеспечения и реализа-

многие региональные общественные

и коммерческие организации выходят на международные инфокомные сети

важным условием ции начинают бурно развиваться, хотя пока и уступа-

развития конкурентного ют такой его составляющей,

как рынок информацион-инфокомного рынка ных услуг. Он, по общепризнанным оценкам, относит-

является диверсификация ся к наиболее рентабель-

__ным [4].

_всей системы общества 5. Расширяется террито-

__риальная сфера действия

различных соответствующих инфокомных органов. Многие региональные общественные и коммерческие организации выходят на международные инфокомные сети. ____6. Важным условием развития конкурентного инфокомного рынка является диверсификация всей системы общества. Следует отметить усиливающуюся диверсификацию как в сфере материальных инфокомных носителей, так и среди форм предоставления инфокомных услуг пользователям: от текстовых и цифровых данных до изображения, речи и применения технологий мультимедиа Вместе с тем в одной из работ [5], в частности, отмечалось, что конвергенция базовых технологий и ИКТ, технологий программного, технического, телекоммуникационного обеспечения и технологий микроэлектронных компонентов осуществляется в направлении формирования электронных магистралей в рамках различных вариантов архитектуры систем и сетей. Поэтому ИК и ИКТ, оказывая существенное влияние на формирование рассматриваемого рынка, сами находятся в большой зависимости от положения на этом рынке.

В связи с изложенным отметим три важных аспекта.

1. Анализ мирового рынка ИК и ИКТ показывает, что, например, количество внедренных с их использованием систем управления существенно различается по отраслям и сферам деятельности (среди отраслей промышленности, проводящих работы по проектам автоматиза-ции крупных пред-

приятий лидирует металлургическая отрасль, а в сфере обращения лидерство принадлежит торговле).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Анализ отечественного такого рынка показал, что среди российских разработок можно от-метить проекты автоматизации корпораций и финансово-промышленных групп (в отраслях связи и телекоммуникации, горнорудной промышленности, цветной и черной металлургии, нефтегазовой промышленности, химии, машино- и приборостроении, энергетике, пищевой промышленности и фармакологии).

3. В целом в настоящее время инфоком-ный рынок (согласно ежегодным отчетам Международного союза электросвязи, входящего в структуру ООН) является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мирового рынка.

В то же время следует учитывать и то, что в условиях глобализации экономики обостряется борьба за этот рынок. Это понятно, так как по мере расширения масштабов инфо-комного развития (то есть развития ИК, ИКТ и соответствующего программного обеспечения), дальнейшей социально-экономической эволюции и становления постиндустриального общества экономическое и геополитическое значение данного ранка неуклонно возрастает. В связи с этим представляется уже не случайным тот факт, что развитые страны ведут здесь активную конкурентную борьбу.

В заключение отметим, что в настоящее время развитые государства все более ясно осознают, что от положения и роли именно на инфоком-ном рынке во многом зависит их экономическое развитие и статус в мировом сообществе. И, судя по всему, эти подходы

именно повышение

качества решений,

принимаемых руководителями, мы выделяем как важнейший

резерв повышения эффективности всего общественного воспроизводства

и тенденции не только сохранятся и далее, но со временем будут еще больше усиливаться, определяя условия жизнедеятельности людей.

Литература

1. Мартынов Л.М. Управленческие предпосылки и факторы развития современной информационно-коммуникационной среды // Вопросы экономических наук, 2006, №1. -С. 102-106.

2. Мелюхин И.С. Рынок электронных информационных продуктов и услуг в России: состояние и тенденции развития // Организация и методика информационной работы, 1994. -№ 2, С. 8-11.

3. Мартынов ЛМ. Инфокомный менеджмент: теоретико-методологические и методические аспекты управления организациями в информационно-коммуникационной среде. - М.: Информационно-технический центр «Мобильные коммуникации», 2004. - 260 с.

4. Нисневич Ю. А. Системный подход в государственной информационной политике // Организация и методика информационной работы, 2000, №3

5. Охрименко СА,ХорошиловАВ. и др.Введение в информационный бизнес. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.