Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛИЗМ И ПРАВОРАДИКАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В РУМЫНИИ'

НАЦИОНАЛИЗМ И ПРАВОРАДИКАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В РУМЫНИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
244
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национализм / реабилитация легионаризма / идеология унионизма / Молдавия / венгерский вопрос / Трансильвания / антисемитизм / партия «Великая Румыния» / группа «Румынский очаг» / партия «Новые правые» / nationalism / the rehabilitation of legionism / the ideology of unionism / Moldova / the Hungarian issue / Transylvania / anti-Semitism / the «Great Romania» party / the «Romanian hearth» group / the «New Right» party

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Биткова Татьяна Георгиевна

Рассматриваются исторические предпосылки, особенности идеологии и практической деятельности националистических организаций Румынии, изменение их роли в сегодняшней политической жизни страны. Анализируются основные черты политического облика самой большой и структурированной из них – партии «Великая Румыния». Ставится вопрос о возможном усилении влияния националистов после спада их популярности в последнее десятилетие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nationalism and radical right organizations in Romania

The historical preconditions, peculiarities of ideology and practical activity of nationalist organizations of Romania, changing their role in today's political life of the country are considered. The main features of the political appearance of the largest and most structured of them, the «Great Romania» Party, are analyzed. The question is raised about the possible strengthening of the influence of nationalists after the decline of their popularity in the last decade.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛИЗМ И ПРАВОРАДИКАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В РУМЫНИИ»

Т.Г. Биткова

НАЦИОНАЛИЗМ И ПРАВОРАДИКАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В РУМЫНИИ

Аннотация: Рассматриваются исторические предпосылки, особенности идеологии и практической деятельности националистических организаций Румынии, изменение их роли в сегодняшней политической жизни страны. Анализируются основные черты политического облика самой большой и структурированной из них - партии «Великая Румыния». Ставится вопрос о возможном усилении влияния националистов после спада их популярности в последнее десятилетие.

Ключевые слова: национализм; реабилитация легионаризма; идеология унионизма; Молдавия; венгерский вопрос; Трансильвания; антисемитизм; партия «Великая Румыния»; группа «Румынский очаг»; партия «Новые правые».

T.G. Bitkova

Nationalism and radical right organizations in Romania

Annotation. The historical preconditions, peculiarities of ideology and practical activity of nationalist organizations of Romania, changing their role in today's political life of the country are considered. The main features of the political appearance of the largest and most structured of them, the «Great Romania» Party, are analyzed. The question is raised about the possible strengthening of the influence of nationalists after the decline of their popularity in the last decade.

Keywords: nationalism; the rehabilitation of legionism; the ideology of unionism; Moldova; the Hungarian issue; Transylvania; anti-Semitism; the «Great Romania» party; the «Romanian hearth» group; the «New Right» party.

Националистические организации в политической жизни современной Румынии стали формироваться сразу после падения режима Чаушеску. Истоки идей и умонастроений, которые они выражали, можно увидеть в политике «национального коммунизма» режима Чаушеску, ориентированного на возбуждение чувства 82

национальной исключительности. Идеология Румынской коммунистической партии позднего периода эпохи Чаушеску, с одной стороны, не отказывалась от интернационализма (предписанного теорией научного коммунизма), с другой - зиждилась на идее особого пути развития Румынии. В качестве теоретической базы использовались выводы исторической науки, которая культивировала миф о славном и благородном прошлом румын. Ученые были призваны доказать, что корни румынской нации находятся в глубине веков, а именно: одновременно в Древней Дакии и в Римской империи. Появилось даже утверждение, что румынский язык стоит ближе других романских языков к латыни классического периода.

В традиционалистской историографии, культурологии и лингвистике получил распространение миф о превосходстве, исключительности румынской культуры. Еще в 1970-е годы возникает парадоксальная теория протохронизма Эдгара Папу, который доказывал, что культурные памятники европейского Возрождения вторичны в сравнении с некоторыми памятниками письменности региона, который историки стали называть «румынскими землями». Другая парадоксальная концепция - теория Габриела Георге, согласно которой в древности Франция была румыноговорящей. Кроме этого Г. Георге выдвинул гипотезу о том, что древнейший румынский - это общий индоевропейский язык.

Но коммунизм не был популярен в первые годы после его крушения, и взоры новых националистических лидеров обратились к идейному наследию соответствующих политических течений межвоенного периода. Тем более что наследие это было чрезвычайно богатым и выросшим не только благодаря заимствованиям.

Праворадикальный национализм, расцветший в Румынии в 20-30-е годы ХХ в., был обусловлен рядом причин сугубо исторического характера. На протяжении длительного времени земли Дунайских княжеств оставались изолированной от Европы зоной: исключительно аграрной и под протекторатом Османской империи. Когда в XIX в. началось проникновение сюда западноевропейских ценностей, в сознании образованной, преимущественно боярской, элиты возникло традиционалистское течение, обращенное к духовности крестьянской культуры и традиционного быта села. Это стало аргументом в защиту особого пути развития этих земель. Согласно представлениям традиционалистски мыслящих интеллектуалов, село - это место, в котором румынская душа и воображение создали свои первые шедевры. Отсюда, по их мне-

нию, происходят символы и мотивы, послужившие будущему развитию национальной культуры, которая была противопоставлена культуре «инородцев», представлявших в основном нарождавшуюся буржуазию. Именно крестьянские обычаи и фольклорная культура стали той базой, на которую опирались и идеологи радикальных националистических течений межвоенного периода, объявившие о своем крестовом походе против коррумпированных бюрократов, коммунистов и евреев.

Румыния - страна особенная с точки зрения модернизации и глобализации. Это два сосуществующих мира - мир древний и мир современный. Быт сельской провинции Румынии сохраняет даже древние пласты дохристианской культуры. На селе также живут почти в первозданном виде региональные обычаи. Эта традиционность всемерно поддерживалась государством как в эпоху Чаушеску, так и сегодня. Музей румынского крестьянина занимал и занимает одно из самых солидных зданий в самом центре Бухареста. Он не только имеет богатую экспозицию, посвященную быту и культуре крестьян прошлого, в музее работают художественные кружки, организуются различные фольклорные фестивали, праздничные обрядовые шествия, театральные действия с масками и ряжеными. Всё это чрезвычайно умиляет туристов, но одновременно и укрепляет чувства национальной особенности, что имеет немаловажное значение для политики.

