Научная статья на тему 'Рынок еврооблигаций'

Рынок еврооблигаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
687
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок еврооблигаций»

РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

РЫНОК ЕВРООБЛИГАЦИЙ*

А.И.БУРКИН, Председатель Центрального совета Общероссийского общественного движения «Россия Православная»

Методы эмиссии и типичная схема займа

Открытая подписка (Public Issue, Offer for subscription). Открытая подписка среди неограниченного круга инвесторов осуществляется через синдикат андеррайтеров, называемых на рынке еврооблигаций менеджерами займа. Руководитель синдиката — так называемый ведущий менеджер, или топ-менеджер. Размещение производится через широкую группу финансовых учреждений многим инвесторам в различных странах мира. Такие выпуски почти всегда имеют листинг на бирже. Сертификаты ценных бумаг изготовляются в соответствии с правилами соответствующей биржи.

Частное размещение (Private placement). Если заем нацелен на небольшую группу инвесторов, он может быть квалифицирован как частное размещение. В его осуществлении может принять участие всего один менеджер и один инвестор. Облигации, размещаемые небольшим числом банков и приобретаемые немногими, преимущественно институциональными, инвесторами. Обычно такие облигации не имеют листинга на фондовой бирже.

Механизм подписки состоит в следующем: еврооблигации обычно размещаются путем подписки на них группы финансовых учреждений — менеджеров займа. Эмитент выбирает одного или нескольких ведущих менеджеров, которые носят название лид-менеджеров. Лид-менеджер подберет менеджеров займа. Лид-менеджер от имени других менеджеров согласовывает условия выпуска с эмитентом и в случае необходимости помогает эмитенту в подготовке проспекта эмиссии.

"Продолжение. Начало см. в журнале «Финансы и кредит» № 3 за 2005 i:

Профессиональные участники рынка, выступающие в роли менеджеров, объединены в Международную ассоциацию участников первичного рынка — International Primary Markets Association. Члены ассоциации разработали свод правил, касающихся технологии размещения ценных бумаг на международном рынке, атакже стандартные формы документов (соглашения, заключаемые менеджерами между собой, между менеджерами и эмитентом, стандартные условия непреодолимой силы, форс-мажор и т.д.). Если члены эмиссионного синдиката являются членами IPMA, по умолчанию предполагается, что они действуют is соответствии с правилами ассоциации. В прошлом, помимо менеджеров займа, формировалась также группа андеррайтеров и группа продажи или агентов по размещению. В настоящий момент менеджеры обычно берут на себя функции и андеррайтеров, и агентов по размещению. Иными словами, сейчас менеджер — это и андеррайтер, и агент по размещению.

Андеррайтинг, как правило, осуществляют на условиях, при которых, если один из членов синдиката оказывается не в состоянии выполнить своих обязательств, они принимаются остальными членами пропорционально их доле (joint and several basis).

Кроме указанных участников в схеме организации еврооблигационного займа имеется также основной платежный агент (principal paying agent) и попечитель или доверенное лицо (trustee). Платежный агент — банк, уполномоченный эмитентом выплачивать проценты владельцам облигаций и производить их погашение после получения денег от эмитента. Когда схема займа предполагает наличие фискального агента, то это то же лицо, что и платежный агент. Попечитель или доверенное лицо займа действует в интересах и от имени инвесторов при любых нарушениях условий займа эмитентом.

Если схема займа предполагает наличие попечителя, обязательно назначается основной платежный агент, действующий от имени эмитента облигаций.

Тремя основными датами при традиционном размещении еврооблигаций являются:

1) объявление о выпуске еврооблигаций;

2) подписание окончательных условий (начало размещения);

3) день окончания размещения.

Примерно за две недели до объявления о выпуске лид-менеджер и заемщик встречаются для предварительного обсуждения условий выпуска (срок, величина купонной ставки, объем эмиссии, цена размещения). В традиционной схеме эти условия остаются предварительными до начала размещения. Назначается фискальный агент и попечитель, а также при получении листинга и агент по листингу. Начинается подготовка различных документов, которые подписываются между членами синдиката и заемщиком, а также самими членами синдиката. Начинается также работа над проспектом эмиссии. Проспект содержит описание эмитента, а также предварительные условия эмиссии. Лид-менеджер составляет список потенциальных членов синдиката, которые смогут выступить в качестве андеррайтеров или агентов по размещению.

