Научная статья на тему 'РУССКИЙ ИНТЕРНЕТ-СЛЕНГ В СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ'

РУССКИЙ ИНТЕРНЕТ-СЛЕНГ В СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
345
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-СЛЕНГ / СОЦИОЛИНГВИСТИКА / АНКЕТИРОВАНИЕ / СЛЕНГИЗМ / ЗАИМСТВОВАНИЕ / СЕМАНТИЧЕСКАЯ ДЕРИВАЦИЯ / ГРАФОДЕРИВАЦИЯ / СУФФИКСАЦИЯ / КОНТАМИНАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чжан Аньци

В статье рассматриваются функциональные характеристики русского интернет-сленга на основе данных социолингвистического онлайн-анкетирования. При помощи анализа данных анкетирования по таким социальным параметрам, как пол, возраст и род занятий (учеба или работа) респондентов, установлена зависимость уровня владения интернет-сленгом от каждого из этих факторов. Обнаружено, что способ словообразования интернет-сленгизмов также может влиять на известность слова у информантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN INTERNET SLANG IN THE SOCIOLINGUISTIC ASPECT

The article considers the functional characteristics of Russian Internet slang based on the data of a sociolinguistic online survey. By analyzing the survey data on such social parameters as gender, age and occupation (study or work) of the respondents, the dependence of the degree of proficiency in Internet slang on each of these factors was established. It was found that the way of word formation of Internet slangisms can also affect the popularity of the word among informants.

Текст научной работы на тему «РУССКИЙ ИНТЕРНЕТ-СЛЕНГ В СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ»

УДК 811.161.1 '27

Чжан Аньци

Аспирант кафедры общего языкознания, УО «Минский государственный лингвистический университет», г. Минск, Республика Беларусь Научный руководитель: Лукашанец Елена Глебовна, кандидат филологических наук, доцент

РУССКИЙ ИНТЕРНЕТ-СЛЕНГ В СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

В статье рассматриваются функциональные характеристики русского интернет-сленга на основе данных социолингвистического онлайн-анкетирования. При помощи анализа данных анкетирования по таким социальным параметрам, как пол, возраст и род занятий (учеба или работа) респондентов, установлена зависимость уровня владения интернет-сленгом от каждого из этих факторов. Обнаружено, что способ словообразования интернет-сленгизмов также может влиять на известность слова у информантов.

Ключевые слова: интернет-сленг, социолингвистика, анкетирование, сленгизм, заимствование, семантическая деривация, графодеривация, суффиксация, контаминация.

Введение

Два десятилетия назад, когда русский интернет-сленг, да и вообще интернет-коммуникация на русском языке только зарождались, они уже начали привлекать внимание русистов [1-3]. К настоящему времени появилось немало исследований, посвященных русскому интернет-сленгу [4-9]. В этих работах выясняется сущность интернет-сленга, причины, факторы его возникновения, выявляется структура разных типов интернет-сленгизмов. Большинство из этих работ посвящено либо самым общим вопросам, либо способам образования сленгизмов и не затрагивает важной проблемы функционирования сленга. Кроме того, поскольку информационные технологии распространены по всему миру, интернет-сленг развивается также на базе разных языков, что делает интересным изучение его функциональных характеристик в сопоставлении.

Поэтому целью настоящего исследования является выявление функционирования русского интернет-сленга. В 2020 году нами было проведено социолингвистическое анкетирование носителей китайского языка для выявления зависимости владения китайским интернет-сленгом от определенных социальных факторов [10]. Для сравнительного исследования китайского и русского интернет-сленгов мы провели подобное социолингвистическое онлайн-анкетирование в русскоязычном сегменте Интернета.

Методы и методология исследования

Анкетный опрос проводился с 3 по 15 мая 2021 г. по ссылке https://www.wjx.cn/vj/PPZiitF.aspx, в опросе могли участвовать все желающие.

В анкете содержалось 17 вопросов. Эти вопросы касались личных данных информантов (пол, возраст, род занятий), количества времени, проводимого ими в Интернете; задавались также вопросы об особенностях распространения интернет-сленга среди информантов (самооценка уровня знания интернет-сленга, предположительные источники интернет-сленга, способы найти объяснение незнакомым интернет-сленгизмам), об употреблении интернет-сленгизмов (частота и место употребления, наиболее «любимый» в последнее время интернет-сленгизм) и об отношении к интернет-сленгу (причина употребления и недостатки интернет-сленга). В основном вопросы были закрытыми.

