Научная статья на тему 'Культурный интерес в современной блоговой театральной культуре'

Культурный интерес в современной блоговой театральной культуре Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
482
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГОСФЕРА / СЕТЕВАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНЫЙ СОФТ / КУЛЬТУРНЫЙ ИНТЕРЕС / КУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ВИРТУАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / ИНТЕРНЕТ-ТЕАТР / BLOGOSPHERE / NETWORK CULTURE / CULTURAL SOFTWARE / CULTURAL INTEREST / CULTURAL COMMUNICATION / VIRTUAL COMMUNITY / INTERNET THEATER

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Белобров Константин Васильевич

В статье уточняются понятия культурного интереса и блогосферы как пространства культурной коммуникации. Автор утверждает, что аналогично правилам для компьютерных программ культурные интересы определяют правила, организующие сами блоги. Понимание культурного интереса как организующего начала блогосферы рассматривается на материале блогов, посвящённых театру и театральной культуре. Отдельно анализируется внедрение современных цифровых технологий в театр и их влияние на динамику культурного интереса. Характеризуются взаимоотношения культурного и политического интересов на фоне развития блогосферы как культурного софта, сетевой культуры в целом. В работе рассмотрены теории, посвящённые динамике блогового культурного интереса, его эволюции в российской культурной жизни в последние годы. Демонстрируются неоднозначные оценки данного культурного феномена деятелями науки и культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL INTEREST IN CONTEMPORARY THEATRE BLOG CULTURE

The article clarifies the concepts of cultural interest and the blogosphere as a space of cultural communication. The author argues that, similar to the rules for computer programs, cultural interests are the rules that organize the blogs themselves. Understanding cultural interest as the organizer of the beginning of the blogosphere is viewed on the material of blogs devoted to theater and theatrical culture. The introduction of modern digital technologies into the theater and their influence on the dynamics of cultural interest are analyzed separately. Characterized by the relationship of cultural and political interest against the background of the development of the blogosphere as a cultural software, network culture in general. The paper deals with theories devoted to the dynamics of blogging cultural interest, its evolution in Russian cultural life in recent years. Ambiguous assessments of this cultural phenomenon by scientists and cultural workers are demonstrated.

Текст научной работы на тему «Культурный интерес в современной блоговой театральной культуре»



^УХ^УЛЬТУРНЫЙ ИНТЕРЕС В СОВРЕМЕННОЙ БЛОГОВОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

УДК 130.2:004.738.5 К. В. Белобров

Московский государственный институт культуры

В статье уточняются понятия культурного интереса и блогосферы как пространства культурной коммуникации. Автор утверждает, что аналогично правилам для компьютерных программ культурные интересы определяют правила, организующие сами блоги. Понимание культурного интереса как организующего начала блогосферы рассматривается на материале блогов, посвящённых театру и театральной культуре. Отдельно анализируется внедрение современных цифровых технологий в театр и их влияние на динамику культурного интереса. Характеризуются взаимоотношения культурного и политического интересов на фоне развития блогосферы как культурного софта, сетевой культуры в целом. В работе рассмотрены теории, посвящённые динамике блогового культурного интереса, его эволюции в российской культурной жизни в последние годы. Демонстрируются неоднозначные оценки данного культурного феномена деятелями науки и культуры.

Ключевые слова: блогосфера, сетевая культура, культурный софт, культурный интерес, культурная коммуникация, виртуальное сообщество, интернет-театр.

K. V. Belobrov

Moscow State Institute of Culture, the Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

CULTURAL INTEREST IN CONTEMPORARY THEATRE BLOG CULTURE

The article clarifies the concepts of cultural interest and the blogosphere as a space of cultural communication. The author argues that, similar to the rules for computer programs, cultural interests are the rules that organize the blogs themselves. Understanding cultural interest as the organizer of the beginning of the blogosphere is viewed on the material of blogs devoted to theater and theatrical culture. The introduction of modern digital technologies into the theater and their influence on the dynamics of cultural interest are analyzed separately. Characterized by the relationship of cultural and political interest against the background of the development of the blogosphere as a cultural software, network culture in general. The paper deals with theories devoted to the dynamics of blogging cultural interest, its evolution in Russian cultural life in recent years. Ambiguous assessments of this cultural phenomenon by scientists and cultural workers are demonstrated.

Keywords: blogosphere, network culture, cultural software, cultural interest, cultural communication, virtual community, Internet theater.

