Научная статья на тему 'Русский язык в контексте проблем национальной безопасности'

Русский язык в контексте проблем национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
360
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИЯ / NATION / ЭТНОС / ETHNIC GROUP / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК / STATE LANGUAGE / ЯЗЫКОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / LANGUAGE SECURITY / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДВУИ МНОГОЯЗЫЧИЕ / STATE BIAND MULTILINGUALISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бернацкая Ада Александровна

В статье показаны политические последствия практики неадекватного употребления терминов «нация», «этнос», «государственный язык», «национальная безопасность» в государственных документах и в публичной речи РФ. Прослеживаются основные маркеры ослабления функций русского языка как национального, государственного, международного и мирового. Обосновывается точка зрения, согласно которой русский язык, будучи одной из основных мишеней информационно-психологической войны, должен рассматриваться и как один из важнейших объектов защиты в системе государственной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN LANGUAGE IN THE CONTEXT OF THE PROBLEMS OF NATIONAL SECURITY

The article shows the political consequences of the inappropriate use of the terms "nation", "ethnic group", "state language", "national security" in the official documents and public speech of the Russian Federation. The author looks at the main markers of the weakening of the functions of Russian as a national, state, international and global language. The article substantiates the point of view that the Russian language, being one of the main targets of the information-psychological war, should also be considered as one of the most important objects of defense in the system of state security.

Текст научной работы на тему «Русский язык в контексте проблем национальной безопасности»

УДК 81'27

РУССКИЙ ЯЗЫК В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

А.А. Бернацкая

В статье показаны политические последствия практики неадекватного употребления терминов «нация», «этнос», «государственный язык», «национальная безопасность» в государственных документах и в публичной речи РФ. Прослеживаются основные маркеры ослабления функций русского языка как национального, государственного, международного и мирового. Обосновывается точка зрения, согласно которой русский язык, будучи одной из основных мишеней информационно-психологической войны, должен рассматриваться и как один из важнейших объектов защиты в системе государственной безопасности. Ключевые слова и фразы: нация; этнос; государственный язык; языковая безопасность; национальная безопасность; государственное дву- и многоязычие.

RUSSIAN LANGUAGE IN THE CONTEXT OF THE PROBLEMS OF NATIONAL

SECURITY

A.A. Bernatskaya

The article shows the political consequences of the inappropriate use of the terms "nation", "ethnic group", "state language", "national security" in the official documents and public speech of the Russian Federation. The author looks at the main markers of the weakening of the functions of Russian as a national, state, international and global language. The article substantiates the point of view that the Russian language, being one of the main targets of the information-psychological war, should also be considered as one of the most important objects of defense in the system of state security.

Key words and phrases: nation; ethnic group; state language; language security; national security; state bi- and multilingualism.

«Почему в таком большом и сильном государстве, как Россия, национальный язык русского народа становится почти чужим? Почему современная русская речь становится всё более примитивной, уродливой, стилистически неправильной и даже непристойной?» (Л.П. Сидоренко, Н.Г. Гаврилова)

«Чернобыли взрываются оттого, что нынешние "гении техники" стоят не на плечах Толстого и Достоевского, а на плечах таких же "технарей", как и они сами» (академик В.А. Легасов)

Цель исследования - на основании анализа соответствующих текстов выяснить, какое место в проблемном поле защиты государственных интересов отведено русскому языку и насколько это место адекватно с точки зрения функций языка как государственного, международного и мирового с учётом его современного состояния и полифункциональной речевой реализации.

Термин «национальная безопасность» - калька с английского «national security», широко вошедшего в англоязычный дискурс с 1947 г. с принятием в США закона о национальной безопасности. В России термин пришёл на смену «государственной безопасности» после распада СССР, очевидно, на волне либерально-политической ориентации на ценности Запада и впервые был озвучен в Федеральном законе «Об информации, информатике и защите информации» в 1995 г. Определение термина было дано в первом Послании Президента РФ Федеральному Собранию «О национальной безопасности» (1996) как «состояние защищённости национальных интересов от внешних и внутренних угроз» [Общая теория... 2002: 21-22; Юсупов 2006: 96-98]. В качестве более однозначных синонимов авторы учебника Российской Академии государственной службы при Президенте «Общая теория национальной безопасности» рекомендуют использовать «безопасность нации», «безопасность страны», «безопасность России». Произвольная синонимизация лишь подчёркивает непродуманность замены традиционного термина.

Прежде всего обратимся к понятийному содержанию базового термина. Относительно однозначно «безопасность» толкуется как «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности» [Ожегов, Шведова 1997: 41]. Толкований же «нации» великое множество. В отечественных источниках это, как правило, с вариантами в последовательности признаков, «исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры» [Крысин 2000: 465]. Это почти дословное 4-хчленное сталинское определение, от которого, как от «печки», начинаются все дискуссии по национальному вопросу. Одни, не лукавя, танцуют от этой печки, другие не замечают проблему, третьи заменяют термин более утончённым термином «этнос», но при этом в дефиниции этноса фигурируют те же самые признаки [Крупник 1991: 307]. А в конечном счёте нация и этнос представляются синонимами: Этнос - «исторически сложившаяся этническая общность - племя, народность, нация» [Ожегов, Шведова 1997: 914]; Этнос -«общее название национальных образований» [Крысин 2000: 841]. Или образуются гибриды «этнонациональный», «национально-этнический» без внятных объяснений.

Достаточно дифференцированно термины трактуются в аналитическом исследовании сербского философа и политолога Д. Симеуновича. Отмечая факт нередкого отождествления терминов, автор высвечивает общее и различное. И нацию, и этнос, заключает автор, «характеризует коллективная идентичность, которая подтверждается через один и тот же образ жизни и культуру, общий язык, судьбу, историю и традиции, общую территорию и

вероисповедание. Но этнос обычно выступает как "предтеча нации". Нация - это политическая общность. В отличие от этноса, нация обязательно располагает своими собственными институтами, своей письменностью и своей политикой. При этом духовные связи в нации много более развиты, нежели биологические». Итак, подытоживает учёный, нацию отличают от этноса её политические свойства, наличие государства или стремление создать его как национальный институт (в логике автора этнос можно представить как «недозревшую нацию»... - А.Б.). Таким образом, заключает философ, «нет нации без государства, а государства без нации. Они создают друг друга». [Симеунович 2013: 13-16]. В мире, уточняет автор, более 3600 этнических общностей и всего 179 государств [Там же: 103].

Различают две модели соотношения нации и государства. Один путь - от нации к государству. Нация, чтобы получить полное признание, часто в результате освободительной борьбы, создаёт собственное национальное государство. Второй путь: уже существующее государство формирует нацию как упрочивающий государственность институт. Так создаются «(гражданские) национальные государства». В них складывается общегосударственная, или гражданская нация. Несмотря на различную этничность, гражданство определяет единую национальную принадлежность. Так западная этносоциология понимает нацию как совокупность граждан страны. В этом контексте, характерном, в том числе, и для ООН, происходит отождествление национального с государственным в словосочетаниях «национальная безопасность», «национальные интересы». Так объясняется понятие «американская нация». Любопытно, что в качестве примеров гражданского национального государства наряду с США, Австралией и Испанией в Энциклопедии «Глобалистика» называется и Россия [Глобалистика: Энциклопедия 2003: 678-681; 1279]. А.С. Панарин нацию, сформировавшуюся не на этнической основе, называет «политической нацией» [Панарин 1997: 44-45].

В мире доминирует вторая модель: политико-географическая и социальная, а не этническая общность («гражданская нация»); на первом месте по значимости культурно-цивилизационная идентичность страны [Кокошин 2014: 1093]. Такая ситуация сложилась уже в XVII веке: «понятие "нация" включало в себя жителей страны независимо от их этнонациональной принадлежности и было синонимом таких понятий как "народ" и "граждане"» [Проблемы языка 2016: 162-163]. В России предпочтение отдаётся первому, этническому принципу формирования наций, что создаёт терминологические и смысловые проблемы.