В этой статье мы уделим внимание только некоторым вопросам, чтобы попытаться выявить зависимость уровня владения интернет-сленгом от социальных и некоторых других факторов.

В опросе участвовало всего 538 человек, в том числе 468 женщин (86,99 %) и 70 мужчин (13,1 %). Среди респондентов 486 учащихся (90,33 %), 46 работающих (8,55 %) и 6 человек, которые не работают и не учатся (1,12 %). 87,92 % информантов родились после 2000-х гг. (473), в 1990-1999 гг. - 26 (4,83 %), 1980-1989 гг. - 32 (5,95 %) и до 1979 г. - 7 (1,3 %).

В качестве материала исследования взяты 30 интернет-сленгизмов, включая 10 слов из «Словаря языка Интернета.ру» под ред. М. А. Кронгауза [11] и 20 слов из онлайн-словаря молодежного сленга [12].

© Чжан Аньци, 2021

Результаты исследования и их обсуждение

По данным, полученным в ходе анкетирования, 10,97 % информантов тратит на Интернет 3 часа или менее, 58,18 % - 4-7 часов в сутки, 24,35 % информантов - 8-11 часов и 6,51 % -12 часов и более.

Относительно приоритетных областей интернет-контента подавляющее большинство респондентов выбрали социальные сети (90,2 %), более половины респондентов выбрали забавные видео (59,7 %), меньше информантов - информацию о звездах эстрады, артистах, певцах, шоу-бизнесе (34,94 %), анимацию (30,13 %) и компьютерные игры (24,58 %), наконец, информация о спорте привлекает меньше всего респондентов (11,46).

Этот вопрос, как оказалось, определенным образом коррелирует и с вопросом о предположительных источниках интернет-сленга. В соответствии с результатами анкетирования информанты считают, что важную роль в создании и распространении интернет-сленга сыграли интернет-сообщения в чатах и т. д. и видео в Интернете, но в особенности - социальные сети, которые выбрали 92,75 % информантов (таблица 1).

Таблица 1. - Роль различных ресурсов в распространении интернет-сленгизмов (общее)

Источники интернет-сленга Кол-во ин< юрмантов

Число %

Интернет интернет-сообщения в чатах 424 78,81

социальные сети 499 92,75

видео в Интернете 386 71,75

новостные сайты 52 9,67

компьютерные игры 111 20,63

Вне Интернета программы телевидения 7 1,30

члены семьи и друзья 197 36,62

Другое 12 2,23

Ответы на вопрос об источниках интернет-сленгизмов различаются в зависимости от пола респондентов. Три основных источника сленгизмов у респондентов-мужчин и респондентов-женщин такие, как показано в общей таблице выше, и для этих источников разница между числами для двух групп информантов невелика. Однако компьютерные игры считает источником интернет-сленгизмов почти половина респондентов-мужчин, в то время как среди женщин его выбрали только 16,67 % респондентов. Кроме этого, 38,03 % респондентов-женщин ответили, что они узнают интернет-сленгизмы от членов семьи и друзей - это число более чем на 10 % превышает число респондентов-мужчин, давших этот же ответ. Тем самым, для информантов-женщин источник сленгизмов «члены семьи и друзья» оказывается более значимым, а для информантов-мужчин - компьютерные игры.

Для опрошенных разных возрастных категорий также были выявлены разные представления об источниках интернет-сленгизмов (таблица 2). Источники «социальные сети» и «интернет-сообщения» для всех опрошенных занимают первое или второе место в рейтинге относительно знакомства с интернет-сленгизмами. При этом чем моложе респонденты, тем важнее для них социальные сети как источник интернет-сленга: доля отметивших этот источник равномерно увеличивается от более старших к более молодым, доходя у последних до наивысшего значения.

