Научная статья на тему 'РУССКОЕ ЦЕРКОВНОЕ СЕРЕБРО В МУЗЕЙНЫХ СОБРАНИЯХ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ: СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ'

РУССКОЕ ЦЕРКОВНОЕ СЕРЕБРО В МУЗЕЙНЫХ СОБРАНИЯХ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ: СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
80
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РУССКОЕ ЦЕРКОВНОЕ СЕРЕБРО / МУЗЕЙНЫЕ СОБРАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ / СТОЛИЧНЫЕ И ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ В СОСТАВЕ КОЛЛЕКЦИЙ / ПРЕДМЕТНЫЙ СОСТАВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Исаева Нионила Николаевна

Цель исследования - рассмотреть структуру имеющегося в музейных собраниях Красноярского края фонда памятников русского церковного серебра по местам их изготовления, хронологии, стилистике декора и типологии предметов; выявить научный потенциал изучаемого материала для дальнейших исследований в сфере истории отечественной культуры и искусства. Научная новизна работы заключается в выявлении структурного своеобразия регионального массива произведений, которые представлены автором в виде опубликованного сводного каталога, описывающего экспонаты из семи музейных коллекций. В данной статье проясняется соотношение между изделиями московского производства и изделиями провинциальных мастерских, как приобретенных на крупных ярмарках, так и заказных. В результате показано, что провинциальный в административном и территориальном отношении регион не был изолирован от наполнения его художественными изделиями, произведенными в Москве и в ряде других признанных центров серебряного дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN CHURCH SILVER IN MUSEUM COLLECTIONS OF KRASNOYARSK TERRITORY: STRUCTURAL FEATURES OF REGIONAL ARTISTIC HERITAGE

The aim of the research is to examine the structure of the fund of Russian church silver monuments in the museum collections of the Krasnoyarsk Territory by the places of their manufacture, chronology, decor style and typology of objects; to reveal the scientific potential of the studied material for further research in the field of history of Russian culture and art. The scientific originality of the work lies in identification of the structural originality of the regional array of works, which are presented by the author in the form of a published consolidated catalogue describing exhibits from seven museum collections. This article clarifies the relationship between the works of Moscow production and the products of provincial workshops, both purchased at large fairs and ordered. As a result, it is shown that the administratively and territorially provincial region was not isolated from filling it with works of art produced in Moscow and in a number of other recognized centres of silver business.

Текст научной работы на тему «РУССКОЕ ЦЕРКОВНОЕ СЕРЕБРО В МУЗЕЙНЫХ СОБРАНИЯХ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ: СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ»

Е Л Ь С Т

4 гратота

Манускрипт • Manuscript

ISSN 2618-9690 (print)

2021. Том 14. Выпуск 10. С. 2225-2230 | 2021. Volume 14. Issue 10. P. 2225-2230

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru

RU

Русское церковное серебро в музейных собраниях Красноярского края:

структурные особенности регионального художественного наследия

Исаева Н. Н.

Аннотация. Цель исследования - рассмотреть структуру имеющегося в музейных собраниях Красноярского края фонда памятников русского церковного серебра по местам их изготовления, хронологии, стилистике декора и типологии предметов; выявить научный потенциал изучаемого материала для дальнейших исследований в сфере истории отечественной культуры и искусства. Научная новизна работы заключается в выявлении структурного своеобразия регионального массива произведений, которые представлены автором в виде опубликованного сводного каталога, описывающего экспонаты из семи музейных коллекций. В данной статье проясняется соотношение между изделиями московского производства и изделиями провинциальных мастерских, как приобретенных на крупных ярмарках, так и заказных. В результате показано, что провинциальный в административном и территориальном отношении регион не был изолирован от наполнения его художественными изделиями, произведенными в Москве и в ряде других признанных центров серебряного дела.

EN

Russian Church Silver in Museum Collections of Krasnoyarsk Territory: Structural Features of Regional Artistic Heritage

Isaeva N. N.