Но в политическом отношении сегодняшний национализм питается не ностальгией по уходящему миру сельской культуры, а в первую очередь событиями достаточно близкой истории, а именно итогами Второй мировой войны. Тогда Румынии пришлось отказаться от земель, которые принадлежали ей между двумя мировыми войнами. В первую очередь речь идет о Бессарабии (в советский период - Молдавской ССР, в постсоветский - Республике Молдова). Эта территория считается в Румынии землей исторической и населенной румынами издревле. Бессарабские молдаване, подчеркивают в Румынии, выпали из процесса формирования румынской нации только после присоединения в 1812 г. этих земель, находившихся в сфере влияния осман, к Российской империи1. Царское правительство проводило здесь политику русификации, направлен-

1 В состав Османской империи в качестве райи входили лишь некоторые части Бессарабии, такие как Измаил, Бендеры, Хотин. Что касается Молдавского княжества, оно было вассалом империи.

ную на ассимиляцию местного населения. Лишь после Первой мировой войны, когда Бессарабия стала часть Румынского королевства, началась интенсивная интеграция ее населения в единое румынское политическое и культурное пространство, но интеграция была прервана силовым включением Бессарабии в Советский Союз в 1940 г. Итоги Второй мировой войны закрепили это положение. Политика советских властей, продолжая линию властей царских, была направлена на отдаление молдаван от Румынии. Эти исторические обстоятельства и сегодня мешают включению бессарабских молдаван в единое культурно-политическое пространство Румынии, несмотря на суверенитет Республики Молдова, но одновременно и по этой причине.

Существование независимой Республики Молдова, ее продолжающаяся (хотя сегодня в значительно меньшей степени) экономическая зависимость от России, присутствие в Приднестровье контингента Российской армии, скрытая, а порой и явная поддержка Россией Приднестровской Молдавской Республики, проживание на территории Молдавии большого числа русскоговорящего населения, - всё это подспудно рождает антирусские настроения, усиливая националистический дискурс в обществе в целом.

Венгерский фактор также имеет немаловажное значение для националистических настроений румын. Венгры, проживающие сегодня на территории Румынии (главным образом в исторической области Трансильвания, входившей до Первой мировой войны в Австро-Венгрию), не забывают о своем прошлом, они чувствуют себя обиженными и ущемленными в окружении румынской титульной нации, поэтому делают всё доступное и возможное, чтобы демонстрировать свою «отдельность». Следует, однако, отметить, что сегодня венграм предоставлены возможности развития своей культуры и получения образования вплоть до высшей ступени, они часто требуют большего и, кроме того, воспринимают себя зачастую прежде всего частью существующей поверх границ венгерской нации, а потом уже гражданами Румынии. К тому же из Будапешта подыгрывают этим настроениям, в том числе по официальным каналам. Но Румыния, по Конституции, принципиально унитарное государство, и любые требования на автономию сходу отвергаются. Да и дать территориальную автомомию можно было бы лишь двум секуйским уездам Харгита и Ковасна, где венгров большинство, но там живет не более четверти всех венгероязыч-ных. Румыны, в свою очередь, стремятся доказать, что Трансиль-

вания принадлежит им по праву. Как полагают некоторые румынские авторы, численность, сплоченность, традиции венгерского меньшинства стали даже главной причиной возникновения националистических и ультранационалистических движений в современной Румынии. Эти отношения время от времени действительно находятся на грани критических. Румынские политологи обвиняют венгров в «агрессивном поведении». К тому же их партия - Демократический союз венгров Румынии - с самого начала «проводила политику самоизоляции венгров (в первую очередь в Трансильва-нии)» [Мео^и... 2012].

Надо заметить, что как бессарабская, так и венгерская проблемы питают почвеннический дискурс не только крайних националистов, но и «западников».

Возвращаясь к идейным истокам праворадикальных организаций современности, следует все же подчеркнуть особую важность националистического наследия межвоенного периода. Многие из националистических групп уже в начале 1990-х годов заявили о себе как о продолжателях, преемниках «Железной гвардии» - легионерского движения межвоенного периода1. Тогда же, в условиях отмены цензуры, появились многочисленные публикации о легионерах, тиражировались публичные высказывания на эту тему, прежде всего новых и старых националистических лидеров, последние из которых проживали за рубежом. Некоторые из них, правда, вернулись на родину, но возраст их был весьма почтенным и они не могли заниматься активно политикой. Легионерская идеология к середине 1930-х годов проникла во все поры культурного организма. Многие крупные деятели литературы и искусства того времени оказались под ее влиянием. Поэтому после падения режима Чаушеску националистам было на что опереться.

1 «Железная гвардия» в 1930-е годы была сильным общественно-политическим движением, главным выразителем и агрессивным проводником националистических, антисемитских и ксенофобских настроений в обществе. Ее бессменным лидером вплоть до своей гибели в 1938 г. был Корнелиу Зеля Кодряну.

Важной составляющей организации была террористическая группа, активно занимавшаяся устранением своих идейных противников, в том числе из высшей государственной и политической номенклатуры. Начало движению положила образованная в 1927 г. группа «Легион Архангела Михаила». Членов этой организации позже стали называть легионерами, или железногвардейцами. Идеология железногвардейцев по многим признакам соотносилась с германским национал-социализмом. 86

Новая же власть - Фронт национального спасения во главе с Ионом Илиеску - заявила о своем вовсе не традиционалистском, а напротив - западном, европейском выборе. Поэтому националистические организации не могли рассчитывать на прямую моральную и финансовую поддержку власти. Некоторые из них стали финансироваться из-за границы, пользуясь «поддержкой старых адептов легио-наризма, находившихся за рубежом, или тех, кто приехал в Румынию для ведения бизнеса» [Оршапи... 2014, с. 15].

Исследователи назвали это политическое и идейное течение неолегионаризмом. Что касается еще здравствовавших стариков-легионеров, проживавших за границей, они постарались оказывать посильное влияние на румынское общество, налаживать прямые связи со своей исторической родиной. Бывшие легионеры, многие из которых проживали в Испании, положительно восприняли свержение режима Чаушеску и однозначно оценили смену власти как долгожданную победу народной революции. Сама поспешная казнь диктатора соответствовала стилистике легионерского террора 1920-1930-х годов, поэтому бывшие железногвардейцы приветствовали этот решительный шаг новых революционеров. Они не скрывали надежд на возрождение движения, но вскоре стали возмущаться тем, что новые власти ассоциировали их с немецким нацизмом.

