Научная статья на тему 'Рынки овощной продукции России и Германии: общее и особенное'

Рынки овощной продукции России и Германии: общее и особенное Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
117
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ОВОЩНОЙ ПРОДУКЦИИ / ЕМКОСТЬ РЫНКА / АССОРТИМЕНТ ПРОДУКЦИИ / ПРОИЗВОДСТВО ОВОЩНОЙ ПРОДУКЦИИ / КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ / УРОЖАЙНОСТЬ ОВОЩЕЙ / МАРКЕТИНГ / MARKET OF VEGETABLE PRODUCTION / MARKET CAPACITY / ASSORTMENT OF PRODUCTION / QUALITY OF PRODUCTS / YIELD OF VEGETABLES / MARKETING

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Котлярова Т. В.

В статье проанализированы рынки овощной продукции Российской Федерации и Германии. Проведено сравнение посевных площадей, валовых сборов, емкости рынков, урожайности и ассортимента овощей в обеих странах. Рассмотрены приоритетные направления развития овощеводства в современных экономических условиях в нашей стране

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RUSSIAN AND GERMAN VEGETABLE MARKETS: GENERAL AND SPECIAL

The Russian and German vegetable markets are analyzed in this article. Sown areas, gross yield, markets capacity, yield and assortment of vegetables in both countries are compared. Priority directions of vegetable growing development under present economic conditions in our country are considered

Текст научной работы на тему «Рынки овощной продукции России и Германии: общее и особенное»

ктеристик рентабельности, он отражает величину прибыли на единицу стоимости капитала (всех финансовых ресурсов организации независимо от источников их финансирования). Исследования показали, что наивысшего своего значения, соответствующего 7 %, рентабельность активов достигла в 2007 г. Самый же низкий уровень рентабельности совокупных активов в сельскохозяйственных организациях Пензенской области за анализируемый период был отмечен в 1998 г., когда он составлял 4 %.

Таким образом, результаты проведенного анализа свидетельствуют, что наряду с внешними факторами (инфляция, нарушение паритетности межотраслевого обмена, платежеспособный спрос и уровень доходов потребителей и другие экономические условия хозяйствования) большое влияние на изменение уровня эффективности производства оказывают и внутренние факторы. В связи с этим наибольшие усилия должны быть направлены на использование именно внутренних возможностей роста производства (оптимизация структуры активов, обоснование размеров запасов производственными потребностя-

ми, грамотное сочетание собственных и привлеченных источников формирования имущества в целом и оборотных активов в частности (особенно материальных производственных запасов), применение прогрессивных технологий производства сельскохозяйственной продукции, способствующих минимизации издержек производства и увеличению прибыли, а следовательно, повышению окупаемости используемых ресурсов. При этом заметим, что эффективное сельскохозяйственное производство, в т. ч. и управление издержками, возможно только при условии устойчивого финансового состояния хозяйствующего субъекта.

Литература

1. Агропромышленный комплекс Пензенской области: Статистический сборник. - Пенза, 2009. - 300 с.

2. Воспроизводство в аграрной экономике: вопросы теории, государственного регулирования и эффективности производства / Под науч. ред. акад. РАСХН И. Г. Уша-чева и зав. отделом Н. А. Борхунова. - М.: ГНУ ВНИИЭСХ, 2009. - 324 с.

УДК 338.433

РЫНКИ ОВОЩНОЙ ПРОДУКЦИИ РОССИИ И ГЕРМАНИИ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

Т. В. Котлярова, соискатель ФГОУ ВПО «Пензенская ГСХА», т. (8412) 628158

В статье проанализированы рынки овощной продукции Российской Федерации и Германии. Проведено сравнение посевных площадей, валовых сборов, емкости рынков, урожайности и ассортимента овощей в обеих странах. Рассмотрены приоритетные направления развития овощеводства в современных экономических условиях в нашей стране.

Ключевые слова: рынок овощной продукции, емкость рынка, ассортимент продукции, производство овощной продукции, качество продукции, урожайность овощей, маркетинг.

Производство сельскохозяйственной продукции имеет свои особенности, одной из которых является зависимость экономических результатов от природных условий. Россия и Германия лежат на одной широте, но климатические условия этих стран различны.

