РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО
Русский вопрос
И. М. Ильинский (Московский гуманитарный университет)
Вступительное и заключительное слово президента Русского интеллектуального клуба И. М. Ильинского на 24-м заседании РИК, состоявшемся 21 декабря 2011 г. Русский вопрос рассмотрен как самый острый, самый масштабный и самый важный вопрос для настоящего и будущего России и всех населяющих ее народов.
Ключевые слова: русские, русский вопрос, межнациональные отношения.
Уважаемые коллеги!
Однажды, 21 ноября 2000 г. на пятом заседании РИК, мы уже обсуждали тему «О самосохранении русского народа».
Сегодня мы поставили в повестку дня «Русский вопрос». Найдутся люди, которые спросят: «Почему — «русский»? А чеченского, а татарского, а еврейского вопросов разве не существует?» Почему же, есть и такие вопросы. Но русский — самый острый, самый масштабный и самый важный вопрос как для настоящего, так и — особенно! — будущего России и всех других населяющих ее народов.
Русский вопрос имеет долгую историю, которая, на мой взгляд, начинается со странного подозрения русского народа к праву своих соплеменников править Русью и призвания для этой роли варягов.
Русский вопрос (для меня, по крайней мере) заключается в удивительной способности, казалось бы, установившейся русской власти практически к вырождению во власть чужеземщины.
Вспомним, что еще в 1710 г. Анна (дочь сводного брата Петра I — Ивана V) первой из
членов царского дома вышла замуж за иностранца — герцога Курляндского. Сын Елизаветы Иван VI (правнук Ивана V) был в большом родстве с домами Мекленбург-Шверин и Бра-уншвейг-Люнебург. Через 100 с небольшим лет, к середине XVIII в., в царском доме не было ни одного чистокровного Романова. Так, Петр III, племянник Елизаветы и сын Анны, имел полное имя Петер Ульрих Голштейн-Готторпский. Россией с тех пор правили Рома-новы-Голштейн-Готторпы. Петр III был русским наполовину, женился на немке Софии Фредерике Августе фон Анхальт-Цербтской (будущей Екатерине II). Александр III женился на датчанке. В родстве с царским домом были дома Гессен-Дармштадский и Вюртембергский (Павел I), Баден-Баденский (Александр I), Прусский (Николай I), вновь Гессен-Дарм-штадский (Александр III) и Гессенский (Николай II)...
Таким образом, Россией почти двести пятьдесят лет правили нерусские или далеко не чисто русские. Таким людям — что Россия, что Русь — все одно. В них нет чувства крови, земли и истории, нет национального, русского чувства — чувства Родины, составляющего
корневую систему взаимоотношений человека со временем и пространством.
Со временем доля русской крови в династии Романовых настолько уменьшилась, что у последнего императора России Николая II составляла всего !/б4.
Эти арифметические выкладки во время Первой мировой войны приобрели политический смысл, когда русские вдруг осознали, что ими правит, собственно говоря, представитель враждебной нации — немец.
Полностью немецкое происхождение его супруги Александры (Алисы Гессенской) давало русскому народу основания подозревать царскую семью в симпатиях к противнику. Это дискредитировало династию и способствовало ее краху.
Надо думать, что совсем не случайно почти три века царский двор был абсолютно невосприимчив к идеям славянизма, панславянизма.
Возьмем Великую Октябрьскую революцию 1917 г., или как называют ее иначе — Русскую революцию. Подавляющее большинство партийного, советского и комсомольского аппарата с первых лет советской власти и долгое время составляли нерусские, и прежде всего евреи. Сразу отрекаюсь от ярлыка «махровый шовинист» и ему подобных. Но я трепетно отношусь к чувству и понятию «мера». Мера должна быть во всем, крайности всегда чреваты бедой.
