Научная статья на тему '"Русское искусство» снова в России'

"Русское искусство» снова в России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
98
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"Русское искусство» снова в России»

В.В.Леонидов

■РУССКОЕ ИСКУССТВО» СНОВА В РОССИИ

Леонидов Виктор Владимирович -кандидат исторических наук, заведующий Архивом библиотеки Российского фонда культуры.

Когда в 1923 г., после завершения последних боев Гражданской войны, стал набирать силу НЭП и жить стало чуть легче, московское книгоиздательство выпустило в свет великолепно оформленный и замечательный по содержанию журнал «Русское искусство».

В создании журнала принимали участие люди, которых потом сочли гордостью русской культуры. Александр Бе-нуа, Павел Муратов - автор ставшей уже к тому времени культовой книги «Образы Италии», Николай Пунин - выдающийся ученый-искусствовед и один из спутников жизни Анны Ахматовой, сгинувший впоследствии в ГУЛАГе. И, конечно, Осип Мандельштам, опубликовавший некоторые свои размышления о вечной загадке поэзии.

Журнал был посвящен прежде всего осмыслению той роли, которую играет искусство в наступившую эпоху, анализу его новых форм и размышлениям о будущем. Но смелое, новаторское оформление издания, как и рассуждения о свободе творчества привели к тому, что после трех номеров журнала выпуск «Русского искусства» был прекращен.

Авторы и члены редколлегии вскоре оказались по разные стороны границ страны с «телеграфным названием» - так Евгений Замятин называл СССР. Одни, оказавшись на чужих берегах, не только выжили, но и получили всемирную славу - такие, как например Александр Бе-нуа и Павел Муратов. Другие, к примеру, Мандельштам или Пунин, навсегда исчезли в общих могилах Колымского края. Даже такая далекая от политики область, как история искусств, представляла опасность для сталинского режима.

Сегодня мы живем в другое время. На смену первым скороспелым перестроечным опусам, авторы которых торопились хоть что-нибудь поведать об эмигрантах, поголовно считавшихся ранее врагами народа, пришли фундаментальные труды и исследования, посвященные бездонной теме - истории России вне России. Открытия в этой области продолжаются до сих пор, ибо слишком много успели сделать наши соотечественники за годы изгнания. И одним из самых перспективных направлений этой работы стало изучение истории жизни и творчества художников русского зарубежья, чьи имена говорят сами за себя: Бакст, Бенуа, Коровин, Малявин, Шагал, Сомов, Гончарова, Ларионов, Били-бин, Фешин, Мясоедов, Сорин, Сутин, Григорьев, Яковлев, Анненков. Эти блестящие мастера во многом определили художественный стиль жизни XX столетия, ибо почти повсюду в мире родоначальниками наиболее ярких традиций в моде и изобразительном искусстве стали выходцы из России.

Сегодня, когда уже издано столько материалов по истории нашей культуры за пределами исторической Родины, ре-

дакция только что созданного под эгидой издательского дома «ЭДИПРЕСС-КОНЛ ИГА» журнала решила спустя восемь десятилетий подхватить эстафету «Русского искусства» и выпускать одноименное издание.

С самого первого номера, увидевшего свет в начале 2004 г., «Русское искусство» заявило о себе как о журнале -преемнике традиций своего далекого предшественника. Новое издание отличается подлинно изысканным вкусом как по оформлению, так и по содержательной глубине текстов, посвященных лучшим страницам русского изобразительного творчества. Возглавила журнал известный искусствовед Ольга Костина.

Оформление, как известно, залог успеха любого искусствоведческого журнала. И в этом состоял секрет огромной популярности лучших художественных изданий России Серебряного века -«Мира Искусства», «Аполлона», «Золотого Руна» и их наследников, выходивших в эмиграции, - «Жар-птицы», «Чисел», «Златоцвета».

«Русское искусство» 20-х годов уделяло большое внимание неизвестным ранее страницам изобразительного искусства России. Его преемник также решил не останавливаться на всем известных сюжетах, а публиковать действительно новые материалы. Необозримое поле для таких исследований предоставляет история русского зарубежья.

Редакция связалась с самыми известными коллекционерами, такими к примеру, как Ренэ Гера и Никита Лобанов-Ростовской, а также с наиболее авторитетными центрами хранения материалов российской культуры и в нашей стране, и за ее пределами. Результат не заставил себя долго ждать.

Одной из «жемчужин» первого номера стала статья «Триумф в Америке», посвященная знаменитой выставке русских художников в США в 1924 г., - одному из первых, но и последних символов свободы творчества в Советской России времен НЭПа. На этой экспозиции, организованной неутомимым Игорем Грабарём и выдающимся пейзажистом Сергеем Виноградовым вместе с прославленным мастером галантных куртуазных стилизаций, блистательным портретистом Константином Сомовым, было представлено около тысячи работ более ста художников из России. Все богатство палитры художников бывшей империи от бывших участников «Мира искусства» до футуристов и членов «Бубнового Валета» украшало залы нью-йоркского небоскреба, на одном из этажей которого была устроена экспозиция.

