Научная статья на тему 'РУССКОЯЗЫЧНАЯ И КИТАЙСКАЯ БЛОГОСФЕРА КУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

РУССКОЯЗЫЧНАЯ И КИТАЙСКАЯ БЛОГОСФЕРА КУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
382
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГ / БЛОГОСФЕРА / БЛОГГИНГ / КУЛЬТУРА / ПРОСВЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Костева В. М., Юйхань Лю

Статья посвящена представлению русскоязычной и китайской блогосферы культурной направленности. Авторы кратко прослеживают историю развития данных типов блогов, дают характеристику с точки зрения их содержания и представления информации, показывают основные отличия и сходство данных блогов в первом приближении. Результаты сопоставительного анализа позволили выявить несколько типов блогов культурной направленности, существующих в двух блогосферах, а также отметить их основное содержательное отличие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN AND CHINESE CULTURAL BLOGOSPHERE

The article is devoted to the cultural presentation of the Russian and chinese blogosphere. the authors briefly trace the history of the development of these types of blogs, describe them in terms of their content and ways of presenting information, show the main differences and similarities of these blogs. the results of a contrastive analysis made it possible to identify several types of cultural blogs that exist in two blogospheres, and to reveal the differences in their content.

Текст научной работы на тему «РУССКОЯЗЫЧНАЯ И КИТАЙСКАЯ БЛОГОСФЕРА КУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Научная статья УДК 008.002 + 811

DOI 10.52070/2542-2197_2021_9_851_238

РУССКОЯЗЫЧНАЯ И КИТАЙСКАЯ БЛОГОСФЕРА КУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

В. М. Костева1, Лю Юйхань2

1,2Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия,

1vmkosteva@gmai[.com

2719027619@qq.com

Аннотация. Статья посвящена представлению русскоязычной и китайской блого-сферы культурной направленности. Авторы кратко прослеживают историю развития данных типов блогов, дают характеристику с точки зрения их содержания и представления информации, показывают основные отличия и сходство данных блогов в первом приближении. Результаты сопоставительного анализа позволили выявить несколько типов блогов культурной направленности, существующих в двух блогосферах, а также отметить их основное содержательное отличие.

Ключевые слова: блог, блогосфера, блоггинг, культура, просвещение

Для цитирования: Костева В. М., Лю Юйхань. Русскоязычная и китайская блогосфера культурной направленности // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2021. Вып. 9 (851). С. 238-248. DOI: 10.52070/2542-2197_2021_9_851_238

Original article

RUSSIAN AND CHINESE CULTURAL BLOGOSPHERE

V. M. Kosteva, Liu Yuhan

1,2Moscow State Linguistic University

1vmkosteva@gmailxom

2719027619@qq.com

Abstract. The article is devoted to the cultural presentation of the Russian and Chinese blogosphere. The authors briefly trace the history of the development of these types of blogs, describe them in terms of their content and ways of presenting information, show the main differences and similarities of these blogs. The results of a contrastive analysis made it possible to identify several types of cultural blogs that exist in two blogospheres, and to reveal the differences in their content.

Key words: blog, blogosphere, blogging, culture, education

For citation: Kosteva, V. M., Liu Yuhan. (2021). Russian and Chinese cultural blogosphere. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Humanities, 9(851), 238-248. DOI: 10.52070/2542-2197_2021_9_851_238

Введение

Блог стал неотъемлемой частью жизни современного человека. Наличие огромного количества блогов разной направленности позволяет говорить о существовании блогосферы, под которой в общем и целом понимается вся совокупность существующих блогов. Не случайно понятие блогосферы сравнивают с атмосферой или ноосферой, имея в виду, прежде всего, представление о ней как о системе, отдельные элементы которой (блоги, блогеры, подписчики) находятся в различных взаимоотношениях. Исследователи современной интернет-лингвистики подчеркивают, что блогосфера - разветвленное сетевое мегасообщество, отражающее интересы людей разных социальных статусов [Бодалев, 2011].

Чтение блогов, выражение своего мнения в блоге - наиболее заметная тенденция последнего времени, имеющая межнациональный характер. Анализ блогов разной направленности стал предметом исследований ряда наук. Блоги анализируются социологами, политиками, журналистами, лингвистами, а также представителями других направлений науки, так что сейчас мы можем говорить о существовании особой социально-политико-философской парадигмы исследования блогосферы.

Исследования такого рода вносят вклад не только в развитие социальных наук, но и лингвофилософию, культурологию, теорию коммуникации и ряд других.

