Научная статья на тему 'Рынок электроэнергетики в России: текущее состояние, перспективы развития и антимонопольный контроль'

Рынок электроэнергетики в России: текущее состояние, перспективы развития и антимонопольный контроль Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

213
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рынок электроэнергетики / экономика и управление народным хозяйством / электроэнергетика / энергосистема / энергетическая стратегия / electric power market / economy and management of the national economy / electric power industry / energy system / energy strategy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончаров Валерий Анатольевич

В данной научной статье исследуется текущее состояние рынка электроэнергетики, перспективы его развития в условиях новой реальности, а также вопросы государственного регулирования. Рассмотрена структура рынка электроэнергетики, ключевые индикаторы деятельности, что позволило сформировать общее представление об особенностях его функционирования и современном состоянии. Изучена Энергетическая стратегия – 2035 как важный документ для дальнейшего развития энергетического сектора страны и достижения его качественно нового состояния. Проведен анализ нормативно-правовой базы, который позволил заключить, что правотворческая деятельность в рассматриваемой отрасли достаточно активная. Изучены современные тенденции в сфере энергетики. Сделан вывод о том, что за счет сформированного прочного фундамента отрасли удается противостоять внешним вызовам, продолжая своё развитие, однако остается ряд нерешенных задач, которые требуют от государства принятия дополнительных мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The electric power industry market in Russia: current state, development prospects and antimonopoly control

This scientific article examines the current state of the electricity market, the prospects for its development in the new reality, as well as issues of state regulation. The structure of the electric power market, key performance indicators are considered, which allowed us to form a general idea of the features of its functioning and current state. The Energy Strategy – 2035 has been studied as an important document for the further development of the country's energy sector and achieving its qualitatively new state. The analysis of the regulatory framework was carried out, which allowed us to conclude that law-making activity in the industry under consideration is quite active. Modern trends in the energy sector have been studied. It is concluded that due to the formed solid foundation of the industry, it is possible to resist external challenges, continuing its development, however, there are a number of unresolved tasks that require the state to take additional measures.

Текст научной работы на тему «Рынок электроэнергетики в России: текущее состояние, перспективы развития и антимонопольный контроль»

Рынок электроэнергетики в России: текущее состояние, перспективы развития и антимонопольный контроль

Гончаров Валерий Анатольевич

доктор экономических наук, независимый исследователь, gadskayasila@gmail.com

В данной научной статье исследуется текущее состояние рынка электроэнергетики, перспективы его развития в условиях новой реальности, а также вопросы государственного регулирования. Рассмотрена структура рынка электроэнергетики, ключевые индикаторы деятельности, что позволило сформировать общее представление об особенностях его функционирования и современном состоянии. Изучена Энергетическая стратегия - 2035 как важный документ для дальнейшего развития энергетического сектора страны и достижения его качественно нового состояния. Проведен анализ нормативно-правовой базы, который позволил заключить, что правотворческая деятельность в рассматриваемой отрасли достаточно активная. Изучены современные тенденции в сфере энергетики. Сделан вывод о том, что за счет сформированного прочного фундамента отрасли удается противостоять внешним вызовам, продолжая своё развитие, однако остается ряд нерешенных задач, которые требуют от государства принятия дополнительных мер.

Ключевые слова: рынок электроэнергетики, экономика и управление народным хозяйством, электроэнергетика, энергосистема, энергетическая стратегия.

Введение

Одним из преимуществ геополитического положения Российской Федерации является наличие масштабных запасов сырьевых ресурсов, способствующих развитию электроэнергетики [3].

Электроэнергетика является важнейшей и базовой отраслью российской экономики, удовлетворяющей потребности народного хозяйства и населения в электроэнергии, а также реализующей её экспорт.

Рынок электроэнергетики в России регулируется Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-Ф3 (ред. от 30.12.2020) «Об электроэнергетике».