В день объявления о начале размещения появляется официальное извещение в прессе, и рассылаются приглашения другим банкам принять участие в размещении. Потенциальным участникам дается примерно 7-10 дней на то, чтобы дать ответ. Потенциальным андеррайтерам и агентам по размещению рассылаются копия проспекта, график процедуры эмиссии и соответствующие документы, которые они обязаны подписать, для того чтобы принять участие в размещении. Если заемщик плохо известен, в этот период он предпринимает шаги по рекламе, так называемые «роуд-шоу» (road show) в ведущих мировых финансовых центрах мира, то есть проводит кампанию по распространению информации о себе среди потенциальных инвесторов. Тем временем лид-менеджер ведет книгу заявок синдиката, которая позволяет определить спрос на данные облигации.

Когда становится ясна общая картина, лид-ме-неджер начинает предварительное распределение ценных бумаг между членами синдиката (по мере поступления договоров на участие в синдикате). Агенты по размещению имеют право вернуть обратно менеджеру непроданную часть облигаций, в то время как андеррайтеры обязаны купить все непроданные облигации по заранее оговоренной цене. Менеджеры

определяют окончательную цену размещения с эмитентом, причем по условиям соглашения, ценовые условия могут подлежать или не подлежать согласованию с андеррайтером. Кроме того, менеджеры займа могут самостоятельно принимать решения отом, сколько облигаций выделить каждому конкретному андеррайтеру или агенту по размещению.

В конце периода подписки менеджеры и эмитент определяют окончательные ценовые условия. Как правило, андеррайтеры имеют в своем распоряжении один день, чтобы принять или не принять эти условия (если у них есть такое право по условиям соглашения).

После этого облигации официально предлагаются к продаже. Эмитент и лид-менеджер подписывают соглашение. К этому времени синдикат фактически купил облигации у эмитента по фиксированной цене, но при этом эмитент не получит денег до наступления дня завершения размещения. Печатается окончательный проспект, и лид-менеджер извещает андеррайтеров и агентов по размещению о том, сколько ценных бумаг выделяются каждому из них.

В конце стабилизационного периода (распространения облигаций), то есть в день завершения размещения, члены синдиката перечисляют деньги за купленные ими облигации на специальный банковский счет, открытый лид-менеджером. Конечные инвесторы при этом получают документы, подтверждающие их право собственности на облигации (хотя это еще не сами сертификаты облигаций). Заемщик получает деньги в соответствии с условиями соглашения, а сам синдикат расформировывается. В финансовой прессе появляется сообщение (так называемое tomb-stone) о завершении размещения. Желающие могут получить отдельные сертификаты облигаций. Если лид-менеджерами выступают американские банки, сертификаты выдаются не ранее 90 дней после завершения размещения.

В современных условиях стандартом при размещении стала так называемая «купленная сделка». При таком размещении лид-менеджер покупает все ценные бумаги у эмитента на ранее установленных условиях (объем, купонная ставка, цена размещения) до объявления о выпуске. Подобная практика возникла в связи с увеличением финансовой мощи банков, занимающихся размещением еврооблигаций и усилением конкуренции между ними. В борьбе за эмитента банки сразу предлагают все услуги и цену за них.

Первая «купленная сделка» была проведена Credit Suisse First Boston в апреле 1980 г., когда этот инвестиционный банк купил весь выпуск

облигаций корпорации General Motors Acceptance Corporation на сумму 100 млн дол. Только после этого CSFB организовал синдикат. Подобная схема размещения означает уменьшение роли андеррайтеров и агентов по размещению. Существует точка зрения, что при «купленной сделке» рискдля инвестиционного банка увеличивается, поскольку здесь отсутствует период подписки, в течение которого можно определить примерный спрос на облигации. В то же время общий период вывода облигаций на рынок сокращается, что снижает риски изменения процентных ставок на рынке капиталов.

Еще одним из методов размещения является аукцион. Эмитент объявляет срок и купонную ставку по облигации и предлагает инвесторам направлять свои заявки. Инвесторы, а ими могут быть как конечные инвесторы, так и банки, рассчитывающие перепродать ценные бумаги, направляют свои заявки в процентах от номинала, одновременно указывая количество облигаций, которые они намереваются приобрести. Заемщик размещает облигации среди инвесторов, начиная с самой высокой цены.

Аукционная схема устраняет плату менеджерам и тем самым удешевляет заем. Однако онадоступна только наиболее известным заемщикам, например таким как Европейский инвестиционный банк.

Вторичный рынок еврооблигаций

Хотя еврооблигации имеют, как правило, листинг на Лондонской или Люксембургской фондовой бирже, торговля ими производится почти исключительно на внебиржевом (телефонном) рынке. На этом рынке практически не действуют какие-либо национальные формы регулирования. Однако рынок достаточно жестко урегулирован правилами и рекомендациями ISMA, которых все участники строго придерживаются.