Например, состав делегации в Лиге Наций (1936-1937 гг.): 7 евреев, 1 грузин и ни одного русского. Послы СССР в Европе (20 стран): русских — 6, армян — 2, латышей — 1, евреев — 11. В Правительстве СССР — 9 наркомов и 12 заместителей — евреи. И так далее (Платонов, 2009: 499-500). «Пятый пункт» в анкетах принимаемых на работу был противен многим, но, не будь его, думаю, положение русского народа было бы еще хуже. В России уже не первую сотню лет стоит вопрос русско-еврейских отношений, вопрос о влиянии еврейского меньшинства на решение судеб России, русских дел.
Помню, когда в конце 90-х генерал Макашов вполне определенно высказался по поводу еврейского вопроса, кажется, засилья евре-
ев во власти и бизнес-элите. Какой ор поднялся в стране и в мире!.. В то время можно было что угодно сказать о президенте и премьере России, но о еврее, о еврействе?.. Об этом, как в прошлом веке, так и в ту пору «реформ» о евреях говорили шепотом на кухнях. По IV шла программа «Куклы». Куклами были Ельцин, Черномырдин, Лужков, Лебедь и другие — русские. А за ниточки дергал Шендерович — еврей.
Помню, в какой-то центральной газете еврейский писатель Тополь, когда-то работавший в журнале ЦК комсомола «Молодой коммунист», где я был в то время членом редколлегии, написал письмо Березовскому о том, что впервые за тысячу лет еврей (т. е. Березовский) получил реальную власть и, кивая на Шендеровича, советовал ему почаще дергать за политические ниточки. А Березовский, помню, отвечал что-то в таком роде: «Знаем, сами знаем, что финансовая власть в России в наших руках. И дергаем. И то ли еще будет!.. »
Я говорю эти слова и думаю: «А ведь через некоторое время меня могут опять позвать в прокуратуру — за разжигание национальной розни. Однажды я уже там бывал по поводу книжки „Что значит быть русским сегодня?“, в которой собраны лучшие сочинения школьников по итогам всероссийского конкурса по аналогичной теме». Но я не против евреев или вообще какого-либо другого народа. Как говорится, «был бы человек хороший». А какой он национальности — для меня принципиального значения не имеет. Я русский и говорю о праве русских обсуждать наши отношения с кем бы то ни было: с татарами, французами, евреями без опаски, что тебя обзовут «националистом», «шовинистом», а то и фашистом. Чушь какая-то. Пусть малые народы и их представители опасаются клеить ярлыки русским, ибо мы — главная нация, главный народ России по численности и вкладу в историю и нынешнюю жизнь. Пора бы принять закон о русофобии и для примера посадить за решетку кого-нибудь типа Новодворской, которая уж много лет оскорбляет русский народ.
Русский вопрос сегодня для меня состоит в том, что в момент развала СССР Правитель-
ство России по своему высшему составу вновь стало еврейским (Гайдар, Чубайс, Козырев, Немцов, Бурбулис, Ясин, Лившиц и другие). Люди, не любящие свою страну, равнодушные к страданиям людей. Помню откровение одного из «проходных» вице-премьеров Правительства РФ Альфреда Коха: «Ненавижу Россию!.. »
По данным переписи 2010 г., в России 228 тыс. евреев — 0,14% всего населения. Но все крупнейшие банки Москвы в их руках: половина всех финансов страны. Русские составляют 111 млн человек (80,9% населения), все 19,1% — остальные нации и народы (около 180). Именно русские составляют основную часть бедных и нищих России. Должен ли пребывать в таком состоянии главный, стержневой, государствообразующий народ страны, где 33% всех сырьевых богатств планеты? Конечно, нет! Но — пребывает. Почему? Вот вопрос! Русский вопрос.