Новый вектор изучению данного феномена придают сопоставительные исследования блогосферы различных стран. В качестве примера можно привести несколько работ: «Функции блогосферы в РФ

и США в XXI века: сходства и различия» [Савенков, 2018], «Языковые особенности текстов англоязычной и русскоязычной блогосфе-ры» [Ибраева, 2018].

Культура как неотъемлемая часть современной жизни также имеет свою блогосферу, насчитывающую тысячи блогов, посвященных той или иной ее стороне. Блоги культурной направленности оказывают огромное влияние на формирование культурного интереса, а также осуществляют просветительскую деятельность. В последнее время интерес исследователей блогов культурной направленности сосредоточен на изучении блогосферы определенного вида искусства. К числу таких работ относятся, например, статьи о современной блоговой театральной культуре [Белобров, 2018; Белобров, 2020], библиотеках в блогах [Свергунова, 2019].

Однако на настоящий момент сопоставление блогосферы Российской Федерации и Китая, особенно в области культуры, практически не проводится. Этим объясняется актуальность данной статьи.

В центре внимания авторов находятся блоги культурной направленности Китая и России. Выбор объекта исследования объясняется как личными предпочтениями, так иными факторами, в частности тем, что такие типы блогов меньше подвержены «вымиранию», имеют большое количество подписчиков по сравнению с личными блогами. Мультимедийная среда предоставляет поистине безграничные возможности как для презентации произведений культуры, например, искусства и литературы, так и для их оценивая, что поддерживает интерес к блогам культурной направленности со стороны блогеров и их аудитории.

Развитие и современное состояние китайской блогосферы

Бурное развитие блогосферы в Китае началось в 2004 году. Результатом стало то, что уже через год некоторые китайские порталы, ранее выражающие определенный скептицизм в отношении блогово-го бизнеса, такие как Sina и Sohu, также стали ее частью. В 2005 году лексема «блог» («Й^») стала одним из модных слов Китая. Значение блога для современной жизни Китая нашло свое отражение в высказывании Фан Синдуна - президента самой влиятельной платформы В^ CN (Blogchina.com). Упоминая определение блога, Фан Синдун сказал, что именно с этим вопросом он сталкивался чаще всего.

«Многие люди не понимают определения блога. На самом деле мой ответ на этот вопрос каждый раз разный. Я думаю, что блог - это дом,

который каждый может спокойно создать в Интернете»1. -

Согласно отчету информационного агентства Синьхуа на конец декабря 2020 года, в континентальной части Китая насчитывалось около 94 млн блоггеров3.

В КНР существует несколько популярных социальных сетей, где размещаются блоги, в том числе культурной направленности. Одна из них - социальная сеть Douban. Несмотря на то, что она принадлежит к первому поколению социальных сетей (дата основания - 2005 год), сеть до сих пор пользуется популярностью. В ней зарегистрировано более 200 млн человек. Ядро его пользователей составляют жители больших городов Китая - офисные работники, студенты, фрилансеры, художники, имеющие схожий стиль жизни и интересы. Характеризуя Douban, отметим, что она соединяет в себе черты таких сервисов, как Amazon, IMDB.com, Blogger, MySpace, Pandora и Pinterest. Сообщества по интересам, существующие в Douban, можно разделить на несколько групп:

- раздел «Книги» (books) предназначен для размещения отзывов о книгах и их обсуждения;

- раздел «Фильмы» (movies) представляет из себя аналог IMDB. com. Здесь также размещаются отзывы на фильмы, обсуждаются свежие сплетни;

- раздел «Музыка» (music) - самый популярный раздел. Здесь молодые музыканты могут размещать и продвигать свои работы, что делает платформу похожей на MySpace.

Оставшиеся сообщества разделены по тематике, например: мода, развлечения, фотография, технологии и другие.

С учетом потребности населения Китая в простоте, скорости и актуальности информационного контента в 2009 году компанией Sina

1URL:http://news.eastday.com/eastday/xwjz/Mde121253/node121254/userobject1ai1889542. html

2 Перевод наш. - Лю Юйхань.

3 URL: http://www.xinhuanet.com/politics/2020-04/28/c_1125915967.htm

Corp был запущен коммерческий китайский сервис микроблогов Sina Weibo1. Являясь своего рода гибридом между Твиттером и Facebook, сервис в настоящее время является одним из самых популярных в Китае. По состоянию на февраль 2013 год число пользователей сервиса составляет более 500 млн2.

В 2012 году был запущен официальный аккаунт WeChat, представляющий собой публичную платформу для компаний, организаций, продавцов товаров, блогеров, селебрити и др. Его можно использовать для набора подписчиков, отправки сообщений и уведомлений, а также перенаправления пользователей со страницы в WeChat на официальный сайт компании.