В Декрете Фронта национального спасения говорилось о свободе политических организаций, но кроме тех, которые представляют фашистские взгляды. Эта отсылка была воспринята эмигрантами-легионерами как обращение именно к ним. Они даже выступили с Декларацией, опубликованной в Мадриде в их журнале «Страна и Изгнание», где отрицалась их прошлая связь и с итальянским фашизмом, и с немецким национал-социализмом. Они отвергали также обвинения в экстремизме. Последний руководитель легионеров Хория Сима призывал своих сторонников к осторожности действий, опасаясь новых преследований [Ыхеапи... 2012].

Формальным лидером группы «Легионерское движение» после кончины Х. Симы в 1993 г. стал профессор Шербан Суру. Правда, далеко не все адепты группы признавали его лидерство, тем более что еще в 1950-е годы группа распалась на две враждующие группировки.

Итак, в новой Румынии образуется целый ряд националистических организаций: «Румынский очаг», «Румынское действие» (во главе с племянником Корнелиу Кодряну Никадором), «За Ро-

дину». Затем появились и другие, например: «Движение за Румынию» Мариана Мунтяну, лидера студентов в событиях 19891990 гг. Все эти организации заявляли о своей близости, в той или иной мере, легионерскому движению. Мунтяну позже занимался политикой в рамках разных политических формирований, но его всегда обвиняли в симпатиях к легионерам.

Наиболее экстремистской из националистических групп 1990-х годов проявила себя организация «Румынский очаг». Она была образована уже в феврале 1990 г. и поначалу не заявляла о своей связи с легионерами, но по существу была таковой в силу своей бескомпромиссности и уличного акционизма. Именно инициаторы «Румынского очага» провоцировали антивенгерские выступления, в том числе нападение на штаб-квартиру Демократического союза венгров Румынии в марте 1990 г. Апофеозом усиливавшихся беспорядков, которым способствовал «Румынский очаг», стали прямые столкновения между румынами и венграми в городе Тыргу-Муреш 21 марта 1990 г. Правда, большое кровопролитие в Тыргу-Муреше властям удалось предотвратить.

«Румынский очаг» явился предтечей националистической Партии национального единства румын (ПНЕР), появившейся в 1992 г. В 1992-1996 гг. эта партия даже входила в правящую коалицию. Ее лидер Георге Фунар на протяжении многих лет (до 2004 г.) был мэром Клуж-Напоки - самого большого города Тран-сильвании. На этом посту он активно противодействовал мирному сожительству венгерского и румынского населения, занимаясь, по сути, антивенгерской пропагандой. Однако, потеряв много голосов на выборах 1996 и 2000 гг., многие из руководителей ПНЕР один за другим перешли в партию «Великая Румыния», о которой речь пойдет позже. В 1997 г. противники активизировали свою деятельность и добились исключения Фунара из партии. Тогда же были распущены и многие филиалы. В 2006 г. ПНЕР прекратила существование, ее оставшиеся члены вошли в Консервативную партию.

Хотя реабилитация «Железной гвардии» особенно очевидна в 1990-е годы, эта тенденция остается актуальной и сегодня. Так, на Фейсбуке зарегистрирована группа «Легионеры 2015», которая выражает свои националистические взгляды в многочисленных общедоступных публикациях.

Организация «Румынский очаг» сегодня называет себя неправительственной культурной организацией. Ее участники прямо заявляют о необходимости реабилитации «Железной гвардии» и ее

лидера Корнелиу Кодряну, а также категорически отрицают Холо-кост в Румынии в период Второй мировой войны. Для продвижения этих идей в обществе инициируются различные мероприятия, в том числе научного характера. В частности, в 2013 г. была проведена международная конференция, посвященная Холокосту. Цель ее организаторов - доказать, что Холокоста на территории Румынии не было [Vatra... 2012].

Пропаганда легионаризма проявляется и в издательской деятельности. Так, в 2012 г. под эгидой уездного совета города Сучава был издан сборник стихов для детей ветерана легионерского движения Георге Унгуряну. Книгу он посвятил своим бывшим соратникам (в этот момент автору исполнилось 100 лет). На обложке книги - портрет Кодряну. Сам факт подобного издания и популяризация автора книги вызвали протесты со стороны Национального института по изучению Холокоста.

Наиболее влиятельной, многочисленной и структурированной из политических образований националистического характера стала партия «Великая Румыния» (ПВР)1. Ее первоначальное название - Народная партия «Великая Румыния». О создании партии было заявлено весной 1991 г., а выросла она из одноименного периодического издания, появившегося уже в 1990 г. У ее истоков стояли два литератора и публициста - Корнелиу Вадим Тудор и Еужен Барбу, учитель и наставник Тудора.

Издание «Великая Румыния», как отмечали критики, продолжало политику журнала «Неделя» («Сэптэмына»), которым еще при Чаушеску руководил Эужен Барбу. Многие литераторы 70-80-х годов прошлого века считали редакцию журнала отделением тогдашней Секуритате. Журнал, пользуясь архивами этой организации, занимался политическим шантажом для противостояния деятельности радиостанции «Свобода» [Corneliu Vadim Tudor].

Корнелиу Вадим Тудор (1949-2015) - талантливый журналист, окончивший философский факультет Бухарестского университета, автор многих художественных произведений, яркий поэт. В либеральной среде после 1989 г. его называли придворным поэтом четы Чаушеску. Еужен Барбу (1924-1993) - видный журналист, редактор и писатель, прозу которого относят к неореализму.

1 Как известно, с 1918 по 1940 г. Румыния имела самую обширную территорию и могла называть себя «Великой» или «Большой».

Известно, что при социализме, будучи партийным функционером, он принимал участие в антисемитской кампании в прессе.

В группу основателей партии вошли еще несколько колоритных личностей. Среди них Мирча Мушат - историк, университетский профессор, соавтор объемного труда «Румыния после Великого Объединения» (Mu§at М., Ardeleanu I. Romanía dupa Marea Unire: Ed. §tiin|ifica & Enciclopedica, 1988. 1584 p.). Интересно, что у истоков партии стоят сразу несколько генералов. Надо упомянуть генерала И. А. Мунтяну - историка, также университетского профессора. В 1990 г. он был директором Государственного архива Румынии. Согласно некоторым отмечавшимся в прессе источникам, при Чау-шеску он был офицером Секуритате, работал в подразделении Д (Дезинформация), затем - в службе наблюдения за иностранными студентами. После раскрытия его участия в различных сомнительных предприятиях он был уволен и осужден на несколько лет тюрьмы. В 1989 г. освобожден. Еще один генерал, причастный к созданию партии, - это Теодор Параскив. Известны и другие.