Национальная политика Российской Федерации законодательно ориентирована на продолжение принципов политики СССР, которые были направлены на поощрение языкового многообразия, на правовое равенство всех языков страны, на формирование «социалистических наций». Исследователь А.В. Митрофанова назвала советские принципы языковой политики практикой «закладывания внутренних мин под советское государство». Такая практика «способствовала превращению этнических групп <...>, не претендовавших на самоуправление, во вполне сформировавшиеся нации...» [Проблемы языка 2016: 176]. После распада СССР начался разгул националистических тенденций и русофобия, в том числе, по отношению к русскому языку. Так, профессор А.И. Халидов прямо заявляет, что «истинная угроза» для национальных языков Абхазии исходит от русского языка [Халидов 2013: 194].

Прямым выражением принципов национальной политики РФ является начальная фраза Конституции РФ: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации...». В статье 68 утверждается «1. Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык. 2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки». В.М. Ланцов с категорической прямотой заявляет, что фраза «"многонациональный народ" придумана врагами России (между прочим, в аналогичной фразе Конституции США определения «многонациональный» нет - А.Б.). В государстве создаётся (должна создаваться) одна нация и одна принадлежность к ней». Эта фраза, продолжает автор, создаёт «прецедент установления в государстве разных государственных языков вместо одного» [Ланцов 2015: 154-155].

Безусловно, наличие двух, а то и более (Дагестан) государственных языков в субъектах РФ стало решающим фактором ослабления позиции русского языка в стране и соответственно ослабило централизацию государства. «В стране как бы сталкиваются две крайние точки зрения на прошлое: старая, русскоцентристская и новая этнонационалистическая...» [Диалог... 2013: 171]. Статусное равенство всех государственных языков на территории РФ изначально лишает русский язык прежде всего не только государствоцементирующей, но и других высших функций. Более трёх десятков (с учётом Республики Крым - 37!) ГОСУДАРСТВЕННЫХ языков в ОДНОМ ГОСУДАРСТВЕ - это нонсенс и прямой путь к дезинтеграции общества и государства. Государственное дву-и многоязычие, констатирует В.Ю. Михальченко, порождает новые серьёзные проблемы. Желание языковых общностей, чей этнический язык объявлен государственным, распространить этот язык на другие языковые общности может стать политическим средством давления и породить языковые конфликты. Например, стремление Башкортостана

и Республики Марий Эл не регистрировать в качестве кандидата в президенты республик претендентов, не владеющих местным, республиканским языком. Ещё одно следствие, на которое указывают многие социолингвисты, - вытеснение русского языка из сферы образования с заменой его на республиканский государственный (Татарстан, Якутия, Тува) [Михальченко 2015: 46].

Найти безопасный путь между Сциллой и Харибдой - упрочением целостности государства и обеспечением притязаний национальных меньшинств - задача трудноразрешимая. Речь могла бы идти о некой «супернации», по аналогии с «суперэтносом» Л.Н. Гумилёва. Вариант исключён в силу явно шовинистической коннотации. Компромиссным решением было бы признание Российской Федерации «российской нацией»: Россия - национальное государство, российский народ - нация («гражданская нация»). Этим гасится этнический национализм меньшинств, т.к. уходит угроза русификации. По сути, это продолжение идеи советского народа как новой исторической общности людей, социалистической по содержанию и национальной по форме. Прямым текстом об этом говорит Д.А. Медведев: «<...> Но идея российской нации абсолютно продуктивна...» [Цит. по: Лаппо 2013: 125-126]. Положительным итогом было бы признание русского языка как единственного государственного и, как следствие, упрочение целостности и стабильности государства и, естественно, статуса русского языка. Но русскому народу пришлось бы поступиться наличием этнонима в самоназвании нации. А.Д. Васильев гневно называет это дерусификацией [Васильев 2013: 229]. Пока по этому вопросу сохраняются две непримиримые позиции. Одни утверждают правомерность подхода, утверждая: «Россияне - это нация, причём, сложившаяся естественным путём посредством длительного взаимодействия разных народов друг с другом и закреплённая конституционно» [Костин, Костина 2012: 163]. Основанием, согласно авторам, служит единство ценностей: всем народам России присуща ориентация на символические, а не материальные ценности, в отличие от Запада; ориентация на коллектив, общину в оценке своих поступков; щедрое гостеприимство, особое отношение к родственникам, стремление к обильным и многолюдным праздникам [Там же: 171]. О российской нации ведёт речь Е.М. Астахов [Диалог... 2011: 217], о создании общей нации - В.М. Ланцов. А.Е. Бусыгин говорит о необходимости усиления общероссийской общности, с горечью добавляя: «Беда в том, что сегодня у жителей республик Кавказа, например, нет даже общекавказской идентичности, не говоря уже об общероссийской» [Там же: 36]. Другие не менее категорично парируют: «<...> Россияне - не нация, а жители, граждане России» [Васильев

2013: 174]. Третьи, например, А.А. Гусейнов избегают определённости, говорят о русской / российской нации [Диалог... 2011: 62].

Представляется, что пробным камнем в сторону общественности служат квазиоговорки первых лиц государства: лингвистические алогизмы типа «многонациональная российская нация» (В.В. Путин). Примиряющим реверансом в сторону русских патриотов в речи представителей высшей власти служат дополняющие, а не взаимоисключающие, перифразы типа «русский человек, российский гражданин».

Позиция встречает отторжение со стороны патриотически настроенных русских граждан, как из научной среды, так и представителей общественности, указывающих на ущемление статуса русского народа как государствообразующего, численно абсолютно доминирующего в стране (80-85% населения, по стандартам ООН - моноэтническая страна), создателя великой культуры. Татьяна Миронова: «<...> раньше имя "русский" вытеснялось безродным "советский", теперь оно изгоняется при помощи безродного "россиянин". <..> Нынешней власти как раз нужны именно "россияне ", а не русские, потому что история не раз показывала, что с русскими иметь дело трудно и опасно, а вот "россияне" себя в ней ещё никак не проявили» (Молодая гвардия 2003. №5-6. С. 8-9).

Политолог А.Г. Дугин проливает отрезвляющий душ на экзальтированную патриотичность, предупреждая: «Если Россия станет настаивать на своей русской этнической идентичности и православной культуре, то она обречена на распад: сепаратизм последует со стороны мусульманских народов Кавказа и Поволжья, других национальных меньшинств - и печальная судьба СССР повторится. Как русское этнокультурное государство Россия слишком велика». В целом прогноз политолога относительно России столь же неопределёнен, сколь мрачен: «В нынешних своих границах и с существующей политической системой она не имеет исторического будущего» [Дугин 2014: 142].

