Научная статья на тему 'Антисемитизм истории: вариант русских неоязычников'

Антисемитизм истории: вариант русских неоязычников Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1657
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium heptaplomeres
Область наук
Ключевые слова
антисемитизм / филосемитизм / неоязычники / Русская православная церковь / этнические меньшинства / неонацизм / Anti-Semitism / Philo-Semitism / Neo-pagans / Orthodox Church / Ethnic Minorities / neo-Nazism

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шляпентох Дмитрий Владимирович

Россия вместе с Европой и Америкой переживает драматические изменения в геополитическом и этнокультурном раскладе сил. Этнокультурные изменения являются наиболее драматическими. Ничего подобного Европа и Россия не переживали со времѐн Великого переселения народов полторы тысячи лет назад. Этнокультурный ландшафт России быстро меняется и в той или иной мере «азиатизируется». Одновременно общее улучшение экономической ситуации в стране за время президентства Путина не сказалось на значительной части русской молодѐжи. В их сознании «азиаты» – а под ними подразумеваются все выходцы из Азии и Кавказа – захватили власть в стране в союзе с евреями и представляющей их интересы православной церковью. Эта увязка православия, Азии и евреев, кажущаяся сюрреалистической для стороннего наблюдателя, является на самом деле отражением уникальных черт путинской России, где режим сочетает поддержку православия с позитивным отношением к евреям и известной терпимостью к мусульманским народам Северного Кавказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANTI-SEMITISM OF HISTORY: THE CASE OF THE RUSSIAN NEO-PAGANS

Almost a generation has gone by since the end of the Cold War, a time that has brought many changes. It has become steadily clearer that not the affirmation of the centrality of the democratic West – as asserted by Francis Fukuyama in his famous essay – but the opposite has occurred. There has been continuous erosion of the power of the West. First, the economic and geopolitical balance has increasingly shifted to Southeast Asia, where quite a few states have authoritarian, even totalitarian, socioeconomic arrangements. China is, of course, the best-known example. Second, the demographic and cultural tides have changed. In the past, Europe sent waves of émigrés all over the world. Now the West has become the destination of millions from nonEuropean countries. The pattern of cultural adaptation has also undergone dramatic changes. A considerable number of non-Europeans have no desire to assimilate, or at least they wish to preserve their heritage. All these processes – especially as they relate to the fact that the West is losing its economic competitiveness – cause a response that often leads to racism and neo-fascism. Those who study European neo-fascists almost instinctively compare them with pre-Second World War fascists and Nazis. This temptation is reinforced by the fact that these neo-fascists often use Nazi symbols and trappings. However, a close look at these European neo-fascists/neo-Nazis and their prewar counterparts indicates that their similarities are usually deceptive and they actually belong to quite different species. Present-day neo-fascists/neo-Nazis are not imperialists, as were the German Nazis who dreamed about a worldwide empire. Current European right-wingers are parochial isolationists. They want not an empire but the cleansing of their state from newcomers, especially those of non-European origin. Many are even suspicious of European unity they see the European Union as the key that opens the gates of their countries, not just to Asians/Africans but to East Europeans, seen as almost an alien race. Second, their view of Jews is different from that of the Nazis. They may be anti-Semitic, but their dislike of Jews is hardly the central element of their worldview. Moreover, they are similar to many of the general public who differentiate between ‗their‘ native Jews – against whom they have no grudges – and newcomers from, say, Eastern Europe, whom they consider parasitic aliens. Furthermore, they have problems with the church. Some may be neo-pagans in this they are also quite different from the Nazis, who had a tense relationship with the church but did not openly oppose it. Russian rightists in many ways follow the model of the European far right. This is due not only to direct ideological borrowing but also to similar conditions. Russia"s heartland, for example, is also a major destination for non-European migrants. Still, the Russian far right"s views unquestionably have elements arising from the country"s specific conditions. As a result, they have developed several peculiar ideological characteristics. They are often pagan and quite hostile to the Orthodox Church. They also see Jews as part of an unholy cabal of Asiatics set on Russia"s destruction.

Текст научной работы на тему «Антисемитизм истории: вариант русских неоязычников»

