ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ
Научный журнал
№ 3 (15) 2023
Священник Игорь Иванов
Русское черносотенство и румынское легионерство: сопоставление идейного контента
DOI 10.47132/2587-8425_2023_3_12 EDN NLFXVW
Аннотация: Статья представляет собой расширенный текст доклада, прочитанного на III Научно-практической конференции «Империя и Церковь», проходившей 14-15 апреля 2022 г. в Санкт-Петербургской духовной академии. В статье рассматриваются некоторые аспекты идейной базы таких феноменов правой идеологии как русское черносотенство (1905-1917) и румынское легионерское движение (1920-1930-е). При этом изучаются ключевые положения этих проектов по вопросам консолидации нации, защиты Православия и отношения к монархии. Также показываются особенности антисемитизма в этих течениях. Делается вывод об отличиях в идейном контенте обоих движений.
Ключевые слова: Российская империя, королевство Румыния, Великая Румыния, история ХХ века, история Румынии, монархизм, национализм, черносотенство, румынское легионерство.
Об авторе: Священник Игорь Анатольевич Иванов
Кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков, доцент кафедры богословия, Санкт-Петербургская духовная академия. E-mail: igivan74@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0749-8238
Для цитирования: Иванов И., свящ. Русское черносотенство и румынское легионерство: сопоставление идейного контента // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. №3 (15). С. 12-20.
* Фотографии взяты из открытых источников и предоставлены автором. 12 Вестник Исторического общества № 3 (15), 2023
HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY
Scientific Journal
No. 3 (15) 2023
Priest Igor Ivanov
Russian Black Hundreds and Romanian Legionnaires: Comparison of Ideological Content
DOI 10.47132/2587-8425_2023_3_12 EDN NLFXVW
Abstract: The article is the text of a report read at the III Scientific and Practical Conference "Empire and the Church", held on April 14-15, 2022 at the St. Petersburg Theological Academy. In the report considered are some aspects of the ideological basis of such phenomena of right-wing ideology as the Russian Black Hundreds movement (1905-1917) and the Romanian Legionnaires' movement (1920-1930s). Also examined are the key provisions of these projects on issues of national consolidation, the defense of Orthodoxy, and attitudes toward the monarchy. The peculiarities of anti-Semitism in these movements are shown as well. Drawn is the conclusion about the differences in the ideological content of the two movements.
Keywords: Russian Empire, Kingdom of Romania, Greater Romania, history of the twentieth century, history of Romania, monarchism, nationalism, Black Hundreds, Romanian Legionnaires.
About the author: Priest Igor Anatolyevich Ivanov
Candidate of Philosophy, Associate Professor, Head of the Department of Foreign Languages, Associate
Professor, Department of Theology, St. Petersburg Theological Academy.
E-mail: igivan74@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0749-8238
For citation: Ivanov I., priest. Russian Black Hundreds and Romanian Legionnaires: Comparison of Ideological Content. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2023, no. 3 (15), pp. 12-20.
* Photos are taken from the open sources. Церковь и государство
Введение
При изучении идейного поля румынского православного национализма первой половины ХХ в. в связи с рассмотрением сочинений профессора протоиерея Думитру Станилое по тематике румынизма в межвоенный период обнаруживается следующая ситуация: в 1920-е — 1930-е гг. Румынская Православная Церковь (в некоторой авторитетной части своего духовенства и мирян)1 активно поддерживала2 т.н. движение легионеров, выступавшее за единство нации; в силу этого в эпоху уже послевоенных социалистических репрессий и гонений многим людям Церкви было предъявлено обвинение: «легионер», равноценное обвинению «фашист»3. Подобная запись имелась и в следственном деле отца Думитру Станилое, арестованного в 1958 г. При этом нужно отметить, что в 1930-е гг. в своих политических воззрениях отец Думитру Станилое
Фото фрагмента следственного дела прот. Д. Станилое
1 Известно, что митрополит Трансильванский Николай (Бэлан) покровительствовал семинаристам-легионерам в Сибиу (Л. Стан, Н. Младин, С. Гындя, Т. Бодогэ); епископ Рымник-ский и Ново-Северинский Вартоломей (Стэнеску) поддерживал «Железную гвардию» и разрабатывал концепцию «социального христианства»; священник Валериу Белеуцэ был лидером легионерской ячейки; в Легионе Архангела Михаила состояли библеисты (Н. Няга, И. Попеску-Мэлэшти), богословы (Г. Критеску, И. Георгеску, Г. Раковяну) и священники (И. Г. Савин, И. Михалческу И. Попеску-Мозычень). (См. Clark R. Sectarianism and Renewal in 1920s Romania: The Limits of Orthodoxy and Nation-Building. London: Bloomsbury Academic, 2021. P. 40-41).
