проблем. Представляется, что переход к инвестиционному экономическому росту приемлет именно такой согласованный вариант использования ресурсных возможностей экономики, при котором не проводится водораздела между различными подходами к консолидации условий для развития. К тому же не следует забывать, что социальный характер современной рыночной экономики заключается не только в насыщении рынка разнообразными товарами и услугами, но и в гуманизации производства, создании условий, при которых социальный климат в сферах деятельности людей способствовал бы росту эффективности труда. Высокий уровень производства жизненных благ как основа социальной рыночной экономики связан с использованием достижений и потенциала экономики, основанной на знаниях. Необходимо воздействие государства на инвестиционную активность участников рынка, подкрепленное мобилизацией и эффективным использованием инвести-
ционного потенциала находящихся в распоряжении государства ресурсов.
При проведении региональной политики в качестве критерия успешности осуществления региональных программ на первый план выдвигается индекс человеческого развития, или индекс человеческого потенциала, который в Российской Федерации имеет региональные различия. Его значение зависит от оценки продолжительности жизни, образования и доходов, здоровья, физического развития людей и других факторов. Очевидно, этот критерий должен быть положен и в основу оценки эффективности действий правительства на макроуровне, а не общий уровень и динамика инфляции. Как показывают события последних лет, и в условиях сбалансированного бюджета при наличии СФ инфляция может выходить из-под контроля денежных властей, обнажая противоречия экономического роста и наличие нерешенных вопросов в социально-экономической сфере.
Литература
1. Баранов А.О. Экономика России в период реформ: деньги, бюджет, инвестиции. Новосибирск, 2004.
2. Алексанов Д.С., Кошелев В.М. Экономическая оценка инвестиций. М., 2002.
3. Аренд Р. Источники посткризисного экономического роста в России // Вопр. экон. 2005. № 1.
4. Мау В. Экономическая политика в 2004 году: поиск модели консолидации роста // Там же.
Ю.С. Нехорошее, О.С. Селевич РЫНОЧНЫЙ ПЕРЕДЕЛ СОБСТВЕННОСТИ: ОПЫТ РОССИИ
Томский политехнический университет
Российская приватизация в основном завершилась, и сразу же (после 1995 г.) началась борьба за передел приватизированного имущества.
С 1992 по 1997 г., в период первоначального накопления капитала, в России создавались крупные корпорации (типа «ЮКОС», «ЛУКОЙЛ»), причем некоторые из них - с грубым нарушением законодательства.
Приватизация сама по себе не обеспечивает высокого уровня менеджмента, не выявляет эффективного собственника, в двигатель прогресса превращается только в условиях свободной конкуренции.
В результате приватизации в России не произошла реальная смена собственника, не появились эффективные хозяева, ничего не изменилось в производственной активности и в отношении к труду. Произошла криминализация экономики, сформировалось устойчивое убеждение населения, что его обманули; по данным социологических опросов, 85 % россиян считает обогащение олигархов воровским (за 5 лет нельзя заработать миллиарды).
Россия от приватизации получила дохода в два раза меньше, чем Венгрия.
При подведении итогов приватизации за 10 лет (о чем окончательно было сообщено в декабре 2004 г.) установлено, что в основной своей массе форма собственности не влияет на эффективность предприятия. Показатели экономики в 2002 г. не достигли уровня 1992 г., и социальное положение людей не улучшилось.
Но приватизация выполнила свою историческую миссию: переход к рыночной экономике состоялся.
В перекосах приватизации на 90 % виноваты не предприниматели, а государственные чиновники. Из политических соображений (сделать реформы необратимыми) крупные предприятия продавались за бесценок. Например, по словам С. Степашина [1, с. 2.] «Славнефть» продали за 1.7 млрд дол. при настоящей цене 4 млрд дол.
Если власть не сделает четких выводов из истории приватизации, это за нее сделают другие.
С заключениями Счетной палаты согласна основная часть бизнесменов. Отсюда соблазны к переделу собственности у тех, кто не успел к разделу «приватизационного пирога».