Abstract. The aim of the research is to examine the structure of the fund of Russian church silver monuments in the museum collections of the Krasnoyarsk Territory by the places of their manufacture, chronology, decor style and typology of objects; to reveal the scientific potential of the studied material for further research in the field of history of Russian culture and art. The scientific originality of the work lies in identification of the structural originality of the regional array of works, which are presented by the author in the form of a published consolidated catalogue describing exhibits from seven museum collections. This article clarifies the relationship between the works of Moscow production and the products of provincial workshops, both purchased at large fairs and ordered. As a result, it is shown that the administratively and territorially provincial region was not isolated from filling it with works of art produced in Moscow and in a number of other recognized centres of silver business.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной изученностью провинциальных собраний русского церковного серебра и редкостью их представления в виде каталогов, что затрудняет возможность систематизации материала на большом массиве памятников. Задачи данной работы: во-первых, выявить художественные центры, произведения которых бытовали в Сибири, и охарактеризовать ведущий центр; во-вторых, проследить стилевые предпочтения, характерные для различных периодов развития искусства; в-третьих, обозначить круг памятников, значимых не только в региональном музейном фонде, но и в общероссийском наследии. Основные методы исследования - систематизация материала и анализ выявленных групп произведений.

Теоретической базой данной публикации являются труды исследователей, посвященные классификации клейм (М. М. Постникова-Лосева, Н. Г. Платонова, Б. Л. Ульянова (1983)), характеристике столичных и региональных центров производства русского художественного серебра (М. М. Постникова-Лосева (1974), И. Д. Костина (2003), В. В. Игошев (1997), Т. Г. Гольдберг (1952)), а также опубликованные каталоги отдельных провинциальных музейных коллекций (В. В. Игошев (2020), Л. Д. Галузинская и Н. В. Свирина (2011), В. А. Пятых (1999),

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns210373

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

И. С. Родникова (2013), В. М. Уткина (2009)) и первый в России сводный каталог произведений русского церковного серебра, хранящихся в семи музейных собраниях Красноярского края (Н. Н. Исаева (2014)). В каталоге приведены архивные данные как о сохранившихся, так и об утраченных памятниках в соответствии с местами их первоначального бытования, а также об источниках их поступления в музеи. Практическая значимость исследования состоит в том, что раскрываемый в статье научный потенциал одного из разделов регионального наследия может быть использован в дальнейших исследованиях в сфере истории отечественной культуры и искусства, в частности, при разработке понятия «Художественная провинция».

Основная часть

Один из разделов художественного наследия, который содержит достоверные сведения о местах изготовления памятников, - это русское художественное серебро. В коллекциях музеев Красноярского края представлена церковная серебряная утварь с конца XVII в. по 1910-е гг., однако самым ранним датированным памятником является серебряный ковш работы амстердамского мастера Абрахама Галлуса I, датированный 1637 г. Ковш использовался в качестве сосуда для теплоты в енисейском Спасском монастыре (Исаева, 2014, с. 301-303).

С конца XVII до начала XX в. в собраниях края преобладают памятники московского серебряного дела. Клеймение серебра в Москве началось в конце XVII в. Постепенно к годовому клейму добавились маркировки с именниками мастеров, пробирных мастеров и альдерманов, обозначения пробы серебра и городовые клейма. Из 150-ти выявленных произведений 100 хранятся в Красноярском краевом краеведческом музее, остальные - в других региональных собраниях.

Наиболее раннее московское клеймо с буквенным обозначением даты (1698-1699 гг.) имеет напрестольный крест из Богоявленского собора г. Енисейска. Он хранился как реликвия в алтаре Введенского придела Богоявленского собора. Ковчег-мощевик первой трети XVIII в. с резным изображением Распятия с предстоящими и с именем Симеона Верхотурского среди множества перечисленных святых также принадлежал Богоявленскому собору г. Енисейска (Исаева, 2014, с. 88, 95).

