УДК 332.01 332.025 АХМЕДУЕВ АБАС ШАПИЕВИЧ
д.э.н., профессор, главный научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований» ДНЦ РАН,
e-mail: [email protected]
РЫНОЧНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЛАСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННЫЕ ИМПЕРАТИВЫ
Аннотация. Цель работы. Рассматриваются исторический опыт и особенности трансформации социально-экономической системы, а также структуры органов власти в Республике Дагестан в период распада СССР и становления новой государственности Российской Федерации и ее регионов. Метод или методология проведения работы. Проведен сравнительный статистический анализ состояния экономики и уровня жизни населения. Результаты. После распада СССР процесс рыночной трансформации социально-экономической системы и демократизации политической структуры Республики Дагестан имел свои особенности, обусловленные масштабным отставанием экономики и низким уровнем жизни населения, многонациональной структурой социума, активными акциями национальных движений с сепаратистскими лозунгами и т. д. В сложившихся условиях в республике был создан не имеющий аналога в стране коллективный исполнительный орган в статусе Государственного совета РД, в состав которого входили по одному представителю от 14 титульных национальностей республики. Государственный совет и другие органы власти с поддержкой федеральных органов власти предприняли меры по преодолению глубокого социально-экономического кризиса и повышению уровня жизни населения. Область применения результатов. Позитивный опыт рыночной трансформации экономики и системы управления, преодоления депрессивного состояния и достижения позитивной динамики в социально-экономической сфере может быть использован в современных условиях Дагестана. Выводы. В сложных условиях трансформации экономической и общественно-политической системы, глубокого экономического кризиса и резкого снижения уровня жизни населения, бла годаря деятельности Государственного совета и других органов власти, удалось консолидировать общество, сохранить единство и целостность Республики Дагестан. Вместе с тем с 2000 года начался этап стабилизации, восстановления основных отраслей и роста экономики в целом. Позитивный опыт системы управления с активным привлечением представителей основных национальностей для многонационального Дагестана имеет непреходящее значение и всегда будет востребован в сложные периоды жизнедеятельности дагестанского общества. Этот опыт заслуживает глубокого научного осмысления и практического использования на современном этапе.
Ключевые слова: трансформация, демократизация системы власти, экономический кризис, уровень жизни, программные методы, стабилизация, рост экономики.
AKHMEDUEV ABAS SHAPIEVICH
doctor of Economics, Professor, chief researcher "Institute of social and economic research" DNC RAS,
e-mail: [email protected]
MARKET TRANSFORMATION OF THE ECONOMY AND DEMOCRATIZATION POWER SYSTEMS IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN: HISTORICAL EXPERIENCE AND MODERN IMPERATIVES
Abstract. Purpose of work. The article deals with the historical experience and features of the transformation of the socio-economic system, as well as the structure of the authorities in the Republic of Dagestan during the collapse of the USSR and the formation of the new statehood of
the Russian Federation and its regions. Method or methodology of the work. A comparative statistical analysis of the economy and the standard of living of the population. Results. After the collapse of the USSR, the process of market transformation of the socio-economic system and democratization of the political structure of the Republic of Dagestan had its own characteristics, due to the large-scale lag of the economy and the low standard of living of the population, the multinational structure of society, active actions of national movements with separatist slogans, etc.In the current conditions, the Republic created a collective Executive body with the status of the state Council of the RD, which included one representative from 14 titular nationalities of the Republic. The state Council and other authorities, with the support of the Federal authorities, have taken measures to overcome the deep socio-economic crisis and improve the living standards of the population. Scope of results. The positive experience of market transformation of the economy and management system, overcoming depression and achieving positive dynamics in the socio-economic sphere can be used in the modern conditions of Dagestan. Summary. In the difficult conditions of transformation of the economic and socio-political system, the deep economic crisis and a sharp decline in the standard of living of the population, due to the activities of the State Council and other authorities, it was possible to consolidate society, preserve the unity and integrity of the Republic of Dagestan. At the same time, since 2000, the stage of stabilization, recovery of the main industries and growth of the economy as a whole has begun. The positive experience of the management system with the active involvement of representatives of the main nationalities for multinational Dagestan is of lasting importance and will always be in demand in difficult periods of life of Dagestan society. This experience deserves deep scientific understanding and practical use at the present stage.
Keywords: transformation, democratization of the power system, economic crisis, standard of living, program methods, stabilization, economic growth.