Единая энергетическая система России (ЕЭС России) представляет собой комплекс объектов электроэнергетики, которые связаны общим производственным процессом. «СО ЕЭС» осуществляет оперативное и диспетчерское обслуживание.

Здесь стоит затронуть вопрос реформирования отрасли, которое началось в конце 1990-х годов. Что было до реформы? Это время характеризуется отсутствием платежей на электростанциях, за которым следовал очевидный дефицит топлива; забастовками энергетиков из-за отсутствия выплат; веерными отключениями промышленных потребителей, адресными отключениями неплательщиков.

Летом 2001 года было подписано распоряжение «О реформировании электроэнергетики РФ». Практически всю энергетику страны объединяла РАО «ЕЭС России», созданная в свою очередь в 1992 году. Реформа, преследующая цель достижения инвестиционного рывка, предполагала разделение энергетической системы на отдельные компании по направлениям деятельности, а именно: генерирующие, сбытовые, сетевые. Большая часть этих компаний стала частными, что привлекло инвестиции в отрасль, потребность в которых была беспрецедентной, и сформировало конкурентный рынок электроэнергетики, хотя, казалось бы, отрасль считалась нереформируемой монополией [13]. При этом реформу много критиковали, считая, что привлечение масштабных инвестиций - неисполнимая задача [13]. Однако прогнозы оказались несостоятельны. Тогда критики начали говорить об избыточных потоках инвестиций, с чем, к слову, можно согласиться, так как реорганизация РАО «ЕЭС России» произошла за несколько месяцев до наступления глобального экономического кризиса 2008 года [13]. В силу этого стратегией просто не было предвидено негативных экономических явлений.

Привлеченные инвестиции были направлены на введние новых объектов. Также осуществлялся вывод устаревших мощностей.

Одним из серьезных рисков реформы был уровень цен. Позиции относительного этого вопроса

О *

О X

о

3 *

8)

с т ■и о

5

т о а г

о т

09 8)

сч

0 сч

да

01

также были противоположными. Однако анализ, проведенный экспертами, позволил заключить, что неприемлемой ценовой нагрузки создано не было [13].

Также реформа положительным образом повлияла на надёжность энергосистем.

Завершение реформы состоялось 30 июня 2008 года. РАО «ЕЭС России» в связи с этим была ликвидирована 1 июля 2008 года. Реформа электроэнергетики России доказала свою необратимость. Не все запланированные преобразования были завершены. Сегодня требуется решение новых задач, о чем пойдет речь далее.

Анализ современного состояние рынка электроэнергетики

Рассмотрим текущее состояния рынка электроэнергетики. Для начала изучим его структуру.

Одним из элементов структуры рассматриваемого рынка являются генерирующие компании, особенность которых заключается в отсутствии прямой связи с потребителями электроэнергии [7]. Свой продукт генерирующие компании продают сбытовым. Они в свою очередь выступают посредником между производителем и потребителем.

Крупнейшие генерирующие компании в настоящий момент представлены в таблице 1

Таблица 1

Компания Установленная Объем выработки,

мощность, ГВт млрд кВтч

Группа «Интер РАО» 33,7 132,5

АО «Концерн Рос- 29,0 204,3

энергоатом»

Группа РусГидро 39,4 144,2

ООО «Газпром 39,0 146,5

энергохолдинг»

АО «Юнипро» 11,2 46,6

ПАО «Энел Россия» 9,4 41,3

ПАО «Фортум» 4,9 28,1

ПАО «Квадра» 2,9 9,7

АО «ЕвроСиб-Энерго» 19,5 67,6

ООО «Сибирская 10,9 46,0

генерирующая ком-

пания»

ПАО «Т плюс» 15,7 55,0

существование сбытовых компаний. Они приобретают электрическую энергию, а затем реализуют её на розничных рынках.

