Научная статья на тему 'Русские заговоры XVIII-XIX вв. в составе фольклорной коллекции И. А. Шляпкина в научной библиотеке Саратовского университета'

Русские заговоры XVIII-XIX вв. в составе фольклорной коллекции И. А. Шляпкина в научной библиотеке Саратовского университета Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

437
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
заговоры / рукописная традиция / русский фольклор / собиратели фольклора / verbal folk magic texts (zagovory) / manuscript tradition / Russian folklore / folklore gatherers.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ипполитова Александра Борисовна

В статье рассматривается корпус русских заговоров XVIII–XIX вв. из собрания И. А. Шляпкина – как из рукописей, составленных самими носителями традиции, так и из записей фольклористов. Первая часть статьи посвящена источниковедческому анализу фольклорной коллекции И. А. Шляпкина в отделе редких книг и рукописей ЗНБ СГУ в целях атрибуции рукописей с заговорами. Материалы коллекции происходят из нескольких источников: архив О. Ф. Миллера (материалы П. Н. Рыбникова и Н. Н. Барт), архив В. Ф. Миллера (материалы Е. В. Барсова, некоторых смоленских собирателей и др.), материалы собственной коллекции И. А. Шляпкина (рукописи И. И. Ежовского и С. В. Никановой, часть рукописей «народной записи»), а также ряд рукописей, для выяснения происхождения которых недостаточно данных. Относительно заговоров установлено, что они происходят из нескольких первоначальных коллекций: 1) самая ранняя часть – олонецкие материалы П. Н. Рыбникова (рукописи XVIII–XIX вв.); 2) отдельные рукописи XIX в. «народной» традиции; 3) записи собирателей фольклора второй половины XIX в. (преимущественно из Смоленской губ.). Корпус неопубликованных текстов заговоров, имеющихся в собрании, насчитывает около ста единиц: заговоры лечебные, от змей, пчеловодческие, социальной направленности, любовные и др. Введение этих текстов в научный оборот актуально в связи с тем, что они записаны в эпоху широкого бытования фольклорно-магической традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ипполитова Александра Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian verbal folk magic texts (zagovory) of the XVIII–XIX centuries from I. A. Shlyapkin’s folklore collection in scientific library of Saratov state university

The article observes Russian verbal folk magic texts corpus of the XVIII–XIX centuries from I. A. Shlyapkin’s collection that consists of both manuscripts compiled by bearers of traditions and of folklorists’ records as well.12The first part of the article is devoted to the source-studying analysis of the collection in the Rare Books and Manuscripts Department of SSU Regional Scientific Library in order to attribute manuscripts to certain verbal folk magic texts (zagovory). The materials of the collection come from different sources: O. F. Miller’s archive (materials of P. N. Rybnikov and N. N. Bart), V. F. Miller’s archive (materials of E. V. Barsov, some gatherers from Smolensk and others), materials from I. A. Shlyapkin’s collection itself (manuscripts by I. I. Ezhovsky and S. V. Nikanova and some folk manuscripts) and also certain manuscripts without enough data to define their origins. As for verbal folk magic texts, it was defined that they come from several initial collections: 1) the earliest part consists of Olonetsky District materials by P. N. Rybnikov (the manuscripts of the XVIII–XIX centuries); 2) separate manuscripts of the XIX century belonging to folk traditions; 3) the records of folklore gatherers of the second half of the XIX century (mainly from Smolensk Governorate). The corpus of unpublished verbal folk magic texts included into the collection numbers about one hundred items. Those are treatment texts, spells against snakes, beekeeping chants, texts of social and romantic orientation and others. Their introduction into scientific circulation is relevant due to the fact that they were recorded during the period when folklore and magic traditions were widespread.

Текст научной работы на тему «Русские заговоры XVIII-XIX вв. в составе фольклорной коллекции И. А. Шляпкина в научной библиотеке Саратовского университета»

DOI: 10.24412/CI-35953-2021-1-173-197 А. Б. ИППОЛИТОВА

Русские заговоры XVIII-XIX вв. в составе фольклорной коллекции И. А. Шляпкина в научной библиотеке Саратовского университета1

В статье рассматривается корпус русских заговоров XVIII-XIX вв. из собрания И. А. Шляпкина - как из рукописей, составленных самими носителями традиции, так и из записей фольклористов. Первая часть статьи посвящена источниковедческому анализу фольклорной коллекции И. А. Шляпкина в отделе редких книг и рукописей ЗНБ СГУ в целях атрибуции рукописей с заговорами. Материалы коллекции происходят из нескольких источников: архив О. Ф. Миллера (материалы П. Н. Рыбникова и Н. Н. Барт), архив В. Ф. Миллера (материалы Е. В. Барсова, некоторых смоленских собирателей и др.), материалы собственной коллекции И. А. Шляпкина (рукописи И. И. Ежовского и С. В. Никановой, часть рукописей «народной записи»), а также ряд рукописей, для выяснения происхождения которых недостаточно данных. Относительно заговоров установлено, что они происходят из нескольких первоначальных коллекций: 1) самая ранняя часть - олонецкие материалы П. Н. Рыбникова (рукописи XVIII-XIX вв.); 2) отдельные рукописи XIX в. «народной» традиции; 3) записи собирателей фольклора второй половины XIX в. (преимущественно из Смоленской губ.). Корпус неопубликованных текстов заговоров, имеющихся в собрании, насчитывает около ста единиц: заговоры лечебные, от змей, пчеловодческие, социальной направленности, любовные и др. Введение этих текстов в научный оборот актуально в связи с тем, что они записаны в эпоху широкого бытования фольклорно-магической традиции.

Ключевые слова: заговоры, рукописная традиция, русский фольклор, собиратели фольклора. A. B. IPPOLITOVA

Russian verbal folk magic texts (zagovory) of the XVIII-XIX centuries from I. A. Shlyapkin's folklore collection in scientific library of Saratov state university2

The article observes Russian verbal folk magic texts corpus of the XVIII-XIX centuries from I. A. Shlyapkin's collection that consists of both manuscripts compiled by bearers of traditions and of folklorists' records as well. The first part of the article is devoted to the source-studying analysis of the collection in the Rare Books and Manuscripts Department of SSU Regional Scientific Library in order to attribute manuscripts to certain verbal folk magic texts (zagovory). The materials of the collection come from different sources: O. F. Miller's archive (materials of P. N. Rybnikov

1 Статья написана при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 20-012-00117). Пользуюсь случаем выразить искреннюю признательность за разнообразную помощь, оказанную мне при написании этой статьи, Т. А. Агапкиной, А. А. Алексееву, М. Г. Бабалык, А. И. Васкул, А. В. Зюзину, Г. Н. Мехнецовой, А. В. Пигину, Н. А. Попковой, Л. Л. Степченкову и А. Л. Топоркову.

2 The article was written with the financial support of Russian Foundation for Basic Research (project № 20-012-00117). The author takes the opportunity to thank T. A. Agapkina, A. A. Alekseev, M. G. Babalyk, A. I. Vaskul, A. V. Zyuzin, G. N. Mekhnetsova, A. V. Pigin, N. A. Popkova, L. L. Stepchenkov and A. L. Toporkov for their assistance in writing the article.

and N. N. Bart), V. F. Miller's archive (materials of E. V. Barsov, some gatherers from Smolensk and others), materials from I. A. Shlyapkin's collection itself (manuscripts by I. I. Ezhovsky and S. V. Nikanova and some folk manuscripts) and also certain manuscripts without enough data to define their origins. As for verbal folk magic texts, it was defined that they come from several initial collections: 1) the earliest part consists of Olonetsky District materials by P. N. Rybnikov (the manuscripts of the XVIII-XIX centuries); 2) separate manuscripts of the XIX century belonging to folk traditions; 3) the records of folklore gatherers of the second half of the XIX century (mainly from Smolensk Governorate). The corpus of unpublished verbal folk magic texts included into the collection numbers about one hundred items. Those are treatment texts, spells against snakes, beekeeping chants, texts of social and romantic orientation and others. Their introduction into scientific circulation is relevant due to the fact that they were recorded during the period when folklore and magic traditions were widespread.