Таблица 2. - Роль различных ресурсов в распространении интернет-сленгизмов и возраст информантов

Источники интернет-сленга Кол-во информантов разного года рождения, %

после 2000 1990-1999 1980-1989 до 1979

Интернет интернет-сообщения в чатах 79,49 76,92 68,75 85,71

социальные сети 95,14 80,77 71,88 71,43

видео в Интернете 75,05 73,08 31,25 28,57

новостные сайты 9,30 3,85 18,75 14,29

компьютерные игры 22,20 19,23 3,13 0,00

Вне Интернета программы телевидения 1,27 3,85 0,00 0,00

члены семьи и друзья 35,31 50 37,5 71,43

Другое 1,90 0,00 6,25 14,29

Более значительный разрыв проявился в числах опрошенных относительно источников «видео в Интернете» и «компьютерные игры» между молодыми (родившимися после 2000 г. и с 1990-1999 годами рождения) и возрастными респондентами (родившимися до 1980 г.). Источник «видео в Интернете» занимает третье место для респондентов, родившихся после 1990 г., в то время как для более возрастных респондентов, родившихся до 1990 г., доля этого источника составляет только примерно 30 %. Для молодых информантов «компьютерные игры» играют не очень значительную роль (примерно 20 %), однако информанты старшего возраста по большому счету вообще не видят в них источника интернет-сленга.

В то же время на третьем месте у возрастных информантов - источник «члены семьи и друзья». Точно так же, по сравнению с более молодыми респондентами, большее число возрастных респондентов выбрали «новостные сайты» как источник интернет-сленга.

Во многом описанные выше закономерности отражаются и на распределении по степени важности источников сленга в группах информантов по роду занятий (таблица 3).

Таблица 3. - Роль различных ресурсов в распространении интернет-сленгизмов и род занятий

Источники интернет-сленга Кол-во ин< юрмантов

учащиеся работающие

Интернет интернет-сообщения в чатах 79,42 76,09

социальные сети 94,65 71,74

видео в Интернете 74,49 43,48

новостные сайты 9,05 15,22

компьютерные игры 22,84 0,00

Вне Интернета программы телевидения 1,44 0,00

члены семьи и друзья 36,01 45,65

Другое 1,85 6,52

Так, информанты-учащиеся считают важнейшим источником интернет-сленга социальные сети, а работающие информанты - интернет-сообщения. В отличие от работающих информантов, для информантов-учащихся более весомыми являются источники «видео в Интернете» и «социальные сети». Для такого источника, как «компьютерные игры», существует большая разбивка между этими группами (почти 23 %): компьютерные игры более значимы для тех, кто учится, а не работает. В то же время работающие информанты относительно чаще учащихся респондентов узнают интернет-сленгизмы от членов семьи и друзей и из новостных сайтов.

Мы также обратили внимание на то, что информанты делают с незнакомым интернет-сленгизмом. Поэтому в нашей анкете был задан вопрос: «Когда вы сталкиваетесь с незнакомым интернет-сленгизмом, как вы обычно ищете его объяснения?» Мы предложили информантам следующие варианты ответов: «буду искать в Интернете», «спрошу у друзей», «не буду выяснять», «другое».

По данным анкетирования, большинство информантов (68,22 %) будут искать объяснение в Интернете, 43,31 % информантов будут спрашивать у друзей, и только около пятой части респондентов выбирают ответ «не буду выяснять».

Судя по данным опроса, мужчины более активно, чем женщины, относятся к выяснению значения интернет-сленгизмов. Среди респондентов мужского лица 15,71 % не будут выяснять значение незнакомого сленгизма, этот процент у респондентов женского пола меньше примерно на 5 %. По сравнению с женщинами мужчины чаще предполагают, что будут самостоятельно искать объяснение значения сленгизма в Интернете (75,71 %, что превышает процент у респондентов женского пола почти на 9 %). Напротив, женщины склонны к тому, чтобы спросить значение незнакомого сленгизма у друзей (45,51 % по сравнению с 28,57 % у мужчин).

Параметр возраста оказал влияние на ответы на этот вопрос (таблица 4).