УДК 304.9

АНТИСЕМИТИЗМ ИСТОРИИ: ВАРИАНТ РУССКИХ НЕОЯЗЫЧНИКОВ1

© Шляпентох Дмитрий Владимирович, доктор (Ph. D.) истории, профессор

Индианский университет (г. Саут-Бенд, США) dshlapen@iusb.edu

Со времён окончания Холодной войны выросло целое поколение, а мир стал другим. Становится всё более очевидным, что тезис об окончательном утверждении на планете либерально-демократических западных ценностей, выдвинутый Фрэнсисом Фукуямой в его знаменитом эссе, не только не нашёл подтверждения, но постоянно опровергается новыми жизненными реалиями. Запад утрачивает своё былое могущество. Во-первых, экономический и геополитический баланс всё больше смещается в сторону стран Азиатско-Тихоокеанского региона, где немало государств с авторитарным, даже тоталитарным социально-экономическим устройством. (Китай, конечно, самый известный пример такого рода.) Во-вторых, демографические и культурные потоки изменили своё направление. В прошлом именно Европа служила тем центром, от которого по всему миру расходились волны эмигрантов. Теперь уже она (и Запад в целом) стал пунктом назначения для миллионов людей из неевропейских стран. Характер культурной адаптации также претерпел кардинальные изменения. Значительное число неевропейцев не имеют никакого желания ассимилироваться в новой среде, или, по крайней мере, стремятся сохранить своё культурное наследие. Все эти процессы, тем более что они протекают на фоне снижения экономической конкурентоспособности Запада, служат катализатором реакции, часто приводящей к росту расистских и неофашистских настроений. Те, кто изучают европейских неофашистов, почти инстинктивно сравнивают их с фашистами и нацистами времён Второй мировой войны. Этот соблазн подкрепляется тем, что неофашисты часто используют нацистские символы и атрибуты. Однако внимательное рассмотрение современных европейских неофашистов (неонацистов) и их довоенных предшественников показывает, что сходство между ними, как правило, обманчиво и на самом деле они сильно отличаются друг от друга. Современные неофашисты (неонацисты) не являются империалистами, как немецкие нацисты, мечтавшие о создании всемирной империи. Нынешние европейские правые являются местечковыми изоляционистами. Они хотят не построения империи, но очищения своих государств от вновь прибывших, особенно неевропейского происхождения. Многие из них подозрительно относятся даже к идее европейского единства - они воспринимают Евросоюз как ворота, через которые в их страны попадают не только азиаты или африканцы, но и жители Восточной Европы, которые рассматриваются при этом чуть ли не как другая раса. Кроме того, их взгляд на евреев отличается от нацистского. Они могут быть антисемитами, но эта нелюбовь к евреям вряд ли является центральным элементом их мировоззрения. Более того, они, подобно широким слоям населения, различают «своих» евреев, которые не вызывают у них недовольства, и вновь прибывших, скажем, из Восточной Европы, которых они считают паразитирующими чужаками. Также они в натянутых отношениях с христианскими

1 Данная статья является авторизованным переводом англоязычной статьи, вышедшей ранее в другом издании (Shlapentokh D. The Anti-Semitism of History: The Case of the Russian Neo-Pagans // European Review. Apr. 2012. Vol. 20. Issue 2. P. 264 - 275). При переводе, согласно желанию автора, текст был незначительно переработан -были выпущены некоторые фрагменты, поясняющие написанное читателю, далёкому от российских реалий, но излишние для российской аудитории. Кроме того, здесь опущены все сноски - ссылки на интернет-источники, которые присутствуют в оригинальной статье. Это было сделано потому, что почти все они к концу 2013 г. перестали быть действующими (прим. пер.).

церквями. Некоторые из них могут быть неоязычниками - в этом они также сильно отличаются от нацистов, которые пусть и имели натянутые отношения с церковью, но, во всяком случае, не требовали её упразднения. Русские правые во многом похожи на европейских правых. Это связано не только с непосредственными идеологическими заимствованиями, но также и со схожими условиями, в рамках которых формируется их мировоззрение. Тем не менее, взгляды русских правых, несомненно, имеют некоторые особенности, связанные с конкретными условиями развития их страны. Например, они зачастую являются язычниками и довольно враждебны по отношению к православной церкви. Кроме того, они воспринимают евреев как участников злокозненного заговора азиатов, направленного на уничтожение России.

Введение

Изучение правого крыла русского неоязыческого движения является непростой задачей. При Путине давление цензуры на СМИ постоянно нарастало, сохраняется оно и после его возвращения в Кремль. Не только СМИ, но и интернет подвергается цензуре; владелец или администратор сетевого ресурса обязан по новому российскому закону удалять комментарии, которые расцениваются властями как недопустимые. Но всё же неотцензурированные комментарии могут появляться на какой-то срок, и они дают некоторое представление об умонастроениях русских неоязычников, в том числе и об их взглядах на евреев.

Эта статья основана на интернет-комментариях к фильму 2008 года «Гибель Империи. Византийский урок», снятого по сценарию архимандрита Тихона (Шевкунова), который, по слухам, является духовником Путина. В этом фильме проводятся исторические параллели между современной Россией и рушащейся Византийской империей. Фильм был чрезвычайно популярен и вызвал жаркие споры в интернете.

