Научная статья на тему 'Русские сельские поселения республики Татарстан: характеристика и типология'

Русские сельские поселения республики Татарстан: характеристика и типология Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1301
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
REPUBLIC OF TATARSTAN / RUSSIANS / RURAL SETTLEMENTS / ETHNO-CULTURAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Столярова Гузель Рафаиловна, Рычкова Надежда Васильевна, Рычков Сергей Юрьевич

В статье рассматриваются русские сельские поселения Республики Татарстан: их главные характеристики, а также этносоциальные и этнокультурные аспекты развития, позволившие провести их типологизацию. Тема исследования актуализирована недостаточностью изучения русских в Татарстане, необходимостью сохранения и поддержания памятников культурного наследия и серьезными проблемами в развитии русской деревни. Показаны различные научные подходы к изучению поселенческой среды, предложен авторский подход к определению понятия «русское сельское поселение». Среди основных характеристик русских поселений выделены исторически обусловленные особенности их размещения, доля в числе всех поселений в разрезе административных районов республики, динамика количества поселений и численности населения в них. Анализ разнообразных источников (статистических, документальных, литературных, а также полевых авторских материалов) позволяет сделать основное заключение: несмотря на неблагоприятный в целом демографический и социально-экономический фон, русские поселения Татарстана обладают достаточным этнокультурным потенциалом. При оптимальном использовании финансово-экономических, культурно-исторических, профессиональных и иных ресурсов возможно не только возрождение русской деревни, но и ее поступательное развитие. Немаловажную роль в этом процессе может сыграть расширение сельского этнического туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rural Settlements of Russians in the Republic of Tatarstan: Characteristics and Typology

The objective of the article is to provide a general description of the rural Russian population of the Republic of Tatarstan and types of settlements, with an emphasis on their ethnic and cultural potential. This approach allows to identify the prospects for development of rural settlements, the possibility of their inclusion in the ethnic tourism system. The study is based on a variety of sources (documentary, ethnographic, ethno-sociological, statistical ones) including the authors’ field data, and is actual due to the following reasons: insufficient studies of the issue; a number of negative trends in the development of ethnic Russian villages; the need to preserve historical and cultural heritage. The authors analyze the statistical parameters that describe the settlements of Russians, such as their density on the territory of major administrative units (districts); proportion among the settlements with a different ethnic composition; population size. It is shown that ethnic Russian settlements are characterized by a rich ethnic and cultural landscape, i.e. presence and maintenance of monuments of material and spiritual heritage, existence of ethnically marked elements in everyday life, festive and ritual practices; results of inter-ethnic contacts with the outside multiethnic population which is dominated by the Tatars and other peoples of the Volga-Ural region (the Chuvashs, Bashkirs, Mari people, Mordvins, Udmurts). The positive experience of the use of the national public resources to promote the equality of the Tatars and Russians, Orthodox and Muslim cultures in the Republic of Tatarstan is shown. Described are the measures of support for preservation of cultural heritage, including those on maintenance of material objects (religious buildings, monuments) as well as arrangement of folk festivals and traditional crafts, being taken at the national level. On the basis of a comprehensive analysis of their potential, the article proposes a few models (the complex, historical, architectural ones, etc.) of ethnic and cultural landscapes of the Russian rural settlements.

Текст научной работы на тему «Русские сельские поселения республики Татарстан: характеристика и типология»

Copyright © 2016 by the Kalmyk Institute for Humanities of the Russian Academy of Sciences

Published in the Russian Federation

Bulletin of the Kalmyk Institute for Humanities

of the Russian Academy of Sciences

Has been issued since 2008

ISSN: 2075-7794; E-ISSN: 2410-7670

Vol. 24, Is. 2, pp. 187-195, 2016

DOI 10.22162/2075-7794-2016-24-2-187-195

Journal homepage: http://kigiran.com/pubs/vestnik

UDC 316.4051; 911.37

Rural Settlements of Russians in the Republic of Tatarstan: Characteristics and Typology

Guzel R. Stolyarova1, Nadezhda V. Rychkova2, Sergei Yu. Rychkov3

1 Ph. D. of History (Doctor of Historical Sciences), Leading Research Associate, Innovative Interdisciplinary Research and Practice Laboratory for Archaeology and Ethnology, Kazan Federal University (Kazan, Russian Federation). E-mail: guzelstol@mail.ru

