Научная статья на тему 'Рыночно-ориентированное управление современной общеобразовательной организациек как фактор ее успешности'

Рыночно-ориентированное управление современной общеобразовательной организациек как фактор ее успешности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ СРЕДА / МАРКЕТИНГ / УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ / УСПЕШНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ENVIRONMENT / MARKETING / MANAGEMENT OF SCHOOL / SUCCESS / PRODUCTIVITY / EFFICIENCY / ORGANIZATIONAL CULTURE / SYSTEM OF VALUES / QUALITY OF EDUCATION / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донина Ирина Александровна

В условиях рыночных отношений, успешность общеобразовательных организаций предполагает не только достижение высоких результатов, но и их общественное признание. Это подразумевает выстраивание системы управления, направленной на активное взаимодействие с внешней средой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Донина Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MARKET FOCUSED MANAGEMENT OF THE MODERN GENERAL EDUCATION ORGANIZATION AS THE FACTOR OF ITS SUCCESS

In the conditions of the market relations, the success of the general education organizations assumes not only achievement of good results, but also their public recognition. It means forming of the system of management directed on the active interaction with environment.

Текст научной работы на тему «Рыночно-ориентированное управление современной общеобразовательной организациек как фактор ее успешности»

О.У Гогицаева, В.К.Кочисов

РОЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ..

- комплекс методических средств (учебные пособия по выполнению лабораторных, практических, курсовых работ, мультимедийное дополнение образовательного контента, ресурсы базовой электронной библиотеки);

- конспект лекций по курсу;

- база тестовых заданий по всем разделам изучаемого курса [6].

Используемая в СОГУ система содержит ЭУМК, в основном структурированные в соответствии указанному набору компонентов.

Основными требованиями при разработке материалов [5]:

- содержание материалов, структурированное и систематизированное в соответствие с требованиями к конкретной системе дистанционного образования;

- электронный вид представления;

- соответствие специальным требованиям программного и технического обеспечения системы дистанционного образования (по объёму данных, по поддерживаемым технологиям доступа и т.д.).

На сегодняшний день большинство студентов СОГУ имеют доступ к дистанционным курсам. К началу следующего учебного года в СОГУ запланировано включение в систему ДО всех специальностей.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Конечно, в рамках данной статьи не возможно проанализировать многие проблемы, с которыми довелось столкнуться при внедрении системы ДО в СОГУ. В перспективе, мы планируем проанализировать опыт преодоления характерных проблем, возникающих в процессе введения ДО в СОГУ.

Внедрение и развитие дистанционного обучения в вузах сегодня - это не самоцель и не случайность в системе современного образования, а мощное и продуктивное средство решения актуальных проблем всего цивилизованного общества. За этой технологией, как нам видится, будущее единого мирового образовательного пространства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Балашова Е. Д. Дистанционное обучение как средство педагогического взаимодействия в процессе профессиональной подготовки работников таможенных органов. Автор. дисс. на соиск. уч. степени к.пед.н. Ярославль. 2009.

2.Зайченко Т. П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.

3.Кузнецова З. М., Фисенко Г. С. Управление качеством дистанционного образования // Фундаментальные исследования. 2006. № 1.

4.Полат Е. С., Моисеева М. В., Петров А. Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е. С. Полат. М.: «Академия», 2006.

5.Полат Е. С. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева / Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2004.

6.Преподавание в сети Интернет / Под ред. В. И. Солдаткина. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2007. -47 с.

ROLE OF DISTANCE EDUCATION IN MODERN CONDITIONS

© 2013

O.U. Gogitsaeva, Ph.D., assistant professor of psychology and pedagogy (mezhfak) V.K. Kochisov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Pedagogy

and Psychology of the Faculty of Education

North Ossetian State University K.L.Hetagurova, Vladikavkaz (Russia)

Annotation : Today, the state faces the task of giving every person free and open access to education throughout their lives according to their own interests, abilities and needs, this problem can be solved with the help of distance learning. Keywords: distance learning, information education and communication technology.

УДК 374.1

РЫНОЧНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ КАК ФАКТОР ЕЕ УСПЕШНОСТИ

© 2013

И.А. Донина, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой технических и

естественнонаучных дисциплин

Санкт - Петербургский университет сервиса и экономики (Новгородский филиал),

Великий Новгород (Россия)

Аннотация: В условиях рыночных отношений, успешность общеобразовательных организаций предполагает не только достижение высоких результатов, но и их общественное признание. Это подразумевает выстраивание системы управления, направленной на активное взаимодействие с внешней средой.