Сложность политической проблемы усугубляется неоднозначностью языкового выражения. Одной из существенных угроз национальной безопасности России оказывается сам язык в текстах делового стиля наивысшей государственной значимости. В.М. Ланцов, обобщая и, вероятно, в той или иной мере гипертрофируя, называет этот язык «антигосударственным». В этом языке процветает, по его выражению, словоблудие: «Привязка рубля не к внутреннему товарно-денежному балансу, а к доллару и Евро означает, что рубль - денежная единица русской колонии США и Германии». В результате анализа делается вывод о «несоответствии языка Конституции языку демократии». Помимо выражения «многонациональный народ России», юрист обосновывает принадлежность к

«антигосударственному языку» терминопонятий «коррупция», «ипотека», «собственность», «право», «патент», «пенсионная реформа» и др. в текстах Конституции, законов, Гражданского и Жилищного кодекса РФ, Указов. Так, просвещает автор, подменой термина «жилище» на кажущийся синонимичным «жильё» в ЖК РФ разработчики (называются их имена) «изымают у граждан России право на жилище, в котором находится жильё». Жильё -это всего лишь жилые помещения, в это понятие не входят стены, перекрытия, земельный участок, элементы благоустройства территории домовладения. Такую подмену автор называет «юридической диверсией». В результате в России база налогообложения жилья в 5 раз превышает реальную стоимость строительства жилья. А согласно закону о налогообложении 1999 г. «бремя налога на жильё ... возрастает в 100 раз при увеличении числа детей от 0 до 3». Автор считает своей заслугой то, что довёл этот анализ до сведения Президента, вследствие чего в 2006 г. был принят закон «О дополнительных мерах государственной поддержки материнства и детства», появился «материнский капитал». Но определение дополнительные меры, добавляет автор, создаёт ложное впечатление о якобы уже существующих [Ланцов 2015: 2-235]. Примером «антигосударственного» языка может служить в документах Конституционного Суда России откровенно плеонастическое словосочетание «справедливое правосудие»: «...ведь правосудие не может быть несправедливым», комментирует д.ю.н. М.В. Немытина [Диалог. 2011: 474-478].

В критическом анализе компетентного юриста и патриота вербальное оформление государственной документации оказывается средством манипуляции, а язык объектом языковой агрессии. Во всех случаях эффект речевого воздействия имеет не только моральное, но и прямое финансовое измерение. Ещё один пример таких эффектов, выходящих уже на геополитический уровень, когда выбор неверного слова оборачивается материальным уроном для национальной безопасности, - из дипломатического подъязыка делового стиля. Речь идёт о методах лингвистической борьбы как «разновидности информационно-психологического оружия, предназначенного для скрытого внесения неточностей и преднамеренных ошибок в ходе ведения переговоров, подготовки, подписания и выполнения договорных обязательств и соглашений между государствами, юридическими и физическими лицами за счёт использования особенностей семантики и переводов с одного языка на другой» [Новиков 2011: 244-247]. Эти приёмы активно использовались США для разоружения нашей страны. Результатом, например, была вынужденная ликвидация уже построенной Красноярской радиолокационной станции системы предупреждения о ракетном нападении. Материальный ущерб, нанесённый Советскому Союзу, по данным американских

специалистов, составил 800 млн. долларов. В миллиарды долларов обошлась России невнимательность в тексте Договора о ликвидации РСМД.

Таким образом, уже на подступах к решению проблемы чётко высвечивается её языковая составляющая, соответственно, весьма весомый лингвистический аспект. В данном случае речь идёт об угрозе образу государства в представлении граждан страны и её внешнего окружения, общемировой общественности, причём не только в плане имиджа, но и с точки зрения потенциально возможных проявлений информационной войны, инициированных нечёткой вербализацией основополагающих понятий устройства государства. К тому же необразцовая речь высших эшелонов власти в определённой мере создаёт прецедент и оправдывает низкую культуру речи других носителей языка, что становится одним из факторов деградации языка.

Задача следующего этапа исследования - поиск ответа на вопрос: Как рассматриваемая проблема представлена в публикациях лингвистов и представителей других гуманитарных областей. Мысль о связи языка с интересами нации нередко появляется в образовательном дискурсе, например: «Вопрос о состоянии русского языка напрямую связан с нашей национальной безопасностью» [Проблемы языка 2016: 170]; «Русская школа напрямую связана с задачей спасения нации. Ею определяются судьбы восприятия фундаментальных основ национальной культуры <...>. Фундаментальная наука закладывается в школе»; «Образование является основной сферой, связанной с обеспечением ключевых национальных интересов» [Диалог. 2015: 581-582]; «Образование - барометр состояния дел в обществе» [Диалог. 2011: 554; 146]; «Образование человека - это его самый ценный капитал, и в конечном счёте оно определяет его личность» [Геллнер 1991: 90].

Между тем есть немало свидетельств неблагополучия нашего образования. Г.М. Алексеев, проф. МГУ: «По уровню образования Россия на 43-м месте в мире. Убавилось на 13312 общеобразовательных учреждений, вдвое - ПТУ. В ближайшие 3 года образование недополучит сотни миллиардов рублей» [Диалог. 2015: 571]. Отмечается, что за последние 30 лет количество часов на литературу в старших классах уменьшилось практически вдвое [Диалог. 2011: 37]. А. Алимжанов образование и в Казахстане, и в России оценивает как процесс люмпенизации [Там же: 490]. Доктор философии А.В. Воронцов: «Нынче учитель, как и общество в целом, поражён тяжелейшим заболеванием; произошло духовное оскудение, испарение нравственно-эстетического идеала, утрата профессионализма. Он воспитывает не гомо сапиенс, а гомо экономикуса» [Там же: 544]. С горечью отмечается, что от культивирования человека-творца мы перешли к

формированию «квалифицированного потребителя». Учителями жизни становятся не родители и педагоги, не Лев Толстой и Дмитрий Лихачёв, а Счётная палата и Следственный комитет. Рядом со старой великой российской культурой создана «культура гниения и распада». В результате погони за западными ценностями Россия оказалась в авангарде неоварварства [Диалог... 2013: 69]. Дети мало читают. Но известно, напоминает В.Г. Костомаров, что «глубокое, прочное знание может возникнуть в сознании личности только в ходе чтения. <...> Экранные тексты явно противопоказаны для философии и поэзии, для души и религии, <.> - для всего, что формирует мировоззрение и самосознание личности» [Диалог. 2011: 91]. Ещё одной причиной неудовлетворительного состояния образования называется «бездарная реформа образования в РФ, связанная с "болонизацией" и введением ЕГЭ». В итоге - вместо образования его имитация, симуляция. «Удавкой» стало излишнее администрирование, требование бесконечного и бесполезного бумаготворчества [Там же: 580]. «Экономя на образовании, - констатирует психолог В.Ф. Петренко, - мы уже получили массу люмпенизированной молодёжи, которую легко зажечь националистическими лозунгами. Низкий уровень гуманитарной культуры, а также необученность иммигрантов отзовётся неизбежно межнациональным противостоянием, этническим терроризмом и известным русским бунтом» [Диалог. 2011: 119].

Защита национальной системы образования в условиях развёртывания информационных войн и информационно-психологической агрессии должна стать, настаивает А.М. Кушнир, учёный-педагог и журналист, одним из приоритетных направлений деятельности государства по обеспечению национальной безопасности РФ. Нет других эффективных инструментов закрепления в индивидуальном и общественном сознании глубинных механизмов самоопределения и информационно-культурного иммунитета. Важно при этом, отмечает автор, «создаёт ли образование "глубинный патриотизм", встроенный в сознание архитектоникой родного языка, или оно воспитывает потенциального эмигранта, который если не сам уедет в Канаду, то своих детей сориентирует на подобную жизненную перспективу». Подчёркивается также «чрезвычайно важный для безопасности страны» вопрос об образовательной политике России по отношению к нашим соотечественникам, проживающим в ближайшем зарубежье [Кушнир 2008].

Принципиальной ошибкой было предложение некоторых российских псевдолибералов положить в основу системы языкового воспитания первоочередное обучение не русскому, а английскому языку как международному. Это программа нивелирования особенностей русского менталитета. Уточним: выхолащивания, утраты основ

национальной идентичности, зафиксированной в родном языке. Это и утрата способности к самоидентификации [Юревич 2013: 1090]. Это опасный путь к «переидентификации населения». Обучение родному языку должно быть первостепенной задачей обучения и воспитания, бескомпромиссно настаивает философ К.М. Долгов [Диалог. 2011: 291]. В.Ф. Петренко аргументирует: «Русская идентичность формируется путём усвоения русского языка, истории, литературы, всем комплексом гуманитарного образования» [Там же: 119].

