Научная статья на тему 'Рынок доступа в Интернет в России. Структура рынка. Проникновение услуги на рынок'

Рынок доступа в Интернет в России. Структура рынка. Проникновение услуги на рынок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
655
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ШИРОКОПОЛОСНОГО ДОСТУПА В ИНТЕРНЕТ / MARKET OF BROADBAND INTERNET / МОБИЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ / MOBILE INTERNET / СТРУКТУРА РЫНКА ПО ДОЛЕ АБОНЕНТОВ И ВЫРУЧКИ / STRUCTURE OF MARKET UNDER COMMUNICANT SHARES AND REVENUES / РЕЙТИНГ ОСНОВНЫХ ИГРОКОВ / RATING OF MAIN PLAYERS / ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ / POSITIONING / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА / MARKET DEVELOPMENT TENDENCIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасимова Гита Николаевна

Представлено определение рынка мобильного интернета в России. Исследуются степень распространения услуги, структура, а именно основные игроки и их доли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internet Access Market of Russia. Market Structure. Penetration of Service to Market

Article presents characterization of mobile Internet market of Russia. Article studies service rate of expansion, structure, specifically main players and their shares.

Текст научной работы на тему «Рынок доступа в Интернет в России. Структура рынка. Проникновение услуги на рынок»

широкий доступ... в сети

рынок доступа в интернет вроссии.

структура рынка.

проникновение услуги на рынок

_Аннотация

Представлено определение рынка мобильного интернета в России. Исследуются степень распространения услуги, структура, а именно основные игроки и их доли.

Ключевые слова: рынок широкополосного доступа в Интернет, мобильный интернет, структура рынка по доле абонентов и выручки, рейтинг основных игроков, позиционирование, тенденции развития рынка

По итогам 5-го семинара «Развитие широкополосного доступа (ШПД) на сетях электросвязи России», проходившего 15-16 марта 2011 года в Москве, заместитель министра связи и массовых коммуникаций Н.С. Мардер на брифинге после выступления ДА. Медведева уточнил, что к 2015 году ШПД в Интернет будет со скоростью 100 Мбит/сек. Однако однозначного ответа на вопрос, что считать ШПД, к сожалению, не существует: требования к ШПД в Интернет у разных организаций различны. Но уже положено начало в этой области: с 1 декабря 2010 года введен в действие первый отечественный стандарт - ГОСТ Р 53632-2009 «Показатели качества услуг доступа в Интернет. Общие требования».

Рынок доступа в Интернет

Широкополосный доступ в Интернет - это одно из приоритетных направлений развития отечественных телекоммуникаций. Ему сегодня уделяется повышенное внимание на всех уровнях государственной власти. Внедрение сетей широкополосного доступа должно обеспечить различные категории пользователей широчайшим спектром современных высококачественных услуг, способствуя тем самым

Герасимова Гита Николаевна

аспирантка,

Российский

государственный

торгово-экономический

университет,

ведущий специалист

отдела маркетинга,

компания Уога

Ggerasimova@

yotateam.com

широкополосный оступ в Интернет -это одно из приоритетных направлений развития

_отечественных

телекоммуникаций

решению множества административных, технических, социальных и других проблем в обществе, в том числе задачи ликвидации цифрового неравенства. Генеральный директор Ассоциации производителей оборудования связи (АПОС) В.А. Докучаев, будучи членом экспертно-консультативной группы Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества в Российской Федерации, в своем докладе показал, что в разрабатываемой Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2015 года уровень использования ШПД является одним из контрольных показателей. Как известно, в последние годы широкополосный доступ стал предметом для обсуждения не только среди специалистов в области телекоммуникаций, но и политиков, причем самого высокого уровня. Так, генеральный секретарь МСЭ Х. Туре призвал мировых лидеров добиться, чтобы к 2015 году более половины населения мира получили доступ к широкополосной связи и доступ к высокоскоростным ! основных гражданских прав. гт России Д.А. Медведев в послании к зальному собранию 12 ноября 2009 года потребовал в течение пяти лет обеспечить на всей территории России широкополосный доступ в Интернет. Но что имеется в виду, когда говорится о ШПД? Вопрос этот носит отнюдь не академический характер. Не имея общего понимания, нельзя судить, достигнуты ли поставленные цели, сравнивать уровни проникновения Интернета в разных странах и регионах, оценивать результаты работы различных операторов связи [1].

Формально широкополосным считается доступ на скорости от 128 Кбит/сек, однако в народе широкополосный ассоциируется со словом «скоростной» и означает доступ в Интернет с большой скоростью в противоположность коммутируемому доступу с использованием модема и телефонной сети общего пользования, при полном занятии канала. Таким образом, широкополосный доступ - это скоростной доступ в Интернет, осуществляемый как фиксированно (в одном определенном месте, как правило, по проводу), так и нефиксированно (может осуществляться в любом месте, как правило, это беспроводные технологии, передающие Интернет по принципу радио) с помощью опреде-

еа.