Посредником между сбытовой и генерирующей компанией и еще одним структурным элементом являются сетевые компании, являющиеся владельцами объектов электросетевого хозяйства, что позволяет им переносить значительные объемы энергии на дальние расстояния [7]. Наиболее крупными сетевыми компаниями выступают такие, как ПАО «Россети», ОАО «Сетевая компания», АО «БЭСК», АО «РЭС», ОАО «ИЭСК», ПАО «СУЭНКО» [9].

Также элементом на рынке электроэнергии выступают её конечные потребители, которые могут быть разных категорий [7]. Речь идет о покупателях розничного рынка, которых большинство, и покупателях оптового рынка.

Структура электроэнергетики изображена на рисунке 1.

Импортеры

Генераторы

Оптовый рынок электроэнергии и мощности ОРЭМ

Сетевые компании

Фишческпе липа

Промышленные

предприятия, государственные объекты, юридические липа

Источник: составлено автором на основе [9]

Анализ данных таблицы 1 позволять отметить, что одним из лидеров является «ПАО Русгидро». Второй ведущей компанией является оОо «Газпром энергохолдинг». Третьей по масштабам выступает группа «Интер РАО», четвертой - АО «Концерн Росэнергоатом». Замыкает пятёрку лидеров АО Ев-роСибЭнерго - третья по масштабам.

Другим ключевым структурным элементом являются сбытовые компании, самыми крупными из которых являются «Мосэнергосбыт», «ТНС Энерго», «Русэнергосбыт» [9]. Дело в том, что генерирующие компании по законодательным нормам не могут совмещать и сбыт, и транспорт, и генерацию электроэнергию [7]. Отсутствие возможности продавать электроэнергию напрямую населению определяет

Рисунок 1 - Структура рынка электроэнергетики Источник: составлено автором на основе [3, 7]

Рисунок 1 демонстрирует схему функционирования рынка электроэнергетики России.

На рассматриваемом рынке сложилась двухуровневая система [8]. Оптовый рынок представляет собой сферу обращения электрической энергии с участием крупных генерирующих компаний и потребителей электроэнергии, розничный рынок - с участием конечных потребителей электроэнергии.

Рассмотрим мировых лидеров по выработке электроэнергии (таблица 2).

Таблица 2

Крупнейшие производители электроэнергии в мире на 2022 год

Страна Чистое производство, трлн кВтч В расчете на душу населения, кВтч

Китай 8,833 6254,9

США 4,510 13531,8

Индия 1,802 1271,5

Россия 1,165 8115,1

Япония 1,063 8495,8

Бразилия 0,668 3102,5

Канада 0,657 16876, 4

Южная Корея 0,625 12105,4

Германия 0, 578 6874,4

Франция 0, 473 6962,0

Источник: составлено автором на основе [12, 14]

Анализ данных таблицы 2 позволяет заключить, что Россия является одним из крупнейших производителей электроэнергии: производство электроэнергии в России по итогам 2022 года составило 1,165 трлн кВтч, что позволило ей занять четвертое место.

Единая энергетическая система России состоит из 75 региональных энергосистем [4], которые в свою очередь образуют 7 объединенных энергетических систем, представленных на рисунке 2.

Рисунок 2 - Объединенная энергосистема России [2]

На рисунке 2 можно увидеть технологически изолированные территориальные электроэнергетические системы, не имеющие возможности прямого подключения к ЕЭС в силу своих технологических и территориальных особенностей. К таким относятся энергосистемы Чукотского автономного округа, Камчатского края, Сахалинской и Магаданской областей, Норильско-Таймырского энергорайона Красноярского края.

