Научная статья на тему 'Русский социальный идеализм : в археологических изысканиях модеста колерова'

Русский социальный идеализм : в археологических изысканиях модеста колерова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
71
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тесля Андрей Александрович

Рецензия на книгу: Колеров М. А. Археология русского политического идеализма: 1904-1927. Очерки и документы. М. : Common Place, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Social Idealism: In Modest Kolerov’s Archaeological Surveys

Review of: Kolerov, M. A. 2018. Arkheologiya russkogo politicheskogo idealizma: 1904-1927. Ocherki i dokumenty [Archaeology of Russian Political Idealism: 1904-1927. Essays and Documents] [in Russian]. Moskva [Moscow]: Common Place.

Текст научной работы на тему «Русский социальный идеализм : в археологических изысканиях модеста колерова»

Тесля А. А. Русский социальный идеализм : в археологических изысканиях Модеста Колерова // Философия. Журнал Высшей школы экономики. — 2019. — Т. III, № 1. — С. 294-298.

Андрей Тесля*

Русский социальный идеализм**

в археологических изысканиях модеста колерова

Колеров м.а. Археология русского политического идеализма: 1904-1927.

Очерки и документы. — М. : Common Place, 2018.

DOI: 10.17323/2587-8719-2019-3-1-294-298.

Новая книга Модеста Колерова является собранием статей и документальных публикаций, изданных автором в 1992-2018 гг., отчасти дополненных и исправленных в свете последующих изысканий. Поскольку труды автора в области истории русской философской и общественной мысли конца xix-первой половины XX века широко известны и их репутация заслуженно высока, то ценность данной публикации очевидна для любого специалиста: работы, ранее рассеянные в многочисленных журналах и сборниках, теперь собраны под одной обложкой, что облегчает обращение к ним. Дополнения и исправления автора теперь делают этот сборник основным при обращении ко всем включенным в него материалам.

Основные персонажи, к изучению которых обращается Колеров в этом труде — П. Б. Струве, С.Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, В. В. Зеньковский, С. Л. Франк. При этом, как и сказано в заглавии книги, речь идет именно об «археологии», отчасти в фукольдианском смысле—то есть об истории забытых, исключенных, отошедших на дальний план этапах или аспектах идейного развития как названных, так и целого ряда других связанных с ними персонажей.

Это история «исключенного», в том числе в описаниях самих авторов — позиции, которые по прошествии времени они предпочли забыть и которые не соответствовали их представлениям о собственной идейной

* Тесля Андрей Александрович, к. филос. н., старший научный сотрудник Academia Kantiana Института гуманитарных наук Балтийского федерального университета (БФУ) им. И. Канта (Калининград), [email protected].

**© Тесля, А. А. © Философия. Журнал Высшей школы экономики. Работа поддержана из средств субсидии, выделенной на реализацию Программы повышения конкурентоспособности БФУ им. И. Канта в рамках Проекта 5-100.

Т. III, № 1]

РУССКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ

295

эволюции или не укладывались в конкурирующие, но сходным образом претендующими на единство нарратива, схемы описания русской интеллектуальной истории — от Яковенко до Зеньковского и Лосского.

Другое дело, что нет смысла «подлавливать» их на этом — всякая история предполагает отбор, она одинаково и о памяти, и о забвении, хотя бы на уровне выделения главного и второстепенного, того, что считается смыслом и что определяется как случайные отклонения. История как исследование одновременно существует в двух перспективах, генеалогии и археологии, простройки по отношению к современности, поиска «истоков» наличного и исследования того, что было некогда значимо, но перестало быть таковым, что прекратило свое существование, не оставив следа. И вместе с тем археология оказывается в переплетении с генеалогией: понять то, что стало и каким именно образом оно стало таковым, как известно нам, оказывается невозможно без знания исключенного ходом времени («большим» или индивидуальным). И, более того, археология зачастую позволяет увидеть в «ставшем» сохраненным то, что казалось исключенным, тем самым переходя в генеалогию. Как пишет Колеров, «археология русского политического идеализма, в его деталях, контекстах, истории понятий, личных притяжениях и отталкиваниях, обнажает прежде непредставимые толщи смирения и самопреодоления, возвращая героев в политический хор, делая их соучастниками до сих пор актуальной, творящей культуры и политической сцены» (Колеров, 2018: 11).

«Политический идеализм», вынесенный в заголовок книги и, к сожалению, оставшийся без подробного раскрытия со стороны автора, следует, нам кажется, понимать в увязке с понятием «социального идеализма», опыте выведения социальных представлений и практики на основании «идеалистического» направления, где одинаково значимы обе генеалогии — и от «идеи», и от «идеала», то есть представления, согласно которому не только практика должна определяться идеалом, но и сам этот идеал должен быть обоснован, являясь не «иллюзией», а высшей реальностью, «идеей».

Археология идей позволяет не только яснее увидеть социалистические корни последующих философских построений (равно как и политических позиций) персонажей, — но вместе с тем анализировать сложное переплетение социалистического и идеалистического, где, начиная с попыток найти в идеализме лучшее, более прочное обоснование социалистических стремлений, в дальнейшем само понимание этих стремлений и целей эволюционирует под влиянием философского идеализма.