Keywords: verbal folk magic texts (zagovory), manuscript tradition, Russian folklore, folklore gatherers.

В научной библиотеке Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского находится одно из крупнейших в России провинциальных собраний славяно-русских рукописей XV-XIX вв. [Турилов 2010, 50]. На рубеже 1910-х и 1920-х гг. его фундаментальной основой стали две частных коллекции: профессора Петербургского университета И. А. Шляпкина (1858-1918) и старообрядца, балаковского хлебопромышленника П. М. Мальцева (1856/1858-1919) [Каргин 2009; Попкова 2010, 60-61; 2011]. Рукописное собрание и библиотека И. А. Шляпкина поступили в Саратовский университет в конце 1918 г. после смерти владельца в качестве дара согласно завещанию [Бурьян 1959; Соломонов 2010, 238, 242-244]. В 1934 г. высланный в Саратов по делу «Российской национальной партии» академик В. Н. Перетц (1870-1935) составил подробнейшее описание собрания И. А. Шляпкина; оно вышло в свет уже после его кончины, в 1960-1962 гг. [Баринов, Ростовцев; Перетц 1960; 1962]. В 1941 г. саратовское собрание И. А. Шляпкина было разделено: ряд документов передали в Москву в образованный тогда Центральный государственный литературный архив СССР (ныне РГАЛИ)3 [Перетц 1960, 363].

з Архивное наследие И. А. Шляпкина не ограничивается материалами ЗНБ СГУ и РГАЛИ (Ф. 1296), но разделено между ещё несколькими хранилищами: СПбИИ РАН (К. 154), ОР РНБ (Ф. 865), РО ИРЛИ РАН (Ф. 341).

В фонде И. А. Шляпкина имеется значительное число фольклорных материалов. К сожалению, вот уже сто лет они остаются практически не востребованными среди фольклористов, при том, что в подготовленное акад. В. Н. Перетцем описание собрания И. А. Шляпкина вошёл и обзор его фольклорной части [Перетц 1962, 471-482]. Отдельные публикации на основе некоторых саратовских рукописей этой тематики стали появляться только в последние годы [Бабалык 2017; 2019а; 20196; 2020; Ипполитова 2017; 2018]. Выпавшие из научного оборота фольклорные материалы ЗНБ СГУ весьма значимы, так как содержат большое число неопубликованных текстов XIX в., позволяют ввести в науку неизвестные имена, новые данные, уточнить чтения ранее опубликованных рукописей.

Цель настоящей статьи - напомнить научному сообществу о хранящихся в библиотеке Саратовского университета фольклорных материалах, охарактеризовать имеющиеся там данные по русской заговорной традиции и выявить тексты для последующей публикации.

I. ОБЗОР ФОЛЬКЛОРНОЙ КОЛЛЕКЦИИ

И. А. ШЛЯПКИНА (№ 568)

Описание В. Н. Перетца значительно облегчает нашу задачу, так как оно составлено по детальной схеме (название рукописи, датировка, палеографические признаки, значимые маргиналии, подробное изложение содержания с перечислением всех текстов, их инци-питов и эксплицитов). В принципе, для работы с отдельными рукописями этих данных вполне достаточно.

Однако фольклорная коллекция И. А. Шляпкина никогда не рассматривалась как собрание документальных комплексов, каждый из которых имеет свою историю. На первый взгляд эта коллекция производит впечатление довольно случайной подборки разнородных документов, среди которых есть и записи собирателей (нередко безымянных), и рукописи, составленные носителями традиции, причём и те и другие - самых разнообразных жанров. Мы попытаемся найти некую внутреннюю логику в этой подборке и выявить рукописи «общей судьбы», исторически связанные

друг с другом, т. е. комплексы документов. Такой подход важен для атрибуции этих рукописей и дальнейшей работы с содержащимися в них материалами.

В особый раздел в описании В. Н. Перетца выделены «Записи фольклора»4 [Перетц 1962, 471-482]. Сюда вошли две обширные единицы хранения № 567 и № 568, в каждую из которых входит значительное число рукописей. № 567 «Сборник фольклорных записей, №№ 1-УШ, разных форматов и времени» (состоящий преимущественно из песен) среди прочих рукописей в 1941 г. был передан ЦГЛА СССР (совр. шифр № 567: РГАЛИ. Ф. 1296. Оп. 2. Д. 51), поэтому в настоящем обзоре рассматриваться не будет5.

Под № 568, согласно описанию В. Н. Перетца, значится: «Сборник записей фольклорного материала. Записи - разновременны, сделаны разными лицами и в различных местностях, всего У пакетов, содержащих 37 номеров» [Перетц 1962, 475].

То, что В. Н. Перетц определил как «сборник», правильнее назвать коллекцией, ибо это не одна рукопись, содержащая разные сочинения, а подборка различных рукописей разного происхождения, объединённых общей фольклорной тематикой.

Рукописи помещены в пяти отдельных пакетах, причём логика систематизации ныне не очевидна; надписи И. А. Шляпкина на конвертах свидетельствуют, что разделение на пакеты осуществил именно он, но впоследствии, как будет показано, некоторые рукописи перемещались в другие пакеты.

Подробное знакомство с составом № 568 привело нас к заключению, что многие детали (датировки, отдельные чтения, маргиналии, биографические данные), имеющиеся в описании В. Н. Перетца, требуют сегодня корректировок и уточнений.

4 Строго говоря, фольклорные тексты (например, песни, духовные стихи, псальмы в составе различных сборников) встречаются и в других разделах собрания И. А. Шляпкина, в частности, в разделе «Сборники и альбомы конца XVIII - XIX в.» [Перетц 1962, 398-471], но их рассмотрение требует знакомства с рукописями de visu и специального исследования.

5 Отметим, что в бывш. № 567 также есть пять заговоров [РГАЛИ. Ф. 1296. Оп. 2. Д. 51. Л. 80 об. - 86 об.; Перетц 1962, 475].

Пакет I. № 568/1-18. Данных о надписях на конверте В. Н. Перетц не приводит, равно как и не упоминает прямо сам пакет (лишь косвенно - поскольку далее идут пакеты 11-У, можно сделать вывод, что под № 1-18 описан пакет I).

Все рукописи здесь небольшого объёма (от 1 до 13 л.) и содержат записи фольклора, сделанные различными собирателями (за исключением № 568/13, являющегося, вероятно, копией рукописи «народной записи»6) и датируемые (по В. Н. Перетцу7) 1846, 1870-1904 гг.

Очевидно, что рукописи объединены в один пакет по основному общему признаку: это записи собирателей фольклора сер. XIX - начала XX в. Их география, согласно атрибуциям в описании В. Н. Перетца, -Смоленская (5 рукописей: № 568/1, 9, 11, 14, 16) и Олонецкая губернии (з рукописи: № 568/7, 13, 18); по одной рукописи из Вологодской (№ 568/10), Костромской (№ 568/3), Московской (№ 568/2) губерний и Пскова (№ 568/4), а также 6 рукописей без региональных помет (№ 568/5, 6, 8, 12, 15 и 17).

В жанровом отношении здесь представлены сказки, несказочная проза, демонология, поверья, календарные и семейные обряды, заговоры, загадки, а также отдельные песни и описания игр.

Визуальный анализ документов позволил выявить неотмеченный В. Н. Перетцем факт: в некоторых рукописях повторяются почерки. Идентичен почерк в рукописях № 568/2 (заговоры «из-под Серпухова»), № 568/8 (заговоры без локализации) и № 568/15 (три заговора Н. Кулагина). Эти три рукописи имеют в верхнем правом углу первых листов пометы (одинаковым почерком, отличным от почерка рукописей): № 568/8, л. 1: «1й лист»; № 568/15, л. 1: «2й лист», № 568/2, л. 1: «3й лист». У № 568/2 и № 568/15 совпадает формат (в четвёрку),

6 Термин В. Н. Перетца.