Таблица 3

Структура установленной мощности электростанций объединенных энергосистем и ЕЭС России

Энергосистема Всего , МВт ТЭС ГЭС АЭС ВЭС СЭС

МВт % МВт % МВт % МВт % МВт %

ЕЭС России 247 601,8 163539 ,4 66,05 50 105,5 20,24 29543 11,93 2298, 4 0,93 2115, 5 0,85

ОЭС Центра 50 504,6 34 906, 2 69,12 1 820,1 3,60 13778, 3 27,28 0 0,00 0 0,00

ОЭС Средней Волги 27 979,6 16 615, 7 59,39 7026, 5 25,11 4072,0 14,55 85,4 0,31 180,0 0,64

ОЭС Урал а 53 171, 9 49 292, 5 92,70 1928,7 3,64 1485,0 2,79 1,7 0,00 464,0 0,87

ОЭС Северо-Запада 25 104, 2 15 794, 0 62,91 2966,4 11,82 6135,8 24,44 208,0 0,83 0 0,00

ОЭС Юга 27 370, 1 13 828, 5 50,52 6395,1 23,37 4071,9 14,88 2003, 3 7,32 1071, 3 3,91

ОЭС Сибири 52 229, 5 26 478, 1 50,70 25351, 2 48,53 0 0,00 0 0,00 400,2 0,77

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОЭС Востока 11 241, 9 6624, 4 58,93 4617,5 41,07 0 0,00 0 0,00 0 0,00

(ТЭС), гидроэлектростанция (ГЭС), ветряная электростанция (ВЭС), солнечная электростанция (СЭС), а также атомная электростанция (АЭС) [2].

В таблице 3 представлена структура установленной мощности электростанций объединенных энергосистем и ЕЭС России на 01.01.2023 года.

Анализ данных таблицы 3 позволяет установить, что общая установленная мощность электростанций ЕЭС России на 1 января 2023 года составила 247 601,8 МВт. Основная доля выработки приходится на тепловые электростанции (66,05%). После них идут гидроэлектростанции и атомные электростанции, доля которых составляет 20,24% и 11,93% соответственно. Доля ветряных электростанций составляет всего лишь 0,93%, солнечных электростанций - 0,85%.

Наибольший объем мощности демонстрируют ОЭС Центра, ОЭС Сибири, ОЭС Урала. Он составляет 50504,6 МВт, 52229,5 МВт, 53171,9 МВт соответственно. Далее идут ОЭС Средней Волги, ОЭС Северо-Запада и ОЭС Юга с показателями 27 979,6 МВт, 25 104, 2 МВт и 27 370, 1 МВт соответственно. Можно заметить существенную разницу по сравнению с первой тройкой энергетических систем. Наименьший объем мощности приходится на ОЭС Востока (11 241, 9 МВт).

Ключевыми индикаторами являются показатели выработки и потребления электроэнергии (таблица 4).

Таблица 4

Показатель 2022 г. В % к 2021 году

Выработка электроэнергии, млрд. кВт ч. 1166,9 100,9

Электропотребление, млрд. кВт Ч. 1121,5 100,6

Сальдо перетоков электроэнергии, млрд. кВт Ч. 15,2 63,0

Установленная мощность электростанций ЕЭС России, 1 ГВт 247,6 100,4

Источник: [11]

Выработку электроэнергии обеспечивают такие виды электростанций, как тепловая электростанция

Источник: [15]

Данные таблицы 4 свидетельствуют о росте производства и потребления электроэнергии в России, несмотря на спад экономики.

Проведенный выше анализ позволил получить общее представление об особенностях функционирования рынка электроэнергетики России, его современном состоянии.

Обзор Энергетической стратегии -2035

Важным документом для дальнейшего развития энергетического сектора страны и достижения его качественно нового состояния, способствующего социально-экономическому развитию страны, обеспечению её национальной безопасности, является принятие в 2020 году Энергетической стратегии России до 2035 года (ЭС-2035), которая четко обозначила приоритеты в данном секторе, векторы его развития. Стоит отметить, что стратегия актуализируется каждые 5 лет из-за происходящих изменений в мире.

О *

о х о 2 5

а

с

4 ■о о

5 Ч

Ф

л

0" о ч го а

Достоинством новой стратегии является то, что в ней учитываются кризисные явления, недружественная политика западных стран в отношении нашей страны, санкционное давление, которое, как можно заметить, достигло сейчас беспрецедентного масштаба.