Из числа произведений, происходящих из туруханского Троицкого монастыря, наиболее ранними (кон. XVII в. - 1726 г.) являются небольшой требный крест (с литой фигурой распятого Христа) и чеканный средник с просечной каймой из оклада нижней доски большого напрестольного Евангелия 1689 года издания. Оба произведения, несомненно, сохранились в пожаре 1726 года (Игошев, 1997, с. 91, 93).

Наиболее ранним памятником московской работы из енисейского Спасского монастыря является архимандритская митра с 17 черневыми дробницами. Время создания митры устанавливается по историческим обстоятельствам и аналогиям - конец XVII - начало XVIII в. Москва является предположительным местом изготовления дробниц. Отсутствие клейм на дробницах связано с низкой пробой металла (Исаева, 2014, с. 98). Московские клейма имеет напрестольный крест 1731 г. работы мастера Герасима Федорова Копылова (1700-1736) и оклад иконы с преподобной Марфой на поле (1748) мастера Сергея Михеева Яковлева. Потир туруханского Троицкого монастыря - одно из наиболее значительных произведений второй четверти XVIII в. в региональном наследии. Для его формы и такого характерного элемента декора, как просечной чеканный кожух на поддоне, имеется достаточное число аналогий среди памятников московского серебряного дела 1730-х гг. В первой половине XVIII в. московские мастера следуют стилевым традициям XVII века (Исаева, 2014, с. 101-106, 116).

В середине столетия становятся заметными стилевые изменения. Влияние стиля рококо присутствует как в оформлении оклада, так и в композиции иконы «Димитрий Ростовский перед образом Богоматери Вато-педской», найденной на территории Эвенкии. Оклад изготовлен мастером Петром Афиногеновым в 1759 году (Исаева, 2014, с. 117).

Памятники последней четверти XVIII в. оформлены в стиле классицизма. Это чеканный с черневыми дробницами оклад Евангелия 1786 г. из церкви Димитрия Ростовского села Подсопочного Красноярского уезда, потир и дискос 1788 г. из тюремной Петропавловской церкви г. Красноярска (Исаева, 2014, с. 125-130).

Оклады икон конца XVIII в. показывают высокий уровень чеканного мастерства московских серебряников. Это оклад иконы Рождества Христова из Благовещенской церкви г. Красноярска, чеканный оклад иконы Троицы Ветхозаветной с иконы, находившейся в алтаре Входоиерусалимской кладбищенской церкви г. Енисейска, оклад иконы Воскресения Христова из Троицкой кладбищенской церкви г. Красноярска. В окладах воспроизводится пластика облачений персонажей, а также подробно проработаны архитектурные и растительные компоненты пейзажных фонов (Исаева, 2014, с. 130-134).

Присутствие качественных памятников московского резного и чеканного серебра в удаленном от столицы регионе свидетельствует о том, что понятие художественной провинции в XVIII в. актуально не для всех областей искусства. Расстояние и трудности доставки не стали барьерами для поступления в сибирские храмы столичных произведений высокого мастерства.

Три произведения начала XIX в. обозначают филигрань как одну из излюбленных техник московских мастеров, представляющих поздний классицизм (ампир) в русском церковном серебре. Это оклад иконы великомученицы Варвары из Всехсвятской церкви г. Красноярска и напрестольный крест из Троицкой церкви села Казачинского Енисейского уезда. Третий памятник московской скани - лампада 1816 г. из туруханского Троицкого монастыря (Исаева, 2014, с. 139, 146, 154).

Филигранный декор с бирюзовой эмалью по скани присутствует в декоре еще одного характерного для центра и времени произведения - потира 1806 г. Потир принадлежал красноярскому Воскресенскому собору

и входил в комплект с дискосом 1806 г. На дискосе имеется вкладная надпись. Стилистически и хронологически близкий потир 1815 г. из Спасского собора г. Минусинска хранится в собрании МКМ (Исаева, 2014, с. 141-145).

Кадило 1817 г., созданное мастером с инициалами «Ф:Н», имеет форму, напоминающую декоративную вазу. Сама антикизированная форма предмета, его гибкий необычный силуэт, идеальная полусфера нижней емкости, вместе с аскетизмом декора, соответствуют эстетическим представлениям эпохи, последовавшей за 1812 годом (Исаева, 2014, с. 148).