Таблица 4. - Способы выяснения значения незнакомого сленгизма и возраст информантов

Способы выяснения значения сленгизма Кол-во информантов разного года рождения, %

после 2000 1990-1999 1980-1989 до 1979

Буду искать в Интернете 69,56 61,54 53,13 71,43

Спрошу у друзей 45,45 30,77 25 28,57

Не буду выяснять 19,03 15,38 31,25 28,57

Другое 1,69 3,85 0,00 0,00

«Буду искать в Интернете» - этот способ является главнейшим для информантов всех возрастных категорий. Кроме этого, для респондентов, родившихся после 2000 г., играет важную роль такой способ выяснения значения сленгизма, как «спрошу у друзей», по сравнению с остальными респондентами. Среди старших респондентов, которые родились до 1990 г., почти 30 % выбирают «не буду выяснять», что превышает соответствующий процент молодых респондентов (родившихся после 1990 г.) на 10-15 пунктов.

У работающих информантов и информантов-учащихся также существует различное отношение к незнакомым интернет-сленгизмам. Оказалось, что у учащихся сильнее стремление узнать лексикон интернет-сленга: такие ответы, как «буду искать в Интернете» и «спрошу у друзей», набрали намного больше голосов от учащихся (69,55 % и 58,7 %), чем от работающих (58,7 % и 21,74 %). В то же время около трети работающих респондентов не будут выяснять значение незнакомого сленгизма, что больше на 10 %, чем у учащихся.

Уровень знания носителями русского языка интернет-сленга, безусловно, - наиболее значимый вопрос для нашего исследования. Выявление этого уровня мы решили начать с изучения его оценки самими информантами. Для этого в анкете содержался вопрос: «Как вы считаете, хорошо ли вы знаете интернет-сленг?» Несмотря на очевидную субъективность этого параметра, его анализ нам представляется очень важным: даже если учитывать различия психологических установок разных людей, наиболее общие тенденции владения сленгом здесь будут все равно проявляться.

Подсчеты ответов на этот вопрос показали, что 33,27 % информантов считали, что они хорошо знают интернет-сленг; 7,99 %, напротив, - «плохо». Большинство респондентов (58,74 %) дают себе «среднюю» оценку. Это означает, что более девяти десятых информантов, скорее всего, неплохо ориентируется в современном интернет-сленге.

Самооценка уровня знания интернет-сленга отчётливо различается у информантов женского и мужского пола, в особенности в ответах «хорошо» и «средне». Больше половины респондентов-мужчин считают, что они хорошо знают интернет-сленг (57,14 %), и это почти в 2 раза больше, чем у респондентов-женщин (29,7 %). Лица женского пола чаще считают свой уровень знания интернет-сленга «средним» (62,7 % по сравнению с 38,57 %), к тому же больший процент женщин даёт оценку «плохо» своему уровню знания интернет-сленга (8,55 % по сравнению с 4,29 %). Видимо, мужчины, в силу определенных психологических установок, более уверены в своем хорошем знании интернет-сленга.

Если сравнить результаты ответа на этот вопрос у опрошенных разных возрастных категорий (таблица 5), то увидим, что информанты могут быть разделены на две основные группы: «младшая» группа (родившиеся после 1990 г.) и «старшая» группа (родившиеся до 1990 г.). По-видимому, 1990 г. выступает своеобразным рубежом: между процентными долями (относительно данного вопроса) этих двух групп имеется большой интервал. Те, кто принадлежит к «младшим», в большей степени оценивают себя как хорошо знающих интернет-сленг (38,46 и 34,67 % по сравнению с 12,5 и 14,29 %); напротив, те, кто принадлежит к «старшим», склонны считать себя плохо знающими сленг (31,2 и 28,5 % по сравнению с 5,71 и 15,38 %). Возможно, что такой разрыв обусловлен следующим: русский интернет-сленг начал активно развиваться только в первом десятилетии XXI в., когда «младшие», многие из которых были в это время подростками, стали интересоваться Интернетом.

Таблица 5. - Самооценка уровня знания интернет-сленга и возраст информантов

Оценка Кол-во информантов разного года рождения, %

после 2000 1990-1999 1980-1989 до 1979

«Хорошо» 34,67 38,46 12,5 14,29

«Средне» 59,62 46,15 56,25 57,14

«Плохо» 5,71 15,38 31,25 28,57

Различаются также ответы информантов, если их дифференцировать по месту работы/учёбы. Правда, число ответов «средне» у учащихся и работающих почти одинаково, но зато есть значительные различия в количестве ответивших «хорошо» и «плохо». Доля хорошо знающих сленг учащихся превышает более чем на 22 % долю работающих информантов, давших такой же ответ (35,39 и 13,4 % соответственно), в то же время число плохо знающих сленг учащихся почти на четверть меньше числа работающих информантов, которые оценили свое знание сленга как «плохое».