Кроме того, на формирование ключевых положений стратегии оказали воздействие такие факторы, как цифровая трансформация; нацеленность крупнейших импортёров энергоресурсов на энергетическое самообеспечение за счёт развития возобновляемых источников энергии, что изменит экспортную составляющую российского топливно-энергетического комплекса (ТЭК); климатическая повестка и др.

Остановимся на некоторых моментах данной стратегии.

Реализация стратегии поделена на два этапа, тесно связанных между собой. Первый этап, рассчитанный до 2024 года, направлен на совершенствование ценообразования и достижения тем самым согласования интересов потребителей энергии и её производителей. В частности, речь идёт о сокращении перекрестного субсидирования. Второй этап направлен на переход к энергетике нового поколения, где главенствующую роль будут играть новые технологии, источники энергии.

Только адекватная цена на электричество позволит в полной мере исполнить задачи второго этапа, чем и обусловлена связь выделяемых этапов.

Достижение цели развития энергетики будет осуществлять по следующим перспективным направлениям [1]:

— «эффективное обеспечение потребностей социально-экономического развития России соответствующими объемами производства и экспорта продукции и услуг ТЭК;

— пространственное и региональное развитие энергетики;

— достижение технологической независимости ТЭК и повышение его конкурентоспособности;

— совершенствование системы государственного управления и развитие международных отношений».

Отличие ЭС-2035 от предшествующей заключается в следующем [16]:

— ориентация на сдержанный рост внешнего и внутреннего потребления;

— достижение экономической доступности поставок энергоносителей на внутренний рынок;

— переориентация с ресурсно-сырьевого к ресурсно-инновационному развитию, то есть стремление к качественному изменению структуры энергопотребления, росту уровня энергетических услуг и пр.;

— позиционирование топливно-энергетического комплекса в качестве «стимулирующей инфраструктуры»;

п — появление положения о рисках реализации § стратегии. сч

® Государственное регулирование рынка элек-2 троэнергетики

Одним из актуальных вопросов является регулирование рынка электроэнергетики, особенности которого требуют особого подхода к этому процессу [3].

Современное состояние отрасли характеризуется наличием конкурентных сфер (например, производство электроэнергии) и естественно-монопольных сфер [6]. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к таким отнесены услуги по передаче электрической и тепловой энергии, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике. Это обуславливает необходимость государственного регулирования.

Соответствующие полномочия органов государственной власти, а также основные права и обязанности субъектов энергетики закреплены в Федеральном законе от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике". Это один из основных нормативно-правовых актов, регулирующих сферу электроэнергетики. Данному вопросу посвящена глава 5 приведенного закона. В частности, статья 25 главы 5 посвящена антимонопольному регулированию и контролю на оптовом и розничных рынках, а также пункт 4 статьи 21 этой же главы [5]. В них регламентированы полномочия Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в рассматриваемой в рамках данного исследования сфере. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», применяя который не следует забывать о естественных монополиях, более детально регламентирует деятельность ФАС [6].

Есть и иные, но не менее значимые, нормативные документы. Они посвящены вопросам безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; повышения энергетической эффективности, энергосбережения; функционирования розничных рынков; функционирования оптовых рынков и пр. Подробнее с документами можно ознакомиться на официальном сайте Министерства энергетики РФ.

Так как деятельность сопряжена с рисками, то необходимо регламентировать вопросы ответственности. Они рассмотрена в главе 9 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях, а также в Уголовном кодексе (глава 2) [5].

Нельзя оставить без внимания международные документы (например, Договор о Евразийском экономическом союзе) [5].

Анализ нормативно-правовой базы позволил заключить, что надзор за сферой электроэнергетики, предусмотренный со стороны различных органов власти, позволяет осуществлять более тщательный её контроль. Правотворческая деятельность достаточно активная.

