священник Александр Берташ
русский стиль в эпоху великих реформ: жизнь и творчество л. в. Даля
Статья посвящена особенностям русского искусства и, прежде всего, архитектуры в реформаторское царствование Александра II и творчеству Л. В. Даля как одному из наиболее ярких и разносторонних представителей отечественной культуры данного периода. Изучение и освоения наследия воплотилось в проектах Даля 1860-1870-х гг., выполненных в русском стиле. Ключевые слова: русская архитектура; Л. В. Даль; русский стиль; церковное декоративно-прикладное искусство; история архитектуры; реставрация; Александр II; великие реформы; К. А. Тон; храм Христа Спасителя; церкви Нижнего Новгорода.
Priest Alexander Bertash The Russian Style in theEepoch of the Great Reforms: Life and Creative Work of L. V. Dal'
The article is dedicated to the features of the Russian art and above all to the architecture during the reign of Alexander II and to the creative work of L. V. Dal' - one of the most brilliant and versatile representative of the native culture of the named period. The results of the ancient orthodox architecture researches were embodied in the Dal's Russian style projects of the 1860-1870s. Key words: Russian architecture; L. V. Dal'; Russian style; church arts and crafts; history of architecture; restoration; Alexander II; the Great reforms; the church of Christ the Saviour; churches of Nizhniy Novgorod.
Царствование императора Александра II определяется в отечественной историографии как эпоха «великих реформ». В области искусства, прежде всего, церковного, оно может восприниматься как эпоха русского Возрождения1. Оживление общественной и государственной жизни нашло отражение и расцвете русского, начиная с К. А. Тона, и византийского стилей в архитектуре и живописи. В области церковной архитектуры уже в последние годы царствования Николая I наметилось расширение круга прототипов строящихся храмов в русском стиле за счет памятников не только древнерусской, но и византийской, и романской архитектуры, наряду с постепенным отхождением от классицистических традиций (А. М. Горностаев, Р. И. Кузьмин, Н. В. Никитин, Н. А. Артлебен, А. И. Кракау, Н. И. Козловский и др.)2. Именно на 1860-1870-е гг. приходится особенно значительное число построек как в «русско-романском» (Г. И. Карпов, Р. И. Кузьмин, М. А. Щу-рупов), так и в византийском стилях3. С другой стороны, широкое распространение, преимущественно в деревянном зодчестве, получает «фольклорное» направление русского стиля (И. С. Богомолов, В. А. Гартман, И. П. Ропет, Ф. С. Харламов), объединившееся вокруг В. В. Стасова. Значительное число работ вышеупомянутых зодчих было опубликовано в выходивших в свет с 1873 по 1881 гг. «Мотивах русской архитектуры» А. А. Рейнбота [40; с. 151-160]. Русский стиль в их творчестве вышел за рамки церковного зодчества (жилые дома, выставочные павильоны).
Для церковной живописи характерен несколько более поздний, чем в области архитектуры, отход от академических традиций в сторону византийского и древнерусского наследия (Ф. Г. Солнцев, князь Г. Г. Гагарин, мастерские Пошехоновых, Валаамского монастыря) [36; 45; 54]. Происходило активное изучение отечественной (А. А. Мартынов, Ф. Ф. Рихтер, И. М. Снегирев) и византийской (Г. Г. Гагарин, Д. И. Гримм, Р. И. Кузьмин) старины. Так, по заданию Академии художеств А. М. Горностаев изучал российские, а П. С. Севастьянов - афонские художественные памятники.
Наконец, особенностью эпохи явилось появление энциклопедически образованных художников-архитекторов, проявивших
себя в различных областях. Несомненно, и в предшествующие эпохи известны имена такого рода деятелей, особенно в эпоху подъема национального самосознания после Отечественной войны 1812 г.: А. Н. Оленин - «тысячеискусник», по выражению императора Александра I, или его ученик Ф. Г. Солнцев. Но все же именно для царствования Александра II наиболее характерно отсутствие узкой специализации мастеров. Разнообразие художественных интересов отличало Г. Г. Гагарина, В. А. Гартмана, А. М. Горностаева, И. И. Горностаева, Н. В. Султанова, начавшего в это время свой творческий путь.