БЕЛОБРОВ КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ - аспирант кафедры культурологии факультета

государственной культурной политики Московского государственного института культуры BELOBROV KONSTANTIN VASILYEVICH - doctoral student of the Department of Culturogy, the Faculty of State Cultural Policy, the Moscow State Institute of Culture

e-mail: belobrov.kostya@yandex.ru © Белобров К. В., 2018

Для цитирования: Белобров К. В. Культурный интерес в современной блоговой театральной культуре // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 5 (85). С. 35-43.

Виртуальное киберпространство и коммуникативные процессы внутри него уже достаточно длительное время исследуются учёными разного профиля. Их изучению посвящены культурологические, политологические, философские, социологические и другие исследования. Одним же из самых обсуждаемых феноменов сетевой культуры является блог, дискуссии о котором ведутся не только в научной среде. При этом он рассматривается с разных ракурсов и точек зрения: и как модернистская форма личного дневника, и как новаторское средство массовой информации, что, на наш взгляд, создаёт трудности в понимании сущности этого явления.

Одним из важных аспектов данного феномена, который достоин научного исследования, является взаимосвязь культурного интереса и блогов, возможность формирования и развития культурного интереса посредством медиакоммуникации и блогосфе-ры. Современная гипертехнологичная окружающая среда, рост коммуникативной глобализации не только видоизменили наше восприятие и организацию пространства и времени, модифицировали саму суть нашей культуры, но и послужили причиной появления множественных цепных реакций, сформировали конгломераты пользователей мобильных сетей, которые стали более активно транслировать своё мнение о новых произведениях искусства, в частности театрального, посредством Глобальной сети и блоговой коммуникации.

Невозможно свести критический анализ цифровой культуры к обсуждению узких понятий «кибер», «цифровой», «откры-

тый доступ», «Интернет» и т.д., поскольку это не позволит понять, что представляет собой блогосфера как новая коммуникационная среда и современные цифровые средства - как средства коммуникации, а также в чём суть их функционирования. Не сконцентрировавшись на изучении сущности блога и культурного интереса в нём, мы будем сосредоточены лишь на рассмотрении следствий, но не причин: например, будем иметь дело с «видимым» проявлением культурного интереса, не различая того, что стоит за производством данной реальности, а именно - каковы взаимодействия и взаимовлияния блогов и социальных структур современности.

Однако вне зависимости от того, как атрибутируется существование современных обществ, все выделяемые характеристики указывают на очевидное: наш современный мир сложно представить без культурной наполненности, культурных потребностей и культурного интереса, которые реализуются в том числе посредством блогов. Появление новых медиа непосредственно влечёт за собой и образование новых форм культурного интереса. В современных реалиях образовался так называемый культурный софт - разнообразные программы и базы данных, работающие на серверах компаний, позволяющие пользователям редактировать их: оставлять комментарии, ком-муницировать между собой. Можно провести аналогию между написанием программ культурного софта и написанием «культурных программ» - блогов. Блоги пишутся по определённым правилам. Если формулы -правила для компьютерных программ, то

интересы - правила для блогов. Блоги пишут те, у кого есть культурный интерес, и, наоборот, кто не интересуется, тот не участвует ни в создании блогов, ни в блоговой коммуникации.

И при написании программ культурного софта, и при создании блогов действуют общие принципы: создают и пишут ровно столько, сколько даёт возможность сам блог или программа, пишут, предполагая, что реципиенты воспользуются и прочитают, примут участие в коммуникации. Пишут и создают, ожидая обратную связь. Блоги относятся непосредственно к культурному софту. Культурный софт в последние годы активно начинает взаимодействовать и с другими культурными феноменами, например, с театром и кинематографом, поскольку среди феноменов культуры, определяющих культурное развитие людей, они занимают одно из важнейших мест.

Своеобразие театрального искусства объясняется характером связи с аудиторией и обществом в целом, поэтому современный театр представляет собой сложную коммуникативную систему, где живой процесс культуры разворачивается непосредственно перед зрителем в противовес киноискусству, которое посредством уникальных приёмов, технологий, специалистов запечатлевает культурный феномен и впоследствии транслирует его зрителям. Но специфика настоящего момента в развитии театра и кино состоит в изменении жизненного цикла культурного интереса к ним, что обусловлено новыми возможностями коммуникации. Так, коммуникация реципиентов театрального и киноискусства приобретает черты нового культурного феномена вследствие развития блоговой сферы.

Блогосфера ведёт к трансформации всего процесса детерминируемого культур-

ными интересами восприятия произведения искусства. Участники блогов способны продлить жизнь своих культурных интересов, используя виртуальное пространство не только как коммуникацию, но и как перцепцию и герменевтику театрального искусства, создавая его новую культурно-феноменологическую определённость.