Профессиональные участники рынка носят название дилеров. Дилерами выступают банки и компании по ценным бумагам, регулируемые соответствующим национальным законодательством. По правилам рынка, лид-менеджер того или иного выпуска является и его маркет-мейкером, то есть он занимается поддержкой активного вторичного рынка, покупая облигации при избытке предложения и продавая их при повышенном спросе.

Поскольку еврооблигациями торгуют на внебиржевом рынке, нет и фиксированного времени работы этого рынка. Тем не менее, по правилам ISMA, дилеры обязаны вести торговлю, по меньшей мере, в отведенные часы. Минимальный лот при торговле между членами ISMA устанавливается

дифференцированно по различным инструментам. Наиболее распространенный — 100 облигаций (или 100 000 дол. по номиналу). Типичный спрэд по облигациям с фиксированной процентной ставкой составляет 0,5%.

Улаживание (исполнение — settlement) сделки с середины 1995 г. обычно осуществляется на 3-й календарный день после заключения сделки (Т+3), вне зависимости от каких-либо праздников. Однако после согласования между покупателем и продавцом возможно установление любого дня улаживания. Котировка облигаций дается на базе нетто, то есть не включает накопленных процентов. Год считается равным 360 дням, месяц — 30.

Расчеты по сделкам с еврооблигациями осуществляются через две депозитарно-клиринговые системы: Euroclear и Cedel. Действия систем Euroc-lear и Cedel базируются на трех китах: эффективности, низких издержках и безопасности. Эффективность достигается за счет системы взаимозачетов. В этих системах только 5% сделок требуют реального движения средств — ценных бумаг или денежных фондов. Более того, термин «реальное движение» достаточно условен, поскольку Euroclear и Cedel предоставляют услуги по хранению ценных бумаг в сети банков — депозитарных систем, и все реальные движения осуществляются с помощью электронных записей на счетах корпораций-участников. Благодаря современным коммуникационным средствам расчеты можно вести в режиме реального времени.

Международные клиринговые системы привлекают клиентов также низкими издержками. Ничтожность комиссии (примерно 25 дол. за одну сделку купли-продажи вне зависимости от объема) объясняется огромными оборотами, которые неуклонно растут.

Вступительные взносы также невелики — всего несколько тысяч долларов. Комиссионные вместе со взносами позволяют клиринговым системам получать неплохую прибыль. Кроме того, Euroclear и Cedel получают комиссию за депозитарное обслуживание компаний-участников. Только в Cedel на хранении находится более 1 трлн ценных бумаг, принадлежащих членам системы. Однако политика Euroclear и Cedel такова, что дивиденды по акциям, как правило, не выплачиваются — прибыль реинвестируется в развитие этих систем. Таким образом, клиринговые системы стремятся повысить свою привлекательность в глазах клиентов. И многие участники рынка международных ценных бумаг не мыслят своей деятельности без Euroclear и Cedel.

Как же это достигается на практике? Во-первых, клиринговые системы Euroclear и Cedel применяют метод расчетов «поставка против платежа», то есть для совершения сделки обе стороны должны иметь фонды на счетах в этих системах, достаточные для выполнения своих обязательств. При желании контрагентов совершить сделку клиринговые системы производят фиксацию и сверку параметров сделки: количество, вид и стоимость ценных бумаг, участвующих в операции. Только после этого, атакже при наличии средств на счетах контрагенты могут совершить сделку.

Во-вторых, в случае нехватки или отсутствия на счете участника либо соответствующих бумаг, либо денег во время проведения клиринга системы Euroclear и Cedel могут предоставить покрытие под проведение соответствующей сделки. Однако не следует думать, что клиринговая система выступает лично в качестве лица, предоставляющего кредит. Система выступает л ишь менеджером, который как бы распространяет ресурсы. Насамом деле все заемные деньги предоставляются самими участниками. В зависимости от договора с системой, движение ресурсов может осуществляться как по согласию собственника, так и автоматически. Средства возвращаются на счет кредитора по первому требованию с выплатой процентов по их использованию.

Необходимо отметить, что соответствующий возврат гарантируется и самой системой, и одним из ведущих в мире банковских синдикатов, который поддерживает конкретную клиринговую систему (например, Citibank — гарант Cedel). В то же время участники Euroclear и Cedel по собственному желанию и в соответствии со своей политикой могут выступать в качестве и кредиторов, и дебиторов по отношению к другим членам соответствующей системы. Такие правила позволяют компаниям-участникам Euroclear и Cedel извлекать дополнительную прибыль.

