Научная статья на тему 'РУССКО-НЕМЕЦКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СОЗДАНИИ ГИГИЕНИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ И ВЫСТАВОК'

РУССКО-НЕМЕЦКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СОЗДАНИИ ГИГИЕНИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ И ВЫСТАВОК Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РУССКО-НЕМЕЦКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СОЗДАНИИ ГИГИЕНИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ И ВЫСТАВОК»

придерживаться гигиенических правил, сохраняющих свое значение даже сейчас, на стременном уровне развития детского плавания.

Нам представляется, что, оценивая вклад П. Ф. Лесгафта в развитие школьной гигиены в России, можно считать, что он был в числе тех, кто закладывал фундамент этой гигиенической дисциплины, которая получила свое полное научно-методическое завершение уже после Великой Октябрьской социалистической революции.

Поступала Б/1 1977 г.

УДК 613:069.021:001.83(47+30)

Канд. мед. наук М. Я- Яровинский

РУССКО-НЕМЕЦКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СОЗДАНИИ ГИГИЕНИЧЕСКИХ

МУЗЕЕВ И ВЫСТАВОК

Всесоюзный научно-исследовательский институт социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко, Москва

Россия и Германия впервые встретились в качестве экспозиционеров на Международной гигиенической выставке 1876 г. в Брюсселе, что привело в созданию в обеих странах замечательных музеев и выставок. Выставка в Брюсселе, проведенная по обширной программе, включала разделы «Общественная гигиена и здоровье», «Водоснабжение, канализация и орошение», «Устройство зданий», «Школьное дело», «Средства, помощь и спасение в случае пожара», «Несчастные случаи на воде и их предупреждение» и сразу выявила своих «героев». Ими стали Германия, продемонстрировавшая высокий уровень гигиенического благоустройства городов, и Россия, представившая образцовую школу (гимназию) и материалы по школьной гигиене (И. П. Скворцов, 1876). Подробный план и программу русского отдела выставки разрабатывал А. П. Доброславин. Председателем Российского комитета выставки был проф. Н. Ф. Здекауер. Германия и Россия получили ббльшую часть первых премий за свои экспонаты. На выставке были заложены основы взаимного сотрудничества, установлены контакты между учеными, заключены соглашения о взаимных поездках.

Выставка в Брюсселе послужила толчком для создания Русского общества охранения народного здравия, первое собрание учредителей которого состоялось 27/XI 1877 г. Одновременно был открыт музей, основу которого составили экспонаты русского отдела выставки в Брюсселе.

«Мы можем через ознакомление публики с главнейшими основаниями гигиены и распространение их в народе, а также через обобщение гигиенических и санитарных мер поднять уровень общественного здравоохранения»,— оказал в своей речи при открытии нового общества и музея проф. Н. Ф. Здекауер. Окончил он речь следующими словами: «Может быть, нашим почином воспользуются наши правнуки, но это не должно охлаждать нашего рвения. Всякое начало трудно ...» С большим интересом специалисты России познакомились с книгой врача П. Петрова «О Берлинской гигиенической выставке 1883 г.», в программу которой входили также «способы подания помощи и спасения людей при различных случаях, грозящих смертью, болезнью, увечьем, даже нуждой и бедностью ...»

В период, когда проходила эта выставка, научная гигиена только зарождалась. В Германии существовала всего одна кафедра гигиены при Мюнхенском гигиеническом институте, возглавляемая М. Петтенкофером. Во Франции не было ни одной специальной кафедры. В России В. А. Субботин, Ф. Ф. Эрисман, А. П. Доброславин и их ученики только еще завоевывали самостоятельность гигиены как науки, и пропаганда ее достижений через выставки немало способствовала этому процессу.

Масштабы выставки были значительны. Она занимала большой участок в части Берлина, именуемой Alt-Moabit. Впечатления русских врачей,

посетивших выставку, были очень яркими, и они выступили в печати с предложениями о создании новых гигиенических выставок и музеев в России. В 1887 г. на общем собрании членов Русского общества охранения народного здравия проф. А. П. Доброславин доложил о проекте создания в Петербурге Всероссийской гигиенической выставки с целью «наглядного проведения в массы правильных воззрений на задачи здравоохранения». Проект был принят, и ряд ученых приступили к его осуществлению. Среди них следует назвать В. В. Пашутина, А. Я. Данилевского, А. И. Таренец-кого, H. Е. Введенского, С. А. Розанова и др. В мае 1893 г. открылась Всероссийская гигиеническая выставка, которая, по мнению современников, «составила эпоху в истории здравоохранения в России». На ней было представлено более 50 ООО экспонатов от 5000 экспонентов. Выставка работала более 4 мес, и почти 500 000 человек побывали на ней. Она сыграла большую роль в развитии отечественной научной гигиены и распространении гигиенических знаний. Возникла мысль о создании на ее базе постоянного гигиенического музея.