Ведь общение зрителей между собой и с другими пользователями может осуществляться в блоговой сфере задолго до показа самих произведений, непосредственно во время трансляции и длительное время после неё. Анализ таких блогов способствует выявлению различных состояний культурного интереса к театру, позволяет глубже проникнуть в их непосредственную структуру и одновременно фиксировать влияние, осуществляемое ими на культуру общества в целом.

Театр уникален среди других видов искусства своей географической локацией. Столичные театры отличаются географической привязанностью к выдающимся центрам художественных инноваций (Нью-Йорк, Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Париж, Москва, Санкт-Петербург и т.д.). Поэтому люди, не живущие в этих мегаполисах, но желающие участвовать в театральной жизни общества, могут, наряду с эпизодическими посещениями спектаклей этих театров, приобщиться к ней, читая и создавая блоги в Глобальной сети.

Блоги имеют преимущество перед традиционными СМИ в том, что они могут быть более неформальными и, следовательно, более откровенными, чем статьи, опубликованные в газетах и журналах. Блоги позволяют читателям и зрителям из первых рук получать информацию о художественных и деловых практиках профессиональных театров по мере их появления.

Кроме того, культурный интерес человека, находя выражение в комментариях к блогам и в процессе создания своего бло-га, актуализирует различного рода дебаты и дискуссии, реализуется в сетевом обмене специализированными знаниями.

Обратим внимание на другую особенность блоговой культуры: культурные интересы в этой области умиротворяюще влияют на политические процессы. Те люди, которые выражают своё мнение в блоге, менее склонны делать это на улице, а постоянное участие в блоге для выражения своих культурных интересов делает их приоритетными над политическими. Так, Ж. Бодрийяр, анализируя предпосылки развития постмодернистского общества, то есть в том числе дающего людям возможность выражения своих интересов в блоговой сфере, утверждал, что политическая сфера в условиях массового общества значительно сокращается. Массы, по сути своей, все менее и менее могут быть реальными субъектами политики, являясь в большей степени объектом политических и социальных процессов.

Американский учёный Г. Рейнгольд, автор понятия «виртуальное сообщество», назвал его социальным объединением, вырастающим из Сети. Он, в частности, отмечает, что виртуальные сообщества в большинстве своём не носят политического характера по причине того, что коммуникация в них не концентрирует внимание на реальной политической сфере, а захватывает её лишь косвенно, тогда как влияние интернет-коммуникации на культурные интересы прослеживается очень чётко.

Столь же актуальны для нашей темы статьи воззрения немецкого философа и социолога, создателя концепций коммуникативного действия и этики дискурса Ю. Ха-бермаса, который неоднозначно оценива-

ет влияние Интернета на публичную сферу. С одной стороны, он отмечает подрывное воздействие Глобальной сети на авторитарные режимы, сопровождающееся выхолащиванием достижений традиционных публичных сфер, что связано с концентрированием внимания «анонимной и рассеянной аудитории на неких избранных сообщениях [12]». С другой стороны, его утверждение, что электронная революция в СМИ может «уничтожить сцену для элитарных выступлений тщеславных интеллектуалов [12]», также свидетельствует в пользу остужающего политические страсти влияния Сети. Политические интересы здесь также уступают место культурным интересам.

Применяя мысли выдающегося философа к анализу блогосферы, можно заключить, что в ней сохраняется площадка для интеллектуалов, поскольку присутствуют авторитетные пользователи, журналы которых становятся популярными и приобретают возрастающее влияние. Однако это влияние оказывается культурным, а не политическим. Поэтому в действительности, по крайней мере в российской действительности, блоги подпитываются культурными, а не политическими интересами.

Среди других особенностей блогосферы Ю. Хабермас называет более высокий средний возраст пользователей, преобладание среди них совершеннолетних профессионалов, высокую степень связности между дневниками и влияние ЖЖ на онлайновые и оффлайновые медиа. Однако стоит отметить, что эта характеристика относится к блогам сервиса LiveJournal.com, в то время как проводимые «Яндексом» исследования блогосферы русскоязычного сектора Интернета показывают, что по общему числу акка-унтов в России его превосходят такие блого-хостинги, как LiveInternet.ru и Blogs.Mail.ru.