ЯЗЫК как один из базисных аспектов национальной идентичности, так же, как система образования в целом, является МИШЕНЬЮ информационно-психологической агрессии. Феномен ЯЗЫКА «уникален и бесценен своею народообразующей способностью», - подчёркивает А.М. Кушнир. Отношение к языку - наиважнейшая, ключевая составляющая ЯЗЫКОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ страны и народа. Активная защита языковой среды должна стать важнейшим аспектом национальной безопасности РФ. Между тем, имеет место резкое снижение ценностно-мотивационного рейтинга русского языка среди прочих базовых ценностей жизни. В современной системе, - не щадит автор работников образования, -«происходит убиение культурно-генетической способности к саморазвитию в языке. <.> Угасание духа - вот во что выливается грамматическая шагистика и литературоведческая анатомия»: «Будто бы и нет этой вселенской глубины, этой неземной красоты, этой ярчайшей выразительности в русском языке, чтобы самим предметом пробудить в ученике безмерный интерес к родному слову, к языку». Необходима смена предметно-знаниевой парадигмы школьного языкового образования на парадигму любви к языку. Это формирование языкового чутья, «способности наслаждаться языком, смаковать умное, меткое и красивое слово» [URL: http://www.psj.ru/saver_national /detail.php?ID=13274 (дата обращения - 20.09.16)]. Невольно вспоминаются и критика В.И. Далем русской системы обучения русскому языку, и философия языка школы эстетического идеализма Карла Фосслера, и итальянская неолингвистика, и «закон родного языка» Лео Вайсгербера.

Это любовь к языку, о котором Н.В. Гоголь писал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук - то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название ещё драгоценнее самой вещи». И ещё: «Сам необыкновенный язык наш есть ещё тайна... Язык, который сам по себе уже поэт» [Цит. по: Ильин 1993: 113]. Не менее проникновенная оценка самого И.А. Ильина: «Дивное орудие создал себе русский народ -орудие мысли, орудие душевного и духовного общения, орудие литературы, поэзии и театра, орудие прав и государственности - наш чудесный, могучий и глубокомысленный русский язык. <. > Он выразит точно - и легчайшее, и глубочайшее; и обыденную вещь, и

религиозное парение; и безысходное уныние, и беззаветное веселье; и лаконический чекан, и зримую деталь и неизречённую музыку; и едкий юмор, и нежную лирическую мечту» [Ильин 1993].

Важнейшую роль в воспитании молодёжи посредством родного слова, любви к родному слову, безусловно, играет художественная литература. В ней воплощается высшая форма развития языка - литературный язык. Русская литературная классика - лучшее, по словам Горького, что создано нами как нацией. В XIX веке, напоминает д. ист. наук РАН А.О. Чубарьян, «влияние Достоевского и Тургенева, Чехова и Толстого, Чайковского и других представителей русской культуры на европейскую культуру стало одной из преобладающих тенденций развития Европы» [Там же: 187].

«И на эту литературу сейчас идёт упорное, последовательное и целенаправленное наступление», с горечью констатирует академик Н.Н. Скатов [Диалог. 2011: 146].

Даже идеологический противник, американский советолог Джеймс Х. Биллингтон не мог не признать: «Нация, которая смогла произвести на свет Достоевского и Толстого, <. > не может не обладать глубинными внутренними ресурсами» [Биллингтон: 143]. Великий немецкий писатель Томас Манн в новелле «Тонио Крёгер» устами заглавного героя называет русскую литературу XIX в. «божественной». Академик В. А. Легасов, используя сильный метафорический приём, диагностирует: «Чернобыли взрываются от того, что нынешние "гении техники" стоят не на плечах Толстого и Достоевского, а на плечах таких же "технарей", как и они сами» (Московские новости. 1987. 17 дек. С. 7). Неклассическая эпоха, с постмодернизмом ХХ в., во многом утверждала себя на опровержении ценности классического наследия [Диалог. 2011: 389]. Философ Т.Б. Сиднева называет характерной чертой общества потребления десакрализацию классики [Там же: 390].

Парадоксально, но в этом богопротивном деле участвуют и наши писатели. Увенчанный лаврами писатель М.П. Шишкин: «<...>. Только став частью западной культуры, Петербург создал в XIX веке русскую литературу. Русские авторы той эпохи - это практически западные писатели, родившиеся в колонии европейской литературы на русской равнине. <... > Тургенев, Толстой, Достоевский - всё это колонисты»» [Кучерская 2004]. К тому же, вещает Д.Л. Быков-публицист, «крупные русские писатели были в большинстве своём людьми неумными»; «В набор непременных качеств великого писателя у нас всегда входит великая глупость». Следует целый ряд «разоблачающих откровений» с эпитетами в адрес Л. Толстого: «скучное, плоское и безблагодатное», «глупость», «дремучая, непроходимая глупость», титанически глуп». У Чехова - «персонажи ущербны,

плосковаты: нет второго дна, есть удручающая одномерность и пошлость...» [Быков 2005: 112-115]. Уже эти откровения дают повод для заключения, что художественная литература не должна игнорироваться как активный канал информационно-психологической обработки сознания потенциальной читательской аудитории.

Другой аспект проблемы: должен ли быть язык художественных текстов настолько сниженным, чтобы восприниматься «своим» для «человека с улицы»? Философ М.К. Мамардашвили: «Понимаете, культура устроена всё-таки как пирамида. Широкие её нижние слои "окультуриваются" постепенно, проходя более высокие этажи и усваивая их язык. А в 20-е годы пирамида культуры полностью перевернулась. Язык низа, почти бессознательной массы, оказался стандартным, "нормальным" языком всей культуры. Язык "управдомов", который описывали Булгаков и Зощенко. Но он со временем стал уже не предметом писательского изображения, а языком самой литературы» [Мамардашвили 2011: 191-192].

Уровень владения русским языком как родным вызывает большую тревогу. Академик Я.С. Турбовской отмечает, что разрыв между литературным языком и обиходным языком учащейся молодёжи так велик, что подчас возникает сомнение, родной ли ей русский язык. Причины видятся в недостаточно эффективной методике преподавания, в разрушительном влиянии СМИ, особенно жёлтой прессы, телевидения, рекламы. Автор с горечью констатирует «торжествующую и всё наглеющую агрессивность ненормативной и уголовной лексики», сленговой моды, ужасающую неправильность речи. Засорение русского языка сленгом, жаргонизмами, иноязычной лексикой превзошло, полагает автор, все допустимые масштабы. Безотлагательная необходимость поисков решения проблем диктуется неразрывностью связи русского языка и национальной безопасности. Язык - самый убедительный критерий целостности государства. Разделяя мнение А.М. Кушнира, автор считает, что «наиболее разрушительной сферой агрессивного воздействия, несущего в себе угрозу этнической, культурной, языковой и прочей переидентификации, являются СМИ и телекоммуникации» [Турбовской 2010: 68-69].

Роль СМИ и телекоммуникации, включая Интернет, находятся в рамках определяющего фактора всех сфер жизни современного общества - глобализации. Действительная глобализация (термин А.Г. Дугина), или, иначе, англо-саксонская - «это форма пропаганды западных, в большей степени, американских ценностей, процесс навязывания всем странам и государствам мира западного экономического, политического, культурного, технологического и информационного кода». Такая политика проводится

«золотым миллиардом» (странами НАТО) и направлена на укрепление их мирового господства. По выражению А.А. Зиновьева, речь идёт о «новой колонизации»: «<...> внесение в структуру жизненных ценностей колонизируемой страны несвойственных ей идеалов и устремлений, т.е. ведение информационной войны». Если Россия не сумеет противостоять глобализации в этом значении, мрачно предрекает политолог, это может привести «к упразднению России как великой страны и ядра православной цивилизации» [Дугин 2014: 111-135].