Русский вопрос можно сформулировать и так: а нужны ли нынешней России русские в том виде, с тем национальным характером, который сложился исторически: по своей природе, по своему характеру вольнолюбивые, общинники, всесветские по духу и непритязательные к условиям жизни, безмерно терпеливые, неприемлющие стяжательства, правдоискатели, самоироничные, самокритичные до самоедства; и в то же время — самолюбивые, гордые, способные на высший героизм и жертвенность во имя идеи и своего Отечества, стремящиеся к равенству, справедливости, братству и т. д. (Я не говорю сейчас об отрицательных качествах, их предостаточно). Мне кажется (не знаю — по злому умыслу или по оплошности), что многие лучшие национальные черты русского народа сегодня попали под гильотину глобализации, которая обрубает национальные отличия народов, которые мешают ее ускоренному распространению. Глобализации не нужны националисты, ей нужны космополиты — потребители, забывшие все национальное — от одежды и обычаев до родного языка, кроме английского, разумеется.
Недавно Общественная палата РФ пришла к выводу, что уже сейчас на молодежном сре-
зе мы имеем в основном общество эгоистов и индивидуалистов, а стало быть, циничных прагматиков, рационалистов и т. п.
Русский вопрос заключается сегодня и в том, а нужна ли Россия самим русским. Ведь это мы — русские практически без всякого сопротивления со всеми потрохами сдали внутренним и внешним оккупантам тот образ бытия, ту могучую супердержаву, на создание и защиту которой были положены десятки миллионов жизней. Поставленные в скотское положение вот уже двадцать лет, русские покорно терпят нравоучения бессовестных и вороватых «верхов», которые учат нас, как надо жить, насильно внедряют новые ценности, новое образование, а жизнь становится все хуже.
Как понимать сегодня знаменитую русскую терпеливость? Как искомую американцами толерантность? Как историческое благоразумие? Или — как национальную усталость от мировых и гражданских войн? Нет, здесь что-то не так. Я понимаю это как скрытое управление умами и поведением русского народа, перекодировку его национального сознания.
Русский вопрос состоит в том, что наш народ волюнтаристски и противозаконно разделен вопреки итогам всесоюзного референдума 1990 г., и теперь за пределами России оказалось более 25 млн русских людей, живущих на исконно русских территориях без права на воссоединение со своей исконной родиной. Например, в Казахстане оказались 8 областей, где русские составляют от 70 до 80% населения... Сумская, Луганская, Донецкая, Херсонская, Николаевская, Одесская области, Крым, весь юго-запад Украины — это этническая Россия. А проблемы русских в Прибалтике?
Сегодня нам без умолку вдалбливают мысль о необходимости сохранить единую Россию и стабильность. В принципе это и в самом деле необходимо. Но нынешнее единство — механическое, как если бы представить единством горсть песка в кулаке. Разожмите пальцы, снимите силовое давление — и «единство» рассыплется.
Нам без умолку тараторят о росте благополучия населения, о том, что демократия и рынок приняты народом и процессы эти необратимы. Неверно. Либеральная реформа в Рос-
сии уже давно потерпела крах. Речь не только об экономике — дефолт 1998 г., кризис 2008 г., разного рода пирамиды, немыслимая коррупция и удушье чиновничьей хватки. Реформы не принимаются самой культурой русского народа. Но остается вопрос социальной модели дальнейшего развития России: куда идти? И это тоже русский вопрос.
Русский вопрос в неравномерной расселен-ности на территории России. Это не просто внутриполитическая, это геополитическая проблема. В азиатской части страны, которая составляет 33% общей территории, проживает лишь 26% населения. При средней плотности расселения 8,5 человека на 1 квадратный километр, на Дальнем Востоке она в 50 раз ниже, чем в европейской части — 1,1 человека. Я уж не говорю о Якутии, где она составляет 0,18 человека на квадратный километр. При всем этом мы год за годом теряем население. В определенный момент истории это может спровоцировать войну с Китаем или Японией.
Так в чем же заключается русский вопрос сегодня? Тем более если мы видим его самым острым, самым масштабным и судьбоносным?
