Научная статья на тему 'Рынок автокредитования в России: проблемы и перспективы развития'

Рынок автокредитования в России: проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОКРЕДИТОВАНИЕ / ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА / ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ВЗНОС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Всяких М.В., Самхарадзе А.К.

В статье уделяется внимание сущности и роли автокредитования в экономике России, приводится понятие автокредитования, а также основные формы автокредитов и их особенности. Сформулированы основные преимущества и недостатки автокредитов в России. Также, в статье представлены результаты анализа рынка автокредитования, характеризующих динамику его развития за последние несколько лет, приводятся основные причины изменения положения рынка автокредитования в экономике страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок автокредитования в России: проблемы и перспективы развития»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Всяких М.В., канд. экон. наук, доц., Самхарадзе А.К., студент

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

РЫНОК АВТОКРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

samharadze.a@yandex.ru

В статье уделяется внимание сущности и роли автокредитования в экономике России, приводится понятие автокредитования, а также основные формы автокредитов и их особенности. Сформулированы основные преимущества и недостатки автокредитов в России. Также, в статье представлены результаты анализа рынка автокредитования, характеризующих динамику его развития за последние несколько лет, приводятся основные причины изменения положения рынка автокредитования в экономике страны.

Ключевые слова: автокредитование; процентная ставка; первоначальный взнос.

Автомобиль для современного человека выступает неотъемлемым элементом благополучия в повседневной жизни, инструментом труда, способом формирования имиджа и здесь каждый определяет, что в большей степени дает ему личный транспорт. Рассматривая данный элемент более широко, то есть, беря во внимание отрасль автомобилестроения и сопутствующий ей рынок сбыта, можно говорить о неразрывной связи между сложившейся ситуацией в экономике государства и объемами текущих продаж и их динамики. Учитывая, что автомобильная отрасль страны тесно связана со многими секторами промышленности, влияет на активность в финансовом сегменте экономики, инвестиционную активность и, в конечном счете, на уровень потребительских цен и качество жизни населения в целом, то колебания объемов сбыта новых автомобилей являются достоверными индикаторами, позволяющими спрогнозировать кризисные явления в экономике. Поэтому, производя

обоснованное стимулирование продаж транспорта путем развития рынка автокредитования в стране, власти способны управлять ходом событий в обозримой перспективе.

По данным аналитического агентства «Ав-тостат» российский рынок автокредитования до последнего времени демонстрировал уверенный рост. Но в 2014 году рынок автокредитования показал снижение темпов роста (рис. 1) [4].

На протяжении всего 2014 г. люди, защищая свои средства от обесценивания, вкладывали их в товары длительного пользования, недвижимость и, конечно же, автомобили. Поэтому все же наблюдался спрос на автокредиты, которые выдавали практически все банки по сравнительно небольшой процентной ставке. Но количество автокредитов так и не достигло значений прошлого года: по сравнению с 2013 годом уменьшение составило 236,2 тыс. шт. или 22,29%.

291

1 кв. 2013 г. 2 кв. 2013 г. 3 кв. 2013 г. 4 кв. 2013 г. 1 кв. 2014 г.

Рис. 1. Динамика российского рынка автокредитования, 2013 - 2014 гг., тыс. шт.

После повышения Центробанком ключевой инфляции автодилеры и кредиторы пересмотре-ставки до 17 % годовых и резкого нарастания ли свои бизнес-модели, увеличив процентную

ставку по автокредитам. Но с начала года Центробанк уже дважды понизил ключевую ставку (02 февраля 2015 г. с 17 % до 15 % и 16 марта 2015 г. до 14 % годовых), а процентная ставка по автокредитам осталась на прежнем уровне.

В итоге на фоне очевидной положительной динамики автокредитования в 2014 г. на этом рынке стали проявляться другие тенденции. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), количество выданных кредитов на рынке сокращается, тогда как средняя сумма займа увеличивается [8].

Проблема снижения спроса на автокредиты связана, в первую очередь, с завершением годовой программы льготного автокредитования и отменой программы утилизации старых автомобилей.