Самым радикальным следствием англосаксонской глобализации стал трагический для человечества (не говоря уже для лингвистики) процесс вытеснения, исчезновения языков. Мощная агрессия англо-американского языка как международного ощущается в ослаблении статуса русского языка как международного и мирового и, как следствие, в ослаблении геополитических позиций России. Сильнейший способ культурно-лингвистической экспансии - иностранные фильмы и песни, иноязычные заимствования. Глобализация нарушает пропорции между высокой и низовой культурой и порождает массовую культуру. «Возникает феномен "поп-культуры" как антикультурный выброс из общей системы культурной части низовой... Она не имеет своих этнических корней, даже если использует национальный язык» [Диалог. 2011: 10]. Это, социолог, член-корр. РАН Ж.Т. Тощенко, кентавр-культура: эрзац-культура, псевдокультура, попса, квазикультура, гламур, суррогаты, кич-культура, трэш-культура, паракультура. Разгул слова поставил под удар духовно-нравственное здоровье нации. «Фактически началось глумление над истинно человеческими ценностями» [Там же: 168-172]. Главное содержание - сфера удовольствий и развлечений. Вырабатываются однотипные, легкоманипулируемые стереотипы поведения. Это, добавим, холодная, но разрушительная война.

Антироссийскую направленность глобализационной политики и одновременно нескрываемые претензии США на роль мирового судьи откровенно выразил советолог Дж.Х. Биллингтон. Признавая, что ситуация в мире в XXI веке будет в значительной мере зависеть именно от России, он представляет Россию потенциальным агрессором, а США «спасителем мира»: «<.>Поэтому мы в Америке должны не только сохранять бдительность, но и внимательно следить за происходящим. Ибо в настоящую информационную эпоху русские ищут решения своих беспрецедентных проблем не только внутри страны, но и за её пределами. Мы - единственная страна, на которую они могут равняться в деле строительства демократии в многонациональном континентальном государстве» [Биллингтон 2011: 217].

Может быть, лингвисты недостаточно настойчиво объясняют, что обильные неоправданные заимствования - лексические, ритмико-интонационные, структурные далеко не так безобидны. Примером глобальной операции по переидентификации населения А.М. Кушнир назвал «внедрение в культурное пространство СССР в 1960-1970-е гг. англоязычной музыки, когда... была подготовлена почва для экспансии английского языка не в прагматическом, а в мировоззренческом, ценностном плане» [Кушнир 2008]. Пример (скандальный, иначе не скажешь!) из недавней политической кампании партии власти «Единая Россия». По примеру США (в период унизительных противогосударственных санкций в экономике, торговле, спорте!) партия решила провести первый, предварительный тур голосования на выборах в органы власти. Мало того, что это стало явным признанием превосходства американской избирательной системы, так и термин американский взяли («не лыком шиты, знаем великий международный язык!»). И замелькал в печатных органах СМИ, на всех каналах радио, телевидения, в интернете очередной американский лексический десант: гордое «праймериз»... Ну, а поскольку мы не только в позапрошлом веке французский путали с нижегородским, но и сегодня этим грешим, на сей раз с английским, то не обошлось без речевых монстров-гибридов вроде тавтологичного «предварительных праймериз партии власти» (АиФ. 2016. № 28). Ещё один курьёзный пример. При администрации г. Красноярска существует комиссия по ономастической регламентации. Замечательно, но она именуется «нейминговой» (!!!) службой.

«Языковая агрессия подмывает корни национальной культуры, меняет традиционные для нашего народа правила и ценности. <...> Язык - это определяющий фактор национального самосознания, фундамент культуры любого народа, на котором поколение за поколением создают дом своей духовности. Разрушьте фундамент, и рухнет дом», - пишет автор публикации «Отечество и отчество» В. Штыров, заместитель председателя Совета Федерации. «Ведь отчество не случайно имеет один корень с Отечеством. Выбрасывается одно, теряет прочность другое», заключает автор [Штыров 2013]. Очень верно, но оформление его статьи («шапка») противоречит авторской мысли! На фотографии человек солидного возраста, солидный статус, но имя автора - «Вячеслав Штыров». Не заслужил отчества или хотя бы инициалов? Редактор, видимо, и не заметил курьёза. Что уж и говорить, если привычно звучат «Владимир Путин», «Дмитрий Медведев». Пример из речевой практики патриотического канала «Звезда». В постоянной рубрике «Русский мир» сообщается о памятниках выдающимся гражданам России разных эпох в разных местах планеты. В одной из передач речь идёт о немецком курортном городке Баден-Баден. Диктор:

«<...> Немцы установили на аллее имени Гёте памятник Ивану Тургеневу. На памятнике надпись: "Иван Сергеевич Тургенев". Далее годы жизни...». Заключительная фраза диктора: «Русский мир в Германии. Памятник Ивану Тургеневу». Спасибо немцам за уважительное отношение к русскому национальному этикету. Можно подумать, что связь имени с отчеством характерна для культурного кода не русского этноса, а немцев! Привычно мелькают, например, в одном номере АиФ «великий физиолог Иван Сеченов», «биолог Илья Мечников», «губернатор Виктор Толоконский» и т.д. Демократично? Экономно? Напротив: имя, собственно, избыточно, его вполне можно опустить. Это мы сами подобострастно прогибаемся под чужие мерки, стандарты, стереотипы. И вдвойне курьёзно то, что в том же номере, в какой-то информационной заметке, читаем: «Сергей Владимирович Горбунов уже 18 лет является главным попечителем Красноярского общества инвалидов» (АиФ. 2016. № 27). СМИ предлагают смену этикета? Теперь наличие отчества - выражение снисходительности к «маленькому человеку»? А его отсутствие - средство глорификации?

Хорошо известно, что полный билингвизм, когда в сознании существуют две понятийные системы, две национально-языковые картины мира, а не две лексические и две грамматические системы, достигается редко, даже при условии многолетнего пребывания за рубежом. При общении на чужом языке нередко производится замена истинной коммуникации механическим процессом обмена информацией вместо обмена смыслами. «Глобанглизация» русского языка создаёт кентавра «русангл» / «рунглиш» - своего рода «англофеню». Даже если нужное иноязычное выражение легко находится, оно, в отличие от материнского, не вовлечено в многоярусную систему ассоциативных связей. Это не сложный языковой знак, а простая, примитивная этикетка. Чужое слово не многолико, не многокрасочно, не возбуждает мыслительные операции. Сегодня доминирует авербальная концепция мышления. Есть свои ментальные единицы. Но функция слова, языка отнюдь не сводится к формулированию готовой мысли. Ассоциативно-образно и убедительно роль слова в мыслительном процессе объяснили З.Д. Попова и И.А. Стернин: «Слово, как и любая номинация, - это ключ, "открывающий" для человека концепт как единицу мыслительной деятельности и делающий возможным воспользоваться им в мыслительной деятельности. Языковой знак можно также уподобить включателю - он включает концепт в нашем сознании, активизируя его в целом и "запуская" его в процесс мышления» [Попова, Стернин: 2001: 38-39]. Вместе с чужими словами навязывается чужой взгляд на мир. Увлечение иноземными словами притупляет мыслительные способности.

В эпоху гаджетов, заключает философ Е.В. Серёдкина, происходит сращивание человека с современными средствами связи: дебиологизация и деантропологизация; размываются границы между публичным и приватным пространством; в «фэйсбуковской» картине мира пересматриваются основы таких экзистенциалов как «интимное» и «постыдное». Суть «новояза» техногенной цивилизации - упрощение грамматических конструкций. Стало модным писать на эрзац-языке, с помощью шаблонов которого можно быстро выразить свою «как бы» мысль (или её отсутствие), не озадачиваясь знанием и соблюдением правил языка. Беда в том, что современные электронные средства, выполняя инструментальную функцию, «трансформируют субъект изнутри, меняя его ценности, <. > схемы и саму структуру деятельности». Мы используем, продолжает автор, технические устройства для преобразования внешнего мира, но вместе с внешним миром меняемся мы сами. Сообщается, что японские учёные выпустили книгу под названием «Обезьяны с мобильными телефонами», сопроводив её комментарием: «Современные средства связи повернули эволюцию вспять, фактически превратив молодых японцев в стаю приматов» [Диалог. 2011: 388].