Единственная дарохранительница в собрании КККМ, датированная 1835 годом, является памятником позднего ампира. Она принадлежала Успенской церкви г. Енисейска. Мотивы колоннады и триумфальной арки, зооморфное оформление ножек, пальметты в поясах чеканного декора, профилировки карниза и цоколя свидетельствуют об определенности в выборе стиля. Мастер, вероятно, Павел Никитин (1814-1847), далеко отошел от аскетизма формы и декора кадила 1817 г. Близкая по времени и оформлению дарохранительница имеется в собрании МКМ (Исаева, 2014, с. 157-160).

Памятники московского серебряного дела первой половины XIX века в музеях Красноярского края в отношении стиля последовательно представляют ампир и псевдо-рококо. Особо выделяется группа филигранных изделий периода расцвета этой техники в Москве. Типология серебряной утвари и окладов в этой группе весьма разнообразна. Половина именников на московских изделиях первой половины XIX в. пока не расшифрована. Однако, по-прежнему в Москве действовали не мастерские или фабрики, а отдельные мастера. Это один из интересных и продуктивных периодов в истории отечественного серебряного дела.

Московское серебро второй половины XIX в. может быть квалифицировано как художественный промысел или своего рода промышленность. Подавляющее большинство произведений этого времени являются тиражными, исключения составляют заказной оклад иконы Христа Вседержителя 1872 г., оклад иконы епископа Адрианопольского Александра 1893 г. и некоторые другие.

В краевом наследии представлены произведения мастерских И. И. Овчинникова, П. П. Перепелкина, И. В. Захарова, Ивана Егорова, С. Прохорова, Д. А. Горбунова, Н. В. Алексеева, а также фабрик В. С. Семенова, А. И. Куз-мичева, Е. А. Кузнецова. Штампованные облачения и профилированные рамки по краям пластин, плоскорельефные нимбы или накладные венцы с ажурным штампованным краем, некоторая доработка пластины резьбой, гильшировкой или чеканкой свойственны всем этим окладам. Созданные для недорогих подокладных икон, они выполняют не только декоративную функцию, но и изображают облачения, аксессуары.

Неполный именник мастера (или мастерской) на заказном окладе иконы Христа Вседержителя с видами 13 храмов второго Ачинского благочиния Енисейской епархии не позволяет установить изготовителя оклада 1872 г. Икона была написана в 1871 г. и поднесена сослуживцами благочинному протоиерею П. Г. Смирнову. Оклад для иконы сделан годом позднее в Москве. На нем в клеймах резьбой воспроизведены виды представленных на иконе церквей. При всех миниатюрности и схематизме изображений, клейма являются важным документальным источником для истории сибирской архитектуры (Исаева, 2014, с. 182).

Несомненно заказным является оклад иконы с изображением епископа Александра Адрианопольского в молении иконе Богоматери Казанской. Лучший в этом разделе коллекции оклад изготовлен в 1893 г. мастером С. М. Егорновым (1884-1908). Два сюжета иконы объединены датой чествования - 22 октября. Судя по чистоте работы и обширности палитры эмали, С. М. Егорнов - один из выдающихся московских мастеров эмали, переживавшей новый расцвет в конце XIX - начале ХХ в. Оклад происходит из Воскресенской церкви г. Енисейска (Исаева, 2014, с. 205).

В 1903 г. клеймом «СКЗ» помечен великолепный заказной складень с многоцветной эмалью (Христос Вседержитель, Праведная Анна и Иннокентий Иркутский). Складень заказной, изготовлен в Москве и преподнесен от 52-х поименно перечисленных сотрудников компании И. А. Субботину, одному из потомственных минусинских золотопромышленников (Исаева, 2014, с. 222).