Надо обратить внимание, что Партия «Великая Румыния» располагала такими финансовыми возможностями, что уже в первые недели после регистрации открыла филиалы во всех уездах, в большом количестве муниципий, городов и поселений. Уже в июле 1991 г. были образованы женское и молодежное отделения партии.

ПВР сразу заявила о своей поддержке Фронта национального спасения. Она провозгласила себя организацией «левого центра», базирующейся на социал-демократических и христианско-демократических ценностях, намеренной защищать национальные идеалы и социально-экономические интересы румынских граждан. ПВР выступила также за сильную президентскую власть и обещала контролировать ход реформ, чтобы не допустить разрушения национальной экономики и падения уровня жизни.

Декларативная поддержка национальных ценностей в риторике членов партии сочеталась с ультранационализмом. Уместно вспомнить в связи с этим, что финансировалась ПВР в основном из-за рубежа, в первую очередь миллиардером румынского происхождения Иосифом К. Дрэганом (1917-2008). Еще в довоенный

1 Присоединение в 1918 г. к Румынии территорий, ранее входивших в состав Габсбургской (Трансильвания, Банат, Буковина и др.) и Российской (Бессарабия) империй, в румынской историографии зачастую называют «Великим объединением».

период Дрэгану были близки радикально-националистические идеи, и он даже разделял идеологию «Железной гвардии».

Лидером партии вплоть до своей неожиданной кончины был Корнелиу Вадим Тудор. Будучи личностью, без сомнения, пассионарной, он сумел собрать вокруг себя команду, которая в последующие годы играла не последнюю роль в политической жизни страны. Риторика Тудора, особенно в 1990-е годы, была бескомпромиссно антисемитской, антивенгерской, антицыганской. Он славился языком, который не имел ничего общего с нормальной политической лексикой из-за скандальности и оскорбительности выражений. Эта стилистика отражена и в изданиях партии. Эксперты и наблюдатели обращали внимание на такие характерные высказывания, публиковавшиеся в органе ПВР «Великая Румыния», как: «Мы будем расстреливать воров прямо на стадионах»; «Правительством Румынии руководит жидо-венгр Сорос из США». До 2004 г. ПВР отрицала Холокост в Румынии, который имел место при режиме генерала Антонеску, потом, правда, резко сменила риторику в этом отношении. Неоднократно Тудор привлекался к суду за клевету и оскорбительные высказывания.

Сразу после своего образования партия недвусмысленно выступила за возврат Румынии к границам 1940 г. - присоединение к Румынии Бессарабии (т.е. Республики Молдова), а также Северной Буковины и Южной Бессарабии, которые сегодня являются украинскими территориями. Лидеры партии с самого начала ее появления призывали румын стать «хозяевами в собственном доме». В первую очередь имелось в виду венгерское население Румынии, которое в основном проживает в Трансильвании и считает эту территорию своей исторической землей.

Риторика партии «Великая Румыния» нашла отклик в сердцах определенной части общества. На первых же парламентских выборах 1992 г. ПВР не только прошла в парламент, но и была приглашена в коалицию Партией социальной демократии Румынии - правопреемницей Фронта национального спасения. Лидеры последней рассудили, что поскольку за ПВР стоит существенная часть электората, то формальное сближение с ней придаст сторонникам Илиеску больше сил и возможностей.

Все же националистический дискурс ПВР не очень устраивал социал-демократических преемников Фронта национального спасения, которые ориентировались на ценности европейской демократии и заявляли, что возрождение идей фашизма в Румынии

совершенно недопустимо. Сами они были достаточно аккуратны и осторожны в высказываниях.

Тудор за время своей политической деятельности побывал и сенатором (в 2004-2008 гг. занимал пост заместителя председателя сената), и европарламентарием (2009-2014), но пиком его карьеры был успех на президентских выборах 2000 г. Партия «Великая Румыния» и ее лидер получили тогда неожиданно мощную поддержку как на президентских, так и на парламентских выборах. При этом в предвыборной кампании 2000 г. К.В. Тудор продолжал открыто апеллировать к антивенгерским, антицыганским и антисемитским настроениям избирателей.

В ходе предвыборной кампании ПВР сделала выгодный для себя ход, выставив лозунг «Да здравствует Родина, долой мафию!». ПВР сконцентрировалась тогда на критике аморфности и бессистемности в проведении реформ 1996-2000 гг., когда у власти оказалась праволиберальная команда. Главным лейтмотивом выступлений Тудора стал тезис о разрыве между «трудолюбивым и честным народом» и коррумпированной политической элитой (кстати, этот тезис был важнейшим компонентом риторики желез-ногвардейцев и их лидера Кодряну). Именно эта удачная популистская демагогия, как полагали аналитики, позволила лидеру ПВР опередить правоцентристов Т. Столожана и М. Исэреску и выйти во второй тур президентской гонки.

На самом деле дискурс Тудора, по мнению С. Тэнасе, оставался достаточно бессистемным и абстрактным. По существу, он не выражал никакой политической платформы. Все сводилось к утверждению, что все элиты, правившие с 1990 по 2000 г., виноваты в кризисе только потому, что были причастны к власти. Партия же «Великая Румыния» безгрешна и непричастна к безобразиям, она не несет за них никакой ответственности. Этот посыл, писал С. Тэнасе, напоминал декларации крайне правых на выборах 1937 г. в Румынии1. Цель этих деклараций состояла в мобилизации масс против существующего политического истеблишмента, каким бы он ни был - правым или левым. Сулились «радикальные изменения» под руководством харизматического лидера [Таиа8е... 2003].

1 На парламентских выборах 1937 г. партия «Все для отечества», представлявшая идеологию легионеров, сумела получить около 16% голосов, заняв третье место среди партий, участвовавших в избирательной кампании, что тогда чрезвычайно обеспокоило королевскую администрацию.

Когда Тудор вышел во второй тур президентских выборов вместе с Илиеску, избиратели встали перед сложным выбором: или крайний националист Тудор, или социал-демократ Илиеску, которого постоянно подозревали в коммунистических симпатиях и связях с Россий.