Неоязычники как антисемиты: евреи как зло

Как и в Европе, в России неоязычество толкает некоторых своих приверженцев в объятия антисемитизма, причём антисемитизма необычного, часто смешанного с причудливым филосемитизмом. Этот антисемитизм тесно переплетён с нелюбовью к выходцам из Азии, и этот акцент на расовом факторе в той или иной степени приводит неоязычников к неонацизму. Склонность к антисемитизму - это не просто логическое развитие идей неоязычества и подражание нацистам. Специфический антисемитизм русских язычников есть следствие некоторых своеобразных условий, сложившихся в современной России. Впервые в истории России её политический режим и идеология среднего класса сочетают поддержку православия с неким филосемитизмом и позитивным отношением к мусульманам. Всё это разительно отличается от положения дел в царской России.

Царизм не был расположен ни к евреям, ни к мусульманам. Не случайно во время большевистской революции не только большинство евреев, но и значительное число мусульман поддержали большевиков, которые, по крайней мере, вначале, искали поддержки со стороны различных этнических и социальных меньшинств и видели в русском национализме и, соответственно, в Русской православной церкви своих заклятых врагов.

При Путине ситуация стала совсем иной, и политико-идеологическая ориентация этого режима стала в некотором смысле уникальной, по крайней для российской истории. Режим Путина восстановил православие в качестве официальной религии - идеологической опоры государства, если не де-юре, то, по крайней мере, де-факто. В то же время - и это определяющее отличие от царской эпохи - режим продемонстрировал вполне положительное отношение к евреям и государству Израиль. Незадолго до ухода с поста президента, Путин ввёл в русской армии институт раввината, отсутствовавший с 1917 года, а позже, в 2012 г. создал в Москве Еврейский музей и центр толерантности. Отношения с Израилем также улучшились: Россия закупала израильское оружие и пошла на

двустороннюю отмену визового режима с этой страной.

Этот потепление в отношении к евреям, как внутри страны, так и за её пределами, сопровождалось и переменой отношения к мусульманам. После официального окончания

боевых действий в Чечне, Путин продемонстрировал поразительное расположение к чеченскому наместнику Рамзану Кадырову, который всё более ведёт себя как независимый правитель и получает экономические субсидии из Москвы, сильно напоминающие дань. Мусульмане и вообще выходцы с Кавказа - в большинстве своём русские не видят разницы между ними, несмотря на различия в их языке, национальности и религии - продолжают доминировать на рынках Москвы и стали заметны в российской глубинке, где раньше они почти не присутствовали.

Эти особенности нынешнего режима - православие, филосемитизм и доброжелательный подход к мусульманам (по крайней мере, на государственном уровне) -способствовали формированию специфических взглядов среди неонацистов-язычников, представленных в значительной степени в среде социально незащищённой и маргинализированной русской молодёжи. Они считают, что власть в России узурпирована кликой заговорщиков, состоящей из иерархов православной церкви, евреев и мусульман. Эти силы, несмотря на их внешние разногласия, представляются им как взаимосвязанные и объединившиеся в своём стремлении удержать власть над русскими «арийцами», исконными жителями России и Европы. В этом свете евреи вновь представляются в качестве исторических врагов русского народа.

Некоторые из тех, кто нападает на евреев как на врагов, преследующих Россию с незапамятных времён, находятся в состоянии политико-идеологической неопределённости. С одной стороны, они видят прошлое и настоящее примерно так же, как православный диссидент епископ Диомид (Дзюбан), который расценивает современное православное руководство как антихристианское. Для них христианство является замечательным вероисповеданием и то, что Россия является христианской страной, представляется благом. Проблема в том, что христианство в России извращено, и потому Россия должна вернуться к своему первозданному православному прошлому. С другой стороны, эти же люди могут придерживаться другого подхода, созвучного с неоязычеством. В этой интерпретации христианство есть зло и источник многих российским бед. Причём критика христианства переплетается с критикой евреев. Христианство, в том числе православие, рассматривается как проявление еврейского влияния или господства. Предположение, что евреи и православная церковь близки и, возможно, имеют единую суть, кажется им подтверждённым наличием якобы еврейских символов в православных храмах. Например, они отмечают, что в убранстве некоторых православных церквей можно увидеть звезду Давида.

Таким образом, некоторая часть неоязычников, кажется, верит, что православные христиане, евреи и азиаты всех мастей на самом деле одно целое, а их предполагаемые конфликты являются уловкой, дабы обмануть непосвящённых. И эти силы поддерживают русское государство, которое, несмотря на его название, рассматривается как глубоко враждебное этническим русским.

При анализе взглядов язычников на эту тему, следует помнить, что они не являются последовательными, и зачастую противоречат друг другу. Рассмотрим, например, точку зрения человека с ником «Алекс», участвовавшего в интернет-дискуссии. С одной стороны, кажется, что «Алекс» следует модели Диомида и полагает, что христианство было, в целом, благом для России. Однако, полагает «Алекс», христианизация также привила России византинизм, тесно увязанный с евреями. Византинизм был общим врагом Запада и России, поскольку подрывал моральные устои общества и пытался провоцировать войну между Западом и Востоком. Византийские традиции, связанные с православием, сформировались под влиянием евреев; принесённое на русскую почву православие внедрило бациллы византинизма в политический и духовный организм России.

