Научная статья на тему 'Рынок банковских услуг: условия формирования, тенденции и принципы развития'

Рынок банковских услуг: условия формирования, тенденции и принципы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонтьев П. А.

В настоящее время в научной литературе активно обсуждаются ключевые проблемы развития российской банковской системы. Многие авторы отмечают, что в России формирование банковской системы рыночного типа до сих пор не завершено [1]. Об этом, в частности, свидетельствуют: низкая транспарентность деятельности российских банков; неэффективное управление рисками; во многом спекулятивный и краткосрочный характер кредитных операций; острый дефицит долгосрочных ресурсов; низкий уровень современных банковских технологий; недостаточная профессиональная квалификация персонала и сильная зависимость хозяйственной стратегии банка от интересов учредителей и крупных корпоративных клиентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок банковских услуг: условия формирования, тенденции и принципы развития»

териев могут измениться в положительную или отрицательную сторону. Несомненно, для более качественного представления положения основных конкурентов необходимо проводить подобную оценку банков через равные промежутки времени, тем более что изменение оценочных критериев банка может повлечь за собой перемену его роли на финансовом рынке.

Таким образом, окончательные выводы по поводу конкурентоспособности изучаемых банков - основных конкурентов необходимо осуществлять с учетом данных особенностей.

Список литературы:

1. Бизнес-планирование в коммерческом банке / H.H. Куницына, Л.И. Уш-вицкий, A.B. Малеева. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 304 с.: ил.

2. Спицын И.О., Спицын Я.О. Маркетинг в банке. - Тернополь: АО «Тар-некс», ЦММС «Писпайп», 1993. - 656 с.

3. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка: учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 2003. - 560 с.: ил.

РЫНОК БАНКОВСКИХ УСЛУГ:

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ, ТЕНДЕНЦИИ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ

© Леонтьев П.А.*

Таганрогский технологический институт Южного федерального университета, г. Таганрог

В настоящее время в научной литературе активно обсуждаются ключевые проблемы развития российской банковской системы. Многие авторы отмечают, что в России формирование банковской системы рыночного типа до сих пор не завершено [1]. Об этом, в частности, свидетельствуют: низкая транспарентность деятельности российских банков; неэффективное управление рисками; во многом спекулятивный и краткосрочный характер кредитных операций; острый дефицит долгосрочных ресурсов; низкий уровень современных банковских технологий; недостаточная профессиональная квалификация персонала и сильная зависимость хозяйственной стратегии банка от интересов учредителей и крупных корпоративных клиентов.

В России действует много карликовых банков, как по объему собственного капитала, так и по величине совокупных активов. На 15 апреля 2011 г.

* Аспирант кафедры Экономика.

200 крупнейших банков (всего в реестре российских банков насчитывалось 1140 банков, а действующих - 1100) контролировали 94 % совокупных активов, в них было сосредоточено примерно 91 % собственного капитала российских банков. На долю банков, входящих в первую пятерку, приходилось свыше 47 % совокупных активов и 49 % собственного капитала отечественных кредитных организаций [2]. Основным источником роста ведущих российских банков, начиная с октября 2008 г., были средства Банка России, предоставляемые в рамках различных механизмов рефинансирования (беззалоговое кредитование, операции РЕПО, обеспеченное кредитование, ломбардные кредиты, кредиты овернайт, субординированные кредиты, санация банков), и правительства РФ (рефинансирование внешнего долга, субординированные кредиты, выкуп ипотечных кредитов).

Плотность банковского обслуживания в России в среднем, по данным на январь 2009 г., составляла чуть больше 30 точек на 100 тыс. населения. Это сопоставимо с плотностью банковского обслуживания в странах Восточной Европы. Однако в Европе банковские подразделения распределены по территории практически равномерно, а в России - нет. Так, в Москве на 1 января 2009 г. функционировало почти 50 % всех действующих кредитных организаций (543), в которых было сосредоточено 86 % совокупных активов, 87 % всех кредитов, депозитов и прочих размещенных средств и 85 % всех привлеченных средств.

Наметилась тенденция сокращения филиальной и офисной сети практически всеми федеральными банками в период финансового кризиса доступ населения и малого бизнеса в регионах к финансовым услугам сокра-щается, что затруднит в перспективе процесс восстановления экономического роста в значительном количестве субъектов Российской Федерации.