25/V 1897 г. в Москве в большом здании в Неглинном проезде открылся Музей гигиены и санитарной техники, созданный на пожертвования многих лиц и промышленных фирм. Директором его был страстный пропагандист гигиенических знаний В. Мешаев. Музей просуществовал несколько лет, но, будучи лишенным государственной поддержки, прекратил свое существование из-за недостатка средств. t

Следующий этап развития музейно-выставочного дела и международного сотрудничества в этой области связан с именем известного немецкого общественного деятеля Карла Людвига Лингнера. Благодаря его энергии и средствам в 1903 г. в Дрездене была организована выставка «Народные болезни и борьба с ними». Он считал, что «Основой всей социально-гигиенической деятельности является гигиеническое обучение трудящихся». Воплощением этой идеи явилась созданная им выставка, которую за 4 мес посетило более 200 000 человек. Это был большой успех. В дальнейшем с выставкой познакомились жители Франкфурта-на-Майне, Мюнхена, Киля. Велись переговоры о направлении ее в Петербург. В 1906 г. на съезде гигиенистов Германии было решено провести на ее базе Международную гигиеническую выставку в Дрездене. Для осуществления этой идеи понадобились еще 5 лет напряженной работы более 3000 ученых и инженеров. Россия первая из 26 государств приняла приглашение участвовать в выставке и решила построить свой павильон. Началась напряженная подготовительная работа. 24/IV 1911 г. на объединенном заседании секций общественной медицины и медицинской статистики XI Пироговского съезда под председательством Н. И. Тезякова был заслушан доклад 3. Г. Френкеля «Предварительный проект программы экспонатов по общественной, земской и городской медицине для русского отдела Дрезденской международной гигиенической выставки». Правительственным комиссаром по участию в Дрезденской выставке директором Института экспериментальной медицины проф. В. В. Подвысоцким были приглашены в число заведующих группами русского национального комитета Г. В. Хлопин (школьная гигиена), В. В. Левашев (дезинфекция), Д. К- Заболотный (микробиология), С. С. Салазкин и И. А. Дмитриев (общественная медицина), А. В. Мольков (отдел общедоступных сведений по гигиене), А. В. Погожее (профессиональная гигиена), В. О. Губерт (оспопрививание, воспитательные дома и детские ясли), А. А. Кадьян (госпитальное дело), Д. О. Ott (родовспоможение), И. П. Павлов и А. Я. Данилевский (гигиена питания). Было решено, что русский отдел должен «правдиво представить современное состояние наших гигиенических знаний и их практическое применение и прежде всего использование их в интересах масс населения, с освещением тех социальных условий, применительно к которым выработались приемы и организация санитарного и врачебного дела в России».

зо

9/У 1911 г. Международная гигиеническая выставка в Дрездене была открыта. По многочисленным восторженным отзывам современников, на этой огромной выставке, размещенной более чем в 100 залах и павильонах на площади 320 ООО м2, было два притягательных центра — павильон Германии «Человек» и русский павильон на аллее Геркулесов. «Я должен рассказать о чуде здорового человека, научить людей защищать свое здоровье»,— говорил К. Лингнер. И это было сделано на выставке блестяще. Павильон открывала величественная бронзовая фигура человека с поднятыми к солнцу руками, у подножия был начертан девиз: «Здоровье — главное богатство!»

.Русский павильон, построенный по мотивам кремлевской архитектуры и украшенный символической фигурой «Россия» (скульптор Ю. Сквир-ская), привлекал внимание невысоким уровнем популяризации,талантливо сделанными моделями, а хорошо аргументированной статистикой, рассказом о земской медицине—системе организации здравоохранения, какой не знали ни в одной стране мира. Лучше всех сказал об этом проф. Гертнер из Иенского университета: «Ваша земская медицина — эта совершенно неведомая сторона жизни России — открывает нам прямо новые, широкие горизонты обобществления всех видов медицинской помощи». Премии выставки получили многие экспонаты, в том числе Московского губернского земства и др.; в отделе «Физиология питания» сенсацию произвело чучело собаки с фистулой для добывания желудочного сока по И. П. Павлову.

Имеется обширная немецкая и русская литература, свидетельствующая, насколько талантливо, многообразно и убедительно смогли создатели выставки А. Е. Эрлих, 3. Г. Френкель, А. Н. Сысин, В. П. Кашка-дамов, С. Н. Игумнов и др. раскрыть достижения гигиенической науки. Более 5 ООО ООО посетителей выставки за 6 мес ее работы — самое красноречивое свидетельство невиданного успеха подобного мероприятия.