Трансформация общественной системы и становление государственности Республики Дагестан
После распада СССР в 1990-е годы в России и ее регионах начался процесс фундаментального преобразования общественно-политической, социально-экономической и идеологической систем [2, 5, 18]. В сложнейших условиях неизвестности и неуверенности протекал процесс становления государственности России и ее регионов. После объявления 22 июня 1990 года «Декларации о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» начался «Парад суверенитетов» автономных республик. Так как «Декларация» допускала существенное расширение прав и самостоятельности автономных образований и территориальных единиц, практически все автономные республики России объявили о государственном суверенитете. Однако Республика Дагестан в данном случае стал исключением, не приняла Декларации о государственном суверенитете, а объявила, что становится равноправным участником Договора о Союзе суверенных республик и Союзного договора.
Дальнейшее формирование демократической системы и укрепление государственности Республики Дагестан происходило в результате тщательной подготовки и проведения конституционной реформы, образования демократической системы законодательной и исполнительной власти. Принятая в 1994 году Конституция Республики Дагестан определила политический режим, включающий все атрибуты и институты политической демократии: гарантию прав и свобод граждан, политический и идеологический плюрализм, разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, выборность органов власти и др.
Исключительно сложным и трудным был процесс административной реформы и формирования системы исполнительных органов власти в Российской Федерации и ее регионах [7, 11, 16]. В условиях полной деградации бывших советских органов власти, глубокого экономического и политического кризиса, обнищания и массового недовольства населения, правового беспредела и разгула преступности формирование авторитетного и эффективного исполнительного органа власти имело ключевое значение для стабилизации общественно-политического положения и сохранения целостности Республики Дагестан как субъекта Российской Федерации [6, 17]. В итоге активной дискуссии и двух общереспубликанских рефе-
рендумов были отвергнуты варианты установления в республике президентского режима или учреждения института главы государства в статусе председателя Республики Дагестан.
В создавшихся общественно-политических условиях, когда угрожающих масштабов достигали сепаратистские акции национальных движений, было крайне важно формирование органов исполнительной власти с учетом национальных особенностей и многонационального состава республики [1, 3, 4, 11, 20]. При этом следовало учесть, что Народное собрание Республики Дагестан не имеет палаты национальностей, члены которой могли представлять интересы каждого народа республики в структурах высших органов власти [10]. В результате обширной дискуссии и широкого обсуждения в республике был выбран смешанный президентско-парламентский тип политической системы и образован новый орган - Государственный совет Республики Дагестан, не имеющий аналогов в других регионах России.
Государственный совет Республики Дагестан состоял из 14 человек и формировался Конституционным собранием Республики Дагестан. В его состав входило не более одного представителя одной и той же национальности. В создавшихся в то время общественно-политических условиях Государственный совет имел очевидные преимущества как коллегиальный глава республики, способный обеспечить трансформацию советской системы в политическую демократию и как важнейший элемент вовлечения во властную структуру представителей основных этносов Дагестана. Государственный совет органически сочетал в себе одновременно функции главы республики и органа, возглавляющего исполнительную власть и обеспечивающего взаимодействие всех органов государственной власти Республики Дагестан.
Законом РД от 16 августа 1994 года «О Государственном совета Республики Дагестан» было установлено, что одной из центральных функций Государственного совета является определение совместно с Народным собранием основных направлений внутренней и внешней политики Республики Дагестан. Государственный совет столкнулся с чрезвычайно сложной ситуацией, когда уже не функционировала социалистическая система централизованного планового управления, а рыночная система регулирования вовсе не сложилась. Одномоментный слом всей системы государственного планирования и управления, обвальная либерализация рынка и неконтролируемый рост цен, шоковая приватизация и разворовывание государственной собственности, разрыв кооперативных связей и всеобщая неплатежеспособность, товарный голод и т. д. привели к глубокому кризису, полной деградации экономики и социальной сферы, обнищанию населения [7, 15, 21].
Именно глубокий социально-экономический кризис стал реальной угрозой единству и целостности Республики Дагестан, отсюда и первым серьезным вызовом и испытанием дееспособности Государственного совета и всей системы власти Республики Дагестан.
Глубокий экономический кризис и обнищание населения - угроза единству и общественно-политической стабильности Дагестана
В результате Республика Дагестан начала переход к рыночным отношениям в крайне тяжелых условиях. Перед началом всеобщей системной трансформации отставание Дагестана от средних показателей РСФСР составляло по душевому производству валового общественного продукта в 2,7 раза, национального дохода - в 2,5 раза, объема промышленной продукции - в 3,5 раза. В таких условиях крайнего неравенства уровня развития начался всеобщий кризис экономики и социальной сферы Республики Дагестан.