Последнюю группу памятников московского серебряного дела составляют произведения, датированные по клеймам и аналогиям между 1899 - 1910-ми гг. Наряду с фабричными лампадами и окладами небольших икон с клеймами 1908-1917 гг. итоговым памятником московского центра является изящный напрестольный крест в неовизантийском стиле. Крест происходит из Красноярска, но его церковная принадлежность не установлена (Исаева, 2014, с. 237).

Церковное серебро, произведенное московскими мастерами, показывает, что в музеях Красноярского края вместе с изделиями ординарными встречаются оклады и утварь, исполненные по индивидуальным заказам. Не все периоды и характерные явления истории московского серебряного дела отражены в достаточной мере, что связано с условиями формирования коллекций. Тем не менее, преобладание московских памятников в церковном обходе сибирских церквей и в быту сомнений не вызывает.

Особо крупные имена исполнителей и комплексы авторских произведений в краевых собраниях отсутствуют. Региональная коллекция позволяет скорректировать хронологические рамки деятельности некоторых московских мастерских, ввести в научное обращение новые именники мастеров и расширить корпус произведений, доступных для дальнейшего исследования.

Вторая половина XVIII в. является исключительно продуктивным периодом в развитии провинциальных центров серебряного дела. В региональном фонде художественного наследия представлены как мастерские европейской части России, так и сибирские. По косвенным данным и по наличию церковной утвари, изготовленной из медных сплавов, нельзя исключить возможность работы по серебру в Енисейске, но собственного клеймения город не имел.

В коллекции КККМ хранятся 4 памятника тобольского серебряного дела. Два из них (оклады икон) имеют полные комплекты клейм. Оба оклада происходят из храмов г. Енисейска. На кадиле туруханского Троицкого

монастыря имеется именник мастера и герб Сибири, дата его исполнения (1765) устанавливается по имеющейся на поддоне владельческой надписи (Исаева, 2000, с. 426-438; Исаева, 2009, с. 206-227).

Напрестольный благословенный крест - одно из лучших произведений русского церковного серебра XVIII века. Он происходит из туруханского Троицкого монастыря. В связи с учреждением чина архимандрита (вместо игумена) монастырь обзавелся соответствующими предметами утвари. В Тобольске было заказано кадило (1765) и несохранившаяся архимандритская митра (1769). Благословенный крест отнесен к Тобольску как часть комплекса. Тобольские мастера имели навык создания подобных комплексов.

Автор напрестольного благословенного креста, изготовленного для удаленного заполярного монастыря, является одним из выдающихся мастеров серебряного дела своего времени. Он способен конкурировать с лучшими мастерами других центров, в том числе и столичных. Это был изощренный чеканщик и литейщик, он владел техникой черни и хорошо вписал черневые дробницы в ансамбль декора. Очень деликатно в композицию креста вкраплены драгоценные камни и жемчуг.

Судя по форме креста, его композиции и орнаментике, мастер не понаслышке был знаком со стилистикой рококо. Литая фигура Христа исполнена со знанием европейской или академической пластики. В качестве предположения можно допустить, что наряду с тобольскими цеховыми и городовыми мастерами в этом сибирском центре мог работать сторонний серебряник, например, из числа ссыльных, что в какой-то мере может объяснить отсутствие городского и пробирного клейма. Датировка креста не выходит за пределы 1760-х гг., когда были изготовлены кадило и митра туруханского Троицкого монастыря (1765 и 1769) (Исаева, 2014, с. 254).

Два тобольских оклада икон в собрании Красноярского краеведческого музея принадлежали заказным образам, содержащим изображения святых, тезоименных заказчикам. Оклад иконы с фигурами пяти избранных святых происходит из Спасского собора енисейского Спасского монастыря. Он создан в 1790 г. мастером Егором Зверевым и является одним из лучших памятников тобольского серебряного дела. Вероятным заказчиком иконы и оклада является одно из купеческих семейств города Енисейска. Мастер воплотил в окладе особое представление своего заказчика о красоте как избыточном изобилии и разнообразии форм, не подчиненных чистоте стиля (Исаева, 2014, с. 256).