В настоящее время передел собственности осуществляется в формах:
- скупки и перекупки акций (контрольных пакетов);
- использования налогового законодательства;
- банкротств, в том числе заказных;
- внутрикорпоративных конфликтов и войн;
- требований реприватизации и национализации;
- предложений (законопроектов) о национализации;
- реституции.
Теоретически смена собственника - вполне нормальная рыночная процедура, если при этом происходит оздоровление предприятия. Другое дело - враждебное или недружественное поглощение, которое касается исключительно благополучных предприятий и заканчивается их экономической смертью. Минэкономразвития готовит контрмеры против «теневой» приватизации.
Скупка акций в целях приобретения контрольного пакета - наиболее нормальный и законный способ передела собственности. При этом собственность и менеджмент переходят к более эффективному и богатому собственнику. Часто это делается в целях восстановления разрушенных приватизацией технологических комплексов.
Но нередко с помощью миноритарных акционеров (владеющих парой акций) недобросовестные конкуренты захватывают процветающие предприятия, хотя крупным корпорациям это не грозит.
Как бы то ни было, многие неплохие, привлекательные для иногородних инвесторов томские предприятия сменили хозяев. Уплыли контрольные пакеты акций и вместе с ними определенная доля налоговых поступлений в местные бюджеты предприятий: «Сибкабель» - на Урал, «Томский инструмент» - в Новосибирск, Электроламповый завод - в Москву, Карандашная фабрика - в Москву, ООО «Томская сотовая связь» - в Москву.
В Томске и области прекратили существование очень многие приватизированные предприятия. Из довольно крупных и известных: завод ДСП, спичфаб-рика «Сибирь», ЛПК, «Аском», «Томскмебель», «Кол-пашевомебель», «Томская обувь», «Томскрыба», «Хлебулк», «Томскхлебопродукт», «Томскнефтепро-дукт», «Электроцентролит», Томскавтотранс, Рембыт-техника, многие леспромхозы и т.д. и т.п.
Многие предприятия были поглощены более крупными корпорациями. Самые яркие примеры: «Сибка-бель» - Уральской горно-металлургической компанией; ТНХК - «Сибуром» (структура «Газпрома»). Как правило, такие поглощения приносят инвестиции и являются эффективными.
Наиболее нецивилизованной криминальной формой передела являются самозахваты в ходе внутри-
корпоративных войн между старым и новым руководством, трудовым коллективом и собственником. Попытки сместить законного собственника, директора, арбитражного управляющего предпринимаются в Новом Уренгое, на ЗИЛе, «Норильском никеле», Котласском ЦБК Архангельской области, «Большевичке».
Криминальный передел - это силовой захват предприятия. Жертвы захватов - наиболее эффективные, законопослушные (с точки зрения уплаты налогов), создающие новые рабочие места предприятия.
Захватчикам нужны не сами предприятия, а, как правило, их территория (для элитных особняков, бизнес-центров, ресторанов) либо их активы. Захват дает стремительную прибыль и становится бизнесом.
Милиция старается не вмешиваться в так называемые хозяйственные споры. Но уже готовятся новые законы, которые будут охранять законных собственников.
Неприкосновенность собственника - норма цивилизованного мира. Россия должна быть страной, где права собственника надежно защищены. В этом отношении есть положительные примеры. События вокруг ТВС и НТВ четко показывают всем гражданам России, что такое право собственника, право главного акционера.
Банкротство можно рассматривать как легитимный способ передела собственности, как обязательный элемент рынка, как средство оздоровления предприятия, как цивилизованный способ вернуть долги кредитору.
Если предприятие застраховано от банкротства, ему нельзя давать экономическую свободу.
При помощи процедуры банкротства формируется слой эффективных собственников.
Банкротство - часто благо для трудового коллектива. Это лучше, чем медленное умирание, вынужденные отпуска, невыплаты зарплаты.
Имеют место и фиктивные банкротства, которые используются как законные средства не расплачиваться с кредиторами. Сейчас это исключительный случай.
Надо учесть, что убыточность российских предприятий не столько технологическая, сколько экономическая (рост тарифов на электроэнергию и транспорт, требование выкупа земли и т.п.). Терпят убытки те, кто меньше других вздувают цены и тем самым берут на себя чужие долги.