....внаяэкономика,2011, № 12

__ ,,

ленных устройств, поддерживающих высокую скорость передачи данных при помощи технологий 2-3-4-го поколений, и исключающий 1 поколение.

Неизбежная смена поколений

Поколение в области мобильных телекоммуникаций определяется как «G» от англ. «Generation», т.е. собственно поколение. Наименования 2G, 3G, 4G фактически привязывают к себе технологии по передаче данных и отличаются друг от друга скоростью передачи данных. Чем выше цифра, тем выше скорость собрата по меньшинству. 1G - аналоговая связь, в нашем случае, это коммутируемый доступ в интернет. 2G - второе поколение мобильных телекоммуникаций (GSM, DAMPS, GPRS, TDMA). 3G - третье поколение мобильных телекоммуникаций стандарта UMTS, где сети имеют все функции и возможности GSM и радиоинтерфейс, который обеспечивает передачу данных со скоростью до 2Мбит/сек на близких расстояниях и 394 Кбит/сек на дальних.

3,5 G - «промежуточное» поколение - HSDPA (HighSpeed Downlink Packet Access) с возможностью передавать данные со скоростью до 14.4 Мбит/сек, а также Mobile WiMAX, где передача может осуществляться при скорости до 10 Мб/сек. 4G - сеть четвертого поколения, которая позволяет достичь скорости передачи данных до 1 Гбит/сек в условиях движения источника или приемника и до 100 Мбит/сек в условиях обмена данными между двумя мобильными устройствами. Технология, которая позволяет этого достичь определена как LTE -long term evolution.

Структура рынка. Проникновение услуги на рынок

Итак, рынок ШПД в Интернет делят между собой как фиксированные, так и мобильные операторы. Во втором квартале 2010 года распространение Интернета в сегменте пользователей в Москве достигло 76% (2,9 млн абонентов). Вследствие данного обстоятельства темпы роста услуги в столице снизились. По данным отчета, подготовленного российским офисом IKS-Consulting, во II квартале 2010 года количество частных пользователей широкополосного доступа в Интернет в России выросло

чем выше цифра, тем выше скорость собрата по меньшинству

темпы роста

московского

рынка постепенно _замедляются,

' многих операторов _с небольшой

абонентской базой наблюдается отток

С/ ^у

и д

на 5,5% по сравнению с данными I квартала и составило до 15,7 млн абонентов.

Что касается распространения услуги, то к июлю 2010 года оно достигло 30%.

Как отмечают аналитики, топ-10 операторов формируют 60% рынка (табл. 1 и 2). Наиболее высокий относительный прирост абонентской базы продемонстрировали МРК «Связьинвеста» - компании «Сибирьтелеком», «ЮТК» и «Центртелеком», опередивший во II квартале «Вымпелком» по количеству абонентов. Оператор переместился на вторую позицию в рейтинге. МРК растут за счет того, что в сельской местности и малых городах Сибири, Юга и Центральной России DSL-решение дочек «Связьинвеста» редко сталкивается с высоким уровнем конкуренции со стороны FTTx-операторов. Кроме того, распространение ШПД в этих регионах относительно невысоко подчас даже на уровне крупных городов, что позволяет МРК расти быстрыми темпами наравне с рынком. В Москве наиболее динамично рос «Нэт Бай Нэт», количество абонентов оператора увеличилось за квартал на 3,7% за счет развития приобретенных домовых сетей. Темпы роста московского рынка постепенно замедляются, у многих операторов с небольшой абонентской базой наблюдается отток. Как видим, рынок ШПД в Интернет формируется за счет абонентов, и все операторы предпочитают сравниваться именно в этой категории, так как не все готовы показывать свои честные финансовые результаты, однако рынок может иметь совершенно другую картину при рассматривании его с точки зрения структуры выручки.

С точки зрения распространения Интернета в России в целом этот показатель вырос с 21% (1q 2009) до 30% (2q 2010) и в Москве с 69% (1q) до 76%

(2q).

Если же принять во внимание итоги 2009 года в области доли доходов операторов сотовой связи от услуг передачи данных в их совокупных доходах по России, равной около 5-6% и 1,2% - по активным пользователям USB-модемов, в то время как у мировых лидеров этот показатель достигает 40-50%, подсчитали аналитики J'son & Partners Consulting, то можно предположить большой потенциал рынка мобильного Интернета в России и его доминиро-

1вная экономика, 2011, № 12

Таблица 1

Количество абонентов ШПД в Интернет в России в сегменте частных пользователей, ТОП-10 операторов, тыс. по данным !^-консалтинг

№ Компания 1q2010 2q2010 Прирост

1 Комстар 1286,0 1362,0 5,9%

2 Центртелеком 1160,0 1251,2 7,9%

3 Вымпелком 1167,0 1199,0 2,7%

4 Эр-Телеком 1042,0 1100,6 5,6%

5 Волгателеком 945,7 968,2 2,4%

6 Северо-Западный телеком 883,0 913,2 3,4%

7 Уралсвязьинформ 722,5 748,0 3,5%

8 Акадо 654,5 660,6 0,9%

9 Сибирьтелеком 581,1 628,9 8,2%

10 ЮТК 513,0 555,0 8,2%

Таблица, 2 Количество абонентов Интернета в Москве в сегменте частных пользователей, ТОП-5 операторов, тыс.