7 Каким образом В. Н. Перетц датировал рукописи с точностью до десятилетия, сегодня не ясно, так как большинство их не имеет водяных знаков и «чёрных дат» в тексте. В некоторых случаях датировки В. Н. Перетца вызывают сомнения. Так, например, рукопись № 568/13 датирована у В. Н. Перетца 1890-1900-ми гг., хотя это явно оригинал позднего заговора, опубликованного П. Н. Рыбниковым в его «Песнях...» в 1867 г. «из рукописи» [Рыбников 1867/4, 257-258]. Выявлены ошибки в датировках № 568/2, 568/8, 568/14, 568/15 и 568/31 (см. далее в статье). В целом все рукописи пакета I, не имеющие «чёрных дат», можно обобщённо датировать второй половиной XIX в.

тип бумаги, количество листов (по 4 л.). Учитывая общее содержание (тексты заговоров) и наличие заглавия только на л. 1 № 568/8 («Заговоры»), а также одинаковые чернила, можно считать, что все три рукописи ранее составляли единое целое и были написаны одним человеком в одно время8. Проблема состоит в том, что по крайней мере две рукописи в этом комплексе документов имеют разную географию. В № 568/2 (л. 1) имеется поздняя помета «из-под Серпухова»9, в № 568/15 (л. 1) вписано имя Н. Кулагина, которое встречается также в № 568/1 - смоленского происхождения (см. ниже). Возможны разные интерпретации этой ситуации, в частности: 1) все три рукописи - это переписанные одним человеком набело копии с оригиналов разного происхождения (но тогда не ясно, почему переписчик не сделал географические пометы); 2) запись о Серпухове - ошибка, а все рукописи являются смоленскими. Для предпочтения той или иной версии пока недостаточно данных.

Одним почерком написаны также рукописи № 568/14 и № 568/31. Обе имеют географические пометы в верхнем правом углу первого листа, сделанные также одним почерком, но отличным от основного: «Юхновскаго уезда», «л. 1» (№ 568/14); «Ельнинской уезд», «В Духовщ. уезде» (№ 568/31). На то, что у обеих рукописей был один автор, указывает также общность заголовков, ср.: «Нечто о лесовом», «Нечто из Святок» (№ 568/14, л. 1, 2 об.) и «Нечто о кладах» (№ 568/31, л. 4). В рукописи № 568/31 имеется помета рукой В. Ф. Миллера10: «Списать заговоры» (л. 1). Таким образом, оба документа, очевидно, восходят к архиву В. Ф. Миллера. Заметим, что в описании Перетца у этих рукописей разные датировки: 1870-е (№ 568/31) и 1890-е гг. (№ 568/14), что сомнительно, так как вероятнее всего рукописи создавались если не одновременно, то через краткий промежуток времени. В рукописи № 568/14 (л. 1) имеется авторская помета «Ивана

8 У В. Н. Перетца эти рукописи имеют разные даты: 1870-е (№ 568/2), 1880-е (№ 568/8)

и без даты (№ 568/15), что, безусловно, ошибочно. ' Отсутствие «ъ» в предлоге «под» и сходство почерка с рукой В. Ю. Ластовского (18831938) (в 1931-1938 гг. - заведующий отделом редких книг и рукописей в библиотеке Саратовского университета) указывают на то, что запись сделана уже в советское время. (Почерк В. Ю. Ластовского атрибутируется по его записи в ркп. № 568/30.)

10 Атрибуция ряда помет В. Ф. Миллеру была сделана ещё И. А. Шляпкиным.

Чанцева» (тем же почерком, что и текст рукописи), что позволяет атрибутировать № 568/31 ему же.

Чуть больше половины рукописей пакета I - анонимные (10 ед.), но в восьми содержатся указания на имена собирателей и, в одном случае, исполнителя (№ 568/9). Остановимся на этих именах подробнее, так как почти все они до сих пор не встречались в публикациях по истории русской фольклористики, нет их (кроме одного) и в словаре «Русские фольклористы».

№ 568/4. Самый ранний сборник - «Загадки, избранные из разных мест» (загадки книжного и литературного характера, шарады) - содержит владельческую помету «Ежовский» (л. 1). На том же листе указаны дата и место создания: «1846 года 1 ноября г. Псков» (л. 1). Благодаря записи И. А. Шляпкина на л. 12 об. известны некоторые биографические подробности о составителе сборника: «Иосиф Иосифович Ежовский, сын проф. Ежовского, родился в 40 гг., служил во Пскове, был приятель моего тестя, свящ. Ив. Мих. Смирнова <...> затем служил в управлении Москов.-Нижегор. дороги в Москве; умер, кажется, в конце 90 гг.»11.

Речь идёт о сыне филолога-классика, преподавателя греческого языка в Московском университете Юзефа (Осипа, Иосифа) Ежовского (ок. 1793-1855). В молодости Ежовский-отец был одним из создателей и руководителей общества филоматов - тайного объединения студентов Виленского университета (1817-1823). Его сын И. И. Ежовский родился, по-видимому, на рубеже 1820-1830-х гг., так как в 1848 г. он окончил Псковскую гимназию [Говорливый 1884, 99]. Таким образом, если предположить, что сборник загадок составлен самим И. И. Ежов-ским (почерк подписи похож на основной почерк рукописи), то он сделал это в старших гимназических классах.

В четырёх из пяти смоленских рукописей также указаны имена их авторов: А. Каверзнев, Николай Кулагин12, Иван Соколов и Иван

11 Цит. по ркп. В. Н. Перетц при цитировании этой записи в своей работе вполне обоснованно усомнился в возможности рождения И. И. Ежовского в 1840-е гг. [Перетц 1962, 476].

12 Имя Н. Кулагина указано и в рукописи № 568/15, но она не имеет географических помет.

Чанцев. Ниже мы попытаемся связать эти имена с конкретными персоналиями, но все атрибуции более или менее приблизительны и нуждаются в дальнейшей верификации.

№ 568/11. Рукопись А. Каверзнева датирована В. Н. Перетцем 1880-ми гг. и содержит описания демонологических верований и представлений об аде и рае. В тексте упоминаются крестьяне Крас-нинского уезда Смоленской губернии (л. 4). Фамилия Каверзневы была распространена в Смоленской губернии среди духовенства13. Среди смоленских священнослужителей Каверзневых второй половины XIX в. нам удалось найти лишь одного с инициалом имени «А.» - это священник села Мамонова Духовщинского уезда Александр Тимофеевич Каверзнев. Он родился около 1844 г., в 1863 г. окончил духовную семинарию, в 1879 г. был рукоположен в сан священника. А. Т. Каверзнев умер 4 ноября 1906 г. [СЕВ 1898/18; А. В. 1906].

№ 568/1 и № 568/15. В начале обеих рукописей на полях обозначено имя Николая Кулагина14, но при этом сами рукописи написаны разными почерками15. В рукописи № 568/1, содержащей описания календарных и семейных обрядов, поверий и др., обозначена география: «Из Смоленск. губ.»16 (л. 1). На этом основании можно предполагать, что и рукопись № 568/15 относится к территории той же губернии.

Содержание рукописи № 568/1 обнаруживает значительное сходство с этнографическими фрагментами историко-статистических описаний с. Заозерье Бельского уезда священника Михаила Степановича Кулагина (1837-1903) [Кулагин 1874/8, 324-326; Мехнецова 2018а] и с. Шиловичи Духовщинского уезда священника Михаила Тимофеевича Кулагина (1835-1895), опубликованных в «Смоленских

13 Так, к этому роду принадлежат выходцы из духовного звания Афанасий Аввакумович Каверзнев, выпускник Лейпцигского университета, биолог (1740-е - 1820-е) и его племянник Александр Кириллович Каверзнев, кораблестроитель (1774-1867).