Византинизм рано проник в русскую культуру, но имел, преимущественно, латентный характер; существовали другие силы, вредившие России. Монголы - деспотичные азиаты -заложили основу репрессивного государства, абсолютно чуждого большинству русских людей. «Алекс» считает, что русские потеряли свою страну не в XVII веке, а гораздо раньше, ещё в XIII столетии, когда они подверглись нашествию монголов. В своём развитии Россия

последовала примеру не византийцев, а Золотой Орды, по крайней мере, в средневековье. Монголы сформировали Российское государство как страну азиатского деспотизма. «Алекс» утверждает, что русское государство с самого начала своего существования являлось репрессивной машиной, направленной против русского народа. Русская православная церковь, сращенная с российским государством и якобы привязанная к Константинополю, была на самом деле гораздо ближе к монгольским правителям и молилась за них; византийское влияние в России было поверхностным вплоть до XVII века.

Далее «Алекс» развивает свою мысль, утверждая, что со времени патриарха Никона византинизм на Руси стал играть важную роль. Никон нанёс удар по старообрядцам, которые несли знамя Святой Руси. Пётр I модернизировал и, наконец, объединил эти одинаково чуждые России азиатские традиции, смешав еврейский византинизм с монгольским деспотизмом. В итоге он создал политический режим, от которого русские страдают до сих пор.

Евреи, и ранее влиявшие, по крайней мере, косвенно, на русскую культуру и политическую традицию, после большевистской революции, наконец, пришли к власти и правят Россией по настоящее время. С 1917 года русскими правила «самая притесняемая национальность» - косвенный намёк на евреев. «Алекс» утверждает, что со времени монгольского нашествия русское государство было чуждым для русских. Правители России не были русскими, а евреи были среди тех меньшинств, которые находились у власти.

В этой интерпретации прошлого и настоящего «Алекс» вторит Диомиду, видящему восстановление чистого православия и соответствующих православных устоев способом выхода России из кризиса. Но взгляды «Алекса» противоречивы. С одной стороны, он критикует евреев как тех, кто коррумпировал христианство. С другой стороны, он критикует евреев в свете совсем иной парадигмы. Здесь евреи подвергаются критике в связи с возникновением христианства, которое само по себе является злом для всего человечества, включая и Россию. С точки зрения «Алекса», христианство опиралось на наиболее униженную часть человечества, отличавшуюся вероломством. Христианские телохранители убили последнего римского императора-язычника Юлиана Отступника, сохранявшего благородное учение языческой древности.

Евреи, в силу своей моральной ущербности, видели в христианах родственные души и поэтому устремились в христианство. «Алекс» подразумевает, что евреи, ставшие христианами, были отвратительными личностями, и таких христиан в поздней Римской империи было много. Христиане, по сути, были евреями, и христианизация Римской империи была фактически государственным переворотом, который вознёс евреев на вершину власти. Евреи пришли к власти посредством предательства и коварства, а также потому, что их идеология понравилась массам.

Христианство и сами евреи - это часть большого заговора азиатов: исторический процесс рассматривается как порабощение России евреями и другими азиатами. Византийское православие - идеологическая основа этого порабощения - привело к распространению в стране меньшинств, которые были этнически чужды и враждебны русским. Россия должна вернуться к своей исконной, домонгольской - фактически дохристианской форме существования, что, разумеется, предполагает политические преобразования.

«Алекс» полагает, что эта модель означала бы отпадение от России нерусских этнических анклавов и окончание её существования как империи. Но этот план не практичен. Огромная территория России делает имперскую форму существования государства единственно возможной. Поэтому Россия не имеет другого выбора, кроме нацизма, в качестве идеологии и образа жизни. «Алекс» добавляет, что его призыв к нацизму не означает, что русские должны во всём следовать примеру нацистской Германии. Но они должны следовать ему в одном важном аспекте - заставить этнические меньшинства убраться с русской земли. В противном случае русские не выживут.

Этот смешанный негативный образ евреев и монголов также можно найти в комментариях других пользователей, которых можно назвать неоязычниками. Конечно, в их взглядах нет однородности, но они могут быть определены как более неоязыческие, нежели взгляды «Алекса». Действительно, связь между христианством, иудаизмом, православием, византинизмом и азиатами стала лейтмотивом в значительном количестве письменных высказываний современных русских язычников и задаёт рамки для понимания того, почему православие не принесло из Византии ничего хорошего для этнических русских.

«Капитан» указывает, что русские - это «белая нордическая раса» и он не понимает, почему эта высшая раса нуждается в религии «азиатских скотоводов», намекая на евреев, которые изначально были скотоводами и которые, так или иначе, положили начало христианству.

