Научная статья на тему 'Рыночные и государственные регуляторы в формировании инновационной стратегии развития малого и среднего бизнеса'

Рыночные и государственные регуляторы в формировании инновационной стратегии развития малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА / MIXED ECONOMY / ИННОВАЦИОННЫЙ СЕКТОР / INNOVATIVE SECTOR / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / BUSINESS / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP / КЛАСТЕР / CLUSTER / NORMATIVE LEGAL ACTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демченко С.К., Саломатова Т.Г.

В статье отмечается важность взаимодействия рынка и государства в условиях перехода экономики с экспортно-сырьевой на инновационную модель развития. Инновации сегодня являются главным фактором повышения конкурентоспособности страны на мировых рынках. Малый и средний бизнес является необходимой системной составляющей рыночной экономики. Развитие малого и среднего бизнеса является одним из решающих факторов инновационного обновления страны, что позволит российской экономике выйти на новый уровень и стать конкурентоспособной. Поэтому стратегия социально-экономического развития государства должна базироваться на инновационном характере его экономического развития. Для этого необходима финансовая, институциональная поддержка малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article points out the importance of cooperation between market and state during transition of the economy of raw materials export into economy of innovative development model. Today innovations are the main factor of the country's competitiveness rise cm international markets. Small and middle businesses are necessary systemic parts of market economy. Development of small and middle businesses is one of the main factors in innovative renewal of the country, which will allow Russian economy to reach the new level and become competitive. That is why the strategy of social and economic development of the country should be based on the innovative character of its economic development., financial and institutional support of small and middle businesses.

Текст научной работы на тему «Рыночные и государственные регуляторы в формировании инновационной стратегии развития малого и среднего бизнеса»

нужно ли государство?

рыночные и государственные регуляторы

в формировании инновационной стратегии развития

малого и среднего бизнеса

Демченко С.К.

д-р экон. наук, профессор кафедры demchenko@kgtei.ru

Саломатова Т.Г.

ст. преподаватель кафедры кафедра экономической теории и правоведения, Красноярский государственный торгово-экономический институт

_Аннотация

В статье отмечается важность взаимодействия рынка и государства в условиях перехода экономики с экспортно-сырьевой на инновационную модель развития. Инновации сегодня являются главным фактором повышения конкурентоспособности страны на мировых рынках. Малый и средний бизнес является необходимой системной составляющей рыночной экономики. Развитие малого и среднего бизнеса является одним из решающих факторов инновационного обновления страны, что позволит российской экономике выйти на новый уровень и стать конкурентоспособной. Поэтому стратегия социально-экономического развития государства должна базироваться на инновационном характере его экономического развития. Для этого необходима финансовая, институциональная поддержка малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: смешанная экономика, инновационный сектор, предпринимательство, нормативно-правовые акты, государственно-частное партнерство, кластер

Мировой опыт показывает, что на современном этапе развития экономики решающие значение приобретают наукоемкое производство и создание конкурентоспособной продукции. Поэтому социально-экономическая стратегия России должна иметь все более инновационный характер, способствующий повышению конкурентоспособности страны на мировом рынке. В современной (смешанной) экономике России эволюция различных способов хозяйствования

приводит к их взаимодействию. Это способствует достижению более высоких экономических результатов. Отсюда следует, что малый и средний бизнес является важнейшим элементом рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Именно малый и средний бизнес во многом определяет темпы экономического роста страны, выступает как наиболее динамичный инновационный сектор.

Государственные регуляторы стратегии развития малого и среднего бизнеса

Малый и средний бизнес в условиях перехода российской экономики требует обеспечения полноты всех системных факторов, обуславливающих данный переход, в том числе взаимодействия рыночных и государственных регуляторов в формировании инновационной стратегии малого и среднего бизнеса.

Суть государственного регулирования в экономике, с одной стороны, - это защита национальных и общественных интересов, с другой - поддержка и защита частной инициативы, всех форм собственности и предпринимательской деятельности, конкуренции. Экономическое развитие любой страны в современных условиях должно базироваться на инновациях, высоких технологиях, свободном предпринимательстве.

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в инновационной сфере предполагает определение государственных приоритетов его развития, создание необходимого для инвестирования инновационной сферы предпринимательства фонда финансовых ресурсов за счет средств федерального бюджета.