Особенности климата Российской Федерации определяются размерами и протяженностью территории с запада на восток и с севера на юг, разнообразием рельефа местности. Для климата на всей территории характерно отчетливое разделение года на холодный и теплый сезоны. Большая часть территории Российской Федерации лежит в умеренном климатичес-

ком поясе. Климат почти повсеместно континентальный, с холодной зимой при продолжительном снежном покрове и жарким летом.

В Германии климат мягче, среднегодовая температура выше, чем в России, в связи с этим вегетационный период в Германии длиннее, что благоприятно для возделывания сельскохозяйственных культур.

Объем, ассортимент и качество сельскохозяйственной продукции зависят также от естественного плодородия почвы, способов ее обработки. Естественное плодородие почв России выше, чем Германии.

Производство овощей в России и Германии

Показатель Россия Германия

2003 г. 2007 г. 2007г. в % к 2003 г. 2003 г. 2007 г. 2007 г. в % к 2003 г.

Численность населения, млн. чел. 144,2 142,0 98,5 82,5 82,3 99,8

Валовой сбор овощей, тыс. т 14800 15500 105 2476,7 3178,8 128

Посевная площадь овощей, тыс. га 867,2 819,7 95 105,5 111,3 106

Фактическое потребление овощей в расчете на душу населения, кг 94 110 117 84,6 89 107

Норма потребления овощей, кг 145 145 100 146 146 100

Обеспеченность овощами по отношению к обоснованной норме потребления,% 65 76 117 58 61 105

Наибольшим плодородием характеризуются почвы лесостепной и степной зон территории России. Они занимают более 12 % равнинных площадей страны. Здесь наиболее распространенны серые лесные почвы и черноземы. Черноземом занято менее 10 % территории страны.

Самые плодородные почвы Германии -черноземы, распространенные на низменностях и речных террасах к востоку от Гарца и в Тюрингенском бассейне переходящие в бурые лесные почвы. Наиболее благоприятными условиями выделяется район Браун-швейга - Ганновера с черноземовидными почвами. Почвы группы буроземов распространены на равнинах восточного Шлезвиг-Гольштейна и предгорных равнинах Баварии. У прибрежной полосы Северного моря находится илистая плодородная почва. Следует отметить, что плодородие почв в Германии существенно повышено мелиорацией и регулярным внесением удобрений.

Рынки овощной продукции обеих стран имеют схожие тенденции. В настоящее время и в Российской Федерации, и в Германии отрасль не удовлетворяет потребность населения в продукции. Так, в 2007 году фактическое потребление овощей в расчете на душу населения в России составило 110, в Германии - 89 килограммов. Годовая рациональная медицинская норма в России составляет 145, в ФРГ - 146 килограммов. Потребление овощей в расчете на душу населения в России увеличилось в 2007 году в 1,17 раза по сравнению с 2003 годом. В Германии потребление овощей остается примерно на одном уровне, что связано со стремлением к здоровому образу жизни. В 2003 году потребление овощей в расчете на душу населения составило 84,6 килограмма [1, 2, 3]. За анализируемый период в России потреблялось овощей больше, чем в Германии. Это связано

в большей степени с низким уровнем доходов населения.

Данные таблицы 1 свидетельствуют о незначительном уменьшении посевных площадей под овощами (на 5 %) и увеличении валового сбора овощей (на 5 %) в России. В Германии за период с 2003 по 2007 годы посевные площади под овощами увеличились на 6 %, а валовой сбор овощей увеличился на 28 %, что связано с увеличением урожайности.

Фактическое потребление овощей в 2007 году в Российской Федерации было ниже рациональной нормы на 24 %, в Германии - на 39 % [2, 3]. Овощная продукция, произведенная в России и Германии, не удовлетворяет полностью потребности населения в овощах. Следовательно, для того чтобы обеспечить население стран овощами, они импортируются. В 2007 году в Германию было ввезено овощей на сумму около 3 млрд. евро. Главным поставщиком овощей является Голландия (38 % всех импортируемых овощей). Овощи также ввозятся из Испании, Италии, Франции, Бельгии, Польши, Греции, Австрии, Венгрии, Турции и др. В общем экспорте сельскохозяйственной продукции Германии овощи составляют 0,7 %.