Одним из таких «энциклопедистов» был архитектор, реставратор, историк архитектуры, мастер декоративно-прикладного искусства Лев Владимирович Даль (11.VI.1834 - 21 III. 1878, Москва) [ 1; 6; 8; 9; 31; 35; 38; 39; 41; 43; 47; 50; 51, 53; 54]. Родился Л. В. Даль в Оренбурге, где его отец, знаменитый лингвист В. И. Даль, служил чиновником по особым поручениям. В 1841 г. семья переехала в Санкт-Петербург. В 1850 г. Даль поступил вольноопределяющимся в университет; не окончив его, перешел в рисовальные классы Академии художеств, где в 1854-1855 гг. получил большую и малую серебряные медали. Добровольцем Даль участвовал в Крымской войне с декабря 1855 до апреля 1856 г., оставил зарисовки событий. В 1857 г. вышел в отставку в чине поручика и вернулся к академическим занятиям по курсу архитектуры. Среди его учебных проектов - Римско-католический собор с училищем и сиротским домом на 50 человек (1858, малая золотая медаль) и «Роскошные торговые бани» (1859, большая золотая медаль). 31 июля 1859 г. Даль был выпущен из Академии со званием классного художника архитектуры 1-й ст., и в декабре того же года командирован в пенсионерскую поездку. С января 1860 г. он объездил Южную Францию, в частности, Ним, Арль (где, задержавшись на месяц, зарисовал аббатство Св. Трофима и обмерил римский театр), Ниццу (там в марте 1860 г. представил коллекцию своих рисунков Президенту Академии художеств, вел. княгине Марие Николаевне4). Затем он направился во Флоренцию и Неаполь, где создал проект здания Минеральных вод. Осенью 1862 г. он вернулся во Францию.
В городском музее Неаполя, Лувре и Клюни Даль зарисовывал античные памятники. В Париже Даль прослушал курс лекций по механике и архитектуре в Школе изящных искусств. Весной 1863 г. он проехал от Руана до Шартра. В декабре 1863 г. в Риме скончалась его сестра Юлия. Л. В. Даль спроектировал надгробие на кладбище Тестаччо (не сохранилось).
В 1864 г. Даль вернулся в Россию и совершил поездку по Московской, Нижегородской и Новгородской губерниям, где впервые познакомился с древнерусским зодчеством. В апреле 1865 г. Даль вновь отправился за границу и изучил памятники Северной Германии, Дании, Голландии, Бельгии и Швейцарии, вновь побывал во Флоренции, где участвовал в конкурсе на восстановление собора, создал проект реставрации Миланского собора (1865). 4 сентября 1866 г. за осуществленный в 1862 г. проект реставрации публичных бань в Помпеях он получил звание академика архитектуры. Тогда же Даль был определен сверхштатным техником Строительного отделения Нижегородского губернского правления, преподавал в Первой Нижегородской общедоступной художественной школе. Именно в Нижнем Новгороде Даль реализовал большую часть своих проектов. Для специалиста в области русской и западноевропейской культуры, каким был Даль, оказалось органичным соединение традиций древнерусской и романской архитектуры, в целом характерное для церковного строительства царствования Александра II. Воплощая идеи «археологического направления» [33; с. 142-153], Даль стремился к достоверному воспроизведению элементов древнерусского зодчества, в первую очередь, XVII в.
В 1858 г., после посещения Нижегородской ярмарки императором Александром II и императрицей Марией Александровной, было решено соорудить в память об этом событии трехпрестоль-ный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского на Стрелке Оки и Волги [44]. История проектирования оказалась чрезвычайно сложной, в нем принимали участие Даль; составитель «белового проекта» инженер-архитектор, губернский архитектор (с 1859 г.) действительный статский советник Роберт Яковлевич
Килевейн (1825-1895), с которым Даль тесно сотрудничал; а также санкт-петербургский архитектор, автор «заменительного» проекта, утвержденного государем 18 ноября 1865 г. [3], вероятно, И. С. Вишневский. Л. В. Даль составил нереализованный проект «открытой церкви» (1867)5, возможно, доработал художественную сторону проекта в 1866-1867 гг., наблюдал за строительством под руководством Килевейна (с 1875 г.?). Строительные работы начались в 1867 г., храм освящен 20 июля 1881 г. и стал градообразующей высотной доминантой Нижнего Новгорода. Композиция в виде куба с пятишатровым завершением (высота 79 м) имеет два основных прототипа: Благовещенскую полковую церковь в Санкт-Петербурге (архитектор К. А. Тон, 1844) и древний шатровый Борисоглебский собор в г. Старице (1558-1561), которому Л. В. Даль посвятил статью [10]. Храм типологически близок таким шатровым соборам того же времени, как Успенские в Гельсингфорсе и Свято-горском монастыре (А. М. Горностаев), Александро-Невский в Париже (Р. И. Кузьмин). В декоре фасада сочетаются элементы русского стиля, преобладающего в постройке (шатры, луковичные главки, кокошники) с деталями романского и византийского происхождения (аркатурные пояса и ползучие арочки). 150 образов, выдержанных в древнерусском стиле, написал московский иконописец Ф. А. Соколов.