«Рус», вторя ему, утверждает, что христианство, в том числе и православие, было преимущественно религией слаборазвитых азиатов. Это явный намёк на евреев. В любом случае, любая форма христианства довольно близка к иудаизму. Поскольку евреи в Европе были азиатским меньшинством, они, как правило, отчуждались от основной массы европейцев, и обслуживали интересы элиты. Эта глубокая связь евреев с репрессивной элитой объясняет, почему первоначальная цель христианства состояла в том, чтобы поддерживать власть правителя. Так было в империи Карла Великого. Христианизация привела к скрытой иудаизации, а следовательно, и азиатизации христианизированных стран, в особенности, намекает «Рус», это справедливо в отношении православия. Логично, что господство православия в Византийской империи привело к господству азиатов. Евреи как азиаты, азиаты как евреи и христиане поддерживали, или даже были частью правящей элиты

- силы абсолютно чуждой арийскому большинству, то есть европейцам. Этим и объясняется невероятная жестокость церкви по отношению к простому народу. «Рус» утверждает, что христианская инквизиция уничтожила 25 миллионов человек.

Это смешение евреев, христиан, византийцев и азиатов в некую совокупность, глубоко враждебную по отношению к автохтонным («арийским») европейцам, в том числе и к русским, придерживавшимся своего родного язычества, может быть найдено также и у других сторонников неоязычества. «Дмитро Автономе» утверждает, что христиане и евреи в древности были одним целым. Когда они пришли к власти, они жестоко разделались с язычниками, истинными хозяевами Европы. Христиане и евреи, говорит он, использовали такую же тактику и на русской почве: Владимир крестил Киевскую Русь силой. Люди, жившие на территории Москвы, не стали исключением.

Другой участник дискуссии - «Малюта» - полагает, что византийское православие было на самом деле еврейским, по крайней мере, по духу, что легко можно заметить по увлечённости византийцев торговлей и зарабатыванием денег. То же самое можно сказать и о нынешней верхушке Русской православной церкви, которая вполне может быть еврейской и по духу, и по плоти. Тот факт, что христианство имеет еврейское происхождение, хорошо известен современным российским идеологам. Но они не хотят рассказать это массам, поэтому они обращаются к византинизму, чтобы скрыть тот факт, что христианство является делом рук евреев. Всё, что создано евреями, вредно для русских, заключает «Малюта».

Предположение, что не только христиане, но и византийские греки, и даже поздние римляне были на самом деле замаскированными евреями, разделяют и другие участники дискуссии. По их мнению, тот факт, что византийцы и христиане - это евреи, во многом объясняет их поведение. Это объясняет византийскую жадность, которая, якобы, является главной отличительной чертой евреев, а также их коварство и несомненную безнравственность. Эта характеристика была важна для правителей, которые благоволили к тем, кто был готов мириться с их преступными деяниями. «Волк» утверждает, что император Константин убил своего сына. Ни один языческий священнослужитель не очистил бы его от этого ужасного преступления, в итоге это было сделано христианским священником, который и продемонстрировал таким образом, что христианство абсолютно безнравственно.

Вне зависимости от того, в каком облике они представали, евреи являлись смертельными врагами России, и страдания России в прошлом и настоящем можно отнести на их счёт - таково солидарное мнение участников дискуссии. В некоторых интерпретациях евреи отделяются от византийцев и православия и становятся единственными врагами русских, использующими тех в своей дьявольской геополитике.

«Керо Газ» отмечает, что на самом деле русские были не так уж враждебны византийцам, людям, в общем-то, неплохим. Трения русских с византийцами легко объясняются, если вспомнить, что в древности русские не были независимыми. Русские находились под властью подталкивающих их к войне с Византией хазар.

Тот факт, что хазарская элита исповедовала иудаизм, даёт возможность некоторым русским националистам-интеллектуалам, таким как Лев Гумилёв, заявлять о том, что хазары были евреями не только по духу, но и по крови, и что их господство над автохтонным славянским населением принимало поистине ужасающие формы.

«Керо Газ» развивает эту мысль, подразумевая, что хазарско-еврейское иго над славянами всё ещё существует в странах бывшего СССР: евреи доминируют в Москве, а теперь ещё и в Киеве. Он, конечно, намекает на то, как президент Виктор Ющенко и украинская элита использовали филосемитизм, чтобы показать, что Украина является частью Западного мира. Это возмущает «Керо Газа», так как доказывает, что власть в Киеве находится в руках евреев, как и в хазарскую эпоху. Святослав, великий князь киевский, который, по мнению большинства историков, уничтожил в X веке Хазарский каганат, не довёл дело до конца.

В другой интерпретации, евреи - это отдельная сила, действующая в сговоре с другими врагами европейских ариев (к которым относятся и русские), исторически бывших язычниками. Эти люди считают, что независимо от других сил, чуждых русскому единству, евреи господствуют в России с незапамятных времён и в ответе за все страдания русского народа.

