Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2
УДК 341.255.5
Марина КОЛЕСНИКОВА
РЫБОЛОВСТВО ВЕЛИКОБРИТАНИИ И БРЕКЗИТ
Аннотация. 9 апреля 2018 г. Европейская комиссия сообщила о прекращении действий правил рыболовства и аквакультуры Европейского союза применительно к Великобритании после выхода страны из состава ЕС в конце марта 2019 г. Правительство и Консервативная партия Великобритании заявляют о новых возможностях для развития рыболовства страны после выхода из ЕС. Однако существует необходимость оценить риски для рыболовной отрасли Великобритании и конструктивно подойти к построению новой рыболовной политики после брекзита.
Ключевые слова: Европейская комиссия, Европейский союз, брекзит, Великобритания, общая политика в области рыболовства.
Отмена правил рыболовства и аквакультуры ЕС
9 апреля 2018 г. Европейская комиссия опубликовала информацию о том, что после выхода Великобритании из состава ЕС правила Европейского союза, действующие в области рыболовства и аквакультуры, использоваться в отношении этой страны не будут. Подобные извещения о правовых и практических последствиях брекзита размещаются на официальном сайте Европейской комиссии на веб-странице «Обеспечение готовности к брекзиту» (Brexit preparedness). К настоящему времени департаментами и агентствами ЕС представлено шестьдесят три информационных сообщения, каждое из которых относится к определённой области деятельности Европейского союза.
В публикации от 9 апреля подчёркивается, что если в ратифицированном соглашении о выходе не будет установлена другая дата, то 30 марта 2019 г. Великобритания перестанет быть государством - членом ЕС. С этого момента взаимодействие с ней Европейского союза будет осуществляться как со страной, не входящей в ЕС, в том числе в сфере рыболовства и аквакультуры. В связи с этим положения общей политики в области рыболовства Евросоюза (Common fisheries policy) к Соединённому Королевству больше применяться не будут.
Европейская комиссия отмечает, что подготовка к выходу Великобритании из состава ЕС является не только делом органов управления Европейского союза и британских властей, но также частных сторон. В своём сообщении она обращается к заинтересованным в данной информации организациям и лицам, осуществляющим деятельность, связанную с рыбным промыслом, а также с любым этапом производства, переработки, сбыта, распределения рыбопромысловой продукции и продукции аквакультуры, в том числе розничной торговли такой продукцией. Кроме того, в сообщении представлен перечень изменений после брекзита для ЕС и Великобритании, которые относятся к сфере рыболовства. В числе прочего меняются:
- правила доступа судов Европейского союза к водам Великобритании, а также доступа её судов к водам ЕС;
- требования доступа к портам и портовой инфраструктуре для судов под английским флагом, а также доступа к портам Соединённого Королевства для судов Европейского союза;
© Колесникова Марина Львовна - научный сотрудник Отдела Черноморско-Средиземноморских исследований ИЕ РАН. Адрес: РФ, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: kml2007@ mail.ru.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran2201821
- требования к импорту и экспорту продукции рыбного хозяйства и аквакультуры;
- условия для организаций-производителей и межотраслевых организаций Великобритании, занятых в сфере рыболовства и аквакультуры.
В сообщении Европейской комиссии подчёркивается, что в нём не затрагиваются другие вопросы, в частности, связанные с морским транспортом, судовым оборудованием и подготовкой моряков1. Сведения о данных темах представлены в соответствующих информационных сообщениях на той же веб-странице Европейской комиссии.
Кроме того, в сообщении не затрагивается вопрос распределения рыболовных квот (fishing quotas) на морские биологические ресурсы (marine biological resources).
Общая политика в области рыболовства Европейского союза
Общая политика в области рыболовства Европейского союза используется для регулирования рыболовства и аквакультуры в водах государств - членов ЕС и представляет собой набор правил и механизмов для управления рыболовными флотами государств-членов и сохранения рыбных запасов. В рамках общей рыболовной политики всем рыболовным флотам ЕС предоставляется равный доступ к водам ЕС и рыболовным угодьям2, при этом рыбные запасы рассматриваются как общий, коллективно управляемый ресурс. Такой подход должен способствовать созданию условий для справедливой конкуренции в рыбохозяйственной отрасли Евросоюза.
Общая политика в области рыболовства ЕС является основой для обеспечения условий «устойчивого рыболовства», сохранения и «устойчивого использования морских биологических ресурсов» , а также организации рынков продукции биоресурсов. Она начала формироваться с 1957 г. и развивалась поэтапно, начиная с принятия Римского договора о создании Европейского экономического сообщества, в котором вопросы рыболовства были включены в сферу общей сельскохозяйственной политики.