2 Ph. D. of History (Candidate of Historical Sciences), Associate Professor, Department of Management and Entrepreneurship, Kazan National Research Technological University (Kazan, Russian Federation). E-mail: nadvas2@rambler.ru

3 Ph. D. of History (Candidate of Historical Sciences), Associate Professor, Department of Management, Timiryasov Kazan Innovative University (Kazan, Russian Federation). E-mail: rychkovkazan@ rambler.ru

The objective of the article is to provide a general description of the rural Russian population of the Republic of Tatarstan and types of settlements, with an emphasis on their ethnic and cultural potential. This approach allows to identify the prospects for development of rural settlements, the possibility of their inclusion in the ethnic tourism system. The study is based on a variety of sources (documentary, ethnographic, ethno-sociological, statistical ones) including the authors' field data, and is actual due to the following reasons: insufficient studies of the issue; a number of negative trends in the development of ethnic Russian villages; the need to preserve historical and cultural heritage.

The authors analyze the statistical parameters that describe the settlements of Russians, such as their density on the territory of major administrative units (districts); proportion among the settlements with a different ethnic composition; population size. It is shown that ethnic Russian settlements are characterized by a rich ethnic and cultural landscape, i.e. presence and maintenance of monuments of material and spiritual heritage, existence of ethnically marked elements in everyday life, festive and ritual practices; results of inter-ethnic contacts with the outside multiethnic population which is dominated by the Tatars and other peoples of the Volga-Ural region (the Chuvashs, Bashkirs, Mari people, Mordvins, Udmurts).

The positive experience of the use of the national public resources to promote the equality of the Tatars and Russians, Orthodox and Muslim cultures in the Republic of Tatarstan is shown. Described are the measures of support for preservation of cultural heritage, including those on maintenance of material objects (religious buildings, monuments) as well as arrangement of folk festivals and traditional crafts, being taken at the national level.

On the basis of a comprehensive analysis of their potential, the article proposes a few models (the complex, historical, architectural ones, etc.) of ethnic and cultural landscapes of the Russian rural settlements.

Keywords: Republic of Tatarstan, Russians, rural settlements, ethno-cultural potential.

Abstract

Селу принадлежит важнейшая этносоциальная и этнокультурная роль. И сегодня село, зачастую в новых форматах, остается генератором и хранителем этнически маркированных форм народной духовной и материальной культуры. Исследование этнокультурного ландшафта способно показать, как трансформации форм этнокультуры, межэтнические взаимодействия поддерживают жизнь села, каковы тренды данных трансформаций. Исторически сельская община выработала механизмы оптимального саморегулирования, которые на сегодня во многом утрачены. Актуальность темы определяется:

— недостаточностью этнокультурных исследований русских на фоне масштабных исследований титульных этносов, проводимых в национальных республиках Урало-Поволжья на протяжении последних десятков лет;

— необходимостью сохранения и использования этнокультурного потенциала русских сельских поселений региона для формирования устойчивых благоприятных условий жизни людей, сохранения и развития этнокультурного наследия, достижения туристической привлекательности мест;

— особым положением русских поселений в средневолжском регионе, характеризующимся более неблагоприятными, в сравнении с поселениями титульных народов, демографическими процессами, что выдвигает задачу скрупулезного историко-статистического анализа демографического состояния русских поселений с прогнозом на будущее.

Объект исследования — сельские поселения Республики Татарстан с преобладанием русского населения. В Республике Татарстан русское сельское население составляет 21,2 % от всех жителей села (2010 г.); в 13 из 43 административных районов русское население превышает общереспубликанскую долю, еще в шести районах составляет более 50 %. Предмет исследования — этнокультурный ландшафт сельских поселений, включающий состояние этнически маркированной культуры (в том числе памятники материального и нематериального культурного наследия), демографическое развитие. Целью данной статьи является выявление основных процессов в этнокультурном ландшафте русских сельских поселений Республики Татарстан.

Методический аппарат исследования основан на сочетании опросных инструментов, традиционного анализа документов и включенного наблюдения. В 2015 г. нами были осуществлены выезды в населенные пункты, находящиеся в 13 районах республики, для сбора информации и получения непосредственных впечатлений о современном состоянии их этнокультурного ландшафта; произведена обработка полученных данных.

