Научная статья на тему 'Русский патриотизм и образ «Новой России» в нацистской пропаганде'

Русский патриотизм и образ «Новой России» в нацистской пропаганде Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
496
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОПАГАНДА / ПАТРИОТИЗМ / РОССИЯ / КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Черняков Д. И.

Статья посвящена проблеме использования нацистской пропагандой идей русского патриотизма. Русский патриотизм, в нацистской интерпретации, объявлялся средством для достижения конкретной цели - построения «новой России, без большевиков и коммунистов». Его идеологическими компонентами были: антисемитизм, призыв к борьбе с советской властью, пропаганда сотрудничества местного населения с оккупантами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русский патриотизм и образ «Новой России» в нацистской пропаганде»

УДК 947.085 Ч - 49

РУССКИЙ ПАТРИОТИЗМ И ОБРАЗ «НОВОЙ РОССИИ» В НАЦИСТСКОЙ ПРОПАГАНДЕ

Д.И. Черняков

Статья посвящена проблеме использования нацистской пропагандой идей русского патриотизма. Русский патриотизм, в нацистской интерпретации, объявлялся средством для достижения конкретной цели -построения «новой России, без большевиков и коммунистов». Его идеологическими компонентами были: антисемитизм, призыв к борьбе с советской властью, пропаганда сотрудничества местного населения с оккупантами.

Ключевые слова: Россия, пропаганда, патриотизм, коллаборационизм

Вопросу советского патриотизма уделялось большое внимание в отечественной исторической науке. Но практически не изучен вопрос использования идей русского патриотизма в нацистской пропаганде. В немногочисленных работах ряда современных ученых прослеживаются отдельные упоминания по сформулированной проблеме, что подталкивает к ее более детальному рассмотрению. Они показали, что помимо широко распространенных в нацистской среде русофобских представлений, были и достаточно взвешенные мнения, основанные на анализе реальной ситуации.

Начавшаяся Великая Отечественная война для нашей страны не ограничилась только военным противостоянием. Важнейшим полем борьбы стали газетные полосы, брошюры, листовки и плакаты. Идеологическая обработка захваченных областей РСФСР осуществлялась нацистами с помощью русскоязычной коллаборационистской прессы. Всего на оккупированной территории России выходило примерно 300 подобных изданий. [1, с.62]

Не возникает никаких сомнений по вопросу отношения руководства нацистской Германии к будущему Советского Союза. Антиславянская, в частности антирусская, позиция Гитлера хорошо известны. Но при этом в разных структурах рейха было немало убежденных в том, что Германия должна воевать не с Россией, а с большевистской властью. [2, с51]. Часть германских военных понимала то, что, несмотря на военные успехи, победа над обладающим огромным военно-экономическим потенциалом Советским Союзом невозможна, если не перевести войну в политическое русло и не выбить из рук Сталина козырь «Отечественной войны». [3, с.36].

Поскольку кардинально отношение нацистского руководства не поменялось относительно планов будущего СССР, пропагандистский подход должен был эволюционировать. С самого начала войны поступали неоднократные предложения об использовании коллаборационистов в борьбе против советской власти. Ситуация требовала корректировки не только военной, но и пропагандистской политики. Например, руководитель политического отдела Восточного министерства О. Бройтигам высказывал свое мнение по поводу того, чтобы «авторитетные германские круги дали славянским восточным народам успокаивающие обещания относительно их судьбы» [4, с.102].

Идеологическая работа нацистов во многом зависела от положения на советско-германском фронте. В первые месяцы войны главной темой коллаборационистских публикаций были успехи германской армии. Однако, по мере стабилизации фронта и осознания того, что военные действия будут длиться продолжительное время, направленность прессы поменялась. Провал немецкого наступления под Москвой заставил агрессоров искать новые формы воздействия на гражданское население.

К числу первых работ, затрагивающих вопросы русского патриотизма, можно отнести брошюру, выпущенную редакцией орловской газеты «Речь» в феврале 1942г. Ее

автор, М. Октан, озаглавил свою работу следующим образом: «Является ли эта война отечественной для народов России?». В истории страны им выделялись две группы войн. К первой группе относились войны, порожденные захватнической политикой российского самодержавия и не требовавшиеся для русского народа. Другие являлись необходимыми для сохранения целостности и независимости нации, для защиты достигнутого ею уровня благосостояния и культуры. Именно такие войны, отмечалось в брошюре, по праву могли быть названы «отечественными», по той причине, что они «порождали народный героизм и в конечном итоге кончались победой народов России. Автором были обозначены основные критерии, по которым любую войну можно было определить как отечественную:

1. Защита национальной идеи, воплощенной в историческом прошлом народа.