14 В обоих случаях имя написано почерками, отличными от почерков рукописей, на поле на первом листе в форме родительного падежа: «Николая Кулагина».

15 Можно предполагать самые разные причины такого различия: 1) одна из рукописей написана самим Н. Кулагиным, другая - переписчиком; 2) одну рукопись писал сам Николай, другую - его отец М. Т. Кулагин, также собиравший фольклор.

16 Почерк записи похож на почерк географических помет в рукописях И. Чанцева (№ 568/14 и № 568/31).

епархиальных ведомостях» [Кулагин 1891/9, 462-463; Балбышкин, Степ-ченков 2012-2013; Мехнецова 20186]. Тексты рукописи большей частью кратко пересказывают печатные описания, но иногда повторяют их слово в слово. Некоторые из описанных в рукописи поверий отсутствуют в указанных публикациях, возможно, они были добавлены самим Н. Кулагиным либо выписаны из какого-то третьего источника.

На полях этой рукописи имеются пометы, комментарии и вопросы к автору, их почерк схож с почерком В. Ф. Миллера, например: «вот их-то и опишите» (№ 568/1, л. 1), «какие песни» (№ 568/1, л. 1 об.), «напишите эту песню, прошу» (№ 568/1, л. 2 об.).

Рукопись № 568/15 содержит три заговора; почерк в ней идентичен рукописям № 568/2 и № 568/8 (см. подробнее выше).

С некоторой осторожностью можно предположить, что Николай Кулагин - это уроженец Шиловичей, сын о. М. Т. Кулагина, будущий зоолог и академик Н. М. Кулагин (1859-1940) [Кулагин 1960]. Но почерк в № 568/1 и № 568/15 не совпадает с почерком акад. Н. М. Кулагина, известным по его документам из архива РАН.

№ 568/9. На этой рукописи с заговорами есть поздняя (и ошибочная) помета «Гор. Дорогобужа»17 (л. 1) и подпись автора рукописи, переданная в описании В. Н. Перетца так: «Писаны со слов крестьянина Ивановского у. села ... [неразбор.] Иванов Соколовский» (л. 2). Тот факт, что в Смоленской губернии никогда не было Ивановского уезда, заставил нас прочесть текст внимательнее: «Писаны со слов крестьянина Юхновского уезда села Покрова Иваном Соколовым» (курсив мой. - А. И.). Согласно данным словаря «Русские фольклористы», известны два смоленских собирателя с таким именем: свящ. Иоанн Соколов из с. Великополье Юхновского уезда и свящ. Иоанн Арсеньевич Соколов из с. Петрополье Рославльского уезда (ок. 1824-1897) [Мехнецова 2019а; 20196]. Оба в 1850-е гг. были корреспондентами РГО [Зеленин 2019/4, 1326-1331, 1335-1337]. Поскольку село

17 Помета сделана теми же чернилами, что и шифр рукописи, то есть её сделал кто-то из работников библиотеки между началом 1920-х и 1934 г. Видимо, помета нанесена по ошибке и предназначалась для рукописи № 568/16, повествующей о пасхальных обычаях мещан и купцов г. Дорогобужа.

Покров из записи находится в том же уезде, что и Великополье, можно предполагать, что рукопись принадлежит перу Ивана/Иоанна Соколова из Великополья. Впрочем, в Юхновском уезде жил ещё один Иван Соколов - священник села Бариново Иоанн Афанасьевич Соколов (1828-1889) [СЕВ 1890/4, 187-190], который гипотетически тоже мог быть автором этой рукописи.

№ 568/14. Ещё одно имя, встречающееся в смоленских материалах, -Иван Чанцев (л. 1) - упоминается в рукописи из Юхновского уезда (демонология, заговор, календарь (святки, гадания), подблюдные песни, сказки, игры). Чанцевы - также смоленская духовная фамилия [ПД/Чанцев]. Не исключено, что собирателем мог быть Иван Иванович Чанцев (1858-1933) - выпускник Смоленской духовной семинарии (1879) и Московской духовной академии (1884), кандидат богословия, в 1880-е гг. - преподаватель латинского языка в Вяземском духовном училище [СКСГ 1887, 68; СКСГ 1889, 66]. В 1920-е гг. примкнул к обновленческому расколу. В конце жизни - епископ (под именем Иоанникий) Акмолинский, епископ Кунгурский [Лавринов 2016, 292]. Напомним, что по почерку И. Чанцеву атрибутируется и рукопись № 568/31 (см. о ней в описании пакета III).

№ 568/12. На рукописи без географической привязки значится: «Записки Ивана Крыленкова» (похороны, свадьба, гадания, поверья). Если предположить, что эта рукопись тоже из Смоленской губернии, то создатель её мог быть кем-то из родни будущего наркома юстиции Н. В. Крыленко, родившегося в с. Бехтеево Сычёвского уезда (первоначальный вариант фамилии - Крыленковы).

№ 568/10. В конце рукописи со сказкой «Медведь и чёрт», записанной в Вологодском уезде, имеется карандашная помета: «Слушательница ВЖК III Никанова 1904 ноябрь». Удалось установить, что это Софья Владимировна Никанова (Никонова) (1878-1925), выпускница историко-филологического отделения Высших женских курсов 1907 г., впоследствии литератор, жена историка П. Г. Васенко [Список 1911, 100; Васенко 2005].

№ 568/13. Рукопись заговора от зубной боли несомненно происходит из материалов П. Н. Рыбникова, т. к. опубликована в 4-м томе

его «Песен...»18 с пометой «из рукописи» [Рыбников 1867/4, 257-258, № 17]. Именно она значится под литерой «Е» в записи И. А. Шляп-кина на конверте II (см. ниже). По неясной причине в описании В. Н. Перетца рукопись датирована 1890-1900 гг. [Перетц 1962, 478]. Как кажется, эта рукопись вполне могла быть тем оригиналом, с которого печатался соответствующий заговор в 1867 г. Но беглый почерк, а также использование в примечании сокращения NB (= nota bene) указывают на то, что переписчик был не крестьянином. Скорее всего, № 568/13 - это копия начала 1860-х гг., выполненная с оригинальной рукописи «народной записи».

Что касается значимых маргиналий, то на трёх рукописях пакета I имеются пометы В. Ф. Миллера «списать» (№ 568/3, л. 3; № 568/7, л. 1; № 568/8, л. 1), что свидетельствует об их принадлежности к архиву учёного.

Пакет II. № 568/19-24. На конверте имеется надпись рукой И. А. Шляпкина: «Памятники народной словесности. a) Заговоры новой записи. b) Заговоры народной записи. Большею частью это заговоры из Олонецкой губ., доставленные Оресту Фёдоровичу Миллеру П. Н. Рыбниковым и напечатанные в IV томе песен П. Н. Рыбникова (стр. 247, № 1, 2, 3, 4, 5 рук. до 1777 А), № 11, 13, 14, 23 (рукоп. Б., 1795); № 17 (рук. Е., каранд. запись, новая); № 24 (В., 1753 г.); № 26 (рук. Д.); № 27 (рук. Г. XVIII в.); частью - из бумаг О. Ф. Миллера» [Перетц 1962, 479].

В этом конверте действительно находятся пять рукописей XVIII в. с заговорами (из шести перечисленных), привезённые П. Н. Рыбниковым из Олонецкой губернии (№ 568/19-23) (о № 568/19 см.: [Иппо-литова 2017]), то есть заговоры «народной записи», по терминологии Шляпкина.