В-третьих, делу способствует революцион ное решение Euroclear и Cedel, которое заключается в следующем. Если раньше клиринг прово и шея раз в день, то есть скорость реакции систем на возникновение кризисной ситуации была сравнительно невысокой — I день, то теперь клиринг проводится несколько раз в день, а по некоторым инструментам даже в режиме реального времени. Такая методика позволяет разбить довольно крупный для финансового рынка временной интервал на несколько мелких, что позволяет более оперативно отслеживать ситуацию в системе.

Системы Euroclear и Cedel характеризуются полностью раскрываемой информацией о движении принадлежащих им средств. То есть, имея соответс-

твующее оборудование, можно узнать, где в данный момент находятся ваши средства. Все перечисленные функции систем Euroclear и Cedel, а также новые направления их развития, например охват внутренних рынков ценных бумаг разных стран (Euroclear и Cedel) позволяют производить расчеты через них с контрагентами, ценные бумаги которых находятся на счетах во внутренних расчетных системах.

Федеральные, муниципальные и корпоративные еврооблигации России

Реальная возможность выхода на еврорынок появилась у России с 7 октября 1996 г. Именно в этот день мировые рейтинговые агентства Standart & Poor's, The Fitch-IBCA и Moody's объявили о присвоении Российской Федерации долгосрочных кредитных рейтингов ВВ-, ВВ+и Ва2 соответственно. Сами по себе эти рейтинги трудно назвать высокими. Они ставили Россию в один ряд с такими странами, как Польша и Мексика. В Правительстве России рассчитывали получить рейтинг повыше. Но эксперт известного инвестиционного банка Salomon Brothers Дэвид Борен еще за месяц угадал результат. Тогда он заявил, что, по его мнению, российские еврооблигации в соответствии с классификацией Standart & Poor's скорее всего получат рейтинг ВВ с минусом либо В с плюсом (то есть почти наименьший из всех возможных для вновь выпускаемых ценных бумаг).

Однако в данном случае важен был не столько рейтинг, сколько сам факт его присвоения. Теперь возможности России по привлечению капитала существенно расширились. По крайней мере, при покупке российских долгов потенциальные инвесторы могли ориентироваться не на слухи и собственные ощущения, а на независимую оценку платежеспособности эмитента ведущими рейтинговыми агентствами. Реакция Правительства РФ на присвоение рейтингов была самой позитивной. Так, с 1996 г. у России появилась реальная возможность разместить свои долговые ценные бумаги на международном рынке.

Для повышения спроса на бумаги и, следовательно, снижения доходности (а, значит, и стоимости для России) евробондов, российское правительство начало проведение так называемого road-show своих будущих бумаг. Первая презентация состоялась в Токио в присутствии менеджеров крупнейших японских банков и инвестиционных компаний. Практика показывает, что, хотя еврооблигации размещаются на биржах США и Европы, большой интерес к такого рода бумагам проявляют

и азиатские, в том числе и японские, инвесторы. Целью презентации было проинформировать японских инвесторов о состоянии российской экономики, перспективах ее развития.

В тот же день презентации были проведены в Люксембурге, за которым последовали Франкфурт, Цюрих, Париж, Лондон, Сеул, Гонконг, Лос-Ан-джелес, Миннеаполис, Бостон и Чикаго.

Само же размещение произошло на Нью-Йоркской фондовой бирже 21 ноября 1996 г. Результаты размещения российского валютного займа превзошли все ожидания — Правительство РФ получило вдвое больше того, на что рассчитывало. Спрос на еврооблигации России почти в два раза превысил предложение, и можно было бы привлечь таким образом не один миллиард долларов.

Параметры российского еврооблигационного займа 1996 года: Объем эмиссии - 1 млрд дол.; дата погашения - 27 ноября 2001 г.; купонная ставка — 9,25 % годовых; периодичность купонных платежей — 1 раз в полгода; форма выпуска - бездокументарная форма на предъявителя; депозитарно-торговая инфраструктура - облигации задепонированы и торгуются в крупнейших международных клиринговых системах CEDEL и EuroClear; налоговый режим в России—доходы в виде процентов, полученных юридическими лицами — владельцами облигаций, не облагаются налогом на прибыль или налогом на доходы, а проценты, полученныефизическимилицами, не облагаются подоходным налогом. Облигации не облагаются налогом на имущество. Об интересе инвесторов (прежде всего частных) свидетельствует тот факт, что крупн ы й «долгоиграющий» заем удалось разместить под чрезвычайно низкий процент.