Оклад 1799 г. принадлежал иконе Богоматери Знамение с четырьмя избранными святыми в угловых клеймах. Оклад заказной, происходит из Воскресенской церкви г. Енисейска, имеет полный комплект клейм. Мастер Петр Тимофеев Брюханов упомянут среди цеховых серебряников Тобольска с 1780 г. по 1823 г., был старшиной цеха тобольских серебряников (Исаева, 2014, с. 259).

Из других сибирских центров сибирского серебряного дела в двух краевых коллекциях представлены кресты, изготовленные из низкопробного серебра, которые классифицируются как нагрудные. Кресты одностороннего плоскорельефного литья носили на широких цепях. Их лицевая сторона слегка доработана резьбой. Православный миссионер М. Суслов, долгие годы работавший среди северных инородцев, отметил, что его подопечные приобретали подобные кресты в Вилюйске (Исаева, 2014, с. 261-265; Суслов, 1884, с. 104).

Начало производства якутских крестов следует отодвинуть к середине XVIII века. Добыча серебра в Якутии известна на Вилючане с 1748 года, а с 1760-х гг. - на Верхоянском хребте. По данным О. Н. Вилкова, якутские ремесла развивались в Вилюйском округе. Среди якутов имелись живописцы и резчики, к которым следует добавить литейщиков и ювелиров. Местом производства якутских крестов, именуемых «Сурэх», являлся г. Вилюйск или Вилюйский округ (Вилков, 1974, с. 204-223).

Оклад иконы Димитрия Ростовского 1797 г. в собрании Красноярского художественного музея является единственным памятником иркутского серебряного дела в музейном фонде Красноярского края (Исаева, 2014, с. 260).

Благодаря клеймам в музейных коллекциях выявлены произведения провинциальных центров, расположенных в европейской части России. Великий Устюг представлен двумя неполными окладами напрестольных Евангелий. Оклад 1773 г. из Троицкой церкви г. Енисейска с клеймами пробирного мастера А. И. Торлова и гербом в виде двуглавого орла и с буквами «В У» показывает свойственное этому центру высокое качество исполнения множества черневых дробниц. Своеобразие «обронной» устюжской резьбы представлено на щитках оклада корешка Евангелия, украшенных изображениями херувимов. Более ранний устюжский оклад принадлежал большому напрестольному Евангелию 1759 г. издания из Богоявленского собора г. Енисейска. От него сохранилась только литая ажурная застежка с изображением апостола Петра, а также одна из девяти дробниц оклада верхней доски с изображением Евангелиста Матфея. Согласно имеющимся архивным описаниям, большое Евангелие Богоявленского собора г. Енисейска было украшено, помимо черневых дробниц, чеканкой, резьбой и цветными камнями - сердоликами и изумрудами. Фрагментированные оклады Евангелий устюжского производства не только расширяют фонд известных в литературе памятников крупного провинциального центра, но и обозначают степень их продвижения в Сибирь (Исаева, 2014, с. 267-272).

Из среднерусских центров в коллекции краевого музея достойно представлен калужский. Корпус составляют два Евангелия в окладах, два комплекта чеканных наугольников и средников для верхних досок Евангелий, одна икона в окладе и характерные для этого центра накладные полосы, из которых составлялись рамы, украшавшие поля икон. Все произведения исполнены между 1782-1799 гг. По имеющимся клеймам пять предметов из шести относятся к мастерской М. К. Золотарева. Один оклад Евангелия 1799 г. помечен клеймом мастера-монограммиста «АШ». Памятники калужского серебряного дела происходят из церквей Красноярска и Енисейска, что фиксирует ареал их распространения на востоке страны.

Лучшим образцом калужского серебра является оклад 1791 г. на Евангелии Воскресенского собора г. Красноярска. Он обильно украшен не только финифтяными дробницами и стразами, но и умело подобранными ограненными цветными поделочными камнями - аметистами, аметистовидными кварцами, гранатами.

Небольшая по объему калужская коллекция, в отличие от московской, представляет качественные произведения лучших мастеров периода расцвета этого центра серебряного дела, ориентированного на торговлю ими на всех крупных российских ярмарках (Исаева, 2004, с. 538-561; Исаева, 2014, с. 239-251).