С 1991 по 1998 год по объективным причинам в Дагестане, как и во всей России, произошло падение производства в основных отраслях экономики. Охвативший страну системный кризис в республике был интенсивнее, чем в России в целом. Это было обусловлено многими объективными и субъективными причинами. Социально-экономический кризис усугублялся в связи с событиями в Чеченской Республике и транспортной блокадой Дагестана.
За 10 лет (1991-2000 годы) численность населения Дагестана увеличилась на 32,6 % и достигла 2486,0 тыс. человек, а число рабочих мест сокращалось. Уровень безработицы все эти годы достигал 25-30 %, а число безработных в 2000 году составляло 255,1 тыс. человек. Объем промышленной продукции в 2000 году по сравнению с 1990 годом снизился на 83,1 %. В 1998 году по сравнению с 1990-м снизился объем производства электроэнергии на 56,1 %, добычи нефти - на 76,7 %, добычи газа - на 19,6 %, выпуск консервов - в 2,3 раза.
Благодаря активному вовлечению в производство сельхозпродукции личных подсобных и фермерских хозяйств, сельское хозяйство от системного экономического кризиса пострадало меньше, чем промышленность. Общий объем продукции сельского хозяйства за 1991— 2000 годы снизился на 17,0 %. Но при этом сильно пострадали ключевые для республики отрасли. В 2000 году по сравнению с 1990-м валовой сбор зерна упал в 2,1 раза, плодов - в 2,8 раза, винограда - в 4,5 раза, а поголовье крупного рогатого скота снизилось на 12,0 %, овец и коз - на 48,0 %.
Проведенный выше анализ состояния и динамики в основных сферах экономики показывает, что процесс трансформации социально-экономической системы, реструктуризации и формирования новой рыночной экономики неолиберальной модели в Республике Дагестан проходил в исключительно сложных условиях, а все основные отрасли народного хозяйства находились в глубокой депрессии. Объективными причинами глубокой депрессии экономики в целом, падения темпов, неритмичности и низкой эффективности производства, продолжающегося спада в основных секторах народнохозяйственного комплекса были нехватка финансовых средств и материально-технических ресурсов, значительный моральный и физический износ основных производственных фондов предприятий, неразвитость инфраструктуры и сферы торгово-посреднических услуг, неконкурентоспособность производимой продукции промышленных и сельскохозяйственных предприятий, неплатежеспособность поставщиков и потребителей и т. д.
Меры федеральных органов власти по общественно-политической стабилизации и социально-экономическому развитию Республики Дагестан
Начиная с 2000 года в республике наметился процесс стабилизации и накопления ресурсов для восстановления и постепенного развития разрушенной в 1990-е годы экономики и социальной сферы. Государственным советом Республики Дагестан и другими органами власти предпринимались энергичные и масштабные меры по реорганизации основных отраслей и сфер экономики, поддержке предприятий и предпринимательских структур в ключевых отраслях производства и социальной сферы.
Учитывая чрезвычайно сложную ситуацию, возросшую ответственность за общественно-политическую стабильность и уровень жизни населения, наряду с мобилизацией внутрирес-публиканских ресурсов, органы власти республики ставили вопросы перед федеральными органами и инициировали принятие на федеральном уровне мер по поддержке и решению острейших проблем социально-экономического развития Республики Дагестан.
Учитывая сложное общественно-политическое и социально-экономическое положение Дагестана, а также его исключительную роль как южного форпоста консолидации и укрепления российской государственности, федеральные органы власти и лично Президент Российской Федерации поддерживали исходившие из республики инициативы и оказывали помощь в стабилизации и развитии отраслей и сфер жизнедеятельности Республики Дагестан. Для решения острейших проблем социально-экономического развития Республики Дагестан принимались решения на самом высоком уровне федеральных органов власти.
Так, в целях стабилизации экономического и социального положения республики в условиях проведения экономических реформ Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 1992 года № 555 «О мерах по государственной поддержки социально-экономического развития Республики Дагестан» было принято решение об оказании государственной поддержки Республике Дагестан в развитии отраслей народного хозяйства, функционирующих на базе собственных сырьевых и энергетических ресурсов: переработке кожевенного сырья, шерсти и пошиве готовых изделий из них; возрождения и развития народных художественных промыслов; переработки и хранении продукции сельского хозяйства; виноделия и коньячного производства; добычи и переработки рыбы и рыбопродукции; производства строительных материалов, стекла и стеклотары; развития базы отдыха и туризма.