2 А. А. Горохов говорит, например, об этой активности следующее: «Мирча Элиаде вместе с другими молодыми румынскими интеллектуалами, такими как Эмиль Чиоран и Эжен Ионе-ску, становится идеологом железногвардейского движения. Обоснованию своего участия в нем и победы Железной Гвардии посвящена статья Элиаде "Почему я верю в победу легионерского движения", написанная в 1937 г. В ней Элиаде озвучивает свои мысли относительно понимания судьбы Румынии: "Я верю в эту победу, так как, прежде всего, я верю в победу христианского духа. Движение, возникшее и развившееся из христианской духовности, ментальная революция, в первую очередь, направленная против греха и против потери достоинства, не является никаким политическим движением. Победа легионерского движения не только восстановит добродетель нашего народа, создаст полную достоинства и силы Румынию, но она создаст новый тип людей, соответствующий новому цельному образу жизни. Я верю в победу легионерского движения, потому что я верю в свободу, во власть души над биологическим и экономическим детерминизмом". Это сближает Элиаде с другими традиционалистами XX столетия: Р. Геноном, Ю. Эволой и т. д. Надо сказать, что Православие было для Элиаде, преимущественно, традицией, сплачивающей румынский народ и придающей высший смысл всем моментам народной, прежде всего, крестьянской жизни» (Горохов А.А. Феноменология религии Мирчи Элиаде. СПб., 2011. С. 19-20).
3 См.: ВипперманВ. Европейский фашизм в сравнении. 1922-1982 / Пер. с нем. А.И. Федорова. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000. Однако, как отмечают современные исследователи, «несмотря на сходство с национал-социализмом, румынское легионерство отличалось тем, что в центре его идеологии находилась религия, а именно — румынское Православие. Фактически, основополагающим мифом Легиона являлось то, что Кодряну посетил архангел Михаил, который сказал ему, что он должен стать спасителем Румынии» (Roberts J, Glâjar S. The Legionary Phenomenon: A Romanian Fascist Manifesto. Introduction, Critical Commentary, and Translation // IERES Occasional Papers. February 2022. № 13. "Transnational History of the Far Right" Series. Washington, 2022. P. 5).
руководствовался сугубо принципом «царского пути», говоря, что «для румынского традиционализма необходимо на сознательном уровне отклонить крайности секу-лярного мышления, разлагающего народные начала жизни, т.е. адекватно ответить на вызовы материалистически-атеистических идеологий как демократического Запада с его индивидуализмом и капитализмом, так и большевистского Востока с его авторитаризмом и коллективизмом»4. Вполне очевидно, что послевоенный румынский атеистический режим мог усмотреть в данных словах враждебные ему высказывания. Однако, стоит отметить, что ситуация гораздо шире — и капитализм, и большевизм являются порождением единого бездуховного западного мировоззрения, а русский Восток, захваченный большевиками, отнюдь не сводится к «авторитаризму и коллективизму». К тому же румынские традиционалисты до некоторых пор сами разрабатывали идеал народного православного общественного уклада, во многом сопоставимого с русской идеей «Православие. Самодержавие. Народность», что и отразилось в идеях румынизма в период построения «Великой Румынии» как единого национального и православного монархического государства.
В этой связи, конечно, напрашивается сравнение идейного содержания близких по духу феноменов правой идеологии: русского черносотенства и румынского легионерского движения.
Идейная база русского черносотенства
Рассмотрим некоторые ключевые положения правых партий в России начала ХХ в.