2. Защита национальной свободы, прав и благосостояния граждан.

3. Обеспечение будущности народа.

4. Защита жизненно необходимой территории, определяющей уровень благосостояния нации и необходимой для прогрессивного развития.

5. Защита внешнеполитической самостоятельности.

Разбирая эти положения, Октан сознательно акцентировал внимание читателя на фамилиях лиц, находившихся или стоящих во главе СССР, делая упор на их нерусское происхождение: «Джугашвили, Бронштейн, Каганович, Микоян, Орджоникидзе». Читателю прямо давали понять, что руководители советского государства не имели ничего общего с русским народом. Критике подвергалась и советская символика. Так, изображение Земного шара на гербе трактовалось как конечная цель «мирового еврейства» - «кровью сынов русского народа завоевать весь мир».

У Октана вызывало постоянное недоумение обращение советской пропаганды к сюжетам Отечественной войны 1812г. Он считал, что во время войны с Наполеоном, народы России справедливо защищали свою культуру, обычаи и веру, государственный строй. Ничего подобного, по мнению автора, не наблюдалось в ходе военного противостояния Германии и СССР. Им утверждалось, что создание партизанских отрядов было искусственным явлением, возникшим только по воле советского руководства, в то время как партизанское движение в 1812г было стихийным проявлением желания народа изгнать захватчиков из своей страны. Исходя из сказанного, русский патриотизм определялся автором двумя составляющими: помощью Германии в восстановлении «нормальной жизни» в России, и борьбой «за свержение большевизма в своей стране. [5.Л.6а об.].

Идеи патриотизма должны были служить достижению главной цели - построению «новой России». Это словосочетание, отождествленное с понятием «Родина», имело не столько территориальное, сколько национальное звучание: «Родина - это единый народ, или союз народов слитых в единое, дружное целостное государственное тело». По национальному вопросу коллаборационистская пресса говорила о возможности самоопределения народов. Для сельского населения предусматривалось разрешение частной собственности на землю. Интеллигенция могла бы рассчитывать на полную свободу творчества. При рассмотрении вопросов религиозной сферы авторы публикации обещали читателям отказ от любых форм насильственного насаждения какого бы то ни было мировоззрения, как атеистического, так и религиозного. [6]. Но все преобразования должны были произойти в неопределенном будущем. Время претворения в жизнь столь радужных перспектив откладывалось на неопределенный срок - «после свержения большевиков». Указанное обстоятельство не могло найти широкой поддержки среди населения захваченных территорий, особенно после разгрома немцев под Сталинградом и на Курской дуге.

В будущей России предусматривался отказ от классового деления общества. «Мы не делим народ на классы, для нас важен народ в целом» - отмечалось в газете «Заря» [7]. Единственным критерием деления граждан страны становился национальный признак. В публикациях постоянно подчеркивалась мысль, что русские с уважением относятся к

культуре других национальностей: «Русский народ склоняет голову перед героями украинского, татарского, грузинского и других народов нашей страны, павших в борьбе против большевизма». Совместная борьба народов страны против советской власти выражалась и в стихотворной форме:

Победу великую кровью искупим, Но в дружном стремленье под сенью знамен, России родной никому не уступим Россия - для русских и братских племен

Пропагандистские издания отмечали особенность русского национального сознания, четко отделявшего национализм от шовинизма. В подтверждение сказанного можно привести отрывок из газеты: «Русский героизм характерен тем, что он не узко национален, а национален по всей глубине и широте, которую вмещает русская многонациональная, но единая по духу армия». [8] Единственным исключением представлялись евреи. По отношению к ним предполагалось издание целого ряда законов, необходимых для «защиты» народов России «от иудейской опасности». [9.л.32об] Всем народам страны, кроме евреев, теоретически предоставлялась возможность национального самоопределения. В послевоенной стране не отводилось места насильственной ассимиляции: «Заранее исключается всякая насильственная германизации России ...Русский человек, с его глубокими духовными задатками, с его живым восприятием, с его интеллигенцией, является необходимым участником европейского содружества». [10.Л.25] В первую очередь, производительные силы России предполагалось раскрыть для нужд ее населения, а затем для интересов других европейских народов.

