УДК 908
РУССКИЙ БЫТ В ЭПОХУ ПЕТРА I
Михайлова Александра Сергеевна
Студентка, Научный руководитель Бурганова И.Н. доцент, кандидат политологических наук, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» burganovain@yandex. ru
В статье рассматривается быт в период правления Петра I., что позволяет увидеть повседневную жизнь общества, передать атмосферу того времени. Что безусловно дополняет картину тех изменений, которые происходили в России в XVIII в. Обращается внимание на внедрение в России европейской моды. В статье делается вывод, что ввод европейский стандартов быта был связан со стремлением нашей страны войти в число передовых европейских государств, а также служит способом трансформации ментальности людей в России.
Ключевые слова: русский быт, эпоха Петра I, этикет эпохи Петра I.
RUSSIAN WOULD BE IN THE ERA OF PETER THE GREAT
Mikhailova Alexandra Sergeevna
Student, supervisor Burganova I.N. Associate Professor, Candidate of Political Science,
Orenburg State Pedagogical University
The article examines everyday life during the reign of Peter I., which allows you to see the daily life of society, to convey the atmosphere of that time. Which certainly complements the picture of the changes that took place in Russia in the XVIII century. Attention is drawn to the introduction of European fashion in Russia. The article concludes that the introduction of European standards of life was associated with the desire of our country to become one of the leading European states, and also serves as a way to transform the mentality of people in Russia.
Keywords: Russian way of life, the era of Peter I, etiquette of the era of Peter I.
Рассмотрение быта в ту или иную историческую эпоху позволяет увидеть повседневную жизнь общества, передать атмосферу того времени. Что безусловно дополняет картину тех изменений, которые происходили в России в XVIII в. Регламентация всех сфер общественной жизни была характерна для России в эпоху петровских преобразований. Реформы Петра I, проводимые в политике, экономике, военной сфере продолжились и в быту. Среди самых значимых нововведений, которые появились в России, стал брадобритие. Реализация данного новшества состоялась после путешествия Петра I по Европе [1]. Большие изменения коснулись внешнего облика людей, а именно их гардероба. В январе1700 г. состоялось принятие указа о том, что «думным и приказным чинам, дворянам московским, городовым и жильцам (провинциальным дворянам, временно жившим в Москве), служилым и торговым людям носить «венгерские кафтаны. Упоминание о
венгерском платье, а не о немецком было связано с весьма бедственным положением людей, которые не могли приобрести достаточно дорогие наряды.
Однако уже в августе 1700 г. было принято решение о предписании о переходе на ношение немецкого платья с 1 декабря 1700 г. Данное правило коснулось жен и дочерей дворян. Позже в отношении бояр и дворяне вводились правила, что они должны были надевать по будням немецкое платье и праздникам - французское платье [2].
В декабре 1701 г. был подписан указ: «русского платья отнюдь не носить и на русских седлах не ездить» [4]. Причем в отношении мастеровых людей строго запрещалось изготавливать и продавать русскую одежду и обувь.
Таким образом, нормативная база того времени запрещала изготовление и ношение традиционной русской одежды.
Первоначально предписывался переход на венгерское платье, которое отличало более
свободный крой и простота изготовления. В дальнейшем, предписывалось носить немецкое и французское платье. Поскольку именно Франция со второй половины XVII в. стала законодательницей моды для европейских стран.
До этого времени мужчины и женщины носили длинные прямые платья, которые скрывали очертания фигуры человека. Причем для девушек и женщин был запрет на непокрытую голову.
Однако к концу XVII в. платье подчеркивало формы: талию плотно обтягивал лиф, а шея и верхняя часть груди были обнажены за счет глубокого выреза. Голова у женщин была открыта, а волосы были закручены в локоны. Также можно отметить, что основным головным убором стала треуголка. Что удивительно, но треуголку часто носили женщины. Это было связано с «небывалым доселе сближением мужской и женской моды». Кроме того, к модным новациям можно отнести узконосая обувь, корсеты, парики и широкие юбки [3].
Таким образом, в России стала утверждаться европейская мода. В то же время сам процесс привыкания к новому гардеробу проходил медленно. Если в столице нововведения более и менее вошли в обиход, то в провинции мода окончательно установилась к середине XVIII в.
Внедрение европейской моды в России было связано с несколькими тенденциями.