Например, в избирательной платформе Союза русского народа и других единомышленных с ним Русских Патриотических Обществ от 22 июля 1907 г. четко формулируются такие основные чаяния черносотенцев:
— «чтобы Православная Вера в России была первенствующею и господствующею;
— чтобы Россия была для Русских, — Россия единая, неделимая, без тени каких бы то ни было автономий для окраин;
— чтобы евреи (и по вере, и по крови) совсем не проходили в Государственную Думу и Государственную службу,
— чтобы вообще инородцы и еврействующие изменники-крамольники не захватили бы власть и не поработили Русский Народ;
— чтобы священная власть Самодержавного неограниченного Царя, Помазанника Божия, ответствующего только перед Богом, как и встарь, так теперь, при Государственной Думе, оставалась неизменно неколебимою и была высшим прибежищем народа и защитою правды и чтобы Воля Царя не искажалась нерадивою и корыстною бюрократией»5.
В другом документе под названием «Программа и устав Русского Народного Союза им. Михаила Архангела. [Не позднее марта 1908 г.]» позиционируются меры противодействия тем, кто не желает благоденствия России. В пункте 6 говорится о враждебном чиновничестве: «Народившийся, в виде средостения, между Царем и Народом Его сонм чиновников, склонных иногда к произволу, а позднее, усиленно развившаяся крамола — способствовали отдалению Царя от Народа. Для заполнения разорвавшейся непосредственной связи Державного Законодателя с управляемым народом, великодушною Волею Государя, установлен постоянный призыв в Государственную Думу "выборных" людей от коренного Народа Русского и населения Русских окраин».
4 Иванов И. А., свящ. О некоторых аспектах политической теологии в ранних статьях протоиерея Думитру Станилое // Вопросы теологии. 2020. Т. 2. № 2. С. 237-238.
5 [Избирательная платформа] Союз русского народа и другие единомышленные с ним Русские Патриотические Общества. [Не позднее 22 июля 1907 г.] // Русское знамя. СПб., 1907, 22 июля. № 160. С. 2. Цит. по: Правые партии. 1905-1917 гг. Документы и материалы. В 2 т. Т. 1. 1905-1910 гг. М.: РОССПЭН, 1998. С. 348.
А в примечании к пункту 9 речь идет о враждебных инородцах: «Принимая во внимание, что народности, русским оружием покоренные (обитатели Кавказа (армяне), Польши и др.), а главное евреи, не желают, как показал уже опыт Государственных Дум первого и второго созыва, проникнуться чувством Русской Государственности, и шлют своих представителей в Думу не в целях созидательного труда на пользу общего Отечества России, а в целях ослабления таковой, как единого Государственного целого, Русский Народный Союз имени Михаила Архангела будет прилагать все усилия к тому, чтобы права этих народностей в смысле государственном Общественном были поставлены у нас в пределы, не препятствующие увеличению значения и государственной мощи великого Русского Народа»6.
Характерен также еще один документ — «Ходатайство главного совета Союза русского народа А. И. Дубровина в Святейший Правительствующий Синод (1909 г.)». В частности, в нем предлагаются такие меры по противодействию чуждому влиянию со стороны иноземцев и иноверцев: «4) настоять пред правительственными и общественными властями, чтобы они не считали судьбу и интересы Православия делом второстепенным и не давали бы своих помещений и вообще никаких пособлений и простора для сектантской и оккультической пропаганды, а считали бы все виды этой пропаганды противогосударственною крамолою, стремящеюся покорить народные умы и сердца под инородческое и иноземное иго и влияние с целью раздробить целость Православной государственности и в конце обобрать духовные и материальные богатства православного коренного народа-собирателя, строителя и единого истинного первенца Империи, и 5) возобновить национально-религиозное собирание Св. Руси, в каковых целях: а) в особом пастырском Послании Вашего Святейшества возвестить православному миру правдивый приговор над теми сторонами пресловутого нового режима, которые являются подстроенными масонством путями для политического и экономического нашествия на Русь иноплеменников и для удобного их размещения в нашем Отечестве, т.е. составляют в сущности старое зло, сулящее не обновление, а ничтожество, не реформы, а беспорядки, не свободу, а рабство, не благосостояние, а нищету»7.