Ярославское серебряное дело 1760-х годов представлено в собрании Красноярского краевого краеведческого музея чеканным окладом, возложенным на Евангелие 1703 г. издания, принадлежавшее Преображенской церкви г. Енисейска. Оклад помечен именником «©Т» известного ярославского серебряника - купца Федота Иванова Тукалова. Мастер наиболее успешен в орнаментике, восходящей к традициям XVII в., и выполняет ее виртуозно. Тонко прочеканенный орнамент в виде спирального лиственного завитка ковром покрывает пластину на верхней доске переплета. Внутри каждой спирали изображен цветок. Подобная орнаментика архаична для своего времени, но стилистически вполне соответствует дате издания книги (Исаева, 2014, с. 275).

Единичными произведениями в музеях Красноярского края представлены работы мастеров Костромы, Вятки и Киева. Согласно историческим данным, памятники малороссийского серебра бытовали на территории региона в XVIII в. Для енисейского Спасского монастыря архимандрит Димитрий Смеловский лично доставил из Киева кованую митру, наперсный крест и посох. Эти предметы зафиксированы описями монастырского имущества (Исаева, 2014, с. 58).

Обзор коллекций русского церковного серебра позволяет выявить структуру наследия не только в плане распределения по отдельным художественным центрам и по хронологии, но и по представленным видам изделий. К числу уникальных памятников относится митра енисейского Спасского монастыря, ковчег-мощевик и наперсный крест из Богоявленского собора г. Енисейска. Единичным примером является благословенный крест туруханского Троицкого монастыря. Кадила представлены двумя произведениями 1765 и 1817 гг. Значительное число позиций занимают оклады Евангелий и их фрагменты, датируемые между концом XVII в. и 1874 г. Они же наиболее разнообразны в отношении центров их производства.

Три потира московского серебряного дела датируются между второй четвертью XVIII в. и 1806 годом. Два дискоса датированы 1788 и 1806 годами. Единственная тарель относится к 1910-м. Два ковша для теплоты занимают полярные позиции по времени и месту изготовления - один датирован 1637 г. и произведен в Амстердаме, другой датирован рубежом XIX-XX вв. и произведен в Москве. Дискосы и лжицы представлены единичными экземплярами.

Сохранилось достаточное число лампад, нательных и напрестольных крестов, один требный крест, два пресвитерских наперсных креста. Наиболее обширным разделом наследия являются оклады икон и их фрагменты. 47 памятников этого вида датируются между второй четвертью XVIII в. и 1910-ми гг. Оклады разнообразны по техникам, иконографии подокладных икон и центрам производства. Для значительной части памятников церковного серебра установлена их храмовая принадлежность, что повышает значимость коллекций.

Малые собрания церковного серебра, имеющегося в музеях Красноярского края, насчитывают 49 позиций. Произведения из коллекций АКМ, ЕКМ, МКМ, КХМ, МЗШ и КанКМ являются изделиями московского производства и датируются между 1810-ми - 1910-ми гг.

Особенностью состава коллекции МКМ является соответствующий числу престолов набор дарохранительниц Спасского собора второй четверти и середины XIX в., когда здание было расширено и получило третий придел. Дарохранительница 1887 г. из Троицкой церкви г. Минусинска может считаться одним из лучших произведений мастерской А. В. Степанова и характерным для своего времени памятником московского серебряного дела. На изготовление дарохранительницы ушло около трех килограммов серебра, она собрана из множества тщательно подогнанных деталей. Сама форма предмета и его декор свидетельствуют о следовании русскому стилю (Исаева, 2014, с. 199).

Заключение

В данной работе выявлены центры и время бытования в одном из регионов Сибири произведений русского художественного серебра, а также дана их краткая характеристика. Обозначены стилевые предпочтения, характерные для различных периодов развития искусства в сфере церковной утвари, и определен круг памятников, значимых не только в региональном музейном фонде, но и в общероссийском наследии.