Тенденции развития рынка электроэнергетики

Какие тенденции наблюдаются в сфере энергетики в условиях новой реальности? Сейчас не самое простое время для отраслей экономики. Электроэнергетика не исключение. Топливно-энергетический комплекс столкнулся с рядом сложностей, что определило некоторые тенденции в его развитии.

Санкционное давление побудило отечественных поставщиков энергоносителей диверсифицировать экспортные потоки, сохранив при этом уровень добычи. По словам экспертам, эта задача успешно реализуется [10].

Уход зарубежных компаний поставил задачу поиска альтернатив импортному оборудованию. Наиболее существенно зависимость от иностранных компонентов наблюдается в нефтегазовом сегменте. Планируется, что в 2025 году показатель им-портозамещения должен составить 80%. Сейчас же этот показатель находится на уровне 60% [10].

Здесь стоит отметить, что проекты в сфере им-портозамещения требуют серьезных инвестиций.

Происходит консолидация мелких территориальных сетевых организаций (ТСО), направленная на повышение эффективности эксплуатации сетевого хозяйства, достижение высокого уровня надёжности электросетей [10].

Раннее уже была отмечена устойчивая положительная динамика производства и потребления электроэнергии, несмотря на текущее положение дел.

Отказ европейских стран импортировать российский уголь побудил российских экспортеров переориентировать поставки в Китай. Однако предлагаются менее выгодные ценовые условия. Отмечается, что тренд, связанный с сокращением добычи угля, будет только усиливаться [10]. Кроме санкци-онного давления, планы по отказу от использования угля в электрогенерации также негативно сказываются на угольной отрасли.

Вопрос сохранения угольной отрасли следует рассматривать аккуратно, искать компромисс, который, с одной стороны, позволит сократить выбросы, с другой стороны, сохранить работу соответствующих предприятий. Важна глубокая переработка угля.

Зато увеличивается потенциал атомной энергетики, несмотря на скептическое отношение к ней ряда стран. В связи с этим «Росатом» получает возможность успешно реализовывать проекты строительства атомных электростанций как в России, так и в других странах [10].

В 2022 году претерпели изменения законодательные акты, регулирующие отрасль. В частности, правки, внесенные в Федеральный закон № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», буквально означают переход к новой системе планирования в ней. Речь идет о передаче АО «СО ЕЭС» («Системный оператор») с 1 января 2023 года новых функций по разработке программных документов, касающихся перспективного развития электроэнергетики.

Безусловно, трендом является цифровая трансформация. Интерес проявляется к технологиям искусственного интеллекта в автоматизированных системах управления, нейросетям, а также инструментам предиктивной аналитики. Задача применения новых технологий - обеспечение роста эффективности управления инфраструктурой энергетических компаний посредством автоматизации внутренних бизнес-процессов, упрощения коммуникаций и т.д.

Еще одна тенденция- децентрализация, связанная с ростом потребления электроэнергии, повышенными требованиями потребителей к энергоснабжению, внедрением новых энергетических и информационных технологий.

Все новые вызовы требуют объединения усилий государства, бизнеса, ученых, банковского сектора для обеспечения синергетического эффекта.

В целом за счет сформированного прочного фундамента отрасли удается противостоять внешним вызовам, продолжать своё развитие, снижая последствия санкций.

Выводы

Итак, электроэнергетика действительно выступает одной из важнейшей отраслью экономики России, обеспечивая бесперебойное снабжение потребителей и как, следствие, устойчивое социально-экономическое развития страны, что в текущих условиях особенно актуально. Несмотря на определенную эволюцию, которую прошла отрасль, некоторые вопросы остаются по-прежнему нерешенными, что требует от государства принятия дополнительных мер. Существует потребность в инновационном развитии энергетической отрасли. Дальнейшие исследования следует направить на поиск действенных инструментов инвестиционной политики, эффективных методов управления трансформацией энергетической системы, наблюдаемой в настоящий момент.

Литература

1. Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2020 N 1523-р «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года» // СПС КонсультантПлюс.