Уже накануне выборов 2000 г. социологические опросы показывали резкий скачок симпатий к Тудору и его партии. Однако действительность превзошла все прогнозы. ПВР по итогам парламентских выборов заняла второе место после блока «Социал-демократический полюс» во главе с Партией социальной демократии Румынии как в палате депутатов (19,5% голосов), так и в сенате (19,5% голосов). В первом туре президентской гонки Тудор получил 28,34% голосов.

Успех националистов вызвал большую озабоченность как левой, так и праволиберальной общественности. Накануне второго тура президентских выборов Партия социальной демократии Румынии, уже получив около 45% голосов в парламенте, призвала демократически ориентированные партии подписать Меморандум о совместной деятельности против угрозы крайнего национализма. Меморандум, однако, подписан не был. Правда, Тудор, несмотря на свою яркую демагогию, не улучшил результаты первого тура.

Нельзя не согласиться с теми, кто полагал, что успех партии «Великая Румыния» в 2000 г. в значительной мере явился следствием массового протестного голосования в условиях острой социальной неудовлетворенности от «шоковой терапии» предыдущего праволиберального правления, однако сам результат всё же вызвал озабоченность, в том числе за рубежом.

Поддержав лозунг «Европа наций», ПВР установила тесные связи с французской ультраправой националистической партией «Национальный фронт» во главе с Жаном-Мари Ле Пеном1. После вхождения Румынии 1 января 2007 г. в Евросоюз благодаря ПВР количество праворадикальных депутатов в Европарламенте увеличилось на шесть человек, что позволило европейским националистам в тот момент создать самостоятельную фракцию. Вскоре, правда, Европарламент лишился этой фракции, ибо в ноябре

1 В 2002 г. на выборах прзидента Франции Ле Пен вышел во второй тур, набрав 16,86% голосов. В первой половине 2000-х годов «Национальный фронт» по результатам парламентских и муниципальных выборов являлся третьей по значимости партией Франции.

2007 г. ее покинули именно румынские депутаты. Этот шаг они совершили в знак протеста против заявления коллеги по фракции, внучки Бенито Муссолини - Александры Муссолини, резко отреагировавшей на зверское убийство итальянки, совершенное в Риме гражданином Румынии цыганского происхождения, что вызвало всплеск антирумынских настроений среди итальянцев. Хотя фракции праворадикалов в Европарламенте больше нет1, однако связи и поддержка партии «Великая Румыния» со стороны европейских праворадикалов остались. ПВР продолжает поддерживать тесную связь с «Национальным фронтом». На частичных выборах в Евро-парламент, проходивших в Румынии вскоре после этих событий, ПВР не получила ни одного места. Правда, на выборах в Европар-ламент 2009 г. она имела 8,65% голосов, получив три мандата.

Идеология партии «Великая Румыния» никогда не была абсолютно чуждой и прозападным кругам румынского истеблишмента. Мы упоминали о коалиции с ПВР Партии социальной демократии в 1992 г., с самого начала позиционировавшей себя в качестве силы социал-демократической. Позже, в 2003 г., праволи-беральные партии - Национал-либеральная и Демократическая -заключали союз с К. В. Тудором, чтобы также воспользоваться его популярностью [Р1гуи1е8си С. Ехсерйош8ти1... 2001].

В 2004 г. Тудор, несмотря на свои антисемитские выпады, получил из рук тогдашнего президента И. Илиеску орден «Звезда Румынии» за «заслуги в области культуры». В ответ на это американский писатель и выходец из Румынии, лауреат Нобелевской премии мира Эли Визель, который возглавлял тогда Международную комиссию по изучению Холокоста в Румынии, вернул в знак протеста эту же награду румынскому президенту. При этом в том же 2004 г. Румыния официально, устами Илиеску, признала свою ответственность за геноцид евреев и цыган как в самой Румынии, так и на оккупированных ею территориях в период Второй мировой войны.

После вступления Румынии в НАТО (2004) и Евросоюз (2007), когда общество охватила эйфория ожидания скорого пре-

1 Согласно регламенту Европарламента, для образования политической фракции необходимо, по меньшей мере, 20 депутатов. После ухода румынских парламентариев у фракции «Самобытность, традиция, суверенитет» осталось лишь 15 мандатов.

одоления всех бед, в первую очередь экономических, интерес избирателей к риторике партии «Великая Румыния» все более угасал.

На президентских выборах 2004 г. Тудор оказался на третьем месте, получив 12,57% голосов. На президентских выборах 2009 г. он был четвертым с 5,56%. Тогда выборы выиграл представитель либерального крыла Траян Бэсеску. На выборах 2014 г. Тудор получил лишь 3,68%. На парламентских выборах 2008 г. партия «Великая Румыния» не смогла преодолеть 5%-ный электоральный барьер, и ее представителей в парламенте не оказалось. Куда ушел электорат Тудора? У экспертов было предположение, что политический дискурс Демократическо-либеральной партии, поддерживавшей «народного» президента страны Траяна Бэсеску, положительно воспринял традиционный электорат партии «Великая Румыния». Бэсеску, известный своей крайне популистской и одновременно яркой обличительной риторикой, видимо, привлек к себе часть электората Тудора. А идеи воссоединения с Бессарабией, которые были главным «коньком» ПВР, стали частью предвыборных деклараций Бэсеску. В 2012 и в 2016 гг. ПВР снова не преодолела избирательный порог и не стала парламентской партией.

После вступления Румынии в Евросоюз партия «Великая Румыния» и ее «трибун» (так называли Тудора приверженцы) явно смягчают свое красноречие. Теперь доктрину партии стали называть «просвещенным национализмом». Внутри же партии началась турбулентность из-за неудач на выборах. 2013 год обозначен скандалом, до того невиданным. 15 июня 2013 г. на экстренном заседании Национального совета ПВР Тудор был отстранен от должности председателя, затем лишен членства в партии. Временно исполняющим обязанности председателя был избран Г. Фунар, бывший председатель Партии национального единства Румынии, к тому времени не существующей. Однако Тудор, в тот момент еще и европарламентарий, обратился в суд, который постановил возвратить ему партийные полномочия.

Причиной увольнения было названо «жесткое отношение к своим соратникам», а также «абсолютное равнодушие к европейской позиции» партии (видимо имелось в виду нежелание Тудора воздерживаться от скандальных высказываний, что не могло приветствоваться в европейских структурах), из-за чего партия «Великая Румыния» оказалась в политическом вакууме.