Экспансия глобальных сетей в повседневность, в сознание человека неуклонно изменяет формы межличностного общения. Интернет-сленг переходит и в обиходный язык. «Слову как единице языка отводится второстепенная роль, её место занимают символы, такие, как "смайл", знаки препинания или просто аббревиатуры (БМП - без малейшего понятия, ДКТП - для тех, кто поймёт)». Формируется «клиповое» сознание, приоритетной становится «краткая информация, лишённая многомерного смысла» [Проблемы языка 2016: 135-136]. Поэтому «олбанский» язык [Кронгауз 2013] - в конечном счёте проблема национальной безопасности страны. Язык СМИ в целом способствует деинтеллектуализации речи, вербальной коммуникации «вплоть до социального идиотизма» [Гобозов 2013: 149-151]. В этой связи А.М. Кушнир высказывает опасение, не станет ли информатизация школы «троянским конём». Разделяя мысль В.Г. Костомарова, надо держаться правила, что ребёнка сначала надо научить читать, т.е. вдумываться, оценивать, а потом уже разрешать нажимать на клавиши компьютера и остальных гаджетов.

Существует великое множество больших и малых исследований с критическим анализом некорректности языка СМИ. В.Г. Костомаров с великодушием большого человека взывает к снисходительности: «Мы злорадно выискиваем в газетах, радио- и телепередачах ошибки, несуразности, действительные или мнимые неудачи». Но надо помнить, напоминает учёный, что «именно массмедиа всегда, а в нашу карнавальную эпоху особенно - это

опытная (чаще всего смеховая) лаборатория опробывания потенций языка. В ходе экспериментирования неизбежны и чудовища, но встречаются и чудеса, которые <...> обогащают наш общий литературный язык» [Диалог. 2011: 90-92]. Хочется лишь возразить, что нужна мера. Взрослые, тем более профессионалы на службе языка, «играют» со знанием системы, нормы, проявляя лингвистическую креативность. У молодого поколения, не отягощённого знанием норм, не проникнутого чувством любви к языку, предпочитающего знакомиться с литературой не в оригинале, а проглатывая её в виде заготовленного «фастфуда», игра превращается в деструкцию, что ведёт к искажению языка, оскудению его творческого потенциала.

Как ни парадоксально, но опыт работы с научными текстами свидетельствует о том, что и язык научных публикаций далёк от совершенства. Теоретики языка, следуя за В. Гумбольдтом, подтверждают, что и язык науки привязан к ценностному коду национальной культуры и к её формам вербального общения. Поэтому деструктивные тенденции проявляются и в этой функциональной сфере. Так, исследователи свидетельствуют, что в «Геологическом словаре», по сути, энциклопедии современной науки о земной коре, имеется более тысячи терминов, определённых нелогично. «Имеются ошибки всех мыслимых типов - и амфиболия, и полисемия, и тавтология, и плеоназм, и абсурд, и даже сумбур, но главный его порок - некогерентность», констатируют авторы [Проблемы языка 2016: 127-134].

Чтобы противостоять деструктивным воздействиям на язык, а через него на сознание носителей языка, необходимо, - справедливо утверждает В.В. Химик, - «реальное и официальное возведение русского языка в общенациональную ценность» [Химик 2008: 16]. Безотлагательность широкомасштабных действий обусловлена тем, что «началась тихая, незаметная невооружённому глазу перезагрузка системы ценностных ориентиров, определяющих то, что принято называть "общественным сознанием"» [Кравченко 2013: 348].

Нельзя не отдать должное гражданскому мужеству социолингвиста, открыто высказавшего то, в чём уверены все защитники русского языка и патриоты страны: современный мировой лингвистический процесс «полностью детерминирован экономическим и политическим развитием, поэтому, видимо, судьба русского языка как одного из мировых (добавим: а, следовательно, и как международного и государственного -А.Б.) зависит от успехов нашей страны в области экономики, вписанной в мировую экономику...» [Михальченко 2015: 49].

В качестве возможных эффективных мер противодействия деградации русского языка как этнического, государственного и мирового исследователи предлагают сформировать специальную государственную структуру, которая осуществляла бы законотворческую и информационную работу, направленную на защиту и продвижение русского языка в мировом сообществе. Её задачей будет создание «национальной системы культуролингвистической экспертизы» и разворачивание программы «Русский язык как мировой», аналогично программе «Малазийский язык как мировой», осуществляемой под руководством специального комитета при президенте Малайзии [Турбовской 2010: 23-72]. Первейшей задачей такой структуры с участием компетентных лингвистов было бы, думается, заняться точными, в соответствии с нормами русского литературного языка, формулировками уже существующих конституционно-правовых положений, предотвращая трансформацию русского государственного языка, в «антигосударственный» (В.М. Ланцов). Необходимо чётко и ясно развести термины «нация» и «этнос», «национальные языки» и «этнические языки». Есть надежда на действенные меры создаваемого Агентства по национальным проблемам. Должны быть объединены усилия государственных деятелей, социологов, юристов, лингвистов, педагогов, работников СМИ. Общий девиз сотрудничества: «Сохранить и приумножить богатства родного языка - наша непосредственная задача, наша ответственность перед будущими поколениями» [Проблемы языка 2016: 192].

Повторим, обобщая обзор работ по проблеме: русский язык в условиях информационно-психологической войны оказывается одной из основных мишеней и основным оружием этой войны. В исследованиях лингвистов показана первостепенная роль языка в формировании национально-этнической идентичности и личностной самоидентификации, в сохранении государственной целостности и международного престижа, его роль как фундамента национальной культуры. Показаны положительные и отрицательные аспекты школы, образования и СМИ как основных механизмов обучения и образования и одновременно проводников опасных процессов глобализации и разрушения языка, переидентификации общества. Звучит тревожное предупреждение: «Основная опасность национальной российской политики - возможность утраты национальной идентичности» [Диалог. 2011: 118]. Повсеместно подчёркивается, что язык - это величайшая ценность этноса и нации. Следовательно, язык, будучи основной мишенью угроз, должен признаваться одним из основных объектов защиты в системе национальной безопасности.

Как представлены (и реализованы ли) эти ожидания в основном документе по национальной безопасности Российской Федерации? В Указе Президента РФ от 31 дек. 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» национальная безопасность определена как «состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при которой обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан РФ, достойные качества и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие РФ. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией РФ и законодательством РФ, прежде всего, государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасности, безопасность личности».

Как видим, в перечне важнейших видов национальной безопасности языковая безопасность отсутствует. Не было упоминаний о русском языке как национальном или государственном в Указах 1996 и 2000 г.г. в разделах о национальных интересах и угрозах национальной безопасности: нет его трактовки ни как мишени, ни как источника угроз, ни как объекта государственной защиты. В Указе 2015 г. в разделе III «Национальные интересы и стратегические национальные приоритеты» тема языка появляется только в подразделе «Наука, технологии и образование». Пункт 70: «Для решения задач национальной безопасности в области науки, технологий и образования <...> необходимо повышение качества преподавания русского языка, литературы, отечественной истории...». В документе нет термина «общероссийская нация», но появляется (п.п. 76, 77) терминопонятие «общероссийская /российская / общенациональная идентичность. И здесь о языке ни слова. Также не отмечена роль русского языка в перечне традиционных духовно-нравственных ценностей. В перечне угроз национальной безопасности в области культуры добавлено: «... а также "снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом "».