В силу недостаточной капитализации большинство российских банков не могут осуществлять адекватное финансирование крупнейших российских компаний, а нерациональная политика процентных ставок Банка России при отсутствии ограничений на трансграничное движение капитала (отменены с 1 июля 2006 г.) привела к бесконтрольному росту российского внешнего корпоративного долга. Так, внешняя задолженность банковского и корпоративного секторов в настоящее время составляет около 40 % ВВП России.

Деятельность российских банков зачастую бывает оторвана от потребностей национальной экономики. Они не в состоянии предоставлять отечественным компаниям (как крупным, так и мелким) доступ к необходимому финансированию, нередко по причине архаичных процедур кредитования и оценки кредитных рисков. Ограничив свою кредитную деятельность, банки вызвали сжатие внутреннего совокупного спроса в экономике, что еще больше усугубляет экономический кризис в стране.

В современной России нет ни одного банка, который непосредственно занимался бы финансированием (кредитованием) инновационных проек-

тов. Даже специально созданный для этих целей в 1999 г. Российский банк развития (РосБР) не осуществлял их финансирование, о чем свидетельствовало отрицательное заключение Счетной палаты РФ о его деятельности в 2007 г. Положение не изменилось и после реорганизации банка, когда в соответствии с Федеральным законом от 17.05. 2007 г. N 82-ФЗ «О банке развития» и распоряжением Правительства РФ от 07.12.2007 г. N 1766-р «О внесении акций в уставный капитал Внешэкономбанка» 100 % акций РосБР стали принадлежать государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Получив банковскую лицензию и лицензии профессиональных участников рынка ценных бумаг, ВЭБ не подчиняется ни Банку России, ни ФСФР. Более того, в ходе рассмотрения соответствующего законопроекта в 2007 г. из текста федерального закона были изъяты положения, определявшие принципы взаимодействия госкорпорации с другими финансовыми институтами.

В России уделяют недостаточное внимание становлению базовых инфраструктурных институтов, которые обеспечивают эффективное функционирование национальной банковской системы [3]. Отсутствие в стране должного интереса к таким институтам (защита прав собственности, укрепление юридической системы, ограничение коррупции, улучшение качества финансовой информации, повышение качества корпоративного управления, развитие пруденциального надзора и ужесточение квалификационных требований к финансовым специалистам) означает, что российский банковский сектор в процессе своего развития еще долго будет испытывать трудности системного характера.

В условиях резкого ускорения динамики трансграничных потоков капитала [4] национальные правительства уже не могут проводить абсолютно независимую денежно-кредитную политику, ориентированную исключительно на национальные приоритеты. Напротив, в своей деятельности они вынувдены учитывать влияние внешних факторов, таких, как приток и отток капитала, уровни процентных ставок на ведущих мировых торговых площадках [5]. Если сегодня правительство развивающейся страны (или страны с формирующимся рынком) попытается проводить денежнокредитную политику, например политику процентных ставок, игнорирующую требования и конъюнктуру мировых финансовых рынков, то из-за быстрого оттока капитала оно будет вынуждено:

- в лучшем случае реформировать национальную банковскую систему и проводимую денежно-кредитную политику с учетом требова-ний финансовой глобализации и решать проблему накопленных «плохих» долгов для спасения отечественного реального сектора;

- в худшем случае отгородиться от внешнего мира под лозунгами регионализма и антиглобализма, направленными якобы на защиту национальных интересов, а по сути скрывающими нежелание на-

циональной элиты делиться властью и своими монопольными доходами с населением страны [6].

Сценарий развития банковского сектора России зависит от эффективности реализации программы антикризисных мер, предложенной российским правительством и Банком России в конце 2008 - начале 2009 г.

Особую роль в развитии рынка банковских услуг и сектора играет Центральный банк РФ, как разновидность банковского института. Кроме того, так же, как и коммерческие банки, центральные банки оказывают своим клиентам депозитные, кредитные и другие услуги. Как и у коммерческих банков, заемный денежный капитал эмиссионного института частично складывается из депозитов государства и частных банковских институтов. Центральные банки, равно как и коммерческие банки, занимаются операциями по кредитованию государства и других банков, осуществляют денежные расчеты, при которых в качестве средства платежа используются депозитные деньги и наличные деньги (банкноты и монеты).