В 1970-е гг. начался новый этап развития рыболовной политики ЕС. С этого времени её положения несколько раз реформировались.
Последняя реформа осуществляется с 1 января 2014 г. В настоящее время общая политика в области рыболовства ЕС охватывает разные вопросы, включая сохранение морских биологических ресурсов, управление рыболовством и рыболовными флотами, аквакультуру, а также рыночные и финансовые вопросы, связанные с рыболовством и аквакультурой.
Общая рыболовная политика ЕС развивается по четырём направлениям, в том числе:
- управление рыбным хозяйством, включающее установление в период с 2015 г. по 2020 г. пределов вылова, под которыми подразумевается максимально устойчивый улов, позволяющий сохранить рыбные запасы в долгосрочной перспективе;
- международная политика, которая предусматривает взаимодействие с входящими в ЕС странами и международными организациями для управления рыболовством;
1 European Commission. Withdrawal of the United Kingdom and EU rules on fisheries and aquaculture. 9 April 2018. URL: https://ec.europa.eu/info/publications/withdrawal-united-kingdom-and-eu-rules-fisheries-and-aquaculture_en.
2 European Commission, 2018.
3 European Commission, 2017.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №»2
- рынок и торговая политика как общая организация рынков, а также политика ЕС по управлению рынком рыбной и аквакультурной продукции;
- финансирование рыболовной политики.
Переходный период для рыболовства Великобритании
Общая политика Европейского союза в сфере рыболовства часто подвергалась критике, в том числе в Великобритании и Шотландии. Это обосновывалось разными причинами, например, слишком централизованным подходом ЕС к управлению рыболовством. Некоторые критики считали несправедливым равный доступ для судов стран-членов к водам Великобритании. Отмечалось, что Великобритания обладает рыболовной зоной большего размера, чем у многих других прибрежных государств Евросоюза1.
В 2017 г. в манифесте Консервативной партии «Передовой совместный план для сильной Великобритании и процветающего будущего» было сказано, что выход из Европейского союза и из общей политики в области рыболовства ЕС позволит Великобритании «нести полную ответственность за доступ к водам и управление ими» в акваториях, в которых страна «исторически осуществляла суверенный контроль»2.
Кроме того, в манифесте заявлено о намерении выйти из Лондонской конвенции по рыболовству, «чтобы обеспечить полную правовую определённость нашим соседям и ясность в ходе наших переговоров с Европейским союзом». Лондонская конвенция подписана в 1964 г. и позволяет судам из пяти стран Евросоюза (Бельгии, Германии, Ирландии, Нидерландов и Франции) вести промысел в пределах шести морских миль от береговой линии Великобритании. В рамках общей политики в области рыболовства ЕС другие страны-члены имеют доступ к исключительной экономической зоне Великобритании (от 12 до 200 миль) и право на вылов рыбных ресурсов согласно установленным для каждой страны квотам.
Ежегодно устанавливаемые квоты на вылов биоресурсов или общедопустимые уловы (total allowable catches) являются мерами, которые применяются для контроля и управления рыболовством. Общедопустимые уловы устанавливаются для коммерческих рыбных запасов на основе научных рекомендаций и распределяются между странами ЕС в виде национальных квот.
В июне 2017 г. королева Елизавета выступила перед английским парламентом с традиционной ежегодной речью (Queen's Speech). Часть её выступления, подготовленного правительством Великобритании3, была посвящена будущему страны после выхода из Европейского союза. Английская королева сообщила о вынесении на рассмотрение законопроекта, который признает утратившим силу закон о Европейских сообществах, а также о разработке в дальнейшем правовых актов для обеспечения брекзита. Эти действия позволят установить новую политику Великобритании в отношении «иммиграции, международных санкций, ядерных гарантий, сельского хозяйства и рыболовства»4. Тот факт, что в этот перечень вошло ры-
1 The Institute for Government, 2018.
2 Conservative Party, 2017.
3 The Financial Times, 2017.
4 United Kingdom government, 2017.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2
боловство, свидетельствует о том, какое значение кабинет министров Великобритании придает данной тематике в контексте брекзита.