В современных отечественных публикациях этнокультурный потенциал сельских поселений рассматривается в основном учеными-антропологами и географами как часть природной и социокультурной среды. Появляется все больше публикаций, в которых этнокультурные факторы рассматриваются в контексте туристической привлекательности территорий, прежде всего регионов [Воловик 2014; Власенко 2008; Деточенко 2006; Паникарова 2012], однако следует отметить в этом плане и рост интереса к сельским поселениям [Намруева 2015; Пермиловская 2008]. Встречается этнологический исследовательский аспект с позиций межкультурного взаимодействия [Столярова 2014; Данилко 2010; Коростелев 2004; Ягафова 2010]. Опыт комплексного изучения сельских поселений с акцентом на этнологическую составляющую демонстрируют исследования Е. А. Ягафовой [2011], Е. В. Попова [2010] и других.

В Татарстане наибольший вклад в изучение русского сельского населения внесли этнологи Казанского университета [Бусыгин 2013; Зорин 2001; и др.], активная деятельность которых пришлась на 1960-1990-е гг. и была сосредоточена, преимущественно на изучении истории заселения русскими региона, их традиционной культуры и культурных взаимовлияний с поволжскими народами.

Авторы статьи применяют этот подход при характеристике сохранившегося культурного наследия сельских поселений Республики Татарстан. Региональные ученые в своих публикациях исследуют историю русского фольклорного праздника «Каравон», дают характеристику различных аспектов его проведения [Давлетшина 2011: 13].

Учеными различных специальностей активно разрабатываются модели образов регионов и мест, методы и приемы их исследования. В этой деятельности можно выделить различные теоретические и куль-

турно-исторические аспекты. В связи с последним актуально обращение к понятию «культурное гнездо», предложенное еще в первые десятилетия ХХ в. российскими учеными и регионоведами. Авторы данной статьи применили эту концепцию для выявления роли «Каравона» в этнокультурном ренессансе русского сельского населения Поволжья.

Авторы применили собственный методологический подход к определению понятия «русское сельское поселение». Его разработка и использование определялись потенциальной возможностью восстановления, развития и использования этнически маркированного ландшафта поселения для повышения его внешней и внутренней привлекательности. В этом контексте мы отнесли к русскому сельскому поселению населенный пункт с численным преобладанием русских жителей (не ниже 50 % от общей численности населения), причем преобладание над вторым по численности этносом (в абсолютном большинстве случаев это татары) должно составлять не менее 20 %.

Русское население Республики Татарстан, представляющее, наряду с татарами, основное население республики, частью является старожильческим — потомками ранних поселенцев средневолжского ре-

По доле русского населения в разрезе административных районов Республики Татарстан можно выделить четыре группы: 1) с преобладанием (свыше 50 %) русского населения — 6 районов; 2) с долей

гиона, частью — относительно поздними мигрантами второй половины ХХ - начала ХХ1 в. Старожильческое население начало формироваться на территории современного Татарстана еще со времен Булгарского государства и Казанского ханства и особенно активно — после присоединения последнего к Русскому государству. Как показано в трудах казанских ученых, бурные процессы колонизации русскими Среднего Поволжья в период с середины XVI по вторую половину XIX столетий и активные контакты и взаимовлияния их с поволжскими финноязычными и тюркоязычными народами привели к возникновению особой этнотерриториальной группы русского этноса — поволжских великороссов [Бусыгин 2013: 304-307]. Быстро наращивая свою численность, русские стали занимать заметное место во всех процессах в средневолж-ском регионе.

Для всего советского времени была характерна положительная динамика численности русских в Республике Татарстан. По данным первых советских переписей, численность русских составила 1 111,8 тыс. человек в 1926 г., 1 251,3 тыс. человек в 1939 г., 1 252,4 тыс. человек в 1959 г., продолжился этот рост и в последующие десятилетия (см. таблицу 1).

русского населения (от 50 % до 33 %) — 6 районов; 3) с долей русского населения (от 33 % до 10 %) — 17 районов; 4) с долей русского населения (менее 10 %) — 14 районов.

Таблица 1

Доля русских в Республике Татарстан (1970-2010 гг.)1

Доля русских в Республике Татарстан по данным переписей населения (в %)

1970 г.2 1979 г.2 1989 г.2 2002 г.2 2010 г.3

Всего русских в Республике Татарстан 42,4 44,0 43,2 39,5 39,6

В составе городского населения: 57,9 56,0 50,1 46,1 45,7

В составе сельского населения: 26,0 23,5 22,8 20,8 21,2

1 От общей численности населения.

2 См.: [Национальный состав... 2004: 8, 9, 11].