Вскоре после названного Указа Президента Российской Федерации в целях реализации его положений, а также осуществления в условиях перехода к рыночным отношениям структурной перестройки экономики, направленной на ликвидацию дотационности республиканского бюджета Республики Дагестан, реформирование промышленности с ориентацией на местные
сырьевые ресурсы, успешное проведение земельной реформы, а также учитывая положение республики как приграничной территории России, Правительство Российской Федерации приняло постановление «О дополнительных мерах по социально-экономическому развитию Республики Дагестан от 15 июля 1993 года № 681. Постановление предусматривало обширные меры по укреплению правоохранительной системы и обеспечению безопасности, развитию топливно-энергетического комплекса и развертыванию строительства Ирганайской, Агвалин-ской, Гоцатлинской, Гунибской и других малых ГЭС, реконструкции аэропорта г. Махачкалы и Махачкалинского морского торгового порта, строительству и реконструкции автомобильных дорог и т. д.
Особое внимание в постановлении Правительства Российской Федерации уделялось конкретным направлениям и мерам по поддержке развития сельского хозяйства, в частности экономической поддержке традиционного овцеводства, обеспечению наращивания объемов производства зерновых, устойчивого роста производства винограда и винодельческой продукции, развития и технического перевооружения отраслей пищевой промышленности и т. д.
После названного Указа Президента и принятия постановления Правительства Российской Федерации в Республике Дагестан была начата активная работа по реализации предусмотренных в них мер, развертыванию масштабных работ по строительству и модернизации конкретных объектов, стабилизации и развитию отраслей экономики и социальной сферы. Однако по-настоящему развернуть работу и выполнить намеченное не удалось. Вскоре в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 1997 года № 419 постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 1993 года № 681 утратило силу.
Программные методы преодоления депрессии, возрожцения основных отраслей народного хозяйства и социально-экономической стабилизации
Однако это не означало ослабление внимания и помощи Республике Дагестан со стороны федеральных органов власти. Вскоре Правительством Российской Федерации было принято постановление от 10 сентября 1997 года № 1151 «О неотложных мерах по стабилизации и развитию экономики Республики Дагестан». Основное достоинство последнего постановления состояло в том, что правительству Республики Дагестан было поручено до конца 1997 года разработать Федеральную целевую программу стабилизации социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2001 года, имея в виду максимальное достижение бюджетного самофинансирования, более полное использование имеющихся производственных мощностей с целью увеличения рабочих мест. Органами власти республики такая программа была разработана в кратчайшие сроки и представлена на утверждение в Правительство Российской Федерации.
Программа на период до 2001 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 года № 931 «О федеральной целевой программе социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2001 года» была утверждена как федеральная целевая программа. По Программе за 1999-2001 годы намечалось вложить в экономику республики из различных источников 11,4 млрд руб., реализовать 320 инвестиционных проектов, создать свыше 52,0 тыс. новых рабочих мест, снизить к 2003 году дотационность республиканского бюджета до 8,5 %.
Значение опыта разработки и реализации программы до 2001 года состояло в том, что с этого начался период программной организации всей деятельности по стабилизации и развитию экономики Республики Дагестан. С учетом опыта разработки и реализации программы до 2001 года программный подход был принят на вооружение для дальнейшей стабилизации и развития экономики Республики Дагестан. В Республике Дагестан была разработана и принята целевая Программа экономического и социального развития Республики Дагестан на период до 2010 года (программа до 2010 года).
Программа до 2010 года ставила перед органами власти и дагестанским обществом весьма амбициозные цели - увеличение к 2010 году по сравнению с 2003 годом валового регионального продукта в 2,6 раза, реальных доходов граждан в 2,3 раза, снижение уровня безработицы до 14,0 %, бедности населения - до 21,0 %. Реализация принятых программных мероприятий и достижение намеченных в ней показателей представляли собой важный рубеж вывода рес-
публики из хронического состояния депрессии. Программа была ориентирована не только на среднесрочные цели и задачи до 2010 года, но и на создание фундамента долгосрочного устойчивого социально-экономического развития Республики Дагестан.
Одной из острейших проблем, требующих принятия неотложных масштабных и эффективных мер, было резкое отставание экономического и социального развития горных территорий Республики Дагестан. Учитывая социально-политическую ситуацию в регионе, острую необходимость интенсивного развития экономики и выравнивания уровня жизни населения горных районов, органы власти республики обосновали целесообразность разработки и реализации целевых программных мероприятий по социально-экономическому развитию горных районов Республики Дагестан. Такая инициатива была поддержана на федеральном уровне, и Правительство РФ постановлением от 27 августа 1992 года № 637 «О социально-экономическом развитии горных районов Республики Дагестан в 1992-1995 годах» приняло программу по экономическому и социальному развитию горных территорий республики.