Это была одна из последних на Западе выставок-продаж работ советских художников. После триумфа в Нью-Йорке оставшиеся картины долго возили по городам и весям США, где они с успехом продавались. И многие мастера, к примеру Михаил Нестеров, жившие тогда в СССР, долгие годы получали через Внешбанк деньги за картины, купленные американцами. Однако такие замечательные художники, как Сомов, Виноградов, Захаров, Бакст так и не вернулись в СССР.

Авторам статьи «Триумф в Америке» удалось найти в фондах Государственного архива Российской Федерации и Фонда Культуры уникальные документы, свидетельствовавшие о том, какое бешеное сопротивление советских чиновников и дипломатов вызвала эта выставка и какими тяжелыми проблемами обернулся этот триумф в Америке для

■РУССКОЕ ИСКУССТВО» СНОВА В РОССИИ

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ

многих художников, оставшихся в стране победившего социализма.

Второй выпуск «Русского искусства», увидевший свет в апреле 2004 г., был в значительной степени посвящен художникам, жившим и творившим на родной земле. Большой интерес вызвала статья «Прозеванный гений» о судьбе, жизни и творчестве блистательного мастера Бориса Такке. Один из самых многообещающих участников «Бубнового Валета», изумительный иллюстратор произведений Блока, он всю последующую жизнь писал плакаты рабочих и колхозников, рисовал спичечные этикетки и все время очень боялся ареста. Сегодня, благодаря публикации в «Русском искусстве», его имя снова заняло достойное место в списке лучших художников России XX столетия.

В июле того же года из печати вышел третий номер журнала, связанный в основном с историей бытования российских шедевров на Западе. Здесь есть рассказ о том, как формировались собрания русского искусства за рубежом, в том числе при участии урожденного Рюриковича, князя Никиты Лобанова-Ро-стовского. Его коллекция русской сценографии - Бакст, Коровин, Ларионов -одна из лучших в мире. Можно прочесть и о собрании Ренэ Гера - француза, говорящего по-русски так, что время от времени, возникают слухи, что его настоящая фамилия - Герасимов. В Ницце, будучи ребенком, он играл во дворе с русскими детьми и влюбился в русскую культуру. В годы, когда мало кто ценил и понимал значение российской эмиграции, он стал собирать книги и картины русских изгнанников. И сейчас у него - тысячи картин, книг и автографов, в том числе - лучшее в мире собрание Анненкова.

Нельзя не упомянуть и статью о нескольких фантастических панно Льва Бакста, хранящихся ныне в фамильном замке Ротшильдов «Уодесдон». Или материалы, связанные с продажей шедевров Эрмитажа в 30-е годы и оказавшиеся впоследствии в собрании миллиардера Калуста Гюльбенкяна. Этот нефтяной король оставил после себя в Лиссабоне музей, где и поныне хранится «Портрет старика» работы Рембрандта и великое полотно эпохи Возрождения - «Святое собеседование» Чима де Ковельяно, не так давно украшавшие залы Зимнего Дворца.

Настоящим откровением для многих стала большая статья «Собрание одесского городского головы в Оксфорде» -городе, изученном, казалось бы, до последнего камня и манускрипта. В его университетских библиотеках находится великолепная коллекция произведений русских художников, живших на рубеже Х1Х-ХХ вв. И почти никто в России об этом замечательном собрании ничего не писал. Попали эти картины, акварели и рисунки в оксфордский музей Эшмо-лиан по воле детей одесского городского головы, неутомимого собирателя картин, акварелей и рисунков участников «Мира Искусства», ближайшего друга Сомова - Михаила Васильевича Брай-кевича. Покинув Одессу в 1920 г. и оставив любимому городу все свое собрание, он в эмиграции вернулся к своему страстному увлечению, тратя почти все сбережения на покупку произведений любимых мастеров.

Брайкевич умер в канун Второй мировой войны, и подобно очень многим коллекционерам не захотел, чтоб его детище оказалось рассеянным после его ухода. По завещанию Михаила Васильевича его

коллекция должна была отойти в любой музей при условии, что она там будет на постоянной экспозиции и в полной целостности. Так, один из древнейших музеев мира, названный в честь английского средневекового собирателя лорда Эшмола, стал обладателем картин Серова и Бенуа,

Добужинского и Сомова, Билибина и Бакста.

Что же, остается только пожелать возрожденному «Русскому искусству» благополучно обойти все рифы нашего неспокойного времени и в дальнейшем не снижать заданной планки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.