3 См.: [Национальный состав. 2013: 5].

Русские принимают активное участие в миграциях, как во внешних, так и во внутренних. Внутри республики среди русских преобладают мигранты из сельской местности в города. Во внешних миграциях число выбывших из республики русских превышает число прибывших. В целом с 1995 г. миграционный оборот русских является в Республике Татарстан самым высоким и имеет тенденцию к росту: если в 1995 г. их миграционный оборот превысил миграционный оборот татар на 3,9 %, то в 1999 г. — на 18,7 %, в 2002 г. — на 28,8 %, что обусловлено заметным преобладанием представителей русских в выбытиях.

Таким образом, демографическое развитие русского населения Республики Татарстан в период между переписями 2002 и 2010 гг. может описываться вполне определенными тенденциями: стабилизация численности; преобладание городского населения; сохранение исторически сложившихся особенностей расселения и размещения; сокращение численности сельского населения и количества поселений; преобладание женщин в старших (старше 70 лет) возрастных группах; достаточный уровень образования (2/3 русских имеют уровень образования выше среднего). Одновременно наблюдается высокая типологическая схожесть в демографических процессах у русских и татар в Татарстане.

С течением времени для русских населенных пунктов стал характерен много-этничный состав за счет заключения межэтнических браков и роста числа и доли этнически смешанных семей; впоследствии в связи с активными процессами урбанизации русских их сельские ареалы стали заполняться представителями других поволжских народов. В результате в Татарстане происходило заметное сокращение количества русских сельских населенных пунктов: так, в период с 1973 по 1986 гг. оно уменьшилось с 1 373 до 962, или на 30 % (для сравнения: за этот же период число татарских сельских населенных пунктов сократилось с 1 770 до 1 649, или на 7 %)1. Сейчас общее число сельских населенных пунктов в Республике Татарстан составляет 3 024. К русским населенным пунктам нами отнесено 735 поселений, или 24,3 %.

Седьмая часть русских поселений (101) относится к числу средних и крупных по

1 Подсчитано по: [Татарская АССР... 1973; Татарская АССР. 1986].

людности (от 500 жителей); каждое пятое поселение (155) — малолюдное, с числом жителей менее 20. В половине крупных населенных пунктов наблюдается рост численности населения. В малолюдных сельских населенных пунктах незначительный рост численности населения отмечен в каждом десятом поселении.

Приводя общую характеристику факторов, влияющих на численность русских сельских поселений региона, отметим их разнонаправленность, комплексность. При этом их историческая обусловленность, как и во всем мире, все более вытесняется экономической целесообразностью, техническим развитием, социальными условиями жизни.

Среди конкретных факторов выделим внутреннюю миграцию русского населения из больших городов в расположенные неподалеку сельские населенные пункты, развивающуюся экономическую и социальную инфраструктуру мест, локализованных рядом с оживленными автомобильными магистралями, растущую автомобилизацию населения, позволяющую людям, проживающим на селе, все быстрее и комфортнее добираться до рабочих мест в городских поселениях. Однако статистический тренд на уменьшение доли сельского населения региона остается неизменным и определяется, прежде всего, более высоким качеством жизни в городе, в первую очередь для молодежи.

Между тем, на сегодняшний день русское поселение (большое или малое) в Татарстане остается местом с высоким этнокультурным потенциалом. В его содержание мы включаем следующие компоненты.

А. Богатое историческое прошлое. Практически все существующие русские поселения (за исключением тех, что возникли в силу ряда социально-экономических причин в советское время) связаны с определенными этапами колонизации русским населением Среднего Поволжья. Первопоселенцы приходили из мест своего первоначального расселения с уже сложившимся культурно-бытовым комплексом, который адаптировался и в последующем развивался в новых природно-географических и этнокультурных условиях. В рамках одного поселения в течение длительного времени происходила непрерывная трансформация культурной традиции, особенности которой можно наблюдать и сегодня (локаль-

ные легенды, местные говоры, обрядовая культура, фольклор, элементы материальной культуры: фрагменты одежного комплекса и украшений, сельскохозяйственные орудия, средства передвижения, бытовая утварь, сохранившиеся формы связи хозяйственных и жилых построек и т. п.). Все эти культурные формы играют большую роль в системе идентификации местного русского населения, в том числе для формирования локального и регионального самосознания и взаимодействия с другими этническими группами.