Тудор считал себя незаменимым и единственным председателем ПВР, проводя бескомпромиссную кадровую политику. За

предшествовавшие годы Тудор сумел удалить из руководства многих известных деятелей, но именно тех, кто хотел бы поменять или скорректировать программные установки партии. Наиболее громким был уход политика Корнелиу Чонту, которого считали лицом наиболее близким и доверенным Тудору. С ним ушли еще несколько видных членов партии. После ухода Чонту Тудор выступил в своем привычном амплуа: с рядом оскорбительных характеристик бывшего коллеги, назвав его невежественным, неграмотным и т.д.

Было очевидно, что партия испытывает трудности, ее состояние можно было бы назвать кризисным. Часть бывших членов ПВР (Х. Шерб, В. Власин, В. Морару) в феврале 2015 г. стали соучредителями нового политического формирования националистической направленности - партии «Единая Румыния», которую характеризует крайний радикализм. Однако, как и ПВР, она не смогла преодолеть электоральный порог на парламентских выборах 2016 г. Инициатором же ее образования был бывший депутат парламента, член социал-демократической фракции Богдан Дьякону. Вот такая разноликая компания!

А в сентябре 2015 г. Корнелиу Вадим Тудор неожиданно ушел из жизни. Его приверженцы говорили, что сердце «трибуна» не выдержало из-за травли обществом и внутрипартийных интриг и что он, таким образом, отдал свою жизнь за спасение румынского народа от воров и злоумышленников как внутри страны, так и за ее пределами [Adrian Popescu... 2016]. Как уже отмечалось, Тудор был фигурой яркой, но скандальной. И даже его уход стал событием с оттенком черного юмора и мрачного карнавала. Как сообщали СМИ, «почти все венгры Румынии, а также многие проживающие за ее пределами прибыли на кладбище Генча, чтобы удостовериться в долгожданном уходе из жизни Вадима» [2 milioane... 2015]. Репортеры сообщали, что интервьюированные говорили: «Мы радуемся больше, чем если бы вы нам вернули Ардял»1. После кремации венгры якобы устроили фейерверк [там же].

Скандалы сопровождали ушедшего в мир иной Тудора даже на официальном уровне. Поскольку Тудор был членом сената, семья обратилась с просьбой организовать прощание с ним в холле здания сената. Ей отказали, что вызвало многочисленные комментарии в СМИ. Один из них - в газете ПВР «Триколорул» - был озаглавлен «Осужден посмертно».

1 Ардял - румынизированное венгерское название Трансильвании Эрдей.

В последний год жизни Тудор, оставив кресло евродепутата, а также пережив стресс в связи со своим временным отстранением от должности председателя партии «Великая Румыния», искал новые способы политического выживания. В конце 2014 г., когда президентом Румынии уже был избран этнический немец Клаус Иоханнис, Тудор предпринимает неожиданные для всех шаги в поисках сближения с российским политическим истеблишментом. Он встречается с послом России в Румынии О. Мальгиным и передает подарок для российского президента - книгу 1777 г. издания из собственной библиотеки «Эссе о коммерции в России» (на французском языке). В это же время он публикует статьи, в которых обличает американцев в том, что они препятствуют сближению Румынии и России, ставя тем самым под удар суверенитет его страны [Epure, Vadim... 2014; Epure, Abera|ia... 2014]. Такая неожиданная метаморфоза!

Преемником Тудора на посту председателя партии был избран генерал Эмиль Стрэину, крайний националист с мистическими наклонностями, при этом как русофоб, так и антизападник. Пресса весьма иронично комментировала избрание этой странной личности, напоминая, что генерал известен своим увлечением паранормальными явлениями, верит в сглаз и черную магию. Стрэи-ну также заявлял, что есть веские аргументы, чтобы подозревать иностранные государства в скрытой электронной войне против Румынии. Именно следствием таких действий являются, по его разумению, климатические катаклизмы в Румынии: наводнения, обильный снег в Бухаресте и т.д. Страна, согласно его представлениям, находится в кольце врагов: «Румыния испытывает деструктивные действия в соответствии с хорошо продуманным планом. Ее обезоружила не Россия, не Китай или кто другой. Это сделал Европейский союз. Это он разрушил нашу Армию. Румыния -очень упитанный бык, на которого зарятся все. Европейская борзая уже держит его в своих лапах, американский орел кружит над ним, русский медведь рычит возле границ» [Mihalache, 2015]. Но и это не все: Стрэину подозревает, что на территории страны живут таинственные инопланетяне, от которых неизвестно, чего ждать. Генерал, однако, не долго возглавлял партию: в марте 2016 г. он ушел с этого поста и отказался от политической карьеры.

Следующим председателем, но уже с формулировкой «временно исполняющий обязанности», стал Адриан Попеску, старейший член партии, медик по образованию, бывший председатель

отделения ПВР в уезде Вранча. В обширном интервью, которое респектабельный Попеску дал телевидению накануне парламентских выборов декабря 2016 г., он почти исключительно говорил о социально-экономических вопросах. Все высказывания были взве-шенны: никакой театральности, эмоций, тем более оскорблений. Сдержанность, жалобы на политические интриги, из-за которых с 2008 г. партия не является парламентской, - вот тон интервью. Идеологическая часть рассуждений сводилась только к защите суверенитета страны и благу румынского народа. Даже венгров он призвал голосовать за ПВР: как граждане Румынии они могут рассчитывать на поддержку партии «Великая Румыния». Правда, как и предыдущий председатель, он коснулся ситуации, которая возникнет, «если русские придут». Но это выглядело как нечто дежурное. В мягкой форме он сетовал, что Румыния похожа на героиню бесконечного телесериала о невзгодах, виновниками которых являются внутренние воры и экономические разбойники, а следовательно - не патриоты, а также заинтересованные силы за рубежом и их политические пособники внутри страны [Adrian Popescu, 2016].

Как уже упоминалось, парламентские выборы декабря 2016 г. ПВР снова проиграла, хотя накануне было объявлено о ее предвыборном альянсе с небольшой Партией народа, образованной в 2011 г. В настоящее время руководство ПВР находится в состоянии внутренней борьбы, на ее арену вступила и дочь Тудора Лидия. Сегодня уже нельзя рассматривать ПВР как сплоченную политическую силу. Ее лидеры находятся в поиске и выясняют отношения. Встраиваясь в общеевропейский контекст, они все более отказываются от крайностей, подчеркивая необходимость практической деятельности «для блага румынского народа».