В процентном отношении размещение займа выглядит следующим образом: инвесторы США приобрели 41%, Южная Корея — 39%, Европа — все остальное. В первом транше Россия разместила еврооблигаций на 1 млрд дол. под очень низкий процент — всего 9,25% годовых на 5 лет. Для сравнения стоит сказать, что доходность по рынку ОГСЗ в то время составляла около 50% годовых, а на рынке ГКО-ОФЗ — почти 60% годовых. Лид-менеджерами займа выступили инвестиционные банки J.P. Morgan и SBC Warburg.

В марте 1997 г. Минфин России решил выпустить второй транш еврооблигаций, номинированный в немецких марках (в то время как первый был номинирован в американских долларах). Проценты остались практически на том же уровне. Доходность облигаций на 370 базисных пунктов превышает доходность правительственных облигаций Германии

(это около 9,2% годовых). Однако российская делегация рассчитывала на более низкую стоимость заимствований. В частности, назывались и такие величины спрэда, как 320 пунктов. Впрочем, и эта доходность вполне соответствует уровню страны с кредитным рейтингом ВВ-.

Банками, размещающими российские евробонды второго выпуска, стали: Генеральные управляющие - немецкий Deutsche Bank и швейцарский Credit Suisse First Boston; Старшие соуправляющие — три немецких банка: Commerzbank AG, Drezdner Bank Kleinwort Benson, J.P.Morgan GmbH, и швейцарский — SBC Warburg. Остальные 17 банков, в том числе российские, входили в группу так называемых соуправляющих займом. Среди них ABN AMRO Hoare Govett, Bayerische Landesbank, Deutsche Genossenschaftsbank, Investmentbank Austria, франкфуртское отделение Merill Lynch, Morgan Stanley, Salomon Brothers, Альфа-банк, «Империал», Международная финансовая корпорация,«Российский кредит».

При выпуске еврооблигаций, номинированных в немецких марках, Минфин России столкнулся с неожиданной проблемой — с раскупаемостью бумаг. В ноябре 1996 г. бумаги разошлись почти мгновенно, а в этот раз спустя неделю после размещения удалось реализовать только около 80% выпуска. Дело в том, что практика первого размещения показала, что покупающие российские еврооблигации инвесторы делают это, как правило, впервые. Если займы в долларах ориентированы на индустриальных инвесторов, то с займами, эмитированными в марках, работают в основном частные инвесторы. Поэтому нельзя было ожидать, что эмиссия будет раскуплена так же быстро, как это было при первом размещении. Поданным Агентства финансовой информации, в первый день торгов размещено около 70% облигаций. 45% эмиссии приобрели германские инвесторы, около 20% выпуска продано в Азии, примерно 10% купили британские компании и банки. Оставшаяся часть еврооблигаций разошлась в других европейских странах, главным образом, в Бенилюксе. Дальнейшая продажа этих бондов проходила на всех мировых фондовых рынках, за исключением США, Великобритании и России.

Финансовый кризис, заставший российскую экономику плохо подготовленной, сказался в необходимости выпуска третьего транша российских еврооблигаций. Считается, что этот выпуск стал самой большой удачей Минфина. Вот некоторые параметры эмиссии: объем эмиссии составил 2 млрд дол., срок обращения — Шлет. 53% выпуска размещено

в США, 24% — в Азии, а оставшаяся часть — в Европе, в том числе во Франции, инвесторы которой впервые приобрели еврооблигации РФ.

Во вторник 24 марта 1998 г. генеральные менеджеры объявили условия размещения новых ценных бумаг. Исходя из объявленных условий, это был самый неудачный из четырех выходов России на международный финансовый рынок. Однако участники рынка считают, что в условиях перенесшего кризис рынка лучшего быть и не могло. Объем выпуска четвертого транша российских еврооблигаций — 1,25 млрд марок. Дата погашения — 31 марта 2005 г. Выплаты по купону составляют 9,375%. Выпуск имеет ограничения на продажу в США, Великобритании и России. Генеральными управляющими выпуска являются Deutsche Morgan Grenfell и SBC Warburg. Несмотря на то, что заимствования на внешнем рынке обходятся России значительно дешевле, чем на внутреннем рынке, этот выпуск еврооблигаций не такой успешный, как прошлые. Облигации размещены со спрэдом, превышающим рыночный примерно на 40 базисных пунктов. К тому же объем выпуска почти в два раза меньше, чем объем предыдущего. То есть доверие инвесторов к России теперь стоит дороже. Это произошло по нескольким причинам. Основная причина заключается в том, что размещение российских еврооблигаций — первое после мирового финансового кризиса. Кроме того, незадолго до выпуска одно из ведущих рейтинговых агентств Moody's — снизило кредитный рейтинг России по долгосрочным заимствованиям в иностранной валюте. А именно на оценку рейтинговых агентств ориентируются инвесторы.