Б. Наличие знаковых объектов. Полученный в ходе работы над проектом материал показал, что практически повсеместно в местах расселения русских в Татарстане имеются объекты, обладающие, независимо от статуса, высокой историко-культурной ценностью. К таковым относятся многочисленные археологические памятники, некрополи, «святые места» (родники, поляны, деревья и прочие объекты почитания и поклонения), остатки крепостных сооружений оборонительных линий; разнообразные архитектурные памятники (религиозные храмы и хранящиеся в них иконы, колокольни, часовни, могилы известных людей, эпиграфические памятники, купеческие дома, помещичьи усадьбы, общественно значимые сооружения, хозяйственные сооружения, комплексы торговой и жилой застройки), историко-краеведческие музеи, места, связанные с рождением и жизнедеятельностью известных людей.

В. Туристическая привлекательность мест. Как показали опросы, практически каждое русское поселение обладает уникальным набором культурных и природных объектов, имеющих потенциальную возможность использования в этническом и экологическом туризме.

С начала 2000-х гг. в Республике Татарстан стали реализовываться новые тренды в национальной и этнокультурной политике, связанные с общегосударственной идеей об усилении интеграционных процессов в российском обществе. В Республике Татарстан этот период охарактеризовался курсом на паритет развития татарской и русской, мусульманской и православной культур. Это выразилось в принятии ряда региональных программ, документов, направленных на реставрацию и открытие архитектурных памятников, придание официального статуса ряду народных праздников и др. В течение

последних десяти лет в Татарстане большое значение уделяется русской культуре. В 2003 г. принимается постановление Кабинета министров «О проведении Республиканского праздника русского фольклора „Каравон"», активнее празднуется Масленица, символизирующая начало весны. В 2004 г. в Казани был организован первый фольклорно-этнографический фестиваль «Кузьминки», проводится фестиваль колокольного звона в с. Алексеевском, с 2007 г. организуются молодежные этнокультурные фестивали «Обережье» и «Крутушка». Открылась сеть средних общеобразовательных школ с русским этнокультурным компонентом. В подпрограмму «Сохранение и использование недвижимого историко-архитектурного наследия» включен целый ряд архитектурных памятников, связанных с православием, таких как Благовещенский собор в Казанском кремле, церкви в разных городах и районах республики, русские усадьбы, активизируется деятельность Палаты ремесел и ассоциации ремесленников, популяризирующих народные русские промыслы.

Как показывает опыт Татарстана, сочетание качественно разных символов (этнических, религиозных, культурных, социальных) и использование их в единой стратегии развития региона свидетельствуют о значительном потенциале прагматического плюрализма. Капитал мультикультурализ-ма становится особым ресурсом развития региона и России в целом. Рост туризма, предпринимательская инициатива, укрепление идентичностей, стимулирующих к созидательным действиям, повышение имиджа России как государства, обладающего культурой и наукой общемирового значения, — все это дивиденды символического менеджмента, имеющие общегосударственное значение. Кроме того, использование символов повышает социальную и межэтническую устойчивость Татарстана за счет формирования региональной идентичности у представителей разных социальных, этнических групп, конфессий.

Анализ этнокультурного ландшафта свидетельствует, что русские сельские поселения обладают высоким туристско-ре-креационным потенциалом: это уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия. Наличие туристско-рекреационных ресурсов позво-

ляет развивать такие виды туризма, как рекреационный, культурно-познавательный, оздоровительный и экологический туризм, сельский туризм, этнотуризм и др.

Анализ паспортов сельских поселений, результаты включенного наблюдения позволили выявить благоприятные факторы для развития сельского туризма: высокий сельскохозяйственный потенциал сельских поселений; высокий природно-рекреаци-онный потенциал; наличие культурных и исторических памятников; наличие общественных и коммерческих организаций, которые могут содействовать развитию туризма в сельской местности; многоотраслевая направленность крестьянских и личных подсобных хозяйств.

В результате решения поставленных в проекте задач были разработаны модели этнокультурных ландшафтов русских сельских поселений Татарстана. Типичной моделью этнокультурного ландшафта сельского населения мы считаем совокупность исторического, религиозного, архитектурного, фольклорного и природного компонентов. Устойчивость такой модели для каждого конкретного поселения (мы не исключаем возможность создания таких моделей в масштабах муниципального района или даже республиканского микрорегиона) будет определяться правильным выбором типа модели. Мы предлагаем три модели этнокультурного ландшафта сельского поселения:

1. Комплексная. Присутствуют все или почти все выделенные компоненты, позволяющие заинтересовать в посещении поселения различные целевые группы туристов, а также удовлетворить разнообразные потребности местного населения. Предполагает проведение праздников, по масштабу выходящих за рамки не только поселения, но и района (например, «Каравон»).