В преподнесении нацистской пропаганды, создатели «новой России» стремились к осуществлению «истинного социализма». [11.Л.1] Каждому народу, в том числе и русскому, нацистская пропаганда отводила возможность осуществить у себя «настоящий социализм на национальных основах». Русские должны были постоянно доказывать свою значимость активностью в борьбе с советской властью. Именно им отводилась честь сыграть решающую роль в уничтожении большевизма. Россия должна была стать страной «без большевиков и капиталистов». Рядовой советский человек, воспитанный на коммунистических идеалах с легкостью мог воспринять идею, что без капиталистов можно хорошо жить. Гораздо более важной представлялась задача убедить население, что после свержения власти большевиков жизнь станет еще лучше. Статус русских, как и остальных народов СССР должен был определяться по следующей формуле: «Место каждого народа в будущей России будет зависеть от того, насколько этот народ проявит активность и жертвенность в борьбе против большевизма. Как русский народ займет свое место в новой Европе, так и нерусские народы займут свое место в новой России». [12]

Вопросы внешней безопасности относились к ведению армии, главной целью которой ставилось освобождение страны от большевизма. Источником ее формирования определялись добровольцы из военнопленных и гражданского населения. В очередной раз подчеркивалась невозможность допуска в армию евреев, которые были обозначены как элемент «разлагающий, невоинственный, и враждебный русской национальной идее». Создание добровольческих отрядов должно было служить весомым доказательством того, что начало новой русской армии уже положено, что Германия борется не против народов Советского Союза, а за их освобождение. Начавшийся со второй половины 1942г процесс добровольческих формирований нашел отражение на страницах коллаборационистских изданий. У любого читателя мог возникнуть вопрос: почему же отряды не создавались ранее? На подобные заявления заранее давался упреждающий ответ: «Германия с некоторой сдержанностью относилась к этому желанию после того, как в России 25 лет властвовал большевизм». [13]

Построение «новой России» ставилось в зависимость не только от мощи вооруженных формирований. Гражданскому населению отводилась возможность борьбы на своих рабочих местах - «работа в своем хозяйстве, строительство дорог, рытье окопов,

материальные жертвы и прочее - все для победы». [14] Поэтому, понятие «патриотизм» трактовалось достаточно широко и понималось как универсальное идеологическое средство для всего населения, а не только для тех, кто взял в руки оружие.

Под влиянием Сталинградской катастрофы изменился тон прессы: «Завоеванную русскую землю следует рассматривать не как чужую, а как новую европейскую территорию. На этой новой европейской территории будут жить русские люди, которые за нас для нас работают, борются вместе с нами и к ним следует соответственно относиться». [15.Л.20]

Начиная с 1943 г в газетах, появились публикации, которые отражали новые направления пропаганды. Публикации в газетах и брошюрах стремились не только оспорить характер «отечественности» текущей войны, но и представить коллаборационистов как борцов за революционные идеи: «Мы переживаем третью революцию русского народа, чтобы включить Россию в новую Европу. Первая революция не дала ничего русскому народу. Во второй революции Ленин выдвинул гражданскую войну, уничтожил царизм и создал большевизм, который довел народ до обнищания. Народы Европы охвачены одним чувством, одной мыслью. Имя этим чувству, мысли и делу - революция. Эта наша революция - третья. И она будет последней. Наши друзья -народы Европы, объединившиеся вокруг Великогермании А. Гитлера. За победу третьей российской революции». В «послереволюционной» России предполагалось воплощение в жизнь социальных гарантий, которым следовали многие европейские страны: закрепление за трудящимися права свободного выбора работы, высокий уровень обеспеченности антисоветских движений. Социальная программа для новой России подлежала воплощению в следующем принципе: общественное благополучие основывается на благополучии каждого члена общества в отдельности.

Для большей убедительности в отстаивании революционных идей применялись и подложные документы. В этом плане интерес может вызвать листовка, составленная якобы от имени членов ВКП(б), оставшихся верными заветам Ленина. Здесь читателя убеждали, что война между Германией и Советским Союзом не может именоваться Отечественной. Сущность текущей войны определялась империалистической по причине поддержки СССР буржуазными США и Англией.