Помимо этого размер комиссии за управление и обслуживание выпуска, как заявили банки Deutsche Morgan Grenfell и SBC Warburg, составляет 2,75% от суммы займа. Это также увеличивает стоимость заимствования. Негативное влияние на обстановку вокруг размещения евробондов оказал и правительственный кризис в России. Символично и то, что российский фондовый рынок никак не отреагировал на очередное размещение евробондов.

Разнообразие валют, в которых Россия выпускала свои бумаги, было не особо большим. Из девяти траншей, семь из них было выпущено в американских долларах, два — в немецких марках, один — в итальянских лирах. Выпуск облигаций в лирах носил большой политический оттенок. Во-первых, это видно из-за очень маленького объема выпуска (750 млрд лир примерно равно 350-400 млн дол.). Во-вторых, выпуск был произведен после договоренности о начале проекта ГАЗ-Фиат.

Успешное размещение первого транша российских бумаг для местных администраций было подобно стартовому выстрелу. О намерении пойти по пути федеральных властей немедленно заявили правительства Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, а также Московской и Свердловской областей, республик Татарии и Марий Эл.

Поддержку федерального правительства получили лишь инициативы первых трех городов. В апреле 1997 г. Президент России подписал Указ «О выпуске внешних облигационных займов органов исполнительной власти Москвы, Санкт-Петербурга и Нижегородской области». Именно эти три региона первые в России разместили еврооблига-ционные займы. На эмиссии еврооблигаций трех субъектов Федерации — Москвы, Санкт-Петербурга и Нижегородской области — был распространен льготный режим налогообложения, действовавший в отношении еврозаймов России.

Западными фирмами была проведена всесторонняя юридическая проверка Нижегородской области как эмитента. Западные инвесторы особо отметили, что областные власти изначально намеревались использовать полученные от продажи еврооблигаций средства на рефинансирование старых долгов и финансирование затратных статей бюджета. Нижегородские еврооблигации были признаны более консервативными (в финансовом мире консервативность — синоним надежности по сравнению с евробондами Москвы и Санкт-Петербурга). В итоге Нижегородская область, которая провела размещение после двух столиц, разместила еврооблигации на более выгодных условиях: купонная ставка (процент, выплачиваемый эмитентом инвестору) по бумагам Нижегородской области ниже, чем у аналогичных ценных бумаг, то есть Нижегородская область будет тратить на обслуживание своего еврозайма меньше средств, чем другие российские эмитенты.

Интерес к российским евробондам проявили и американцы. Спрос на нижегородские еврооблигации превысил предложение: количество заявок было за 100 млн дол. В октябре 1997 г. средства от размеще-ний поступили в область. В размещении еврооблигаций приняли участие американские, европейские и японские банки. Вот официальный состав синдиката банков, принявших участие в размещении: ING Barrings (лид-менеджер выпуска); MC-BBL Securities (co-lead manager); CS First Boston, Salomon Brothers, МФК «Ренессанс», J.P.Morgan, Merill Lynch, Nomura International, Goldman Sachs, Deutsche Morgan Grenfell, Morgan Stanley, Raiffeisenbank, Creditanstalt

(co-managers). Российский финансовый консультант Нижегородской области по выпуску евробондов — коммерческий банк «Еврофинанс».

Из российских организаций частного сектора первыми на практике познакомились с еврооблига-ционными займами крупные банки. В частности, по настоянию эмитента они были включены в состав банковских синдикатов, которые образовывались для размещения первых грех облигационных займов России. Это делалось, для того чтобы способствовать приобретению российскими банками опыта в международных операциях, а также формированию новых деловых контактов в перспективных сферах инвестиционного бизнеса.

Отдельные представители российского банковского сообщества (СБС-Агро, ОНЭКСИМ-банк и Альфа-банк) уже летом 1997 г. разместили свои дебютные еврооблигационные эмиссии. Выпуски ценных бумаг заемщиков из производственной сферы (сырьевого, энергетического и телекоммуникационного секторов экономики) появились на рынке позже, осенью 1997 г. и весной 1998 г.