Корректно, хотя и максимально лаконично сформулированы высшие функции русского языка, но ограниченные областью культуры (пункт 81): «Особое значение для укрепления национальной безопасности в области культуры имеет проведение государственной политики по реализации функций русского языка как государственного языка РФ, средства обеспечения государственной целостности страны и

межнационального общения народов РФ, основы развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве...)».

В разделе VI «Основные показатели национальной безопасности» тема языка отсутствует.

Отсутствует указание на его роль, в том числе, его статус как мирового, а также на его роль в создании престижа страны в заключительном разделе «Стратегии». Нет признания языка как самостоятельной, высшей ценности, как средства идентификации (русской ли, российской ли) нации. В общем и целом текст документа абсолютно не отвечает представлениям о роли и функциях языка в гуманитарных науках. Наименованию документа «стратегия» не соответствует обтекаемое, формально-бюрократическое содержание. Нет, естественно, ориентации на выполнение каких-либо действенных мер по укреплению русского языка (кроме общих слов о школьном преподавании). Всё это свидетельствует об отсутствии чётких представлений о будущем страны.

Список литературы

Биллингтон Дж. Х. Работы по истории и культуре России. Т.2.Россия в поисках себя. Статьи и выступления. М.: ВГБИЛ, 2011. 288 с

Быков Д. Хроники ближайшей войны: Избранные статьи 1992-2005. СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2005. 511 с.

Васильев А.Д. Игры в слова. Манипулятивные операции в текстах СМИ // 000 Центр. Златоуст, 2013. 355 с.

Глобалистика: Энциклопедия (ред. - сост. Мазур И. И. , Чумаков А. Н.). М.: ОАО Изд-во «Радуга», 2003. 1328 с.

Геллнер Э. Нации и национализм. Пер с англ. М.: Прогресс, 1991. 320 с. Гобозов И.А. Государство и национальная идентичность: Глобализация или интернационализация? М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. 200 с.

Диалог культур: социальные, политические и ценностные аспекты // Материалы Московского форума, посвящённого памяти Гейдара Алиева. М.: «Канон» РООИ «Реабилитация», 2015. 616 с.

Диалог культур в условиях глобализации : XI международные Лихачёвские научные чтения 11-13 мая 2011. Т. 1. СПб,: СПб ГУП, 2011. Т. I. Доклады. СПб.: СПбГУП, 2011. 592 с.

Диалог культур: ценности, смыслы, коммуникация. XIII международные Лихачёвские научные чтения 16-17 мая 2013. СПб, 2013. 712 с.

Дугин А.Г. Война континентов (современный мир в геополитической системе координат). М.: Академический проект, 2014. 288 с.

Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т. Т.2.Кн.1. М.: Русская книга, 1993. 436 с. Информационная безопасность России. М.: Изд-во «Экзамен», 2003 560 с. Кокошин А.А. Обеспечение реального суверенитета России в современном мире // Вестник РАН, 2014. Т. 84. № 12. С. 1090-1097.

Костин В.И., Костина А.В. Национальная безопасность современной России: Экономические и социокультурные аспекты. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. 344с.

Кравченко А.В. От языкового мифа к биологической реальности: переосмысляя познавательные установки языкознания. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2013.388 с.

Кронгауз М.А. Самоучитель олбанского. М.: Астрель, 2013 416 с. Крупник И.И.. Послесловие / Геллнер Э. Нации и национализм: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991. С. 306-314.

Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М. : Рус. яз., 2000. 865 с. Кучерская М. Михаил Шишкин: Я уехал в Швейцарию, а окунулся в Россию. Беседа с русским писателем за границей // Российская газета, 19 мая 2004. № 2. С. 8.

Кушнир А.М. Русский язык и безопасность. URL:http://www.psj.ru/saver_national /detail.php?ID= 13274 (дата обращения: 12.05.2016).

Ланцов В.М. Русский язык: высшие основы языкознания и способы его разрушения. Пособие по развитию и защите русской государственности. Казань: ООО «Новые знания», 2015. 244 с.

Лаппо М.А. Самоидентификация: семантика, прагматика, языковые ресурсы: монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. 180 с.

Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация. СПб.: Азбука, Азбука Аттикус, 2011.

288 с.

Миронова Т. Русский язык и национальная безопасность // Молодая гвардия. 2003. № 5-6. С. 3-9.

Михальченко В.Ю. Современная социальная лингвистика: проблемы и их решения // Вопросы филологии. №1 (49) 2015. С . 45-50.

Новиков В.К. Информационное оружие - оружие современных и будущих войн. М.: Горячая линия - Телеком, 2011. 264 с.

Общая теория национальной безопасности: Учебник. М.: Изд-во РАГС, 2002. 320 с. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1997. 944 с.

Панарин А.С. Политология. М.: Проспект, 1997. 408 с.

Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж: «Истоки», 2001. 192 с.

Проблемы языка в глобальном мире: монография /под ред. Е.В. Ганиной, А Н. Чумакова. М.: Проспект, 2016. 208 с.

Сидоренко Л.П., Гаврилова Н.Г. Необходимость «экологии языка» как естественное следствие развития российского общества // Вестник Чувашского университета. 2013. № 4. С.105-110.

Симеунович Д. Нация и глобализация / пер. с сербского. М.: РИСИ, 2013. 112 с. Турбовской Я.С. Русский язык: между неприязнью и любовью. М.: НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт», 2010. 250 с.

Указ Президента РФ от 31 дек. 2015. №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // URL: base.garant.ru/71296054=friends (дата обращения: 22.06.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Халидов А.И. Экология языков Кавказа. Статья вторая: абхазско-адыгейские языки // Вестник АН Чеченской Республики. №1 (18), 2013. С.191-198.

Химик В. В. Национальная идея и русский язык // Политическая лингвистика. - Вып. З (26). Екатеринбург, 2008. С. 9-16.

Штыров В. А. Отечество и отчество // ЛГ. 2013. № 42.

Юревич А.В. Базовые компоненты национального менталитета // Вестник РАН. 2013. Том 83. № 12. С. 1083-1091.

Юсупов Р.М. Наука и национальная безопасность. СПб: Наука, 2006. 294 с.

References

Billington Dzh. H. Raboty po istorii i kul'ture Rossii. T. 2.Rossija v poiskah sebja. Stat'i i vystuplenija [The works on history and culture of Russia. Vol. 2. Russia in search of itself. Articles and reports]. M.: VGBIL Publ., 2011. 288 p.

Byikov D. Hroniki blizhayshey voyni: Izbrannyie statyi 1992-2005 [Chronic of the nearest war: selected articles 1992-2005]. SPb.: Amfora. TID Amfora Publ., 2005. 511 p.

Vasilyev A.D. Igryi v slova. Manipulyativnyie operatsii v tekstah SMI [Games on words. Manipulative actions in mass media texts]. OOO Tsentr. Zlatoust, 2013. 355 p.

Globalistika: Jenciklopedija [Global studies: Encyclopedia]. Ed. by Mazur I.I., Chumakov A.N. M.: OAO Izd-vo «Raduga», 2003. 1328 p.

Gellner Je. Nacii i nacionalizm [Nations and nationalism]. Translated from English. M.: Progress, 1991. 320 p.

Gobozov I.A. Gosudarstvo i nacional'naja identichnost': Globalizacija ili internacionalizacija? [The state and national identity: Globalization or internationalization?]. M.: Knizhnyj dom «LIBROKOM», 2013. 200 p.

Dialog kul'tur: social'nye, politicheskie i cennostnye aspekty [Dialogue of cultures: social, political and value aspects]. Materialy Moskovskogo foruma, posvjashhjonnogo pamjati Gejdara Alieva [Materials of the Moscow forum devoted to the memory of Gejdad Aliev]. M.: «Kanon» ROOI «Reabilitacija», 2015. 616 p.