Среди отечественных философов культуры, обращающихся к изучению интернет-пространства в связи с культурными интересами, также бытует мнение о том, что Интернет скорее благо, наполняющее общество культурной информацией, нежели зло, сталкивающее людей друг с другом [5]. При этом вышеприведённый анализ свидетельствует о том, что развитие блогосферы, к которому с осторожностью относится официальная российская элита, в меньшей степени, чем кажется, способствует росту политической активности, скорее способствуя культурной активности людей. Поэтому, по нашему мнению, вместо предложений по ограничению виртуальной реальности представителям власти следовало бы сосредоточиться на её развитии, по крайней мере там, где это касается театрального искусства.

Если обратиться к мнению не философов, а практиков культуры, то они как раз озабочены снижением качества культурных интересов в блоговой сфере. Так, редактор отдела культуры журнала «Огонёк», колумнист деловой газеты «Взгляд» Андрей Архангельский в статье «Театр и массовая культура» о Российском академическом молодёжном театре «РАМТограф» утверждает, что при анализе театральной культуры нельзя полностью полагаться ни на мнения профессиональных критиков, поскольку они в своих суждениях слишком «однобоки» и профессионально предвзяты, ни на мнения блогеров, которые, наоборот, в своих суждениях и оценках проявляют поверхностный и слишком узкий взгляд. «Негативные моменты ЖЖ уравниваются его положительными качествами. В социальном плане это положительное явление, в культурном, скорее, отрицательное. С социальной точки зрения ЖЖ сегодня исполняет исключительно важную роль: фактически

является единственной площадкой, где возможен бесцензурный разговор. Для демократического общества этот факт является весомым аргументом в его пользу [11]».

В межличностной коммуникации реализуется целый ряд информационных интересов, отражающих различные информационные потребности. Одним из них является интерес к верификации информации, полученной через средства массовой информации, а с развитием блогосферы на законодательном уровне принято постановление считать редактируемые веб-страницы, то есть блоги, с ежедневной аудиторией реципиентов свыше 3 000 человек в сутки, СМИ, соответственно, популярные блоги в большинстве своём являются СМИ, а «полнота реализации информационных интересов через СМИ не только технически, но и социально, экономически, идеологически и т.д. более чем обусловлена [6]».

Многочисленные обращения к Глобальной сети свидетельствуют о разнообразии интересов, лежащих в основе такого обращения, через которые представляется возможным характеризовать культуру их носителей. Применительно к конкретным интересам, к театру, это поможет охарактеризовать зрительскую аудиторию - как профессиональную, включённую в производство культурных продуктов, так и «сетевых странников», участвующих в данных площадках, и привлечённых сторонних коммуникантов.

Культурный интерес обусловливает возможность бинокулярного рассмотрения проблемы, то есть не только «изнутри» (с помощью изучения тенденций, примеров, непосредственного участия в интернет-коммуникации). Проявляясь в виде культур-философского контент-анализа экспериментов и новаций в современном театральном

искусстве, он также продлевает жизнь театру «снаружи». Блоги выполняют функцию «ретранслятора», через который реципиенты удовлетворяют свои культурные запросы. Они (блоги) возникают и развиваются из необходимости доставить разнообразную информацию пространственно рассредоточенной массовой аудитории. Потребность в массовой трансляции эмоциональных смыслов также способствует появлению и популяризации блогов, ставших средой, в которой производятся, живут и исчезают культурные интересы.

Уже шла речь о том, что главной особенностью блогов является их публичность и возможность двусторонней коммуникации, что позволяет пользователям выражать своё мнение в режиме реального времени, а исследователям проводить актуальный анализ тех или иных проблем. Развитие блого-вой коммуникации в свете медиатехноло-гий способствовало развитию виртуальной реальности из онтологически обоснованного стремления человека создавать альтернативный мир, проявляющийся здесь и сейчас, преимущественно знаково, и радикально меняющий пространственно-временной континуум. И немаловажным моментом в этом свете является участие в интернет-коммуникации самих театров и театральных площадок, которое осуществляется разнообразными путями и преследует различные цели: реклама, культурное просвещение, привлечение целевой аудитории, меценатство и т.д. При этом театр стремится охватывать обширный спектр технологий - от классических театральных до электронных, позволяющих воспринимать театр, в частности, как цифровой перформанс.

Вспомним, что как вид искусства театр - один из наиболее древних и сложных, и интересом к себе, своим рождением он обя-

зан выделению театрального действа из толпы путём создания реальной площадки. Сегодня его существование как предмета культурного интереса обеспечивается завоеванием им виртуальной площадки. Без представленности в интернет-пространстве театр рискует оказаться географически локализованным местом реализации культурных интересов немногих зрителей, связанных с местом расположения театра, или эпизодически реализующих свои культурные интересы туристов и паломников, в связи с чем его роль как медиума культуры будет уменьшаться.