В условиях неразвитости национального рынка долговых ценных бумаг частного сектора еврооблигационные эмиссии становились для корпораций практически единственным средством привлечения долгосрочного заемного капитала для финансирования инвестиций. К сожалению, только сырьевые компании благодаря наличию существенной доли экспортной составляющей в доходах располагали своего рода естественным «хеджирующим демпфером» валютного риска, неизбежно сопряженного с этими внешними заимствованиями.

В целом, докризисный дебют России на рынке еврооблигаций можно признать вполне успешным. Сроки проведения выпусков, условия и валюта займов были выбраны достаточно удачно, что позволило привлечь значительные для эмитентов объемы финансирования под сравнительно невысокий процент. Внешние заимствования оказались более дешевыми по сравнению с привлечением финансовых средств на внутреннем рынке. К сожалению, августовский кризис 1998 г. подорвал доверие инвесторов ко всем российским эмитентам. В результате ведущие аналитические агентства понизили рейтинги российских облигаций на 5-6 пунктов.

В последние годы экономическое положение России постепенно улучшается, и это отразилось на еврооблигациях Российской Федерации и крупных российских корпораций.

По информации журнала «Рынок ценных бумаг» №10, май 2004 г., крупнейший россий-

ский заемщик Газпром разместил еврооблигации на сумму 1,2 млрд дол. с доходностью 8,626 %. Срок обращения облигаций — 30 лет. Новые евробонды Газпрома стали самыми «длинными» внешними долгами российских компаний, которые до сих пор размещали еврооблигации не более чем на 10 лет. 30-летние займы — редкое явление для мирового рынка капиталов. Недавно рейтинговое агентство Moody's Investors Service присвоило Газпрому основной рейтинг Bal и рейтинг эмитента на уровне Ва2. Газпром также имеет рейтинг ВВ- по шкале агентства Standard & Poor's и рейтинг ВВ агентства Fitch.

Как сообщила «Газета» 15 июня 2004 г. Министерство финансов России планирует выпускать еврооблигации в 2005-2007 гг. на сумму более 5 млрд дол. в год. Это предусмотрено материалами по основным параметрам проекта федерального бюджета на 2005 г. и перспективным финансовым планом на2005-2007 гг, которые Минфин внес в Правительство России. Как сообщили в аппарате Правительства России, осуществление заимствований на внешнем рынке в 2005 г. путем размещения еврооблигационных займов будет зависеть от складывающейся рыночной конъюнктуры.

18 октября 2004 г. на сайте газеты «Ведомости» опубликовано сообщение о том, что Международное рейтинговое агентство Moody's Investors Service присвоило евробондам государственных банков России ВТБ и Сбербанку рейтинг Ваа2. Аналитики отмечают, что для многих участников рынка это стало полной неожиданностью, так как рейтинг евробондов этих банков оказался на ступеньку выше рейтинга еврооблигаций России (ВааЗ).

По информации журнала «Рынок ценных бумаг» №19, октябрь 2004 года, Москва выпускает новые еврооблигации на сумму 374 млн евро. Срок обращения — 7 лет. При размещении новых еврооблигаций Москвы доходность составила 6,45 %. До настоящего момента в обращении находятся два выпуска еврооблигаций Москвы.

В этом же номере журнала сообщается, что телекоммуникационная компания «Мегафон» до конца 2004 г. планирует разместить еврооблигации на сумму 375 млн дол. Облигации будут выпущены через компанию Megafon S.A. на срок до 5 лет и доходностью Citigroup и ING.

По сообщению агентства МФД-ИнфоЦентр от 15 октября 2004 г., Акционерный коммерческий банк «Росбанк» в конце октября — начале ноября 2004 г. разместит выпуск еврооблигаций на сумму до 275 млн дол. на срок до 5 лет. Об этом сообщили агентству в пресс-службе банка со ссылкой на решение совета директоров общества, принятое в ходе заседания 11 октября.

Евробонды выпустит компания Russia International Card Finance S.A. Облигации будут обеспечиваться правами требования ОАО АКБ «Росбанк» к платежным системам Visa, MasterCard, CirrusMaestro в отношении платежей по банковским картам и принятие на себя ОАО АКБ «Росбанк» обязательств перед Visa International Service Association, MasterCard International Incorporated, Credit Suisse First Boston (Europe) Limited и Merrill Lynch International. Цена сделки по привлечению обеспеченного финансирования составит не более 2,295 млрд дол.