В перспективе результаты исследования могут быть актуальны при изучении понятия «Культурная и художественная провинция». Представленный материал показывает, что это понятие весьма условно, когда речь идет о произведениях русского церковного серебра, поскольку в сохранившемся региональном наследии две трети предметов изготовлены в столице. Об отсутствии культурной замкнутости региона свидетельствует и наличие значительного числа памятников, представляющих работу мастеров провинциальных центров, расположенных как в Сибири, так и в Европейской части России.

Сокращения

АКМ Ачинский краеведческий музей

ЕКМ Енисейский краеведческий музей

КанКМ Канский краеведческий музей

КККМ Красноярский краевой краеведческий музей

КХМ Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова

МЗШ Музей-заповедник «Шушенское»

МКМ Минусинский краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова

Источники | References

1. Вилков О. Н. К истории Якутска и Охотска в XVIII в. // Города Сибири. Экономика, управление и культура городов Сибири в досоветский период. Новосибирск, 1974.

2. Галузинская Л. Д., Свирина Н. В. Коллекция художественного серебра XV - начала XX в. в собрании Нижегородского государственного художественного музея: каталог. Н. Новгород, 2011.

3. Гольдберг Т. Г. Черневое серебро Великого Устюга. М., 1952.

4. Игошев В. В. Художественное серебро XV-XVIII веков из Переславль-Залесского музея-заповедника. М.: БуксМАрт, 2020.

5. Игошев В. В. Ярославское художественное серебро XVI-XVIII вв. М.: Модус граффити, 1997.

6. Исаева Н. Н. Калужское серебро в коллекции Красноярского краеведческого музея // Памятники культуры. Новые открытия: ежегодник 2003. М.: Наука, 2004.

7. Исаева Н. Н. Произведения тобольского художественного серебра XVIII в. из собрания Красноярского краеведческого музея // Памятники культуры. Новые открытия: ежегодник 1999. М.: Наука, 2000.

8. Исаева Н. Н. Произведения тобольского художественного серебра XVIII века из собрания Красноярского краевого краеведческого музея // Тобольское серебро с XVIII века до наших дней. СПб.: Альфарет, 2009.

9. Исаева Н. Н. Русское церковное серебро конца XVII - начала ХХ в. в музейных собраниях Красноярского края: сводный каталог: монография / Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. Красноярск: Литера-принт, 2014.

10. Костина И. Д. Произведения московских серебряников первой половины XVIII века: каталог. М.: Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», 2003.

11. Постникова-Лосева М. М. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера XVI-XIX вв. М.: Наука, 1974.

12. Постникова-Лосева М. М. Серебряных дел мастера (из истории серебряного дела в Калуге в XVII-XIX вв.). Калуга: Кн. изд-во, 1961.

13. Постникова-Лосева М. М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. (территория СССР). М.: Наука, 1983.

14. Пятых В. А. Русское художественное серебро из собрания Архангельского музея изобразительных искусств: каталог. Архангельск: Северо-Западное кн. изд-во, 1999.

15. Родникова И. С. Художественное серебро XVI - начала XIX века из собрания Псковского музея-заповедника: каталог. М.: БуксМАрт, 2013.

16. Суслов М. Путевой журнал священника-миссионера Михаила Суслова при поездке к озеру Ессей // Енисейские епархиальные ведомости. 1884. Отдел неофициальный.

17. Уткина В. М. Русское серебро XVIII века в собрании государственного музея-заповедника «Ростовский кремль»: каталог. М.: Северный паломник, 2009.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Исаева Нионила Николаевна1, д. иск., проф.

1 Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Isaeva Nionila Nikolaevna1, Dr

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev

1 isaevann@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 24.08.2021; опубликовано (published): 29.10.2021.

Ключевые слова (keywords): Русское церковное серебро; музейные собрания Красноярского края; столичные и провинциальные памятники в составе коллекций; предметный состав произведений; Russian church silver; museum collections of Krasnoyarsk Territory; metropolitan and provincial monuments as part of collections; subject composition of works.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.