С точки зрения «Олега» из Мюнхена, русские были порабощены византийцами и их православной церковью, монголами и, наконец, иудаизированными хазарами. Все они сотрудничали друг с другом. В то время как православная церковь контролировала умы и души русских людей, монголы и евреи контролировали их самих. Этот порочный союз зародился в далёком прошлом и продолжает помыкать русскими, делая их жизнь невыносимой. Москва является символом и оплотом этих репрессивных сил и без её разрушения освобождение русских не возможно. «Олег» из своей далёкой Германии предсказывает конец этого грешного города, обрушиваясь на него с пылом древних иудейских пророков, проклинавших Вавилон: «Да будут прокляты византийцы и Орда; да падут их наследники. Москва - блудливая педерастическая империя (имперастия), сидящая на семи холмах и пьющая кровь русского народа». Это средоточие чужеродных угнетателей русских людей, абсолютная нравственная скверна, должна быть полностью уничтожена, считает «Олег». Уничтожение иудаизма, православия, византийских и монгольских традиций имеет большое значение для освобождения русского народа, и оно вполне возможно. По крайней мере, это уже было успешно проделано в прошлом.

Автор, назвавшийся «Светославом», поносит «жидо-православие», которое пришло от византийцев, и восхваляет языческого князя Святослава, который уничтожил иудаистическую Хазарию. Этот антисемитизм, своеобразно переплетающийся с антихристианскими и антигосударственными настроениями в виде антивизантинизма и антиазианизма, является специфическим аспектом русского язычества.

Антисемитизм как филосемитизм

Антисемитские выпады язычников (и, конечно, не только их) подвергаются критике со стороны некоторых участников дискуссии, которые утверждают, что оголтелый антисемитизм ни к чему хорошему русских не приведёт. «Андрюха» указывает на то, что нужно видеть разницу между русскими патриотами, такими как генерал Лев Яковлевич Рохлин, и антирусскими негодяями, такими как Борис Березовский и Владимир Гусинский.

Он презирает тех «идиотов», которые приветствовали вторжение Гитлера просто потому, что тот намеревался истребить евреев. Россией, в целом, управляли русские, с некоторыми исключениями, такими как монгольский завоеватель Батый или большевики во времена Ленина.

Эти (хотя бы отчасти) рациональные аргументы против антисемитизма не являются доминирующими в рассматриваемых текстах, где неоязыческий компонент играет значительную роль. Отказ от антисемитизма не является результатом понимания того, что объяснение всех проблем России деятельностью коварных евреев и других этнических меньшинств абсурдно. Дело в том, что у некоторых авторов антисемитизм превращается в свою противоположность. В некоторых случаях крайний антисемитизм приводит к тому, что евреи превращаются в вездесущих могущественных людей с необычными способностями, в своего рода сверхчеловеков. Эта трансформация является не просто результатом логического развития антисемитизма или прямым заимствованием представлений нацистов, которые также демонизировали евреев и превратили их в силу, почти равную арийцам. Эта трансформация восприятия евреев как силы, равной арийцам, вполне может быть обусловлена постсоветскими реалиями.

Даже на излёте советской эпохи, с конца 1940-х по 1985 год, когда евреи подвергались дискриминации официально и народный антисемитизм имел скрытую поддержку властей, население рассматривало их как людей хитрых и умных. Их возможность эмигрировать на Запад - редкая привилегия, разделяемая ими с другими меньшинствам, такими как немцы, - являлась предметом зависти, так как Запад, terra incognita для подавляющего большинства советских людей, рассматривался как место лёгкой и беззаботной жизни. Информация о гримасах капитализма, например, о безработице, отсутствии бесплатного образования и медицинского обслуживания не принималась в расчёт, воспринимаясь лишь как советская пропаганда.

Это сочетание ненависти и уважения стало гораздо сильнее в постсоветскую эпоху и имело известные основания. Большое количество постсоветских нуворишей, накопивших огромные состояния, и ставших, по мнению многих россиян, действительными правителями страны, были евреями. Особенно это касалось Бориса Березовского, имевшего огромное влияние на Ельцина. Правда, Путин отправил некоторых из этих еврейских магнатов в изгнание (Березовский и Гусинский) или лишил свободы (речь о Ходорковском, освобождённом лишь в конце 2013 года). Но в сознании русских антисемитов это вряд ли явилось окончанием еврейского засилья. Такие еврейские магнаты, как Роман Абрамович, тесно связанный с Березовским и всей ельцинской «семьёй», не пострадали при рокировке Путин-Медведев и продолжают процветать и после возвращения Путина в Кремль. В этой ситуации многие русские антисемиты пришли к выводу, что евреи несокрушимы и всемогущи, и доминируют в мире на протяжении большей части истории.