Ключевые слова: внешняя среда, маркетинг, управление школой, успешность, результативность, эффективность, организационная культура, система ценностей, качество образования, конкурентоспособность.

Традиционно усилия образовательных организаций связаны с обеспечением качественного образовательного процесса, задачей которого является не только трансляция системы знаний, умений и навыков, но и формирование личности учащегося, его человеческого капитала. На современном этапе для этого необходимо наличие целого ряда условий, одним из которых является принятие школой в качестве источника своего развития возможностей внешней среды и активное вовлечение потребителей образовательных услуг и общественности в процесс взаимодействия.

В первую очередь это связано с тем, что внешняя среда образовательной организации все чаще начинает характеризоваться такими терминами как неустойчи-

вость, неопределенность, турбулентность и т.д., создавая сложности и порождая определенную специфику как в деятельности школы, так и в системе управления ею. Отсюда возникает необходимость поиска концепции эффективного управления, позволяющей качественно обеспечивать социальный заказ общества и государства и в то же время гибко реагировать на изменения экономической, социальной, культурной технологической и политической среды.

Вопросы развития концепций и методов управления школой изучались многими отечественными исследователями, такими как Ю.А.Конаржевский, О.Е.Лебедев, А.М.Моисеев, О.М.Моисеева, Д.А. Новиков, М. М. Поташник, П. И.Третьяков, К.М.Ушаков, Т. И. Шамова

И.А. Донина

РЫНОЧНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ...

и др. [1,2,3,4,5,6,7].

Анализ работ ученых, позволяет сделать вывод, что на современном этапе, для того чтобы быть успешной, общеобразовательная организация должна не только обеспечивать высокое качество образовательных услуг и трансляцию своих лучших традиций, но также быть динамично развивающейся и конкурентоспособной структурой, обеспечивающей стабильный информационный поток и коммуникацию с потребителями своих услуг.

Понимая успех как «удачное достижение поставленной цели и признание этой удачи со стороны окружающих, т.е. её общественное одобрение» [8] , определим, что современная успешная школа - это школа, способная получить комплексный результат, соответствующий социальному заказу, получающая общественное признание успеха в решении социально значимых задач, и, одновременно, способная развивать как потенциал своих работников, так и качество школьной жизни.

В качестве механизма, обеспечивающего достижение таких сложных и комплексных задач может выступать рыночно-ориентированное управление, основанное на современных методах стратегического маркетинга и менеджмента, их взаимного влияния [9]. Взаимовлияние и интеграция стратегического менеджмента и маркетинга выражается в том, что в основе современного стратегического менеджмента лежит маркетинговый подход, т.е. маркетинг выступает одновременно и философией общеобразовательной организации и, в то же время, является процессом, ориентированным на взаимодействие с потребителем.

Как отмечает Т.П.Данько, «маркетинговое управление включают в себя: концепцию маркетинга (основанную на четырех важнейших составляющих: целевом рынке, потребительских нуждах, интегрированном маркетинге и рентабельности), концепцию просвещенного маркетинга (основан на пяти принципах: маркетинг, ориентированный на потребителя, инновационный маркетинг, маркетинг ценностных достоинств товара, маркетинг с осознанием своей миссии, социально-этичный маркетинг), концепцию маркетингового управления Ф. Котлера, концепцию стратегического маркетинга (Ламбен Ж.-Ж.)» [9].

Рассматривая понятия «маркетинговая ориентация» и «рыночная ориентация» отметим, что среди ученых нет единой точки зрения на взаимосвязь этих понятий. Одна группа авторов, считает их синонимами, в то время как другая полагает, что маркетинговая ориентация (как ориентация на потребителя) является одной из составляющих рыночной ориентации (которая предполагает еще ориентацию и на других участников рынка: конкурентов, поставщиков и т.д.). Согласно Дж. Нарверу и С. Слейтеру рыночная ориентация представляет собой совокупность трех компонентов: ориентации на потребителей, ориентации на конкурентов и межфункциональной координации. Центральным звеном концепции рыночной ориентации школы является потребитель образовательных услуг.