Государство не должно ограничиваться формированием «правил игры» и принуждением хозяйственных субъектов к их соблюдению. Необходимо изменить законодательную базу, регламентировать деятельность малого и среднего бизнеса. Государство должно содействовать совершенствованию рыночных институтов, корректируя их деятельность с учетом общественных предпочтений. Вмешательство государства в экономику должно определяться общественными целями.

государство не должно ограничиваться формированием «правил игры» и принуждением хозяйственных субъектов к их соблюдению

государство и бизнес

__^ШГа

_

72% оборота

_небольших частных

компаний приходится

_на сферу услуг

_и торговлю, 13% -

_на промышленность,

7% - на строи-ьство и всего 2% -

на наукоемкое производство

--прт

действия. к:

При этом инструменты реализации государственно: экономической политики не должны противодействовать рыночной конкуренции, либо принимать форму индивидуальных привилегий.

Государственно-частное партнерство и его признаки

В современных российских условиях государственно-частное партнерство предполагает согласование интересов взаимодействующих сторон. Однако суть такого сотрудничества не всегда трактуется однозначно. В наиболее распространенном понимании государственно-частным партнерством называют институциональный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов, программ в широком спектре отраслей промышленности, сферы услуг.

В других толкованиях внимание акцентируется на политико-правовых аспектах, в том числе на принципах взаимодействия государства и биз-также на правовой основе такого взаимо-

т

=

=

инципы взаимодействия должны отражать сование интересов сторон путем уступок преференции. Правовая форма выражается в некой, не всегда конкретной декларации, что означает стремление государства проводить определенную политику и реализовать ее целевых проектах. При этом необходимо, чтобы политический аспект был законодательным образом закреплен Конституцией РФ или иными нормативно-правовыми актами. Данный подход связан с формированием законодательной основы государственно-частного партнерства, но при этом он не конкретизирует конкретные формы сотрудничества.

Государственно-частному партнерству присущи специфические признаки:

• государство инициирует вовлечение частного сектора в зону своей ответственности по предоставлению населению социально значимых благ и услуг;

• партнерские проекты, инициируемые государством, имеют преимущественно долгосрочный характер;

• решаемые государственные задачи высокозатратные и капиталоемкие, что обусловливает длительность партнерских отношений с частным бизнесом;

• партнерская форма сотрудничества при обеспечении его высокой результативности позволяет перераспределить риски в сторону частного бизнеса;

• сотрудничество решает социальные задачи по сохранению и созданию дополнительных рабочих мест.

Таким образом, государственно-частное партнерство, по нашему мнению, представляет собой различные институциональные формы сотрудничества государства и бизнеса для достижения общественно значимых целей посредством реализации долгосрочных проектов и программ. Государственные программы должны задавать стратегический вектор развития бизнеса, региональные - направлены на среднесрочную перспективу, а на уровне муниципалитетов нужно создавать краткосрочные программы развития.

Условия для инноваций

Создание действенных инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания средств государственной поддержки, привлечения инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых предприятий (прежде всего для самофинансирования). Предусматривается проектное финансирование, предоставление гарантий, организация в регионах сети специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтов для поддержки малого и среднего бизнеса. На современном этапе в России в малом предпринимательстве сложился «отраслевой перекос»: 72% оборота небольших частных компаний приходится на сферу услуг и торговлю, 13% на промышленность, 7% на строительство и всего 2% на наукоемкое производство. Это положение Правительство РФ намерено менять. Речь идет об использовании таких финансово-экономических рычагов, которые сделают науку, инновации привлекательными для предпринимателей. Стоит задача к 2020 году вместо нынешних 2% «наукоемких» частных

научно-технический прогресс движется не разрозненными предприятиями, а их объединениями, кластерами и сетями с вертикальными, горизонтальными и региональными связями

государство и бизнес

-_-ЛУл

.суд м

компаний в стране, их должно быть, по меньшей мере, 20% [6].

Необходимо создание макроэкономических предпосылок для развития инновационного малого бизнеса, так как он возникает и начинает плодотворно работать лишь в процессе интеграции с крупным бизнесом.

Современное высокотехнологичное производство может базироваться только на процессах интеграции инновационных и производственных предприятий и организаций различного типа. Научно-технический прогресс движется не разрозненными предприятиями, а их объединениями, кластерами и сетями с вертикальными, горизонтальными и региональными связями.