Оказание финансовых и банковских услуг национальному правительству и коммерческой банковской системе своей страны, а также своим иностранным корреспондентам - центральным банкам, является одной из базовых экономических функций национального эмиссионного банка. А традиционные базовые услуги, предоставляемые эмиссионным институтом клиентуре по своему характеру однотипны с обычными основными услугами коммерческого банка. Предоставляя своей основной институциональной клиентуре финансовые, депозитно-кредитные, расчетно-кассовые и иные услуги, центральные банки одновременно используют эти услуги в качестве инструментов проводимой монетарной политики и воздействуют, таким образом, на экономические процессы, протекающие в денежно-кредитной и валютной сферах. Естественно, что, чем шире будет ассортимент предлагаемых центральными банками своим основным там, и чем выше будет качество их обслуживания, тем сильнее и эффективнее будет влияние эмиссионных институтов на указанные экономические процессы, на все секторы национальной экономики.

И, видимо, неслучайно в последние десятилетия многие центральные банки, оказывая своим клиентам названным базовые услуги, стремятся все шире использовать такие формы и методы работы, которые применяются коммерческими банками в процессе своей повседневной операционной деятельности, в том числе и при управлении различными экономическими рисками.

Другой важнейшей экономической функцией центральных банков является осуществление денежной эмиссии. Отечественные и зарубежные ученые-экономисты и банкиры-практики справедливо отмечают, что отличительной чертой организации операционной деятельности центральных банков являет закрепление за ними в законодательном порядке по линии государства исключительного монопольного права выпуска (эмиссии) в обращение наличных денег - банкнот и монет. При обычно подчеркивается, что

остальным банковским институтам, в том числе и коммерческим банкам, такое монопольное право в области осуществления налично-денежной эмиссии не доставлено [7]. В рыночном хозяйстве именно центральные банки являются основными поставщиками наличных денег различным секторам экономики. Но, как справедливо отмечает Б.Г. Федоров, в наши дни значение данной экономической функции центральных банков значительно снизилось в связи с модификацией денежного обращения, широким внедрением во всех секторах экономики безналичных расчетов, развитием клиринга и электронных расчетно-платежных систем [8].

В то же время эмиссионному институту присущи и некоторые другие экономические функции, связанные, например, с организацией и регулированием депозитно-чекового, вексельного и налично-денежного обращения, осуществлением валютного регулирования и валютного контроля, банковского пруденциального надзора и контроля и инспектирования, регулирования и координации деятельности национальных расчетно-платежных систем, включая клиринговые (расчетные) палаты.

Кроме того, современный центральный банк выполняет функцию научно-исследовательского и информационно-статистического центра своей страны [9]. Ведь неслучайно, что в составе многих западных центральных банков давно созданы и успешно действуют специальные научно-исследовательские департаменты, которые проводят научные изыскания в области денежных, валютно-финансовых и кредитно-расчетных отношений как теоретического, так и прикладного характера.

Все функции центральных банков тесно взаимосвязаны. Выполняя их, эмиссионный банк разрабатывает и претворяет в жизнь единую общегосударственную денежно-кредитную политику, поддерживает устойчивость внутренней и внешней стоимости национальной денежной единицы, регулирует депозитно-чековое и налично-денежное обращение, проводит финансовое, кредитно-расчетное, кассовое и иное обслуживание своей основной институциональной клиентуры, осуществляет валютное регулирование и валютный контроль, ведет пруденциальный надзор и контроль за деятельностью отечественных коммерческих банков и расчетно-платежных систем, инспектируя в необходимых случаях их работу.

По мнению XIX Международного банковского конгресса «Банки: жизнь после кризиса» посткризисное восстановление экономики во многом будет зависеть от эффективного взаимодействия банковского сектора с предприятиями, организациями и населением, прежде всего, по возобновлению кредитования. При этом, кредитным организациям необходимо извлечь уроки из кризиса, уточнить реализуемые бизнес-модели и обеспечить качественное управление рисками [10].

Мировой финансовый кризис 2008-2009 гг. внес значительные коррективы в стратегии развития отечественных банков. Волна сокращений, про-

катившаяся по банкам, затронула не только низшее звено, но и работников, занимавшихся розничным бизнесом, а также маркетологов. До финансового кризиса стратегия маркетинга основывалась на продаже кредитных продуктов, а в условиях кризиса наиболее значимой оказалась стратегия привлечения депозитов в качестве основы финансовой устойчивости банка. В условиях сокращения ресурсной базы большинство банков сконцентрировало усилия на привлечении средств в связи с сокращением ресурсной базы российских финансовых институтов.

При первых признаках появления проблем с ликвидностью на российском банковском рынке клиенты банков начали изымать денежные средства во вкладах. Часть этих средств конвертировалась в валюту, направлялась на приобретение бытовой техники, автомобилей и других дорогостоящих товаров. Банки, в свою очередь, сократили объемы кредитных операций, опасаясь роста количества невозвратов и информационной асимметрии.

