Научная статья на тему 'Рынок аудиторских услуг – существенные проблемы, новые требования и задачи аудиторских организаций'

Рынок аудиторских услуг – существенные проблемы, новые требования и задачи аудиторских организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОНТРОЛЬ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / УСЛУГА / АТТЕСТАТ / AUDITOR'S FIRM / LEGISLATION / CONTROL / LICENSING / SERVICE / CERTIFICATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лычагина Ольга Владимировна

Новым законом установлено не только периодическое прохождение внешнего контроля качества аудита всеми аудиторскими организациями и аудиторами, но и участие всех членов саморегулируемых организаций аудиторов в осуществлении саморегулируемыми организациями внешнего контроля качества работы других членов этой организации (ст.10, п. 2). При этом за несоблюдение требований данного закона предусмотрены меры дисциплинарного воздействия вплоть до исключения из саморегулируемых организаций, то есть лишения возможности вести аудиторскую деятельность (ст. 20, п. 1)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUDITOR`S SERVICE MARKET: MAIN ISSUES, DEMANDS AND OBJECTIVES OF AUDITOR FIRMS

The article in question considers the new law, that establishes periodic quality control over auditor`s activity as well as auditors` external quality control over other employees` work in one and the same self-regulating auditor`s firm and statutory sanctions for illegal regularities.

Текст научной работы на тему «Рынок аудиторских услуг – существенные проблемы, новые требования и задачи аудиторских организаций»

Ольга Владимировна Лычагина

старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет и аудит»,

г. оренбург, ГОУВПО «ОГИМ»

РЫНОК АУДИТОРСКИХ УСЛУГ - СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ, НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ЗАДАЧИ АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Новым законом установлено не только периодическое прохождение внешнего контроля качества аудита всеми аудиторскими организациями и аудиторами, но и участие всех членов саморегулируемых организаций аудиторов в осуществлении са-морегулируемыми организациями внешнего контроля качества работы других членов этой организации (ст.10, п. 2). При этом за несоблюдение требований данного закона предусмотрены меры дисциплинарного воздействия вплоть до исключения из саморегулируемых организаций, то есть лишения возможности вести аудиторскую деятельность (ст. 20, п. 1).

Ключевые слова: аудиторская организация, законодательство, контроль, лицензирование, услуга, аттестат.

На рынке сформировалась тенденция, что пожинать на лаврах будут те компании, которые в новых условиях готовы предоставить широкий спектр качественных услуг по аудиту и консалтингу. Время узких специализаций проходит - клиенту нужен комплексный подход. Сотрудничать в разных сферах с разными консультантами для потребителя услуг неудобно и неэффективно.

спрос на аудиторские услуги постоянно растет. структура клиентского портфеля аудиторских фирм по отраслевой принадлежности за последнее время практически осталась неизменной. Только за последний год, несмотря на инфляционный рост, выручка крупнейших аудиторско-консалтинговых компаний России в среднем выросла на 40%. Однако проблемы на рынке еще остаются. Среди них такая: в очередной раз правительство РФ отложило принятие поправок об отмене лицензирования в ФЗ «Об аудиторской деятельности» и ужесточение контроля ЦБ России банковской и аудиторской деятельности.

Безусловно, рынок аудиторских услуг определяется этапом экономического развития страны. В настоящее время отмечается две очень важных тенденции. Во-первых, в страну пришли крупные инвестиционные деньги, которые вкладываются в отечественные предприятия, начинают формироваться холдинговые, интегрированные структуры в самых разных отраслях экономики. В связи с этим повышенным спросом пользуются оценочные услуги, а также услуги по прединве-стиционному аудиту. Во-вторых, несколько лет достаточно быстрого экономического развития страны привели многие предприятия к возникновению некого конфликта между уровнем экономического развития самих предприятий и уровнем развития системы управления, их организационных структур. В связи с этим возникает существенный спрос на услуги бизнес-консультантов, которые помогают выстраивать уже существующий бизнес. Это аудиторские и консалтинговые услуги по постановке системы управления, финансового управления, по совершенство-

ванию оргструктуры предприятия и налаживанию иных бизнес процессов.

О серьезных изменениях которые вступили в силу в 2008 - 2009 годах начали обсуждать в конце 2005 года, проанализируем: до сих пор аудиторов привлекали лишь для оценки самых крупных аукционов, например перед продажей госпакетов «Славнефти» и Магнитки.

Счетная палата пытается заставить аудиторов делиться результатами проверок. Эта инициатива содержится в заключении палаты на законопроект «О внесении изменений и дополнений в закон «Об аудиторской деятельности».