Уже появился и успешно реализуется так называемый интернет-театр. Технология интернет-театра предполагает в своей работе систему многопотокового вещания, то есть обеспечивает зрителю вовлечение и интерактивность. Конечный результат, созданный пользователем на материале многопотокового вещания, переданного напрямую из театрального пространства к нему на экран компьютера, не может быть идентичен конечному результату другого человека, находящегося за компьютером в офисе и наблюдающего за тем же вещанием на экране. Запечатлеть всё действие целиком и создать наиболее объективную картину спектакля здесь не является единственной целью. Пользователь может временно покидать трансляцию, отвлекаться, возвращаться обратно и улавливать интересные для себя моменты, фиксировать их тем способом, который покажется ему наиболее приемлемым.

Свои каналы в Глобальной сети имеют такие популярные театры, как Малый театр, который сначала демонстрировал многочисленные видеозаписи своих спектаклей, а затем создал собственный интернет-канал «Малый-ТВ», где в режиме реаль-

ного времени транслирует многочисленные программы о Малом театре и премьер-ные спектакли. В 2016 году собственным каналом в Интернете обзавёлся и знаменитый Большой театр, который использовал уникальную разработку компании ВСС - платформу МЕБ1Л8ТЛОЕ™, обладающую богатым набором современных интерактивных медиасервисов, которые предоставляют пользователям максимально удобные возможности просмотра и персонификации видеоконтента.

В Сети уже несколько лет работает уникальный интернет-театр под названием «Свободная площадка», где каждый может посмотреть самые модные спектакли с участием российских звезд. Отбор происходит после согласования с театром, где поставлена пьеса. Так театр выходит на уровень современных коммуникаций, создавая в Сети виртуальное место встречи театра и зрителей. При этом в интернет-театре можно не только посмотреть онлайн-трансля-ции спектаклей, но и побывать на репетициях, заглянуть за кулисы, посетить лекции известных театроведов, обсудить события театральной жизни и опубликовать свои отзывы.

Таким образом, Глобальная сеть, бло-госфера, современные цифровые и сетевые технологии предоставляют театральному искусству уникальную возможность расширять сферу своего культурного влияния на

реципиентов, открывать новые сферы реализации культурного интереса и преумножать уже существующие, привлекая зрителя к коммуникации и продуктивному диалогу. «Шум», который создаёт блогосфера, передаётся и в профессиональные круги, формируя обратную связь зрителя с режиссёрами и актёрами. Культурный интерес к театру, перемещаясь в блоговую сферу, продлевает жизнь спектаклям, дополняет их зрительской критикой и симпатиями, а в теоретико-культурологическом смысле позволяет привлечь «третью (виртуальную) реальность» для более полной характеристики театра (и кино) как «второй реальности», как реальности культуры.

Весьма ощутимо влияние интернет-коммуникации на смежные области. Появление новых понятий, таких, например, как «культурный софт» и другие, отражает развитие не только технологий, но и социальных медиа и культурных практик. Существование модернистских театральных идей в интернет-пространстве способствует формированию новых выразительных средств театрального представления. Культурные интересы театральных зрителей становятся интересами театральных блогеров и способствуют, в свою очередь, не только развитию технологий вовлечения в театральные проекты людей, разрозненных по географическому признаку, но и становлению креативной среды для формирования новых форм на стыке театра, индивидуального опыта и социальных сетей.

Примечания

1. Алексеева И. Ю. Возникновение идеологии информационного общества [Электронный ресурс] // Информационное общество. 1999. Вып. 1. URL: http://www.iis.ru/events/19981130/alexeeva.ru.html

2. Богданова Д. Блоги в системе сетевых коммуникаций [Электронный ресурс] // Регла : научно-культурологический журнал. 2006. № 13 (135). URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main%3Ftextid%3D1093%26level1%3Dmain%26level2%3Darticles

3. Гаджиев К. С. Новая «Великая трансформация //Вопросы философии. 2017. № 7. С. 75-86.

4. Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика. Москва : Юнити-Дана, 2005. 383 с.

5. Китов Ю. В. Культурные интересы: Сущность и структура: дис. на соиск. учён. степ. доктора философских наук : 24.00.01 / Китов Юрий Валентинович. Москва, 2001. 323 с.