Таким образом, в идейную базу русского черносотенства входят следующие концепты: державность, церковность, монархизм, свобода от иноземного и иноверного влияния, национально-ориентированная политика, антисемитизм, антилиберализм, антимарксизм, антимасонство, антиоккультизм, антисектантство, меритократия, союз царя и народа, надзор за бюрократией.
Идейная база румынского легионерского движения8
Описывая обсуждение идеологии национальной защиты с К. Панку в 1919 г., К. Кодряну передает следующие тезисы борьбы с иудео-большевизмом, пытавшимся устроить большевистскую революцию в Румынии:
6 Программа и устав Русского Народного Союза им. Михаила Архангела. [Не позднее марта 1908 г.] // Русский народный союз им. Михаила Архангела. Программа и Устав. СПб., 1909 (Приложение к «Колоколу») № 692, 1908. ГАРФ. Ф. 116. Оп. 2. Д. 1. Л. 678-678 об. Цит. по: Правые партии. 1905-1917 гг. Документы и материалы. В 2 т. Т.1. 1905-1910гг. М.: РОССПЭН, 1998. С. 375-377.
7 [Ходатайство главного совета Союза русского народа А. И. Дубровина] в Святейший Правительствующий Синод. 1909 г. // В Святейший Правительствующий Синод Главного Совета Союза Русского Народа ходатайство. СПб., 1909. С. 4-12 / / ГАРФ. Ф. 116. Оп. 2. Д. 1. Л. 397-402 об. Цит. по: Правые партии. 1905-1917гг. Документы и материалы. В 2 т. Т.1. 1905-1910гг. М.: РОССПЭН, 1998. С. 547-548.
8 Начало легионерского движения восходит к идеологии румынской антикоммунистической «Гвардии национального сознания» (основана Константином Панку в мае 1919 г.), в которой состоял и Корнелиу Зеля Кодряну, создавший потом свою «Ассоциацию христианских студентов» (1922), вошедшую затем в коалицию с «Лигой национально-христианской защиты» (1923),
«Недостаточно победить коммунизм. Надо также бороться за права рабочих. У них есть право на хлеб и право на достоинство. Надо бороться с олигархическими партиями, создавая национальные организации рабочих, которые смогли бы добиваться правды в рамках государства, а не противостоя ему.
Мы не позволим никому искать и поднимать на румынской земле другой флаг, кроме флага нашей национальной истории. Сколь бы ни был прав рабочий класс, ему не позволено подниматься над и против рубежей Родины. Никто не позволит, чтобы ради куска хлеба ты опустошал и отдавал на откуп чужеродной нации банкиров и ростовщиков всё, что приобрела двухтысячелетним трудом нация рабочих и витязей. Твоя правда — составная часть правды нации. Недопустимо, чтобы ради твоей правды ты разнёс на куски историческую правду нации, к которой ты принадлежишь. Но мы также не позволим, чтобы под прикрытием три-колорных формул установился олигархический и тиранический класс на спинах рабочих всех категорий и в прямом смысле слова сдирал с них шкуру, постоянно потрясая в воздухе: Родиной, которую не любят, Богом — в которого не верят, Церковью — в которую никогда не ходят, и Армией — которую посылают на войну с голыми руками.
Всё это реальности, которые не могут быть эмблемами в политическом мошенничестве в руках аморальных шутов.