Постановлением Правительства РФ была предусмотрена реализация обширной программы строительства объектов производственного и непроизводственного назначения в горных районах республики. Для оказания практической помощи в возрождении горных сел было предусмотрено выделение в 1992-1995 годах 618 млн руб. капитальных вложений (в ценах
1991 года) за счет всех источников финансирования на строительство объектов производственного и социального назначения. Постановлением Правительства РФ был установлен обширный перечень объектов производственного и непроизводственного назначения, на строительство которых предусматривалось выделение средств на 1993-й и последующие годы.
Однако из-за недостатка финансирования и в целом ресурсного обеспечения не все намеченное в постановлении Правительства РФ удалось реализовать, и социально-экономическое отставание горной зоны остается одной из острых проблем пространственного развития Республики Дагестан.
Резкое снижение оборонных заказов в 1990-е годы в условиях преобладания в промышленности, и особенно в машиностроении, предприятий, специализирующихся на выпуске оборонной продукции, конверсия оборонных предприятий для Дагестана стала острейшей экономической и социальной проблемой. Указом Президента Российской Федерации от 5 июня
1992 года № 555 было поручено провести работу по определению мощностей предприятий, расположенных на территории Дагестана, освобождаемых от оборонных заказов, и в июне 1992 года представить Правительству Российской Федерации конкретные предложения по программе конверсии. В связи с этим органами власти республики была инициирована и федеральными органами поддержана Программа конверсии оборонных предприятий Республики Дагестан на 1993-1995 годы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1993 года № 681 «О дополнительных мерах по социально-экономическому развитию Республики Дагестан» федеральным органам власти было поручено предусмотреть выделение целевых льготных кредитов на реализацию конверсионных программ оборонных предприятий Республики Дагестан, в том числе в первоочередном порядке для организации выпуска малогабаритной сельскохозяйственной техники и телевизоров пятого поколения. Основной целью программы было перепрофилирование и модернизация мощностей оборонных предприятий для организации разработки и серийного производства высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции гражданского назначения, товаров народного потребления в первую очередь.
Особую остроту реализация программы конверсии имела для структурной перестройки всей экономики, сохранения производственных мощностей оборонных предприятий, трудоустройства высвобождающихся работников. Общий объем производства продукции гражданского назначения на оборонных предприятиях по программе предусматривалось довести до 300 млрд рублей, и при этом создать дополнительно 12 тыс. рабочих мест.
Однако, несмотря на исключительную актуальность, реализовать в полной мере программу конверсии оборонных предприятий Республики Дагестан не удалось из-за недостатка финансовых ресурсов. Например, по программе на 1993 годы были предусмотрены конверсионные кредиты в размере 15,6 млрд рублей, а фактически были выделены всего 3,5 млрд рублей (4,5 раза меньше).
Стабильный рост экономики и повышение уровня жизни населения - императивы и результат трансформации социально-экономической системы
В создавшихся условиях глубокого кризиса основных отраслей и сфер экономики республики было крайне важно консолидировать и эффективно использовать все внутренние ресурсы, развивать рыночные механизмы конкуренции и стимулирования, совершенствовать систему государственного регулирования, активнее использовать географическое положение и экспортный потенциал [12, 13, 18]. Вместе с тем, наряду с текущими проблемами преодоления депрессии и обеспечения роста экономики, республике необходимо было сосредоточить внимание на инновационной модернизации основных отраслей хозяйственного комплекса с ориентацией на долговременное устойчивое развитие и повышение уровня жизни населения [9,
14].
Реализация рассмотренных выше программ и иных организационных мероприятий, повседневная целенаправленная работа Государственного совета, правительства и Народного собрания Республики Дагестан, местных органов власти, предпринимательского сообщества и всего населения позволили стабилизировать социально-экономическое положение, преодолеть депрессивное состояние и начиная с 2000 года обеспечить позитивную динамику основных показателей развития экономики и уровня жизни населения.
О позитивной тенденции наглядно свидетельствует динамика удельного веса Республики Дагестан в общероссийских основных экономических показателях (см. табл. 1). Удельный вес Республики Дагестан в общем объеме ВРП субъектов Российской Федерации вырос с 0,3 % в 1995 году до 0,8 % в 2010 году. Такая динамика наблюдается и по другим показателям, кроме удельного веса промышленности. Значение Дагестана в общероссийских показателях в 2010 году по сравнению с 1990-м выросло по объему продукции сельского хозяйства с 1,2 % до 1,9 %, обороту розничной торговли - с 0,7 % до 1,9 % и по инвестициям в основной капитал - с 0,6 до 1,3 %.