В анкете мы использовали также и другой способ выяснить уровень владения сленгом. Информантам были предъявлены 30 интернет-сленгизмов, про каждый из которых опрошенные должны были ответить, знают ли они его. Как было уже сказано, это сленгизмы из двух

источников, они были приведены в анкете с их сленговым значением. Затем мы вычисляли индекс

*

известности интернет-сленгизмов , что позволило нам оценить степень знания данных сленгизмов, а значит - и косвенно выявить уровень владения интернет-сленгом.

Из словаря под ред. М. А. Кронгауза взяты слова: адинадин 'восклицание', анон 'используется в обращении или подписи', бНОПНЯ 'дневник (служит для обозначения проблем с кодировками)', бугага 'междометие', втф 'выражает эмоции недоумения, негодования', многобукаф 'о многословном тексте', оч 'очень', печалька 'выражение грусти', плз 'пожалуйста', сорьки 'извини'; из онлайн-словаря - сленгизмы аватарка 'фотография на ICQ, в форуме, блоге', асить 'пересылать файлы с помощью icq', ацтой 'выражение негативной оценки', бот-сети 'криминальные паразитные подсети внутри Интернета', вброс 'компромат', воене 'активный носитель субкультуры упячки', готично 'необычно, оригинально', днев 'дневник, блог', жывтоне 'животное', зафрендить 'вступить в особый вид социальных отношений в Интернете', игнор 'игнорирование', копираст 'сторонник авторских прав', лагать 'работать медленно, с перебоями', личка 'личное сообщение', мыло 'электронная почта', никнейм 'кличка, псевдоним', пацталом 'интенсивный одобрительный смех', разрабы 'разработчики компьютерных программ',рофл 'обозначение громкого смеха',учаснег 'участник'.

Эти слова различаются между собой происхождением, способом образования. Так, среди них есть англицизмы, некоторые из них оформлены с помощью русских аффиксов: анон, асить, игнор, сорьки; зафрендить - префиксальное производное от заимствования из английского языка. Слова: аватарка, личка, готично, печалька - образованы с помощью суффиксации, вброс - семантической деривации; сленгизмы днев, оч, разрабы - это сокращенные слова, ацтой, бНОПНЯ, жывтоне образованы с помощью графодеривации (фонографодеривации), копираст - контаминации и т. д. Некоторые слова носят явный отпечаток молодежной интернет-субкультуры: учаснег, воене, жывтоне («Упячка»).

Средний индекс известности этих слов равен 41,23 %. Это означает, что почти половина опрошенных знает эти слова, тем самым являясь носителем интернет-сленга. Средний индекс различается у представителей разных социальных групп. Так, у респондентов-мужчин он несколько больше, чем у респондентов-женщин (43,71 по сравнению с 40,68 %), у учащихся информантов -больше, чем у работающих (соответственно 41,27 и 37,90 %). Он также варьируется у разных возрастных групп респондентов (см. таблицу 6).

Таблица 6. - Индекс известности в различных возрастных группах информантов

Год рождения информантов

после 2000 1990-1999 1980-1989 до 1979

Средний индекс известности, % 40,93 47,82 37,71 40,95

Интересно, что наибольшего значения индекс известности достигает не у самой младшей группы опрошенных, а у тех, кому в настоящее время 20-30 лет. Возможно, что выбор определенных слов обусловливает степень их известности у разных по возрасту людей: поскольку интернет-сленг достаточно быстро меняется, молодежи становятся менее известны некоторые слова.

Затем по индексу известности мы разделили слова на следующие группы: 12 слов с высшим ИИ ( 92 % > ИИ > 57 % ), 8 слов со средним ИИ (43 % > ИИ > 23 %), 8 слов с низким ИИ (16 % > ИИ > 4 %), 2 слова с минимальным ИИ (ИИ > 1 % )** (таблица 7).