С одной стороны, было важно продемонстрировать на символическом уровне стремление нашей страны войти в число передовых европейских государств. С другой -изменение в гардеробе способствовало трансформации ментальности людей в России. Так как население становилось менее консервативным в условиях дальнейшего перехода к светскому государству.
Что касается других изменений русского быта, то они касались разных сторон жизни. Например, в интерьере дворянских домов стали появляться предметы роскоши. К ним можно отнести стеклянную. посуду, шкафы-кабинеты для бумаг, гравюры, кресла, зеркала и пр.
Повседневная жизнь дворян дополнялась обучению новым манерам, например танцам: полонез и менуэт. Как правило дворяне обучались с помощью либо пленных шведских офицеров, либо женщины из немецкой слобод. Важным моментом петровских преобразований явилось изучение французского языка, в обиход дворян вошли французские понятия и выражения [2].
Среди самых интересных новаций стало новое летоисчисление, которое было введено в 1699 г. Россия вступала вместе с европейскими странами в новолетие в одно время - с 1 января. Украшения домов начиналось с ворот, которые декорировались
ветвями из можжевельника, сосны и ели. Система праздников была очень разнообразной. В столице устраивались балы, маскарады и фейерверки. Также Петр I ввел в повседневную жизнь дворян ассамблеи, на которых присутствовали мужчины вместе со своими женами и взрослыми дочерями. В Петербурге были организованы катания по Неве. Дворянский досуг дополнился играми в карты и шахматы.
Для сравнения интересно посмотреть, насколько изменился крестьянский быт по сравнению с дворянским. Поскольку крестьянское сословие занимало низшее положение в феодальной иерархии и было при этом очень большим, то представлялось практически невозможным европеизировать их образ жизни. К тому же на Западе происходил мощный процесс снижения влияния роли церкви и активизации участия населения в политической жизни страны.
В России, с одной стороны, также происходил процесс уменьшения значения религиозного института, но это происходило на фоне возрастания роли государства. Население никак не влияло на политическую жизнь общества. В этих условиях европеизация крестьян могла стать фактором их радикализации. Поэтому при Петре I особых нововведений в отношении этого сословия не было. Традиционность образа жизни крестьян предусматривала работу на помещика в течение шести дней, а по воскресеньям и праздникам они работали на себя. Большую роль играла община, которая имела очень большие функциональные обязанности, начиная от наведения порядка, разложение повинностей до решения спорных вопросов. Важное место в крестьянской жизни играла круговая порука. Вообще крестьянский быт отличался четким следованием порядку, обычаям и традициям. Та же одежда была достаточно простой из холстины. Одежда женщины была представлена рубахой, сарафаном и шубы. Крестьянский досуг отличал массовый характер игр в виде хороводов.
Очень интересным является рассмотрение кулинарным пристрастий дворян и крестьян. Крестьяне в русской деревни подавали на стол похлебки, щи и мучные изделия. Что касается дворян, то среди новых продуктов, которые появились на их столах при Петре I стали кофе, фасоль, шалфей, мята, шпинат, кольраби, тмин, фенхель, савойская капуста, баклажаны, петрушка, сельдерей, сахарная свекла, анисовая водка. Даже сервировка стола при Петре I стала играть важную роль, поскольку это было важным элементом европейской жизни. В русской кухне появляются такие блюда, как шведские, немецкие, французские супы, котлеты, закуски, бутерброды, сливочное масло, запеканки, паштеты, рулеты.
Таким образом, русский быт способен ярко показать историческую реальность эпохи Петра I. Чтобы объяснить сложные исторические события важно дополнить их
деталями мира повседневности, русским бытом для восстановления подлинной исторической картины.
ЛИТЕРАТУРА
1. Великое посольство Петра I путешествие по Европе в 1697-1698 года. [Великое посольство Петра I (1697-1698 гг.) [Электронный ресурс] URL: https://петр1.рус/внешняя-политика/великое-посольство (дата обращения: 04.03.2022).
2. Иванская, И. В. Французский этикет и русское общество эпохи Петра Первого / И. В. Иванская // История и культура. - 2009. - № 7. - С. 94-98.
3. Черная, Л. А. Девизы в городской жизни петровского времени / Л. А. Черная // Русь, Россия. Средневековье и Новое время. - 2019. - № 6. - С. 523-527.
4. Шембакова, О.М. Преобразования Петра I. Изменения в быту/ О.М. Шембакова // История и обществознание для школьников. - 2010 - № 4 - С.21-32.