Сенаторы хотят, чтобы аудитор, который проверяет ведомство, выбирался на конкурсной основе.

Аудиторам отменят лицензирование деятельности с 2006 года Лицензирование будет заменяться обязательным членством аудиторов в саморегулируемых аудиторских объединениях.

В Минфине готовы обсуждать возможность изменения подхода к аудиторской тайне. Об этом сообщил Директор Департамента регулирования государственно-финансового контроля, аудиторской деятельности и бюджета Минфина Л. Шнейдман.

Сегодня на рынке аудиторских услуг невелико количество компаний, способных предложить своим клиентам широкую платформу качественных услуг и продуктов. Ключевым фактором все же является уровень квалификации сотрудников, стандарты качества самих услуг.

Рынок аудиторских услуг, как и любой другой рынок, подчиняется законам спроса и предложения. Радует, что на сегодняшний день становится все меньше и меньше клиентов, пользующихся услугами сомнительных фирм. Клиент стал понимать, что лучше не просто заплатить за бумажку, но, обратившись в хорошую компанию, получить качественную услугу, решить для себя возникшие вопросы и подготовиться к налоговой проверке. Раньше клиент воспринимал аудит как какую-то обузу, за которую еще и надо платить, сегодня он понимает, что это очень полезная для развития бизнеса услуга. Однако по-прежнему одной из проблем рынка остается демпинг. По мнению специалистов, сегодня на аудиторском рынке действует около 30-40% фирм, которые оказывают услуги низкого, а зачастую и сомнительного качества. Это дискредитируют уровень качества аудиторских услуг и приводит к падению рентабельности отрасли (затраты на удержание специалистов, их обучение).

Однако с каждым годом требования клиентов возрастают, заставляя аудиторско-консалтинговые компании повышать уровень качества услуг, что в конечном итоге приведет к вынужденному уходу слабых игроков с рынка.

В минувшем году сразу несколько обстоятельств предопределили рост рынка аудиторско-консалтинговых услуг. Во-первых, общий рост экономики: по итогам года мы получили весомую прибавку ВВП - 8,1%. Во-вторых, динамичное развитие многих средних и малых предприятий, что также повлияло на увеличение спроса на аудит и консалтинг. Рост спроса на аудиторские услуги эксперты связывают с возрастающей потребностью в аудите. Все большее число предприятий малого и среднего бизнеса начинает понимать практическую пользу от аудиторской проверки в целях внутреннего контроля и принятия управленческих решений. Если ранее компании считали основной целью аудита проверку правильности исчисления и уплаты налогов, то сегодня многие хотят попутно получить проверку правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, проверить правовые и налоговые риски, передать на аутсорсинг ведение бухгалтерского учета, юридические услуги. Усиливается тенденция, в соответствии с которой менеджмент крупных разветвленных компаний стремится обеспечить единство подходов к качеству и надежности финансовой информации, в связи с чем увеличивается число запросов на централизованный аудит холдингов и входящих в них предприятий. Некоторые компании выражают заинтересованность в участии консультантов аудиторско-консалтинговых фирм в переговорах, формирование независимого объективного представления о реальном финансовом состоянии объекта инвестирования, обо всех рисках, которые могут значительно ухудшить финансовое состояние объекта инвестирования, о рыночной стоимости акций и так далее. Аудит все чаще воспринимается как один из факторов повышения доверия к предприятию. Особенно востребовано аудиторское заключение на этапе выбора партнеров. Однако доля аудиторских услуг в структуре выручки аудиторских компаний по-прежнему остается значительной - 50-60%.

В соответствии с требованиями ФЗ № 307 от 30 декабря 2008 года «Об аудиторской деятельности» с 01 января 2010 года отменяется лицензирование аудиторской деятельности и вводится обязательное членство аудиторских организаций, аудиторов и индивидуальных аудиторов только в одной из саморе-

гулируемых организаций аудиторов, которая будет вести Реестр аудиторов и аудиторских организаций в отношении своих членов. В связи с этим членам НП АПР - аудиторским организациям и аудиторам, соответственно, необходимо представить в исполнительную дирекцию по возможности до 01 июня 2009 года определенный пакет документов, необходимых для членства в СРО.

В связи с принятием Федерального Закона «Об аудиторской деятельности» N° 307-ФЗ от З0 декабря 2008 года и Федеральным Законом «О саморегулируемых организациях» N З15-ФЗ от 1 декабря 2007 года (с учетом изменений, принятых законом N 148-ФЗ от 22 июля 2008 года) первоочередной задачей НП АПР является получение ею статуса саморегулируемой организации (СРО), что позволит НП АПР вести в отношении своих членов Реестр аудиторских организаций и аудиторов, включение в который после отмены лицензирования аудиторской деятельности с 1 января 2010 года даст право аудиторским организациям и аудиторам заниматься аудиторской деятельностью.

