М. В. Васильев
Русский авиатор Василий Фёдорович Вишняков
Спустя столетие возвращаются исторической памяти имена забытых героев Первой мировой войны. В силу идеологических установок и политической конъюнктуры советского прошлого, эта война была непопулярна в исторической науке, воспринималась как однозначно несправедливая, империалистическая, что привело не только к появлению существенного пробела в нашей истории, но и предало забвению миллионы имен, солдат и офицеров, воевавших с честью за свое Отечество. О некоторых из них мы можем найти краткую информацию в советской научной и справочной литературе, другие же имена навсегда останутся в прошлом. Одним из таких героев Первой мировой войны является уроженец Псковской губернии, русский авиатор Василий Фёдорович Вишняков, человек с интересной и насыщенной событиями судьбой.
Родился В. Ф. Вишняков 24 января 1889 г. в деревне Сорокино, Жадринской волости Псковской губернии (в наши дни это Опо-чецкий район). О детских годах будущего авиатора известно немного. Русская, православная семья Вишняковых на протяжении нескольких поколений славились ремесленным искусством резьбы по дереву. Начальное образование Василий получил в церков-но-приходской школе, располагавшейся в его родном селе. В середине ноября 1910 г. он был призван на военную службу, которую начал в чине рядового 3-й воздухоплавательной роты, где, по всей видимости, проявил не только интерес, но и соответствующие способности в области авиационного дела, что и было отмечено офицерами роты. Уже 21 апреля 1911 г. В. Ф. Вишнякова командировали «для обучения ремонту аэропланов»
Васильев Максим Викторович — кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории ПсковГУ, член Российской ассоциации историков Первой мировой войны.
в Офицерскую Воздухоплавательную школу Отдела воздушного флота. Это было одно из самых молодых военных учебных заведений в Российской империи. Школа была сформирована в 1910 г. на базе Учебного воздухоплавательного парка, располагавшегося на Волковом поле на южной окраине Санкт-Петербурга, а с мая 1911 г. авиационный отдел школы дислоцировался в Гатчине. По инициативе Великого князя Александра Михайловича, в марте 1910 г., был создан Отдел воздушного флота, перед которым была поставлена задача скорейшего формирования воздушного флота1. К концу 1911 г. было обучено полётам 10 офицеров, подготовлено 6 человек наблюдателей из числа офицеров Генерального штаба, ознакомлено с авиационным делом и получили практику полётов 32 офицера Офицерской Воздухоплавательной школы. Кроме этого было обучено ремонту аэропланов — 10 солдат, сборке и регулировке аппаратов — 21 солдат, подготовлено 15 мотористов2. В числе первых выпускников мотористов Воздухоплавательной школы оказался и В. Ф. Вишняков.
В следующем году Василий Фёдорович продолжил свое обучение авиационному делу в Севастопольской военной авиационной школе, которую успешно окончил 22 ноября 1912 г., успешно сдав экзамен на звание «лётчик». Делая первые шаги в военной авиации, Вишняков, по всей видимости, существенно отличался от других молодых авиаторов умением и техническим мастерством в деле управления самолетом. Один из современников, лично знакомый с молодым летчиком, отмечал, что «он летал так красиво, как на собственных крыльях»3.
В 1913 г. В. Ф. Вишняков, получив несколько переводов из одного авиационного отряда в другой, был направлен на службу в Осовецкий крепостной авиационный от-ряд4, где и встретил начало Первой мировой войны в чине старшего унтер-офицера. А 9 октября 1914 г. «за смелые полеты в районе Осовецкой крепости» и удачную разведку вблизи Сандомирского плацдарма молодой авиатор получил свой первый Георгиевский крест 4-й степени5. Вторая награда не заставила себя долго ждать, и уже 21 октября того же года В.Ф. Вишняков получил Георгия 3-й степени. В приказе по штабу Осовецкой крепости за № 217 отмечалось: «в период... с 4 сентября сего года до конца осады крепости Осовец, как только позволяла погода, [В. Ф. Вишняков] производил с замечательным хладнокровием и с необычайной отвагой разведки сил противника, двигавшегося из посада Граево в крепость Осовец. Будучи в этот период времени несколько раз в воздухе под огнём противника, помимо доставки целого ряда ценных сведений о противнике, особенно отличился удачным сбрасыванием бомб на полустанок Подлесок, где были замечены поезда противника, и в группы войск, замеченные в деревнях, лежащих к западу от железнодорожной линии Подлесок-Осовец»6. В легендарной обороне крепости Осовец 1915 г. В. Ф. Вишняков не участвовал, т. к. уже в январе был переведен на другой участок фронта в состав Владивостокского крепостного авиационного отряда. Несмотря на свое название, этот отряд действовал в годы войны на западном направлении. Следует отметить, что век крепостной авиации в русской императорской армии был недолог. В
ходе войны по мере отступления русской армии и падения крепостей число крепостных инженерных частей, в составе которых были воздухоплавательные и авиационные отряды, сокращалось. Они расформировывались, а личный состав передавался для пополнения полевых частей. Однако ряд крепостных авиационных рот, будучи приданы полевым частям, сохраняли свои наименования вплоть до Октябрьской революции7. Именная такая судьба была и у Владивостокского крепостного авиационного отряда.