Новым компонентом пропаганды стала попытка убеждения населения в невозможности возврата к дореволюционным порядкам. Для того чтобы успокоить население, в газетах печаталась следующая информация: «Мы не собираемся возвращать историю вспять и не думаем восстанавливать изжившие государственные режимы. Необходимо осознать, что есть более новое, более жизненное мировоззрение, чем изживший себя большевизм. Это - национализм. Как мы смотрим на господство царизма в России? Как мы относимся к режиму Керенского? Отрицательно. Для нас дорог народ а не обломки потомственного дворянства. Мы не питаем враждебных чувств к русским носившим дворянский титул, но мы не желаем идти по пути тех, кто желает возврата к старому» [16]

Как ни странно, нахождение большевиков у власти имело свои, с точки зрения немецкой пропаганды, плюсы: «Большевистское господство в России дало народам возможность познать самих себя и своих врагов». Особо подчеркивались «положительные» стороны оккупации. В захваченных областях немецкое командование ликвидировало колхозы и отдало крестьянам землю в собственность. В городах и сельской местности вводилось русское гражданское самоуправление. Указанный перечень должен был свидетельствовать о благих намерениях захватчиков и окружать их ореолом «освободителей».

Страна объявлялась разделенной на две части: по одну сторону находились «строители новой жизни и борцы за новую Родину»; по другую - такие же русские люди, но боровшиеся за «чуждые» народу идеи. Основой, прообразом новой России должна была стать оккупированная территория Советского Союза: «Где настоящая Родина? Там где

четверть века заставляли забыть, что он русский и призывали жертвовать всем родным во имя мировой революции, или здесь где... собираются все те, для кого дорого слово «Россия». Стране Советов отводился путь тех европейских стран, которые хотя и оказали сопротивление, но сохранили свои национальные правительства. Оккупация этих стран объяснялась военной необходимостью. По убеждению немецкой пропаганды, в таких странах, как Словакия и Хорватия, оккупация не затронула их национальной самостоятельности. Их примеру и должна была следовать Россия.

Итак, конечной целью борьбы определялось заключение почетного мира русского народа с Германией. Говоря об этой цели, пропаганда умалчивала о последствиях этого мира. Что ждало бы Россию? Возрождение полной самостоятельности, или сохранение германского колониального режима? Формирование будущей России в границах Советского Союза или их сужение за счет права народов страны на национальное самоопределение? Если русский народ несет главную тяжесть по борьбе с советским строем, то почему немцы должны оставаться первенствующей нацией в Европе? Умалчивание ответов на подобные вопросы не могло не сказаться на качестве восприятия населением нацистских лозунгов.

Русский патриотизм, наполненный критикой советского строя, идеями антисемитизма и нацизма должен был стать средством для построения «новой России». Коллаборационистская пресса говорила только о положительных сторонах, на которых могло бы развиваться русское государство после поражения большевиков. Но как показала история, демагогические заявления оккупантов шли в полном противоречии с методами грабежа и террора, реализуемыми на практике.

Таким образом, если для советской стороны обращение к идеям патриотизма было естественным следствием не только военного времени, но и духовным развитием предшествующего десятилетия, то для нацистов само понятие «русский патриотизм» было явлением искусственным, никак не соотносившимся с их ключевыми замыслами в отношении будущего России.

The article is concerned with the issue of misuse by the nazi propaganda of Russian patriotic ideas. The Russian patriotism, in the nazis interpretation, was declared to be used as an instrument for implementation of one particular aim - to build «a new Russia, without bolshevists and communists». It was a mixture of such ideological components as: anti-Semitism, appeal to fight against the Soviet ruling, propaganda of collaboration between local people and occupants.

The key words: Russia, propaganda, patriotism, collaborationism.

Список литературы

I..И.Г. Грибков. Коллаборационистская пресса на оккупированной территории СССР. // Отечественные архивы. 2007. №6. С. 62

2.Константинов С. «Хайль Сталин». Школьная политика Третьего рейха. // Родина, 2002. №10, С.51

3.Дробязко С.И. Под знаменами врага. Антисоветские формирования в составе германских вооруженных сил 1941 - 1945гг. - М.: Изд-во Эксмо, 2005 - С. 36

А.Константинов С. Указ.соч. С.102

5.Государственный архив Брянской области (ГАБО), Ф. 2608, Оп.1, Д.34, Л.6а об.

6.Голос народа. 1943. 10 июня.

7.Заря. 1943. 21 июня.

8.Голоснарода. 1943. 15 июля.

9.Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), Ф. 69, Оп.1, Д. 1158, Л. 32об.

10..ГАБО, Ф. 2608, Оп.1, Д. 12, Л.25

II.РГАСПИ, Ф. 69, Оп.1, Д. 1158, Л.1

12.3а Родину. 1943. 5 мая.

13.Новый путь. 1943. 1 февраля.

14.Голос народа. 1943. 10 июля.

15.РГАСПИ, Ф.17, Оп. 125, Д. 166, Л.20 16.3а Родину. 1943. 1 мая.

Об авторе

Черняков Д.И. - Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского, Ьгуашк§и@ mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.