Забытое прошлое, к которому обращается Колеров, — это не только опыт помещения Чехова С. Н. Булгаковым и Н.А. Бердяевым в их откликах на его смерть в революционный контекст, попытка обрести «в его творчестве санкции для революционной и духовной борьбы» (Колеров, 2018: 31), но и замечательный по времени появления, уже в 1906 г., опыт П. Б. Струве найти в рабочем классе опору для Партии народной свободы, в том числе организуя специальное издание, обращенное к пролетариату (там же: 278 слл.). Из числа тех текстов, которые оказались (в том числе и в последующей логике самих авторов) прочно изъяты из репрезентативных для их позиции, замечательна небольшая статья Струве, относящаяся к маю 1905 г. и посвященная казни И. П. Каляева, в которой он выступает одновременно и радикальным противником смертной казни, и в то же время достаточно прямо оправдывает политический терроризм, определяя казнь Каляева как «гнусное убийство», а самого Каляева именуя «героической личностью», «трагическим, религиозным, святым убийцей» (там же: 254), проводя линию разграничения тем самым внутри «убийства».

Многочисленные материалы, относящиеся к Струве, позволяют существенно скорректировать представление о скорости и решительности его эволюции «вправо» и о том, насколько влиятельными для него и в 1905-1906 гг. оставались темы и образцы социалистического плана.

Значительную долю книги занимают тексты, посвященные сменовеховству и евразийству—это в первую очередь объемная статья о Н. В. Устрялове1, также письмо в редакцию «Русской мысли» П. Н. Савицкого «О национал-большевизме» (1921 г.), снабженная подробной статьей-комментарием публикация письма Л.-П. Карсавина к Г.-Л. Пятко-ву (1927 г.) и концептуальная по содержанию рецензия на публикацию избранных текстов К. А. Чхеизде, одного из представителей, как выражается автор, «третьего ряда» евразийцев. Последний представляет для рецензента интерес не только с точки зрения материалов для истории евразийства, но и как пример личного политического выбора и понимания способов помещать / размещать себя по отношению к политике.

Включение этих персоналий и сюжетов не является случайным — в логике автора они, как, например, В. В. Зеньковский, связаны с главными героями книги как «союзники, наследники и отвергатели» (там же: 10).

1 Первоначально опубликовано в качестве предисловия к книге Устрялов, 2017. В рецензируемую книгу статья включена в дополненной версии.

Т. iii, № i]

РУССКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ

297

Соотнесение с ними не второстепенное взаимодействие—откликов, влияний, отталкиваний—а центральное, как для Устрялова по отношению к Струве, своему учителю, когда собственная позиция осмысляется и определяется как верность именно тому, чему ему учили — последовательность, верность не лицу, но идеям.

Пожалуй, центральным, неоднократно напоминаемым, но так и остающимся (в том числе за счет силы ставших каноническими интерпретаций) без широкой рецепции тезисом, на подтверждение и раскрытие которого направлена большая часть текстов, включенных в книгу, является фиксация гегемонии социалистической мысли в русском интеллектуальном пространстве начала XX века. Для тех мыслителей, которые ушли из социалистического лагеря, социалистическая проблематика и социалистические цели оставались не просто частью интеллектуальной биографии, но актуальными, современными идеями, требующими творческой переработки, переосмысления, а не отвержения.

Литература

Колеров М. А. Археология русского политического идеализма: 1904-1927. Очерки и документы. — М. : Common Place, 2018. Устрялов Н. В. Национал-большевизм. Избранные статьи 1920-1927 гг. — М. : Циолковский, 2017.

Teslya, A. A. 2019. "Russkiy sotsial'nyy idealizm [Russian Social Idealism]: v arkheologiche-skikh izyskaniyakh Modesta Kolerova [in Modest Kolerov's Archaeological Surveys]" [in Russian]. Filosofiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Philosophy. Journal of the Higher School of Economics] III (1), 294-298.

Andrey Teslya

PhD in Philosophy; Senior Researcher at the Academia Kantiana, Institute for Humanities, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad

Russian Social Idealism

in Modest Kolerov's Archaeological Surveys

Kolerov, M. A. 2018. Arkheologiya russkogo politicheskogo idealizma: 1904-1927.

ocherki i dokumenty [archaeology of russian political idealism: 1904-1927.

Essays and Documents] [in Russian]. Moskva [Moscow]: Common Place DOI: 10.17323/2587-8719-2019-3-1-294-298.

REFERENCES

Kolerov, M. A. 2018. Arkheologiya russkogo politicheskogo idealizma: lgo^-igsj. Ocherki i dokumenty [Archaeology of Russian Political Idealism: lgo^-igsj. Essays and Documents] [in Russian]. Moskva [Moscow]: Common Place. Ustryalov, N.V. 2017. Natsional-bol'shevizm. Izbrannyye stat'i lgso-igsj gg. [National-Bolshevism. Selected Articles, lgso-igsj] [in Russian]. Moskva [Moscow]: Tsiolkovskiy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.