Надо отметить, что за исключением солидной партии «Великая Румыния» новые националистические группы и группки, заявляющие о своем радикализме, не имели и не имеют массовой поддержки в обществе, как это было с их предшественниками в межвоенный период. Оценивая место неолегионаризма в посткоммунистической Румынии, исследователи этой темы пишут о его маргинальности: «Хотя некоторые группы такого рода и приобрели известную популярность (прежде всего среди молодежи) и даже сформулировали свои политические проекты (националистического и даже антисемитского толка), некоторые авторы расценивают посткоммунистический неолегионаризм как движе-

ние "анемическое"» [Оршапи... 2014, с. 15 ]. Это, по сути, признавали и сами приверженцы легионаризма: «Анализ эволюции группы "Легионерское движение", а также других, близких по идеологии объединений в условиях посткоммунизма, позволил увидеть их широкую перспективу в зоне маргинальной, но не лишенной всё же значения для румынской политической жизни» [Ыхеапи... 2012].

Сегодня экстремистские группы, отмечают румынские исследователи, держатся на приличном расстоянии от открытых политических дискуссий, «неофашизм проявляет себя в зоне румынского андеграунда, пытаясь возродить традиции легионаризма» [Иео^и... 2012]. Группы «Новые правые», «Железная гвардия» или «Легионерское движение», продвигающие идеи легионаризма, отмечают аналитики в Румынии, следует рассматривать лишь как некую субкультуру [там же].

Однако эта «субкультура», несмотря на ограниченный круг приверженцев, временами дает о себе знать достаточно активно в публичном пространстве. Это не марши «Железной гвардии» межвоенного периода, но стилистика сходная. В связи с этим нельзя не коснуться партии «Новые правые», образованной в 2000 г. Она ведет свое происхождение от ассоциации «Христианский форум -Университетская площадь1», затем переименованной в «Христианский форум "Новые правые"». В 2007 г. она была зарегистрирована как ассоциация «Новые правые». Только в 2015 г. организация была зарегистрирована как политическая партия, насчитывающая около 1500 членов. Ее эмблемой стал кельтский крест, что напоминает символику «Железной гвардии». Партия прямо поддержи-

1 Университетская площадь Бухареста имеет символическое значение для румынской политической жизни. Именно здесь, в ночь с 21 на 22 декабря 1989 г., пошатнулись устои коммунистического режима. Позже здесь состоялась знаменитая «голаниада» - акция гражданского неповиновения, начатая 22 апреля 1990 г. студентами и профессорами Бухарестского университета. Основным требованием участников было запрещение бывшим членам коммунистической партии участвовать в первых демократических выборах 20 мая 1990 г. Для манифестантов новая власть и ее лидер Ион Илиеску олицетворяли неокоммунизм. Постепенно количество манифестантов возросло до 30 тыс. человек. Илиеску назвал протестующих «§о1ат», что переводится с румынского как «хулиганы», «бездельники». Электорат, напуганный «возвращением капиталистов» или просто боявшийся хаоса, 20 мая проголосовал за Илиеску. Акция, однако, продолжалась и завершилась 13-15 июня 1990 г. кровопролитием из-за вмешательства шахтеров, призванных властями из бассейна Валя Жиулуй.

вает доктрину легионеров, кумиром ее членов является лидер же-лезногвардейцев Корнелиу Зеля Кодряну.

Так же как и легионеры межвоенного периода, «Новые правые» проповедуют национализм, опираясь на православие, они ненавидят цыган, выступают против однополых браков, абортов. Они отрицают коммунизм, глобализацию, они против НАТО и Евросоюза. Им претят браки между представителями разных рас. Они - за традиционные семейные ценности. Марксизму и капитализму они противопоставляют концепцию «социальной справедливости».

В политическом плане «Новые правые» выражают протест против идеи венгерской автономии. В 2003 г. они выступали против участия Румынии в какой-либо форме в интервенции в Ираке. Они критиковали «американский империализм» не только за агрессию против Ирака, но и за бомбардировки Югославии в 1999 г. «Новые правые» устраивали акцию перед Международным уголовным трибуналом в Гааге, протестуя против подписания Румынией договора с США об иммунитете американских солдат, находящихся в Румынии. В 2008 г. они устроили манифестацию перед Посольством России в Бухаресте в связи с «агрессией России против Грузии». Вместе с тем лидер движения, адвокат Тудор Ионе-ску, в интервью румынскому изданию «Napoca News» заявил: «Крым - это российская земля, так же как север Буковины, юг Бессарабии, уезд Херца и Змеиный остров являются румынскими землями, отчужденными во время Второй мировой войны» [Лидер... 2015].

«Новые правые» организуют в разных частях страны марши с антиевропейскими и антиглобалистскими лозунгами, активно участвуют в мероприятиях европейских организаций правонацио-налистического толка.

Очень широкий резонанс в Румынии имел организованный «новыми правыми» в 2008 г. марш «нормальности». Это была контрманифестация, направленная против парада геев в Бухаресте. Марш был раскритикован в румынских СМИ [Noua Dreapta]. Эти акции продолжались и в последующие годы. Последняя прошла в июне 2017 г. Теперь вместе с «Новыми правыми» в ней участвовали и представители партий «Великая Румыния» и «Единая Румыния».

Сайт «Новых правых» транслирует не только неприятие людей иных рас и национальностей, он целенаправленно проводит идеи антисемитизма, публикуя соответствующие статьи периода между двумя мировыми войнами. Особое значение для движения

имеет личность поэта, классика румынской литературы М. Эминеску (1850-1889), в наследии которого есть статьи антисемитского характера. Многие материалы сайта проповедуют теорию заговора. Даже события 11 сентября в Нью-Йорке трактуются, исходя из конспиративных домыслов.

В 2008 и в 2009 гг. Еврейская община возложила ответственность на «Новых правых» в связи с появлением на ее здании в г. Клуж-Напока антисемитских надписей. В 2009 г. группа членов «Новых правых» приехала по случаю 120-й годовщины смерти Эминеску в село Ипотешть, на родину Эминеску, где устроила акцию с антисемитскими лозунгами, обвиняя евреев в смерти поэта.