Таблица 1
Удельный вес Республики Дагестан в экономических показателях Российской Федерации, %
1990 1995 2000 2005 2010
Валовой региональный продукт 0,3 0,3 0,5 0,8
Продукция промышленности 0,4 0,1 0,1 0,1 0,04
Продукция сельского хозяйства 1,2 0,7 1,0 1,7 1,9
Оборот розничной торговли 0,7 0,3 0,4 1,3 1,9
Инвестиции в основной капитал 0,6 0,7 0,3 0,7 1,3
Источник: Регионы России: Информ-Стат. сб. в 2 т. Т. 1 /Госкомстат России. - М. 1997. - С. 366-367. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2001: Стат. сб. / Росстат. - М. 2001. - С. 26-27. То же: 2006. - С. 32-33. То же: 2011. - С. 28-29.
Статистические данные свидетельствуют о стабилизации положения и преодолении депрессии, устойчивой тенденции наращивания темпов роста по основным макроэкономическим показателям (см. табл. 2). Индекс физического объема валового регионального продукта говорит о начале восстановления и постепенного развития всего хозяйственного комплекса Республики Дагестан. Особое значение для республики имело постепенное восстановление и увеличение объемов производства промышленной продукции. Это было крайне важно для выживания оборонных предприятий республики в условиях, как отмечалось выше, не совсем успешной реализации программы конверсии. Следует также отметить, что сельское хозяйство в целом, как и растениеводство и животноводство в отдельности, устойчиво развивалось, хотя и невысокими темпами.
Ахмедуев А.Ш.
Таблица 2
Динамика основных показателей развития экономики Республики Дагестан, в % к предыдущему году.
1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Валовой региональный продукт 115,0 119,0 111,1 113,9 115,9 108,8
Промышленное производство 86,1 100,9 102,9 108,8 94,7 115,1 136,3
Производство продукции сельского хозяйства 98,0 108,0 119,0 107,2 112,9 109,1 109,0
Розничный товарооборот 84,3 117,5 109,5 126,5 149,0 131,6 144,0
Платные услуги населению 31,1 141,6 118,3 109,5 119,1 148,7 135,4
Инвестиции в основной капитал 85,0 137,6 132,5 83,9 118,6 126,7 126,7
Источник: Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. - 2002: Стат. сб. / Росстат. -М., 2002. - С. 216. То же: 2006. - С. 244-246.
Традиционно высокими темпами развивались и вносили весомый вклад в общие экономические показатели республики розничный товарооборот и платные услуги населению. Развитие этих сфер деятельности в сложившихся сложных условиях функционирования отраслей реальной экономики и сокращения рабочих мест для республики имело важное значение. Следует также отметить, что при низкой инвестиционной привлекательности, ограниченности финансово-кредитных источников инвестиции в основной капитал увеличивались высокими темпами (за исключением 2002 года). Этому, бесспорно, способствовала реальная поддержка федерального центра по финансированию и кредитованию реализации программ и мероприятий по социально-экономическому развитию Республики Дагестан.
Таблица 3
Основные показатели уровня жизни населения Республики Дагестан
1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Реальные денежные доходы населения, в % к предыдущему году 71,5 126,7 115,9 119,5 125,4 144,0 128,6
Удельный вес численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения, % 72,5 72,6 69,0 59,7 47,3 30,1 22,1
Уровень безработицы, % 25,4 26,5 29,3 24,1 20,6 27,2 22,3
Источник: Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2006: Стат. сб. /Росстат. - М., 2006. - С. 243.
Особое значение органы власти республики придавали преодолению тенденции снижения уровня жизни населения в 1990-е годы рыночной трансформации. Поддержка федерального центра и усилия региональных органов власти позволили в 2000-2005 годы заметно повысить реальные доходы населения (см. табл. 3). Удельный вес населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума снижался ежегодно и сократился в 2005 году почти в 3,3 раза по сравнению с 1995 годом. В условиях высоких темпов роста численности трудоспособного населения для Дагестана существенное значение имела также позитивная динамика показателя занятости населения.
Заключение. В результате сложившейся позитивной тенденции во всех основных отраслях экономики и социальной сферы была заложена основа для выхода из депрессивного состояния, дальнейшего устойчивого социально-экономического развития и повышения уровня жизни населения Республики Дагестан. Из проведенного выше анализа можно сделать вывод, что Государственный совет и другие органы власти республики оправдали надежды дагестанского социума, выполнили историческую миссию объединения и укрепления единства народов Дагестана, сохранения общественно-политической стабильности, достижения позитивной дина-
мики в социально-экономическом развитии.
