Григорий Львович АРШ
Русско-турецкая война 1735-1739 гг. и Западные Балканы
Русско-турецкая война 1735—1739 гг. была войной, где балканский фактор был менее важен, чем в других подобных войнах. Первоначально ее целью было отвоевание Азова и перекрытие путей для набегов крымских татар на русские земли. Балканский же аспект войны касался главным образом Молдавии и Валахии. Россия получила тогда ряд петиций от валашских и молдавских бояр с просьбой установить над этими княжествами свой протекторат. Во время Немировского мирного конгресса* российские представители добивались освобождения этих княжеств от османского господства и предоставления им независимости1. О других христианских областях Балкан во время русско-турецких мирных переговоров речь тогда не шла. Между тем, как и во время других русско-турецких войн, христианское население рассчитывало на свое освобождение с помощью русского оружия.
Известно, что традиционная вера в спасительную миссию единоверной России существовала у греков и других христианских жителей Балкан с первых времен чужеземного господства. Об этом есть свидетельства (хотя, к сожалению, их немного) и для войны 1735—1739 гг. Так, русский резидент при Порте А.А.Вешняков писал в своем донесении от 1 (12) января 1736 г.: «Насчет христианских подданных, турки опасаются, что все восстанут, как только русские войска приблизятся к границам. Здешние константинопольские греки большею частью бездельники, ни веры, ни закона, ни чести не имеющие, их главный интерес — деньги и ненавидят нас больше самих турок, но
* Немировский мирный конгресс - съезд уполномоченных России, Австрии и Османской империи в Немирове во дворце графа Юзефа Потоцкого в 1737 г. с целью урегулировать военно-политические вопросы, вытекавшие из результатов военной кампании 1736 г. в ходе русско-турецкой войны 1735-1739 гг.
оооо<х>ос>ооо<х>о^^ ГЛ. АрТТТ ooooooc>oo<:>o<xw^
греки областные и еще больше болгары, валахи, молдаване и другие так сильно заботятся об избавлении своем от турецкого тиранства и так сильно преданы России, что при первом случае жизни не пожалеют для вашего императорского величества как уповаемой избавительницы (речь идет об Анне Иоаннов-не. — Г. А.). Всё это турки знают»2.
Сообщение российского резидента об опасениях турок о возможности восстания христиан в Европейской Турции в связи с русско-турецкой войной подтверждает и другой источник. Венецианский консул Джанбаттиста де Росси 7 июля 1736 г. сообщал из Дураццо (Дуррес): «Для всей этой Албании, Эпира и королевства Морея получены фирманы от правления, которые предписывают военным начальникам полностью разоружить греков, установить пушки во всех крепостях, снабдив их самым необходимым. Здесь, начиная с Эльбасана, Охрида, Тираны, Берата, Terra Nuova*, Струги, Воскопойи, Сиатисты, Янины, и в других крепостях, землях и деревнях размещены большие отряды янычар»3.
Насколько известно, восстания в Албании и Эпире в 1736—1739 гг. не произошли. Тем не менее, в русских военно-дипломатических кругах появились намерения использовать внутреннюю неустойчивость Османской империи для нанесения по ней сокрушительного удара. Взгляды эти обнаружились, в частности, у фельдмаршала Б.Х. Миниха. В письме от 14 (25) апреля 1736 г. фавориту Анны Иоанновны Э.И. Бирону был намечен план войны с Турцией на протяжении четырех лет — с 1736 по 1739 гг. О кампании на 1739 год здесь говорилось: «Знамена и штандарты е. и. в. будут водружены ... где? в Константинополе. В первой, древнейшей греко-христианской церкви, в знаменитой церкви Св. Софии в Константинополе она будет коронована как греческая императрица и дарует мир . кому? миру бесконечному, нет: народам бесчисленным»4.
Это льстивое пожелание фельдмаршала не имело ничего общего с реальностью. У историков имеется множество «претензий» к Анне Иоанновне, но никто и никогда не обвинял
* Неясно, о каком населенном пункте идет речь.
Русско-турецкая война 1735-1739 гг. и Западные Балканы 35
ее в том, что она затеяла войну с Османской империей ради возрождения империи греческой. Действительные итоги войны 1735-1739 гг. были для России весьма скромными. Несмотря на крупные победы русских в ее конце, по Белградскому мирному договору 1739 г. она получила лишь Азов, и то без права укреплять его. Лишить Россию плодов ее побед помогло весьма сомнительное «посредничество» при заключении мира со стороны французского дипломата Л. Вильнева. И тем не менее война не прошла для России даром. В числе ее целей была одна, широко не оглашавшаяся, но имевшая для русской правящей верхушки большое значение: сгладить на Балканах впечатление о неудачном Прутском походе Петра I в 1711 г. И цель эта (в том, что касается Греции) была, несомненно, достигнута. В подтверждение чего можно привести тот факт, что в 1736 и 1737 гг., то есть как раз во время войны 1735-1739 гг., вышли в свет две биографии царя-реформатора греческих ученых А. Канкелла-риоса и А. Катифороса5.
Примечания
1 См.: Семенова Л.Е. Княжества Валахия и Молдавия. Конец XIV - начало XIX в. М., 2006. С. 315-316.
2 Соловьев С.М. Сочинения. Кн. 10. М., 1993. С. 406.
3 Papahag V. Aromanii moscopoleni ji comertul Venetian. Bucuresti, 1935. P. 213-214.
4 Шульман Е.Б. О позиции России в конфликте с Турцией в 1735-1736 гг. // Балканский исторический сборник. Кн. III. Кишинев, 1973. С. 39.
5 См.: Китромилидис П. Эпоха просвещения в Греции. Спб., 2007. С. 398-399.