Затем мы начали организовывать рабочих в национальные профсоюзы и даже создали политическую партию: „Национал-Христианский Социализм"...»9
Далее К. Кодряну декларирует свой манифест под названием «Кредо Национал-Христианского Социализма», построенный по аналогии с «Символом веры». Приведем из него некоторые фрагменты:
«Верю в единое и неделимое Румынское государство, от Днестра до Тиссы, охватывающее всех румын и только для румын, что любят труд и честь, с верой в Бога, с заботой о стране и нации. В протекторат семьи, в оплату чиновникам и рабочим исходя из числа детей и произведённого труда, понимая качество и количество; и в государство, поддерживающее социальную гармонию через уменьшение чинов; и, помимо заработной платы, в социализацию фабрик, собственность всех рабочих и землю, розданную пахарям. И в государство, страхующее рабочих.,
основанной профессором Ясского университета Александру Константином Кузой. Данная организация выступала против политических партий, высказывалась за ограничение роли парламента и за усиление роли монархии в политической жизни страны. Однако со временем между Кузой и Кодряну возникли разногласия, и последний основал в 1927 г. «Легион Михаила Архангела», который в 1930 г. получил название «Железная гвардия». После убийства в 1933 г. либерального премьер-министра И. Г. Дуки «Железная гвардия» была объявлена вне закона, однако в следующем году она была преобразована в политическую партию под названием «Всё для Отечества!» На выборах в 1937 г. легионерская партия заняла третье место, получив наибольшее число голосов за все время своего существования. Однако в 1938 г. Кодряну был арестован и казнен по приказу короля. Легионерскую партию возглавил Хоря Сима, пользовавшийся определенной поддержкой со стороны гитлеровской Германии, и она вновь вернулась в 1940 г. на румынскую политическую арену в коалиции с кондукэтором Ионом Антонеску. (См.: История Румынии / Поп А.-И., Боло-ван И. (координаторы). М.: Весь мир, 2005. С. 564). Как отмечает В. А. Солонарь, «Кодряну, начавший свою политическую карьеру в кузистской партии, но позднее разошедшийся с ней, умело совмещал антисемитскую пропаганду с разоблачениями политической коррупции и призывами к моральному возрождению Румынии. Его искренняя религиозность и ловкое манипулирование традиционными образами святости и мученичества принесли Кодряну поддержку и фанатичную преданность многих молодых румын и некоторых из самых блистательных интеллектуалов страны» (Солонарь В.А. Очищение нации. Насильственные перемещения населения и этнические чистки в Румынии в период диктатуры Иона Антонеску (1940-1944) / Авторизованный пер. с румын. А. Тулбуре под ред Л. Мосионжника. СПб.: Нестор-История, 2020. С. 33).
9 Кодряну К. З. Моим легионерам / Пер. с рум. Г. В. Боровиков. М., 2008. С. 29.
которые, организованные в национальные профсоюзы, будут иметь своих представителей в административных советах различных индустриальных, сельскохозяйственных и коммерческих учреждений. И в большого и сильного "отца рабочих" и Короля крестьян, "Фердинанда", который ради счастья Румынии пожертвовал всем, и который слился с нами ради нашего спасения.
В триколор, окружённый лучами национал-христианского социализма, символ гармонии между братьями и сёстрами Великой Румынии.
В святую христианскую Церковь, со священниками, живущими по Евангелию, которые по-апостольски пожертвуют собой для просвещения многих сих. Признаю назначение министров Камерой Депутатов, упразднение Сената, организацию сельской полиции, прогрессивный налог на прибыль, сельские ремесленные и сельскохозяйственные школы, "кружки" для хозяек и взрослых, дома для престарелых и инвалидов, национальные дома, исследование национальных истоков, доведение законов до сведения всех, поддержку частной инициативы в интересах нации и развитие домашней крестьянской индустрии.
Ожидая возрождение национального сознания у самого последнего пастуха и обращение просвещённых к труженикам, чтобы помочь и утвердить их в истинном братстве, основе завтрашней Румынии. Аминь!»10
В ходе нарастания политической борьбы, равно как и определенных разочарований в ней, К. Кодряну пришел к выводу, что легионерское движение должно стать не столько партией, сколько школой жизни, создающей новый тип человека — христианского героя:
«.краеугольный камень, от которого отталкивался Легион, — это человек, а не политическая программа, реформа человека, а не реформа политической программы. Следовательно, "Легион Архангела Михаила" будет больше школой и армией, нежели политической партией.
Румынский народ в эти дни нуждается не в великом политике, как ошибочно полагают, а в великом воспитателе и руководителе, что победит силы зла и уничтожит шайку злодеев. Но для этого он должен будет для начала победить зло в себе и среди своих.