Однако отказ от кредитных операций приводит к диспропорции активов и пассивов, т.е. денежные средства, в том числе приобретаемая банками валюта, если их не размещать, могут приносить лишь убытки. Более того, в посткри-зисный период российские банки могут столкнуться с проблемой декапита -лизации. Прежде всего, эта проблема может затронуть малоформатные и региональные банки из-за роста просроченной ссудной задолженности. Требования регулятора, направленные на увеличение капитала, могут привести к снижению кредитной активности региональных банков. Если часть банков перестанет предоставлять кредиты, то экономический рост замедлится.

Кризис показал, что российским банкам необходимо научиться жить и развиваться в более нормальных условиях, работать более эффективно. Главное для обеспечения устойчивости банков - это правильная оценка рисков, страхование от возможных потерь. Данный тезис относится к общемировой практике банковского бизнеса. Ситуация во всем мире неопределенная, и эта неопределенность объективная. Поэтому руководству банков нужно заранее просчитывать сценарии развития для тех или иных условий, прописывать свои действия для каждого случая, чтобы быть готовым практически к любому варианту развития ситуации.

Основными задачами маркетингового управления деятельностью финансовых институтов в условиях посткризисного развития являются:

- необходимость выбора наиболее эффективных хозяйственных решений;

- взаимосвязь всех сфер деятельности организаций, интегрируемая в конечных финансовых результатах (т.е. эффективность решений должна отражаться прежде всего в финансовых результатах);

- инновационная направленность на основе развития новейших финансовых и информационных технологий управления ресурсами, стимулируемая конкурентными условиями рынка;

- активная финансово-инвестиционная стратегия.

В число статических особенностей управления банковскими услугами входят:

- индивидуализированный характер действия услуг;

- сохранение закрытой информации об услугах для третьих лиц;

- использование заемных средств;

- зависимость от клиента;

- относительно большая протяженность по времени;

- информационная емкость.

В совокупности указанные особенности банковских услуг создают специфику банковской деятельности, позволяющей формировать условия устойчивого развития банков. Это достигается на основе соблюдения соответствия определенных управленческих действий особенностям банковских услуг. Общий подход к выполнению данного требования сводится к уста -новлению взаимосвязи особенностей банковских услуг и банковской деятельности, общее содержание которых отражено в табл. 1.

Таблица 1

Взаимосвязи особенностей банковских услуг в системе менеджмента

Особенности банковских услуг Специфика функций банковского менеджмента

Обеспечение экономики платежными средствами. Регулирование количества денег в обращении. Поддержание функционирования системы денежного обращения. Учет социально-психологического отношения человека к деньгам. Использование этого фактора при реализации услуги и создания имиджа банка.

Использование заемных средств. Индивидуальный характер. Закрытость деталей услуг для третьих лиц. Оптимизация клиентской базы банка. Анализ клиентской базы банка. Сложность получения и сохранения информации.

Жесткое государственное регулирование. Анализ решений и действий органов власти по банковской системе и экономики страны (региона).

Зависимость от клиентов. Устойчивое сотрудничество с клиентами, установление с ними доверительных, партнерских отношений.

Оптимизация обслуживания клиентов. Дифференциальный подход к банковским услугам. Укрепление универсального характера банковской деятельности.

Связь с клиентскими и банковскими рисками. Учет возможного риска при разработке банковской услуги, стратегия ценообразования и т.п.

Информационная емкость. Использование высоких технологий в работе с банковской информацией.

Относительно большая протяженность ВО времени. Устойчивое сотрудничество с клиентами.

Прибыль как результат постоянной работы, а не разовых мероприятий. Создание финансовой стратегии с учетом этой особенности.

Переход к этапу стабилизации и подъема экономики, поворот России в сторону инновационного пути развития, расширение и углубление рыноч-

ных отношений выдвигают необходимость включения прогрессивных принципов, методов и приемов работы в качестве средства успешного ведения деятельности банков. Это обусловлено следующими факторами развития банковской системы страны и регионов:

- усиление конкуренции между банками, как в области привлечения средств, так и предоставлении кредитных услуг;

- повышение интенсивности и отсутствие входных барьеров и патентных ограничений в банковской сфере;

- ограничение неновой конкуренции на рынке банковских услуг в связи с укреплением государственного регулирования;

- развитие информационных технологий и коммуникационных средств

- основы расширения территориальной сферы деятельности банков;

- диверсификация банковской деятельности на основе расширения спектра услуг и применения небанковских методов заимствования денежных средств.