Хотя радикалы не имеют гласной поддержки со стороны властных структур, политика последних, по сути, направлена на собирание исторических земель. В этом политические декларации радикалов и практическая деятельность центральной власти совпадают. Из бюджета Румынии на поддержку румынской диаспоры за рубежом постоянно выделяются солидные средства, что в сопредельных с ней странах расценивается как поддержка идей Великой Румынии. У аналитиков за рубежом вызывает опасение тот факт, что в Румынии действует разработанная МИД «Стратегия развития отношений с этническими румынами за границей». «Для контроля над осуществлением данной стратегии учрежден Межминистерский комитет поддержки заграничных румын, опекаемый политиками высокого ранга. Благодаря своему членству в ЕС, Бухарест умело лоббирует свои интересы. » - отмечал украинский эксперт В. Гулевич [Гулевич... 2010].

Этот комитет, по сути, проводит политику, направленную на объединение Румынии и Молдавии под эгидой гражданской платформы «Действие 2012» («Лсйипеа 2012»). Платформа, объединяющая преимущественно молодежные организации, имеет свои филиалы не только в Румынии, но и за рубежом. Она напрямую организует мероприятия, направленные на лоббирование объединения Молдавии и Румынии, что вызывает беспокойство в силовых структурах Республики Молдовы. Так, в 2015 г. лидер платформы Г. Симион был выслан из Молдавии без права въезда в страну в течение пяти лет.

Под названием «Новые правые» действует аналогичная организация в Республике Молдова. Она имеет здесь разветвленную сеть уездных филиалов и отделений. Организация ввиду своего радикализма и связей со своим аналогом в Румынии находится в

сфере внимания молдавских силовых структур. Так, СМИ сообщали, что 19 декабря 2014 г. был произведен обыск в офисе «Национал-христианского движения - Новые правые». Уголовно-процессуальные мероприятия проводились в рамках уголовного дела по ст. 346 «умышленные действия, направленные на разжигание национальной, этнической, расовой или религиозной вражды, дифференциации или розни» и ст. 287 «хулиганство». В ходе обысков были конфискованы флаги, книги, документы, а также изъяты компьютеры лидеров движения Серджиу Лашку и Георгу Бузу. Накануне, 26 ноября, молдавские силовики заявили о срыве планов «по насильственному захвату власти» [Молдавские. 2014].

В 2017 г. политическая сцена Румынии разнообразилась новым альянсом - альянсом радикальных националистических сил. Альянс назвали «Блоком национальной идентичности в Европе», он объединил партию «Великая Румыния», партию «Новые правые», а также частично членов партии «Единая Румыния». Таким образом, правые радикалы ищут способы возродить и усилить свое влияние в румынском обществе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

Гулевич В. Румынский фактор на Украине // Материк. - 2010. - 30 марта. - Режим доступа: http://materik.ru/rubric/detail.php?ID=9288&print=Y (Дата обращения: 07.08.2017.)

Лидер румынской организации «Новые правые»: «Крым - это российская земля» // News. - 2015. - 11 марта. - Режим доступа: http://enews.md/news/view/44530/ (Дата обращения: 07.06.2017.)

Молдавские спецслужбы сходили направо // News. - 2014. - 20 декабря. - Режим доступа: http://enews.md/news/view/43160/ (Дата обращения: 27.06.2017.)

2 milioane de unguri la înmormântarea lui Vadim: Vrem sa ne asigurâm câ nu e o glumâ // Times New Roman. - 2015. - 7 sept. - Mode of access: http://www. timesnewroman.ro/entry/2-milioane-de-unguri-la-inmormantarea-lui-vadim-vrem-sa-ne-asiguram-ca-nu-e-o-gluma (Дата обращения: 09.08.2017.)

Adrian Popescu (PRM): E ultimul dans în politicâ, România trâieSte într-o continua telenovelâ // Agerpres. - 2016. - 8 dec. - Mode of access: https://www1. ager-pres.ro/politica/2016/12/08/interviu-adrian-popescu-prm-e-ultimul-dans-in-politica-romania-traieste-intr-o-continua-telenovela-15-02-38 (Дата обращения: 09.09.2017.)

Cipâianu Gh. Na^ionalismul românesc în primul deceniu postcomunist. - Cluj-Napoca, 2014. - 40 p.

Corneliu Vadim Tudor // Wikipedia. - Mode of access: https://ro.wikipedia.org/ wiki/Corneliu_Vadim_Tudor (Дата обращения: 01.08.2017.)

Epure A. Abera^ia unui fost euroales: «Iohannis ne târâste în râzboi cu ru§ii» // Pagina europeana. - 2014. - 19 dec. - Mode of access: http://www.paginaeuropeana.ro/ aberatia-unui-fost-euroales-iohannis-ne-va-tari-in-razboi-cu-rusii/ (Дата обращения: 01.09.2017.)

Epure A. Vadim îl curteazâ pe Putin! Ce cadou i-a trimis «Tribunul» // Pagina europeana. - 2014. - 15 dec. - Mode of access: http://www.paginaeuropeana.ro/ vadim-il-curteaza-pe-putin-ce-cadou-a-trimis-tribunul-la-kremlin/ (Дата обращения: 01.09.2017.)

Ideologii politice actuale. Semnifica^ii, evolu^ii §i impact. - Bucarest, 2012. - 480 p.

Lixeanu O. Miçcarea legionarâ în postcomunism // Garda de Fier. - 2012. - Mode of access: http://www.miscarea-legionara.net/doc_miscarea_in_postcomunism_5.html (Дата обращения: 01.12.2016.)

Mihalache M. PRM a ales urmaçul lui Vadim: Generalul, preocupat de blesteme, deo-chi §i extratereçtri //Adevarul. - 2015. - 3 noiem. - Mode of access: http://adevarul.ro/news/politica/prm-ales-urmasul-vadim-generalul-preocupat-blesteme-deochi-extraterestri-1_5638d163f5eaafab2c452857/index.html (Дата обращения: 23.08.2017.)

Noua Dreapta // Wikipedia. - Mode of access: https://ro.wikipedia.org/wiki/ Noua_Dreaptâ (Дата обращения: 01.07.2017.)

Pîrvulescu C. Exceptionismul românesc // Sfera polit. - Buc., 2001. - N 90. - P. 2-8.

Tânase S. Amenin|àrile populismului // Revista 22. - Buc., 2003. - N 683, 8-14 apr.

Vatra Româneascâ pentru uzul strâinilor. File de istorie (3) // Ioncoja.ro. - 2013. -24 octombrie. - Mode of access: http://ioncoja.ro/vatra-romaneasca-pentru-uzul-strainilor-file-de-istorie-3/ (Дата обращения: 01.12.2016.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.