Из этой школы легионера должен выйти новый человек, человек с чертами героя, гигант нашей истории, который должен бороться и побеждать всех врагов Родины, и его борьба и его победа должны продлиться и по ту сторону, против скрытного врага и против сил зла. Всё, что может вообразить наш ум наиболее душевно прекрасного, всё, что может родить наша раса самого гордого, высокого, прямого, сильного, мудрого, чистого, старательного и смелого — вот что нам должна дать школа легионера! Человека, в котором максимально развиты все возможности человеческого величия, что ниспосланы Богом в кровь нашего народа.
10 Там же. С. 29-30.
Корнелиу Зеля Кодряну (1899-1938), капитанул «Железной гвардии»
Члены «Железной гвардии» Румынии, 1940 г.
Этот герой, вышедший из школы легионера, сумеет создать программы, сумеет решить еврейскую проблему, сумеет правильно организовать государство, сумеет убедить и других румын, а если нет, он сумеет победить один, ведь на то он и герой. Этот герой, этот легионер отваги, труда, справедливости, с Божьей помощью в душе, приведёт наш народ на путь его величия»11.
Таким образом, в идейную базу румынского легионерства входят элементы, похожие на элементы «русской идеи»: национально-ориентированная политика, единство страны, церковность, монархизм, свобода от иноземного и иноверного влияния, меритократия, союз короля и народа, антилиберализм, антимасонство, антисемитизм. Кроме того, ему свойственны и свои черты: национальная исключительность, национал-социализм, антибольшевизм, этнократия, корпоративизм, культ героя, этнотеология и религиозный мистицизм.
Заключение
На основании рассмотренного материала можно отметить такие общие моменты для русского и румынского правого движения: национализм, православная вера, монархизм, антипарламентаризм, антисемитизм, антимасонство и антикоммунизм.
При этом русское черносотенство предстает как движение охранительное, консервативное, церковное, моноукладное, антиреволюционное, взывающее к здравому смыслу, делающее ставку на зрелых людей, воспитанных и воспитывающих народ в русской традиции. По разным причинам черносотенное движение не смогло стать монолитной политической силой и найти союзников в многоэтническом, полирелигиозном и разноукладном российском обществе.
Румынское же легионерство со временем превратилось в мистическо-религиозный орден (дисциплина, «гнёзда»-ячейки, боевая деятельность) и стало весьма популярным в народе, благодаря идеям радикального духовного обновления, пафосу жертвы и геройства, ставке на молодежь и борьбу. В силу этого оно смогло серьезно закрепиться в преимущественно моноэтническом и моноукладном обществе и даже после казни своего лидера добиться политической победы и сформировать в ходе правого переворота «Национал-легионерское государство», просуществовавшее с 14 сентября 1940 г. по 23 января 1941 г.
11 Там же. С. 219-221. Церковь и государство
Источники и литература
1. Випперман В. Европейский фашизм в сравнении. 1922-1982 / Пер. с нем. А. И. Федорова. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000.
2. Горохов А.А. Феноменология религии Мирчи Элиаде. СПб.: Алетейя, 2011.
3. Иванов И. А., свящ. О некоторых аспектах политической теологии в ранних статьях протоиерея Думитру Станилое // Вопросы теологии. 2020. Т. 2. № 2. С. 234-249.
4. История Румынии / Поп А.-И., Болован И. (координаторы). М.: Весь мир, 2005.
5. Кодряну К. З. Моим легионерам / Пер. с рум. Г. В. Боровиков. М., 2008.
6. Правые партии. 1905-1917 гг. Документы и материалы. В 2 т. Т. 1. 1905-1910 гг. М.: РОССПЭН, 1998.
7. Солонарь В. А. Очищение нации. Насильственные перемещения населения и этнические чистки в Румынии в период диктатуры Иона Антонеску (1940-1944) / Авторизованный пер. с румын. А. Тулбуре под ред. Л. Мосионжника. СПб.: Нестор-История, 2020.
8. Clark R. Sectarianism and Renewal in 1920s Romania: The Limits of Orthodoxy and NationBuilding. London: Bloomsbury Academic, 2021.
9. Roberts J, Glajar S. The Legionary Phenomenon: A Romanian Fascist Manifesto. Introduction, Critical Commentary, and Translation // IERES Occasional Papers. February 2022. № 13. «Transnational History of the Far Right» Series. Washington, 2022.