По просьбе священноначалия Феодоровского Городецкого монастыря, в 1867 г. Даль составил проект часовни на его Нижегородском подворье, переработанный и утвержденный 20 ноября 1869 г. В течение 1870 г. под наблюдением Даля была осуществлена ее перестройка в трехпрестольную церковь во имя св. Александра Невского. Крестообразный в плане храм венчало шатровое пятиглавие, фасады завершали щипцы [40; с. 123-124; 52; с. 132]. С 1868 г. по проекту Даля началось сооружение шатровой часовни женского Серафимо-Понетаевского монастыря, две иконы для которой написал известный академист П. С. Сорокин. В 1871 г. им была воссоздана, «в том же виде, только более высокой постройки», ветхая колокольня XVII в. при Иоанно-Предтеченской церкви. В 1872 г. началось строительство по проекту Л. В. Даля соборно-
го Александро-Невского храма в Феодоровском Городецком монастыре (завершен в 1883 г.). Основной, близкий в плане к квадрату, объем, увенчан одним рядом кокошников, завершен луковичным пятиглавием и окружен галереями с массивными щипцами; с востока к нему примыкают три полуциркульные апсиды.
В 1872-1890 гг. по проекту Даля была построена трехпре-стольная церковь во имя святых Космы и Дамиана и Димитрия Со-лунского на Софроновской площади. Работу над проектом и наблюдение над строительством Даль осуществлял в 1872-1876 гг. Величественный трехчастный храм венчало луковичное пятигла-вие пирамидальной композиции над основным объемом и шатровая колокольня над притвором. Фасады завершались щипцами, декор опять-таки сочетал элементы русской и романской архитектуры. К 1878 г. была окончена работа Даля над проектом надгробия гражданину Косме Минину в виде шатровой сени в русском стиле в Спасо-Преображенском соборе. Завершение работ под руководством Килевейна относится к 1886 г. [30; 48; с. 177-190; 49; с. 108, 171, 240-241; 52]. Все церковные сооружения Даля были разрушены в советское время.
В Нижнем Новгороде, в основном в 1871-1872 гг., Даль осуществлял также постройку каменного театра на 1000 чел. (не сохранился), перестройку зданий Духовной семинарии, удельной и почтовой контор, дома Казанской церкви, в губернии - устройство церкви в Серафимо-Понетаевском монастыре (вероятно, Бо-жией Матери «Живоносный источник» (1871-1872)). Вероятно, по проекту Даля был построен дом с деревянной часовней в имении Быковка под г. Васильсурском для А. В. Демидова (ныне с. Быков-ка Воротынского района, не сохранился).
В 1868 г. Даль стал членом Московского архитектурного общества и Общества древнерусского искусства (составил проект диплома для его членов и подготовил статью о нем [18]), в 1869 г. -членом-корреспондентом Московского археологического общества (с 1873 г. - действительный член), с 1872 г. - членом Петербургского архитектурного общества, с 1873 г. - Петербургского общества архитекторов, с 1876 г. - действительным членом Императорского
Русского археологического общества. В 1872 г. он был удостоен большой золотой медали за представленные на Московской Политехнической выставке акварели и рисунки.
Уже в нижегородский период своей деятельности Даль получил известность как один из основоположников научной реставрации и научно-практического изучения русской архитектуры. В качестве действительного члена Нижегородского губернского статистического комитета (с октября 1868 г.) Даль участвовал в экспедициях по изучению зодчества Нижегородского края, осуществлял фиксацию древних зданий. Он выполнил проект реставрации Спасской церкви в с. Пурех с надстройкой колокольни (1871, не осуществлен), обмеры нижегородских храмов: соборов Благовещенского (совместно с Килевейном) и Печерского монастырей, Архангельского в Кремле (1871-1872).