Содержание конверта, видимо, было изменено между нач. 1920-х -1934 г., так как в нём отсутствуют упомянутые Шляпкиным «заговоры новой записи» (очевидно, теперь они находятся в пакете I19), а также

18 На это указывает запись Шляпкина в рукописи с отсылкой на том и страницу.

19 Ещё одна рукопись, содержащая среди прочих текстов заговоры «новой записи»,

находится в пакете III (№ 568/31).

рукопись из архива П. Н. Рыбникова, обозначенная Шляпкиным под литерой Е (находится в пакете I под № 568/13). Кроме того, в пакет II попала анонимная рукопись № 568/24 с записями рязанского фольклора (песни, пословицы, загадки, поговорки, описание некоторых обрядов, список местных слов и др.), вероятнее всего, первоначально она находилась в пакете I (либо в № 567). В пакет II вложен оттиск статьи И. А. Шляпкина 1912 г. «П. Н. Рыбников и новое издание его сборника» [Шляпкин 1912].

Таким образом, можно говорить о том, что при систематизации своей фольклорной коллекции Шляпкин поместил тексты заговоров в особый пакет (что впоследствии было нарушено). То есть наша работа отчасти является реконструкцией первоначального замысла Шляпкина, придававшего, по-видимому, заговорам особое значение.

Пакет III. № 568/25-33. Надпись И. А. Шляпкина на конверте: «Памятники народной словесности. Народные рецепты, снадобья etc. Частью из бумаг О. Ф. Миллера».

Состав этого конверта достаточно разнороден как тематически, так и по происхождению. Тематически он подразделяется на:

1) рукописи «народной записи»: № 568/25-27 (лечебники, один -1774 г., два - XIX в., содержащие также заговоры и выписки из Физиолога), № 568/33 (две копии рукописи XVIII в. из библиотеки Петербургского университета20: травник и пчеловодческие заговоры);

2) записи фольклора собирателями:

А) записи олонецких былин и сказок:

- олонецкие былины и сказки в записи ок. 1886 г. слушательницы Высших женских курсов Н. Н. Барт (№ 568/28; см. [Бабалык 2017; 2019а; 20196; 2020]);

- две олонецких былины, по-видимому, присланные в своё время Е. В. Барсовым В. Ф. Миллеру (№ 568/29 «берёт добрынюшка уздицу тесмяную...» зап. от Щеголенкова 27 марта 1869 г.21; № 568/32 «Дюк сте-

20 В настоящее время эта рукопись отсутствует в научной библиотеке им. М. Горького СПбГУ, данных о ней не имеется в описях и каталогах рукописного фонда, т. к. за искомый период они сохранились фрагментарно (письмо зав. отделом редких книг и рукописей НБ СПбГУ А. А. Алексеева автору от 08.09.2020).

21 Возможно, этот текст до сих пор не опубликован.

панович», зап. Свящ. Иваном Первенцовым в д. Большая Пога на Вод-лозере от 75-летнего И. Г. Захарова, опубликована: [Барсов 1873, 71-77]);

Б) записи фольклора Ельнинского и Духовщинского уездов Смоленской губ.: волочебные стихи, заговоры, календарные обряды, бывальщины, песни и др. (№ 568/31). На л. 1 имеется помета В. Ф. Миллера. Рукопись написана тем же почерком, что и № 568/14, автор которой Иван Чанцев;

3) выписка О. Ф. Миллера белорусской народной песни из издания [НБП 1853] с фонетической записью 1930-х гг. той же песни рукой В. Ю. Ластовского22 (№ 568/30).

Лечебники и копии травника являются, скорее всего, частью рукописной коллекции самого Шляпкина. Остальные рукописи пакета III восходят, во-первых, к архиву О. Ф. Миллера (на что прямо указано на конверте) и, во-вторых, видимо, к архиву В. Ф. Миллера (так как ряд рукописей содержит его пометы):

- материалы О. Ф. Миллера: № 568/28 (записи олонецких былин и сказок Н. Н. Барт); № 568/30 (выписка О. Ф. Миллером белорусской народной песни из печатного издания);

- материалы с пометами В. Ф. Миллера: две олонецких былины (№ 568/29, № 568/32); фольклор Смоленской губ. (№ 568/31).

Пакеты IV и V содержат № 568/34 и № 568/35-37 соответственно. В этих рукописях нет фольклорных материалов, поэтому мы не рассматриваем их здесь.

Таким образом, собственно фольклорные материалы содержатся в пакетах 1-111. Эти рукописи восходят к архивам О. Ф. Миллера (олонецкие материалы П. Н. Рыбникова и Н. Н. Барт), В. Ф. Миллера (олонецкие материалы Е. В. Барсова, смоленские материалы Н. Кулагина и И. Чанцева, серпуховская (?) рукопись № 568/2, смоленская (?) № 568/8 и костромская № 568/3), и самого И. А. Шляпкина (№ 568/4, № 568/10). Происхождение остальных девяти рукописей с записями собирателей неизвестно (см. строку 4 в таблице).

22 Почерк В. Ю. Ластовского атрибутирован В. Н. Перетцем.

Учитывая, что В. Ф. Миллер был председателем этнографического отдела ОЛЕАиЭ при Московском университете, в качестве гипотезы можно предположить, что эти беспаспортные записи или часть их, равно как и смоленские материалы из архива В. Ф. Миллера, могли быть сделаны корреспондентами ОЛЕАиЭ.

Географически среди рукописей выделяются два крупных блока: материалы из Олонецкой (11 рукописей) и Смоленской (до 10 рукописей) губерний. Прочие губернии (Вологодская, Костромская, Московская (?), Псковская, Рязанская) представлены каждая одной рукописью. Наконец, территория происхождения ещё двух рукописей неизвестна (№ 568/12, № 568/17).

Для наглядности представим материалы фольклорной коллекции № 568 в табличном виде (за исключением № 568/30). Знаком * отмечена наша атрибуция происхождения отдельных рукописей (на основе помет В. Ф. Миллера и предположения, что ркп. С. В. Ника-новой происходит из собственного архива И. А. Шляпкина, так как он преподавал на ВЖК).

Анализ материалов фольклорной коллекции И. А. Шляпкина позволяет не только сгруппировать их по источникам происхождения и географии, но и ставить задачи на будущее. Так, если мотивы собирательской деятельности П. Н. Рыбникова и Е. В. Барсова, слушательниц ВЖК Н. Н. Барт и С. В. Никановой мы понимаем, то с какой целью и по чьему поручению (преподавателя? научного общества?) собирали фольклорные материалы остальные поименованные и анонимные авторы, пока остаётся неясным. Возможно, этот вопрос удастся решить путём привлечения дополнительных архивных источников, например документов из фонда И. А. Шляпкина в РНБ, где ряд дел тоже содержит фольклорные записи [РНБ. Ф. 865. Ед. хр. 31, 35, 269, 392, 393], фондов ОЛЕАиЭ, В. Ф. Миллера и др.

Фольклорные материалы в собр. И. А. Шляпкина, № 56823

Происхождение География

Олон. Смол. Неизв. Моск. (?) Костр. Пек. Влг. Ряз.

В. Ф. Миллер №7* № 29,32 Е. В. Барсов № 1*, 15* Н. Кулагин № 8* (смол.?) № 14* И. Чанцев № 31 [И. Чанцев] №2* № 3*

0. Ф. Миллер № 13,19-23 П. Н. Рыбников №28 Н. Н. Барт

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И. А. Шляпкин №4 И. И. Ежов-ский № ю* вжк, С. В. Ни-канова

Неизвестно №18 № 5 (смол.?) № 6 (смол.?) № 9 И. Соколов № и А. Каверзнев № 16 (Дорогобуж) №12 И. Крылен- ков №17 №24

Рукописи «народной записи» и их копии (кроме ркп. П. Н. Рыбникова) 25-27, 33

Итого 11 10 6 1 1 1 1 1

X <

X X

23 Место происхождения для ркп. «народной записи» мы не указываем.