№ Компания 1q2010 2q2010 Прирост

1 Комстар 850,0 867,0 0,8%

2 Акадо 599,5 606,0 0,9%

3 Вымпелком 583,0 594,0 1,9%

4 Нэт бай нет 269,0 279,0 3,7%

5 Центральный телеграф 150,0 152,0 1,3%

вание через 3-5 лет над фиксированным доступом. Хотя большая часть абонентов (50-75% в целом по России) будет пользоваться как фиксированным, так и мобильным доступом.

К 2013 году по прогнозам аналитиков J'son & Partners Consulting, количество домашних фиксированных интернет-подключений и распространение (по домо-хозяйствам) более чем удвоится по сравнению с 2009 годом - до 30,8 млн и 54,8% соответственно. С другой стороны, к этому времени количество мобильных пользователей 3G/4G превысит 71 млн, то есть половину населения России, таким образом, в перспективе 3-5 лет мобильные игроки будут доминировать на рынке ШПД, и мобильные и фиксированные сети будут либо сосуществовать в рамках одной группы компании, либо тесно взаимодействовать в процессе оказания услуг (концепция FMC), убеждены эксперты [3]. Россия находится на 8 месте. Великобритания на первом - это говорит о специфичности показателя

можно предположить большой потенциал рынка мобильного Интернета в России и его доминирование через 3-5 лет над фиксированным доступом

степень

распространения I в Интернет в России вряд ли

достигнет уровня

_развитых стран

в ближайшие 5 лет

ШШЛ

vor«

насыщения рынка для такой сферы услуг, как доступ в Интернет, где данный показатель может стремиться к 100% и превратиться в обязательный товар народного потребления.

Распространение интернета по регионам России

Согласно данным Росстата, численность жителей России составляет 141820.5 млн чел., 83% (по примеру Великобритании) это 113 млн жителей, так можно оценить потенциал рынка Интернета, ибо иной другой доступ со временем изживет себя за счет доступа в Интернет, по которому можно передавать голос, видео, слова.

Согласно бюллетеню Фонда общественного мнения, за период лета 2010 в России распределение пользователей Интернет по регионам следующее:

1. Центральный - 30%;

2. Приволжский - 20%;

3. Северо-Западный - 13%; . Южный и Северо-Кавказский - : . Сибирский - 13%;

льский - 8%; 7. Дальневосточный - 4% [5]

Вывод

Согласно J'son & Partners Consulting, если не брать в расчет беспроводной выход в Интернет, Россия еще долго будет отставать от развитых стран: «В настоящее время лидерами по распространению Интернета являются Южная Корея и Нидерланды (более 80%). Степень распространения ШПД в Интернет в России вряд ли достигнет уровня развитых стран в ближайшие 5 лет. По прогнозам J'son & Partners insulting, к 2015 году широкополосный доступ в России будет составлять порядка 60% (примерно 34 млн подключенных домохозяйств)», - рассказал GZT.RU руководитель группы исследователей-аналитиков Кирилл Локтев [6].

Литература

1. http://www.expo-telecom.ru/index.php?m=2&k= 157&d=11.

2. http://rm-friends.at.ua/news/chto_takoe_2g_3g_i_4 g/2010-09-29-255.

креативная экономика, 2011, № 12

3. http://www.comnews.ru/index.cfm?id=53996.

4. www.internetworldstats.com.

5. Бюллетень Фонда «Общественное мнение» за период лета 2010 г.

6. http://www.gzt.ru/topnews/business/-rossiya-stanet-mirovym-liderom-po-obespecheniyu-/351554. html?from=copiedlink.

7. http://www.onliner.by/events/operators/arpu_ crime_prejuce/print.

8. http://www.company.mts.ru/press-centre/briefly/.

9. http://msk.corp.megafon.ru/about/istoriya/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. http://about.beeline.ru/index.wbp.

Gita N. Gerasimova

Postgraduate Student, Russian State Trade and Economic University, Leading Specialist of Marketing Department, Yota Company

Internet Access Market of Russia. Market Structure. Penetration of Service to Market

Abstract

sr

As,

rticle presents characterization of mobile Internet market of Russia. Article studies service rate of expansion, structure, specifically main players and their hares.

Keywords: market of broadband Internet, mobile Internet, structure of market under communicant shares and revenues, rating of main players, positioning, market development tendencies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.