Приведенные положения по существу отражают усиление роли и влияния на банковскую деятельность внешней среды. Поэтому становится все более важным и практически значимым ее изучение, с одной стороны, и поиск направлений действия банков в конкретных условиях страны и региона, с другой. Отступление от данного требования повышает степень риска проведения банковских операций и, как следствие, снижает конкурентоспособность банка.

Комплексные исследования спроса на банковские услуги создают обоснованную базу для принятия решений о стратегии и программе развития предпринимательской деятельности банка в условиях конкуренции. При разработке такой стратегии, но нашему мнению, следует идти от будущего к настоящему, а не наоборот. Подобный подход к стратегическим установкам по существу означает, что вся деятельность банка предопределяется различными воздействиями внешней среды с учетом его реальных возможностей. Отсюда - важность быстрой реакции на нововведения.

Конкуренция на банковском рынке возникла позже, чем в промышленности, строительном производстве или других отраслях экономики. Но она в банковской сфере отличается высокой интенсивностью, разнообразием форм и методов.

Банковская конкуренция - одна из разновидностей рыночной конкуренции, которая формируется по мере осуществления кредитными организациями денежно-кредитной, инвестиционной, расчетно-платежной и иной деятельности, связанной с созданием и реализацией на банковском рынке своих продуктов и услуг. В такой среде каждый коммерческий банк имеет дело с весьма неоднородной массой конкурирующих с ним продавцов: инвестиционные компании, страховые фирмы, различные фонды, биржи и т.д. Они формально банками не являются, но по существу предлагают на банковском рынке точно такие же услуги. Следовательно, большое количество

небанковских и нефинансовых организаций становятся субъектами банковского рынка, соперничают (конкурируют) с банками, обеспечивая себе прочное положение на этом рынке.

Взаимоотношения банков и других участников банковского рынка в форме покупателей проявляется в соперничестве между ними за более широкий доступ к временно свободным денежным средствам юридических и особенно физических лиц. Темп и объем привлечения таких средств в банки определяется различными факторами: ставка процента, страхование и возвратность депозитов и т.д. Долгое время банковский сектор экономики России и ее регионов характеризовался диктатом продавцов кредитных услуг: спрос на кредиты стабильно опережал предложение, процентные ставки неуклонно повышались. Однако избыток спроса на кредитные ресурсы не мог существовать вечно, и конъюнктура на кредитном рынке изменилась в пользу покупателей. Если раньше конкуренция между кредитными институтами имело место лишь на рынке депозитов, то теперь она развивается в таких отраслях, как сберегательное дело, инвестиционное посредничество, обслуживание пластиковых карточек.

Список литературы:

1. Волков С.А. Концепция прорыва // Банковское дело. - 2008. - № 9. -С. 8-12; Пайдиев Л.Е. Как укрепить финансовую систему // Там же. - С. 1317; Сухов М. Нужны эффективные банки // Банковское обозрение. - 2009.

- № 2. - С. 14-15; Мамонов М. Структурные сдвиги и адаптация ключевых групп банков // Там же. - С. 28-33.

2. Бюллетень банковской статистики [Электронный ресурс] / ЦБ РФ. -М., 2009. - № 3. - Режим доступа: www.cbr.ru/publ/BBS/Bbs0903r.pdf.

3. Mishkin F.S. Is Financial Globalization Beneficial? // Journal of Money, Credit and Banking. - 2007. - Vol. 39, № 2-3.

4. BIS Quarterly Review [Электронный ресурс]. - 2009. March. - Режим доступа: www.bis.org/publ/qtrpdf/r_qa0903 .pd.

5. Laeven L., Valencia F. Systemic Banking Crises: A New Database // IMF Working Papers. - 2008. - No 224.

6. Xafa M. Global Imbalances and Financial Stability // IMF Working Papers No lit. - 2007.

7. Деньги. Кредит. Банки / Под ред. проф. О.И. Лаврушина. - С. 397, 400; Деньги. Банки / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - С. 232; Словарь современной эконом» теории Макмиллана. - С. 74.

8. Федоров Б.Г. Центральные банки и денежно-кредитное регулирование в развитых капиталистических государствах // Деньги и кредит. -1990. - № 4. - С. 46.

9. Деньги. Кредит. Банки / Под ред. проф. О.И. Лаврушина. - С. 401-402.

10. По данным XIX Международного банковского конгресса (МБК-2010) «Банки: жизнь после кризиса», Санкт-Петербург, 26-29 мая 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.