Свой вклад в бедность вносят «новые богатые» через третий или четвертый передел собственности: банкротят предприятия, не заботясь о том, что это повлечет за собой безработицу и очередную волну бедности.
Упрощенный механизм процедуры банкротства открывает широкий простор для нового передела собственности. Этот передел нередко осуществляется за счет предприятий, которые обладают ценным имуществом и порой являются единственными производителями уникальной продукции.
Заказные банкротства в России стали нормой. Это примерно 30 % всех банкротств [2, с. 4.]. «Заказываются», как правило, прибыльные, даже процветающие предприятия. Конкуренты нанимают специалистов по заказным банкротствам и ведению корпоративной войны.
В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию на 2002 г. поставил задачу срочно навести порядок в сфере банкротства, так как «поточные банкротства» превратились в доходное дело. Процедура банкротств должна быть прозрачной.
Новый «Закон о банкротстве» (2002) борется против индустрии заказных банкротств, усложняет процедуру банкротства, облегчает положение предприятий, попавших под банкротство по вине государства (когда не оплачен госзаказ), предполагает финансовое оздоровление вместо «вышибания» денег.
Раньше захваты осуществлялись через заказные банкротства. Теперь, после принятия новой редакции закона о банкротстве, этого не происходит. Сейчас стали использовать новые технологии захвата.
Сейчас на территории жертвы, хорошо работающего предприятия, с помощью коррумпированных чиновников образуется новая организация. Хозяева последней посылают на территорию собственника громил (из частных охранных служб), которые все крушат, угрожают, силой выгоняют рабочих и руководство. Милиция старается быть безучастной, так как это будто бы хозяйственный спор.
И все же что-то делается в защиту законных собственников. Например, в 2004 г. в Москве было возбуждено 29 уголовных дел. Готовится новый закон по данному вопросу.
Время от времени в Госдуме и в СМИ поднимается вопрос о реприватизации и национализации. Приватизация не создала рыночную экономику, убила надежду на эффективность. Но реприватизация может привести к кровопролитию.
По Гражданскому кодексу РФ национализация возможна только на возмездной основе. Правительство РФ одобрило законопроект «Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации». Составители законопроекта учитывали мнение населения. По опросу читателей АиФ, 90-93 % населения высказывается за национализацию «Газпрома», РАО «ЕЭС», нефтедобывающих компаний, алкогольной промышленности.
Специалисты считают, что в России национализация возможна в случае:
- нарушения законов о приватизации на момент ее осуществления, а не сегодняшние законы. Законы обратной связи не имеют. Иначе будут погублены все созданные институты рыночной экономики, включая институт частной собственности;
- угрозы банкротства стратегических производств;
- использования этой процедуры как противовеса заказным банкротствам.
Правительство РФ не ставит вопрос о пересмотре итогов приватизации, а, напротив, намечает новый прорыв в ее реализации. Приватизация окончательно завершится к 2008 г. Останется 2 700 унитарных предприятий.
По словам В.В. Путина [3, с. 5], «широкой национализации не будет. Это только в англосаксонских странах энергетика находится в госсобственности. Но доля госсектора тоже не будет сокращаться, скорее, наоборот, учитывая перспективы “Юганскнефтегаза”, сохранится и даже усилится государственный контроль за некоторыми стратегическими отраслями (в первую очередь отраслями ТЭК)».
По предложению С. Степашина [4, с. 5] необходимо принять федеральный закон о национализации и муниципализации, т.е. о возмездном отчуждении государством имущества частных собственников или за долги перед государством.
Реституция - это не национализация, а 1) возврат незаконно захваченного имущества (самовольно присвоенного участка земли под застройку, гаражи и т.д.), 2) возврат наследникам сохранившегося имущества отобранного властями в 20-30-е гг., раскулаченных.
Русской Православной Церкви до 1917 г. принадлежало 3 млн га земли. Советская власть землю национализировала. Церковь не требует возвращения, не знает, что с ней делать и какие налоги надо будет платить. Но вопрос о реституции не снят, а отложен. Во всех случаях решение о реституции принимает суд.
Передел и пересмотр - это не одно и то же. Пересмотр - это ревизия, переоценка итогов российской приватизации с последующим новым переделом уже поделенного.