Таблица 7. - Группы сленгизмов по ИИ

Группа сленгизмов Интернет-сленгизмы, относящиеся к данной группе

92 % > ИИ > 57 % игнор, аватарка, личка, лагать, вброс, рофл, никнейм, оч, анон, втф, плз, печалька

43 % > ИИ > 23 % сорьки, зафрендить, ацтой, разрабы, мыло, бугага, многобукаф, бот-сети

16 % > ИИ > 4 % готично, копираст, учаснег, пацталом, днев, асить, адинадин, жывтоне

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИИ > 1 % воене, бНОПНЯ

* Так называемый «индекс известности» составляет «долю в процентах лиц, ответивших в анкете, что они знают этот сленгизм» [10]. «Индекс известности» может быть также вычислен для групп слов.

** Интервалы были обусловлены значительными различиями между ИИ расположенных рядом слов.

Нами обнаружено, что в группе с наибольшим ИИ собраны слова, образованные с помощью суффиксации и сокращения, а также заимствования. Здесь, напротив, отсутствуют графодериваты. По сравнению с остальными словами ИИ всех заимствованных слов превышает средний ИИ, а ИИ всех графодериватов (фонографодериватов), наоборот, меньше среднего ИИ.

Заключение

Обобщая результаты исследования, мы пришли к выводу, что в целом интернет-сленг достаточно распространен среди русскоязычных пользователей Интернета: свыше 90 % их оценивают свое знание сленга как неплохое. Если же судить по степени известности выбранных нами слов, то можно заметить, что почти половина информантов (41 %) их хорошо знает.

При этом степень влияния на владение русским интернет-сленгом таких социальных факторов, как пол, возраст и род занятий, различается. По сравнению с другими параметрами пол не является важным фактором. Респонденты мужского пола намного выше оценивают свой уровень знания интернет-сленга, чем респонденты женского пола, но разница в среднем индексе известности сленгизмов между мужчинами и женщинами не так велика, как разница в самооценке знания интернет-сленга между ними.

Род занятий оказался не очень значимым фактором. Правда, учащиеся информанты лучше работающих информантов знают интернет-сленгизмы, это также соответствует самооценке знания сленга у информантов-учащихся и работающих. Данные результаты также показывают, что учащиеся получают интернет-сленгизмы из большего числа каналов и активнее выясняют значение незнакомого интернет-сленгизма, чем работающие.

Результаты нашего исследования показали, что возраст - самый важный фактор, влияющий на степень владения интернет-сленгом. Между опрошенными, родившимися после 1990 г., и опрошенными, родившимся до 1990 г., в отношении к интернет-сленгу и в уровне владения интернет-сленгом существует отчетливая разница. Так, своеобразной границей является 1990 г.: он разделяет информантов на две группы. Группа более молодых активно использует интернет-сленг, более уверена в своем хорошем владении интернет-сленгом, больше знает его, в особенности опрошенные, родившиеся в 1990-1999 гг. Именно они могут считаться основными носителями интернет-сленга. Тем самым можно условно очертить социальный портрет носителя сленга в настоящее время: это лицо мужского пола, учащийся, в возрасте 20-30 лет.

Разные источники играют разную роль в формировании интернет-сленга. Наиболее значимая роль здесь у социальных сетей: абсолютное большинство опрошенных считает их для себя приоритетной сферой Интернета и, соответственно, той сферой, откуда они черпают интернет-сленгизмы. Немного уступает социальным сетям такой источник, как «интернет-сообщения в чатах и т. д.», в то время как «видео в Интернете» признан важным источником только информантами, родившимися после 1990 г.; источник «компьютерные игры» является также значимым источником, но в основном для информантов мужского пола.

Кроме этого, происхождение слова, его способ образования, вероятно, также могут оказать некоторое влияние на его распространенность, его известность среди пользователей Интернета: так, слова, образованные с помощью суффиксации, сокращения и заимствования, более известны, чем слова, образованные с помощью графодеривации, что, возможно, связано с тем, что фонетико-графическое искажение слов как способ их образования (популярный когда-то «олбанский язык») в настоящее время уже не является продуктивным способом и обладает малой значимостью при образовании современных сленгизмов.

СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Иванов, Л. Ю. Язык Интернета: заметки лингвиста [Электронный ресурс] / Л. Ю. Иванов // Словарь и культура русской речи / под ред. Н. Ю. Шведовой, В. Г. Костомарова. - М., 2001. -Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/751186/. - Дата доступа: 08.10.2019.

2. Гусейнов, Г. Заметки к антропологии русского Интернета: особенности языка и литературы сетевых людей [Электронный ресурс] / Г. Гусейнов // Новое литературное обозрение. - М., 2000. -№ 33. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/g-guseynov-zametki-k-antropologii-russkogo-interneta-osobennosti-yazyka-i-literatury-setevyh-lyudey. - Дата доступа: 02.02.2021.

3. Азимов, Э. Г. Русский язык в Интернете (методический и лингвистический аспекты) [Электронный ресурс] / Э. Г. Азимов // Лингводидактический поиск на рубеже веков / Государственный институт русского языка. - М., 2000. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30570668. - Дата доступа: 03.01.2021.

4. Афанасова, Н. В. «Наскальный» текст Интернета и его значение в формировании орфографической грамотности школьников / Н. В. Афанасова // Казанский педагогический журнал, 2016. - № 2, ч. 1. - С. 137-140.

5. Ефремов, В. А. О некоторых новых стратах русского языка в Интернете / В. А. Ефремов // Стратификация национального языка в современном российском обществе, Санкт-Петербург, 30 окт. -2 нояб. 2013 г. : тезисы междунар. конф. ; гл. ред. А. В. Голубева. - СПб., 2013. - С. 67-71.

6. Аникина, Т. В. Стилистические средства языкового оформления англоязычной части микроблога Твиттер / Т. В. Аникина // Глобализация науки: проблемы и перспективы : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (5 нояб. 2014 г., г. Уфа). - Уфа, 2014. - С. 124-129.

7. Михайличенко, Е. С. Социальные сети как особый вид интернет-коммуникации: лексический аспект / Е. С. Михайличенко // Уч. зап. Крым. федер. ун-та. Филологические науки. -2016. - Т. 2 (68). - № 1. - С. 166-171.

8. Строгонова, Е. А. Сравнительный анализ словообразовательных моделей интернет-сленга в русском и китайском языках в контексте влияния социальной среды [Электронный ресурс] / Е. А. Строганова // Векторы благополучия: экономика и социум. - Томск, 2014. - № 2 (12). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/sravnitelnyy-analiz-slovoobrazovatelnyh-modeley-internet-slenga-v-russkom-i-kitayskom-yazykah-v-kontekste-vliyaniya-sotsialnoy-sredy/viewer. - Дата доступа: 20.12.2020.

9. Лимарова, Е. В. Интернет-сленг: словообразовательные процессы (на материале английского и русского языков) [Электронный ресурс] / Е. В. Лимарова, Л. П. Сон // Вестн. Челябин. гос. ун-та. - 2018. - № 4 (414). - Режим доступа: https://www.csu.ru/scientific-departments/vestnik/main.aspx. - Дата доступа: 21.01.2021.

10. Чжан Аньци. Владение китайским интернет-сленгом: социолингвистическое исследование / Чжан Аньци / Вестн. МГЛУ. Сер. 1, Филология. - 2020. - № 6 (109). - С. 34-41.

11. Словарь языка интернета.ги / М. А. Кронгауз [и др.] ; под ред. М. А. Кронгауза. - М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016. - 288 с.

12. Словарь молодежного сленга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://teenslang.su/. -Дата доступа: 20.12.2019.

Поступила в редакцию 12.07.2021 E-mail: zhangangi7@yandex.by

Anqi Zhang

RUSSIAN INTERNET SLANG IN THE SOCIOLINGUISTIC ASPECT

The article considers the functional characteristics of Russian Internet slang based on the data of a sociolinguistic online survey. By analyzing the survey data on such social parameters as gender, age and occupation (study or work) of the respondents, the dependence of the degree of proficiency in Internet slang on each of these factors was established. It was found that the way of word formation of Internet slangisms can also affect the popularity of the word among informants.

Keywords: Internet slang, sociolinguistics, questioning, slangism, borrowing, semantic derivation, graphoderivation, suffixation, contamination.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.