По импорту овощей Россия занимает второе место в Европе после Германии. По данным Министерства сельского хозяйства РФ, в 2000 году импорт сельскохозяйственной продукции составлял 7 млрд. долл., в 2005 году он увеличился до 17,4 млрд. долл. Импортные закупки продовольствия и сельскохозяйственного сырья в 2006 году возросли на 24 % по сравнению с 2005 годом и составили 21,6 млрд. долларов. В целом импорт продовольствия превысил в 2006 году 40 % его потребления при пороге продовольственной безопасности 25 %. Основными поставщиками овощной продук-

Нива Поволжья № 3 (16) август 2010 91

Емкость рынка овощной продукции России и Германии, тыс. т

Показатель Россия Германия

Год 2008 г. в % к 2007 г. Год 2007/08 г. в % к 2006/07 г.

2007 2008 2006/07* 2007/08*

Запасы на начало года, тыс. т 7544 7454 99 444,6 481,1 108,2

Производство, тыс. т 16570 14343 87 2855 3052 107

Ввоз, тыс. т 2391 2538 106 6507 5653 87

Вывоз, тыс. т 715 750 105 1296 1120 86,9

Потери, тыс. т 535 417 78 - - -

Запасы на конец года, тыс. т 7454 7116 95 188,2 222,3 118

Емкость рынка, тыс. т. 17801 16052 90,2 8322,4 7843,8 94,2

Удельный вес ввоза, % 13,4 15,8 - 78,2 72,1 -

Удельный вес вывоза, % 4 4,7 - 15,6 14,3 -

*Хозяйственный год в Германии определяется по циклу возделывания озимых культур: 2006/07 год в Германии соответствует 2007 году в России.

ции в нашу страну являются Турция, Китай, Голландия, Испания, Италия, Польша.

По степени продовольственной обеспеченности и безопасности страны мира могут быть разделены на 4 группы:

1) независимые - полностью обеспечивающие жителей основной пищевой продукцией собственного производства с учетом текущего потребления и создания определенного резерва на непредвиденные цели и обстоятельства;

2) относительно независимые - производят основное количество пищевой продукции, а небольшие объемы продовольствия импортируют;

3) частично зависимые - определенное количество продовольствия завозится из других стран;

4) полностью зависимые - не способны производить самостоятельно достаточное количество пищевой продукции для жителей в соответствии с рекомендуемыми нормами.

В Германии производят не менее 80... 90 % отечественной пищевой продукции, таким образом, она относится ко второй группе. В Российской Федерации доля импортных продуктов питания в рационе населения составляет около 40 % от общего потребления. Следовательно, сейчас наша страна по степени обеспечения населения продуктами питания за счет собственных ресурсов относится к последним двум группам. Главные причины значительного продовольственного импорта Российской Федерации - несовершенство аграрной политики, низкая конкурентоспособность отечественного сельского хозяйства. Сельское хозяйство, пищевая и перерабатывающая промышленность России по уровню технического оснащения и технологиче-

ского развития производства существенно отстают от Германии.

По данным статистики, в среднем российская семья тратит 36 % дохода на покупку продуктов питания. В Германии доля продуктов питания в структуре конечного потребления составляет 11,4 %. Эти показатели свидетельствуют о том, что уровень жизни населения в нашей стране ниже, чем в Германии.

Исследование динамики емкости рынков России и Германии показало, что рынки овощей в обеих странах стабильные (табл. 2). Однако в 2008 г. удельный вес ввоза в России составил 15,8 %, в Германии -72,1 %, удельный вес вывоза в России -4,7 %, в Германии - 14,3 %.

Таблица 3

Урожайность овощей открытого грунта, ц с 1 га убранной площади

Страна Год

2006 2007 2008 2008 в % к 2006

Германия 276,7 294,7 289,8 104,7

Российская Федерация 173 179 196 113,3

Анализируя данные таблицы 3, можно сделать вывод о том, что урожайность овощей в Германии высокая. В 2008 году урожайность овощей увеличилась по сравнению с 2006 годом на 4,7 % [2]. Более высокий уровень урожайности свидетельствует об использовании достижений научно-технического прогресса, новых технологий, качественного семенного материала, удобрений и т. д. В целом по Российской Федерации урожайность овощей увеличилась на 13,3 %, но по сравнению с урожайностью в Германии остается низкой [4].