По итогам выступления королевы правительство Соединённого Королевства анонсировало подготовку восьми законопроектов о брекзите (Brexit bills) из 27, озвученных в речи королевы. Один из них - о рыболовстве (Fisheries Bill), который должен обеспечить контроль над доступом к водам Великобритании и установление внутренних рыболовных квот1.
В рамках подготовки страны к выходу из ЕС правительство Великобритании в июле 2017 г. объявило о начале официального выхода из Лондонской конвенции по рыболовству. Разрабатываемый законопроект о рыболовстве дополнит решение покинуть Лондонскую конвенцию, говорится в информационном сообщении правительства «Великобритания делает ключевой шаг к справедливой новой рыболовной политике после брекзита», опубликованном на официальном правительственном сайте 2 июля 2017 г.
Обеспечение справедливой сделки для рыбной промышленности Великобритании является манифестом и одной из ключевых целей правительства для брекзита, говорится в этом сообщении. Страна ограничена общей рыболовной политикой ЕС. Выход из неё, а также из Лондонской конвенции по рыболовству, позволит Великобритании восстановить контроль над национальной рыболовной политикой, в том числе над доступом рыбного промысла к водам страны и управлением рыболовством. Это обеспечит справедливую, устойчивую и прибыльную деятельность для рыбаков страны2.
В январе 2018 г. было принято решение о предоставлении Великобритании переходного периода после выхода из состава ЕС, который будет ограничен по продолжительности. В этот период, с 29 марта 2019 г. до 31 декабря 2020 г., Великобритания будет оставаться в рамках Таможенного союза и Единого внутреннего рынка Европейского союза3. К стране будут применяться существующие нормативные, бюджетные, надзорные, судебные и правоприменительные инструменты Европейского союза. В то же время с 31 марта 2019 г. Великобритания больше не будет представлена в институтах, агентствах, органах власти и ведомствах Евросоюза4.
19 марта 2018 г. был опубликован «Проект соглашения о выходе Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии из Европейского союза и Европейского сообщества по атомной энергии». В проекте подтверждались сроки переходного периода5, которые распространяются и на рыболовство. Комментируя документ, Дэвид Дэвис, государственный секретарь Великобритании по вопросам выхода из Евросоюза, заявил, что в качестве независимого прибрежного государства переговоры о возможностях рыболовства страна бу-
1 The Institute for Government, 2017.
2 United Kingdom government, 2 July 2017.
3 Бабынина Л. Брекзит: контуры будущего сотрудничества». Европейский союз. Факты и комментарии. Выпуск 91: январь-февраль 2018. Институт Европы РАН. URL: http://www.edc-aes.ru/data/edcaes/content/user_files/files/ 91.pdf.
4 European Commission, 29 January 2018.
5 European Commission, 19 March 2018.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2
дет вести после 2020 г. До этого времени доля Британии в общем улове не будет меняться1. Это означает, что Великобритания в вопросах распределения рыбопромысловых квот будет подпадать под действие положений Общей рыболовной политики до конца 2020 г.
В ноябре 2017 г. был опубликован доклад британского аналитического центра Фонд новой экономики (New Economics Foundation) «Не в той же лодке. Экономическое влияние брек-зита на рыболовецкие флоты Великобритании». Работа позиционируется как первая попытка анализа и оценки рисков и возможностей брекзита для британского рыболовства. В докладе проводится анализ шести его возможных вариантов. Автор считает, что ситуация в рыболовстве лучше всего символизирует политику выхода Великобритании из ЕС. А также делает вывод, что проигравшие будут в любом случае, и призывает правительство Великобритании конструктивно подойти к построению новой рыболовной политики страны после брекзита2.
Выводы
Общая политика в области рыболовства является одним из важнейших направлений деятельности Европейского союза. Она формировалась в несколько этапов. Её положения зафиксированы в Договоре о функционировании ЕС.
Великобритания после выхода из состава ЕС станет для Европейского союза страной, к которой больше не будут применяться правила общей политики Европейского союза в области рыболовства.
Заявления королевы Елизаветы и правительства Великобритании, осознанный подход к выходу из Лондонской конвенции и отмене действий правил общей политики в области рыболовства Европейского союза свидетельствует о том, что противоречия в области рыболовства между ЕС и Великобританией являются одним из факторов, повлиявших на положительное решение о выходе из состава Евросоюза.
Несмотря на заявления правительства и Консервативной партии Великобритании о перспективах развития рыболовства после выхода из ЕС, отдельные исследователи призывают реально оценить риски и возможности для рыболовной отрасли страны и конструктивно подойти к построению новой рыболовной политики после брекзита.