2. Историко-архитектурная. Основана на богатой истории поселения, серьезном количестве архитектурных памятников культового и гражданского характера. Обязательно наличие исторического и иных музеев (например, Свияжск).

3. Монотипная. Ориентирована, как правило, на единственную составляющую, чаще всего природную. Прямого отношения к этнокультурному ландшафту не имеет, но является основой его дальнейшего развития (например, окрестности русских сел Ела-бужского района с «шишкинскими» пейза-

жами, или карстовые озера Альметьевского района, или ключи-родники с особым составом воды и т. д.). Для устойчивости моделей любого типа требуется развитие транспортной, деловой, торговой инфраструктуры.

Благодарности

Статья выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-01-18013е «Этнокультурный ландшафт русских сельских поселений Республики Татарстан: от прошлого к

будущему».

Литература

Бусыгин Е. П. Русское население Среднего Поволжья: историко-этнографическое исследование (середина XIX - начало XX в.) / сост. В. И. Яковлев. Казань: Татар. кн. изд-во, 2013. 592 с. Власенко О. В. Методика определения агроту-ристической привлекательности сельских поселений // Аграрный вестник Урала. 2008. № 7. С. 24-26. Воловик В. Н. Особенности туризма в сельских этнокультурных ландшафтах // Туризм в глубине России: сб. тр. III Междунар. научн. семинара. Пермь: Изд-во Перм. гос. нац. ис-след. ун-та, 2014. С. 48-52. Давлетшина Д. М. Социологические аспекты реализации этнометодологической стратегии в образовательном пространстве // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 3. С. 11-17. Данилко Е. С. Татары в этнически смешанных поселениях Урало-Поволжья: особенности межкультурных взаимодействий // Этнографическое обозрение. 2010. № 6. С. 54-65. Деточенко Л. В. Возможности и перспективы сельского туризма в России // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2004. № 8. С. 36-37.

Зорин Н. В. Русский свадебный ритуал. М.: Наука, 2001. 248 с. Коростелев А. Д. Этничность как фактор динамики людности сельских поселений в Башкирии // Этнографическое обозрение. 2004. № 3. С. 66-81. Намруева Л. В. Сельские территории Республики Калмыкия в 2010-е гг.: типология и характеристики // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2015. № 4. С. 192-197. Паникарова С. В. Этноэкономика региона: тенденции, проблемы и перспективы / Хакас. гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова. Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та, 2012. 222 с.

Пермиловская А. Б. Культурный ландшафт сельских исторических поселений русского Севера как объект наследия // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития: мат-лы VII Между-нар. науч.-практ. конф., посвящ. 90-летию Омского гос. аграр. ун-та и 180-летию агрономической науки в Западной Сибири: в 3 ч. Омск: Изд-во Омск. аграр. ун-та, 2008. С. 275-279.

Попова Е. В. Удмурты в этнически смешанных селениях Урало-Поволжья: опыт соседства // Этнографическое обозрение. 2010. № 6. С. 66-80.

Национальный состав и владение языками, гражданство: ст. сб. по итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. Т. 4. Казань: Из-дат. центр Татарстанстата, 2013. 162 с.

Национальный состав населения Республики Татарстан: ст. сб. по итогам Всероссийской переписи населения 2002 г. Т. 4. Казань: Из-дат. центр Комгосстата РТ, 2004. 131 с.

Столярова Г. Р. Основные аспекты межэтнического взаимодействия русского населения Республики Марий Эл // Адлеровские социологические чтения. 2014. Т. 7. № 1-1. С. 205-207.

Татарская АССР. Административно-территориальное деление. Казань: Татар. кн. изд-во, 1973. 340 с.

Татарская АССР. Административно-территориальное деление. Казань: Татар. кн. изд-во, 1986. 311 с.

Ягафова Е. А. Чуваши в межэтническом взаимодействии в Закамье // Этнографическое обозрение. 2010. № 6. С. 35-53.

Ягафова Е. А., Данилко Е. С., Молотова Т. Л., Корнишина Г. А., Садиков Р. Р. Трансформация этноконфессиональной структуры народов Урало-Поволжья в XVII - начале XXI века // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2011. № 4 (65). С. 19-31.