Динамика посевных площадей и валовых сборов овощей в Российской Федерации

Федеральный округ Посевная площадь, тыс. га Валовой сбор, тыс. т

Год Ранжированный ряд Год Ранжированный ряд

2003 2007 2007 в % к 2003 2003 2007 2007 в % к 2003

Российская Федерация 867,2 819,7 95 14800 15500 105 -

Центральный 205,8 191,9 93 3 3612,9 3701,5 102 4

Северо-Западный 47,7 34,6 73 6 982,4 893,4 91 6

Южный 264,9 262,1 99 1 3065,2 3478,8 113 1

Приволжский 177,4 162,9 92 4 3527,4 3586,0 102 4

Уральский 49,7 46,1 93 3 1016,3 1136,2 112 2

Сибирский 89,3 87,4 98 2 2000,8 2138,1 107 3

Дальневосточный 38,5 34,8 90 5 571,3 576,6 101 5

Анализ динамики посевных площадей и валовых сборов в России и Германии показал, что во всех Федеральных землях Германии валовой сбор овощей за анализируемый период значительно повысился, что в первую очередь связано с увеличением урожайности и ростом посевных площадей. В Российской Федерации несмотря на то, что посевные площади под овощами уменьшились, валовой сбор во всех федеральных округах, за исключением СевероЗападного, возросли, что связано с повышением урожайности овощей (табл. 4, 5).

Ассортимент овощей в Германии отличается от ассортимента в Российской Федерации. В Российской Федерации распространенными овощами являются лук репчатый, томаты, огурцы, капуста, морковь,

свекла столовая. В Германии ассортимент намного шире. Возделывается несколько сортов капусты: белокочанная, красноко-чанная, савойская, китайская, браунколь, брюссельская, цветная.

Исследование динамики посевных площадей государств-членов ЕС показало, что Германия по данному показателю занимала в 2003 году 6 и в 2007 году 7 место в Европейском Союзе. С 2003 по 2007 год посевные площади под овощами в Германии увеличились на 5,4 тыс. га, или на 4,8 %. Посевные площади в Российской Федерации за данный период уменьшились на 47,3 тыс. га, или 5,5 %. Государства - члены Европейского Союза проранжи-рованы и подразделены нами на 3 группы (табл. 6). К первой группе отнесены госу-

Таблица 5

Динамика посевных площадей и валовых сборов овощей в Германии

Федеральная земля Посевная площадь, тыс. га Валовой сбор, тыс. т

Год Ранжированный ряд Год Ранжированный ряд

2003 2007 2007 в % к 2003 2003 2007 2007 в % к 2003

Германия включая Берлин и Бремен 105,5 111,3 105 2476,7 3178,8 1 28 -

Шлезвиг-Гольштейн 6,4 6,4 100 6 414,9 362,3 87 12

Мекленбург - Передняя Померания 1,9 2,0 105 5 29,7 38,7 130 8

Гамбург 0,5 0,5 100 6 10,6 14,2 134 7

Нижняя Саксония 15,8 17,2 109 4 330,1 454,3 138 6

Северный Рейн-Вестфалия 20,1 20,0 100 6 458,7 536,0 117 10

Бранденбург 6,8 6,7 99 7 116,5 123,5 106 11

Саксония-Ангальт 4,9 5,6 114 3 80,5 129,8 1 61 2

Гессен 5,7 7,1 125 1 118,5 192,8 1 63 1

Тюрингия 1,9 1,8 95 8 40,7 50,4 1 24 9

Саксония 5,1 4,5 88 9 47,6 67,3 1 41 5

Рейнланд-Пфальц 14,6 16,9 116 2 344,8 496,5 1 44 4

Баден-Вюртемберг 8,6 8,6 100 6 121,8 186,5 153 3

Бавария 12,9 13,5 105 5 359,0 518,6 1 44 4

Саар 0,2 0,1 50 10 2,3 - - -

Нива Поволжья № 3 (16) август 2010 93

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дарства, в которых посевные площади под овощами с 2003 года увеличились, ко второй - государства, где посевные площади оставались относительно неизменными, к третьей - государства, в которых посевные площади уменьшились. Германия относится к первой группе и занимает по динамике посевной площади 5 позицию.