Как видите, одним словом ответить невозможно. «Русский вопрос» — это большой комплекс вроде бы частных, а на самом деле больших и сложных вопросов, которые взаимосвязаны, образуют некую целостность. Вот эту целостность я бы и назвал «русским вопросом». Рассматривать и решать этот вопрос в силу его чрезвычайной сложности надо именно комплексно, понимая, что это вопрос философский, теоретический, правовой и, быть может, прежде всего политический.
Русский вопрос сегодня, к сожалению, начинается именно с того, что российская власть не хочет даже слышать, что такой вопрос существует, хотя «вопрос» этот уже тысячными колоннами молодежи марширует по улицам, оболган, искажен, скопом обозван «нацизмом», «фашизмом», вынужден прятаться в подполье, отбывает сроки в тюрьме.
Русский вопрос состоит, во-первых, в неосознанности громадным большинством русских людей, что такой вопрос вообще существует; во-вторых, в чрезвычайно слабой консо-лидированности русского народа; в-третьих,
в отсутствии у русских готовности последовательно и жестко бороться за то, чтобы занять в своей стране — в России положенное ему по историческим заслугам и доле в населении страны место, за отстаивание своей первенствующей роли в жизни российского общества во всех его сферах и на всех уровнях управления обществом и государством — снизу и до самого верху.
Итак, надо добиваться понимания массами существа русского вопроса и включать их в борьбу за его решение. Само собой к лучшему ничего не случится. Впереди борьба, организованное движение во главе с умными и мужественными лидерами.
Прежде всего я благодарю всех, кто выступил, задавал вопросы, просто откликнулся на наше приглашение и присутствовал на заседании клуба. Согласен, что разговор в целом был интересным, есть конкретные предложения (я имею в виду словники), будем ждать, что лидеры русского движения вырастут в борьбе за рубежом (идея Ю. Ю. Болдырева), придут в Россию и возглавят движение русских за свои права.
Но мне кажется, что разговор получился все-таки мелковатым. В стороне остались главные вопросы: русские и власть; русские и национальные богатства; проблема выращивания русской нации из трех собственно русских народов: великороссов, малороссов и белорусов, их органичное слияние в единый русский народ. В России 5,31 млн татар, 1,93 млн украинцев, 1,58 млн башкиров, 1,44 млн чувашей, 1,43 млн чеченцев, 1,18 млн армян, 0,91 млн аварцев, 0,74 млн мордвы, 0,65 млн казахов, 0,6 млн азербайджанцев, 0,59 млн даргинцев, 0,55 млн удмуртов, 0,55 млн марийцев,
0,53 млн осетин, 0,52 млн белорусов, 0,52 млн кабардинцев, 0,50 млн кумыков, 0,48 млн якутов, 0,47 млн лезгинов, 0,46 млн бурятов,
0,44 млн ингушей и 4,81 млн иных народов и народностей. Вряд ли когда-нибудь татары, башкиры, чеченцы и прочие перечисленные народы вдруг согласятся называться «русскими» и уж тем более русские как-то иначе, скажем, «рассияными», как выговаривал Б. Ельцин.
Россия останется Россией — страной многонациональной, но она станет сплоченней, сильней и привлекательней для всех народов — малых в России и больших за ее границами, если исконно русские по своей природе и истории народы — великороссы, малороссы и белорусы — скажут однажды: «Да, мы — русские! А территория нынешних России, Украины и Белоруссии — единая территория Великой России, где есть место всем народам». Народы селятся и живут, где хотят, но признают доминирующую роль русских во власти, владении хозяйством, сырьевыми и прочими богатствами страны, ее водными и лесными ресурсами, участвуют в управлении страной пропорционально численности своего коренного населения, проживающего на конкретной территории — области, края, города, района, поселка. Тот же самый принцип относится к нравам, обычаям, традициям и культуре. Хотите петь только свои песни, танцевать свои танцы, поклоняться своему богу? Живите компактно, на своей территории. Приехали к русским? Вы во власти их культуры: хотите — подпевайте и подтанцовывайте; нет — смотрите, слушайте: вы — в гостях.