С 1872 г. Общество архитекторов начало издавать журнал «Зодчий», в котором Даль сотрудничал [17; 21; 27], затем заведовал русским отделом. Взгляды Даля на проблемы русского стиля выражены в его больших и самых серьезных в то время историко-теоретических работах [13].
По признанию Даля, его как оренбургского уроженца особенно интересовало «восточное влияние» на русское искусство. В 1871 г. планировалась поездка Даля в Индию по заданию Академии художеств с целью «исследования основных форм русского архитектурного стиля», одновременно с В. В. Верещагиным, выступавшим в роли «этнографического живописца». Разработанную им программу поддержало Петербургское общество архитекторов, одобрил рецензент И. И. Горностаев, однако экспедиция не состоялась. Далю была близка идея преодоления академизма на основе средневекового искусства, пропагандируемая выдающимся французским историком архитектуры и реставратором Э. Виолле ле Дюком, на труд которого он отозвался сочувственной рецензией [29].
Даль стал первым серьезным исследователем русского деревянного (в т. ч. гражданского) и оборонного зодчества. В деревянном зодчестве Даль видел столь близкое ему как стороннику «научно-прагматического» направления русского стиля [32;
с. 244-249] сочетание рациональности и самобытности, соответствие внешних форм здания внутренней планировке, «правду ма-териала»6. Даль выявил около 10 типов деревянных церквей, в числе «открытых» им памятников был и знаменитый Кижский погост [7]. Ему особенно импонировала тектоническая ясность и целесообразность русского деревянного зодчества, в котором композиция и форма отвечают материалу и конструкции.
В трудах последних лет он анализировал также вопросы охраны памятников и строительного законодательства [11; 14; 15; 24], описывал памятники древней столицы и Подмосковья [19]. Показательно, что особое внимание он (с В. П. Леоновым) уделил изучению церкви Троицы в Никитниках - важнейшего источника стилизаций в русском стиле царствования Александра III [26]. Фольклорное направление русского стиля казалось ему предпочтительным: так, «до дикости оригинальными» он называл работы В. А. Гартмана. Но рост национального самосознания Даль считал неотделимым не только от обращения к прошлому, но и от научного прогресса. Даль отмечал, что «в зодчестве русский стиль теперь выступает на первый план» и призывал не ограничиваться только воспроизведением национальных орнаментов, но более серьезно изучать историю русской архитектуры, формы и конструкции древних зданий, стремиться к выработке нового образного языка [40; с. 130-131]. Н. В. Султанов не случайно считал Даля основоположником науки о древнерусской архитектуре и «лучшим ее знатоком» [46; с. 10].
1 июня 1873 г. Даль был определен в Академию художеств сверхштатным адъюнкт-профессором для обследования памятников архитектуры (1873-1877 гг.). В 1873 г. Совет Академии художеств направил Даля в командировку по России. В помощники ему были определены ученики Академии - архитекторы В. П. Леонов и Б. К. Веселовский. В апреле 1874 г. он отправился в экспедицию по Московской, Ярославской, Владимирской, Нижегородской, Казанской губерниям с целью сбора материалов и сохранения памятников «от разорения, уничтожения и переделок». Привезенные детали частей зданий и ри-сунки памятников поступили
в музей Академии художеств. В следующей поездке (1876 г.) Даль, после предварительного анкетирования, побывал в Олонецкой, Вологодской, Новгородской губерниях. Выполненные им рисунки деревянных церквей были представлены весной 1877 г. на технической выставке в Соляном городке.
К 1870-м гг. относится ряд работ Даля для зарубежья: проекты реставрации иконостаса кафедрального собора в Праге (1870 г.), многоярусного иконостаса в Вене, куда он был командирован в 1873 г. на международную выставку [37]. В 1877 г. он составил «археологически достоверный» проект здания русского отдела на Парижской выставке (не реализован). В 1874 г. Даль переехал в Москву, в дом по Большой Грузинской ул., 4/6, где с 1859 г. до своей смерти в 1872 г. жил его отец после выхода в отставку. Даль реконструировал дом, внес в его облик детали народного зодчества.