Византийская империя не была исключением. «Стас» утверждает, что не было ни Римской, ни Византийской империи, по крайней мере, в том виде, в каком они представлены в книгах по истории. Реальная Византия была просто городом Константинополем, занятым евреями. Моисей привёл их туда и назвал это место «Земля Обетованная». Жизнь на ней действительно была прекрасна для евреев: они сидели в городе, окружённом неприступными стенами, и собирали дань с каждого путешественника. Евреи также сыграли решающую роль в истории России. «Стас» делает вывод, что Россия была не православной, а католической страной, по крайней мере, в годы правления Ивана III, и, пусть и неявно, иудейской. Особенно явной роль евреев была в XVI и XVII веках. Москва была захвачена казаками - то есть евреями, которые были изгнаны из своих родов и превратились в бандитов. Позже они овладели всей Россией и стали царями.

«Стас» настаивает на том, что все эти «факты» не спекуляция - они взяты из работ людей, отличающихся большой эрудицией и железной логикой. Он ссылается, к примеру, на Бориса Синюкова, автора сочинений «Логическая история развития цивилизации на Земле»

и «Загадочная русская душа на фоне мировой еврейской истории». Некоторые из этих работ опубликованы в интернете (http.//www.borsin1.narod.ru).

Поскольку евреи присутствовали в истории повсеместно, в том числе и в русской истории, русские не должны рассматривать их как абсолютно чужую расу. Русские должны понять, что в них самих немало еврейской крови. Евреи очень умные люди, и многие русские женщины, вступавшие с ними в половую связь, были привлечены именно обаянием их интеллекта. Подобную своеобразную смесь антисемитизма и восхищения евреями как сверхлюдьми можно найти и в других комментариях к этой дискуссии.

По мнению некоторых дискутантов, русская история есть не что иное, как еврейская история, ввиду того, что евреи в различном обличье преобладали в России с самого начала. «Кудрев», по всей вероятности украинец, объявляет, что именно евреи распространяли православие на Руси в IX веке. Они заплатили авторам летописей, чтобы те представили их как греков. Таким образом, вполне очевидно, что православие является лишь прикрытием для еврейского господства или, по крайней мере, скрытым проявлением власти евреев. Поскольку православие помогало распространять евреям своё господство над Россией, они были заинтересованы в распространении христианства от столицы до самых дальних российских окраин. Они основывали православные монастыри, используя их как способ обеспечения своего контроля над Россией.

В то время как средневековой Россией правили замаскированные евреи, в Евразии продолжало существовать чисто еврейское государство. Речь идёт, конечно, о Хазарии. «Кудрев» отвергает представление о том, что Хазария была разрушена князем Святославом в X веке. По его мнению, хазарские еврейские крепости продолжали существовать до XIV века. Евреи не только укрылись под рясами русских православных монахов, но были главными действующими лицами во всех важнейших событиях российской и мировой истории от средневековья до настоящего времени. Логика этого предположения представляется следующим образом. Во-первых, прямо или косвенно, но евреи доминировали в русском государстве практически с самого начала. Во-вторых, евреи были преобладающей мировой силой. Конфликты между Россией и её врагами, в том числе кочевниками, были просто конфликтами между различными группами евреев, определяет «Кудрев». Это видение русской истории не иначе как конфликта между различными группами евреев является, в некотором отношении, уникальным. Оно вряд ли может быть найдено в трудах русских писателей-антисемитов прошлого.

Другой аспект образа евреев - их изображение как воинственной нации, как нации не только хитрых манипуляторов, но и воинов, также является очевидным новшеством в антисемитской литературе (во всяком случае, в России). Этот новый специфический образ евреев, проецируемый как на прошлое, так и на настоящее, также является следствием условий, сложившихся в постсоветской России. С окончанием политики официального антисемитизма чувство еврейской солидарности исчезло, и группы магнатов, таких как, например, Гусинский и Березовский, начали бороться за власть и деньги друг с другом. Другим фактором, который повлиял на представления о евреях в российском массовом сознании, стал образ Израиля как могучего государства, успешно борющегося с численно превосходящими силами арабов.

Все эти образы привели российских антисемитов к причудливому видению прошлого, в котором Россия и мир вокруг неё являются еврейскими. Конфликты между Россией и её врагами были борьбой между различными группами евреев. «Кудрев» видит Киевскую Русь как прямо или косвенно управляемую евреями. Те, кто с ними боролись, также были евреями, как печенеги, половцы - тюркские кочевые племена, досаждавшие русским так же, как татары и монголы.

Тот факт, что монголы/татары/печенеги и русские богатыри были евреями (на взгляд «Кудрева») не означает, что они жили в мире и «Кудрев» косвенно отрицает понятие еврейской солидарности. Он предвидит вопросы скептиков, которые могут утверждать, что ни свирепые монгольские воины, ни могучие богатыри не соответствуют образу евреев.