В соответствии с Конституцией Республики Дагестан постановлением Народного собрания РД от 20 февраля 2006 года полномочия Государственного совета Республики Дагестан были прекращены. Но позитивный опыт системы управления с активным вовлечением представителей основных национальностей для многонационального Дагестана имеет непреходящее значение и всегда будет востребован в сложные периоды жизнедеятельности дагестанского общества. Поэтому этот опыт, на наш взгляд, заслуживает не только глубокого научного осмысления, но и практического использования на современном этапе.
Литература
1. Амбурцев Р. А., Хрущев С. А. Этнополитические проблемы современного Дагестана // Наука. Инновации. Технологии. - 2017. - № 4. - С. 63-78.
2. Ахмедуев А. Ш., Сагидов Ю. Н., Цапиева О. К. Проблемы экономических трансформаций в Дагестане. Коллективная монография. Махачкала: Издательство «Юпитер», 2003. - 236 с.
3. Багомедов М. А., Гаджиев А. Г. Дагестанская модель развития экономики с учетом этнических особенностей //Вопросы структуризации экономики. - 2001. - № 6. - С. 5-13.
4. Багомедов М. А., Мусаева А. З. К вопросу об экономической природе сепаратизма на Северном Кавказе //Вопросы структуризации экономики. - 2001. - № 7. - С. 5-10.
5. Баранов Э. Ф., Бессонов В. А. Взгляд на российскую экономическую трансформацию // Вопросы экономики. - 2018. - № 11. - С. 142-158.
6. Бельский К. С. О функциях исполнительной власти. Государство и право. Издательство «ИНФРА-М». - 2007. - 160 с.
7. Борщевский Г. А. Реформирование государственной службы в России: промежуточные итоги и перспективы //Вопросы государственного и муниципального управления. - 2014. - № 2. - С. 65-83.
8. Зубаревич Н. В. Региональная проекция нового российского кризиса // Вопросы экономики. - 2015. -№ 4. - С. 37-52.
9. Кондратьева М. Н., Рогова Т. Н. О необходимости инновационного развития региона в посткризисных условиях /Региональная экономика: теория и практика. - 2017. - № 7. - С. 1212-1222.
10. Ланда К. Г. Место и роль Государственного совета в формировании властной системы Республики Дагестан //Власть. - 2016. - Т. 24. - № 1. - С. 63-67.
11. Нарышкин С. Е., Хабриева Т. Я. Административная реформа в субъектах Российской Федерации // Журнал Российского права. - 2006. - № 10. - С. 3-14.
12. Радионова С. П. Выбор механизмов управления развитием региональной экономики в условиях социально-экономической нестабильности и финансовых ограничений // Региональная экономика: теория и практика. - 2017. - № 6. - С. 1034-1054.
13. Сагидов Ю. Н. Географическое положение как базисное условие развития экономики Республики Дагестан /Региональные проблемы преобразования экономики. - 2007. - № 1. - С. 11-18.
14. Сагидов Ю. Н. О реализации долговременных намерений в развитии Республики Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2007. - № 3. - С. 26-34.
15. Садыков Р. М. Проблемы бедности и благосостояние населения в условиях нестабильности социально-экономических систем // Региональная экономика: теория и практика. - 2017. - № 7(442). - С. 1299-1310.
16. Тихомиров Ю. А. Правовые аспекты административной реформы // Законодательство и экономика. - 2004. - № 4. - С. 29-33.
17. Труженикова Л. А. Республика Дагестан в конце ХХ - начале XXI веков: Эволюция высшей государственной власти / Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. -2018. - № 4. - С. 74-78.
18. Цапиева О. К. Теоретические аспекты концепции экономического роста Республики Дагестан // Известия Дагестанского научного центра РАН. - 2000. - № 7. - С. 57-69.
19. Цапиева О. К. Трансформация экономических отношений в Дагестане в 90-х годах ХХ века // Вестник Института истории, археологии и этнографии. - 2012. - № 3(31). - С. 39-47.
20. Эмирова М. Н., Умалатова Т. Х. Роль национальных движений в политических процессах Дагестана в 90-х гг. ХХ в. // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. - 2011. - № 4(17). - С. 35-40.
21. Ясин Е. Г. Развитие постсоветской экономики: из прошлого в будущее // Вопросы экономики. -2017. - № 6. - С. 5-21.