Аудиторы, имеющие квалификационный аттестат, полученный до 1 января 2011 года, не имеют право участвовать в аудиторской деятельности при проверке организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и(или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности.

Аудиторы, имеющие квалификационный аттестат, полученный до 1 января 2011 года, имеют право до 1 января 2013 года сдавать квалификационный экзамен, предусмотренный Законом об аудиторской деятельности, в упрощенном порядке. При этом не применяется требование к непрерывному стажу.

Вступают в силу части 1-8 статьи 11 Закона (О выдаче квалификационного аттестата).

Новым законом установлено не только периодическое прохождение внешнего контроля качества аудита всеми аудиторскими организациями и аудиторами, но и участие всех членов саморегулируемых организаций аудиторов в осуществлении саморегулируе-мыми организациями внешнего контроля качества работы других членов этой организации (ст.10, п.2). При этом за несоблюдение требований данного закона предусмотрены меры дисциплинарного воздействия вплоть до исключения из саморегулируемых орга-

низаций, то есть лишения возможности вести аудиторскую деятельность (ст. 20, п. 1).

Такая новация в законодательстве представляется по меньшей мере сомнительной. Поскольку в рФ насчитывает порядка 6 тыс. аудиторских организаций, из которых 4-5 тыс. оцениваются как действующие, и выдано почти 40 тыс. аудиторских аттестатов, их которых, по оценкам, более 20 тыс. принадлежит практикующим аудиторам, попытка организовать участие такого количества аудиторов и аудиторских организаций в осуществлении внешнего контроля качества своих собратьев по профессии ничего, кроме хаоса привнести в функционирование аудиторского рынка не может.

Минимальная численность аудиторов в аудиторских организациях снижена новым законом с пяти до трех, введены требования к доле аудиторов (аудиторских организаций) в уставном капитале аудиторских организаций и исполнительном органе, индивидуальные аудиторы получили возможность осуществлять обязательный аудит, в том числе открытых акционерных обществ, инвестиционных фондов, унитарных предприятий.

В части изменения требований к образованию и квалификации аудиторов новый закон предусматривает частичную передачу функций по организации системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов от уполномоченного федерального органа саморегулируемым организациям аудиторов (организация профессионального обучения) и новому органу - единой аттестационной комиссии (аттестация). При этом сами требования к образованию и квалификации аудитора претерпели весьма существенные изменения.

Во-первых, в отличие от закона от 07.08.2001 №°119-ФЗ, устанавливавшего требования к характеру образования аудитора - экономическое или юридическое образование - новый закон допускает наличие у претендента любого высшего образования, полученного в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования и несколько меняет требования к перераспределению между годами объема часов повышения квалификации аудитора.

Во-вторых, новый закон в отличие от предыдущего не предусматривает наличия различных типов аудиторских аттестатов. Как известно, в настоящее время существует четыре типа квалификационных аттестатов аудитора - в области общего аудита, в области аудита бирж, внебюджетных фондов и инве-

з2

стиционных институтов, в области аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковский аудит), в области аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудит страховщиков). Согласно переходным положениям (ст.23) выданные аттестаты сохраняют свое действие, однако, как указано выше, с 2011 года не дают права осуществления аудита публичных компаний, кредитных, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов и консолидированной отчетности. Для проведения аудита такой отчетности необходим будет новый аттестат, выдаваемый единой аттестационной комиссией. Однако проведенный аппаратом ИПАР анализ сроков вступления различных

статей закона в силу показал, что закон не обеспечивает разумного интервала времени для получения новых аттестатов аудиторами таких компаний. Согласно п.4 ст.23 закона, положения о деятельности единой аттестационной комиссии и новом аттестате вступают в силу с 01.01.2011. Таким образом, в начале 2011 года вплоть до получения аудиторами аттестатов нового образца в РФ не будет аудиторов, имеющих право проверять публичные компании, кредитные, страховые и прочие перечисленные выше организации.

Аудиторы дождались принятия нового закона, регулирующего их деятельность. Однако последствия его вступления в действие неясны даже для них самих.

Список литературы:

1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ

2. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.07 г. № 315-ФЗ

3. Письмо Минфина России от 02.02.05 г. № 07-03-01/79/СШ

4. газета «Коммерсант» №5 от 09.05.08 г.

5. журнал «Бизнесмен» №6 2008 г.

зз

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.