II. ЗАГОВОРЫ В СОБРАНИИ И. А. ШЛЯПКИНА24

В собрании И. А. Шляпкина нами выявлена 21 рукопись с заговорами, которые делятся на три группы: олонецкие материалы П. Н. Рыбникова (6 ед.); записи собирателей (10 ед.) и рукописи «народной записи» (5 ед.).

Олонецкие материалы П. Н. Рыбникова

Все рукописи с заговорами из олонецких материалов П. Н. Рыбникова, находящиеся ныне в собр. И. А. Шляпкина, были полностью или частично опубликованы в IV части «Песен...»: пять рукописей XVIII в. и одна - XIX в. [Рыбников 1867/4, 243-246 (№ 1-5), 253-255 (№ 11, 13, 14), 257-258 (№ 17), 261-265 (№ 23-24), 268-272 (№ 26-27)], впоследствии они перепечатывались по указанному изданию.

Во время подготовки IV части «Песен.» к публикации П. Н. Рыбников находился в г. Калише (Польша), где служил в должности вице-губернатора. В письме к издателю «Песен.» Д. Е. Кожанчикову от 10 февраля 1867 г. Рыбников сообщал: «Так как в заговорах и отпусках и проч. много необыкновенного, то подлинники я завернул в особую бумагу и адрессую (sic) Оресту Фёдоровичу Миллеру, которому не откажите передать» [Шляпкин 1912, 317]. Позже от О. Ф. Миллера рукописи попали к И. А. Шляпкину, а затем и в библиотеку Саратовского университета.

Спустя два года после выхода второго переиздания «Песен.» И. А. Шляпкин опубликовал статью «П. Н. Рыбников и новое издание его сборника (с приложением новых материалов)» (1912), в приложении к которой кратко описал имеющиеся у него рукописи Рыбникова, содержащие заговорные тексты, и перечислил замеченные им неточности при передаче их в печать [Шляпкин 1912, 318-321]. Значимость существования оригиналов рукописей Рыбникова трудно переоценить, так как до недавних пор их тексты были известны только по ранней публикации 1867 г. (и её переизданиям), а после 1912 г. сами рукописи вовсе выпали из сферы внимания фольклористов и не были учтены при подготовке 3-го издания «Песен.» [Рыбников

24 Помимо № 568 здесь рассматриваются также № 536 и № 550 собрания И. А. Шляпкина ЗНБ СГУ.

1989-1991]. Кроме того, в 1867 г. заговоры публиковались П. Н. Рыбниковым как отдельные тексты, вне связи с конвоями и данными о самих рукописях. Подробное описание саратовских рукописей П. Н. Рыбникова требует специального исследования и не входит в задачи настоящей статьи. Работа по их републикации была начата нами в 2017 г. и будет продолжена в будущем [Ипполитова 2017]. Здесь же приведём таблицу с перечнем содержания этих источников (см. табл.). Указания на заговоры и фольклорно-магические тексты в таблице выделены жирным шрифтом.

Рукописи П. Н. Рыбникова с заговорами

Шифр Датировка Состав рукописей и № заговоров по изд. 1867 г.

№ 568/13 XIX в. - Заговор «от зубов» (л. 1-1 об.) - № 17

№ 568/19 1770-е гг. № 1-5 - Громник. «Сказание о грому части» (л. 1) - № 1 - Колядник. «Сказание на всю седмицу» (л. 1-1 об.) - № 2 - «Сказание о месецех на пользу христианом» (л. 1 об.-2 об.) - № 3 - Три статьи из травника (л. 2 об.-з об.) - № 4 - Магический рецепт о добывании волшебного камня из муравейника, чтобы стать невидимым (л. 3 об.-4) - № 5 (начало) - Заговор на сбор растений (л. 4) - № 5 (конец)

№ 568/20 кон. XVIII в. - «Как свадба отпускать» (л. 1) - № 13 - Заговор «призор отговаривать» (л. 8 об.-9 об.) -№ 23 - Заговор «о зубной болезни и щипоты и от грыжи», 3 текста (л. 10-11) - № 23-Ыб - Заговоры от недруга, на судей, 3 текста (л. 11 об.-13) - № 11 - Заговор «от причины» (л. 14-15) - № 14

№ 568/21 1753 г. - Черновые челобитных и донесений приказчика с. Ярбозеро (л. 1-2 об., 15 об.-16 об.) - Пастушеский отпуск (л. 3-10) - № 24 - Черновик отпускной с. Ярбозеро (л. 10) - Владельческая запись земского дьяка с. Ярбозера Козмы Григорьева сына Кислухина от 22 июля 1753 г. (л. 11) - Молитва св. Косме и Дамиану (л. 12) - Молитвы Богородице (л. 12-13 об.)

№ 568/22 кон. XVIII -нач. XIX в. - «Отпуск рогатого скота» (л. 1-8 об.) - № 26

№ 568/23 кон. XVIII в. - Свадебный оберег (л. 1-2 об.) - № 27 - Отрывок из романа о Петре - Златые ключи (л. 3-4 об.)

Записи собирателей

Все записи датируются второй половиной XIX в.25 (№ 568/2, 5, 6, 7, 8, 9, 14, 15, 17, 31). Всего здесь выявлено 57 заговоров (5 рукописей содержат от одного до трёх текстов, ещё 5 рукописей -от шести до 14 заговоров).

Географически записи распределяются следующим образом: Смоленская губерния (7 ркп.), Серпуховской уезд Московской (?) губ.26 (1), Олонецкая губ. (1) и одна рукопись без территориальной привязки.

Четыре смоленские рукописи связаны с именами уже упоминавшихся выше свящ. Ивана Соколова (Юхновский у., № 568/9), Ивана Чан-цева (Ельнинский, Духовщинский, Юхновский у., № 568/14 и № 568/31) и Николая Кулагина (скорее всего, Духовщинский у., № 568/15). Есть также три беспаспортные рукописи; одна из них косвенно атрибутируется как смоленская по функциональной тематике заговоров и тому факту, что входит в один комплекс документов с рукописью Н. Кулагина (№ 568/8), вторая (№ 568/6) - по наличию двух заговоров, почти идентичных юхновским заговорам в записи И. Соколова (№ 568/9), третья - по наличию характерного для смоленской традиции заговора «от суроц» (№ 568/5).

Всего в семи рукописях 49 заговоров, большая часть которых -лечебные (28, включая используемый в этой функции Сон Богородицы). Кроме того, здесь имеются заговоры от змей (9, в том числе один от змей и клещей), социальной направленности (призванные воздействовать на власти и вообще окружающих имярека людей) (3), любовные (2), ветеринарные (2), оберег стада (2, один из них от волка), на «смывание ружья» (1, возможно, воинский), пчеловодческий (1), на воду (1).

Учитывая, что дореволюционных публикаций смоленских заговоров было не очень много [Провинциал 1892; Добровольский 1897, 364, 366; 1908; Попов 1903, 224-249; Неклюдов 1908], корпус из 49 новых текстов несомненно обогатит наши знания об этой традиции.

25 О неточности датировок в описании В. Н. Перетца см. выше.

26 Мы пока сохраняем атрибуцию рукописи № 568/2 как серпуховскую, но под знаком вопроса.

В серпуховской (?) рукописи (№ 568/2) содержится шесть заговоров, из них четыре лечебных (от чирья, от кровотечения, от трясовицы), один оберег стада «от зверя» и один - «от злого сердца». Напомним, что эта рукопись входит в один комплекс с рукописями заговоров № 568/8 и № 568/15, то есть тоже может оказаться смоленской.

Рукопись № 568/7 содержит один приворотный заговор, записанный от крестьянки Олонецкой губернии.

Рукопись № 568/17 не имеет территориальной привязки, в ней только один заговор - от червей (угроза оторвать крапиве «голову», если не выведет червей).