Еще раз коснусь вопроса распределения и владения богатствами России. Даже если нерусский — гражданин России, он не может иметь равных прав с русскими во владении землями, сырьевыми и водными запасами, финансами. Эти права должны быть разумно ограничены законом. Касается это одного человека или какого-то количества людей. Должна быть ясная пропорция. И я не вижу в этом расизма, сегрегации и т. п. Да, русские — «старший брат». Да, ты живешь на их земле, в их «доме» и значит, не можешь хозяйничать в нем на равных. Какая в этом обида? А если нет ни «эллина, ни иудея», нет ни «старших», ни «младших», почему тогда, спрошу я, в Грузии, в Армении, Таджикистане, Эстонии нет русских банкиров и «олигархов»? Здесь, как и в других республиках СНГ, русских объявляют вне закона и притесняют чисто фашистскими методами. Да что там СНГ!.. Даже в Татарстане, в Башкирии уже практически вытеснили русских из политики и бизнеса. Что, у «малых» есть права принижать, унижать,
бить и убивать русских с криками «Русская собака!»? Так это было во время чеченской войны, лишь потому, что русские «большие»?..
Вряд ли когда-нибудь будет реализована идея «русского государства» внутри России с пограничными столбами и т. п., которая высказывалась одним из выступающих. Не верю в то, что границы вообще исчезнут когда-либо вообще в мире между странами. Хотя граница — зло, наземные границы надо уважать. Границы надо строить в умах и душах людей — границы уважения мнений, взглядов, нравов, обычаев, традиций, ценностей и культур «других». Даже если они вам не нравятся. Не нарушайте этих границ, ибо за этим шагом следует то же, что за свержением наземного пограничного столба, — конфликт, война.
Русский народ не должен покорно мириться с ущемлением своих прав, не должен безропотно терпеть лишения и нищету, видя, как на его глазах нахально жируют за его счет «предприимчивые» пацаны — будь то русские иль нерусские, но особенно — чужестранцы с российским паспортом. Воры и невежды ведут страну к гибели. И потому:
Русские, очнитесь! Возвысьте национальное самосознание!
Русские! Остановите распродажу природных ресурсов и недр, земель и хозяйства внутренним и внешним оккупантам! Земли вокруг Байкала уже запроданы немцам! Лучшие земли Ставрополья и Краснодарского края уже распахивают израильтяне!
Русские! Остановите разрушение системы воспитания и образования молодых поколений. Остановите убийство русского ума и русской души!
Русские! Довольно апатии, ожидания и терпения! Довольно водки, наркотиков, сна!
Довольно заниматься лишь собой! Пора спасать нашу Родину!..
Я думаю, что нынешняя ситуация в России близка к той, которая сложилась в ходе Великой Отечественной войны, когда весь народ, а не какая-то его часть или какой-то класс оказался перед угрозой гибели. Весь народ это почувствовал, и весь народ встал на защиту самого себя, своей Отчизны. Вот тогда война стала Народной, Великой, Отечественной
и Священной. И выстояли. И победили. Вот эту главную истину надо осознать и сегодня. И — победим!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Платонов, О. А. (2009) История русского народа в XX веке. М. : Алгоритм.
THE RUSSIAN QUESTION
I. M. Ilinskiy (Moscow University for the Humanities)
This paper is the opening and closing speeches of
the president of the Russian Intellectual Club (RIC)
I. M. Ilinskiy at the 24th session of the RIC that took place on 21 December, 2011. The Russian question is considered as the most vexed, most major, and most important issue for the present and future of Russia and all its folks.
Keywords: the Russians, the Russian question, inter-ethnic relations.
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION) Platonov, O. A. (2009) Istoriia Russkogo naroda v XX veke. M. : Algoritm.