References

Busygin E. P. Russkoe naselenie Srednego Povolzh'ja: istoriko-jetnograficheskoe issledo-vanie (seredina XIX - nachalo XX v.) / sost. V. I. Jakovlev [Ethnic Russian population of the Middle Volga Region: a historical and ethnographic case study]. Kazan, Tatar Book Publ. House, 2013, 592 p. (In Russian).

Danilko E. S. Tatary v jetnicheski smeshannyh poselenijah Uralo-Povolzh 'ja: osobennosti mezhkul'turnyh vzaimodejstvij [Tatars in the ethnically mixed settlements of the Ural-

Volga Region: peculiarities of cross-cultural interaction], Jetnograficheskoe obozrenie (Ethnographic Review), 2010, no, 6, pp, 54-65 (In Russian),

Davletshina D, M, Sociologicheskie aspekty realizacii jetnometodologicheskoj strategii v obrazovatel 'nom prostranstve [Sociological aspects of implementation of an ethno-methodological strategy within the educational system], Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv (Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts), 2011, no, 3, pp, 11-17 (In Russian), Detochenko L, V, Vozmozhnosti i perspektivy sel'skogo turizma v Rossii [Tourism: practice, problems, prospects], Turizm: praktika, problemy, perspektivy (Tourism: practice, problems, prospects), 2004, no, 8, pp, 36-37 (In Russian),

Korostelev A, D, Jetnichnost' kak faktor dinamiki ljudnosti sel'skihposelenij v Bashkirii [Ethnicity as a factor of populousness dynamics in rural settlements of Bashkiria], Jetnograficheskoe obozrenie (Ethnographic Review), 2004, no, 3, pp, 66-81 (In Russian), Nacional 'nyj sostav i vladenie jazykami, grazhdanstvo: st. sb. po itogam Vserossijskoj perepisi naselenija 2010 g. T. 4 [The national composition and language proficiency: collection of articles based on the 2010 Census results], Kazan, Izdat, centr Tatarstanstata, 2013, 162 p, (In Russian), Nacional'nyj sostav naselenija Respubliki Tatarstan: st. sb. po itogam Vserossijskoj perepisi naselenija 2002 g. T. 4 [The national composition of the Republic of Tatarstan: collection of articles based on the 2002 Census results], Kazan, Izdat, centr Komgosstata RT, 2004, 131 p, (In Russian), Namrueva L, V, Sel'skie territorii Respubliki Kalmykija v 2010-e gg.: tipologija i harakteristiki [Rural areas of the Republic of Kalmykia in the 2010s: typology and characteristics], Vestnik Kalmyckogo instituta gumanitarnyh issledovanij RAN (Bulletin of the Kalmyk Institute for Humanities of the RAS), 2015, no, 4, pp, 192-197 (In Russian), Panikarova S, V, Jetnojekonomika regiona: tendencii, problemy i perspektivy / Hakas. gos. un-t im. N. F. Katanova [Ethno-economy of the region: trends, problems and perspectives, Katanov Khakass State University], Abakan, Khakassia State Univ, Publ,, 2012, 222 p, (In Russian),

Permilovskaja A, B, Kul'turnyj landshaft sel'skih istoricheskih poselenij russkogo Severa kak

ob' 'ekt nasledija [The cultural landscape of rural historic settlements of the Russian North as an object of heritage significance]. Sibirskaja derevnja: istorija, sovremennoe sostojanie, perspektivy razvitija: mat-ly VIIMezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvjashh. 90-letiju Omskogo gos. agrar. un-ta i 180-letiju agronomicheskoj nauki v Zapadnoj Sibiri: v 3 ch. [The Siberian village: history, contemporary state, development prospects]. Omsk, Omsk Agricultural Univ. Publ., 2008, pp. 275-279 (In Russian).

Popova E. V. Udmurty v jetnicheski smeshannyh selenijah Uralo-Povolzh 'ja: opyt sosedstva [Udmurts in the ethnically mixed settlements of the Ural-Volga Region: a neighborhood experience]. Jetnograficheskoe obozrenie (Ethnographic Review). 2010, no. 6, pp. 66-80 (In Russian).

Stolyarova G. R. Osnovnye aspekty mezhjetni-cheskogo vzaimodejstvija russkogo naselenija Respubliki Marij Jel [The basic aspects of inter-ethnic contacts of Russians residing in the Mari El Republic]. Adlerovskie sociologicheskie chtenija (Adler Sociological Readings). 2014, vol. 7, no. 1-1, pp. 205-207 (In Russian).