В Российской Федерации в условиях рыночной экономики важнейшими факторами конкурентоспособности предприятий являются планирование, расширение и обновление ассортимента продукции.

Чтобы отечественная овощная продукция была востребована, она должна иметь те параметры качества и конкурентоспособности, которые необходимы покупателю в каждый конкретный момент времени. На наш взгляд, наиболее важными для потребителей являются свежесть продукции, ее чистота, размер, цвет, плотность, экологич-ность, цена, упаковка.

Определить приоритетные направления деятельности по улучшению потребительских качеств товара помогают маркетинговые исследования.

Приоритетными направлениями развития овощеводства в современных экономических условиях в нашей стране являются:

- специализация и концентрация производства овощей в крупных овощеводческих предприятиях;

- интенсификация отрасли на основе использования достижений научно-технического прогресса с целью повышения урожайности овощных культур;

- рациональное использование выращенной продукции, сокращение потерь на стадиях производства, хранения, переработки, транспортировки и реализации овощей на основе развития агропромышленной интеграции;

Государство 2003 г. Ранжированный ряд 2007 г. Ранжированный ряд 2007 г. в % к 2003 г.

Бельгия 43,7 11 40,6 11 93

Болгария 29,7 13 23,5 13 79,1

Чехия 11,1 20 10,2 19 91,9

Дания 10,7 21 11,1 18 103,7

Германия 113,6 6 119,0 7 104,8

Эстония 2,6 24 2,0 24 76,9

Ирландия 4,3 23 4,2 23 97,7

Греция 64,9 10 62,3 10 96

Испания 286,4 1 283,8 1 99,1

Франция 265,4 2 240,2 2 90,5

Италия 249,1 3 231,5 4 92,9

Кипр 5,0 22 4,9 22 98

Латвия 12,7 19 7,9 21 62,2

Литва 21,1 14 11,9 17 56,4

Люксембург 0,0 27 0,0 27 -

Венгрия 80,2 8 63,1 9 78,7

Мальта 2,1 25 1,9 25 90,5

Голландия 79,3 9 83,1 8 104,8

Австрия 13,7 16 14,6 15 106,6

Польша 215,6 4 236,3 3 109,6

Португалия 40,7 12 35,8 12 88

Румыния 81,7 7 168,7 5 206,5

Словения 1,1 26 1,1 26 100

Словакия 13,4 17 8,1 20 60,4

Финляндия 13,2 18 12,1 16 91,7

Швеция 18,1 15 20,1 14 111

Объединенное Королевство 129,3 5 123,7 6 95,7

Всего ЕС 1808,7 - 1821,5 - 100,7

Российская Федерация 867 - 819,7 - 94,5

*В странах ЕС посевные площади под овощами, бахчевыми культурами и клубникой. **Ранжированный ряд представлен по странам ЕС.

Таблица 6

Динамика посевных площадей овощей в государствах - членах Европейского Союза*

и России, тыс. га**

- повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей и государственная их поддержка.

Новые экономические условия диктуют необходимость переводить овощеводство на инновационный путь развития, широко использовать достижения научно-технического прогресса. Технологическое и техническое переоснащение производства при поддержке государства, сокращение затрат и потерь продукции даст возможность сельскохозяйственным предприятиям повысить рентабельность. На всех этапах деятельности сельскохозяйственных предприятий необходимо активно использовать маркетинг. Обострение конкурентной борьбы на внутреннем рынке, в том числе и с иностранными производителями, требует проведения активной маркетинговой политики.

Литература

1. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации 2008: статистический сборник / Росстат. -М., 2008. - 668 с.

2. Statistisches Jahrbuch 2009 für die Bundesrepublik Deutschland / Statistisches Bundesamt. - Wiesbaden, 2009. - 753 Seiten.

3. Российский статистический ежегодник 2009: статистический сборник / Росстат. - М., 2009. - 795 с.

4. Россия в цифрах 2009: краткий статистический сборник / Росстат. - М., 2009. -525 с.

5. Россия и страны мира 2008: статистический сборник / Росстат. - М., 2008. -361 с.

Нива Поволжья № 3 (16) август 2010 95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.