С 1874 г. Даль - сверхштатный младший помощник, с 1878 г. -помощник главного архитектора по постройке храма Христа Спасителя. В осуществлении внутренней отделки храма роль Даля оказалась весьма значительной7. Если сам собор был спроектирован К. А. Тоном в формах итальянизирующей великокняжеской архитектуры конца XV - XVI в., то его внутреннее убранство ориентировано, в первую очередь, на русское искусство XVII в., к которому отчасти обратился и сам знаменитый проектировщик в поздний период своего творчества. Даль, вместе с другими мастерами (А. И. Резанов, С. В. Дмитриев, В. А. Косов и др.), творчески развивал идеи Тона. Работы для знаменитого храма стали высшим достижением своей эпохи в области декоративно-прикладного искусства, отражая новый, «комплексный» подход к благоукрашению святыни. Возможно, Далю совместно с А. И. Резановым принадлежит окончательный проект уникального иконостаса в виде шатрового храма высотой 26,6 м, служащего одновременно напрестольной сенью. Он имеет общие черты с сенью над могилой Минина. Позолоченный, украшенный живописью по эмали и драгоценными камнями, оклад напрестольного Евангелия, напрестольный золоченый крест с аметистами, позолоченная дарохранительница для Николаевского придела в виде шатровой часовни с лукович-
ной главкой, на порфировом пьедестале, были выполнены мастерами фабрики П. В. Овчинникова по эскизам, подписанным Далем. Евангелие для главного алтаря в позолоченном окладе, украшенном живописью по эмали и драгоценными камнями, демонстрировалось на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве (1882 г.). Сочетание золота с эмалью с этого времени стало распространенным в русском искусстве. Даль проектировал также кадила, тарели, выносные крест и фонарь. Его работы были основаны на теоретическом изучении древнерусских подлинников [16], орнаментального убранства [22; 23].
С 1875 г. Даль - член Строительного совета при Московской городской управе, преподаватель Училища живописи, ваяния и зодчества. В те же годы он состоял архитектором Румянцевского музея. В Москве Даль построил крытый Смоленский рынок (1876, не сохранился), торговые ряды на Ирининской ул. (1876, не сохранились), дом художника А. П. Боголюбова. Ряд проектов не был реализован: церкви во дворе Румянцевского музея «в византийском стиле Х века» (2-я премия, 1872), Исторического музея (1874-1875, 2-я премия)8, есте-ственноисторического и сельскохозяйственного отдела Политехнического музея (1874) (в русском стиле). Даль участвовал в обследовании крепости в Коломне, реставрационных работах в Кремле (с 1874) и Китай-городе (с 1875), входил в состав комиссий по реставрации Потешного дворца, Правильной и Книгохранительной палат Синодальной типографии (1876). Л. В. Даль скончался скоропостижно и был погребен рядом с отцом на Ваганьковском кладбище, под надгробием в русском стиле, которое сам спроектировал.
Творчество Л. В. Даля в области и архитектуры, и декоративно-прикладного искусства своим разнообразием как нельзя лучше отразило эпоху великих реформ. Опираясь преимущественно на искусство Московского царства XVI-XVII вв. и на работы К. А. Тона, оно непосредственно предшествовало русскому стилю царствования Александра III и, с другой стороны, стремилось к преодолению исключительно стилизаторских тенденций, соответствию формы и конструкции. Теоретические же работы Даля во многом стали основой современной отечественной историко-архитектурной науки.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Исторически этот термин чаще применялся к русскому стилю времени Александра III. Однако, упоминая о публикациях Л. В. Даля, Н. В. Султанов уже в 1902 г. отмечал, что «проекты, рисунки и чертежи всех наиболее выдающихся построек в русском стиле за последние 30 лет были помещены в "Зодчем", который служит, т.о., единственным источником для изучения русского архитектурного Возрождения. Все это, вместе взятое, составляет громадный вклад в дело нашего родного строительства» [42; с. 32]. (Сравнительную хронологию создания памятников историзма в конце царствования Александра II см.: [42; с. 317-320]).
2 См. также, например, конкурсные академические проекты греко-российской церкви на кладбище 1852 г. А. И. Резанова и А. И. Кракау [5; с. 16-17].
3 В Санкт-Петербурге его примерами при Александре II являются греческая Димитриевская церковь (1861-1866 гг., Р. И. Кузьмин), храм Воскресения Христова в Троице-Сергиевой пустыни (1872-1884 гг., архимандрит Игнатий (Малышев), А. А. Парланд), церковь во имя св. Андрея Блаженного при Доме призрения А. Тименкова и В. Фролова (1876-1877 гг., К. К. Вергейм) [4].