Оживить продажи автомобилей в кредит способна государственная программа субсидирования автокредитов. И здесь необходимо вмешательство государства. Для этого с 1 апреля 2015 года возобновлена государственная программа субсидирования автокредитов, которая будет действовать до 31 декабря 2015 года. По условиям данной программы процентная ставка привязана к ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Государство намерено компенсировать заемщикам часть их расходов по автокредитам на уровне около 9,5.. .10 %.

Одним из решений по повышению привлекательности автокредитов желательно еще и установление льготного налогообложения для производителей автомобилей на территории РФ с целью снижения их стоимости.

Во-вторых, на уменьшение количества выданных автокредитов повлиял начавшийся в 2014 году финансовый кризис, который сопровождался снижением курса рубля, повышением инфляции, увеличением размера ключевой ставки ЦБ, и, соответственно, повышением процентной ставки по кредитам.

С помощью корреляционного анализа попытаемся определить, существует ли такая зависимость вообще или анализируемые признаки статистически независимы? Для этого исследуем связь между количеством выданных автокредитов и размером ключевой ставки ЦБ РФ с момента ее введения и до конца 2014 года.

Динамика выдачи автокредитов по кварталам за интересующий нас период представлена аналитическим агентством «Автостат» (табл. 1) [4].

Таблица 1

Динамика выдачи автокредитов 2013 - 201 4 гг.

Период 4 кв. 2013 г. 1 кв. 2014 г. 2 кв. 2014 г. 3 кв. 2014 г. 4 кв. 2014 г.

Автокредиты, шт. 291000 194100 205700 206100 217500

Из табл. 1 видно, что количество выданных автокредитов за анализируемый период, уменьшилось на 73500 шт. или на 25,26 %.

Данные о размерах ключевой ставки ЦБ РФ предоставлены компанией «Консультант-Плюс» [6]. Для удобства расчетов определим усреднен-

ные значения ключевой ставки Центробанка по кварталам (табл. 2).

Данные таблицы свидетельствуют о повышении среднего размера ключевой ставки ЦБ РФ с 01 октября 2013 г. до 31 декабря 2014 г.

Таблица 2

Усредненные значения ключевой ставки ЦБ РФ за 2013 - 2014 гг.

Период Ключевая ставка (усредненное значение), %, годовых

4 квартал 2013 г. 5,5

1 квартал 2014 г. 6,25

2 квартал 2014 г. 7,25

3 квартал 2014 г. 7,75

4 квартал 2014 г. 11,25

Отобразим уменьшение количества выданных автокредитов и повышение размера ключевой ставки (усредненные значения по каждому кварталу) за период с 4 квартала 2013 года и по 4 квартал 2014 года включительно на графике (рис. 3).

Далее определим, существует ли связь между величиной ключевой ставки (факторный признак Х) и количеством выданных автокредитов (результативный признак Y).

Степень, сила или теснота корреляционной связи определяется по величине коэффициента корреляции [1]:

ху- х у ху- х у

Гху= _ _ = _ I . (1)

х у 7х2 - х2- /у2 —у2

Составим корреляционную таблицу значений (табл. 3).

Ф Автокредиты, тыс. шт. НИ— Ключевая ставка ЦБ РФ, % Рис. 3. Динамика выдачи автокредитов, тыс. шт. и изменение ключевой ставки, % за 2013 - 2014 гг.

Таблица 3

Показатели для определения коэффициента корреляции__

Период х, % у, тыс. шт. ху х2 у2

4 кв. 2013 г. 5,50 291,00 1600,50 30,25 84681,00

1 кв. 2014 г. 6,25 194,10 1213,13 39,06 37674,81

2 кв. 2014 г. 7,25 205,70 1491,33 52,56 42312,49

3 кв. 2014 г. 7,75 206,10 1597,28 60,06 42477,21

4 кв. 2014 г. 11,25 217,50 2446,88 126,56 47306,25

Итого: 38 1114,40 8349,10 308,50 254451,76

Среднее значение 7,6 222,88 1669,82 61,7 50890,35

Подставим полученные значения в формулу 1:

1669,82 - 7,6-222,

%

(61,7 - (7,6)2)• /(50890,35 - (222,88)2)

-24,648 69,152

= -0,36.