В начале мая 1915 г. приказом по 3-й армии В. Ф. Вишняков был награжден Георгиевским крестом 2-й степени — «за блестяще выполненную весьма опасную разведку», а через несколько недель приказом по армиям Северо-Западного фронта был произведен в первый офицерский чин прапорщика. В июне 1915 г. новоиспеченный офицер Вишняков чудом избежал плена. Проведя разведку неприятельского тыла у м. Радымно и возвращаясь обратно в расположение своих войск, мотор его самолета заглох, в результате чего авиатору пришлось посадить свою машину на небольшую поляну на вражеской территории. Во время планирования его самолет был обстрелян ружейным огнём немецких солдат. Не желая оставлять боевую машину, В. Ф. Вишняков сумел в экстремальных условиях исправить повреждения мотора и запустить его повторно: сказались навыки моториста, полученные в Воздухоплавательной школе. Авиатору удалось поднять самолет в небо и благополучно долететь до своего аэродрома недалеко от Перемышля. За эти героические действия приказом по 8-й армии от 30.06.1915 г. В. Ф. Вишняков был удостоен Георгиевского креста 1-й степени. «Умелой распорядительностью избёг плена и спас аэроплан, доставив сведения о расположении и силе частей противника», — отмечалось в этом приказе8. Получив четвертый по счету Георгиевский крест, Вишняков стал первым русским летчиком в числе полных георгиевских кавалеров.
Известен факт, что в октябре 1915 г. В. Ф. Вишнякову было доверено сопровождать прибывшую на фронт императорскую чету (Николая II и его сына), а через год он входил в состав воздушного эскорта охраны
императорской особы. За удачную воздушную разведку в районе Луцка-Олыка-Колки в ноябре 1915 г. он был награжден орденом Св. Анны 4-й степени «За храбрость». Были в наградном списке Вишнякова и ордена Св. Владимира и Св. Станислава с мечами и бантом, полученные в 1916 и 1917 гг9. За боевые отличия 3 января 1916 г. В. Ф. Вишняков был произведён в «военные лётчики»10. Однако одним из самых ярких военных подвигов Первой мировой войны псковскому летчику удалось совершить уже в год двух революций. Так, 17 марта 1917 г., возвращаясь с разведки и управляя двухместным самолетом «Ньюпор-10», В. Ф. Вишняков встретил неприятельский самолет, шедший от немецких позиций на восток. В результате мастерского маневра русскому авиатору удалось сблизиться с противником на короткую дистанцию, в результате чего у второго пилота, наблюдателя-пулеметчика прапорщика В. А. Архангельского открылась удобная возможность открыть огонь по неприятельскому самолету. В результате короткого воздушного боя противника удалось сбить. Неприятельский самолет упал в расположении русских войск и сгорел, а два германских офицера (лейтенанты Ильман и Шпиллер) были захвачены плен. За этот бой В. Ф. Вишняков, как и второй летчик, были удостоены самой желанной награды русского офицера императорской армии — ордена Св. Георгия Победоносца 4-й степени11. Само награждение было осуществлено в соответствии с приказом по 7-й армии от 31 октября 1917 г. Можно сказать, что псковский авиатор стал одним из последних кавалеров этого ордена в Первой мировой войне, т. к. уже 15 декабря 1917 г. пришедшее к власти большевистское правительство издало декрет об отмене всех знаков отличий и наград Российской империи и Временного правительства.
Свершившуюся революцию В. Ф. Вишняков принял и был готов сражаться дальше за её идеалы. Есть краткая информация о том, что в конце 1917 г. он занимал должность командира 32-го корпусного авиационного отряда, что объясняется ситуацией полного развала фронта, революционной неразберихой и отстранением высших офицеров от командования войсками. Уже в 1918 г., с момента фор-
мирования Красной армии, он вступил в её ряды и до конца Гражданской войны сражался на стороне большевиков. Известно, что в 1919 г. Василий Фёдорович был летчиком 5-го авиационного отряда истребителей РККВВФ и воевал против армии А. И. Деникина, а в 1920 г. делал многочисленные вылеты, ведя разведку позиций Русской армии барона П. Н. Врангеля в Крыму. За период Гражданской войны был награждён серебряными часами с дарственной надписью от ВЦИК «За выдающуюся боевую работу» и орденом Красного Знамени «за отличия в делах воздушной разведки противника в боях с 17 мая 1920 г. до ликвидации Крымского фронта»12.