Этот успех вызвал желание увековечить выставку в форме гигиенического музея в Дрездене. В марте 1912 г. К- Лингнер представил разработанный им и его сотрудниками план создания такого музея. Им был учрежден «Союз музея». Саксонское правительство взяло на себя часть расходов. Но К- Лингнеру не было суждено увидеть свое детище, так как 5/У1 1916 г. он скончался. Однако Немецкий гигиенический музей был создан, и в нем по праву расположен мемориальный кабинет К. Лингнера. Экспонаты русского отдела на Международной гигиенической выставке послужили основой создания Всероссийской гигиенической выставки в Петербурге (1913). В ней участвовало более 1500 экспонентов, выставивших более 100 000 экспонатов. Посетило выставку более 300 000 человек.

В. И. Ленин, ознакомившись с каталогом экспонатов выставки по охране труда, опубликовал в журнале «Просвещение» (январь 1914 г.) статью-рецензию, в которой отметил большое значение этого каталога для получения ценных статистических данных об охране здоровья рабочих в России.

У царского правительства не нашлось желания и средств для организации на базе выставки гигиенического музея. Создать его удалось только после Великой Октябрьской социалистической революции. Музей здравоохранения при Ленинградском городском доме санитарного просвещения, открытый в 1919 г., существует и поныне.

Продолжает свою плодотворную деятельность и Немецкий гигиенический музей в Дрездене. В 1927 г. для него начали строительство нового прекрасного здания. В 1930 г., когда строительство завершилось, было решено провести новую международную выставку. И вновь первыми откликнулись на приглашение русские.

«Через 20 лет Россия уже явилась в виде Союза Советских Социалистических Республик на удивление и страх врагам. "Гвоздем" выставки была уже не земская, а советская, социалистическая медицина» (М. М. Гран).

Для создания советского павильона на выставке в Дрездене создали оргкомитет под председательством Н. А. Семашко. Было решено подго-

товить экспозиции: «Народонаселение СССР, его санитарное состояние, борьба с эпидемиями и социальными болезнями», «Быт (жилище, питание, одежда, коммунальная гигиена)», «Труд в СССР и его охрана, промышленная санитария, социальное страхование», «Охрана материнства и детства», «Санитарное просвещение» и др. «От тамбовской избы, украинской хаты, горской сакли, кочевой юрты — до дома-коммуны и фабрики-кухни... От кустарных промыслов — до шахт Донбасса и бакинских вышек» — таков был план показа. Экспозиция СССР на Дрезденской выставке 1930 г. стала политическим событием. Торжество раскрепощенного труда, новый уклад жизни, гигантский размах социалистического строительства становились ясными при первом взгляде на гигантские фигуры рабочего и колхозницы, скрестивших в едином порыве серп и молот (скульптор В. Мухина). Советский павильон отличали высокая идейность, научная глубина замысла и плановость построения, что было единодушно отмечено зарубежной прессой. Успехи в индустриализации страны, реконструкция сельского хозяйства, культурное строительство, работа диспансеров, детских и женских консультаций, советские курорты, спортивные площадки и стадионы — все это представляло огромный интерес для многочисленных посетителей выставки.

Германия продемонстрировала на выставке высокий уровень развития медицинской промышленности, гигиенической науки, санитарной пропаганды. Как всегда, удивлял и восхищал посетителей павильон «Человек». На этот раз в центре внимания была «стеклянная женщина» — озвученная модель со световыми сигналами, знакомящая посетителей с основами анатомии. С данной выставки «стеклянные люди» производства Дрезденского гигиенического музея начали свое победное шествие по музеям и выставкам мира. На выставке-ярмарке в Стокгольме (1949) «стеклянный мужчина» был назван журналистами «восьмым чудом света».

В Советском Союзе эти модели можно увидеть в музеях Ленинграда, Риги, Ташкента. Побывали «стеклянные люди» и на выставке «Здравоохранение^» в Москве.

В конце второй мировой войны Дрезденский гигиенический музей был разрушен бомбежками англо-американской авиации. Но правительство ГДР приняло все необходимые меры, чтобы восстановить его в кратчайший срок. Выставки Дрезденского гигиенического музея за последние 20 лет побывали более чем в 30 странах (Ф. Геррес).

Взаимные поездки специалистов, совместная работа над экспозициями, рецензирование, обмен экспонатами и информацией — таковы формы столетнего сотрудничества наших народов в области создания гигиенических музеев и выставок. И оно принесло свои замечательные плоды в борьбе за здоровье народов.

ЛИТЕРАТУРА. Геррес Ф. — «Фельдшер и акуш.», 1974, № 2, с. 38— 42. — Г р а н М. М. — «Казанск. мед. ж.», 1931, № 3, с. 304—310. —Скворцов И. П. Санитарный быт западно-европейских городов и международная гигиеническая выставка в Брюсселе, 1876. Казань, 1876. — Френкель 3. Г. — «Труды 11-го Пироговского съезда.» Т. 2. СПб., 1911, с. 127—133.

Поступила 21/1 1977 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.