Знак (-) свидетельствует об обратной связи - когда с увеличением значения одного признака уменьшается значение другого и наоборот. Значение коэффициента корреляции -0,36 говорит об умеренной связи.

Таким образом, увеличение размера ключевой ставки ЦБ РФ не главный фактор снижения количества кредитных договоров на приобретение автомобилей, что говорит о спекулятивном отношении самих кредиторов в повышении процентных ставок по автокредитам, ссылаясь при этом на государственное регулирование денежно-кредитной политики в виде увеличения ключевой ставки.

В-третьих, проблема снижения спроса на автокредиты связана с ростом стоимости самих автомобилей.

Динамика средневзвешенной цены автомобиля и размер средней заработной платы за период с 2010 г. по октябрь 2014 г. представлены аналитическим агентством «Автостат» (рис. 4)

[5].

На основании этих данных можно сказать, что темп роста на автомобили с 2010 г. по 2014 г. не превышал темп роста средней заработной платы за этот же период. Поэтому автокредиты выдавались с каждым годом все больше и больше. Но за 9 месяцев 2014 г. темп роста средней заработной платы оказался ниже темпа роста цены на автомобиль на 4,1 %. Это свидетельствует о том, что у людей не стало хватать средств на покупку автомобилей, в том числе и при использовании заемных средств.

| Средневзвешенная цена автомобиля, руб. —»-Средняя заработная плата, руб. Рис. 4 Сравнение динамики зарплат и цен на автомобили

Учитывая данный факт, кредиторам необходим индивидуальный подход к каждому клиенту, благодаря которому можно рассчитывать индивидуальную процентную ставку по автокредиту для каждого заемщика, и, конечно, следует при этом учитывать возможности самого кредитора.

В решении данного вопроса можно применить множественный регрессионный анализ для выявления взаимосвязи процентной ставки по кредиту (зависимой переменной) и индивидуальными параметрами клиента (независимыми переменными) с помощью специальной программы.

В качестве независимых переменных лучше всего использовать такие, как срок кредитования - Х1, сумма кредита - Х2, процент первоначального взноса - Х3, наличие зарплатных карт в кредитном учреждении - Х4, наличие вкладов в банке-кредиторе - Х5 и др. Причем, такие переменные факторы, как Х4 и Х5 невозможно измерить количественно, поэтому им можно присваивать значения «0» в случае наличия того или иного признака и «1» - в случае отсутствия признаков.

В общем виде модель множественной линейной регрессии можно представить следующим образом:

у=Р0+Р1х1+...+Р^+8, (2) где у - зависимая переменная; х1.. ^ - объясняющие переменные; Р0..^ - коэффициенты регрессии; 8 - ошибка измерений [2].

Например, после обработки конкретных данных переменных Х1...Х5 и зависимой переменной у с помощью специальной программы Statistica у6.0 можно получить эконометриче-скую модель вида:

у=13,56 + 0,0031х1 + 0,0024х2 + +0,0045х3 - 0,028х5, где коэффициенты регрессии Р0...Р5 характеризуют следующее: процентная ставка по автокредиту увеличится на 0,0031 % при увеличении срока кредитования на 1 месяц; на 0,0045 % - при отсутствии первоначального взноса и на 0,0024 % при увеличении суммы по кредиту на 1 руб.; процентная ставка по автокредиту уменьшиться на 0,028 % - при наличии вклада банке-кредиторе (при условии, когда заемщик не имеет зарплатной карты в кредитном учреждении). Реальные же значения коэффициентов регрессии в эконометрической модели будут зависеть от условий и возможностей кредитования конкретного кредитного учреждения.