После завершения Гражданской войны на территории европейской России, В. Ф. Вишняков продолжил военную службу в советской авиации, передавал свой богатейший боевой опыт следующему поколению молодых авиаторов. В 1921 г. Василий Фёдорович женился на дворянке Александре Васильевне Воробьевой из д. Малюзино, Се-бежского уезда Витебской губернии. От совместного брака у них родилось девять детей, а сама А.В. Вишнякова была награждена орденом «Материнская слава» 2 степени. Есть информация о том, что после заключения брака В. Ф. Вишняков служил короткий период времени в Чите, а после рождения первого сына перевелся в Люберцы Московской губернии. В 1923 г. занимал должность командира 1-го авиационного отряда истребителей 2-й авиационной эскадрильи РККВВФ. С апреля 1924 г. был командиром 17-го отдельного разведывательного авиационного отряда. А в декабре того же года, после рождения второго сына, был освобожден от занимаемой должности и уволен в бессрочный отпуск. Однако с 1925 г. служба В. Ф. Вишнякова в ВВС КА продолжилась. По всей видимости, опытный летчик активно занимался преподавательской деятельностью. Известно, что в 1935 г. он работал преподавателем по устройству и ремонту самолетов в одном из Московских военных училищ. А после увольнения из армии вернулся на Псковщину в родную деревню, где организовал колхоз и стал первым его председателем, в дальнейшем возглавил Сельсовет. Как сложилась жизнь Василия Фёдоровича в
годы Великой Отечественно войны и оккупации фашистскими войсками Псковского края в 1941-1944 гг., неизвестно. Жизнь русского авиатора, героя Первой мировой войны, закончилась трагично. 12 апреля 1947 г. он был
убит бандитами по политическим мотивам, как «ответственный советский работник». Похоронен В. Ф. Вишняков был в деревне Жадро, восточнее д. Подлипье (Сорокино) Опочецкого района.
Примечания
1. Грибанов С. В. Пилоты Его Величества. М., 2007.
2. История Гатчинского аэродрома [Электронный ресурс]: URL: http://www.gorod.gatchina.biz/ dll_9102601 (дата обращения 23.04.2018 г.).
3. Рассохин А. Чем близки Пскову «Фарман», «Илья Муромец» и «Северная ласточка»? // Псковская провинция. 2010. 30 сентября.
4. 30 июля 1912 г. был организован воздухоплавательный отдел при Главном управлении Генерального штаба, который предназначался для организации авиационного дела в русской армии. Первые авиационные отряды организовали преимущественно при крепостных воздухоплавательных ротах (в Ковно, Гродно, Осовце, Новогеоргиевске и Брест-Литовске), при 7-й воздухоплавательной роте (Киев) и по одному отряду при воздухоплавательных батальонах в с. Спасском и Чите. Из запланированных 18 авиаотрядов фактически к 1 января 1913 г. были сформированы только восемь. Крепостной авиаотряд имел по штату 9 лётчиков (6 офицеров и 3 солдат) и 8 самолётов. Штатным расписанием предусматривался также запасной комплект самолётов, однако в условиях резкого дефицита авиационной техники многие отряды были укомплектованы самолётами не полностью. (Лукьянов А. Авиационные отряды Первой мировой войны // Нашей Родины красные соколы [Электронный ресурс]: URL: http://www.airaces.ru/stati/aviacionnye-otryady-pervojj-mirovojj-vojjny. html (дата обращения 23.04.2018 г.)).
5. Рассохин А. Чем близки Пскову «Фарман», «Илья Муромец» и «Северная ласточка»? // Псковская провинция. 2010. 30 сентября.
6. Авиация и воздухоплавание до Второй мировой войны [Электронный ресурс]: URL: http://www.ret-roplan.ru/encyclopaedia.html?sobi2Id =334&sobi2Task=sobi2Details (дата обращения 23.04.2018 г.).
7. Лебедев В. В. Крепостная авиация Первой мировой войны // Новый оборонный заказ стратегии. 2014. № 5. С. 30-35.
8. Авиаторы — кавалеры ордена Св. Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914-1918 годов: Биографический справочник. М., 2006.
9. Бесклёвный Н. Псковичи на Первой мировой войне // Псковская правда. 2013. 13-19 ноября.
10. Военный лётчик — особый знак, учрежденный 13 ноября 1913 г. Представлял собой серебряный оксидированный венок из дубовых и лавровых листьев с двумя скрещенными мечами на нём. На мечи наложены крылья и щит под императорской короной. На щите государственный герб. Право на ношение знака имели офицеры, успешно окончившие теоретический и практический курс авиационного отдела офицерской воздухоплавательной школы или офицерской школы авиации отдела воздушного флота. В. Ф. Вишняков смог получить этот знак только после производства его в офицерский чин.
11. Архангельский Виктор Алексеевич // Офицеры РИА [Электронный ресурс]: URL: http://ria1914. info/index.php?title=Архангельский_Виктор_Алексеевич (дата обращения 23.04.2018 г.).
12. Спатарель И. К. Против Черного барона. М., 1967. С. 253.
План Военного поля Гатчина 1911 года
Награды и знаки различия В. Ф. Вишнякова периода Первой мировой войны
В гондоле самолета «Фарман» прапорщик В. Ф. Вишняков и граф Бобринский
Вишняков В. Ф. с другом Раевским А. Е. и сестрами милосердия на одном из летних аэродромов
Вишняков В. Ф. на фоне самолета. Фото без даты
Вишняков В. Ф. в компании друзей (здесь он крайний справа). Слева направо: Петров, Медель, Ильин, Вишняков. Фото без даты
Вишняков В. Ф. во время службы в военном училище.
с супругой Александрой Васильевной 1932 г.