Ориентация на потребителей предполагает учет их нужд и потребностей при разработке новых и модификации имеющихся образовательных услуг, принятие показателя «удовлетворенность потребителя» в качестве основной характеристики качества образовательных услуг. Ориентация на конкурентов связана с постоянным мониторингом деятельности конкурентов, формированием собственных конкурентных преимуществ соответствующих стратегической позиции образовательной организации в конкурентной линейке. Межфункциональная координация выполняет системообразующую роль, и ее элементы включены в деятельность всех членов педагогического коллектива, а не только администрации школы. Ее показателями чаще всего выступают: интенсивность коммуникаций и информационного потока и наличие системы взаимодействия с потребителями.

В процессе реализации концепции рыночной ориентации коренным образом меняются ориентиры, положенные в основу деятельности современной школы. Особенно явно это заметно в контексте платных дополнительных образовательных услуг. Согласно Н.А. Пашкус, при «рыночной» ориентации:

- оказываются (производятся) только те образовательные услуги, которые пользуются или будут пользоваться спросом на рынке;

- ассортимент образовательных услуг достаточно широк и интенсивно обновляется с учетом требований клиентов, общества, научно-технического прогресса;

- цены на образовательные услуги формируются под значительным воздействием рынка, действующих на нем конкурентов, величины платежеспособного спроса;

- ведется активная коммуникационная политика и продвижение образовательных услуг, направленная на конкретные целевые группы потребителей, на потенциальных посредников образовательной деятельности;

- в руководстве образовательного учреждения стратегические решения формируются и принимаются людьми, компетентными в конъюнктуре образовательных услуг, в особенностях данного рынка;

- в организационной структуре учреждения формируется подразделение (отдел, служба, группа) маркетинга, несущее ответственность за коммерческие успехи и имидж учреждения и обладающее полномочиями контролировать и эффективно обеспечивать выполнение своих рекомендаций функциональными и другими подразделениями учреждения;

- суть маркетинга как философии рынка опирается на ориентацию образовательных услуг на запросы конечного потребителя [10].

Внедрение концепции рыночной ориентации сопровождается рядом управленческих решений, и предполагает внедрение маркетинговых функций и соответствующей структуры, обладающей полномочиями планирования и контроля, формирование рыночно ориентированной организационной культуры школы, выделение и развитие стержневых компетенций, создающих устойчивое конкурентное преимущество общеобразовательной организации.

Под организационной (внутрикорпоративной) культурой подразумевается организационная и психологическая среда, которая начинается со стиля руководства и определяет отношение каждого работающего к общим целям и проблемам [1]. Основу корпоративной культуры образовательной организации в рамках концепции рыночной ориентации составляют ценности, на основе которых вырабатываются нормы и формы поведения в организации. В нашем случае - ведущей ценностью становятся - потребности учащихся, их родителей и ценности партнеров образовательной организации.

Еще одним важным направлением реализации ры-ночно-ориентированного управления современной общеобразовательной организацией может являться формирование у организации стержневых корпоративных компетенций, которые позволят реализовать востребованное потребителями предложение образовательных услуг и долгосрочное конкурентное преимущество [1113]. «Корпоративная компетенция - это способность сотрудников организации, объединенных общей идеей ее развития, знающих ее миссию и разделяющих присущие ей ценности, обеспечивать успех ее деятельности за счет достижения синергетического эффекта» [14].

Управление ключевыми компетенциями включает в себя:

- определение существующих ключевых компетенций.

- создание программы приобретения ключевых компетенций.

- создание самих ключевых компетенций.

- развертывание ключевых компетенций.

- защита и сохранение лидерства в ключевых компе-

13

И.А. Донина

РЫНОЧНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ..

тенциях [10].

Для этого школа должна стать не только образовательной, но и «научающейся организацией», способной эффективно обеспечить непрерывное наращивание и расширение своих стержневых компетенций.

Рыночно-ориентированное управление позволит максимально сблизить образовательную организацию с потребителем ее услуг. Тем самым, сделает возможным открытость и взаимное доверие между ними, и, как следствие этого, обеспечит достижение успешности реализуемых совместных целей и задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришколь-ное управление. - М.: Педагогический поиск, 1999-224 с.

2. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами: Учебно-методическое пособие для вузов. - М.: Университетская книга, 2004. - 136 с.

3. Моисеев A.M., Моисеева О.М. Основы стратегического управления школой. - М., Центр педагогического образования, 2008 - 256 с.

4. Новиков Д.А. Теория управления образовательными системами. - М.: Народное образование, 2009. - 416 с.

5. Поташник М.М. Эксклюзивные аспекты управления школой. — М.: Педагогическое общество России, 2011. — 320 с.

6. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н.П.

Управление образовательными системами. - М., 2001.

7. Ушаков К.М. По пути осознания совместных целей. Некоторые элементы технологии управления // Директор школы. - 1993. - № 2. С. 31-35.

8. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 томах. — Санкт-Петербург, АСТ, Астрель, Харвест, 2006 г.- 976 с.

9. Данько Т.П., Китова О.В. Векторы инновационного развития концепций и методов управления маркетингом.// Маркетинг. - 2008.- № 1

10. Пашкус Н. А. Маркетинг образовательных услуг. - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. - 112 с.

11. Панченко О.В. Сущность понятия «готовность» и уровни готовности учителя к инновационно-маркетинговой деятельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 48-50.

12. Панченко О.В., Коновалова Е.Ю. Применение информационных и коммуникационных технологий в подготовке учителя к инновационно-маркетинговой деятельности // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 32-34.

13. Панченко О.В. Формирование условий готовности учителя к самообразованию и осуществлению инновационно-маркетинговой деятельности в общеобразовательной школе // Балтийский гуманитарный журнал. 2012. № 1. С. 23-24.

11. Сластёнин В. А. Педагогическое консультирование. - М.: Академия, 2006. - 320 с.

THE MARKET FOCUSED MANAGEMENT OF THE MODERN GENERAL EDUCATION ORGANIZATION AS THE FACTOR OF ITS SUCCESS

© 2013

I.A. Donina, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, head of the chair

«Technical and Natural Sciences»

St. Petersburg State University of Service and Economics (Novgorod Branch), Veliky Novgorod (Russia)

Annotation: In the conditions of the market relations, the success of the general education organizations assumes not only achievement of good results, but also their public recognition. It means forming of the system of management directed on the active interaction with environment.

Keywords: environment, marketing, management of school, success, productivity, efficiency, organizational culture, system of values, quality of education, competitiveness.

УДК 37.035.6 (02:004)

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МОДЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ

© 2013

Ю.Н. Зоря, аспирант Института проблем воспитания НАПН Украины

Черкасский областной институт последипломного образования педагогических работников,

Черкассы (Украина)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация: В статье автор освещает структуру и содержание разработанной в ходе опытно-экспериментальной работы модели использования информационно-коммуникационных технологий в патриотическом воспитании учащихся старших классов.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, модель, компоненты, информационно-коммуникационное воспитательное пространство.

Результативность патриотического воспитания учащихся старших классов в значительной степени зависит от использования воспитательных средств. Актуальность этой проблемы усиливается наличием противоречий между стремительным внедрением информационных технологий во все сферы общественной жизни в Украине и недостаточным уровнем внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательную практику, между высокой степенью заинтересованности учащейся молодежи глобальной сетью Интернет и недостаточной методической разработанности проблемы педагогического содействия интеграции учащихся к жизни в информационном обществе.

В научных исследованиях последних лет вопросы теории и практики использования современных информационных технологий разрабатываются в разных

14

аспектах: подготовка специалистов в системе высшего образования к использованию компьютерных технологий (Е. Громов, О. Кириленко, О. Коношевский, О. Кущенко, О. Муковоз, Л. Покровщук, С. Прийма, И. Шахина, Л. Шевченко, Ю. Яворык и др.), информационное обеспечение управлением учебного заведения (Л. Калинина, В. Лунячек, Г. Сухович и др.), формирование информационной культуры учащихся в процессе изучения информатики (И. Иваськив, Н. Копняк, И. Лукаш, Г. Лунева, О. Резина, Н. Толяренко и др.), использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания других учебных предметов (Т. Архипова, В. Безуглый, Т. Зайцева, К. Ковалева, В. Краснопольский, И. Лупан, А. Марченко, И. Цидыло и др.). Делаются первые попытки исследовать проблему эффективности использования новых информационных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.