4 Сохранившиеся рисунки Даля в настоящее время хранятся преимущественно в Санкт-Петербурге - НИМ РАХ и ГРМ.
5 Проект «открытой церкви», завершенной пятью луковичными главами и шатрами, на Сибирской пристани ярмарки, сочетал романские и восточные («мавританские», или «индийские») мотивы.
6 В своих статьях [12; с. 78-79; 18; 25; 26; с. 97-98] он пришел к выводу, что великорусская изба возникла без влияния каменной архитектуры, и, в свою очередь, определила формы каменных домов, «кроме царских».
7 Предметы декоративно-прикладного искусства для собора воспроизведены в издании [34; с. 122-127].
8 П. Н. Петров пишет, что «проект Даля в русском стиле был одним из лучших, хотя и не отличался особенной игривостью и грацией» [41; с. 6].
БИБЛИОГРАФИЯ
1. ОР РНБ. Ф. 708 (Н. П. Собко). Ед. хр. 358. Л. 17-24.
2. ОР РНБ. Ф. 708 (Н. П. Собко). Ед. хр. 863. Л. 1-4.
3. Агафонова И. С, ДавыдовА. И. Собор Александра Невского в Горьком - памятник архитектуры 2-й пол. XIX в. // Памятники археологии и этнографии Верхнего Поволжья. Горький, 1989. С. 53-65.
4. Антонов В. В., КобакА. В. Святыни Санкт-Петербурга. СПб., 2010.
5. Барановский Г. В. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX в. СПб., 1902. Т. 1. Архитектура исповеданий (репр.: М., 1996).
6. БерташАлександр, свящ. Даль Л. В. // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 13. Григорий Палама - Даниель-Ропс. С. 665-668.
7. Гущина В. А. К истории изучения культового деревянного зодчества в России и Олонецкой губ. // Кижский вестник. № 5. Петрозаводск, 1999. С. 166-179.
8. Даль Л. В. // Зодчий. Воскресное прибавление. 1878. Вып. 13. С. 67.
9. Даль Л. В. (1834-1878) // Императорское Московское археологическое общество в первое 50-летие его существования: 1864-1914. М., 1915. Т. 2: Биографический словарь членов общества. С. 101-102.
10. Даль Л. В. Борисоглебский собор в Старице // Зодчий. 1878. Вып. 3. С. 29.
11. Даль Л. В. Градостроительные последствия «строительной горячки» в Москве (Строительная деятельность Москвы) // Зодчий. 1876. Вып. 4. С. 39-41.
12. Даль Л. В. Древние деревянные церкви в России // Зодчий. 1875. Вып. 6. С. 78-79, чертеж 30.
13. Даль Л. В. Историческое исследование памятников русского зодчества // Зодчий. 1872. Вып. 2. С. 9-11; Вып. 5. С. 68-70; Вып. 7. С. 101-105; 1873. Вып. 1. С. 4-7; Вып. 5. С. 56-59; 1875. Вып. 12. С. 132-134.
14. Даль Л. В. К вопросу о строительном Уставе // Зодчий. 1874. Вып. 1-2. С. 4-5.
15. Даль Л. В. К проекту МАО по сохранению памятников // Труды I Археологического съезда в Москве. Т. 2. М., 1871. С. 60.
16. Даль Л. В. Кадила // Зодчий. 1874. Вып. 1-2. С. 9.
17. Даль Л. В. Колокольни // Зодчий. 1879. Вып. 1. С. 33-34.
18. Даль Л. В. Материалы для истории русского гражданского зодчества. СПб., 1875 (из журнала «Зодчий». 1874. Вып. 3. С. 30-32; Вып. 7. С. 93-94; Вып. 11. С. 153-154).
19. Даль Л. В. Московские древности. Звенигородский Успенский собор // Вестник общества древнерусского искусства. 1874. Вып. 1-3. С. 14-16.
20. Даль Л. В. Московское общество древнерусского искусства // Вестник археологии и истории, издаваемый Санкт-Петербургским археологическим институтом. VII. 1888. Отд. III. С. 33-35.