Dialog kul'tur v uslovijah globalizacii: XI mezhdunarodnye Lihachjovskie nauchnye chtenija 11-13 maja 2011. T. 1. [Dialogue of cultures in the conditions of globalization: 11th international Lihachjov's readings 11th-13th of May 2011]. SPb: SPb GUP, 2011. T. I. Doklady [Vol. 1. Reports]. SPb.: SPbGUP, 2011. 592 p.

Dialog kul'tur: сennosti, smysly, kommunikacatia: XIII mezhdunarodnye Lihachjovskie nauchnye chtenija 16-17 maja 2013. [Dialogue of cultures: values, meanings, communication: 13th international Lihachjov's readings 16th-17th of May 2013]. SPb: SPb GUP, 2013. 712 p.

Dugin A.G. Vojna kontinentov (sovremennyj mir v geopoliticheskoj sisteme koordinat) [The war of the continents (modern world in the geopolitical system of axes)]. M.: Akademicheskij proekt Publ., 2014. 288 p.

Il'in I.A. Sobranie sochinenij v 10 t. T. 2.Kn. 1. [Selected papers in 10 volumes. Vol. 2. book 1]. M.: Russkaja kniga Publ., 1993. 436 p.

Informacionnaja bezopasnost' Rossii [Information security of Russia]. M.: Izd-vo «Jekzamen», 2003. 560 p.

Kokoshin A.A. Obespechenie real'nogo suvereniteta Rossii v sovremennom mire [Provision of the real sovereignty of Russia in the modern world]. VestnikRAN. 2014. T. 84. № 12. Pp. 10901097.

Kostin V.I., Kostina A.V. Nacional'naja bezopasnost' sovremennoj Rossii: Jekonomicheskie i sociokul'turnye aspekty [National security of modern Russia: economical and socio-cultural aspects]. M.: Knizhnyj dom «LIBROKOM», 2012. 344 p.

218

Kravchenko A.V. Ot jazykovogo mifa k biologicheskoj real'nosti: pereosmysljaja poznavatel'nye ustanovki jazykoznanija [From language myth to biological reality: reconsidering the cognitive attitudes of linguistics]. M.: Rukopisnye pamjatniki Drevnej Rusi Publ., 2013. 388 p.

Krongauz M.A. Samouchitel' olbanskogo [Self-teaching guide of Olbanian]. M.: Astrel', 2013. 416 p.

Krupnik I.I. Posleslovie [Afterword]. Gellner Je. Nacii i nacionalizm [Nations and nationalism]. Translated from English. M.: Progress Publ., 1991. Pp. 306-314.

Krysin L.P. Tolkovyj slovar' inojazychnyh slov [Defining dictionary of the foreign words]. M.: Rus. jaz. Publ., 2000. 865 p.

Kucherskaja M. Mihail Shishkin: Ja uehal v Shvejcariju, a okunulsja v Rossiju. Beseda s russkim pisatelem za granicej [I went to Swizerland, but fell into Russia. Interview with the Russian writer abroad]. Rossijskaja gazeta. 19th of May 2004. № 2. P. 8.

Kushnir A.M. Russkij jazyk i bezopasnost' [The Russian language and security]. Available at: http://www.psj.ru/saver_national /detail.php?ID=13274 (accessed 12.05.2016).

Lancov V.M. Russkij jazyk: vysshie osnovy jazykoznanija i sposoby ego razrushenija. Posobie po razvitiju i zashhite russkoj gosudarstvennosti [The Russian language: the highest basics of linguistics and the means of its destroying. The manual on development and defense of the Russian nationhood]. Kazan': OOO «Novye znanija» Publ., 2015. 244 p.

Lappo M.A. Samoidentifikacija: semantika, pragmatika, jazykovye resursy: monografija [Self-identification: semantics, pragmatics, language resources: monograph]. Novosibirsk: Izd-vo NGPU, 2013. 180 p.

Mamardashvili M.K. Soznanie i civilizacija [Consciousness and civilization]. SPb.: Azbuka, Azbuka Attikus Publ., 2011. 288 p.

Mironova T. Russkij jazyk i nacional'naja bezopasnost' [The Russian language and national security]. Molodajagvardija. 2003. № 5-6. Pp. 3-9.

Mihal'chenko V. Ju. Sovremennaja social'naja lingvistika: problemy i ih reshenija [Modern social linguistics: problems and their solutions]. Voprosy filologii. №1 (49) 2015. Pp . 45-50.

Novikov V.K. Informacionnoe oruzhie - oruzhie sovremennyh i budushhih vojn [Information weapon - the weapon of the present and future wars]. M.: Gorjachaja linija -Telekom, 2011. 264 p.

Obshhaja teorija nacional'noj bezopasnosti: Uchebnik [General theory of national security: textbook]. M.: Izd-vo RAGS, 2002. 320 p.

Ozhegov S.I. i Shvedova N.Ju. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka [Defining dictionary of the Russian language]. M.: Azbukovnik, 1997. 944 p.

Panarin A.S. Politologija [Politology]. M.: Prospekt Publ., 1997. 408 p.

Popova Z.D., Sternin I.A. Ocherki po kognitivnoj lingvistike [Essays on cognitive linguistics]. Voronezh: «Istoki» Publ., 2001. 192 p.

Problemy jazyka v global'nom mire: monografija [Problems of the language in the global world: monograph] / Ed. by E.V. Ganinoj, A.N. Chumakova. M.: Prospekt Publ., 2016. 208 p.

Sidorenko L.P., Gavrilova N.G. Neobhodimost' «jekologii jazyka» kak estestvennoe sledstvie razvitija rossijskogo obshhestva [The necessity of "ecology of the language" as the natural consequence of the Russian society development]. Vestnik Chuvashskogo universiteta. 2013. № 4. Pp. 105-110.

Simeunovich D. Nacija i globalizacija [Nation and globalization]. Translated form Serbian. M.: RISI, 2013. 112 p.

Turbovskoj Ja. S. Russkij jazyk: mezhdu neprijazn'ju i ljubov'ju [The Russian language: between dislike and love]. M.: NOU VPO «Moskovskij psihologo-social'nyj institut», 2010. 250 p.

Ukaz Prezidenta RF ot 31 dek. 2015. №683 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» [The Decree of the President of the Russian Federation from 31st of December 2015. № 683 «About the Strategy of the National Security of the Russian Federation"]. Available at: base.garant.ru/71296054=friends (accessed 22.06.2016).

Halidov A.I. Jekologija jazykov Kavkaza. Stat'ja vtoraja: abhazsko-adygejskie jazyki [The ecology of the Caucasian languages. The second paper: Abkhaz-Adygea languages]. Vestnik AN ChechenskojRespubliki. 2013. № 1 (18). Pp. 191-198.

Himik V. V. Nacional'naja ideja i russkij jazyk [National idea and the Russian language]. Politicheskaja lingvistika. Ekaterinburg, 2008. Issue Z (26). Pp. 9-16.

Shtyrov V. A. Otechestvo i otchestvo [Motherland and patronymic]. LG. 2013. № 42. Jurevich A.V. Bazovye komponenty nacional'nogo mentaliteta [Basic competences of the national mentality]. VestnikRAN. 2013. Vol. 83. № 12. Pp. 1083-1091.

Jusupov R.M. Nauka i nacional'naja bezopasnost' [Science and national security]. SPb: Nauka Publ., 2006. 294 p.

ВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Бернацкая Ада Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и речевой коммуникации Сибирский федеральный университет Россия, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 79 E-mail: bern1940@,mail. ru

ABOUT THE AUTHOR:

Bernatskaya Ada Alexandrovna, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of the Russian Language, Literature and Speech Communication Siberian Federal University 79 Svobodny prospect, Krasnoyarsk 660041 Russia E-mail: bern1940@,mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.