Таким образом, в Китае блог, микроблог и официальный аккаунт WeChat фактически существуют одновременно, но на современном этапе публичные платформы Sina Weibo и официальный аккаунт WeChat являются основной частью сервиса WeMedia.

Отметим, что WeChat представляет собой бесплатное приложение, которое компания Tencent запустила в январе 2011 года для предоставления услуг обмена мгновенными сообщениями для смарт-терминалов. Пользователи могут использовать WeChat для быстрой отправки текстовой, голосовой и графической информации через мобильные телефоны, планшеты и другие терминалы. Согласно отчету WeChat User Ecology Research Report за 2017 год3, у 61 % пользователей WeChat основной целью является просмотр официальных акка-унтов WeChat, а 52,3 % используют официальные аккаунты WeChat для получения последней информации. Доля пользователей среднего возраста официальных аккаунтов WeChat составляют 86,2 %. Чтение в официальном аккаунте WeChat стало основным способом чтения для населения Китая молодого и среднего возраста, а сам аккаунт WeChat стал основной платформой для широкого распространения культуры. В официальном аккаунте есть зона для комментариев, которая реализует эффективную интеракцию и общение между читателями и авторами. Содержание официальных аккаунтов WeChat богато и разнообразно, информация обновляется ежедневно, и пользователи WeChat обычно находятся в сети 24 часа в сутки.

1 URL: https://weibo.com/overseas

2 URL: http://www.cybersecurity.ru/net/170436.html

3 URL: https://www.sohu.com/a/138987943_483389

Развитие и современное состояние российской блогосферы

Становление блогерской культуры в России пришлось на самый конец 1990-х, начало 2000-х годов. Блогеры, проводящие свои исследования, утверждают, что первые блоги были созданы в 2000-х годах на платформах, позволяющих размещать записи в формате дневников. К их числу относились Livejournal, Liveinternet, Diary и другие, менее крупные ресурсы. Через несколько лет блоги достигли пика популярности. При этом у каждого ЖЖ (Живой Журнал или LiveJournal) существовала своя возрастная и социальная аудитория, следующая своим форматам общения и неписанным правилам [Колозариди, 2019]. Живой журнал в России, с учетом существующей системы приглашений, был сообществом элитарным, в которое входила в основном интеллектуальная интеллигенция [Расторгуев, 2007, с. 15]. Темами для обсуждения становились политические события, представления своих произведений авторами, не имеющими возможности издавать свои произведения. Отметим, что этот формат не утратил своего значения до сих пор и занимает свою определенную нишу в современной системе блогинга. Для ведения блогов в России используют несколько разнообразных сервисов, например: Instagram, Telegram, ВКонтакте, YouTube, Facebook. Их использование определяется местожительством, личными предпочтениями блогеров и подписчиков, финансовыми условиями ведения блога и другими факторами.

Заметной тенденцией последнего времени стало создание виде-облогов. К одному из самых популярных в области кинематографа относится видеоблог Евгения Баженова - BadComedian1, имеющего в настоящее время более 4 млн подписчиков.

Блогосфера культурной направленности

Краткий сопоставительный анализ русскоязычной и китайской блогосферы культурной направленности позволил нам выделить несколько типов блогов.

Первый тип мы можем определить как официальный блог учреждений культуры. К их числу относится, например, блог Государственной Третьяковской галереи2. Эти блоги имеют особый корпоративный

1 URL: https://www.youtube.com/channel/UC6cqazSR6CnVMClY0bJI0Lg

2 URL: http://tretyakovgallery.blogspot.com/

дизайн, содержат большое количество иллюстрации, привлекающие внимание пользователя. Блоги ведутся специальной командой, а статьи, размещаемые в них, можно отнеси к рецензиям или кратким информационным сообщениям на определенную тему. Материалы, размещаемые в блогах, авторы советуют использовать для подготовки к посещению экскурсии, Таким образом, блоги служат дополнительной информацией к выставочному проекту.

В Китае блоги культурных организаций в основном ведутся на платформе Sina weibo, у их главных страниц есть стандартная форма, а их дизайн заключается в соотношении фотографий и текста (M_WOODS галерея ^^М1, Power Station of Art ЖШЩ^2). Некоторые музеи, например, музей Саньсиндуй (г. Гуан-хан, провинция Сычуань)3 и музей Хэнань (г. Чжэнчжоу, провинция Хэнань)4 используют медиа-платформы для публикации коротких видеороликов и блогов, их примеру следует другие музеи.