Таким образом, в материалах собирателей из 57 заговоров 32 -лечебных, 9 - от змей, 4 - социальной направленности, 3 - любовных, 2 - ветеринарных, 3 оберега стада, по одному - на «смывание ружья», пчеловодческий, на воду, от червей.

Заговоры в записях собирателей

568/2 568/5 568/6 568/7 568/8 568/9 568/14 568/15 568/17 568/31

Лечебные 4 8 12 3 3 2

От змей 2 1 5 1

Социальные 1 3

Любовные 1 1 1

Ветеринарные 1 1

Обереги стада 1 1 1

Прочие 1 (на воду) 1(пчеловодческий) 1 (на ружьё) 1 (от червей)

Итого 6 11 14 1 9 9 1 3 1 2

Заговоры в рукописях «народной записи»

В собрании Шляпкина имеется пять рукописей XIX в.27 «народной записи», содержащих не публиковавшиеся до сих пор заговоры. Это сборник по пчеловодческой магии (Шляпк. 536) и четыре рукописи, имеющие в своём составе помимо основного содержания тексты нескольких заговоров.

27 Все датировки в этом разделе приводятся по описанию В. Н. Перетца.

Сборник Шляпк. 536 «Пчеловодство» первой половины XIX в. (скоропись, в четвёрку, 12 л., без переплёта) содержит 23 пчеловодческих совета с подробными инструкциями и заговорами. В тексте много украинизмов. В рукопись вложены отдельный листок с переписанной начисто страницей л. 1 (так как текст на л. 1 пострадал от влаги) и странички из «Черниговских губернских ведомостей» о корнете Черниговского карабинерского полка И. А. Тарасевиче (в отставке с 1785 г.), занимавшемся пчеловодством, и о найденной после его смерти рукописи «Наука о пчёлах», текст которой приведён в публикации [Огиевский 1853, № 19, 155-160].

В рукопись травника Шляпк. 550 1850-1860-х гг. (40 л., без переплёта, в четвёрку нотного формата, полуустав) включено восемь заговоров и вербальных формул: социальной направленности (4), от зубной боли (заговор и вербальная формула), от кровотечения (1), от вражеского оружия (1) (л. 15 об.-17 об.). Рукопись поступила к И. А. Шляпкину от лицеиста В. Берченко в 1900 г. [Перетц 1962, 482].

В скорописный лечебник Шляпк. 568/25 1860-1870-х гг. (8*, 39 л., без переплёта) включено пять лечебных заговоров (с. 71-78): от зубной боли (з), от рожи28 (1), от жабы29 (1). На л. 1 почерком образованного человека имеется помета «от Ивана Четыркина». Не исключено, что это имя лица, доставившего рукопись. Возможно, она поступила от председателя Калужской учёной архивной комиссии Ивана Даниловича Четыркина (1847-1905) [Ассонов 1910, 5-9; Кравклис 2000].

В скорописном сборнике сер. XIX в. (в четвёрку, 42 л., без переплёта, в бумажной обложке), состоящем из фрагментов «Физиолога», лечебника, сборника хозяйственных рецептов и травника Шляпк. 568/26, имеется в составе травника «молитва на собирание трав» (с. 66).

Под шифром Шляпк. 568/33 хранятся две рукописные копии 1870-х гг. (в четвёрку, 5 л.; в лист, 8 л.) травника конца XVIII в. из библиотеки Петербургского университета30, в составе каждой

28 У В. Н. Перетца прочитано «от родин (?)» [Перетц 1962, 480].

29 У В. Н. Перетца прочитано «от жару (?)» [Перетц 1962, 480].

30 См. примеч. 19.

из копий имеется два пчеловодческих заговора (с. 33-35, <43-45>), аналогичных тем, что известны по сборникам пчеловодческой магии.

Таким образом, в непубликовавшихся рукописях XIX в. «народной записи» имеется около 40 заговоров (в том числе около 25 пчеловодческих заговоров, 7 лечебных, 4 социальной направленности, и по одному - на сбор трав и от вражеского оружия), а также одна вербальная формула (от зубной боли).

Итак, в собрании И. А. Шляпкина в библиотеке Саратовского университета в составе различных рукописей имеется корпус заговоров и вербальных формул, насчитывающий около ста неопубликованных текстов - как в записях собирателей, так и в памятниках рукописной традиции XIX в. Кроме того, там же хранятся шесть рукописей XVШ-XIX вв. из олонецких материалов П. Н. Рыбникова, полные тексты которых (в том числе заговоры) до сих пор не издавались (кроме № 568/19) в соответствии с современными научными эдиционными правилами.

Введение всех этих материалов в научный оборот, в круг внимания и исследовательского интереса фольклористического сообщества откроет новые перспективы для изучения русской заговорной и магической традиции XVШ-XIX вв.

Сокращения:

ЗНБ СГУ - зональная научная библиотека им. В. А. Артисевич Саратовского

государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. НБ СПбГУ - научная библиотека им. М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета. ОР РНБ - отдел рукописей Российской национальной библиотеки. РГАЛИ - Российский государственный архив литературы и искусства. РО ИРЛИ РАН - рукописный отдел Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. СПбИИ РАН - Санкт-Петербургский Институт истории РАН.

Литература:

А. В. 1906 - А. В. [4-го ноября...] // Смоленские епархиальные ведомости. 1906. № 22. С. 1313 (Из местной жизни).

Ассонов 1910 - Ассонов В. И. Речь, произнесённая по случаю кончины председателя Калужской учёной архивной комиссии И. Д. Четыркина в заседании комиссии 18 сентября 1905 года // Известия Калужской учёной архивной комиссии. Выпуск XX. 1910 год. Калуга: Типография Е. Г. Архангельской, 1910. С. 5-9.

Бабалык 2017 - Бабалык М. Г. Сказки Аксёна Лябишного в составе рукописи из коллекции И. А. Шляпкина с записями фольклора Олонецкого края // Традиционная культура. 2017. № 3 (67). С. 97-108. URL: http://www. trad-culture.ru/sites/default/files/files_pdf/Babalyk.pdf (дата обращения: 20.09.2020).

Бабалык 2019а - БабалыкМ. Г. Былины и сказки Обонежья в записях Н. Н. Барт: исследование и тексты. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2019 .

Бабалык 20196 - БабалыкМ. Г. Об исполнителях былин и сказок Олонецкого края в записях Н. Н. Барт (1880-е гг.) // Кижский вестник. Вып. 18. Петрозаводск, 2019. URL: http://kizhi.karelia.ru/library/vestnik-18/ 1928.html (дата обращения: 20.09.2020).

Бабалык 2020 - Бабалык М. Г. Татлина (урожд. Барт) Надежда Николаевна // Русские фольклористы: Биобиблиографический словарь. XVIII-XIX вв. В 5 т. / под ред. Т. Г. Ивановой. Т. 5. СПб.: Дмитрий Буланин, 2020.

с. 174-175.

Балбышкин, Степченков 2012-2013 - Балбышкин Ю. А., Степченков Л. Л. Некрологи на страницах «Неофициального отдела "Смоленских епархиальных ведомостей"» (1865-1918 гг.). URL: https://www.sedmitza.ru/lib/ text/3190941/ (дата обращения: 20.09.2020).

Баринов, Ростовцев - Баринов Д. А., Ростовцев Е. А. Перетц Владимир Николаевич. URL: https://bioslovhist.spbu.ru/person/223-peretts-vladimir-nikolayevich.html (дата обращения: 20.09.2020).

Барсов 1873 - Барсов Е. В. Памятники народного творчества в Олонецкой губернии. СПб., 1873.

Бурьян 1959 - Бурьян Л. К. И. А. Шляпкин и библиотека Саратовского университета // Труды научной библиотеки Саратовского государственного университета. Саратов, 1959. Вып. 2. С. 128-133.

Васенко 2005 - Васенко С. В. Симфония природы. СПб., 2005.