Кластерная форма организации обеспечивает здание особой формы совокупного инновацион-го продукта, который концентрирует разнооб-азные научные изобретения, трансформируя их в инновации, коммерциализация которых обеспечивает достижение конкурентных преимуществ. В условиях жесточайшей конкуренции, когда крупные компании концентрируются на главных направле-

ниях деятельности и делегируют производство промежуточных продуктов и сферы услуг другим, в том

чи

мо

сле и малым предприятиям, возникает необходи-сть создания кластеров. На современном этапе в России создано несколько венчурных фондов, которые должны отыскивать и финансировать малые предприятия, работающие в сфере науки и научного обслуживания. Сложность заключается в том, что у российского крупного бизнеса отсутствует заинтересованность в инновациях. И даже если заинтересованность появляется, то крупные предприятия чаще всего начинают искать предприятия на зарубежном рынке. Поэтому требует поддержки именно малый и средний бизнес, так как крупные компании имеют значительный сырьевой потенциал и достаточно высокий уровень конкурентоспособности на мировом рынке.

Силами немногих

За последнее десятилетие количество малых предприятий увеличивается, также как и численность занятых на них. Однако доля малого и среднего предпринимательства, а соответственно его вклад

в экономику страны по-прежнему остается весьма незначительным, в сравнении не только с развитыми странами, но и с некоторыми развивающимися странами. При этом малый бизнес сосредоточен в торговле. В условиях, когда основными целями государственной экономической политики является модернизация экономики и структурная перестройка, необходимо менять структуру посредством стимулирования развития предпринимательства в области инноваций.

Исследование практики государственной поддержки малого предпринимательства в некоторых субъектах Российской Федерации показало, что основными формами поддержки является финансовая, информационно-методическая, консультационная и административно-организационная. Наиболее востребованной формой поддержки среди субъектов малого предпринимательства является финансовая поддержка. При этом согласно различным опросам предприниматели мало информированы как о финансовой поддержке, так и о деятельности объектов инфраструктуры, осуществляющих данный вид поддержки.

Для выхода из такой ситуации требуется определенная государственная политика, направленная на развитие наукоемких производств, создание единого информационного пространства, связывающего различные хозяйствующие субъекты, заинтересованные друг в друге.

Выводы

Совершенствование государственного регулирования малого и среднего бизнеса в целях повышения конкурентоспособности российской экономики должно осуществляться в различных направлениях. Государственная поддержка инновационного предпринимательства предполагает наличие нормативно-правовых актов, регулирующих инновационную деятельность, и создание необходимого для инвестирования инновационной сферы предпринимательства фонда финансовых ресурсов за счет средств федерального бюджета.

Литература

1. Малое предпринимательство в России. 2009 [Текст]: Стат.сб. / Росстат. - М. : 2009. - 151 с.

государство и бизнес

2. Об утверждении городской целевой Программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в городе Красноярске» на 2009-2011 годы [Текст]: Решение Красноярского городского совета № 53-а от 11.12.2008.

3. Рогатов М.Д., Савицкий А.В. Государственная стратегия развития инновационного предпринимательства в экономике России. - М.: МАКС Пресс, 2004. -324 с.

4. Шаркова А., Третьякова Е. Инфраструктура поддержки малого инновационного предпринимательства в Московской области и ее формирование // Предпринимательство. - 2008. - №6.

5. Ширяева ЯД. Малый Бизнес в России / Я. Д. Ширяева // Финансы и Бизнес: научно-практический журнал.- 2008. - №1.

6. Портал по поддержке малого и среднего бизнеса Красноярского края. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.smb24.ru/minform.jsp?ID_ SECTЮN=00010005.

Demchenko S.K.

Dr. of Econ. Sci., Professor, Chair of Economic Theory and Law Salomatova T.G.

Senior lecturer, Professor, Chair of Economic Theory and Law Krasnoyarsk State Trade Economic Institute

Market and state regulators in forming of the small and middle businesses' innovative development strategy

_Abstract

The article points out the importance of cooperation between market and state during transition of the economy of raw materials export into economy of innovative development model. Today innovations are the main factor of the country's competitiveness rise on international markets. Small and middle businesses are necessary systemic parts of market economy. Development of small and middle businesses is one of the main factors in innovative renewal of the country, which will allow Russian economy to reach the new level and become competitive. That is why the strategy of social and economic development of the country should be based on the innovative character of its economic development, financial and institutional support of small and middle businesses.

Keywords: mixed economy, innovative sector, business, normative legal acts, state-private partnership, cluster

креативная экономика, 2010, № 9 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.