Отвечая на возможные возражения, «Кудрев» утверждает, что не нужно следовать стереотипу и воспринимать евреев этакими слабаками. Евреи - серьёзные противники, и нужно воздать должное подручным Богдана Хмельницкого, смело вступившим с ними в борьбу. «Кудрев», конечно, косвенно ссылается на то, что восстание против поляков под руководством Богдана Хмельницкого в XVII веке сопровождалось ужасными еврейскими погромами на Украине.

Евреи были одной из главных действующих сил в начале русской истории. К началу XVII века ситуация не сильно изменилась. В то время западноевропейские евреи пытались взять верх над восточноевропейскими евреями, контролировавшими в то время Россию. «Смутное время» было, таким образом, конфликтом между евреями Восточной и Западной Европы. Восточные евреи тогда выиграли, но западные одержали окончательную победу в 1917 г. Советский режим был господством западноевропейских евреев над Россией. Таким образом, евреи, тайно связанные с другими меньшинствами, были главной силой, которая правила Россией от начала её истории по настоящее время. Евреи и другие меньшинства в союзе с православием сделали жизнь простых русских людей - здорового арийского народа

- невыносимой. Даже те, кто не полностью поддерживают неоязычество, всё же видят в этнических меньшинствах и, хотя бы косвенно, евреях, серьёзную проблему, с которой столкнулись сначала византийцы, представляющиеся в этом случае в выгодном свете, а потом и русское государство.

Этнические меньшинства как проблема

Некоторые участники рассмотренной дискуссии представляют евреев и связанные с ними азиатские народы в качестве серьёзной проблемы для русских и, по сути, для всех европейских «арийских» народов. По мнению других, любое этническое меньшинство, любое ослабление этнической однородности пагубно. Участники этой дискуссии, среди которых, по-видимому, немало неоязычников, рассматривают Византийской империю и её крах - основной сюжет фильма архимандрита Тихона - под этим углом зрения. Они смотрят на Византийскую империю как на, в основе своей, доброкачественное политическое и социальное образование, гибель которого была связана с утратой этнической однородности.

С их точки зрения, проблема Византийской империи была не в том, что она потеряла свою православную чистоту, а в том, что империя не была моноэтническим государством и вобрала в себя много инородных меньшинств. По мнению иных участников обсуждения, империя была «армяно-греческим» государством, чей народ не думал ни о чём, кроме денег. Такое государство не могло быть стабильным, и нет ничего удивительного в том, что оно пало под натиском «людей-воинов». Другие авторы интернет-комментариев разделяют схожие идеи. Основной причиной крушения империи было то, что она утратила свою этническую целостность и оказалась сильно загрязнённой инородцами.

Итак, маргинальные в социально-экономическом отношении члены российского общества, которые посмотрели фильм Шевкунова о Византийской империи, увидели в нём притчу о возможной судьбе русского народа и государства. По их мнению, русским угрожает исчезновение, поскольку они живут в государстве, глубоко чуждом интересам этнического большинства. Некоторые видят спасение России в возвращении к истинным христианским корням, другие - неонацисты и неоязычники - её спасение связывают с возвращением к дохристианскому прошлому и деазианизацией. В любом случае евреи (или, иначе, азиаты -термин зависит от контекста) должны быть выдворены из России.

Эти люди сходятся во мнении, что возвращение к тому, что они воспринимают как истинную Россию, является трудным предприятием. Тем не менее некоторые из них не считают его полностью невозможным и полагают, что если это произойдёт, то Россия возродится в качестве страны русского народа и станет процветающим государством. Однако для некоторых русских интеллектуалов, обращающихся к истории Византийской империи в связи с фильмом Тихона Шевкунова или по иным поводам, Россия безнадёжна. Россия погибнет, потому что все империи гибнут, рано или поздно.

Заключение

Как и в других частях Европы и Запада в целом, в России произошёл резкий геополитический сдвиг, чьим проявлением, помимо всего прочего, стали волны иммигрантов из ближнего зарубежья. В то же время всё большее количество маргинализированных этнических русских сталкиваются с постсоветским капитализмом и его специфическими чертами. Во-первых, постсоветская Россия превратилась в государство, где православная церковь заменила собой советскую пропагандистскую машину и стала коррумпированной частью бюрократического аппарата. Во-вторых, постсоветская элита продемонстрировала доселе невиданное - по крайней мере, в российской истории - сочетание благожелательного подхода к евреям, мусульманам и православным. Всё это придало антисемитизму русских ультраправых специфический колорит. Евреи вновь предстают в качестве основных врагов этнических русских: они действуют в тесном сотрудничестве не только с азиатами различного этнического происхождения, но даже с Русской православной церковью -инструментом еврейского влияния. Убеждение, что Русская православная церковь, никогда прежде не благоволившая евреям, вдруг превратилась в их друга, показывает, что комбинации идеологических и политических представлений, свойственных массовому сознанию, могут быть самыми неожиданными и даже откровенно сюрреалистичными.

Авторизованный перевод с английского А. Бескова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.