Говорливый 1884 - Говорливый П. А. Историческая записка пятидесятилетия Псковской губернской гимназии и состоящего при ней пансиона. СПб., 1884. URL: https://petergen.com/history/pskovgim.shtml (дата обращения: 20.09.2020).

Добровольский 1897 - Добровольский В. Н. Данные для народного календаря Смоленской губернии в связи с народными верованиями // ЖС. 1897. № 3-4. С. 357-38о.

Добровольский 1908 - Добровольский В. Н. «Егорьев день» в Смоленской губ. // ЖС. 1908. № 2. С. 150-154.

Зеленин 2019/4 - Зеленин Д. К. Описание рукописей учёного архива Императорского Русского географического общества. Вып. 4 / подг. текста и вступ. ст. А. И. Васкул. СПб., 2019.

Ипполитова 2017 - Ипполитова А. Б. Рукописный сборник 1770-х гг. П. Н. Рыбникова из собрания зональной научной библиотеки Саратовского университета // Фольклор Большой Волги / сост. В. Е. Добровольская, И. В. Дынникова, А. Б. Ипполитова, М. В. Строганов. М., 2017. С. 284-309.

Ипполитова 2018 - Ипполитова А. Б. Магия в травнике конца XIX в. из библиотеки Саратовского университета (Собр. П. М. Мальцева, № 792) // Демонология как семиотическая система. Материалы V Международной научной конференции. Москва, РГГУ, 24-26 июня 2018 г. / сост. и ред. О. Б. Хри-стофорова, Д. И. Антонов. М., 2018. С. 68-71. URL: http://www.ruthenia.ru/ folklore/2018_demonology5.pdf (дата обращения: 20.09.2020).

Каргин 2009 - Каргин Ю. Ю. Паисий Михайлович Мальцев // Библиотека вуза: вчера, сегодня, завтра: сб. научн. тр., посвящ. памяти В. А. Арти-севич / сост. и отв. за вып. А. В. Зюзин; отв. ред. И. В. Лебедева. Саратов, 2009. Вып. 9. С. 78-83.

Кравклис 2000 - КравклисН. Н. Род Четыркиных: 200 лет на службе России. Смоленск: Издательский дом «Полиграмма», 2000.

Кулагин 1874/8 - Кулагин М. Историко-статистическое описание села Заозерья, Бельского уезда, Смоленской епархии // Смоленские епархиальные ведомости. 1874. № 8. С. 307-326.

Кулагин 1891/9 - Кулагин М. Историко-статистическое описание села Шило-вич, Духовщинского уезда // Смоленские епархиальные ведомости. 1891. № 9. С. 460-466.

Кулагин 1960 - Николай Михайлович Кулагин / Б. А. Кузнецов, Е. П. Островская. М., 1960.

Лавринов 2016 - Лавринов В. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016.

Мехнецова 2018а - Мехнецова Г. Н. Кулагин Михаил Степанович (Стефанович) // Русские фольклористы: Биобиблиографический словарь. XVIII-XIX вв. В 5 т. / под ред. Т. Г. Ивановой. Т. 3: Краинский - О. СПб., 2018. С. 87-88.

Мехнецова 20186 - Мехнецова Г. Н. Кулагин Михаил Тимофеевич // Русские фольклористы: Биобиблиографический словарь. XVIII-XIX вв. В 5 т. / под ред. Т. Г. Ивановой. Т. 3: Краинский - О. СПб., 2018. С. 88-89.

Мехнецова 2019а - МехнецоваГ. Н. Соколов Иоанн // Русские фольклористы: Биобиблиографический словарь. XVIII-XIX вв. В 5 т. / под ред. Т. Г. Ивановой. Т. 4: П - Софронов А. В. СПб., 2019. С. 869-870.

Мехнецова 2019б - Мехнецова Г. Н. Соколов Иоанн Арсеньевич // Русские фольклористы: Биобиблиографический словарь. XVIII-XIX вв. В 5 т. / под ред. Т. Г. Ивановой. Т. 4: П - Софронов А. В. СПб., 2019. С. 870-871.

НБП 1853 - Народные белорусские песни / собраны Е. П. СПб.: В Тип. Эдуарда Веймара, 1853.

Неклюдов 1908 - Неклюдов М. Н. Заговоры // Памятная книжка Смоленской губернии на 1909 г. Смоленск, 1908. Прил. № 7. С. 17-24.

Огиевский 1853 - Огиевский П. Столетний старец Иван Андреевич Тарасе-вич // Черниговские губернские ведомости. 1853. № 18. С. 145-151; № 19. С. 152-164.

ПД/Чанцев - URL: https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/search/?query=чан-цев (дата обращения: 20.09.2020).

Перетц 1960 - Перетц В. Н. Описание собрания рукописей профессора И. А. Шляпкина, принесённых в дар владельцем Саратовскому государственному университету // Археографический ежегодник за 1959 год. М., 1960. С. 361-466.

Перетц 1962 - Перетц В. Н. Описание собрания рукописей профессора И. А. Шляпкина, принесённых в дар владельцем Саратовскому государственному университету // Археографический ежегодник за 1960 год. М., 1962. С. 397-502.

Попкова 2010 - Попкова Н. А. Собрание рукописей и старопечатных книг научной библиотеки Саратовского университета // Славянский альманах 2009. М.: Индрик, 2010. С. 60-66. URL: http://inslav.ru/sites/default/files/ editions/2010almanah2009.pdf (дата обращения: 20.09.2020).

Попкова 2011 - Попкова Н. А. Книжное собрание П. М. Мальцева в научной библиотеке Саратовского университета // История и историческая память: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. А. В. Гладышева. Саратов, 2011. Вып. 3. С. 133-153.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Попов 1903 - Попов Г. И. Русская народно-бытовая медицина. По материалам этнографического бюро князя В. Н. Тенишева. СПб., 1903.

Провинциал 1892 - Провинциал. Деревенские знахари в Смоленской губернии // Смоленский вестник. 1892. № 114. С. 3.

Рыбников 1867/4 - Песни, собранные П. Н. Рыбниковым. Ч. IV. Народные былины, старины, побывальщины, песни, сказки, поверия, суеверия, заговоры и т. п. СПб., 1867.

Рыбников 1989-1991 - Песни, собранные П. Н. Рыбниковым: В 3 т. / под ред. Б. Н. Путилова; вступ. ст. А. П. Разумовой; подгот. И. А. Разумова, Т. С. Курец. Петрозаводск, 1989-1991.

СЕВ 1890/4 - Иоанн Афанасьевич Соколов (некролог) // Смоленские епархиальные ведомости. 1890. № 4. С. 187-190.

СЕВ 1898/18 - Смоленские епархиальные ведомости. 1898. № 18.

СКСГ 1887 - Справочная книжка Смоленской губернии на 1887 год. Смоленск, 1887.

СКСГ 1889 - Справочная книжка Смоленской губернии на 1889 год. Смоленск, 1889.

Соломонов 2010 - Письма Н. К. Пиксанова С. Ф. Платонову 19081927 годов / вступ. ст., публ. и коммент. В. А. Соломонова // История и историческая память. 2010. № 2. С. 235-260.

Список 1911 - Список окончивших курс на С.-Петербургских высших женских курсах в 1882-1889, 1893-1911 гг. СПб., 1911.

Турилов 2010 - Турилов А. А. Кирилло-мефодиевская традиция и собрание рукописей научной библиотеки Саратовского государственного университета // Славянский альманах 2009. М.: Индрик, 2010. С. 50-59. URL: http://inslav.ru/sites/default/files/editions/2010almanah2009.pdf (дата обращения: 20.09.2020).

Шляпкин 1912 - Шляпкин И. А. П. Н. Рыбников и новое издание его сборника (с приложением новых материалов) // Журнал министерства народного просвещения. 1912. № 6. С. 305-321.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.