Можно прогнозировать, что правительство Великобритании, несмотря на изменения отношений с Евросоюзом в области рыболовства, будет сохранять заинтересованность в развитии партнёрских отношений с ЕС после брекзита. По всей вероятности, в ходе разработки новой рыболовной политики страны Великобритания будет учитывать интересы ЕС, что позволит успешно развиваться на взаимовыгодной основе её рыболовной промышленности и прибрежным общинам в соответствии с международными обязательствами.
Список литературы
Бабынина Л. Брекзит: контуры будущего сотрудничества». Европейский союз. Факты и
1 United Kingdom government, 19 March 2018.
2 New Economics Foundation, 2017.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2
комментарии. Выпуск 91: январь-февраль 2018. Институт Европы РАН. URL: http://www.edc-aes.ru/data/edcaes/content/user_files/files/91.pdf.
References
Babynina L. Brekzit: kontury budushchego sotrudnichestva. Evropejskij soyuz. Fakty i kommentarii. Vypusk 91: yanvar'-fevral' 2018. Institut Evropy RAN. URL: http://www.edc-aes.ru/data/ edcaes/content/user_files/files/91.pdf
European Commission. Withdrawal of the United Kingdom and EU rules on fisheries and aquaculture. 9 April 2018. URL: https://ec.europa.eu/info/publications/withdrawal-united-kingdom-and-eu-rules-fisheries-and-aquaculture_en.
European Commission. The Common Fisheries Policy. 2018. URL: https://ec.europa.eu/fisheri es/cfp_en.
European Commission. Management Plan 2017. DG Maritime Affairs and Fisheries, 2016. 2018. URL: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/file_import/management-plan-mare-2017_en_0.pdf.
The Institute for Government. Common Fisheries Policy, 20 March 2018. URL: https://www. instituteforgovernment.org.uk/printpdf/4559.
Conservative Party of United Kingdom. Forward Together: The Conservative Manifesto, 2017. URL: https://www.conservatives.com/Manifesto.
The Financial Times. What is the Queen's Speech? 21 June 2017. URL: https://www.ft.com/ content/cf3abf0a-565b-11e7-80b6-9bfa4c1f83d2.
United Kingdom government. Queen's Speech 2017, 21 June 2017. URL: https://www.gov.uk/ government/speeches/queens-speech-2017.
The Institute for Government. The Queen's Speech, 2017. URL: https://www.instituteforgovern ment.org.uk/explainers/queens-speech.
United Kingdom government. UK takes key step towards fair new fishing policy after Brexit, 2 July 2017. URL: https://www.gov.uk/government/news/uk-takes-key-step-towards-fair-new-fishing -policy-after-brexit.
European Commission. Brexit: European Commission receives mandate to begin negotiations with the United Kingdom on transitional arrangements, Brussels, 29 January 2018. URL: http://eu ropa.eu/rapid/press-release_IP-18-463_en.htm.
European Commission. Draft Agreement on the withdrawal of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland from the European Union and the European Atomic Energy Community, 19 March 2018. URL: https://ec.europa.eu/commission/publications/draft-agreement-withdrawal -united-kingdom-great-britain-and-northern-ireland-european-union-and-european-atomic-energy-community-0_en.
United Kingdom government. David Davis' statement: EU-UK Article 50 negotiations Brussels, 19 March 2018. URL: https://www.gov.uk/government/news/david-davis-statement-eu-uk-article-50-negotiations-brussels-monday-19-march-2018.
Griffin Carpenter, Not in the same boat. The economic impact of Brexit across UK fishing fleets, New Economics Foundation, 17 November 2017. URL: http://neweconomics.org/2017/11/not-in-the-same-boat/?_sft_latest=research.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2
The Fisheries of Great Britain and Brexit
Author. Kolesnikova M. Research associate, Department of Black and Mediterranean sea region studies, Institute of Europe Russian academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected].
Abstract. On April 9, 2018, the European Commission announced the termination of the European Union fisheries and aquaculture regulations for the UK after the country's withdrawal from the EU at the end of March 2019. The Government and the Conservative Party of Great Britain declare new opportunities for the development of fishing in the country after the withdrawal from the EU. However, there is a need to assess the risks for the UK fishing industry and constructively approach the construction of a new fishing policy after Brexit.
Key words: The European Commission, the European Union, Brexit, United Kingdom, Common Fisheries Policy.
DOI: http://dx. doi. org/10.1521 1/vestnikieran2201821
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2