2. Баранов Д. Н. Современные тенденции развития рынка электроэнергетики Российской Федерации / Д. Н. Баранов // Наука и образование: будущее и цели Устойчивого развития: Материалы XVI международной научной конференции, в 4 частях, Москва, 27 ноября 2020 года. Том 2. - Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2020. - С. 449460.

3. Гончаров В.А. Формирование механизма реализации антимонопольной политики : дис. ...д-ра экон. наук: 08.00.05 / Гончаров Валерий Анатольевич. - СПб, 2006-298 с.

4. Единая энергетическая система России // Системный оператор единой энергетической системы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.so-ups.ru/functioning/ups/ups2023/ (дата обращения: 25.09.2023).

5. Желаев М.А. Обзор законодательства в сфере энергетики / М.А. Желаев // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2019. №1. - С.237-242.

6. Жерелина О. Н. Проблемы антимонопольного регулирования электроэнергетической отрасли в Российской Федерации на современном этапе / О. Н. Жерелина, Н. А. Бобров // Проблемы экономики и юридической практики. - 2019. - Т. 15, № 3. - С. 211215.

О *

О X

о

3 *

8)

с т ■и о

5

т о а г

о т

09 8)

7. Иванова З. Д. Структура электроэнергетического рынка Российской Федерации / З. Д. Иванова // Russian Economic Bulletin. - 2023. - Т. 6, № 4. - С. 238-244.

8. Кейлин И. А. Рынок электроэнергетики в России: особенности формирования, текущая оценка и перспективы развития / И. А. Кейлин // Образование и право. - 2021. - № 4. - С. 338-344. - DOI 10.24412/2076-1503-2021-4-338-344.

9. Крупнейшие компании электроэнергетики // Министерство энергетики РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minenergo.gov.m/node/4846?ysclid=ln3fj47xhd 637969037 (дата обращения: 27.09.2023).

10.Основные тренды 2022 года в российской энергетической отрасли // Дзен [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dzen.ru/a/Y7Z2lqq_PRqaEZQd (дата обращения: 27.09.2023).

11.Отчет о функционировании ЕЭС России в 2022 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bigpowernews.ru/photos/0/0_4L1rBSd4W svkQbuNjBjPixksGgs6ynVY.pdf?ysclid=ln545fwvpj751 771531 (дата обращения: 25.09.2023).

12. Производство электроэнергии // Enerdata [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://energystats.enerdata.net/electricity/world-electricity-production-statistics.html (дата обращения: 25.09.2023).

13. Чем закончилась реформа РАО ЕЭС // Ведомости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vedomosti.rU/opinion/articles/2018/06/29/7 74143-reforma-rao-ees (дата обращения: 26.09.2023).

14. Численность населения // Глобальная экономика, мировая экономика | TheGlobalEconomy.com [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/Population_ size/ (дата обращения: 25.09.2023).

15.Электроэнергетика: тенденции и прогноз // РИА Рейтинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://riarating.ru/images/63023/81/630238187.pdf?ys clid=ln1oan3nyj187971900 (дата обращения: 29.09.2023).

16.Энергетическая стратегия - 2035. Задачи и реалии // RusCable.Ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ruscable.ru/article/energeticheskaya_strat egiya_2035_zadachi/ (дата обращения: 27.09.2023).

The electric power industry market in Russia: current state, development

prospects and antimonopoly control Goncharov V.A.

This scientific article examines the current state of the electricity market, the prospects for its development in the new reality, as well as issues of state regulation. The structure of the electric power market, key performance indicators are considered, which allowed us to form a general idea of the features of its functioning and current state. The Energy Strategy - 2035 has been studied as an important document for the further development of the country's energy sector and achieving its qualitatively new state. The analysis of the regulatory framework was carried out, which allowed us to conclude that law-making activity in the industry under consideration is quite active. Modern trends in the energy sector have been studied. It is concluded that due to the formed solid foundation of the industry, it is possible to resist external challenges, continuing its development, however, there are a number of unresolved tasks that require the state to take additional measures. Keywords: electric power market, economy and management of the national

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

economy, electric power industry, energy system, energy strategy. References

1. Order of the Government of the Russian Federation dated 06/09/2020 N

1523-r "On approval of the Energy Strategy of the Russian Federation for the period until 2035" // SPS ConsultantPlus.