References:
1. Amburcev R. A., Hrushchev S. A. Etnopoliticheskieproblemy so-vremennogo Dagestana //Nauka. Innovacii. Tekhnologii. - 2017. - № 4. - S. 63-78.
2. Ahmeduev A. SH., Sagidov YU. N., Capieva O. K. Problemy ekonomicheskih transformacij v Dagestane. Kollektivnaya monografiya. Mahachkala: Izdatel'stvo «YUpiter», 2003. - 236 s.
3. Bagomedov M. A., Gadzhiev A. G. Dagestanskaya model' razvitiya ekonomiki s uchetom etnicheskih osoben-nostej // Voprosy strukturizacii ekonomiki. - 2001. - № 6. - S. 5-13.
4. Bagomedov M. A., Musaeva A. Z. K voprosu ob ekonomicheskoj prirode separatizma na Severnom Kavkaze // Voprosy strukturizacii ekonomiki. - 2001. - № 7. - S. 5-10.
5. Baranov E. F., Bessonov V. A. Vzglyad na rossijskuyu ekonomicheskuyu transformaciyu // Voprosy
ekonomiki. - 2018. - № 11. - S. 142-158.
6. Bel'skij K. S. O funkciyah ispolnitel'noj vlasti. Gosudarstvo i pravo. Izdatel'stvo «INFRA-M». - 2007. - 160 s.
7. Borshchevskij G. A. Reformirovanie gosudarstvennoj sluzhby v Rossii: promezhutochnye itogi i perspek-tivy // Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. - 2014. - № 2. - S. 65-83.
8. Zubarevich N. V. Regional'naya proekciya novogo rossijskogo krizisa // Voprosy ekonomiki. - 2015. - № 4.
- S. 37-52.
9. Kondrat'eva M. N., Rogova T. N. O neobhodimosti innovacion-nogo razvitiya regiona v postkrizisnyh uslovi-yah /Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. - 2017. - № 7. - S. 1212-1222.
10. Landa K. G. Mesto i rol' Gosudarstvennogo soveta v formirovanii vlastnoj sistemy Respubliki Dagestan // Vlast'. - 2016. - T. 24. - № 1. - S. 63-67.
11. Naryshkin S. E., Habrieva T. YA. Administrativnaya reforma v subektah Rossijskoj Federacii // ZHurnal Rossijskogo prava. - 2006. - № 10. - S. 3-14.
12. Radionova S. P. Vybor mekhanizmov upravleniya razvitiem regional'noj ekonomiki v usloviyah social'no-ekonomicheskoj ne-stabil'nosti i finansovyh ogranichenij // Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. -2017. - № 6. - S. 1034-1054.
13. Sagidov YU. N. Geograficheskoe polozhenie kak bazisnoe uslovie razvitiya ekonomiki Respubliki Dagestan /Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. - 2007. - № 1. - S. 11-18.
14. Sagidov YU. N. O realizacii dolgovremennyh namerenij v razvitii Respubliki Dagestan // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. - 2007. - № 3. - S. 26-34.
15. Sadykov R. M. Problemy bednosti i blagosostoyanie naseleniya v usloviyah nestabil'nosti social'no-ekonomicheskih sistem //Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. - 2017. - № 7(442). - S. 1299-1310.
16. Tihomirov YU. A. Pravovye aspekty administrativnoj reformy //Zakonodatel'stvo i ekonomika. - 2004. - № 4. - S. 29-33.
17. Truzhenikova L. A. Respublika Dagestan v konce HKH - nachale HKHI vekov: Evolyuciya vysshej gosudarstvennoj vlasti / Vestnik Pomorskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. - 2018. - № 4.
- S. 74-78.
18. Capieva O. K. Teoreticheskie aspekty koncepcii ekonomicheskogo rosta Respubliki Dagestan // Izvestiya Dagestanskogo nauchnogo centra RAN. - 2000. - № 7. - S. 57-69.
19. Capieva O. K. Transformaciya ekonomicheskih otnoshenij v Dagestane v 90-h godah HKH veka // Vestnik Instituta istorii, arheologii i etnografii. - 2012. - № 3(31). - S. 39-47.
20. Emirova M. N., Umalatova T. H. Rol' nacional'nyh dvizhenij v politicheskih processah Dagestana v 90-h gg. HKH v. // Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Obshchestvennye i gumanitarnye nauki. - 2011. - № 4(17). - S. 35-40.
21. YAsin E. G. Razvitie postsovetskoj ekonomiki: iz proshlogo v budushchee // Voprosy ekonomiki. - 2017. -№ 6. - S. 5-21.