Ко второму типу мы можем отнести блоги, созданные как отдельными блогерами, так и целыми коллективами единомышленников. Как правило, основной целью ведения таких блогов является просветительская деятельность, а также представление возможности творческим людям показать свои произведения, получить отзывы и стимулы к дальнейшей работе, а также сделать заказ на покупку. Часто такие блоги имеют своей целью продвижение определенных культурных проектов. Содержание таких блогов чрезвычайно разнообразно, это может быть размещение иллюстративного материала с кратким комментарием, авторские колонки, заметки и рецензии о культурных мероприятиях и книжных новинках. Ориентированию в блогосфере культурной направленностью помогают существующие в интернете списки блогов по литературе, живописи, кино, имеющие рекомендательный характер, как, например, «Шесть блогов в Инстаграме по культуре и искусству»5, «58 ресурсов для тех, кто хочет разбираться в культуре»6 и т. д. В Китае существует список популярных блогов

1 URL: https://weibo.eom/u/5446215268

2 URL: https://weibo.eom/u/2949488427

3 URL: http://www.sxd.cn/

4 URL: http://www.chnmus.net/

5 URL: https://vibirai.ru/articles/shest_blogov_v_instagram_pro_kulturu_i_iskusstvo-2525241

6 URL: https://blog.mann-ivanov-ferber.ru

культурной направленности ^H^ftW^^^Ä1, на специальном сайте2 размещается их недельный рейтинг ^^^^Ш^ЙИт^.

Сходство и отличие китайской и русскоязычной блогосферы культурной направленности в первом приближении

Проведенный нами сопоставительный анализ позволил нам выявить несколько отличительных особенностей русскоязычной и китайской блогосферы, а также определенное сходство. Отличия касаются в первую очередь содержательной стороны блогов.

Китайские блоги в основном посвящены китайской культуре и ее специфике. Данный факт объясняется целями и установками государственной политики, а именно провозглашенной правительством Китая стратегией культурного строительства. Эта стратегия призвана возрождать и интегрировать китайскую культуру в мировую. На Третьем пленарном заседании XVIII Всекитайского съезда ЦК КПК было отмечено, что выход китайской культуры во внешний мир является наиболее эффективным средством для совершенствования китайской культуры и укрепления мягкой силы страны.

Руководители основных средств массовой информации заставляют блоггеров уделять больше внимания темам, связанным с китайским колоритом. Всё более заметной становится тенденция использовать медиа-платформы для оживления и возрождения китайской традиционной культуры. Количество блогов о западной культуре и других культурах в качестве основной части относительно невелико и имеет особую аудиторию. В последние годы популярными темами блогосферы являются национальная анимация, китайский рэп.

Особое место занимают блоги, посвященные русской литературе, музыке и театру. Интерес к русской культуре связан с трансфером культурных ценностей специалистами СССР в рамках помощи в построении социализма (1959-1960). По сей день такие произведения, как «Как закалялась сталь» Н. А. Островского, «Буревестник» М. Горького и «Катюша» хорошо известны китайскому народу. Понимание и восприятие китайцами русской культуры сегодня не сильно отличается от того, что было несколько десятилетий назад. Основными читателями

1 URL: http://book.sina.com.cn/blog/list.shtml

2 URL: http://blog.sina.com.cn/lm/top/cul/week.html

блогов русской культуры являются молодые интеллектуалы, любящие литературу и искусство, или те, кто занимается русским языком.

Содержание русскоязычных блогов культурной направленности отличается многообразием тем, авторы обращаются как к общим темам, так и узкоспециальным. Среди них есть блоги, посвященные китайской культуре, например, Магазета1, ЭКД2.

Сходство блогов культурной направленности наблюдается в использовании языковых стилей. В официальных блогах КНР используется только официальный язык, а в блогах, созданных как отдельными блогерами, так и целыми коллективами единомышленников, допускаются разговорные варианты и инвективы. Аналогичную картину мы наблюдаем в российской блогосфере культурной направленности, при этом, как правило, мы можем говорить также о совершено противоположных тенденциях. С одной стороны, во многих блогах мы находим употребление профессиональной лексики - как со стороны блогеров, так и их подписчиков. С другой стороны, блоги представляют собой единственное место, где допускается нецензурная лексика.

Сходен также формат представления материала: определенной схеме подчинены блоги официальных учреждений культуры, но и индивидуальные блогеры выбирают свой особый стиль подачи материала, который часто становится их «визитной карточкой».