2. Baranov D. N. Modern trends in the development of the electricity market of

the Russian Federation / D. N. Baranov // Science and education: the future and goals of Sustainable Development: Materials of the XVI International Scientific Conference, in 4 parts, Moscow, November 27, 2020. Volume 2.

- Moscow: Moscow University. S.Yu. Witte, 2020. - pp. 449-460.

3. Goncharov V.A. Formation of a mechanism for implementing antimonopoly

policy: dis. ...Dr.Econ. Sciences: 08.00.05 / Goncharov Valery Anatolevich.

- St. Petersburg, 2006-298 p.

4. Unified Energy System of Russia // System Operator of the Unified Energy

System [Electronic resource]. - Access mode: https://www.so-ups.ru/functioning/ups/ups2023/ (date of access: 09/25/2023).

5. Zhelaev M.A. Review of legislation in the energy sector / M.A. Zhelaev //

Scientist. zap. Kazan. un-ta. Ser. Humanitarian. Sciences. 2019. No. 1. -P.237-242.

6. Zherelina O. N. Problems of antimonopoly regulation of the electric power

industry in the Russian Federation at the present stage / O. N. Zherelina, N. A. Bobrov // Problems of economics and legal practice. - 2019. - T. 15, No. 3. - P. 211-215.

7. Ivanova Z. D. Structure of the electric power market of the Russian Federation

/ Z. D. Ivanova // Russian Economic Bulletin. - 2023. - T. 6, No. 4. - P. 238-244.

8. Keilin I. A. Electric power market in Russia: features of formation, current

assessment and development prospects / I. A. Keilin // Education and Law.

- 2021. - No. 4. - P. 338-344. - DOI 10.24412/2076-1503-2021-4-338344.

9. The largest electric power companies // Ministry of Energy of the Russian

Federation [Electronic resource]. - Access mode: https://minenergo.gov.ru/node/4846?ysclid=ln3fj47xhd637969037 (date of access: 09/27/2023).

10. Main trends of 2022 in the Russian energy industry // Zen [Electronic resource]. - Access mode: https://dzen.ru/aZY7Z2lqq_PRqaEZQd (date of access: 09/27/2023).

11. Report on the functioning of the Unified Energy System of Russia in 2022 [Electronic resource]. - Access mode: https://www.bigpowernews.ru/photos/0/0_4L1rBSd4WsvkQbuNjBjPixksG gs6ynVY.pdf?ysclid=ln545fwvpj751771531 (date of access: 09/25/2023).

12. Electricity production // Enerdata [Electronic resource]. - Access mode: https://energystats.enerdata.net/electricity/world-electricity-production-statistics.html (access date: 09/25/2023).

13. How the reform of RAO UES ended // Vedomosti [Electronic resource]. -Access mode: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2018/06/29/774143-reforma-rao-ees (date of access: 09/26/2023).

14. Population // Global economy, world economy | TheGlobalEconomy.com [Electronic resource]. - Access mode: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/Population_size/ (access date: 09.25.2023).

15. Electric power industry: trends and forecast // RIA Rating [Electronic resource]. - Access mode: https://riarating.ru/images/63023/81/630238187.pdf?ysclid=ln1oan3nyj18 7971900 (access date: 09.29.2023).

16. Energy strategy - 2035. Objectives and realities // RusCable.Ru [Electronic resource]. - Access mode: https://www.ruscable.ru/article/energeticheskaya_strategiya_2035_zadac hi/ (date of access: 09.27.2023).

(0 СЧ

о

СЧ

да

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.