Tatarskaja ASSR. Administrativno-territorial'noe delenie [The Tatar ASSR. The administrative and territorial division]. Kazan, Tatar Book Publ. House, 1973, 340 p. (In Russian).

Tatarskaja ASSR. Administrativno-territorial'noe delenie [The Tatar ASSR. The administrative and territorial division]. Kazan, Tatar Book Publ. House, 1986, 311 p. (In Russian).

Vlasenko O. V. Metodika opredelenija agroturisticheskoj privlekatel 'nosti sel 'skih poselenij [Methods for tourist attractiveness evaluation of rural settlements]. Agrarnyj vestnik Urala (Agrarian Bulletin of the Urals). 2008, no. 7, pp. 24-26 (In Russian).

Volovik V. N. Osobennosti turizma v sel'skih jetnokul'turnyh landshaftah [Peculiarities of tourism in rural ethno-cultural surroundings]. Turizm v glubine Rossii: cb. tr. III Mezhdunar. nauchn. seminara (Tourism in the remote parts of Russia). Permian, Perm State National Research University Publ., 2014, pp. 48-52 (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Yagafova E. A. Chuvashi v mezhjetnicheskom vzaimodejstvii v Zakam'e [Inter-ethnic contacts of Chuvashs in the Transkama Region]. Jetnograficheskoe obozrenie (Ethnographic Review), 2010, no. 6, pp. 35-53 (In Russian).

Yagafova E. A., Danilko E.S ., Molotova T. L., Kornishina G. A., Sadikov R. R. Transformacija jetnokonfessional 'noj struktury narodov Uralo-Povolzh ja v XVII - nachale XXI veka [Transformation in the ethno-confessional structure of peoples inhabiting the Ural-Volga Region in the 17th - early 21st centuries]. Vestnik Rossijskogo gumanitarnogo nauchnogo fonda (Bulletin of the Russian Foundation for the Humanities). 2011, no. 4 (65), pp. 19-31 (In Russian).

Zorin N. V. Russkij svadebnyj ritual [The Russian wedding ritual]. Moscow, Nauka Publ., 2001, 248 p. (In Russian).

УДК 316.4051; 911.37

РУССКИЕ СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН: ХАРАКТЕРИСТИКА И ТИПОЛОГИЯ

Гузель Рафаиловна Столярова1, Надежда Васильевна Рычкова2, Сергей Юрьевич Рычков3

1 доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, научно-исследовательская лаборатория междисциплинарных инновационных и научно-практических археологических и этнологических исследований, Казанский (Приволжскоий) федеральный университет (Казань, Российская Федерация). E-mail: guzelstol@mail.ru

2 кандидат исторических наук, доцент, кафедра менеджмента и предпринимательской деятельности, Казанский национальный исследовательский технологический университет (Казань, Российская Федерация). E-mail: nadvas2@rambler.ru

3 кандидат исторических наук, доцент, кафедра менеджмента, Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова (Казань, Российская Федерация). E-mail: rychkovkazan@ rambler.ru

Аннотация. В статье рассматриваются русские сельские поселения Республики Татарстан: их главные характеристики, а также этносоциальные и этнокультурные аспекты развития, позволившие провести их типологизацию. Тема исследования актуализирована недостаточностью изучения русских в Татарстане, необходимостью сохранения и поддержания памятников культурного наследия и серьезными проблемами в развитии русской деревни. Показаны различные научные подходы к изучению поселенческой среды, предложен авторский подход к определению понятия «русское сельское поселение». Среди основных характеристик русских поселений выделены исторически обусловленные особенности их размещения, доля в числе всех поселений в разрезе административных районов республики, динамика количества поселений и численности населения в них. Анализ разнообразных источников (статистических, документальных, литературных, а также полевых авторских материалов) позволяет сделать основное заключение: несмотря на неблагоприятный в целом демографический и социально-экономический фон, русские поселения Татарстана обладают достаточным этнокультурным потенциалом. При оптимальном использовании финансово-экономических, культурно-исторических, профессиональных и иных ресурсов возможно не только возрождение русской деревни, но и ее поступательное развитие. Немаловажную роль в этом процессе может сыграть расширение сельского этнического туризма.

Ключевые слова: Республика Татарстан, русские, сельские поселения, этнокультурный потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.