Заключение

Сопоставительный анализ блогов культурной направленности показал как общие, так и отличительные черты данной отрасли русскоязычной и китайской блогосферы. С формальной точки зрения блоги на используемых платформах имеют одинаковую организацию, но отличаются по внутреннему дизайну, иллюстрациям и верстке текста.

Наибольшее различие мы обнаружили в содержательной части. Китайские культурные блоги обращают внимание на наследие традиционной культуры и привлекают внимание молодежи с помощью новых медиа - блогов. Русскоязычные блоги культурной направленности имеют широкий спектр тем и могут включать в себя как авторские тексты, так и фото- / видеоряд с комментариями или без них.

1 URL: https://magazeta.com/category/culture/

2 URL: https://ekd.me/blog/

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Бодалев А. А. Блогосфера // Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А. А. Бодалева. 2011. URL: https://vocabulary.ru/ termin/blogosfera.html (дата обращения: 22.03.2021).

2. Савенков В. Д. Функции блогосферы в РФ и США в XXI веке: сходства и различия // Социодинамика. 2018. № 3. С. 16-26.

3. Ибраева А. Ф. Языковые особенности текстов англоязычной и русскоязычной блогосферы // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2018. № 8(86). Ч. 2. C. 333-336.

4. Белобров К. В. Культурный интерес в современной блоговой театральной культуре // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 5 (85). С. 35-43.

5. Белобров К. В. Кинообзоры на youtube как форма репрезентации интереса к кино // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 51. С. 70-75.

6. Свергунова Н. М. Библиотеки в блогосфере: современные тенденции // Научные и технические библиотеки. 2019. № 4. С. 28-36.

7. Колозариди П. В. Блогбастер: как устроена российская блогосфера. URL: https://www.gazeta.ru/comments/2019/07/14_a_12470461. shtml?datesubscribe=18072019 (дата обращения 25.03.2021).

8. Расторгуев А. Специальный доклад московского офиса компании Mmd. Не совсем самиздат. Взгляд на российскую блогосферу / под редакцией Стивена Лока. 2007. URL: https://gtmarket.ru/files/research/Mmd-A-Look-at-the-Russian-Blogosphere.pdf (дата обращения: 15.02.2020).

REFERENCES

1. Bodalev, A. A. (2011). Blogosfera (Blogosphere). In: A. A. Bodalev (ed.), Psihologija obshhenija. Jenciklopedicheskij slovar'. https://vocabulary.ru/ termin/blogosfera.html (date of access: 22.03.2021) (In Russ.)

2. Savenkov, V. D. (2018). Functions of the blogosphere in the Russian Federation and the United States in the XXI century: similarities and differences. Sociodinamika, 3, 16-26. (In Russ.)

3. Ibraeva, A. F. (2018). Linguistic features of texts of English and Russian blogosphere. Philology. Theory & Practice, 8(86), p. 2, 333-336. (In Russ.)

4. Belobrov, K. V. (2018). Сultural interest in contemporary theatre blog culture. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts, 5 (85), 35-43. (In Russ.)

5. Belobrov, K. V (2020). Movie reviews on youtube as a representation of movie interest. Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts, 51, 70-75. (In Russ.)

6. Svergunova, N. M. (2019). Libraries in blogosphere: Modern trends. Scientific and Technical libraries, 4, 28-36. (In Russ.)

7. Kolozaridi, P. V. (2019). Blogbaster: kak ustroena rossijskaja blogosfera = Blogbuster: how the Russian blogosphere works. https://www.gazeta.ru/ comments/2019/07/14_a_12470461.shtml?datesubscribe=18072019 (date of access 25.03.2021). (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Rastorguev, A. (2007). Special'nyj doklad moskovskogo ofisa kompanii Mmd. Ne sovsem samizdat. Vzgljad na rossijskuju blogosferu = Special report of the Moscow office of Mmd. Not entirely self-published. A look at the Russian blogosphere. https://gtmarket.ru/files/research/Mmd-A-Look-at-the-Russian-Blogosphere.pdf (date of access: 15.02.2020). (In Russ.)

Информация об авторе

Костева В. М. - доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры общего и сравнительного языкознания Института иностранных языков им. М. Тореза, Московского государственного лингвистического университета

Information about the author

Лю Юйхань - аспирант кафедры общего и сравнительного языкознания Института иностранных языков им. М. Тореза, Московского государственного лингвистического университета

Статья поступила в редакцию 01.06.2021; одобрена после рецензирования 30.06.2021; принята к публикации 02.07.2021

The article was submitted 01.06.2021; approved after reviewing 30.06.2021; accepted for publication 02.07.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.