Как пояснили в пресс-службе «Росбанка» в цену сделки заложены денежные потоки, которые будут проходить в рамках обслуживания карт систем Visa и Mastercard в течение последующих 5 лет. В пресс-службе «Росбанка» также уточнили, что компания Russia International Card Finance S.A. не является аффилированной структурой банка. Определены стороны сделки — ОАО АКБ «Росбанк», Компания Russia International Card Finance S. А., БанкТ1ге Bank of New York, VISA International Service Association, Credit Suisse First Boston (Europe) Limited, Merrill Lynch International. Выгодоприобретатель — Russia International Card Finance S.A.

Транскредитбанк (ТКБ) рассчитывает выпустить в октябре-ноябре 2004 г. дебютные еврооблигации на сумму 120-150 млн дол. Агентство S&P повысило долгосрочный кредитный рейтингТКБ до «В-» с «ССС+» и подтвердило краткосрочный кредитный рейтинг контрагента «С». Прогноз по рейтингам — стабильный.

В ноябре 2004 г. ОАО «РЖД» планирует выпустить рублевые облигации на 12 млрд руб., а в конце первого полугодия 2005 г. — еврооблигации примерно на 500 млн дол. Об этом сообщил президент РЖД Геннадий Фадеев. Еврооблигации РЖД планирует их выпустить «в идеальном варианте в конце первого полугодия». Размер выпуска еврооблигации составит «где-то 500 млн дол.», программа проведения road show этого выпуска уже готова.

Таким образом, можно отметить, что Министерство финансов России, ведущие российские банки и корпорации и в настоящее время принимают активное участие в рынке еврооблигаций.

В заключение хотелось бы предложить некоторые выводы, сделанные на основе изучения рынка еврооблигаций. Итак, чем же сулит организациям и муниципалитетам новая возможность выхода на мировой рынок?

Во-первых, денег на Западе гораздо больше. Размер рынка еврооблигаций измеряется сотнями миллиардов долларов, а объем займа, как правило, колеблется от 100 до 300 млн дол. Помимо евро-

пейских на вторичном рынке облигации могут покупать американские и азиатские инвесторы, а это еще сотни миллиардов долларов.

Во-вторых, даже не очень длительный по европейским меркам облигационный заем (3-5 лет) в нашем представлении — долгосрочный, ведь о том, чтобы взять кредит на такой срок у отечественного банка, можно и не думать.

В-третьих, деньги еврооблигаций — едва ли не самые дешевые. Это обусловлено и большим объемом предложения денег на мировом рынке, и тем, что банки, покупающие еврооблигации, резервируют под них существенно меньше, чем под кредиты, а значит, и покупать их выгоднее. Ставка процентов по облигациям определяется кредитным рейтингом эмитента и не может быть выше, нежели у правительства его страны.

В-четвертых, выпуск еврооблигаций не требует обеспечения. «Газпрому» удалось получать кредиты у западных банков под 8-9% годовых (менее именитые российские компании удовлетворяются 15-18% годовых), но при этом банк обычно требует обеспечения, например контрактами на поставку газа.

В-пятых, выпуск еврооблигаций, в отличие от акций, не приводит к размыванию акционерного капитала. Это неприемлемо вообще, а в наших условиях — особенно. При неразвитом отечественном фондовом рынке акции компаний недооценены и их выпуск означает распродажу активов компании по сниженным ценам.

Литература

1. Берзон Н. Рынок еврооблигаций — ключевые моменты. // Рынок ценных бумаг. 2000. №9. С. 73 - 75.

2. Бондарь Т. Опыт внешних облигационных заимство-ваний российских регионов. // Рынок ценных бумаг. 2000. № 9. С.76 — 79.

3. Буклемишев О.В. Рынок еврооблигаций. М., 1999.

4. Газпром разместил 30-летние еврооблигации. // Рынок ценных бумаг. 2004. № 10. С. 4-5.

5. Корнелиус Лука. Торговля на мировых валютных рынках. М., 2004.

6. Максима В. Энг, Фрэнсис А. Лис, ЛоуреисДж. Мауер. Мировые финансы. М., 1998.

7. «Мегафон» размещает еврооблигации.// Рынок ценных бумаг. 2004. №19. С. 6-8.

8. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. М., 2003.

9. Международные экономические отношения. Под ред. проф. В.Е. Рыбалкина. М„ 2004. С. 448-456.

10. Мировая экономика. Под ред. д-а экономических наук, проф. Ю.А. Щербанина. М., 2004. С. 231-242.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Москва выпускает новые еврооблигации.//Рынок ценных бумаг. 2004. № 19. С. 6.

12. Уильям Ф. Шарп, Гордон Дж. Александер, Джеффри В. Бейли. Инвестиции. М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.