21. Даль Л. В. Назначение голосников в старинных церквах // Зодчий. 1875. Вып. 7-8. С. 88-89.
22. Даль Л. В. Обзор русского орнамента // Зодчий. 1876. Вып. 7. С. 77-78; Вып. 10-12. С. 107-108; 1877. Вып. 9-10. С. 77-78.
23. Даль Л. В. Ростовские изразцы // Вестник общества Древнерусского искусства. 1875. Вып. 6-10. С. 49-50.
24. Даль Л. В. Сохранение древнерусских памятников // Зодчий. 1874. Вып. 12. С. 156-157.
25. Даль Л. В. Старинная деревянная изба из альбома Чернецова // Зодчий. 1872. Вып. 3. С. 32.
26. Даль Л. В. Старинные деревянные церкви Олонецкой губернии // Зодчий. 1877. Вып. 11-12. С. 97-98, чертежи 51, 52.
27. Даль Л. В. Трехглавые церкви // Зодчий. 1874. Вып. 11. С. 139.
28. Даль Л. В. Церковь Грузинской Божией Матери в Москве // Зодчий. 1877. Вып. 9-10. С. 87-88, чертежи 47, 48.
29. Даль Л. В. L'art russe: Соч. г. Е. Виолле-ле-Дюка. М., 1877.
30. ДобровольскийМ., протоиерей. Путеводитель по святыням и церковным достопримечательностям г. Н. Новгород. Н. Новгород, 1912.
31. Заседание С.-Петербургского общества архитекторов // Зодчий. 1878. Вып. 17/18. C. 88-89.
32. КириченкоЕ. И. Архитектурные теории XIX в. в России. М., 1986.
33. Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830-1910-х гг. М., 1982.
34. Кириченко Е. И. Храм Христа Спасителя в Москве. М., 1992.
35. Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии Художеств. Пг., 1915. Т. 2.
36. Корнилова А. В. Г. Гагарин. М., 2001 (2-е изд. 2004).
37. Корреспонденция из Вены // Зодчий. 1873. Вып. 2. С. 27-28.
38. Красовский М. В. Памяти Л. В. Даля // Зодчий. 1908. Вып. 17. С. 148-151.
39. Крашенинников А. Ф. Даль Л. В. // Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е - 1917 годы). М., 1998. С. 88-89.
40. Лисовский В. Г. «Национальный стиль» в архитектуре России. М., 2000.
41. Петров П. Н. Лев Владимирович Даль (1834-1878) // Известия Русского археологического общества. 1879. Т. 9. Вып. 4. Стлб. 411-415 (отд. оттиск: СПб., 1879).
42. Савельев Ю. Р. Николай Владимирович Султанов. СПб., 2009.
43. Славина Т. А. Академик Л. В. Даль и его роль в развитии истории и теории русской архитектуры // Архитектура : Сб. науч. трудов ЛИСИ. Вып. 109. Л., 1976. С. 28-32.
44. СнежницкийА., диакон. Нижегородский ярмарочный Александро-Невский собор. М., 1899 [репринт: 1997].
45. Сосновцева И. В. Икона в Петербурге // Религиозный Петербург. СПб., 2004. С. 461-504.
46. Султанов Н. В. Возрождение русского искусства // Зодчий. 1881. Вып. 2. С. 9-11.
47. ФилатовН. Ф. Л. В. Даль: Художник, архитектор, исследователь мировой и русской национальной культуры. Н. Новгород, 1999.
48. Филатов Н. Ф. Нижегородское зодчество XVII - начала XX в. Горький, 1980.
49. Филатов Н. Ф. Нижний Новгород. Архитектура XIV - начала XX в. Н. Новгород, 1994.
50. Художники народов СССР : Биобиблиографический словарь. М., 1976. Т. 3.
51. Черкас А. Даль Лев Владимирович // Русский биографический словарь. Т. «Дабелов - Дядьковский». СПб., 1905. С. 49-50.
52. Шумилкин С. М. Архитектурное творчество Л. В. Даля в Нижнем Новгороде // Архитектура мира. М., 1995. Вып. 4. С. 130-134.
53. [Ялозо А. А.]. Памяти Л. В. Даля // Зодчий. 1881. Вып. 11. C. 83-85; Вып. 12. С. 93-95.
54. BelikZh. The Peshekhonovs' Workshop. The Heritage in Icon Painting. Jyvaskyla, 2008.