Справедливо или нет была перераспределена госсобственность в ходе российской приватизации?
М. Ходорковский признал, что население России в большинстве своем не поддерживает участников приватизации 1990-х гг.
Передел собственности не бывает справедливым никогда. Важно другое: этот передел не привел к гражданской войне. И сегодня 80 % собственности находится в частных руках.
Причина того, что многие сегодня хотят передела, заключается в следующем. В бедной стране большинство не может быть дальновидным. Нищие не думают о завтрашнем дне. Они хотят съесть все и сразу
Поэтому сегодня большая часть населения не хочет брать на себя ответственность за свою судьбу и поддерживает идею перераспределения собственности. 77 % граждан России - за то, чтобы отнять и поделить.
Переделу могут противостоять: губернаторы; региональные политики и бизнес, связанный с ними;
бюрократия; олигархи или бизнес федерального уровня; спецслужбы; армия; журналисты; церковь; интеллигенция.
Основной приоритет этой элиты - сохранение капиталов, а не только их приумножение, духовное лидерство в нации, культурные и научные традиции нации.
Надо говорить не о переделе собственности, а о перераспределении доходов: уменьшении доходов богатых и увеличении доходов бедных людей. Это необходимо для сбалансированности экономики, социальной справедливости и национальной безопасности. Гражданские институты должны контролировать власть.
В одном из своих ежегодных посланий [5, с. 6] президент заявил, что не намерен инициировать пере-
смотр итогов приватизации 90-х гг. Но заметил, что не будет «держать за руки» правоохранительные органы, если те начнут расследования по приватизационным сделкам.
По его словам, не может идти речи о пересмотре итогов приватизации, государство будет стоять на страже интересов добросовестного бизнеса. Чиновники обязаны защищать частную собственность не меньше, чем государственную.
В ответ предприниматели должны привить себе привычку платить налоги, а не искать способы ухода от налогообложения.
Можно сделать следующий вывод: передел собственности силовыми методами несовместим с современной экономикой.
Литература
1. Российская газета. 2004. 16 дек.
2. Из интервью с руководителем ФСФО Т. Трефиловой // Независимая газета. 2001. 28 сент.
3. Российская газета. 2004. 22 нояб.
4. Там же. 21 дек.
5. Там же. 2 июля.
Л.С. Гринкевич*, В.В. Теплоухое**
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СТАТИСТИКИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ МСФО
* Томский государственный университет ** Томский политехнический университет
Эффективное управление процессами денежного обращения, кредитования и банковских расчетов в экономике требует наличия оперативной и достоверной информации о состоянии и движении денежных средств по счетам банковских организаций.
Статистическая отчетность банков построена в соответствии с общими принципами ее организации, она базируется на единстве системы бухгалтерского, оперативного и статистического учета финансовой деятельности. Вся статистическая отчетность составляется кредитными организациями по показателям и формам, разработанным и утвержденным Центральным банком (ЦБ) России по согласованию с Федеральной службой государственной статистики. Кредитные организации в установленные сроки и по установленной форме представляют статистическую отчетность в главные территориальные управления, а затем информация направляется в ЦБ РФ, где сводится по системе в целом. По мнению некоторых ученых, такая вертикальная схема сбора информации является достаточно трудоемкой и громоздкой, поэтому нуждается в разработке и внедрении новых принципов сбора данных, позволяющих значительно
сокращать сроки и трудоемкость работ при сохранении и обеспечении высокого качества статистического материала.
В настоящее время отчетность банков можно условно разделить на три основных раздела: бухгалтерскую, статистическую и общую финансовую. Следует отметить, что указанные разделы очень тесно связаны между собою, а формы отчетности и их показатели также взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга.
При сборе информации обычно преследуется две цели: первая - формирование национальной статистики и вторая - сбор информации для осуществления надзора и контроля за деятельностью банков.
В соответствии с первой целью по традиции собирают данные для ежемесячных отчетов ЦБ РФ, играющих важную роль в национальной статистике. Собираемая информация соответствует стандартам и требованиям, предъявляемым Международным валютным фондом (МВФ) и другими международными организациями, а также правительственными органами. Здесь основное внимание уделяется денежным агрегатам и распределению финансовой активности по