6. Китов Ю. В. Человек интересующийся : монография. Москва : МГУКИ, 2001. 255 с.

7. Культурная политика и культурный менеджмент : коллективная монография / Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства ; [науч. ред. Н. К. Ваганова]. Санкт-Петербург : СПбГАТИ, 2003. 181 с.

8. Лавров О. А. Дистанционное обучение: устойчивые структуры учебного материала // Вопросы Интернет Образования : электронный научно-практический журнал. 2004. № 19. С. 59-64. URL: http://vio.uchim.info/Vio_19/cd_site/articles/art_1_11.htm

9. Родионова Л. Д. Блоги в Интернете. Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2005. 240 с.

10. Романов А. А., Панько А. В. Маркетинговые коммуникации : [современные подходы и методы, живые примеры из практики российских компаний]. Москва : Эксмо : Eksmo education, 2006. 426 с. : ил., табл.

11. Театр и массовая культура [Электронный ресурс] // РАМТограф. Газета о Российском академическом Молодёжном театре : [веб-сайт]. Электрон. дан. 2010. Вып. № 5, февраль. URL: http:// ramtograf.ru/february2010/tema.html

12. Хабермас Ю. Первым почуять важное. Что отличает интеллектуала [Электронный ресурс] // Неприкосновенный запас : [веб-сайт]. Электрон. дан. 2006. 3 (47). URL: http://magazines.russ.ru/ nz/2006/47/ha2.html

References

1. Alekseeva I. Yu. Vozniknovenie ideologii informatsionnogo obshchestva [The emergence of the ideology of the information society]. Information Society. 1999, vol. 1. Available at: http://www.iis.ru/ events/19981130/alexeeva.ru.html

2. Bogdanova Dina Blogi v sisteme setevykh kommunikatsiy [Blogs in the network communications system]. Scientific and cultural journal "Relga". 2006, no. 13 (135). Available at: http://www.relga.ru/Environ/ Web0bjects/tgu-www.woa/wa/Main%3Ftextid%3D1093%26level1%3Dmain%26level2%3Darticles

3. Gadzhiev K. S. The New 'Great Transformation'? Voprosy filosofii [Problems of Philosophy]. 2017, no. 7, pp. 75-86. (In Russian)

4. Kalmykov A. A., Kokhanova L. A. Internet-zhurnalistika [Internet journalism]. Moscow, Unity-Dana Publishing Houseб 2005 383 p.

5. Kitov Yu. V. Kul'turnyye interesy: Sushchnost' i struktura. Diss. dok. filos. nauk [Cultural interests: Essence and structure. Dr. philos. sci. diss.]. Moscow, 2001. 323 p.

6. Kitov Yu. V. Chelovek interesuyushchiysya [A human interested in]. Moscow, Publishing house of the Moscow State University of Culture and Arts, 2001. 255 p.

7. Vaganova N. K., ed. Kul'turnaya politika i kul'turnyy menedzhment: kollektivnaya monogragiya [Cultural policy and cultural management: A collective monograph]. St. Petersburg, Publishing house of the St. Petersburg State Academy of Theatrical Arts, 2003. 181 p.

8. Lavrov O. A. Distantsionnoe obuchenie: ustoychivye struktury uchebnogo materiala [Distance learning: sustainable structures of educational material]. Voprosy Internet Obrazovaniya: elektronnyy nauchno-prakticheskiy zhurnal [Internet Education Questions]. 2004, no. 19, pp. 59-64. Available at: http://vio. uchim.info/Vio_19/cd_site/articles/art_1_11.htm

9. Rodionova L. D. Blogi v Internete [Blogs on the Internet]. St. Petersburg, Publishing House of the St. Petersburg State University, 2005. 240 p.

^ Теория культуры bill! i!) 1

10. Romanov A. A., Panko A. V. Marketingovye kommunikatsii: sovremennyepodkhody i metody, zhivye primery izpraktiki rossiyskikh kompaniy [Marketing communications: modern approaches and methods, living examples from the practice of Russian companies]. Moscow, Publishing House "Eksmo", 2006. 426 p.

11. Teatr i massovaya kul'tura [Theater and mass culture]. Ramtograph. Newspaper about the Russian Academic Youth Theater. 2010, issue 5, February.

12. Khabermas Yu. [Habermas Jürgen] Pervym pochuyat' vazhnoe. Chto otlichaet intellektuala [First to feel important. What distinguishes an intellectual]. NZ. 2006, no. 3 (47). Available at: http://magazines. russ.ru/nz/2006/47/ha2.html

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.