Важным аспектом в решении каких-либо задач является прогнозирование тенденции развития исследуемого явления, так как процесс прогнозирования предполагает, что закономерность развития, действующая в прошлом, сохранится и в прогнозируемом будущем. Такие прогнозы основаны на экстраполяции данных. Одним из методов экстраполяции является прогнозирование на основе среднего абсолютного прироста, при котором для получения прогноза на «Ь> шагов вперед ^ - период упреждения), достаточно воспользоваться следующей формулой:

УП+ГУП^А (3) -г- уп - У1

Д=-

n - 1

-, (4)

где yn -конечный уровень ряда; yn+1 - прогнозная оценка значения (n+1) уровня ряда; А - значение среднего абсолютного прироста [3].

По данным делового общенационального аналитического ресурса «Эксперт Online» Ме-диахолдинга «Эксперт» средний размер задол-

женности по автокредитам: в 2012 году ... 226,4 тыс. руб., в 2013 году ... около 323,1 тыс. руб., в 2014 году ... 385,97 тыс. руб. [7].

Используя формулы 3 и 4, спрогнозируем величину среднего размера долга по автокредитам по имеющимся данным:

д=^2014 У2012.

385,97 - 226,4 159,57

3 - 1 2 2

У2015= y2014+1-79,785 = 465,75 5 тыс. руб.,

У2016= У2014+2-79,785 = 545,54 тыс. руб., У2017= У2014+3^79,785 = 625,325 тыс. руб.

=79,785 тыс. руб.

Таким образом, если меры по снижению кредиторской задолженности по автокредитам не будут приниматься, то это может привести к высокому давлению на капитал банков. Аналогичным образом можно спрогнозировать и количество автокредитов, которые будут выданы в будущем.

Также с целью повышения эффективности системы автокредитования банкам необходимо принимать меры по совершенствования системы качества обслуживания клиентов, расширения клиентской базы, созданию более привлекательных условий кредитования, а именно: снижению доли первоначального взноса; не «навязывания» дополнительных услуг по страхованию, что позволит избежать лишних переплат; исключения скрытых комиссий; использования комплексного подхода.

В целом, рынок автокредитования продолжает развиваться, хоть и замедленными темпами. Многие проблемные вопросы остаются неурегулированными, но их своевременное решение с использованием экономико-статистических анализов, предложенных в данной статье, может вновь способствовать в будущем стимулированию развития кредитных организаций и авторынка в России в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Горемыкина Т. К. Общая теория статистики. М.: МГИУ, 2007. 144 с.

2. Кремер Н. Ш. Эконометрика. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2010. - 328 с.

3. Шмойлова Р. А. Теория статистики. М.: Изд. Центр ЕАОИ. 2008. 296 с.

4. Автостат [Электронный ресурс]: аналитическое агентство // В 2014 году банки выдали автокредитов на 22 процента меньше. URL: http://www.autostat.ru/news/view/20036/ (Дата обращения: 12.04.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Автостат [Электронный ресурс]: аналитическое агентство // Динамика средних цен на автомобиль и зарплат в РФ за 2008-2014 годы. URL: http://www.autostat.ru/news/view/18552/ Динамика средних цен на автомобиль и зарплат в РФ за 2008-2014 годы (Дата обращения: 12.04.2015).

6. КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: Официальный сайт компании //Справочная информация: «Ключевая ставка, установленная Банком России». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_ 12453/?frame=1#p269 (Дата обращения: 12.04.2015).

7. Эксперт Online [Электронный ресурс]: деловой общенациональный аналитический ресурс // Безвозвратные автокредиты. URL: http: //exp ert. ru/2014/11/21/bezvozvratnyie-avtokredityi/ (Дата обращения: 12.04.2015).

8.RussianAutomotiveMarketResearch [Электронный ресурс]: маркетинговое агентство // Тренды и перспективы Автокредитования, 2014. URL: http: //www. napinfo. ru/page/id/14052 (Дата обращения: 12.04.2015).

Vsyakih М.V., Samharadze A.K.

CAR LOAN MARKET IN RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS

The article focuses on the nature and role of car loans in the Russian economy, given the concept of car loans, as well as the basic forms of car loans and its features. The basic advantages and disadvantages of car loans in Russia. Also, the article presents the results of the analysis of the loan market, characterizing the dynamics of its development over the past few years, are the main reasons for changing the position of the loan market in the economy. Key words: car loans; interest rate; down payment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.